Научная статья на тему 'Формирование государственной корпорации «Ростехнологии»: риски и последствия для высокотехнологичного сектора'

Формирование государственной корпорации «Ростехнологии»: риски и последствия для высокотехнологичного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСКОРПОРАЦИЯ / РОСТЕХНОЛОГИИ" / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СЕКТОР / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ АКТИВОВ КОМПАНИИ / РИСКИ / STATE CORPORATION "ROSTECNOLOGII" / HIGH TECHNOLOGY SECTOR / LAWS AND REGULATORY BASE / FIXED CAPITAL STRUCTURE / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганичев Николай Александрович, Фролов Игорь Эдуардович

Рассматриваются проблемы формирования госкорпорации "Ростехнологии". Предлагается авторская оценка работоспособности нормативно-правовой базы функционирования госкорпораций в современных условиях. Приводятся результаты анализа структуры основных активов, принадлежащих "Ростехнологиям", а также оцениваются основные последствия и риски формирования этой госкорпорации для российского высокотехнологичного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of "Rostecnologii" State Corporation: Risks and Effects for High Technology Sector of Economy

This article is focused on the problems of "Rostecnologii" State Corporation forming. The author's appraisal of code of laws and regulatory acts efficiency which regulates state corporation work under modern conditions is suggested. The capital structure of "Rostecnologii" and the risks and effects of this State Corporation creation for high technology sector of Russian economy were estimated.

Текст научной работы на тему «Формирование государственной корпорации «Ростехнологии»: риски и последствия для высокотехнологичного сектора»

Ганичев,

Ы.Э. Фролов

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «РОСТЕХНОЛОГИИ»: РИСКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СЕКТОРА7

Введение в проблему. В последние годы в России произошло существенное изменение государственной экономической политики, в том числе с точки зрения выбора целей, стратегии и приоритетов экономического роста. В качестве одной из приоритетных задач, декларируется переориентация экономики на интенсивные факторы экономического роста и усиление роли научно-технологического потенциала хозяйственного комплекса, на его сбалансированное функционирование на максимально высоком технологическом уровне. Главной целью этой политики должно стать создание условий, при которых роль и функции ведущей силы экономического развития постепенно перейдут от сырьевых и перерабатывающих отраслей к инновационному сектору экономики [15]. Одной из мер в этом направлении выступает создание крупных конкурентоспособных на мировых рынках вертикально-интегрированных структур в наукоемком, высокотехнологичном секторе (НВТС) промышленности, их техническое перевооружение, обеспечение стабильным государственным заказом и соответствующей финансовой поддержкой в рамках государственно-частного партнерства.

По критериям наукоемкости и высокой технологичности к НВТС промышленности России могут быть отнесены отрасли

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (№ проекта 07-06-1212 офи).

оборонно-промышленного комплекса (ОПК), атомный комплекс, ряд производств химико-фармацевтической, микробиологической и химической отраслей, научное приборостроение, производство сложного медицинского оборудования, а также высокотехнологичные услуги. [1, с. 370-375]. Вместе с тем, в настоящее время особенности функционирования только складывающейся системы воспроизводства наукоемких, высокотехнологичных отраслей позволяют наиболее полно выделить, охарактеризовать только «ядро» НВТС, к которому относятся в первую очередь предприятия оборонно-промышленного комплекса. ОПК традиционно подразделяется на восемь отраслей:

1) авиационная промышленность (АП);

2) ракетно-космическая промышленность (РКП);

3) промышленность обычных вооружений (ПВ);

4) промышленность боеприпасов и спецхимии (БП);

5) судостроительная промышленность (СП);

6) электронная промышленность (ЭП);

7) радиопромышленность (РП);

8) промышленность средств связи (ПСС).

Сходство конечных видов продукции и применяемых технологических процессов позволяет объединить производства НВТС в следующие агрегированные комплексы:

1) авиаракетно-космический комплекс (АРКК), объединяющий АП и РКП;

2) радиоэлектронный комплекс (РЭК), объединяющий РП, ЭП и ПСС;

3) специализированные военно-ориентированные отрасли промышленности (СВООП), включают в себя остальные отрасли ОПК - ПВ, БП, судо- и кораблестроение;

4) атомная промышленность (АТП);

5) наукоемкий сектор химической промышленности (НС ХП).

