Щевелев Сергей Стефанович
СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФАТХ НА РУБЕЖЕ 50-60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
В статье рассматриваются основные причины возникновения и особенности деятельности "Движения палестинского национального освобождения" (ФАТХ) на рубеже 1950-1960-х годов. Автором выделены специфика состава этой организации и особенности формирования политических установок; проанализированы стратегические и тактические принципы, а также методы решения палестинской проблемы. В ходе исследования было определено, что главное условие функционирования ФАТХ заключается в независимости освободительного движения, а основным средством достижения цели выступила вооруженная партизанская борьба. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/3-1/59.11^1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 3(77): в 2-х ч. Ч. 1. C. 209-212. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/3-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 94(569.4)
Исторические науки и археология
В статье рассматриваются основные причины возникновения и особенности деятельности «Движения палестинского национального освобождения» (ФАТХ) на рубеже 1950-1960-х годов. Автором выделены специфика состава этой организации и особенности формирования политических установок; проанализированы стратегические и тактические принципы, а также методы решения палестинской проблемы. В ходе исследования было определено, что главное условие функционирования ФАТХ заключается в независимости освободительного движения, а основным средством достижения цели выступила вооруженная партизанская борьба.
Ключевые слова и фразы: ФАТХ; Израиль; Палестина; Ближневосточный конфликт; палестинское движение сопротивления.
Щевелев Сергей Стефанович, д.и.н., профессор
Таврическая академия Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского jeyson1030@gmail. com
СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФАТХ НА РУБЕЖЕ 50-60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
В 1950-х годах в палестинском движении сопротивления наблюдалась общая радикализация настроений, что было связано с успехом национально-освободительной борьбы в арабских странах (Алжире, Тунисе, Марокко, Омане). Во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов были предприняты попытки создания как военных, так и политических организаций палестинцев. Большинство из них создавались арабскими странами. Эти организации были малочисленны, маловлиятельны и малоэффективны. Тайно возникая, оставаясь неизвестными широким слоям палестинцев, они в большинстве случаев довольно быстро исчезали. Этому способствовало, помимо всего прочего, враждебное отношение к «палестинизму», проявление отклонения от арабского национализма со стороны приверженцев арабского единства, которые в 1950-е годы преобладали во всех арабских странах, в том числе среди палестинцев.
В этот период, на рубеже 1958-1959 годов, была создана организация ФАТХ. Ее полное название «Движение палестинского национального освобождения» («Харакат ат-тахрир аль-ватаний аль-филастыни»). Само слово ФАТХ является аббревиатурой полного названия организации, прочитанного наоборот. В арабском языке слово «фатах» - это «победа» и одновременно заголовок 48-й суры Корана. В ней рассказывается о взятии Мекки первыми мусульманами во главе с пророком Мухаммедом в 630 году. Автором названия организации считается Ясир Арафат, проводивший параллель между Меккой и Иерусалимом [1, с. 23-24; 5, c. 290]. Лидеры организации не называли точного времени создания ФАТХ. Так, Я. Арафат отмечал, что ФАТХ как организация возник в 1958 году [19, с. 39]. Один из создателей организации и в последующем член Центрального Комитета (ЦК) ФАТХ Салах Халаф в своей автобиографии датирует образование ФАТХ 10 октября 1959 года. В этот день в Кувейте проходило совещание группы руководителей организации, на котором была оформлена организационная структура ФАТХ [10, р. 23].
В одном из документов ФАТХ, принятом в 1960-х годах, приводились причины, вызвавшие необходимость создания организации: «1. Отсутствие палестинского фактора в борьбе, и это отсутствие являлось предательством всего арабского освободительного движения. 2. Попытки устранить палестинский народ от революционной деятельности. 3. Отсутствие собственных оценок врага и основных организаций, связывавших разрешение этих противоречий и освобождение Палестины с деятельностью какой-либо партии или арабской страны (надежда, что не палестинцы, а какое-либо арабское государство возьмет дело освобождения Палестины на себя)» [20, с. 3].
Первые ячейки будущей организации были образованы в секторе Газа, находившемся до марта 1957 года под оккупацией израильскими войсками, а также в Каире [17, р. 155]. В этот период группы действовали в подполье. В основном в них входили палестинские студенты, большая часть из которых обучалась в Каире. Основателями этих ячеек были Абдель Фаттах Иса Хаммуд, Я. Арафат, С. Халаф, Халиль аль-Вазир [16, р. 83-84]. Среди них в это время выделялись Я. Арафат и Халиль аль-Вазир. Первый из них, будучи студентом в Каире, являлся основателем Союза палестинских студентов в 1951 году (преобразованный позднее во Всеобщий союз палестинских студентов). Впоследствии он стал его президентом.
