УДК 159.913
СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПО УСКОРЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СПЕЦИАЛИСТА
Г#1
Булыгина Вера Геннадьевна — доктор психологических наук, руководитель Лаборатории психогигиены и психопрофилактики Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского (ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского»), профессор кафедры судебной и клинической психологии факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (ГБУ ВО МГППУ); Кропоткинский пер., 23; e-mail: [email protected]
Лысенко Надежда Евгеньевна — научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского (ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского»); Кропоткинский пер., 23; e-mail: [email protected]
Ковалёва Мария Евгеньевна — младший научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского (ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского»); Кропоткинский пер., 23; e-mail: [email protected]
Васильченко Алеся Сергеевна — младший научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского (ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского»); Кропоткинский пер., 23; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
Представлены результаты исследования индивидуально-типологических характеристик, повышающих и понижающих эффективность деятельности профессионалов, с учётом возрастных изменений и особенностей осознанной регуляции поведения. Экспериментальная выборка состояла из 193 мужчин. Психодиагностический комплекс включал следующие методики: Опросник BIS/BAS (БИС-БАС), Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ), Опросник Айзенка (PEN), Опросник тревожности Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory), Опросник Грасмика, Опросник Басса — Перри, Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
В результате анализа полученных данных были выделены комплексы индивидуально-типологических переменных, значимо отличающие «успешных» и «неуспешных специалистов» согласно внешнему критерию. Выявлены факторы, способствующие и препятствующие успешной профессионализации специалистов с преобладанием административно-управленческого и сенсорно-моторного видов деятельности. Были выделены три профиля саморегуляции в исследуемых группах: низкая саморегуляция, средняя саморегуляция, высокая саморегуляция (кластерный анализ). Группа с низким уровнем саморегуляции характеризовалась умеренным развитием всех звеньев саморегуляции в сочетании с высокой самостоятельностью и независимостью в принятии решений. Группа со средним уровнем саморегуляции характеризовалась низкими значениями самостоятельности и планирования, но высокими возможностями моделирования ситуации и оценивания результатов действий. Группа с высоким уровнем саморегуляции характеризовалась высокими значениями всех звеньев саморегуляции в сочетании с низкой самостоятельностью.
Выделенные профили могут быть положены в основу разработки программ, использующих применение особенных приёмов и способов обучения и прохождение учебного курса в индивидуальном темпе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей обучающегося и сензитивного периода психических функций.
Ключевые слова: индивидуально-типологический профиль, индивидуализированная программа обучения, саморегуляция, профессиональная пригодность, особенности нервной системы.
Введение
Широкое внедрение современных технологий во все социальные среды и организации требует не только профориентации, но и высокоэффективного обучения и переподготовки непосредственно в процессе трудовой деятельности. В майском Указе Президента РФ 2018 года обозначено в качестве одной из приоритетных задач формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими [15].
Индивидуализированное ускоренное обучение предполагает выявление личностно-профессиональной предрасположенности специалистов и оптимизацию системы их подготовки. Первая составляющая индивидуализированных программ включает систему дифференцированной диагностики и индивидуализированной подготовки кадров и исходит из идей Г.С.Холла и его последователей о необходимости комплексного психологического изучения обучаемого с целью прогнозирования и развития его внутренних возможностей в освоении профильных учебных курсов. В данном контексте развитие этой идеи ныне осуществляется в рамках концепции личностно-профессиональной спецификации (ЛПС) [4]. Основной целью личностно-профессиональной спецификации является прогноз характеристик развития персонала и его продуктивности в профессиональном плане. На основании выявленных качеств делается вывод о пригодности человека к освоению профессии. При различиях в содержательном наполнении лич-ностно-профессиональных требований контуры психодиагностических предикторов соотносятся с общепринятой научно-прикладной структурой личности: интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные, волевые, мотивацион-ные качества и др. [3; 7; 16].