За последние несколько лет направление структурной реформы НВТС существенно изменилось. В 2002 г. была утверждена ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)», в соответствии с которой главным приоритетом при формировании нового облика ОПК было объявлено создание 30-40 самостоятельных жизнеспо-

собных интегрированных структур (ИС) по отраслевому признаку. Однако программа не была реализована в полной мере, и с 2006 г. был взят курс на формирование нескольких крупных ИС, объединяющих в одной организации, по сути, все жизнеспособные предприятия какой-либо подотрасли, связанные кооперацией. Первой компанией такого рода стала «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Предполагалось, что все организационные процедуры и начало работы корпорации будут завершены к началу 2007 г., однако реально выполнять свои функции и работать как самостоятельное юридическое лицо корпорация начинает только с 2008 г., да и то с большими оговорками. Главной целью заявленной при создании ОАК было устранение малопродуктивной конкуренции между различными авиационными предприятиями внутри страны и объединение их усилий для производства продукции способной конкурировать с лидерами отрасли на мировом рынке. Однако на практике внутриотраслевая конкуренция лишь перешла из рыночной плоскости на уровень внутрикорпоративных конфликтов, и корпорация пока так и не решила ни одну из возложенных на нее задач. Серийный выпуск «главной надежды» российского авиапрома - среднемагистрального лайнера 8иЬоі8ирегіе1-100 отложен до 2009 г. (первоначально он планировался на 2006 г.), до сих пор не завершено присоединение к ОАК РСК «МиГ», Казанского АПО и т. д.

Хотя опыт организации ОАК успешным назвать сложно, но в течение 2007-2008 гг. было принято решение о создании целого ряда подобных структур. В 2007 г. был подписан президентский указ о создании «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), в 2008 г. - «Объединенной двигателестроительной корпорация» (ОДК). Эти ИС, как и ОАК призваны вывести соответствующие отрасли на мировой технологический уровень и устранить конкуренцию между производителями внутри страны. Исходя из принципа формирования, а также задач возлагаемых на такие организации можно говорить о том, что они по факту являются «отраслеобразующими».

Казалось бы, что курс на реорганизацию высокотехнологичных отраслей промышленности окончательно определен и такие «отраслеобразующие» корпорации должны стать основ-

ным средством развития НВТС. Однако в 2007-2008 гг. появились проекты формирования принципиально нового типа структур, основанных на принципах государственно-частного партнерства, - госкорпорации (ГК). Их главное отличие от ОАК, ОСК и других «отраслеобразующих» интегрированных структур в том, что они создаются не в форме АО, а имеют особый юридический статус, подразумевающий принципиально иную систему управления. ГК формально является разновидностью НКО2, но имеет полное право заниматься коммерческой деятельностью и использовать полученную прибыль по своему усмотрению. Госкорпорация - это организация особой юридической формы, при которой компания формально выполняет задачи государственного значения, пользуясь для этого средствами госбюджета, но дефакто занимается полноценной коммерческой деятельностью.

В 2007-2008 гг. в России для решения «специальных задач» было создано сразу несколько таких структур. Например, для подготовки к зимней олимпиаде в Сочи была создана корпорация «Олимпстрой» для развития нанотехнологий - «Роснано». Обсуждается также возможность создания ГК в сфере дорожного строительства, рыбного промысла, геологоразведки и т.д. Прецедентным стал факт создания госкорпорации «Росатом» на базе Агентства по атомной энергетики. Это первый случай в истории РФ, когда практически все функции федерального ведомства были переданы некоммерческой организации такого рода. Однако наиболее масштабным и амбициозным проектом стало создание ГК «Российские технологии», которая должна стать не просто «отраслеобразующей», а призвана объединить более 500 предприятий, относящихся к НВТС из самых разных отраслей промышленности.

Создание «Ростатома» и «Ростехнологий» позволяет говорить об изменении не только структуры НВТС, но и всей системы государственного управления НВТС. Такие ГК, как «Ростехнологии» и «Росатом», планируемые «Росрыбфлот» и

2 Госкорпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Закон «О некоммерческих организациях»(ст. 7.1).

«Росстрой», фактически являются дублерами соответствующих профильных министерств, но и имеют целый ряд привилегий и принципиально новую степень экономической свободы. Система управления ФГУП и государственными ОАО через систему министерств и ведомств в интересах страны сменяется системой управления предприятиями в рамках холдинговых структур, построенных на принципах оптимизации финансовых и материальных потоков и максимизации прибыли.

Опыта создания структур подобных ГК в РФ нет, отсутствует и достаточно проработанная нормативно-правовая база их деятельности, что может быть чревато проблемами, как при непосредственном формировании структуры новой организации, так и при ее дальнейшем функционировании. Кроме того, не существует четко проработанной стратегии и четко определенных задач функционирования таких структур, поэтому до конца не ясным остается принцип, по которому формируется уставной капитал корпорации, что будет с руководством и персоналом передаваемых ей предприятий и многое другое.

Данная статья имеет целью на основе анализа доступной информации функционирования ГК «Ростехнологии» выявить проблемные зоны и «узкие места», которые могут возникнуть в процессе формирования подобных ИС, как для системы НВТС в целом, так и для отдельных субъектов экономической деятельности.