По утверждению члена ЦК ФАТХ Абу Айяда, члены Всеобщего союза палестинских студентов принимали активное участие в вооруженной борьбе против израильской армии в Газе в 1955-1956 годах [8, р. 109]. Халиль аль-Вазир пользовался авторитетом как организатор и участник нескольких партизанских рейдов из сектора Газа на территорию Израиля и оккупированные арабские территории. За это он был в 1957 году выслан египетской контрразведкой из Египта и сектора Газа [10, р. 8]. Пять из десяти членов ЦК ФАТХ 1970-х годов принимали участие в демонстрации 1 мая 1955 года в Газе. Один из них - Мухаммед Наджар -был арестован и два года провел в тюрьме, египетскими властями был арестован в Каире Салах Халаф (Абу Айяд) [14, р. 46]. Изучение биографий этих десяти членов ЦК показывает, что у них есть много общего. Все они (за исключением аль-Вазира) являются выходцами из достаточно обеспеченных палестинских семей,
мусульмане, получили образование в Египте, участвовали в деятельности Союза палестинских студентов и в политической жизни Газы, выступали в сопротивлении во время оккупации этого района. Шестеро из них входили в ЦК ФАТХ и в начале 1990-х годов, остальные умерли или погибли и были заменены новыми членами. Это свидетельствует о том, что на протяжении 1960-х - начала 1990-х годов руководство ФАТХ представляло собой достаточно сплоченную группу единомышленников.
В том же 1957 году ядро ФАТХ переместилось в Кувейт, где к нему присоединились Фарук аль-Каддуми (Абу Лютф), Мухаммед Юсеф аль-Наджар (Абу Юсеф), Камаль Адван, Халед аль-Хасан (Абу Саид) - офицер министерства внутренних дел Кувейта, ставшие впоследствии видными деятелями организации [2, с. 139; 3, с. 38].
В Кувейте члены ФАТХ занимались бизнесом, собирая средства на приобретение оружия и на издание собственной газеты. Например, Я. Арафат в 1959 году в Кувейте основал строительную фирму, приносившую высокие доходы, а Ф. Каддуми, работая в Саудовской Аравии, занимал довольно высокий пост в Арабско-американской нефтяной компании (АРАМКО). В связи с негативным отношением арабских стран к палестинцам, поселившимся на их территории, деятельность ФАТХ велась подпольно в полной секретности, что затрудняло его связи с палестинскими массами. Финансирование организации осуществлялось ее членами, создавшими в Кувейте первоначальный фонд в размере 3000 долларов. С 1961 года ФАТХ оказывали финансовую помощь король Кувейта, король и палестинские бизнесмены Катара, король Ливии [5, с. 291].
Отдельные зарубежные исследователи считают, что Я. Арафат и некоторые другие руководители ФАТХ в 1950-е годы были членами организации «Братья-мусульмане». Палестинский историк Махмуд Хуссейн считает, что именно это обстоятельство способствовало роспуску Всеобщего союза палестинских студентов египетским правительством, что в свою очередь повлекло переезд руководителей будущей организации в Кувейт [15, р. 19]. Для распространения своих идей среди палестинцев и всех арабов ФАТХ в 1959 году начал издавать еженедельник «Наша Палестина», который выходил в Бейруте до 1964 года. Подчеркивая независимость организации ФАТХ от арабских стран и свое нежелание вмешиваться в их внутренние дела, один из редакторов в 1961 году писал в еженедельнике: «Всё, что мы требуем от арабских правительств, это то, чтобы они окружили Палестину стеной и наблюдали за борьбой между нами и сионистами. Всё, что мы хотим от вас, чтобы вы убрали руки от Палестины» [14, р. 44]. В 1961 году штаб-квартира ФАТХ была перенесена в Дамаск [4, с. 226].
