С.. МОЧАЛЬНИКОВ Институт экономики РАН
СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ - НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО КОРПОРАТИВИЗМА
Процесс корпоративизации в экономике России продолжается, приобретая качественно новые черты, отвечающие современным требованиям развития государства, бизнеса и общества.
Определяющим направлением преобразования форм хозяйствования становится корпоративизация экономики. Корпоративные формы деятельности определяются эволюцией отношений собственности, изменением структуры основного хозяйствующего субъекта, которая обусловлена концентрацией производства, его диверсификацией, развитием горизонтального и вертикального комбинирования активной роли государства. Кроме того, корпоративизация экономики, т.е. динамичное развитие корпоративных форм деятельности, связана с нарождением новых механизмов сотрудничества компаний, интернационализацией и глобализацией хозяйственных связей. Это проявляется в развитии таких форм делового партнерства компаний как межфирменные союзы, стратегические альянсы, связанные перекрестным владением акциями, многообразными кооперационными отношениями в области научно-технических, технологических и организационных инноваций и инфраструктурного обеспечения.
Вместе с тем корпоративное регулирование, осуществляемое в интересах отдельных субъектов рынка, нередко вступает в противоречие с общенациональными интересами. Поэтому оно требует корректирующего государственного экономического регулирования, в частности, в форме создания государственных корпоративных образований.
Одной из главных проблем является выявление направления эффективного формирования государственных и рыночных инфраструктур, отвечающих требованиям комплексности и конкурентоспособности. В условиях проявления процессов глобализации должны быть определены стратегические факторы становления крупных корпораций и корпоративной экономики в России, способные стать основой инвестиционных трансформаций
на базе государственного регулирования как системообразующего взаимодействия в сфере социально-экономического развития.
Крупные государственные корпорации становится «носителями» эволюционной доминанты развития эффективного базиса и определяющего субъекта воспроизводственного процесса и экономических отношений на уровне регионов и государства, их экономических и финансовых институтов. Корпорации такого типа создают предпосылки сохранения и развития хозяйственных, научно-производственных и технологических связей, способствующих выработке стратегической политики и приоритетов как внутреннего развития, так и формирования адекватных институционально-организационных и производственно-управленческих структур на всех уровнях хозяйствования. При этом должны быть обоснованы перспективные модели формирования, нормативно-экономического обеспечения функционирования и приоритетов развития корпорации в системе рыночных методов хозяйствования, отражающих взаимодействие их структурных элементов, а также способов оптимального накопления, сбережения и эффективного использования инвестиционных ресурсов.
Крупные корпорации и стратегические альянсы должны стать основой отечественной корпоративной экономики, способной выдержать конкурентную борьбу на мировых рынках посредством формирования и реализации своего производственного и инвестиционного потенциала, основанного, прежде всего, на отечественной системе машин и технологической базе. Для этого необходима консолидация национальных субъектов рынка с учетом регионального макро- и микроуровней социально-экономического развития экономики страны.
Изменение организационно-регулирующей схемы развития экономики должно осуществляться в масштабе, соответствующем возможностям и условиям. И важнейшим в ней является активная работа по соединению фрагментов нового в общую сеть организации, уплотнение ее до уровня превращения в эффективный фактор реального развития. Таковым новым (относительно) фрагментом являются крупные государственные корпорации, как правило, холдингового типа. Их главная цель - активизировать потенциал государства путем активного использования консолидированных возможностей бизнеса и уже работающих вместе с ним активов государства (доли государственного участия в корпоративных образованиях), которые в большинстве случаев не стали эффективным фрагментом общего корпоративного потенциала страны. Создание государственных корпораций и формирование в связи с этим дополнительной нормативно-правовой базы корпоративизма
должно обеспечить и активизацию ранее вложенных государством средств в корпоративную систему страны.
Генезис российских государственных корпораций реформационного этапа развития. Сущность организационно-правовой формы, каковой является «государственная корпорация», в связи с ее сложностью, многообразием взаимопроникающих форм трудно определить простой трактовкой: «корпорация, которой владеет государство». В повседневной деятельности этот термин означает просто «предприятие, находящееся в государственной собственности» (имеется в виду акционерное общество со 100% владением акций государством).