Анализ нормативно-правовой базы функционирования госкорпорации «Ростехнологии». Что же представляет собой госкорпорация «Ростехнологии»? Какие цели ставит перед ней государство, и какие задачи она реально способна решать, исходя из данных ей полномочий? На эти вопросы должен ответить анализ основных документов, регламентирующих деятельность корпорации. Это, прежде всего Федеральный закон «О Государственной корпорации «Ростехнологии», который был принят 23 ноября 2007 г. [19]. Он определяет правовое положение, цель деятельности, полномочия, порядок управления, реорганизации и ликвидации корпорации. Однако, как показано ниже, формулировки данного Закона достаточно «расплывчаты» и сохраняют широкую возможность для «вольного» его толкования. Закон дает новой структуре самые

широкие полномочия, сопоставимые с исполнительными органами федеральной власти, выводит ее из-под прямого контроля Правительства РФ, а также снимает множество ограничений характерных для правовой формы ФГУП и АО.

Цель деятельности корпорации в законе определяется как «содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций разработчиков и производителей, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс (ОПК)» (курсив наш - Н.Г. иИ.Ф.).

К основным функциям ГК относятся [19]:

• содействие организациям различных отраслей промышленности в разработке и производстве высокотехнологичной промышленной продукции;

• обеспечение продвижения на внутренние и внешние рынки и реализации на них высокотехнологичной промышленной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности;

• участие в реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества (ВТС) РФ с иностранными государствами и государственной программы вооружения;

• привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая ОПК, в том числе в интересах создания конкурентоспособных образцов высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного назначения;

• осуществление в интересах организаций различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности на территории РФ и за ее пределами;

• оказание содействия организациям различных отраслей промышленности, включая ОПК, в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям

развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий;

• оказание содействия деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

• осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами и решениями Президента РФ.

Ясно, что такие формулировки как «содействие» или «путем поддержки» излишне расплывчаты. При этом для достижения заданных целей корпорация вправе заниматься практически любым видом коммерческой деятельности и использовать переданное ей имущество любым способом. Примечательно, что в законах о создании других госкорпораций, например, в законе о ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»5 цели и задачи прописаны намного четче. Внешэкономбанк «осуществляет», «организует», «выдает», т. е. совершает конкретные операции, - финансирование, инвестиции, поручительства, приобретает доли, страхует экспортные кредиты, осуществляет лизинговые операции. Его деятельность четко расписана и оставляет мало места для различных отклонений. При этом, по целому ряду вопросов, (инвестирование в НВТС, содействие его продвижению на внешнем рынке) функции «Ростехнологий» пересекаются с функциями Внешэкономбанка. Например, основными отраслевыми приоритетами деятельности Внешэкономбанка на 2007-2010 гг. являются инвестиционная деятельность в таких областях как: авиастроение и ракетно-космический комплекс; судостроение; электронная промышленность; атомная промышленность, в том числе атомная энергетика; транспортное, специальное и энергетическое машиностроение; металлургия (производство специальных сталей); деревообрабатывающая промышленность; оборонно-промышленный комплекс. То есть, в

2007 г. государство уже сделало решительный шаг по развитию инвестиционной составляющей высокотехнологичной промыш-

5 Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития».

ленности. Следовательно, ряд целей создания ГК «Ростехнологии» стал выглядеть избыточным и дублирующим.

Из целей, прописанных в законе о ГК, не очевидно, почему для «содействия путем поддержки» предприятий ОПК была создана структура именно в такой организационно-правовой форме. Поэтому обратимся к правам и полномочиям новой структуры. Если рассмотреть эту главу Федерального закона, становится ясно, что юридическая форма госкорпорации дает возможность фактически уйти из-под прямого контроля Правительства РФ. Так, руководство корпорации также получает право участвовать в формировании внешнеторговых цен на продукцию военного назначения, контролировать соблюдение организациями требований проектов, программ и внешнеторговых соглашений, осуществлять мониторинг финансового состояния организаций, участвующих в реализации проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области ВТС и пр. Получает право работать со сведениями, составляющими гос-тайну, готовить и осуществлять внешнеторговые контракты российских экспортеров, предусматривающих разработку, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции (не только военного назначения), а также продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции результатов интеллектуальной деятельности и многое другое.

Необходимо также помнить, что ГК «Ростехнологии» создавалась на базе ФГУП «Рособоронэкспорт», который с 2007 г. стал единственным посредником в продаже российской продукции военного и специального назначения (ПВН)4 за рубеж5. Соз-

4 Продукция военного и специального назначения включает в себя поставки вооруженной и военной техники (ВВТ) и др. специальной техники, ее ремонт, поставку запчастей, обучение местных специалистов эксплуатации технических изделий, стоимость офсетных программ.

5 В 2007 г. Президент РФ подписал Указ, согласно которому ФГУП «Рособоронэкспорт» стал единственным экспортером российского вооружения и фактически полностью монополизировал этот рынок. Право экспортной деятельности (в основном самостоятельные поставки запчастей и ремонт) пока остается еще у ряда крупных предприятий ОПК, например РСК «МиГ», но они играли незначительную роль в общем объеме экспорта ВВТ.

