УДК 624.132
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СТРОЙИНДУСТРИИ
О.Н.Спивак1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Статья содержит краткий обзор ситуации в стройиндустрии Иркутской области и России. Рассмотрен отечественный рынок строительно-дорожных машин, приведена информация о его структуре, в том числе соотношение зарубежных и отечественных строительно-дорожных машин. Определена взаимосвязь между соотношением парка основных строительно-дорожных машин и ситуация в стройиндустрии России. Выявлены тенденции развития рынка строительно-дорожных машин. Ил. 3. Табл.6. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: строительно-дорожные машины; производство строительной техники; состояние парка строительно-дорожных машин.
MODERN TENDENCIES OF RUSSIAN MARKET OF ROAD-MAKING MACHINERY AND ITS INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF BUILDING INDUSTRY O.N. Spivak
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074
The article contains a review of the situation in the building industry of Irkutsk region and Russia. The author examines home market of road-making machinery; gives information on its structure, the proportion of foreign and Russian road-making machines is included. The author determines the correlation between the proportion of the park of basic road-building machines, and the situation in the building industry of Russia. The tendencies of development of road-making machinery market are revealed. 3 figures. 6 tables. 4 sources.
Key words: road-making machinery, manufacturing of building equipment, condition of the park of road-building machines.
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство» в Иркутской области за 2007 год достиг 44484,2 млн. рублей, или 129,2% по отношению к 2006 году. Кроме того, за 2007 год выполнено строительно-монтажных работ хозяйственным способом на сумму 488,8 млн. рублей.
Крупными и средними строительными организациями за 2007 год выполнено работ по основному виду деятельности на 28444,1 млн. рублей, что составляет 135,4% к уровню 2006 года. На 1 января 2007
240 220 200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
XII I II III IV V VI V11VI11 IX X XI XII I II III IV V VI VIIVIIIIX X XI XII I II 2004 2005 2006 2007
года ими заключено заказов (контрактов) на сумму 4925,8 млн. рублей, что при существующем уровне загрузки мощностей обеспечивает формирование производственной программы на несколько месяцев 2008 года [1].
На рис. 1 отчетливо прослеживаются темпы роста объемов, выполненных строительными организациями региона за последние 3 года.
Приведенные цифры говорят если не о значительном оживлении в данном виде экономической
IV V VI VIIVIII IX X XI XII
Рис. 1. Динамика объема работ, выполненных по договорам строительного подряда (в % к декабрю 2004 года)
1Спивак Ольга Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры строительных, дорожных машин и гидравлических систем, тел.: 89043547732, 405134.
Spivak Olga Nikolaevna, a candidate of technical sciences, a senior lecturer of the Chair of Construction and Road Machinery and Hydraulic Systems, tel.: 89043547732, 405134
деятельности (ВЭД) то, по крайней мере, о значительном росте.
Достижение таких темпов в значительной мере обеспечивает и строительно-дорожная техника, структура и качество парка которой в последнее время претерпевают значительные изменения в соответствии с существующим спросом, платежеспособными заказами, в т.ч. муниципальными, региональными и федеральными.
Следует учесть и то, что Иркутская область пока не самая передовая по объемам строительства: и в Сибирском федеральном округе, и в других регионах России имеются субъекты, где показатели значительно выше.
В табл. 1 приведена информация об объемах работ уже в разрезе Российской Федерации, из которой
видно, что уже два года подряд объемы строительства увеличиваются на более 18 % ежегодно. Состояние парка строительно-дорожных машин (СДМ) в полной мере отражает ситуацию не только в таком виде экономической деятельности, как строительство, но и в сфере российского производства СДМ, в т.ч. таком важном аспекте, как «цена-качество» выпускаемой техники.
Данная статья в продолжение предыдущей, где рассматривались региональные проблемы парка СДМ, направлена на описание ситуации на рынке СДМ и состояния парка уже в разрезе показателей Российской Федерации.
В отличие от европейского рынка, где в условиях прошедшего обновления парка, способного удовлетворить ожидаемый спрос на строительство в ближайшие год-два, не предвидится значительных увеличений продаж техники, российский рынок претерпевает значительный подъем, что связано, прежде всего, с подъемом экономики, в т.ч. с реализацией национальных и других глобальных строительных проектов. Подобные выводы подтверждают исследования известной британской консультационной компании OffHighway Research (OHR).