Первые тренировочные лагеря для своих членов ФАТХ создал в Алжире. В них проходили подготовку в основном палестинские студенты, обучавшиеся в Алжире и в европейских странах. В скором времени подобные лагеря были открыты и в Кувейте. Однако эти лагеря не имели большого успеха, поскольку большинство студентов, прошедших в них подготовку, затем возвращались в свои университеты, а потом искали работу в странах Ближнего Востока. Понимая эту ситуацию, руководство ФАТХ приняло решение набирать добровольцев для прохождения военной подготовки из лагерей палестинских беженцев в Сирии, Ливане, Иордании. Наряду с вербовкой добровольцев в лагерях беженцев, руководство организации по-прежнему проводило политику привлечения на свою сторону палестинских студентов, обучавшихся в арабских странах и в Европе. С этой целью в конце 1962 года по инициативе ФАТХ в Майнце (ФРГ) состоялась конференция палестинских студентов, обучавшихся в европейских странах. В ее работе принимали участие Аб-дель Хамид, Хани аль-Хасан (в последующем оба члены ЦК ФАТХ) и Амин аль-Хинди (член Революционного совета ФАТХ). Эта конференция провозгласила вооруженную борьбу с Израилем и восстановление независимой Палестины [13, р. 98]. В этом же году прошла подобная конференция и в Кувейте. В ней принимали участие в основном студенты, обучавшиеся в арабских странах, и представители палестинской интеллигенции, работавшие здесь же. Эта конференция тоже выступала в поддержку политических концепций организации ФАТХ [10, р. 24]. По словам С. Халафа, этот процесс объединения «более 30 групп в одно целое» продолжался вплоть до 1961 года [9, р. 43]. Абдалла Франги (член Революционного Совета ФАТХ) признает, что студенты были первой массовой группой, поддерживающей ФАТХ [13, р. 98]. В начале 1960-х годов ФАТХ, соблюдая максимальную осторожность и опасаясь репрессий со стороны королевского режима, стал создавать свои ячейки на Западном берегу реки Иордан.
Что касается политической программы ФАТХ, то в законченном виде она не опубликована. В конце 1950-х годов был опубликован документ «Революционные задачи организации ФАТХ». В нем провозглашались его основные принципы: «1. Единственным средством, которым возможно добиться освобождения своей родины, является революционное насилие. 2. Революционная борьба должна осуществляться народными массами. 3. Революционная борьба имеет своей целью ликвидацию сионистского присутствия на всей территории Палестины во всех его формах - политической, экономической и военной. 4. Революционная борьба должна носить чисто палестинский характер, потому что нужно постоянно напоминать миру о существовании палестинского народа. 5. Арабские государства не могут воевать за палестинское дело. Революционная борьба палестинцев носит национально-освободительный характер и поэтому будет пользоваться всесторонней поддержкой. 6. Революционное движение должно быть свободно от любого контроля со стороны какой бы то ни было партии или государства. Необходимо защищать наше революционное движение от проникновения в него всех противоречий арабского мира. 7. Революционная борьба палестинского народа рассчитана на длительный период, который охватывает жизнь нескольких поколений палестинцев. 8. В то же время наше революционное движение должно быть палестинским по происхождению и арабским по развитию. 9. Основной формой революционной борьбы является партизанское движение, представляющее собой особый вид войны, которую ведут более слабые страны против более развитых в военном отношении. Партизаны - это те люди, кто лишен своей земли и полон решимости бороться за освобождение своей родины.
Если будет необходимо, то арабские режимы могут защитить палестинцев и принять участие в вооруженной борьбе» [12, р. 22-24]. Руководители организации полагали, что «вооруженные операции вызовут ответную реакцию Израиля. Это позволит палестинцам объединиться и защищаться. Арабские армии также откажутся от своей пассивной роли и будут воевать. Об этих военных действиях узнает мировая общественность, которая долгое время оставалась безучастной к палестинской трагедии» [13, р. 37].
В первоначальном варианте этих тезисов, опубликованных в 1959 году в еженедельнике «Наша Палестина», более определенно формулировался третий пункт: «Революционная борьба имеет своей целью ликвидацию государства Израиль», в таком виде он встречался во всех других материалах, опубликованных организацией с конца 1950-х до начала 1990-х годов. Так, в одном из документов 1970 года подчеркивалось, что «диалектическое соотношение между палестинской революцией и арабской нацией должно привести арабскую революцию к выяснению ее целей и социального содержания. Палестинская революция - это процесс радикальных изменений в масштабе всей арабской родины, ведущей к разрушению исторического искажения, каким является государство Израиль» [11, р. 163].
Подобные формулировки можно встретить в других документах и материалах организации ФАТХ этого периода [18, с. 19]. В документах ФАТХ 1968 года следующим образом объясняется эта установка: «возникновение палестинской революции является практическим отрицанием сионистской идеологии, объясняющей, что ближневосточная проблема - это конфликт между арабскими странами и Израилем. Это доказывает то, что палестинский народ имеет право на палестинское государство на территории всей Палестины и право разрушить Израиль как государство. Это является отказом от признания Израиля в качестве государства» [20, с. 16].
