Научная статья на тему 'Проблемы развития российской строительно-дорожной техники'

Проблемы развития российской строительно-дорожной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / COMPETITIVENESS / ROAD CONSTRUCTION INDUSTRY / IMPORT SUBSTITUTION / TECHNICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старостина Жанна Анатольевна

В статье анализируются проблемы развития производства дорожно-строительной техники в России на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старостина Жанна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития российской строительно-дорожной техники»

Problems of development of the Russian road construction equipment Starostina Z. (Russian Federation)

Проблемы развития российской строительно-дорожной техники Старостина Ж. А. (Российская Федерация)

Старостина Жанна Анатольевна / Starostina Zhanna - кандидат технических наук, доцент, кафедра дорожно-строительных машин, дорожно-строительный факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ),

г. Москва

Аннотация: в статье анализируются проблемы развития производства дорожно-строительной техники в России на современном этапе.

Abstract: the article analyses problems of the development of road construction machinery production in Russia now days.

Ключевые слова: конкурентоспособность, строительно-дорожная отрасль, импортозамещение,

техническое развитие.

Keywords: competitiveness, road construction industry, import substitution, technical development.

Необходимость интенсивного развития собственного производства российской строительно-дорожной техники (СДТ) обусловлено активным формированием строительного сегмента и обширным строительством дорог. Исходя из прогноза социально-экономического развития до 2030 года министерства экономического развития Российской Федерации, машиностроительный комплекс вообще является одним из ключевых секторов экономики, уровень развития которого в значительной степени определяет состояние экономического потенциала Российской Федерации, ее конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках, а также обороноспособность государства [1]. Однако при прочих равных условиях ракетнокосмическому и оборонному комплексу государство уделяет куда большее внимание, нежели развитию СДТ.

Интеграция в мировую экономику и нормальный путь развития этого процесса ранее не предполагал острой необходимости развития собственной промышленности, которая была утеряна в 90-е годы прошлого века. Западные технологии производства и образцы строительно-дорожной техники наглядно нас убеждали в том, что наше производство в значительной степени отстало, и остается только вариант выбирать лучше, но уже не производить. По ряду критериев импортная техника имеет лучшие показатели, к ним можно отнести эстетичность, дизайн, эргономику и комфорт, оснащенность электроникой, а также лучшие показатели долговечности и сохраняемости.

Если рассматривать вопрос конкурентоспособности, т. е. производства продукции машиностроительного комплекса СДТ на высоком мировом уровне, то соответственно необходимо провести качественные изменения в отраслях, непосредственно влияющих на уровень качества российской СДТ. Для определения стратегии развития российской строительно-дорожной техники необходимо решить существующие проблемы развития комплекса. К этим проблемам можно отнести:

1. Вопросы соответствия профессионального высшего и среднего образования современным требованиям производства.

Машиностроение является наукоемкой отраслью. Подготовка квалифицированных кадров, которая ведется вузами и средним профессиональным образованием, в настоящий момент не обеспечивает современных требований производства. Студенты, приходя в вуз, должны становиться активными участниками образовательного процесса, но в условиях отсутствия финансирования научной деятельности вузов, отсутствия отраслевых лабораторий, отсутствия оплачиваемых производственных практик и тесного сотрудничества производства и образования, невозможна полноценная и высокоэффективная подготовка. Любая научная работа вузов по повышению эффективности производства, эксплуатации и проектирования СДТ государству не интересна, а частные компании, владеющие производством строительно-дорожной техники, желают получать любые разработки бесплатно или если оплачивать, то уже конечный результат.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны выполняться научным сообществом не ради самой работы над этими идеями, но ориентированно на конечного потребителя, а промышленник, в свою очередь, должен оплачивать данный труд, так как в дальнейшем получит с исследования прибыль. На этапе проведения исследований производители не хотят вкладывать деньги в инновации, они ждут появления выгодных и бесплатных проектов. В силах государства обеспечить поддержку ученых по данному вопросу, вероятно применив налоговые льготы тем предприятиям, которые сотрудничают с вузами по вопросам подготовки специалистов и в области инвестиций в НИОКР.

2. Отсутствие современного станкостроительного комплекса.

Современный станкостроительный комплекс может обеспечить высокий уровень технологического процесса изготовления деталей проектируемых изделий, однако мощности предприятий-изготовителей строительной техники изрядно устарели и требуют нового оснащения.

Следует импортные комплектующие и оборудование стремиться заменять отечественными аналогами, возможно, это будет правильное решение в условиях все увеличивающегося давления на Россию со стороны Запада.

Если не начинать производить собственную продукцию, ссылаясь на ряд факторов, которые препятствуют производству, то, вероятно, перспективы развития собственных производств никогда не станут реальностью.

3. Отсутствие госкомпаний, производящих и проектирующих СДТ.