То, что в отдельных строительных организациях состоянию парка СДМ придается большое внимание -
естественно. Ведь парк машин является наиболее динамичной частью овеществленного капитала предприятия, поскольку постоянно изменяется местонахождение машин, входящих в парк, их концентрация, срок службы, технологические требования, предъявляемые к машинам и т. д.
Кроме того, именно средства механизации парка выполняют совместно с рабочей силой основные функции предприятия и оказывают значительное влияние на конечный результат его работы. Качественный и количественный состав парка машин определяет темпы строительства, стоимость производства работ, качество выполняемых работ, долговечность возведенных или отремонтированных объектов и, в конечном итоге, конкурентоспособность фирмы, её имидж.
Таблица 1
строительство [2]
Сейчас инвестиции в строительство стали расти, и это в определенной степени является мотивацией для обновления парка СДМ. Однако осуществить это только за счет импортной техники невозможно. И вопрос не только в качестве зарубежной техники и многообразии финансовых механизмов её приобретения, но и, прежде всего, в экономической безопасности России, предопределяющей необходимость развития собственного производства СДМ с сопоставимыми техническими данными и более низкой стоимостью.
А здесь очевидна роль государства в создании механизмов и условий для создания конкурентоспособного сектора СДМ в машиностроительном комплексе страны.
По данным Института проблем транспорта РАН, сегодня 40-50% основных производственных фондов дорожно-строительных организаций в России достигли предельного физического и морального износа, полностью самортизированы 48% скреперов, 38% экскаваторов, 47% бульдозеров. Росстат дает еще более удручающие показатели (табл. 2).
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельност -
Годы Млрд. руб. (до 2000 г.- трлн. руб.; в фактически действовавших ценах) В процентах (в сопоставимых ценах)
к предыдущему году к 1990
1992 1,5 64,0 63,0
1995 145,7 93,8 41,3
2000 503,8 113,5 36,1
2001 703,8 110,4 39,9
2002 831,0 102,9 41,0
2003 1042,7 112,8 46,3
2004 1313,6 110,1 50,9
2005 1754,4 113,2 57,7
2006 2350,8 118,1 68,1
2007 3293,3 118,2 80,5
Состояние парка основных строительных машин в строительных организациях [2]
Строительные машины Удельный вес машин с истекшим сроком службы в общем количестве машин, %
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Экскаваторы одноковшовые 21,5 42,5 44,5 47,4 48,4 47,5 46,8 44,7 42,3
Скреперы 18,7 55,7 58,8 60,7 70,3 72,5 71,0 71,7 71,9
Бульдозеры на тракторах 22,3 51,4 53,4 56,2 56,6 57,6 57,6 56,5 54,9
Краны башенные 38,7 60,7 66,1 70,7 72,7 73,0 74,0 69,0 60,9
Краны на пневмоколесном ходу 33,0 55,0 59,6 62,6 66,0 65,5 64,6 63,4 64,1
Краны на автомобильном ходу 23,2 40,1 43,4 46,4 47,5 49,4 49,4 47,8 46,2
Краны на гусеничном ходу 42,4 64,1 67,9 72,6 74,1 76,1 75,7 73,8 70,1
Автогрейдеры 15,8 30,5 33,4 36,6 39,8 40,4 44,6 47,2 49,2
Тракторы 15,6 41,4 44,6 49,6 51,5 53,1 53,5 53,9 н/д
Кроме того, унаследованный строительно-дорожными организациями с советских времен парк машин нерационален по структуре. Основные потребности отрасль испытывает в мобильной технике малой мощности и грузоподъемности. Таких машин в парке должно быть около 60%, однако в подобной пропорции представлены, наоборот, мощные машины, которые в процессе использования на мелкомасштабных работах обходятся в полтора-два раза дороже.
В России наиболее известным производителем СДМ является группа ГАЗ, (основной акционер - машиностроительный холдинг «Русские машины»), объединяющая ряд предприятий, в т.ч. «Саранский завод автосамосвалов», «Автодизель» (Ярославский моторный завод), «ТВЭКС» (Тверской экскаваторный завод), «Челябинский завод строительно-дорожных машин». «Брянский арсенал» и др.