Потребности практики не удовлетворяет такой подход, особенно, если учитывать, что в том случае, когда государственная корпорация является некоммерческой организацией, то возникает юридическое противоречие в толковании ее статуса между Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». В Гражданском кодексе данное понятие (государственная корпорация) упоминается достаточно фрагментарно (в статьях о ликвидации юридических лиц и о банкротстве), а в законе «О некоммерческих организациях» акцент сделан на идею о невозможности ведения прибыльной деятельности.
Данная ситуация, с нашей точки зрения, объясняется недооценкой этой важнейшей современной формы корпоративной организации и попытками решения важнейшей проблемы подменить «затыкание дыр», возникающих в реформационной практике. Эти соображения подтверждаются также ситуационным анализом развития данной организационной формы социально-экономических отношений. В частности, можно выделить следующие этапы:
1. Преобразование в 1989-1992 гг. ряда советских министерств и ведомств в государственные корпорации (государственная корпорация «Росчермет» на базе министерства металлургии СССР, «Монтажспецстрой» - на базе министерства специального строительства и монтажных работ; «Трансстрой» - на базе министерства транспортного строительства; «Станко-инструмент» - на базе министерства станкостроительной и инструментальной промышленности; государственный концерн «Газпром» - на базе министерства нефтяной и газовой промышленности и др.) Создание данных государственных корпораций создало условия к неконтролируемой и стихийной приватизации, деструктивному отчуждению государственной собственности. Все эти госкорпорации распались, за исключением «Газпрома».
2. Активное создание различного рода крупных и средних ОАО и ЗАО с различной степенью участия государства в их активах (от 100 % до контрольного пакета и меньше). Эффективность государственного участия в этих акционерных обществах оставляет желать лучшего. В АО с государственным участием ослаблены механизмы контроля, связанные с фондовым рынком. Расходование средств ОАО со 100% участием государства подчинено госрегламентам, что снижает их эффективность. Практически во всех АО отсутствуют работоспособные механизмы контроля над менеджерами (часты случаи вывода активов и превращения госсобственности в собственность личную).
3. Этап создания государственных корпораций некоммерческого характера для решения отдельных проблем развития экономики страны (первая госкорпорация была создана в 1999 - АРКО, в 2002 г. - Агентство по страхованию вкладов. В 2007 г. была создана группа госкорпораций: Внешэкономбанк, Олимпстрой, Фонд содействия реформированию ЖКХ; началось создание корпораций в реальном секторе - Росатом, Ростехнологии и др.).
4. Активное создание госкорпораций в реальном секторе экономики: в судостроении, авиастроении и др.
Пока трудно классифицировать отдельные группы создаваемых государственных корпораций, учитывая их особенности, разнообразие и отсутствие нормативно-правовых ориентиров их основных характеристик. В настоящее время идет процесс формирования следующих типов и видов госкорпораций:
-крупные отраслевые холдинги основных и обеспечивающих производств; -межотраслевые государственные холдинги; -вертикально и горизонтально интегрированные корпорации; -конгломераты, ориентированные на продвижение российских корпораций на мировые рынки (Ростехнологии);
-крупные государственные инвестиционные фонды и компании (Олимстрой, корпорация в сфере ЖКХ);
-корпорации административно-производственного типа (Росатом) и др. Как видно, структурные рамки государственных корпораций достаточно велики, что создает возможность для новых направлений реализации стратегических прорывов в различных сферах для обеспечения национальных интересов.
Миссия государства в глобальном мире постоянно трансформируется и усиливается. Поэтому пора прекратить стенания (радикальных либералов) по поводу отсутствия «оттепели» (имея в виду роль государства в экономике). Госкорпорации могут использовать огромный
административный ресурс, причем в достаточно сжатые сроки, что особенно важно в быстротекущих острых схватках на мировых рынках, где выживает «сильный и быстрый». При этом нельзя допустить нового витка структурной разбалансированности, которая в потенциале, при переходе к инновационным принципам развития экономики, может активизироваться.
Экономика страны делает попытки перехода к активному экономическому росту, используя механизмы как «открытой» экономики, так и «относительно закрытой». И проблема состоит, отнюдь, не в этом их разделении, поскольку и открытые механизмы при здравом и обоснованном национальными интересами использовании могут дать значительный эффект. То же самое касается и проблем «закрытости», точнее использования ограничительных инструментов, способных обеспечить подъем отдельных сегментов экономики. Иногда необходимо прикрыть мощью государства «позитивные ростки» в отечественной экономике, и это не будет означать возврата к командной системе, а является профессиональным решением назревших в экономике проблем.