дание корпорации стало логичным завершением реформирования системы экспорта ПВН, которая, начиная с 1993 г. шла по пути централизации всех финансовых потоков от экспорта ВВТ в едином структуре и упрощения всех бюрократических процедур согласования сделок через Правительство и Минобороны РФ.

Помимо прав и функций «Рособоронэкспорта» по контролю над экспортом ПВН ГК «Ростехнологии» получила принципиально новую степень финансового контроля за процессом производства продукции военного назначения. В новой системе руководящие органы госкорпорации должны взять на себя не только всю цепочку принятия решений по экспорту ВВТ, начиная от заключения контракта с иностранным заказчиком и его сопровождения, но и возможность оперативного вмешательства в производственную деятельность предприятий (входящих в структуру ГК), которые выполняют этот контракт.

В законе о создании госкорпорации прямо прописано, что федеральные органы государственной власти, а также органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпорации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, вся полнота власти в отношении ГК сосредотачивается в руках исполнительных органов самой корпорации, которые формирует Президент РФ. Госкорпорация выводится из-под прямого подчинения федеральных органов власти, за исключением Председателя Правительства РФ.

Единственным оперативным органом контроля за деятельностью корпорации со стороны исполнительной власти становиться Наблюдательный совет (НС) - высший орган управления компанией. В его состав входят девять человек: четыре представителя Президента РФ, четыре представителя Правительства РФ и гендиректор госкорпорации. При этом все члены НС назначаются и увольняются только по решению Президента РФ и не работают на постоянной основе, а вправе совмещать свое членство в НС с замещением государственной должности. Закон не прописывает какие именно должности в Правительстве РФ или иные должности федеральной государственной службы должны занимать члены НС, какие мини-

стерства они должны представлять. На данный момент председателем Совета является министр обороны РФ А. Сердюков, но в законе нигде не сказано о том, что в составе НС обязательно должны входить представители Минобороны РФ.

Существенным моментом является то, что НС ГК «Ростехнологии» имеет право принимать решения простым большинством голосов (от числа присутствующих на заседании) при условии, что на заседании присутствуют хотя бы половина его членов, т.е. 5 чел. Таким образом, возможна ситуация, когда члены Правительства РФ могут вообще не влиять на решение принимаемые НС. В результате реальный механизм контроля над деятельностью корпорации со стороны представителей заинтересованных министерств и ведомств, и прежде всего Минобороны РФ, не создан.

При этом полномочия у высшего органа управления корпорации весьма значительны. Совет определяет стратегию деятельности корпорации, утверждает ее организационную структуру, формирует правление и ревизионную комиссию, принимает решения о создании и порядке использования резервного и иных фондов корпорации; контролирует все сделки связанные с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения имущества, балансовая стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости активов корпорации; утверждает бюджет корпорации и многое другое.

Полномочия НС, как и функции корпорации в целом, были существенно расширены Указом Президента РФ от 10 июля

2008 г. ГК дополнительно получила право участвовать в организации выполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа (ГОЗ) и мобилизационного плана, ФЦП и программ ВТС. Кроме того, корпорация получает право реструктуризировать организации ОПК и других отраслей экономики, акции которых переданы ей в качестве имущественного взноса РФ, и формировать на их основе холдинговые компании. НС будет также принимать решения по принципиальным вопросам деятельности «наиболее значимых» организаций госкорпорации, перечень которых Совет будет определять по своему усмотрению. Совет также получил

право назначать и освобождать от должности главных конструкторов организаций ГК (по согласованию с военно-промышленной комиссией (ВПК) при Правительстве РФ), а также создавать специализированные комитеты по основным направлениям деятельности компании. Гендиректор имеет право представлять непосредственно в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, касающихся деятельности госкорпорации.

Госкорпорация также получила большие права в вопросах распоряжения собственностью передаваемых ей предприятий. Обращает на себя внимание тот факт, что вскоре после подписания президентского Указа «Ростехнологии» приняли решение о создании собственного депозитария. Аргументируется это необходимостью сохранения государственной тайны. Но, по сути, это может привести к сокрытию информации о реальной структуре собственности ГК, а никак не о деятельности предприятий ОПК. Такой подход кажется весьма странным, поскольку никаких правовых причин укрывать структуру собственности переданных ГК «Ростехнологии» компаний нет. Реальной причиной может быть только желание скрыть процесс нового передела собственности в ОПК.

Функции госкорпорации могут быть расширены еще больше. В конце 2008 г. на рассмотрение в Госдуму РФ поступили поправки в федеральный закон о госкорпорации, предусматривающие расширение ее полномочий. В частности рассматривается возможность наделения ГК «Ростехнологии» полномочиями по формированию гособоронзаказа и наделением функций заказчика и распределителя бюджетных средств по ФЦП. Если это произойдет, госкорпорация - фактически возьмет под контроль продажу ВВТ не только на экспорт, но и внутри страны6. При

6 В апреле 2009 г. Госдума РФ приняла закон во втором чтении. И хотя поправки о наделении корпорации статусом распределителя и получателя бюджетных средств по гособоронзаказу и ФЦП из него были исключены, корпорация получила право участвовать в организации выполнения государственной программы вооружения, ГОЗ, мобилизационного плана, ФЦП и программ ВТС. При этом отсутствие статуса получателя госсредств было ранее «скомпенсировано» за счет особой централизованной процедуры выделения госпомощи предприятиям госкорпорации, о которой С. Чемезову удалось договориться напрямую с руководством Минфина РФ.