По информации журнала «Энергия промышленного роста» под управлением Группы ГАЗ производится более половины экскаваторов в России. Примерно 80% рынка бульдозеров делят компании «Промтрак-тор» (входит в Тракторные заводы) и «ЧТЗ-Уралтрак». Около 70% сегмента автогрейдеров делят газовские же «Брянский Арсенал» и «Челябинские строительно-дорожные машины», оставшаяся доля принадлежит орловскому «Дормашу». Конечно, по масштабам деятельности российским холдингам далеко до мирового уровня. Например, годовые объемы продаж выпускающей самую широкую в мире линейку СДМ американской компании Caterpillar приближаются к 40 млрд. долларов, японской Komatsu - к 15 млрд. долларов. Сегменты рынка в России имеют и Dynapac, Astec Industries Inc., Volvo Construction Equipment (Швеция), Wirtgen International, Либхерр-Русланд (Германия), JCB Inc. (Великобритания) и др. компании. Годовой же оборот всей Группы ГАЗ (включая, кроме СДМ, продажи автомобильной и другой техники) приближается к 4 млрд. долларов.
Стремительными темпами в России развивается рынок СДМ Китайского производства (Крупнейшее предприятие КНР по производству СДМ - Xuzhou Con-
struction Machinery Group Inc.). Вопреки распространенному заблуждению высокий спрос на сделанную в Китае спецтехнику и дорожные машины определяется не их низкой ценой (которая, конечно, ниже, чем цены на продукцию европейских компаний на 10 - 20%), а постепенно растущим качеством, предопределяемым объективными причинами. Китай занимает третье место в мире по объему производства строительных машин после США и Японии, на его долю приходится уже более 15% мирового выпуска строительных машин. По мнению экспертов OHR, в связи с наличием в Китае огромных производственных мощностей в строительно-дорожном машиностроении, а также относительно невысоким уровнем заработной платы доля этой страны в мировом производстве строительных машин в начале следующего десятилетия достигнет примерно 50% [3]. В табл. 3 приведены основные российские производители СДМ.
Маркетинговые исследования российского рынка, проведенные известной компанией НБМ Бизнес Консалтинг, определяют емкость российского рынка СДМ величиной немногим менее 1 млрд. долларов, включая технику зарубежного и отечественного производства. Вместе с тем, наблюдается значительный рост спроса на СДМ - ежегодно он составляет более 50%.
На рис. 2 приведено соотношение СДМ отечественного и зарубежного производства, из которого видна тенденция увеличения количества импортных машин.
До недавнего времени низкая обновляемость парков строительной техники объяснялась объективными причинами и, в первую очередь, резко снизившейся за последнее десятилетие инвестиционной активностью. Сокращение инвестиций существенно повлияло как на производство строительных машин и механизмов, так и на их использование. По данным Госкомстата РФ, менее чем за 10 лет объемы производства строительной техники отечественными заводами снизились более чем в шесть раз.
Основные российские производители СДМ
Вид выпускаемой техники Предприятие
Краны на автомобильном ходу ОАО «Автокран» (Ивановец)
ОАО «Галичский автокрановый завод» (ГАКЗ)
ОАО «Клинцовский автокрановый завод» (КАЗ)
ОАО «Челябинский механический завод» (ЧМЗ)
Экскаваторы ОАО «Тверской экскаваторный завод» (ТВЭКС)
ООО ПО «Интер-Дон»
ОАО «САРЭКС» (Саранский экскаваторный завод)
ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод при Спецстрое России» (ДЭЗ)
ОАО НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ)
Бульдозеры ООО «ЧТЗ-Уралтрак»
ОАО «Промтрактор» (Чебоксарец)
ОАО «Уралмашзавод» (Уралмаш)
Строительные погрузчики ОАО НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ)
ОАО «Тверской экскаваторный завод» (ТВЭКС)
ОАО «Машзавод им. Калинина»
ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ)
ЗАО «Погрузчик» (Орел)
ОАО «Донецкий экскаватор»
Автогрейдеры ЗАО «Дормаш» (Орел)
ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ)
ОАО «Радицкий машиностроительный завод» (Брянск)
ОАО «Брянский арсенал»
Тракторы ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ)
ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВМТЗ)
ОАО ПО «Елабужский автомобильный завод» (ЕлАЗ)
ООО «ЧТЗ-Уралтрак»
ЗАО «Петербургский тракторный завод» (Кировец)
Тысяч штук э о о о о о о о 11111 Л 12, 8
10, 8 10,2
5,8
4,8 5,1
2,7 1,6 2,5
_р0!^_ 0,7 т- 1Ж 115 0,6
Экскавато ры одноков ш Скреперы Бульдозер ы на тракторах Краны башенные Краны на ав мобиль ном ходу Краны на пневмоко лесном Краны на гусенично м ходу Автогрейд еры
□ Отечественные 10,8 0,6 12,8 4,8 10,2 1,5 2,5 5,1
□ Зарубежные 5,8 0,4 2,7 0,7 1,6 0,8 1,5 0,6
Рис. 2. Структура основных строительных машин в строительных организациях по состоянию на 1 января 2008 года [2] по количеству отечественных - зарубежных в тыс. шт.