Переход к устойчивому экономическому росту предполагает создание благоприятных макроэкономических условий, включающих снижение процентных ставок, формирование механизмов кредитования долгосрочных проектов в реальном секторе, устранение ценовых диспропорций, решение проблем реинтеграции экономики, становление контуров ее расширенного воспроизводства, повышение инвестиционной и инновационной активности.
Корпорация как социальная организация и правовая форма бизнеса и государства отличается максимальной централизацией и авторитарностью руководства. В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует унифицированная модель корпоративного управления. Это связано с непрерывным нарастанием сложности стратегического управления коммерческими организациями, стремительным ростом неопределенности экономических процессов, влиянием НТП и быстрым изменением окружающей среды.
Как показало изучение соответствующих экономических источников, в настоящее время понятие «корпорация» не имеет точного определения. Обобщение различных научных определений этой категории позволяет дать следующее достаточно общее её понятие. Интегрированная корпорация - это крупномасштабная диверсифицированная организация с вертикально-горизонтальной структурой управления, созданная на основе объединения капитала, ресурсов, материального и другого
имущества юридических и физических лиц, призванная обеспечивать высокие темпы экономического роста производства, выпуск конкурентоспособных товаров, соответствующих мировым требованиям, осуществлять диверсификацию, обновление и реформирование всех сторон деятельности и эффективно решать социально-экономические проблемы с учетом собственных интересов, а также государства и работников.
Стратегия госкорпораций явно и недвусмысленно исходит из основного подхода, декларируя в качестве ключевой задачу «приведения обязательств государства в соответствие с его ресурсами».
В целом структурная политика нуждается в кардинальной корректировке, исходя из необходимости системного решения задач формирования единства технологической, институциональной и организационной структур корпорации, способных соединить все необходимые элементы в целостные воспроизводственные контуры современного технологического уклада, создать условия для модернизации и повышения эффективности экономики, формирования крупных конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка. В связи с этим экономическая политика государства в современных условиях должна быть нацелена на активизацию существующих и формирование новых конкурентных преимуществ российских корпораций в целом, овладение главными факторами современного экономического роста: стимулирование ключевых производств современного и нового технологических укладов, подъема стратегического потенциала корпораций.
Организационная структура системы управления в новых образованиях - это следствие производственно-хозяйственной направленности их деятельности, ориентированной на обеспечение определенных национальных интересов. Главным результатом формирования новых организационных структур является, во-первых, создание преимущественно экономических отношений с государственными субъектами, участвующими в системе. Во-вторых, формирование производственных отношений, основывающихся на партнерских отношениях (договора, соглашения, участие в совместных проектах и др.). В-третьих, обеспечение технологического единства участников нового образования. В-четвертых, сосредоточение финансовых усилий государства на инновационной ориентации новых организаций, повышение креативности конечного результата.
Данные образования не являются альтернативой рыночным схемам. Они соответствуют рыночным отношениям, не нарушая их, а встраиваясь в рыночный механизм, поддерживают и воспроизводят его.
Концентрация ресурсов в руках государства усиливает конкурентные преимущества национальных компаний, но несколько ослабляет раз-
витие несырьевого сектора. В России создано множество разнообразных фондов, холдингов и прочих государственно-предпринимательских структур, успешно «осваивающих» бюджетные средства. Однако, проанализировав проекты и программы, в которые вкладываются деньги, обнаруживаешь, что далеко не все из них действительно связаны с диверсификацией экономики страны.
Есть мнение, что создается параллельная политико-экономическая система, непрозрачная не только для общества, но и для большей части государственных структур. С помощью этой системы приватизированы многие рычаги государственного управления экономикой и механизмы финансирования «прорывных» проектов. По нашему мнению, в современных условиях как государственная, так и частная структуры одинаково неэффективны, если во главу угла ставится не стратегическое развитие экономики, а только прибыль конкретной компании. Конкурентоспособность крупных компаний снижается под влиянием комплекса причин: отсутствия масштабной модернизации основных фондов, недостаток капитала в реальном секторе экономики, непродуманная налоговая политика, администрирование налогов, пробуксовка реформ в системе образования.