этом она становится не просто монополистом, но и фактически «нерыночной» структурой, т. к. будет представлять собой одновременно и заказчика, и поставщика в лице входящих в нее предприятий. Таким образом, новая структура фактически превратится в «неформальное министерство» оборонной промышленности, которое к тому же не будет напрямую контролироваться государством. В этом случае допуск в систему заказов независимых фирм-разработчиков будет крайне затруднен, потому, что госзаказы в первую очередь будут получать предприятия, входящие в структуру ГК «Ростехнологии». Правительство РФ также получило право передавать часть средств Фонда национального благосостояния в доверительное управление госкорпорациям, чем, скорее всего, воспользуются в первую очередь именно «Ростехнологии». В начале

2009 г. депутаты Госдумы РФ предложили внести в Налоговый кодекс РФ поправки, согласно которым предлагается освободить от налога на прибыль имущественные госвзносы в госкорпорации и фонды. Если поправки будут утверждены, ГК не придется платить налог на прибыль с полученного имущества и взносов.

Общая характеристика активов госкорпорации «Ростехнологии.». Госкорпорация «Ростехнологии» получила в свое распоряжение в общей сложности более 500 предприятия относящихся к АРКК, РЭК, и СВООП, НС ХП, а также к гражданскому машиностроению, нефтехимии и авиаперевозкам. Согласно Указу Президента РФ от 10 июля 2008 г.7 в собственность «Ростехнологиям» в качестве имущественного вклада РФ передано 426 предприятий. 344 организации и предприятий из этого списка относятся к оборонно-промышленному комплексу, что составляет почти четверть общего количества всех организаций, включенных в Сводный реестр организаций стратегических предприятий на начало 2009 г. [2]. Причем наряду с предприятиями, выпускающими конечную продукцию, в ГК «Ростехнологии» были переданы предприятия, произво-

7 Указ Президента РФ от 10 июля 2008 г. «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии».

дящие комплектацию второго и третьего уровней, а также ряд гражданских предприятий. 20 предприятий являются градообразующими и 278 включены в список стратегических. На долю предприятий ОПК, переданных ГК «Ростехнологии», по словам зампреда Правительства РФ С. Иванова приходится 22% общего объема производства военной продукции [3]. Цифра эта весьма приблизительная и может оказаться даже больше, поскольку предметная оценка переданных активов пока не проводилась ни федеральными органами исполнительной власти, ни руководством ГК «Ростехнологии».

Из 426 компаний переданных в «Ростехнологии» 180 имеют организационно-правовую форму унитарных государственных предприятий (ФГУП), которые официально будут оформлены в собственность госкорпорации только после преобразования их в открытые акционерные общества. Среди них больше всего предприятий РЭК (68 ФГУП), а также СВООП (48 ФГУП, относящихся к промышленности боеприпасов и спецхимии), и 25 унитарных предприятий промышленности обычных вооружений. Кроме того, 16 ФГУП относятся к авиаракетно-

космическому комплексу. Восемь ФГУП заняты в химической и нефтехимической промышленности, четыре - в машиностроении, четыре - научных предприятия, три предприятия занимаются внешнеэкономической деятельностью, три относятся к металлургии и одно предприятие к непроизводственной сфере.

Еще 228 предприятий из списка - это открытые акционерные общества, госпакеты акций которых будут переданы «Ростехнологиям». Акции 95 предприятий из этого списка будут переданы в стопроцентном размере. Практически во всех остальных АО госкорпорация получит больше блокирующего пакета и сможет влиять на управление ими. В десяти АО ГК «Ростехнологии» получили миноритарные доли (от 0,1 до 20%).

Среди передаваемых АО - 58 предприятий относятся к АРКК, 42 - к СВООП (16 предприятий промышленности боеприпасов и спецхимии, 26 предприятий промышленности обычных вооружений), 74 предприятия - к РЭК. Еще 55 предприятий гражданских отраслей промышленности: восемь

предприятий относятся к химической и нефтехимической

промышленности, три предприятия занимаются внешнеэкономической деятельностью, 24 предприятия гражданского машиностроения, четыре предприятия медицинской промышленности, девять предприятий металлургии, два научных предприятия и пять предприятий непроизводственной сферы.

Таким образом, больше всего госкорпорация получила предприятий, относящихся к радиоэлектронному комплексу (34,5%), СВООП (28,9%) и АРКК (18,2%). Распределение предприятий вошедших в «Ростехнологии» по отраслевому признаку представлено на рис. 1.