Отдельные показатели ВЭД DK «Производство машин и оборудования» [2]
Показатель 2005 2006 2007 2008 (I кв.)
Индекс промышленного производства, % 110,1 113,8 120,5 178,8
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млрд. руб. 461,0 552,4 771,8 191,6
Сегодня в России эксплуатируется огромный парк отечественных машин, производимых не столько с ориентацией на рыночный спрос, сколько с учетом возможностей морально устаревшего и изношенного оборудования производителей. Длительная изоляция российского машиностроения от мирового рынка при-
вела к тому, что сейчас цена потребления российской строительной техники (цена самих машин, эксплуатационные расходы, затраты на ремонт и убытки от их простоя) становится уже неконкурентоспособной и превышающей среднемировые показатели.
Следует отметить, что лидирующие позиции в российском производстве СДМ, по которым происходит рост, занимают тракторы и краны на автомобильном ходу, далее следуют бульдозеры и погрузчики строительные. Однако в целом, несмотря на активные темпы роста потребления, динамика российского производства СДМ имеет отрицательную тенденцию (снижается темп производства), что ставит зарубежных производителей на первые места по объемам продаж СДМ в России. Комментарии, как говорится, излишни.
Впрочем, выход из ситуации машиностроители уже нашли: они наращивают конкурентоспособность при помощи западных же производителей. В России уже начали создаваться совместные производства дорожных машин с использованием импортных комплектующих. Так, заливщик швов ЭД 135 по лицензии немецкой фирмы Вгеттд в Московской области выпускает НПО «Росдормаш». Ивановская компания «Кранэкс» изготавливает экскаваторы новой серии ЕК с немецким гидрооборудованием фирм Mannesmann Rexroth и Parker Hydraulics. Кроме того, у «Росдорма-ша» есть совместное раскройно-заготовительное производство с японской Komatsu. Сотрудничество ведется и в смежных сферах.
Подобный подход получает в России все большее распространение. Параллельно россияне делают еще один шаг - внедряют собственные разработки с использованием импортных запчастей. По этому прин-
ципу, например, изготовлен фронтальный погрузчик «Дормаша» ПК-27 с двигателями английской Cummins или немецкой Deutz, коробками передач ZF (Германия) или Dana (США), итальянской гидравликой. Наконец, собственные наработки могут внедряться с применением зарубежного управленческого опыта, как на
Группе ГАЗ, все заводы которой с прошлого года начали работать по системе производства, принятой в Toyota [4].
Связывая сложившуюся ситуацию с загрузкой предприятий машиностроения, производящих СДМ (табл. 4), можно сделать однозначный вывод: несмотря на очевидный прогресс качества и более низкие цены, российские производители пока неконкурентоспособны с зарубежными фирмами, продолжающими активно осваивать российский рынок. Импортная продукция имеет устойчивый спрос благодаря увеличивающимся объемам дорожно-строительных и строительно-монтажных работ и набирающему силу процессу технического перевооружения строительной отрасли в целом. Справедливости ради необходимо
1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
10 -г-
о--■-■-■-1 --I -—
Рис. 3. Индекс предпринимательской уверенности* [2]
отметить, что начиная с 2006 года наметилась положительная тенденция, в частности, по кранам на автомобильном ходу, тракторам, экскаваторам одноковшовым, бульдозерам и грузовым автомобилям, но пока это существенно не влияет на рынок СДМ.