Вместе с тем по-прежнему остаются проблемы определения иных, присущих человеку качеств, которые могут влиять на его поведение, но которые не диагностируются в процессе ассессмента персонала. В этом ключе в рамках личностно-профессиональной диагностики оценка не только личностно-профессиональной пригодности, но и личностно-професси-ональной предрасположенности людей (или личностно-профессиональной спецификации) путём определения индиви-
дуально-типологического, психофизиологического и нейропсихологического профилей обучающихся представляется перспективной научно-практической задачей [1; 2; 5; 10; 13; 19].
Целью настоящего исследования было выделение комплекса индивидуально-типологических характеристик, повышающих и понижающих эффективность деятельности профессионалов с учётом возрастных изменений и особенностей осознанной регуляции поведения.
Методологической и методической основой исследования послужили представления об иерархической организации системы индивидуальных признаков, понимание их как устойчивых во времени и обнаруживающих кросси-туационную стабильность индивидуальных параметров. К ним относятся среди прочих индивидные (конституциональные) характеристики психобиологического уровня (темперамента), включающие в себя проявления саморегуляции, экстравертированность/интровертиро-ванность, произвольный контроль, стилевые особенности осознанной регуляции поведения — устойчивые различия между людьми в способах организации своего внутреннего мира.
Свойства нервной системы являются природными предпосылками саморегуляции и проявляются в её динамической стороне и в своеобразии её стиля [4; 6]. Индивидуально-типологические особенности устойчивы в течение жизни и определяются в значительной мере генетически. Однако средовые влияния могут воздействовать на темперамент [20], в некоторой степени изменяя его, и проявляться как индивидуальный стиль приспособления [12]. Индивидуально-типологические характеристики, в том числе психодинамические особенности, являются основой общих способностей [9; 11; 14]. Подтверждено влияние сенсомоторных реакций, индивидуальных параметров восприятия, типов внимания и памяти, стилевых характеристик мышления и эмоций на адаптацию [8].
Идея о включении в анализ возрастного фактора исходила из положения, что каждый вид деятельности имеет собственный сензитивный период. Сложное поведение может состоять из множества сензитивных периодов, которые сменяют друг друга во времени [18]. Во время «сензитивного периода» опыт направляет нейронную активность на нужды индивидуума. Когда сензи-
тивный период заканчивается, изменения всё ещё возможны, но они требуют использования большего количества энергии, которая приводит к менее устойчивому установлению функции [17]. Большинство сензитивных периодов заканчивается переходом на более высокий уровень развития функции.
Усвоение навыков в значительной мере зависит от возрастных, индивидуально-типологических и индивидуально-психологических характеристик. Несоответствие структуры индивидуальных особенностей личностно-про-фессиональным требованиям делает необходимым создание процедур повышения эффективности обучения. Их можно разделить на следующие два кластера: а) методы, направленные на коррекцию психологических звеньев, которые затрудняют усвоение информации; б) методы, направленные на изменение способа подачи информации с учётом индивидуальных особенностей. Поэтому понимание индивидуальных особенностей обучающегося позволяет выявить ориентиры в обучении, которые позволяют сделать навыки устойчивыми.
Выделение в качестве отдельной задачи исследования определение среди предикторов профессиональной пригодности особенностей осознанной регуляции поведения было продиктовано следующими соображениями.
Способность к саморегуляции психических состояний занимает особое место в ряду разнообразных профессионально и жизненно важных психических и психофизиологических качеств. Она обусловливает успешность и безопасность служебной деятельности, адаптивность к различным жизненным ситуациям, адекватность поведения в них.
С точки зрения акмеологии функциональная роль саморегуляции заключается в поддержании устойчивости психики как целостной системы при деструктивных внешних воздействиях, а также подчинении содержания и структуры деятельности принятым целям. Психодинамические характеристики саморегуляции позволяют противостоять стрессовому воздействию и обеспечивают эмоциональную устойчивость личности.