В пользу этого предположения свидетельствует и то, что данный документ явился единственным документом, рассматриваемым и принятым лидерами организации на совещании в октябре 1959 года и опубликованным в качестве итогового документа этого совещания, которое впоследствии было определено как учредительное совещание организации ФАТХ [14, р. 278]. В этот период члены ФАТХ в качестве примера современной национально-освободительной борьбы изучали и пропагандировали среди палестинцев национально-освободительную борьбу алжирского народа, считая, что при моральной и материальной поддержке арабских стран, но без их жесткого контроля угнетенный народ (а к нему относились и палестинцы) может самостоятельно завоевать свою свободу.
Первоначальные стратегические и тактические принципы ФАТХ отличались бескомпромиссностью. Руководство организации категорически отвергало политические методы решения палестинской проблемы. По их мнению, они не могли способствовать палестинцам восстановить свои законные права и, с другой стороны, являлись фактическим признанием арабскими странами Израиля. В одном из документов ФАТХ 1960-х годов подчеркивалось: «Решение палестинской проблемы никогда не произойдет мирным путем. Для политического решения необходимо иметь первоклассные вооруженные силы. Израиль будет соглашаться на те мирные решения, которые будут соответствовать его стратегическим планам» [6, с. 76; 18, с. 16-17]. ФАТХ считал, что будущее палестинское государство будет создано не только на Западном берегу реки Иордан и в Газе, но и на всей территории Палестины: «Создание этого государства произойдет путем разрушения сионистского государства в результате вооруженной борьбы» [6, с. 76-77].
Единственным средством освобождения Палестины объявлялся путь вооруженной партизанской борьбы, которая, по мнению ФАТХ, должна носить независимый от арабских стран характер, сплотить палестинские массы, которые в свою очередь сыграют роль в объединении всех арабских народов для борьбы против Израиля [6, с. 77; 7, с. 77; 18, с. 8, 16]. В 1950-1960-е годы ФАТХ подчеркивал свой независимый курс невмешательства во внутренние дела арабских стран при условии невмешательства арабских режимов в дела Палестинского движения сопротивления.
Незадолго до образования Организации освобождения Палестины (ООП), в начале 1964 года, руководители организации ФАТХ вели переговоры с другими палестинскими и общеарабскими организациями: Движением арабских националистов (ДАН), Фронтом освобождения Палестины (другое название этой организации - Дорога к возрождению - С. Щ. ), организацией Палестинская арабская молодежь (организация, действовавшая в Ливане - С. Щ). Эти переговоры имели цель, которая определялась как «создание совместного фронта для вооруженной борьбы» [10, р. 29; 14, р. 44]. Но когда стало известно, что по решению арабских государств будет создана некая всеобщая палестинская организация во главе с Ахмедом Шукейри, руководство ФАТХ прекратило переговоры, надеясь на сотрудничество с этой организацией. Однако, как показало время, до 1969 года, когда Ясир Арафат стал во главе ООП, эти надежды не оправдались.
На рубеже 1950-1960-х годов организацией ФАТХ были приняты политические установки, основу которых составили положения о необходимости развертывания палестинцами вооруженной борьбы. Независимость палестинского освободительного движения представлялась одним из основных условий для достижения поставленной цели. Лидеры организации ФАТХ считали, что единственным средством решения палестинской проблемы является вооруженная партизанская борьба. Эти концепции свидетельствовали о наличии националистических тенденций, «болезни роста» палестинского национально-освободительного движения.
Список литературы
1. Боровой Я. Л. Человек с тысячью лиц. Ясир Арафат. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2009. 288 с.
2. Брасс А. Палестинские истоки. М.: ООО иД «Русь-Олимп»; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. 347 с.
3. Клява А. Я. Палестинское национальное движение: от вооруженной борьбы к «дипломатии с оружием в руках»
(1974-1991 гг.) // Ближний Восток и современность. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003.
Вып. 20. С. 35-70.
4. Примаков Е. М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина ХХ - начало XXI века). М.: ИИК «Российская газета», 2006. 384 с.
5. Штереншис М. История государства Израиль. Герцлия: ISRADON, 2005. 720 с.
6. Щевелев С. С. Палестинский аспект Ближневосточного конфликта (1947-2005 гг.). Симферополь - М.: Изд-во МЦСПИ, 2005. 184 с.
7. Щевелев С. С., Крыжко Л. А. Египетско-иорданский фактор палестинского движения сопротивления (50-е - 60-е гг. XX в.). Симферополь - М.: СОНАТ, 2017. 246 с.