Государство в настоящий период полностью отдало сферу производства строительно-дорожной техники частным компаниям. Создание нескольких госкорпораций было бы грамотным решением по производству отечественной строительно-дорожной техники. Государственный сектор мог бы служить ориентиром по вопросам качества, ценообразования и создавал бы условия конкурентоспособности российской техники с зарубежными аналогами.

Государство должно сосредоточиться на развитии собственного машиностроительного комплекса, учитывая свои национальные приоритеты. Если участие в сторонних организациях (например, ВТО) приводит к ужесточению развития своих технологий, производств и довлеет над перспективой развития данной отрасли, то, вероятно, стоит проанализировать, насколько негативно и позитивно это сотрудничество для нашей промышленности?

4. Низкое финансирование НИОКР по СДТ.

В настоящее время наблюдается тенденция снижения доли российской строительно-дорожной техники на внутреннем рынке Российской Федерации. Это является результатом вытеснения нашего производителя с рынка и уменьшением его доли за счет недорогой, бывшей в эксплуатации зарубежной техники. Сокращение спроса ведет к снижению рентабельности производства и сокращению доли НИОКР. Производственные мощности российских производителей строительно-дорожной и коммунальной техники загружены на треть.

5. В российском оборудовании большое количество импортных комплектующих и оборудования.

Существует объективная необходимость стимулировать потребителей покупать отечественную технику, предоставляя различные меры поощрения. Чтобы цены на российскую технику были конкурентноспособны, нужно снизить импортную составляющую, исключив влияние валютных колебаний. Если изначально техника будет уступать в качественных характеристиках, то будет выигрывать за счет цены.

6. Отсутствие государственной поддержки.

При комплексной государственной поддержке станет возможным создание конкуретноспособных образцов и это не только упрочит позиции, но и позволит развить отрасль и замедлить темпы снижения производства.

7. Сильное влияние западных конкурентов.

Огромное влияние на формирование рынка и спрос в стране оказывает ситуация за рубежом. В России во многом остаются именно персональные личные отношения с пользователями техники - признают представители мировых брендов. У российских арендных компаний по-прежнему пользуется спросом техника иностранных производителей: Caterpillar, Hitachi, Komatsu, Bobcat, Liebherr JCB, Haulotte, Daewoo-Doosan. Среди российских марок - Автокран, ЧТЗ, ТВЭКС [1].

Вероятно, что в наступающем году в результате изменения условий хозяйствования из-за кризисной ситуации большинство предприятий машиностроительной отрасли столкнутся с целым комплексом проблем и, прежде всего, с резким падением спроса на продукцию из-за неплатежеспособности покупателей, замедлением расчетов и лавинообразного роста неплатежей. К ним можно отнести скопление готовой продукции на складах, трудности получения ресурсов в банках для обеспечения непрерывности производства, а также их значительное удорожание.

Повышение конкурентоспособности российского производства по отношению к импортным аналогам в совокупности с реализацией механизмов государственного регулирования рынка строительно-дорожной техники, в том числе в части стимулирования спроса, приведет в конечном итоге к интенсификации процессов импортозамещения на внутреннем рынке.

Развитие строительно-дорожной отрасли также будет определяться основными параметрами научнотехнического развития реального сектора экономики. Развитие таких отраслей, как жилое, промышленное строительство, дорожное строительство будет задавать тенденцию развития отрасли СДМ, однако надо воспользоваться возникшими потребностями отрасли российским производителям, а не укреплять позиции зарубежных компаний у нас в стране. Для устойчивого роста машиностроительному сектору необходима активизация инвестиционных процессов в стране, которая в текущих условиях может произойти только за счет возобновления реализации крупных инфраструктурных госпроектов.

Некоторые исследователи, занимающиеся анализом перспектив развития дорожно-строительной отрасли, рассматривают наличие базовых или консервативных сценариев развития нашей промышленности - это когда возможен вариант развития, исходя из сложившийся тенденции. Такой подход к решению

проблем развития отечественной отрасли СДТ является недопустимым, так как это не сценарии развития, а лишь существующие тенденции, которые с течением времени показывают снижение доли российской техники на рынке.

В заключение можно сказать, что девальвация рубля и санкции Запада снизили динамику закупа нового оборудования импортного производства, но пока не оказали заметного положительного влияния на динамику российского производства СДТ. Проблемы, озвученные в данной статье, вероятно, не будут решены в ближайшее время. Поэтому можно с уверенностью сказать, что существенного улучшения динамики производства в строительно-дорожной подотрасли не случится, во всяком случае, предпосылок для этого пока что нет. В период экономического спада, скорее всего, и не будет какой-либо положительной тенденции на финансовое вливание в отрасль, которое дало бы активный импульс развития, однако заложить фундамент для дальнейшего развития необходимо, и, возможно, это следует начать с развития государственной поддержки компаний-производителей СДТ и с развития кадрового и научного потенциала страны.

Литература

1. Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. Минэкономразвитие России. Москва, 2013.

2. Старостина Ж. А., Онегин В. Е. Совершенствование системы подготовки инженерных кадров для производственного комплекса. Дорожное строительство - 2013. - № 12, - с. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.