Обеспечение развития возможностей личности управлять своими психическими состояниями, организация целенаправленного обучения приёмам их сознательной саморегуляции чрезвычайно важны в плане подготовки к выполнению конк-
ретной профессиональной деятельности (особенно с выраженным нервно-психическим компонентом рабочей нагрузки).
Таким образом, развитие механизмов саморегуляции функционального состояния, владение приёмами саморегуляции является существенным признаком уровня профессиональной пригодности специалиста. Важно и то, что различные типы саморегуляции свойственны разным категориям лиц, отличающимся по некоторым индивидуальным особенностям личности. Это определяет необходимость учёта этого факта при формировании профессиональной пригодности, а также в процедурах психологического отбора специалистов.
Организация, материал и методы исследования
На основании внешнего критерия, полученного с помощью метода экспертных оценок, были выделены группы специалистов, успешно справляющихся со служебными задачами. Выборка была сформирована из лиц, отличающихся преобладающим видом деятельности в служебной деятельности.
Было обследовано 193 человека мужского пола (Мвозр = 32,5; SD = 15). Возрастное деление следующее: 1) 1824 года; 2) 25-39 лет; 3) 40-50 лет.
Психодиагностический комплекс включал следующие методики:
1. Опросник BIS/BAS (БИС-БАС) (Carver C.S., White T.L., 1994, стандартизированный Князевым Г.Г. и Слободской Е.Р., 2007). Опросник позволяет оценить соотношения процессов систем активации поведения (BAS, Behavioral Approach System) и его торможения (BIS, Behavioral Inhibition System), которые имеют различную психофизиологическую основу. Опросник включает в себя следующие шкалы: торможение поведения (BIS); развлекательная активация (BASF); неспецифическая активация (BASDr); активация, связанная с поощрением (BASR).
2. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ). Направлен на диагностику «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы), «коммуникативного» и «эмоционального» аспектов индивидуальной активности на основе четырёх параметров темперамента («эргичность, пластичность, темп и эмоциональность»).
3. Опросник Айзенка (PEN), содержит шкалы: экстраверсия/интроверсия, отражающие свойства нервной систе-
мы (силы и возбудимости); нейротизм, характеризующий эмоциональную стабильность и нестабильность; психотизм (шкала измерения асоциальных тенденций и недостатка уровня эмпатии); ложь/ социальная конформность.
4. Опросник тревожности Спилбер-гера (State-Trait Anxiety Inventory) — направлен на диагностику уровня ситуативной тревожности (реактивная тревожность как состояние в данный момент) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
5. Опросник Грасмика (Grasmick H. с соавт., 1993; адаптация Булыгиной В.Г., Абдразяковой А.М., 2008). Направлен на исследование многомерного конструкта, образующего устойчивую характеристику самоконтроля, которая является латентной чертой. Данный конструкт имеет шестифакторную структуру, которой соответствуют шкалы опросника: импульсивность, предпочтение простых задач, стремление к риску, физическая активность, эгоцентризм, раздражительность [7, с. 69].
6. Опросник Басса — Перри (Buss-Perry Aggression Questionnaire — BPAQ, 1992; адаптация Ениколопова С.Н., Цибульского Н.П., 2007), диагностирующий склонность к физической агрессии (инструментальный компонент агрессии), враждебности (когнитивный компонент) и гневу (аффективный компонент).
7. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой (1989), диагностирующий степень развитости осознанной саморегуляции поведения и её индивидуальные профили, компонентами которых являются частные ре-гуляторные процессы: планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность.
Математико-статистическая обработка основывалась на сравнительном анализе индивидуально-психологических признаков, определяющих адаптационный потенциал, между группой специалистов профессий экстремального профиля и лиц без опыта работы в чрезвычайных условиях профессиональной деятельности. Внутри группы специалистов выявлялись предикторы, детерминированные профессиональным стажем, которые позволили классифицировать случаи высокой и низкой адап-тированности и построить прогностические модели достаточной адаптации специалистов. Были применены срав-
нительный анализ по ^критерию, кластерный анализ, однофакторный дисперсионный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате анализа полученных данных были выделены комплексы индивидуально-типологических переменных, значимо отличающие «успешных» и «неуспешных специалистов» согласно внешнему критерию.
