Литература
1. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. Изд-во Московского университета: ИНФРА-М, 1997.
2. Brown C. V. and Jackson P. M. Public Sector Economics. Oxford: Blackwell, 1990.
3. Афанасьев М. П., Алехин Б. И., Кравченко А. И., Крадинов П. Г. Программный бюджет: цели, классификация и принципы построения // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал, 2010. № 3. C. 5-18.
4. Мильчаков М. В. Учет неэффективных расходов субъектов Российской Федерации при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2014. № 4. С. 81-93.
5. Соколов И. А. Доклад «Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ» // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2014. № 2. С. 7-11.
Innovative potential of the Samara region Sholina A.1, Kryukova A.2 Инновационный потенциал Самарской области Шолина А. И.1, Крюкова А. А.2
'Шолина Анастасия Игоревна / Sholina Anastasiya — студент, факультет информационных систем и информатики;
2Крюкова Анастасия Александровна / Kryukova Anastasiya — доцент, кандидат экономических наук,
кафедра электронной коммерции, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара
Аннотация: в данной статье рассмотрен инновационный потенциал Самарской области, а также проблемы финансовой поддержки инновационного комплекса.
Abstract: this article discusses the innovative potential of the Samara region, as well as problems of financial support for innovative complex.
Ключевые слова: инновационый потенциал, инновации, Самарская область, поддержка инновационного комплекса, инновационная инфраструктура.
Keywords: innovative potential, innovations, Samara region, support of the innovation complex, innovation infrastructure.
Устойчивое инновационное развитие принимается в качестве ориентира, инструментальной значимости и направленности управления социальными процессами. Устойчивость есть показатель и содержательная характеристика непрерывности процесса развития региона, подцель и инструмент достижения нового качественного состояния общества [4, с. 552]. В условиях увеличения влияния факторов внешней среды, высокого уровня в области управления рисками, недостаточного объема финансирования, нестабильности экономических отношений с зарубежными партнерами, целесообразно и необходимо внедрение инновационных моделей развития экономики Самарской области [6, с. 15]. Это стремительно становится актуальным, потому что соответствует мировым тенденциям развития экономики и эффективность данного внедрения доказана положительным опытом некоторых развитых корпораций [5, с. 97].
Приволжский федеральный округ является одним из лидирующих индустриальных регионов страны с диверсифицированной экономикой, высокой концентрацией компаний вторичного цикла (обрабатывающие предприятия,машиностроение) , и сильнейшим научно-инновационным потенциалом. В регионе также высока концентрация производственно-технического потенциала, который способствует развитию инновационного бизнеса и конкурентоспособности области даже на международном уровне [3, с. 38].
Основа экономики области формируется из обрабатывающих производств, относящихся по секторам экономики к отрасли вторичного типа и с высокой добавленной стоимостью: авиационно-космический кластер, автомобилестроение, производства по переработке в сырьевых отраслях, химии, металлургии. Введение инновационных технологий - первое условие их развития, модернизации, основанная на техническом переоснащении, а также применения инновационных методов и процессов в управлении [3, с. 42].
Сегодня Самарский регион позволяет формироваться благоприятной среде для модернизации и создания совершенно новой инновационной экономики. Ведущие позиции региона в этой сфере подтверждаются высокими рейтингами независимых экспертов:
• 6 место в Рейтинге инновационной активности регионов, проводимом Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий, и тем самым входит в группу регионов с высокой инновационной активностью;
• 8 место среди регионов России по фактору инноваций по интегральной оценке конкурентной привлекательности Института проблем региональной экономики РАН [4, с. 966].
По итогам 2015 года Самарская область является лидирующим регионом России и Приволжского федерального округа по ряду важнейших показателей инновационного развития:
• удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг ;
• удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг ;
• затраты организаций на технологические инновации;
• объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг;
• внутренние затраты на научные исследования и разработки;
• количество используемых новых технологий;
• численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками.
В регионе действует ряд организаций, специализирующихся в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, а также построена нормативно -правовая и организационная база, в которую входит использование различных форм государственной поддержки инновационной деятельности, предусмотренных законодательством: предоставление грантов, субсидий, вхождение в уставный капитал, софинансирование проектов совместно с федеральными институтами, консультационная и организационная поддержка.