8. Abu Iyad. Palestinians Sans Partie. P.: Fayolle, 1978. 361 p.
9. Becker J. The PLO: The Rise and Fall of the Palestine Liberation Organization. N. Y.: St. Martin's Press, 1984. 303 p.
10. Cobban H. The Palestinian Liberation Organisation: People, Power and Politics. Cambridge University Press, 1984. 305 p.
11. De la Revolution palestinienne a la Révolution arabe 1970. Fateh // Textes de la Révolution Palestinienne 1968-1974. P.: Sindbad, 1975. P. 160-168.
12. Denoyan G. El Fath Parle: Les Palestiniens Contre Israel. P.: Albin Michel, (S.a.). 227 p.
13. Frangi Abdallah. The PLO and Palestine. L.: Zed Books, 1983. 190 p.
14. Gresh A. Histoire et Stratégies Vers l'Etat Palestinien. P.: S.P.A.G., 1983. 293 p.
15. Hussain М. The Palestine Liberation Organization. A Study in Ideology, Strategy and Tactics. Delhi: Delhi University Publication, 1975. 156 p.
16. Quandt W. B., Jabber F., Lesch A. M. The Politics of Palestinian Nationalism. Berkeley: University of California Press, 1973. 234 p.
17. Textes de la Revolution Palestinienne 1968-1974. P.: Sindbad, 1975. 355 p.
18. . Â^i^, ¿jjU jjjj i^jà ùjj4 32 ôjjjIIj âjjjJI sjjjLj jjijbiAH Sjjjil Âî^c âjJUJI (Связь палестинской революции с арабской революцией и мировой революцией. Б.м.: Фатх, б.г. 32 с.).
19. ÂjjjJl ¿ayi 1968 i£j>>Vl ÂmUJl :Cjjjj. 1968 Â^i^, . 631 (Арабские документы 1968. Бейрут: Американский университет, 1968. 631 с.).
20. ùj^ i^Jà ùjj4 .ÂjijbiWl ijjîil "¡à" Cj^i Uu£j Â^iiJl SjjjII j^iïi Â^i^, - ¿jjU 20 (Как разгорается вооруженная революция и как начался «Фатх» - палестинская революция. Б.м.: Фатх, б.г. 20 с.).
ESTABLISHMENT AND ACTIVITY OF FATAH AT THE TURN OF THE 50-60S OF THE XX CENTURY
Shchevelev Sergei Stefanovich, Doctor in History, Professor Taurida Academy of V. I. Vemadsky Crimean Federal University jeyson1030@gmail. com
The article discusses the main causes of creation and peculiarities of activity of the "Palestinian National Liberation Movement" (Fatah) at the turn of the 1950-1960s. The author highlights specificity of the composition of the organization and peculiarities of the political positions formation; analyzes strategic and tactical principles and methods of the Palestinian problem solution. In the process of the research it was determined that the main condition for Fatah functioning was independence of the liberation movement, and the primary means of achieving the goal was armed partisan struggle.
Key words and phrases: Fatah; Israel; Palestine; The Middle East conflict; The Palestinian Resistance Movement.
УДК 94(569.4)
Исторические науки и археология
Статья посвящена анализу планов короля Иордании Хусейна и палестинского движения сопротивления (ПДС) в отношении будущего Палестины в 1970-1972 гг. В исследовании выделены основные цели иорданской стороны по решению палестинской проблемы, приводится аргументация позиций представителей ПДС по проекту Иордании. Поднимается вопрос о реализации идеи создания независимого палестинского государства. Авторы анализируют особенности средств борьбы ПДС за право на самоопределение палестинского народа.
Ключевые слова и фразы: ФАТХ; Израиль; Иордания; Палестина; Ближневосточный конфликт; ПДС.
Щевелев Сергей Стефанович, д.и.н., профессор Крыжко Евгений Владимирович, к.и.н.
Таврическая академия Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского jeyson1030@gm ail. com
ПЛАНЫ КОРОЛЯ ИОРДАНИИ ХУСЕЙНА И ПАЛЕСТИНСКОГО ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПАЛЕСТИНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В 1970-1972 ГОДАХ
Практически все документы иорданского правительства, начиная с 19 июня 1967 г., содержали положение о том, что «Западный берег - это неотъемная и составная часть Иорданского королевства» [9, p. 606]. Для подкрепления этого тезиса с 7 августа 1967 г. иорданское правительство начало выплату зарплаты чиновникам Западного берега при условии, что они не будут сотрудничать и подчиняться Израилю. 15 августа в Аммане был создан правительственный комитет по делам Западного берега. Учитывая позицию «Движения