Факторы, способствующие и препятствующие успешной профессионализации специалистов с преобладанием административно-управленческого вида деятельности Профессионально значимые индивидуально-типологические и индивидуально-психологические особенности этой группы специалистов включают: психомоторную пластичность, вовлечённость в познавательную деятельность, уравновешенность и нейтральное отношение к ошибкам. Низкая личностная тревожность сочетается с высокой чувствительностью к опасности. Отсутствуют нарушения самоконтроля, но отмечается высокая потребность в физической активности (табл. 1).
Благоприятным фактором для профессиональной деятельности специалистов является высокая активация, связанная с достижением цели, и высокая саморегуляция со способностью к моделированию и оценке результатов. Неблагоприятными — снижение интеллектуальной пластичности, общей саморегуляции и эффективности оценивания результатов, а также рост активации ожидания поощрения в возрасте после 39 лет. В возрастном периоде 18-24 лет — недооценка опасности. В возрасте 25-39 лет — высокая склонность к риску.
Факторы, способствующие и препятствующие успешной профессионализации специалистов с преобладанием сенсорно-моторного вида деятельности Индивидуально-типологические и индивидуально-психологические качества, значимые для успешной профессиональной деятельности, включают: высокий уровень коммуникативной и психомоторной пластичности, стремление к интеллектуальной деятельности, а также предпочтение физической активности.
Таблица 1
Личностно-профессиональная спецификация специалистов
с преобладанием административно-управленческого вида деятельности
Уровень особенностей Методика Факторы
способствующие профессионализации факторы
Темперамент ОФДСИ интеллектуальная эргичность
психомоторная пластичность
интеллектуальная эмоциональность
коммуникативная эмоциональность
Активационные процессы Опросник Карвера — Уайта низкая активация ожидания поощрения (шкала имеет обратные значения)
высокая активация, связанная с достижением цели (шкала имеет обратные значения)
чувствительность к опасности
Тревожность Шкала тревоги личностная тревожность
Самоконтроль Опросник Самоконтроля трудность удержания аффекта раздражения
предпочтение физической активности
Саморегуляция Опросник Саморегуляции способность к оцениванию результатов
моделирование
общая саморегуляция
препятствующие профессионализации факторы
Темперамент ОФДСИ интеллектуальная пластичность после 39 лет
Активационные процессы Опросник Карвера — Уайта активация ожидания поощрения после 39 лет (шкала имеет обратные значения)
чувствительность к опасности в возрасте 18-24 лет
Самоконтроль Опросник Самоконтроля склонность к риску в возрасте 25-39 лет
Саморегуляция Опросник Саморегуляции общая саморегуляция после 39 лет
оценивание результатов после 39 лет
Качества, препятствующие успешной профессионализации, включают: нарушения самоконтроля со склонностью к риску, импульсивностью и трудностью удержания аффекта раздражения, высокий уровень интеллектуальной и психомоторной эмоциональности, высокий уровень физической агрессии и гнева (табл. 2).
Особенности индивидуально-типологических особенностей в зависимости от эффективности саморегуляции Были выделены три профиля саморегуляции в исследуемых группах: низкая саморегуляция, средняя саморегуляция, высокая саморегуляция (кластерный анализ). Необходимо подчеркнуть, что показатели возраста и стажа в выделенных группах достоверно не различались.
Группа с низким уровнем саморегуляции характеризовалась умеренным развитием всех звеньев саморегуляции в сочетании с высокой самостоятельностью и независимостью в принятии решений. Для них характерны отсутс-
твие нарушений самоконтроля, умеренный уровень активации, низкий уровень тревожности.