Основным механизмом финансовой поддержки инновационного кластера области является подпрограмма государственной программы «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2018 годы:
• поддержка инновационных проектов, трансфера технологий, освоения новых видов продукции;
• развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере;
• развитие научно-технологической базы инновационных комплексов Самарской области, поддержка национального исследовательского университета;
• создание эффективной системы привлечения внебюджетных инвестиций и венчурного финансирования.
В Самарской области реализованы системные, структурированные действия по созданию эффективной инновационной инфраструктуры, сформировавшей фундамент для завершенного инновационного цикла.
Экономико-правовые меры являются основой регулирования и существуют для создания оптимального климата инновационной деятельности. О недостаточном внимании правительства переходу на инновационную траекторию развития свидетельствует также факт несформированности государственной промышленной политики, ядром которой призвана стать инновационная стратегия страны [1, с. 24]. По инициативе Правительства Самарской области создана с использованием средств областного бюджета, а также с привлечением федеральных средств система инфраструктурных организаций для поддержки и продвижения инновационных разработок - Инновационный фонд Самарской области, Региональный центр инноваций, Региональный центр трансфера технологий, Региональный венчурный фонд, технопарк, пять бизнес-инкубаторов, Центр инновационного развития и кластерных инициатив, Гарантийный фонд, Информационно-консалтинговое агентство, микрофинансовые и другие организации.
Главными приоритетными задачами Правительства Самарской области становятся: поиск новых форматов, способов и возможностей для содействия внедрения новейших разработок в производство, выстраиванию коммуникаций между участниками инновационной деятельности, активизации трансфера научно-технических разработок в реальный сектор экономики, подготовки инновационных компаний Самарской области к выходу на рынок частного капитала и товарные рынки.
С 2012 года Самарская область является членом Ассоциации инновационных регионов России. Это открывает перед регионом дополнительные возможности межрегионального
сотрудничества в рамках инновационного развития, в частности, обмен накопленным опытом в сфере создания благоприятной экономической, социальной среды для развития инноваций на территориях субъектов Российской Федерации.
Для активизации инновационной деятельности, возникновения в регионе новых инновационных бизнесов Самарская область ведет работу по реализации крупных инфраструктурных проектов - создается технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», особая экономическая зона промышленно-производственного типа.
Задачей инновационной политики Самарской области является создание благоприятных условий для инновационной деятельности, для привлечения средств инвесторов в инновационные проекты - полномасштабный запуск фондов прямых и посевных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства, создание корпоративных венчурных фондов, привлечение бизнес-ангелов.
Важной причиной усовершенствования и технологического перевооружения экономики Самарской области становится развитие научных учреждений и высшей школы. Особую роль в этом играют созданные малые инновационные предприятия при вузах, которые являются своего рода «мостом» между теорией и практикой. Благодаря инициирующей деятельности организаций инновационной инфраструктуры Приволжский федеральный округ занял одну из лидирующих позиций в России по числу реально действующих малых инновационных предприятий при вузах (в рамках реализации 217-ФЗ) - 54 хозяйственных общества с участием 6-ти вузов региона.
В 2013 году активирован крупный проект по развитию инновационной инфраструктуры -проект создания Технополиса «Гагарин-центр» в г. о. Самара как университетского научно-производственного кампуса мирового уровня с единой научно-производственной, учебной, жилой и культурно-бытовой зоной.
Инновационная деятельность будет осуществляться на основе интеграции накопленных разработок и компетенций научных школ и потребностей ведущих территориальных кластеров Самарской области в сферах машиностроения и станкостроения, ракетно-космического и авиастроения, автомобилестроения, химической и нефтехимической промышленности, энергетики и энергоснабжения, нанотехнологий, биотехнологий и медицины, IT-технологий, транспортных систем и логистики. Реализация проекта рассчитана на период до 2022 года.
Кластерная политика - наиболее эффективный механизм поддержки национального бизнеса в глобальной конкуренции для таких регионов как Приволжский федеральный Округ -регионов с мощным экономическим, производственным, научно-инновационным потенциалом [2, с. 173]. Самарская область одной из первых приступила к разработке кластерных подходов и их применению в управлении развитием региона, еще с 2000-х годов, и может считаться пилотным регионом, выбравшим данную модель. Интерес к кластерной политике растет на федеральном уровне, причем не только в плане анализа опыта и практики регионов, но и в выработке конкретных мероприятий и программ поддержки региональных кластеров.