Наука Непроиз.

Рис. 1. Отраслевое распределение предприятий, переданных в собственность ГК «Ростехнологии»

Корпорация получила около 40% всех предприятий ОПК относящихся к АРКК и комплексу радиоэлектронной промышленности, а также около 60% предприятий, относящихся к СВООП. Необходимо отметить, что реально ГК «Ростехнологии» будет контролировать гораздо больше предприятий, чем непосредственно перечислено в президентском Указе, поскольку в него включены головные компании уже созданных интегрированных структур.

В авиаракетно-космическом комплексе такой структурой является объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», которая контролирует 14 предприятий, относящихся к вертолетостроению и двигателестроению. Также к наиболее значимым активам в АРКК, полученным ГК, можно отнести корпорации «Аэрокосмическое оборудование», «Авиаприбор-холдинг» и «Авионика».

В радиоэлектронном комплексе основная роль в рамках корпорации также будет принадлежать «Оборонпрому». Планируется, что государство выкупит допэмисиию акций, компании и оплатит ее акциями еще 20-ти предприятий. На их основе должна быть создана еще одна ИС с рабочим названием ОАО «Электронные системы», которая объединит разработчиков и производителей различной электроники.

Госкорпорация также получила большое количество непрофильных предприятий в отраслях гражданского машиностроения, металлургии, авиаперевозок и пр. В основном они контролируются различными структурами ОАО «Рособоронэкспорт», на базе которого собственно и создается госкорпорация. В декабре 2005 г. тогда еще ФГУП «Рособоронэкспорт» получило контроль над ОАО «АвтоВАЗ». В январе 2006 г. компания начала создавать металлургический холдинг, главными активами которого стали 66% акций производителя титана ОАО «Корпорация 'ВСМПО-Ависма'» и завод «Красный Октябрь». В 2006 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» стало основным соучредителем ООО «НПО 'Оборонреформпроект'», среди заявленных целей которого антирейдерская деятельность и пресечение попыток преднамеренного банкротства в сфере ОПК. Именно эта компания, скорее всего, будет заниматься урегулированием спорных вопросов в процессе формирования ГК «Ростехнологии». В августе 2007 г. под эгидой «Рособоронэкспорта» создано ООО «Топливозаправочный сервис аэропортов» для модернизации заправочных комплексов аэропортов. «Рособоронэкспорт» владеет 51% авиакомпании «Московия», созданной на базе ЛИИ имени Громова, на территории которого проводится авиасалон МАКС. В 2009 г. «Рособоронэкспорт» получило право на проведения авиасалона и построит на территории ЛИИ транспортно-

выставочный комплекс. Среди других крупных и наиболее значимых предприятий, передаваемых в «Ростехнологии», следует отметить российско-монгольские СП «Эрдэнэт» и «Монголросцвет-мет» (медь, по 49%), российско-вьетнамское СП «Висорутекс» (каучук, 32%), «Камаз» (37,7%) [7, 10-12].

Также в структуру ГК входят: лизинговая компания ЗАО «Оборонпромлизинг» - инжиниринг и поставка высокотехнологического металлообрабатывающего оборудования ведущих мировых производителей, лизинг вертолетной техники и агрегатов, а также оборудования и техники для предприятий ОПК России; ЗАО «Промышленная энергетическая компания» (поставка электроэнергии и газоснабжение предприятий ОПК); ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт» (разработка, производство тренажеров и программного обеспечения морского, авиационного и наземного назначения) и др. Отдельным проектом в рамках корпорации стало создание совместно с правительством Москвы в конце ноября 2008 г. второй по величине в РФ авиакомпании «Росавиа», на базе авиаальянса Айитоп и московской авиакомпании «Атлант-Союз».

Всего, с учетом предприятий, переданных по Указу Президента РФ, находящихся во владении «Рособоронэкспорта», ОПК «Оборонпром» и пр., под влияние ГК «Ростехнологии» попадают более 500 крупных предприятий. Таким образом, госкорпорация не только выполняет функции специализированного института развития высокотехнологичных отраслей промышленности РФ, как это прописано в Законе о ее создании, но и становится многопрофильной финансово-промышленной группой.

По факту выделяются шесть основных направлений деятельности ГК «Ростехнологии»:

• производство и экспорт ВВТ («Рособоронэкспорт» и все предприятия относящиеся к ОПК);

• гражданское автомобилестроение («АвтоВАЗ», «КамАЗ» и др.);

• авиаперевозки и инфраструктура («Росавиа», «Московия», топливозаправочный комплекс);

• металлургия («Русспецсталь», «ВСМПО Ависма» и др.);

• химическая и нефтехимическая промышленность;

• девелоперские проекты (объекты недвижимости в Сочи, Москве, С.-Петербурге и других крупных городах).