Чтобы сохранить темпы роста и найти свое место среди ведущих мировых держав, Россия должна сойти с сырьевого пути и направить все усилия на действительное, а не декларативное развитие внутреннего товарного производства, малого и среднего бизнеса. Пока же для правительства «сбор дани» важнее развития страны, хотя и делаются попытки изменить сложившуюся ситуацию. Недостатки нормативно-правовой базы и неотработанный механизм регулирования недропользования позволил частным компаниям аккумулировать значительные доходы рентного характера и самим определять принципы ведения хозяйственной деятельности, что негативно сказалось как на состоянии минерально-сырьевой базы, так и на налоговых отчислениях в бюджет.
Одной из мер поддержки производств высших технологических укладов является государственное обеспечение создания вертикально-интегрированных холдинговых структур, включающих опытно-конструкторские и серийные предприятия путем предоставления головной компании холдинга пакетов акций, закрепленных в государственной собственности пакетов акций самой головной компании.
Данный этап следует оценить как новую ориентацию государственной политики на создание современных конкурентоспособных (по мировым меркам) корпораций, способных реально обеспечить националь-
ные интересы в стратегическом экономическом развитии России. Анализ этапов развития государственных корпораций позволяет сделать вывод о новом подходе (отличном от предыдущих либеральных новаций в области участия государства в экономических процессах) правительства к повышению эффективности государственной собственности.
Государственные корпорации способны стать важным элементом нового цивилизованного экономического механизма страны. Однако для этого госкорпорациям нужна серьезная поддержка как в нормативно-правовом плане, научно-методическом обеспечении, кадровом обеспечении, активной финансовой поддержке. В этой связи уже сейчас необходим серьезный анализ проблем госкорпораций и выработка научно-методических решений практически во всех аспектах их деятельности.
Ключевые условия и элементы эффективной деятельности госкорпораций: реальность курса преобразований; открытость и доступность информации; справедливая и реальная законодательная база; стратегическая национальная ориентация; добросовестность, честность и компетентность руководителей; современная инновационная направленность деятельности; антикоррупционная направленность; устойчивость институтов, договорных отношений и партнерских взаимодействий; гарантирование минимума жизненных благ и условий плодотворной деятельности; позитивный имидж и культура корпораций. Опыт показывает, что даже передача в уставной капитал пакетов акций профилирующих производств требует еще многих усилий для формирования единого и эффективного конкурентоспособного комплекса.
Государство стремится усилить свою роль в крупных жизненно важных для промышленности страны комплексах. В частности, это видно на примере «Объединенной двигателестроительной корпорации» (создана в апреле 2008 г.). В соответствии с указом Президента РФ под эгидой ОАО «ОПК «Оборонпром» в «Объединенную двигателестрои-тельную корпорацию» (ОДК) войдут пять самарских предприятий, пять пермских, одно уфимское и одно ярославское.
Контрольные пакеты всех названных выше 12 двигателестроитель-ных предприятий России должны быть сконцентрированы в управляющей компании ОДК. Она станет 100-процентной «дочкой» многопрофильной промышленной инвестиционной группы «ОПК «Оборонпром». Будучи по форме ОАО, эта компания контролируется государством: ее собственниками являются РФ в лице Росимущества (51%), ФГУП «Рособоронэкспорт» (31,13%), Республика Татарстан (15,07%).
Реорганизация, в результате которой «Оборонпром» получит контроль над всеми участниками ОДК, состоит из двух параллельных процессов. Один из них - дополнительная эмиссия акций «Оборонпрома», размещаемая по закрытой подписке. Часть ценных бумаг получит Ро-симущество, предоставив взамен принадлежащие ему акции предприятий-участников ОДК. Второй процесс - увеличение как минимум до контрольного пакета доли «Оборонпрома» в капитале этих предприятий 1.
Таблица 1
Доли государства в капитале предприятий, включаемых в ОДК
Название предприятия Доля госсобст-
венности, %
Самарские предприятия
ОАО «Моторостроитель» 38
ОАО «Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузне-
цова 60
ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения» 50
ОАО «Металлист-Самара» 25,66
ОАО «НПО «Поволжский авиационный технологический ин-
ститут» 38
Предприятия других регионов
ФГУП «Научно-производственное предприятие «Мотор»
ОАО «Пермский моторный завод» (Пермь) 100
ОАО «Спорт» (Пермь) 71,63
ОАО «Авиадвигатель» (Пермь) 60
ОАО «НПО «Сатурн» (Ярославль) 45,03
37
Новые условия и появление современных целей обусловили появление особой формы корпоративной организации - государственные корпорации некоммерческой организации.