Группа со средним уровнем саморегуляции характеризовалась низкими значениями самостоятельности и планирования, но высокими возможностями моделирования ситуации и оценивания результатов действий. В группе лиц со средним уровнем саморегуляции выявлены более высокие, чем в группе с низким уровнем саморегуляции стремление к риску, эгоцентризм, импульсивность, активация достижения цели, активация ожидания поощрения, коммуникативная эмоциональность, личностная тревожность, индекс общей эмоциональности и индекс общей адаптивности.
Группа с высоким уровнем саморегуляции характеризовалась высокими значениями всех звеньев саморегуляции в сочетании с низкой самостоятельностью. В группе лиц с высоким уровнем саморегуляции отмечались высокий уровень интеллектуальной эргичнос-ти, коммуникативной эргичности, психомоторной пластичности, скорости
интеллектуальных и коммуникативных процессов, психотизм, стремление к улучшению мнения о себе, а также индексы коммуникативной и интеллектуальной активности, общей активности и общей адаптивности. Также у них отмечались низкий уровень физической агрессии, гнева, враждебности, стремления к риску, несдержанности, эгоцентризма, импульсивности, активации получения удовольствия, психомоторной эмоциональности, личностной тревожности, психотизма, нейротизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решения задач индивидуализации и оптимизации обучения и дополнительного профессионального образования возможно за счёт дифференциации обучения, предполагающей группировку учащихся на основе их личностных особенностей для обучения по различным учебным планам и (или) программам. А также — применение особенных приёмов и способов обучения и прохождение учебного курса в индивидуальном темпе в зависимости от выявленного профиля обучающегося и сензитивно-
Таблица 2
Личностно-профессиональная спецификация для специалистов с преобладанием сенсорно-моторного вида деятельности
Уровень особенностей Методика Факторы
способствующие профессионализации факторы
Темперамент ОФДСИ коммуникативная пластичность
интеллектуальная эргичность;
психомоторная пластичность
Самоконтроль Опросник Самоконтроля предпочтение физической активности
препятствующие профессионализации факторы
Темперамент ОФДСИ интеллектуальная эмоциональность
психомоторная эмоциональность
Самоконтроль импульсивность
трудность удержания аффекта раздражения
склонности к риску
эгоцентризм после 40 лет
Личностные черты PEN экстраверсия после 40 лет
Агрессивность Опросник Басса — Перри физическая агрессия
гнев (интеллектуальная составляющая агрессии)
го периода психических функций, являющихся основой профессионально важных качеств.
Диагностика индивидуально-типологических характеристик обучающихся позволяет решить следующие задачи: 1) знание своих индивидуально-типологических, психодинамических характеристик позволит им лучше понимать и прогнозировать свои реакции в экстремальных ситуациях — это развитие рефлексивно-прогностических умений; 2) ориентируясь на индивидуально-типологические характеристики в процессе обучения можно делать акцент на тех способностях, которые легче развить у конкретного человека в том или ином возрастном периоде [5].
ССЫЛКИ
[1]. Алёхин А.Н. Методологический диагноз психологической диагностике // Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-практический журнал. — 2014. — № 2. — С.67-76.
[2]. Батурин Н.А. Современная психодиагностика в России // Вестник ЮУр-ГУ. Серия «Психология». — 2008. — Вып.2.; Батурин Н.А. «Современная психодиагностика в России»: Пленарный доклад на Всероссийской конференции «Современная психодиагностика в изменяющейся России», организованной при поддержке РГНФ (№ 08-0685682 г/у) 29 декабря, 2008 г.
[3]. Бородина Т.И., Носс И.Н. Лич-ностно-профессиональная спецификация государственных служащих: монография / под общ. ред. А.В. Булгакова. — М.: ИИУ МГОУ, 2018. — 288 с.
[4]. Голубева Э.А. Способности и склонности: Комплексные исследования. — М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
[5]. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеоло-гический феномен. — М: Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2016.