В октябре 2008 г. ГК зарегистрировала товарный знак, который охватывает все 45 классов товаров и услуг, имеющихся в классификации Роспатента. Поэтому нельзя исключить, что корпорация будет расширять сферу своей деятельности.

Первоначально в составе ГК «Ростехнологии» планировалось создать 30 холдингов. Но постановление Правительства РФ от 21 ноября №873 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 г.» содержит перечень только из 19 ИС.

В авиаракетно-космическом комплексе:

• Холдинговая компания в области авиационных приборов и комплексов радиоэлектронного оборудования. Головная организация - ФГУП «НИИ авиационного оборудования» (г. Жуковский, Московская обл.).

• Холдинговая компания в области авиационных агрегатов и систем электроснабжения. Головная организация - ОАО «Агрегатное конструкторское бюро «Якорь» (г. Москва).

• Холдинговая компания в области парашютных систем. Головная организация - ФГУП «НИИ парашютострое-ния» (г. Москва).

В специализированных военно-ориентированных отраслях промышленности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Холдинговая компания в области высокоточных артиллерийских боеприпасов и артиллерийских выстрелов различного назначения. Головная организация - ФГУП «Научно-исследовательский машиностроительный институт» (г. Москва).

• Холдинговая компания в области реактивных систем залпового огня, неуправляемых авиационных ракет и артиллерийских гильз. Головная организация - ФГУП «Государственное научно-производственное предприятие "Сплав"» (г. Тула).

• Холдинговая компания в области малокалиберных боеприпасов для автоматических артиллерийских комплек-

сов, автоматических, ручных и подствольных гранатометов. Головная организация - ФГУП «Федеральный научно-производственный центр "Прибор"» (г. Москва).

• Холдинговая компания в области перспективных образ-

цов боеприпасов. Головная организация - ФГУП «Государственное научно-производственное предприятие

«Базальт» (г. Москва).

• Холдинговая компания в области взрывчатых материалов, пиротехнических изделий. Головная организация - ФГУП «Федеральный научно-производственный центр НИИ прикладной химии» (г. Сергиев Посад, Московская обл.).

• Холдинговая компания в области оптических, оптикоэлектронных, оптико-механических приборов. Головная организация - ФГУП «Дом оптики Всероссийского научного центра Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова» (г. Москва).

• Холдинговая компания в области высокоточного оружия. Головная организация - ФГУП «Конструкторское бюро приборостроения» (г. Тула).

• Холдинговая компания в области оперативно-тактических и тактических ракетных комплексов для сухопутных войск. Головная организация - ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» (г. Коломна, Московская обл.)

• Холдинговая компания в области перспективных образцов оружейных специализированных комплексов военного назначения. Головная организация - ОАО «Ижевский машиностроительный завод» (г. Ижевск, Удмуртия).

В радиоэлектронном комплексе:

• Холдинговая компания в области СВЧ-техники, полупроводниковых приборов и материалов. Головная организация - ФГУП НИИ микроэлектронной аппаратуры «Прогресс» (г. Москва).

• Холдинговая компания в области средств радиоэлектронной борьбы. Головная организация - ФГУП «Научно-исследовательский учебный центр новых технологий и материалов АТОМ» (г. Москва).

• Холдинговая компания в области измерительной аппаратуры различного назначения Головная организация -ФГУП «Нижегородский завод им. М.В. Фрунзе» (г. Нижний Новгород).

• Холдинговая компания в области подсистем, комплексов и технических средств связи. Головная организация -ФГУП «Омский НИИ приборостроения» (г. Омск).

• Холдинговая компания в области автоматизированных и информационных систем. Головная организация -ФГУП «НИИ телевидения» (г. С-Петербург).

• Холдинговая компания в области изделий электронной техники. Головная организация - ОАО «Российская электроника» (г. Москва).

• Холдинговая компания в области государственного опознавания. Головная организация - ФГУП «Ордена Трудового Красного Знамени федеральный научно-производственный центр по радиоэлектронным системам и информационным технологиям им. В.И. Шимко» (г. Казань).

В постановлении сделана оговорка, что список холдинговых компаний и их состав может меняться. Пока не определены принципы, по которым будут формировать такие ИС, а также не известно, какие именно компании в них войдут. Это будет определено лишь после завершения аудита, и всестороннего изучения переданных в корпорацию компаний. Обобщенная структура ГК «Ростехнологии» на начало 2009 г. представлена на рис. 2.

Проблемы «Ростехнологий» в кризисных условиях 2009 г. Изначально декларировалось, что государство сформирует уставной капитал госкорпорации, передав ей в собственность конкретные предприятия, а далее ГК будет управлять и обеспечивать их финансирование самостоятельно, привлекая на цели развития собственные средства и средства частных инвесторов. Денежного взноса со стороны государства в капитал ГК не предполагалось. Однако, после начавшегося осенью 2008 г. кризиса «внезапно» выяснилось, что у большинства предприятий, переданных в собственность ГК «Ростехнологии», огромные долги, самостоятельно погасить которые они не могут.