В соответствии с п.1 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации - это юридические лица, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Согласно п.3 той же статьи «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям».
1 Определились с авиадвигателями». // «Эксперт» № 7, 2008.
Закон «О некоммерческих организациях» (от 12.01.1996 №7-ФЗ) определяет госкорпорации таким образом: «Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно жизненных функций» (ст. 7.1.).
Анализ имеющихся правовых норм позволяет выделить ряд проблемных вопросов статуса этой новой формы корпоративного воздействия.
Таблица2
Проблемные особенности Оценка и пути решения
1. Расплывчатость формулировок (ст. 7.1. п.1) не определяет принципиальных ограничений на цели и функции государственных корпораций (кроме Конституции РФ и федеральных законов) Данная нечеткость должна быть нейтрализована подготовкой специального закона «О государственных корпорациях»
2. Отсутствие нормативно-правовых критериев оценки деятельности корпораций и их руководителей Научно-методическая недоработка. Требует быстрейшего устранения
3. Имущество и средства, переданные государством ее учредителям, не являются объектом госсобственности Это положение, с одной стороны, является прогрессивным, с точки зрения придания определенной свободы в деятельности корпорации, но, с другой стороны, может стать предметом коррупционных проявлений. Необходим специальный акт по контролю за корпорациями
4. Не выработаны строгие механизмы организации правового регулирования корпораций Опасность широкого использования подмены нормативного регулирования индивидуально-правовым (не всегда в интересах государства)
5. Разнообразие процедур формирования руководящих органов государственных корпораций Требуется специальная научно-методическая и практическая проработка этой проблемы и выработка соответствующих рекомендаций
Данные проблемы вполне разрешимы и являются трудностями создания и последующего роста. При этом нельзя не отметить позитивных результатов введения данной формы корпоративизации. К общим эффектам необходимо отнести, во-первых, повышение самостоятельности бюджетных организаций. Во-вторых, рост заинтересованности в более эффективном использовании имущества и денежных средств. В-третьих, появление возможности более активного использования пла-
ново-проектных методов регулирования деятельности корпораций. В-четвертых, появляется возможность обеспечить более гибкие формы регулирования и использования государственных средств. В-пятых, создаются возможности для повышения эффективности использования государственной собственности. При этом одним из важных достоинств государственных корпораций является возможность использовать различные функции по определению государственной политики, нормативному регулированию и контролю важнейших сфер жизнедеятельности государства.
Позитивной оценки заслуживает тенденция, когда вместо отделения государственного аппарата от экономики, что неоднократно объявлялось основной целью государственной политики, происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. И этот процесс не надо рассматривать как демонтаж традиционных форм государственного устройства. Идет, на наш взгляд, цивилизованный поиск инноваций в сфере государственного регулирования.
Государство уже начало процесс финансирования государственных корпораций:
-640 млрд. руб. было выделено в 2007 г. из госбюджета корпорации «Ростехнологии»;
-240 млрд. руб. - Фонду содействия реформирования ЖКХ (2008 г.);
-314 млрд. руб. - «Олимпстрою» (2008 г.);
-130 млрд. руб. - «Роснанатех» (2008 г.);
180 млрд. руб. - «Внешэкономбанку» (2008 г.) и др.
Следует отметить, что этот процесс развивается достаточно сложно: возникают задержки с поступлением средств; отсутствуют реальные проекты, наблюдается превышение сметных расходов (например, на увеличение государственной поддержки «Олимпстрою» уже выделено 124 млрд. руб.).1
Сложно решаются проблемы размещения временно свободных денежных средств. Пока нет эффективного решения в вопросах структуры вложений за рубежом и в России, неясен тип ценных бумаг, а также доля средств государственных корпораций, которая может быть вложена за рубежом.
1 «Ведомости», 6 июля 2008 г.
Значительные трудности связаны с правовым статусом корпораций в силу их значительных различий. Так, вопросы деятельности госкорпораций, которые работают под жестким контролем государства в статусе ОАО (например, судостроительные) регулируются действующим акционерным законодательством (которое, кстати, нуждается в корректировке). Госкорпорации в статусе некоммерческих организаций действуют в соответствии с индивидуальными нормами, так как закон «О некоммерческих организациях» является недостаточным правовым инструментом для таких сложных образований. Совершенно очевидно, что назрел вопрос о скорейшем принятии специального закона «О государственных корпорациях».