[6]. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта: автореферат дисс. ... докт. психол. н. — Л., ЛГУ, 1969. — 34 с.
[7]. Крук В.М., Федотов А.Ю. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы: учебно-методическое пособие. — М.: Научно-учебный комплекс «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016.
[8]. Либин А.В. Дифференциальная психология. Наука о сходстве и различиях между людьми. — М.: Эксмо, 2008. — 576 с.
[9]. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицын. — М.: Просвещение, 1966. — 383 с.
[10]. Носс И.Н., Федотов А.Ю., Кравченко А.В. К вопросу о моделировании личностно-профессиональ-ной пригодности курсантов вузов МВД России // Инновации в образовании. — 2017. — № 2. — С.94-106.
[11]. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. — М.: Наука, 1979. — 352 с.
[12]. Слободская Е.Р. Темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Слободская Елена Романовна. — Новосибирск, 2000. — 310 с.
[13]. Сугоняев К.В. Приключения зарубежных тестов в России / В сб.: Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Мат. XI межвуз. науч.-практ. конф., 4.04.2013, г. Москва / Под ред. А.В. Карасева,
B.А. Собины. — М.: ИНЭП, 2013. —
C. 173-189.
[14]. ТепловБ. М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. — М.: Педагогика, 1985. — Т. II. — 360 с.
[15]. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
[16]. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски: Учебное пособие. — М.: ВПА, 1989.
[17]. Brainard M.S., Knudsen E.I. Sensitive periods for visual calibration of the auditory space map in the barn owl
optic tectum // Journal of Neuroscience. — 1998. — № 18. — Р. 3929-3942.
[18]. Jones E.G. Cortical and subcortical contributions to activity-development in primate somatosensory cortex // Annual Review of Neuroscience. — № 23. — pp. 1-37.
[19]. Schmidt F. L., Oh, I-S & Shaffer, J. The Validity and Utility of Selection Methods in Personnel Psychology: Practical and Theoretical Implications of 95 Years of Research Findings. Выступление на семинаре PTC/MW 6 ноября 2013 г. (https://assess-ment.livejournal.com/4912.html).
[20]. Strelau J. Exploration in Temperament / J. Strelau. — Kluver Academic Publishers, 2002. — 475 p.
REFERENCES
[1]. Alekhin A.N. Metodologicheskij diagnoz psikhologicheskoj diagnostike [Methodological diagnosis of psychological diagnosis] // Psikhologicheskaya dia-gnostika. Ezhekvartal'nyj nauchno-prakti-cheskij zhurnal. [Psychological diagnosis. Quarterly scientific and practical journal.] — 2014. — No. 2. — P.67-76.
[2]. Baturin N.A. Sovremennaya psik-hodiagnostika v Rossii [Modern psychodiagnostics in Russia] // Vestnik YUUrGU. Seriya «Psikhologiya» [Vestnik SUSU. Series «Psychology».] — 2008. — Issue 2; Baturin N.A. «Modern Psychodiagnostics in Russia», Plenary report at the All-Russian Conference «Modern Psychodiagnostics in a Changing Russia», organized with the support of the Russian Humanitarian Scientific Foundation (No. 08-06-85682) on December 29, 2008.
[3]. Borodina T.I., Noss I.N. Lichnost-no-professional'naya spetsifikatsiya go-sudarstvennykh sluzhashhikh: monogra-fiya [Personal-professional specification of civil servants: monograph] / pod ob-shh. red. A.V. Bulgakova. [under total. Ed. A.V. Bulgakov] — Moscow: AIU MGOU, 2018. — 288 p
[4]. Golubeva EH.A. Sposobnosti i sklonnosti: Kompleksnye issledovaniya. [Abilities and inclinations: Comprehensive research.] — M.: Pedagogika, 1989. — 200 p.