Таблица 5
Уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции обрабатывающих производств (в процентах) [2]
1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Краны мостовые электрические (включая специальные) 87 74 6,9 2,9 3,3 3,8 3,7 3,0 3,9 2,8
Краны на автомобильном ходу 92 82 37 27 43 44 42 51 57 76
Тракторы 98 81 11 19 14 9,5 8,4 9,3 10 15
Экскаваторы одноковшовые с ковшом емкостью от 0,25 до 3,2 м3 89 98 36 28 32 33 30 36 45 48
Бульдозеры 93 88 22 31 32 20 20 26 61 72
Грузовые автомобили 92 90 16 39 50 38 43 45 48 55
Вместе с тем, совпадение за последние годы ус- бежные СДМ, которое в основном сводится к следую-тойчивых ростов индекса промышленного производст- щему:
ва (ИПП) и объемов отгруженной продукции в подраз- - строительные организации опасаются приобре-
Таблица6
Оценка факторов, ограничивающих деловую активность строительных организации
(в процентах от общего числа строительных организаций)
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Высокий уровень налогов 59 81 73 67 64 61 47 50
Неплатежеспособность заказчиков 87 82 65 62 55 49 38 37
Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий 53 45 50 48 45 37 38
Недостаток заказов на работы 49 29 30 35 33 28 17 20
Конкуренция со стороны других строительных фирм 16 24 30 33 36 32 36
Недостаток квалифицированных рабочих 10 13 20 22 22 28 25 26
Нехватка и изношенность машин и механизмов 31 20 19 14 14 13 7 7
Высокий процент коммерческого кредита 36 14 10 9 11 17 11 15
деле ОКВЭД йК «производство машин и оборудования» (табл. 4), уровня использования мощностей (табл. 5), индексов предпринимательской уверенности как в промышленности, так и в строительстве (рис. 3), а также объемов работ в разделе ОКВЭД Р «строительство» (увеличение на 34% за 2006 год), на наш взгляд, неоспоримо показывает наметившуюся тенденцию взаимосвязи увеличения выпуска отечественной строительно-дорожной техники и подъема строительства.
Индекс предпринимательской уверенности - композитный индикатор, рассчитываемый на основе балансов оценок как среднее арифметическое значение балансов оценок фактически сложившихся уровней спроса (портфеля заказов) и запасов готовой продукции (берется с обратным знаком), а также ожидаемого изменения выпуска продукции (в промышленности ) и на основе балансов оценок деловой активности (в строительстве).
Все вышесказанное вполне согласуется с информационными материалами, подготовленными Центром экономической конъюнктуры при правительстве Российской Федерации, из которых следует, что нехватка и изношенность машин и механизмов уже не являются сопоставимыми с другими ограничивающими деловую активность строительных организаций факторами (табл. 6), и их влияние на процессы развития строительной индустрии в России имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Подвести итог можно приведя распространенное мнение строителей - непосредственных потребителей, эксплуатирующих как отечественные, так и зару-
тать или оформлять в лизинг дорогостоящую импортную технику в связи с неопределенностью по исполнению условий контрактов на строительство, рисков простоя и трудностей эффективной эксплуатации новейшей техники при реализации новых строительных технологий;
- ряд строительных технологий уже нельзя освоить и применять без импортной техники, так как отечественные аналоги просто отсутствуют;
- техника отечественного производства во многом уступает зарубежным аналогам, однако её доступность по цене, близость к производителю, простота гарантийного и постгарантийного обслуживания пока обеспечивают присутствие большинства строительных организаций на рынке;
- при обновлении парка СДМ предпочтение отдается технике американского, немецкого, японского, корейского производства: для крупных компаний это вопрос престижа, для средних и малых - надежное и долгосрочное вложение средств.
Вопрос и ответ, как всегда, в разумном балансе импортной и отечественной техники, а также в экономической целесообразности .
Библиографический список
1. Социально-экономическое положение Иркутской области. 2007. №12: доклад / отпечатано в Иркутскстате, 2008. - 160 с.
2. По данным сайта Федеральной службы государственной статистики - (http://www.gks.ru/)
3. Китайская техника для Российских дорог - (http://www. chinateh.ru /article/ read/?27)
4. Сухов П. Механизацией - по бездорожью /П. Сухов // Энергия промышленного роста. - 2006.- №12.