Ежегодно с 2007 года Правительством Самарской области проводится Межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики» - центральное публичное событие в сфере кластерной политики в Российской Федерации, эффективная коммуникационная площадка для профессионального обсуждения актуальных вопросов развития инновационных территориальных кластеров национального и межрегионального значения. В работе Форума ежегодно принимают участие от 600 до 1000 участников. Мероприятие поддержано партнерами из ближнего и дальнего зарубежья - Германии, Бельгии, Норвегии, Словении, США, Франции, Украины, Казахстана.
Предполагается, что сформированный и отработанный механизм поддержки инновационной деятельности в Самарской области позволит в ближайшее время увидеть результаты работы в виде крупных инновационных проектов, изменений в структуре экономики в пользу инновационных отраслей, привлечению федеральных средств для внедрения инновационных технологий.
Литература
1. Матерова А. А., Крюкова А. А. Государственное регулирование инновационной деятельности в России // European research, 2015. № 6 (7). C. 24-26.
2. Долматова А. А., Новикова И. И. Кластерная политика: концентрация потенциала для достижения глобальной конкурентоспособности // Издательский дом «Корвус», 2015. 346 с.
3. Борисов В. Н., Почукаева О. В. Инновационно-технологическое развитие машиностроения как фактор инновационного совершенствования обрабатывающей промышленности // Проблемы прогнозирования, 2009. № 4. С. 37-45.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2012. Р32. Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 1266 с.
5. Гольберт В. В. Социально-структурные аспекты инновационной и государственной стратегии мобилизации инновационного потенциала // Социологии и социальной антропологии, 2007. Том X. № 4. С. 94-111.
6. Крюкова А. А. Конспект лекций по дисциплине теоретическая инноватика. С.: Самара, 2013. 118 с.
Features of Russian innovation infrastructure Rakhmanova T.1, Krjukova A.2 Особенности инновационной инфраструктуры России Рахманова Т. Э.1, Крюкова А. А.2
'Рахманова Татьяна Эдуардовна / Rakhmanova Tat 'yana — студент;
2Крюкова Анастасия Александровна /Krjukova Anastasija — кандидат экономических наук, доцент, кафедра электронной коммерции, факультет информационных систем и технологий, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара
Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности инновационной инфраструктуры России. Проанализированы понятие, задачи и свойства инновационной деятельности Российской Федерации, группы технопарковых структур и их основные характеристики. Abstract: this article describes the features of Russian innovation infrastructure. We analyzed the concept, objectives and properties of the innovative activity of the Russian Federation, a group of technopark structures and their main characteristics.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инкубаторы, технопарки, технополисы. Keywords: innovative infrastructure, incubators, technology parks, techno.
Инновационная инфраструктура — совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [1]. Она является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, предпринимательским сектором экономики страны и государством.
Необходимо сказать о важной черте любой из существующих инфраструктур: инфраструктура - это система, помогающая в производственных и социальных процессах.
В данный момент развитие в России инфраструктуры инноваций - эта основная цель для научной сферы и для увеличения конкурентоспособности и результативности экономической системы.
Инновационную инфраструктуру, в основном, разделяют на пять подсистем:
1) Финансовая: бюджетные, венчурные, страховые и инвестиционные фонды, а также иные финансовые институты.
2) Материальная: технопарки, инновационно -технологические центры, бизнес-инкубаторы и т. п.
3) Информационная: базы данных, центры доступа, организации, оказывающие услуги.
4) Кадровые: учреждения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров в областях инновационного менеджмента, маркетинга и т. д.
5) Экспертно-консалтинговая: организации, решающие проблемы стандартизации, сертификации. Также в эту подсистему входят центры общего и консалтинга и консалтинга, специализирующегося на финансах, инвестициях, маркетинге, управлении и т. д.
Страны, развивающиеся в инновационной сфере, считают, что в постоянно растущей конкуренции на мировом рынке побеждает тот, кто может совершенствовать инновационную инфраструктуру, кто создал самый результативную систему инновационной деятельности. Следовательно, для продуктивной деятельности экономики России инфраструктура инноваций должна быть функционально полной.