[5]. Derkach A.A. Professional'naya sub»ektnost' kak psikhologo-akmeologi-
cheskij fenomen. [Professional subjectivity as a psychological-acmeological phenomenon.] M: Nauchno-issledovatel'skij institut shkol'nykh tekhnologij [Research Institute of School Technology], 2016.
[6]. Klimov EIndividual'nyj stil' deyatel'nosti v zavisimosti ot tipologi-cheskikh svojstv nervnoj sistemy. K psik-hologicheskim osnovam nauchnoj organi-zatsii truda, ucheniya, sporta. [Individual style of activity, depending on the typological properties of the nervous system. To the psychological foundations of scientific organization of labor, teaching, sport.] Abstract of diss.... Doct. psychol. n. — Leningrad, Leningrad State University, 1969. — 34 p.
[7]. Kruk V.M., Fedotovl.YU. Sistem-no-situativnyj analiz v prakticheskoj deyatel'nosti dolzhnostnykh lits psikhologicheskoj sluzhby: uchebno-metodicheskoe posobie. [System-situational analysis in the practical activity of officials of the psychological service: a teaching aid] — M.: Nauchno-uchebnyj kompleks «Infor-matika i sistemy upravleniya» MGTU im. N.EH. Baumana [Scientific and educational complex «Informatics and control systems» MSTU. NE Bauman], 2016.
[8]. Libin А.V. Differentsial'naya psikhologiya. Nauka o skhodstve i razlichiyakh mezhdu lyud'mi. [Differential psychology. The science of similarities and differences between people.] — M.: EHksmo, 2008. — 576 p.
[9]. Nebylitsyn, V. D. Osnovnye svoj-stva nervnoj sistemy cheloveka [Basic properties of the human nervous system] / V.D. Nebylitsyn. — M.: Prosveshhenie, 1966. — 383 p.
[10]. Noss I.N., Fedotov А.YU., Kravchenko А.V. K voprosu o modeliro-vanii lichnostno-professional'noj prigod-nosti kursantov vuzov MVD Rossii [To the question of modeling of personal-professional suitability of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Innovatsii v obrazovanii. [Innovations in Education.] — 2017. — No. 2. — P.94-106.
[11]. Rusalov V.M. Biologicheskie os-novy individual'no-psikhologicheskikh razlichij [Biological Foundations of Individual Psychological Differences] / V.M. Rusalov. — M.: Nauka, 1979. — 352 p.
[12]. Slobodskaya E.R. Temperament kak faktor prisposobleniya lichnosti v kri-ticheskie periody razvitiya. [Temperament as a Factor of Personal Adaptation in Critical Periods of Development.] Dis.... Dr. psychol. Sciences: 19.00.01 / Slobodskaya Elena Romanovna. — Novosibirsk, 2000. — 310 c.
[13]. Sugonyaev K.V. Priklyucheniya zarubezhnykh testov v Rossii [Adventures of foreign tests in Russia] / V sb.: Zdoro-vyj obraz zhizni i fizicheskoe vospitanie studentov i slushatelej vuzov [In: A healthy way of life and physical education of students and students of universities]: Mat. XI Interuniversity. scientific-practical. Conf., 4.04.2013, Moscow / Edited by. A.V. Karasev, V.A. Sobiny. Moscow: INEP. 2013. P. 173-189.
[14]. Teplov, B.M. Izbrannye trudy: V 2-kh t. [Selected works: In 2 volumes] / B.M. Teplov. — M.: Pedagogika [Pedagogy], 1985. — T. II. — 360 sec.
[15]. Unt I.EH. Individualizatsiya i differentsiatsiya obucheniya. [Individualization and differentiation of training] — M.: Pedagogika [Pedagogy], 1990. — 192 p.
[16]. SHvedin B.YA. CHelovecheskij faktor v upravlenii vojskami: problemy i poiski. Uchebnoe posobie. [The Human Factor in the Management of Troops: Problems and Searches. Tutorial.] — Moscow: VPA, 1989.
