Creation of a complex of conditions for development of domestic production of
construction equipment Starostina Z. (Russian Federation)
Создание комплекса условий развития отечественного производства строительнодорожной техники
Старостина Ж. А. (Российская Федерация)
Старостина Жанна Анатольевна / Starostina Zhanna - кандидат технических наук, доцент, кафедра дорожно-строительных машин, дорожно-строительный факультет,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ),
г. Москва
Аннотация: в статье анализируются возможность положительных изменений в отечественном секторе производства строительных и дорожных машин через комплекс содействующих равитию условий.
Abstract: the article analyzes the possibility of positive changes in the domestic production sector construction and road machines through a set of enabling the development of the conditions.
Ключевые слова: строительная и дорожна техника, перспективы развития, качество техники.
Keywords: construction and road construction machinery, development prospects, the quality of equipment.
В России сейчас строится достаточно много крупных национальных проектов, а также идет постоянное строительство дорог, жилья, различных сооружений, для чего необходима строительная и дорожная техника (СДТ). Однако производство СДТ в России сосредоточено в нескольких ключевых сегментах, в которых отечественные компании сохранили существенные компетенции: автокраны, автобетоносмесители, экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, катки, остальные виды техники импортируются из стран Западной Европы и Китая.
С начала девяностых в Россию хлынул поток различной иностранной техники, предпосылкой такого наплыва был развал собственного производства, снижение качества машин и, конечно, высокий интерес к более усовершенствованному западному образцу техники. Иностранные производители строительной техники и сейчас на российмком рынке видят вполне определенные перспективы сбыта и легко отдавать данную нишу не собираются. Однако следует обратить внимание, что значительную часть импорта строительной техники занимают бывшие в употреблении машины. Рынок подержанной техники достаточно разнообразен, приобретение ее имеет свои преимущества: меньшие единовременные вложения в сравнении с новой машиной, получение машины известного бренда, с хорошими характеристиками, но при этом у такой техники нет гарантийного срока обслуживания и вполне возможно выработан ресурс. Техника в процессе эксплуатации теряет часть стоимости, поэтому европейская по сниженным ценам, потерявшая часть стоимости, способна составить конкуренцию российской новой технике. Однако, покупатели проводят сравнение приобретаемых образцов не только по цене, но и еще по ряду параметров (надежность, долговечность, наработка на отказ, высокая производительность, эргономичность, дизайн, срок безаварийной работы, использование современных инженерных решений, экономичность, оперативно выстроенный сервис и т. д.), и нередко эти сравнения в пользу импортных аналогов, так как по ряду показателей они имеют значительные преимущества.
Некоторые специалисты рассматривают сборку строительной спецтехники на базе собственных шасси с установкой иностранного оборудования или его основных узлов как перспективное направление. Это, конечно, позволяет снизить стоимость в среднем на 15 % по сравнению с импортной [1], но не позволяет такую технику считать отечественной, т. к. в ней более 80 % импортных комплектующих. Соответственно ее цена очень сильно будет зависить от валютных колебаний. В России собственные производства строительных машин открыли ряд таких крупных производителей как в Liebherr, Terex, Volvo CE и Hitachi, и если бы данные компании использовали частично российские комплектующие, то отечественная отрасль машиностроения могла бы более активно развиваться.
Выпуск комплектующих СДТ совместно с комплектующими сельскохозяйственной и военной техники (достаточно много взаимозаменяемых узлов и деталей) дало бы значимый импульс в развитии отечественных предприятий, а также, если ценовая привлекательность нашей техники по сравнению с импортной постепенно вырастет, то, возможно, уступая по некоторым качественным характеристикам, отечественные производители со временем могут занять значительную долю рынка.
Причин, замедляющих развитие собстенного прозводства, достаточно много, к ним можно отнести недоверие потребителя по отношению к отечественной продукциих [1], что ведет к снижению сбыта, к торможению развития отрасли, как следствие снижает вложение в НИР и НИОКР. Образцы российской техники отстают от импортных аналогов по всем показателям, и вследствие такой политики ввозится новая или чаще старая техника, такая, которая практически выработала свой ресурс. Высокие налоговые ставки ухудшают финансовое положение предприятия.