[17]. Brainard M.S., Knudsen, E.I. Sensitive periods for visual calibration of the auditory space map in the barn owl optic tectum // Journal of Neuroscience. — 1998. — № 18. — Р. 3929-3942.
[18]. Jones E.G. Cortical and subcortical contributions to activity-development in primate somatosensory cortex // Annual Review of Neuroscience. — № 23. — pp. 1-37.
[19]. Schmidt F.L, Oh, I-S & Shaffer, J. The Validity and Utility of Selection Methods in Personnel Psychology: Practical and Theoretical Implications of 95 Years of Research Findings. Выступление на семинаре PTC/MW 6 ноября 2013 r. (https://assessment.livejournal.com/4912. html).
[20]. Strelau, J. Exploration in Temperament / J. Strelau. — Kluver Academic Publishers, 2002. — 475 p.
CREATING INDIVIDUALIZED PROGRAMS ON ACCELERATED TRAINING WITH ACCOUNT TAKEN OF THE INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL PROFILE OF THE SPECIALIST
Vera G. Bulygina — Doctor of Psychology, Head of Laboratory of Psycho-hygiene and Psycho-prophylaxis, Federal State Budgetary Institution «V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology» (V. Serbsky NMRCPN); Professor of the Department of Judicial and Clinical Psychology, Faculty of Legal Psychology, Moscow State University of Psychology and Education (MSUPE); Kropotkinskiy Pereulok, 23; e-mail: [email protected] Nadezhda E. Lysenko — Research Scientist, Laboratory of Psycho-hygiene and Psycho-prophylaxis, Federal State Budgetary Institution «V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology» (V. Serbsky NMRCPN); Kropotkinskiy Pereulok, 23; e-mail: [email protected] Mariya E. Kovaleva — Junior Research Scientist, Laboratory of Psycho-hygiene and Psycho-prophylaxis, Federal State Budgetary Institution «V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology» (V. Serbsky NMRCPN); Kropotkinskiy Pereulok, 23; e-mail: [email protected] Alesya V. Vasilchenko — Junior Research Scientist, Laboratory of Psycho-hygiene and Psycho-prophylaxis, Federal State Budgetary Institution «V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology» (V. Serbsky NMRCPN); Kropotkinskiy Pereulok, 23; e-mail: [email protected] ABSTRACT
The results of the study on the investigation of individual and typological characteristics that raise and lower efficiency of professionals' activities are presented, taking into account age-related changes and peculiarities of conscious regulation of behavior. The experimental sample consisted of 193 males. The psychodiagnostic complex included the following methods: BIS / BAS Questionnaire (BIS-BAS), V.M. Ruslanov Questionnaire of Formally Dynamic Properties of Individuality (OFDSI), Eysenck Questionnaire (PEN), State-Trait Anxiety Inventory, Grasmic Questionnaire, Bassa-Perry Questionnaire, Questionnaire «Style of Self-Regulation of Behavior» by V.I. Morosanova. As a result of the analysis of the data obtained, complexes of the individually-typological variables that significantly distinguish «successful» and «unsuccessful» specialists according to an external criterion were defined. There were revealed the factors, which contributed to and hampered the successful professionalization of specialists with a predominance of administrative-managerial and sensory-motor activity. Three types of self-regulation profiles were identified in the study groups: low self-regulation, medium self-regulation, high self-regulation (cluster analysis). The group with low level of self-regulation was characterized by moderate development of all links of self-regulation combined with high self-reliance and independence in decision-making. The group with medium level of self-regulation was characterized by low values of autonomy and planning, but high situational modeling and assessment capabilities. The group with high level of self-regulation was characterized by high values of all links of self-regulation combined with low independence. The selected profiles can be used as a basis for the development of programs including the special techniques and methods of training and the participating in the training course at an individual pace, depending on the individual-typological characteristics of the student and the sensitive period of mental functions. Keywords: individual-typological profile, individualized training program, self-regulation, professional suitability, features of the nervous system.