Таким образом, сдерживающими факторами развития данной отрасли можно считать:
■ несовершенство налоговой политики в части обеспечения стимулирования производителей за участие в инновационных разработках, НИР и НИОКР;
■ при оценке новой технологии или машины критериями отбора являются в основном только экономические показатели (например, снижение себестоимости);
■ отсутствие финансирования научных исследований в вузах, снижение материального ресурса учебных заведений и, как следствие, ухудшение подготовки учащихся;
■ отсутствие механизмов на законодательньном уровне, формирующих заинтересованность во внедрении инноваций и отсутствие финансирования научно-исследовательских работ;
■ отсутствие системы финансирования и планирования научных исследований и их внедрения в производство самими предприятиями и регулирования государством;
■ отсутствие государственной поддержки и регулирования в области производства.
Для улучшения качества продукции необходимо изменить основные показатели, технические и технологические требования к СДТ на ближайший период.
Повысить технические требования к машине (снизить удельный расхода топлива и металлоемкость, повысить запас крутящего момента и мощность двигателя, повысить ресурс двигателя, снизить уровень шума в кабине, повысить производительность гидравлической системы).
Улучшить показатели надежности (повысить наработку на отказ, снизить трудоемкость технического обслуживания и т. д.).
Повысить уровень технологических требований (внедрить современные технологии производства, заменить парк станков, производить автоматизированный контроль работы узлов и агрегатов).
Ужесточить экологические требования (исключить утечки в системе питания, охлаждения, смазочной и гидравлической систем, снизить вредные выбросы отработанных газов и внешнего шума; запыленность и вредные выбросы при работе техники должны соответствовать нормам среды на рабочем месте оператора техники как у западных образцов).
Изменить критерии экономической эффективности (снизить себестоимость работ, затрат труда, срок окупаемости капиталовложений, материалоемкость, расход топлива и потребляемых энергоресуров; повысить энергонасыщенность техники и оборудования).
Улучшить коммерческие требования (снизить стоимость в сравнении с зарубежными аналогами при одинаковом уровне производительности, качественных показателях работы, одинаковом уровне надежности работы; обеспечить сервисное обслуживание и продлить гарантийный срок).
К настоящему моменту сильных изменений на рынке (СДТ) и в области их производства не произошло, а для изменения сложившейся ситуации необходимо:
1. Совершенствовать систему технических регламентов, направленных на повышение качества российской продукции.
2. Повысить качество системы государственного заказа и госзакупок.
3. Предоставить возможность использования банковских кредитов на приобретение отечественной продукции с более низкой процентной ставкой.
4. Запретить финансировать сделки по приобретению продукции импортного производства банками с государственным участием.
5. Запретить субсидирование закупок импортной продукции при наличии отечественнх аналогов.
6. Снизить налогивую нагрузку компаниям, участвующим в НИР и НИОКР.
7. Усилить требования сертификации соответствия импортной продукции.
8. Предоставлять субсидии на техническое перевооружение и закупки нового оборудования для производства СДТ.
9. Стимулировать развитие производства иностранных компаний на территории РФ с обязательным использованием определенной доли российских комплектующих.
10. Привлечь в отрасль высококвалифицированных специалистов.
11. Стимулировать внедрение инноваций.
По нашему мнению, предложенные мероприятия позволят увеличить объемы производства отечественной строительно-дорожной техники в достаточно короткие сроки.
Литература
1. Уханов В. С., Зайцева К. Н. Состояние и перспективы развития рынка современной строительной техники. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru.
2. Старостина Ж. А. Проблемы развития российской строительно-дорожной техники. Международная научно-практическая конференция «Международное научное обозрение проблем и перспектив точных и технических наук». Лондон, Великобритания. // International scientific review № 6 (7), September 2015 г.