Рис 2. Агрегированная бизнес-структура ГК «Ростехнологии»

Девелоперские проекты в условиях резкого падения цен на недвижимость были в большинстве своем заморожены. Выгодно продать часть полученных активов, вероятно, также не удастся. Кроме того, в связи с общим секвестром бюджета на 2009 г. можно ожидать, что объем гособоронаказа, на который рассчитывают многие предприятия ОПК может быть сокращен по факту на 15-20% [4]. Существенной проблемой для ГК может стать и кадровый вопрос. Менеджмент большинства компаний, скорее всего, будет сопротивляться присоединению к новой структуре и может отказаться от работы под началом С. Чемезова. Между тем собственных квалифицированных управленцев корпорации не хватает уже сейчас. К тому же опыт руководства авиакомпаниями и предприятиями ОПК у большинства членов «команды С. Чемезова» отсутствует. В процессе консолидации у ГК «Ростехнологии» может возникнуть проблема с частными собственниками компаний, у которых ей предстоит выкупать акции для поучения контроля, либо как-то договариваться о совместной работе. На все это потребуется дополнительное время и деньги.

До сих пор не понятна судьба высшего руководства передаваемых предприятий. Пока первый замглавы госкорпорации А. Алешин заявляет, что множественных увольнений среди старых директоров не будет, а внеочередные назначения будут только в экстренных случаях. Однако Председатель Правительства РФ В. Путин выступая в начале 2009 г. на совещании, посвященном проблемам ОПК, прямо заявил, что государство будет инициировать отставки руководителей предприятий, которые не справляются со своими обязанностями.

Таким образом, в новых условиях «Ростехнологии» не смогут самостоятельно справиться с возложенными на них задачами и будут вынуждены обратиться к государству за непосредственной финансовой помощью. Суммарная кредиторская задолженность вошедших в ГК предприятий составляет более 630 млрд. руб. Но, скорее всего, эти цифры после проведения окончательного аудита будут пересмотрены в сторону увеличения. Очевидно, что самостоятельно погасить их корпорация не сможет [6, 8, 9, 13, 14].

В новых условиях единственным источником средств вновь становятся кредиты госбанков и прямая государственная под-

держка. В конце января 2009 г. С. Чемезов направил официальное письмо на имя министра экономического развития Э. Наби-уллиной с просьбой о выделении нового имущественного взноса со стороны государства в капитал госкорпорации в размере 151,319 млрд. руб., а также о предоставлении госгарантий по кредитам еще на 110,8 млрд. руб. Средства пойдут на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам предприятий, выполняющих экспортные контракты, просроченной кредиторской задолженности предприятий, вошедших в госкорпорацию, и выплату пособий при сокращении персонала. Еще 34 млрд. руб. будут направлены на возмещение расходов госкорпорации на покупку акций ОАО «ВСМПО-Ависма» [5]. Кроме того, государство объявило о планах в рамках антикризисных мер выкупить допэмиссию акций у ключевых предприятий, в первую очередь у предприятий, входящих в ГК «Ростехнологии». Фактически получив задаром (в качестве взноса в уставной капитал) более 500 предприятий, теперь госкорпорация сможет продать часть из них обратно государству.

В результате из самостоятельного хозяйствующего субъекта, призванного «разгрузить» госбюджет и взять на управление развитие ключевых высокотехнологичных предприятий, ГК «Ростехнологии» превращается в очередного посредника при перечислении бюджетных средств. При этом, если до вхождения в ГК предприятия могли получать адресную помощь, то теперь средства будут направляться всей корпорации в целом, и распределяться внутри нее согласно решениям руководства компании. Как было показано выше, такие решения фактически не контролируются Правительством и Минобороны РФ. Кроме того, они идут «мимо» бюджетов «субъектов» РФ.

Законодательная база деятельности корпорации такова, что получая господдержку как единый самостоятельный юридический субъект, корпорация вправе распоряжаться этими средствами по своему усмотрению, и велика вероятность того, что выделенные государством средства пойдут на финансирование в первую очередь наиболее коммерчески выгодный проектов, а остро нуждающиеся в поддержке предприятия оборонных отраслей вновь останутся «за бортом».

Формирование новой структуры собственности и управления предприятиями НВТС в рамках госкорпорации неизбежно повлечет за собой перераспределение налоговых поступлений между бюджетами субъектов РФ. Будут созданы новые центры концентрации прибыли - в местах регистрации головных компаний интегрированных структур. Возможно также упразднение и закрытие отдельных убыточных предприятий и производств, которое произойдет в рамках оптимизации финансовой деятельности компании. Все это может принести положительный синергетический эффект для корпорации, однако может оказать отрицательное воздействие социальноэкономическое положение в отдельных субъектах РФ.

* * *

Итак, сформулируем ключевые риски и последствия формирования госкорпорации «Ростехнологии»:

1. Нормативно-правовая база, на основе которой действует корпорация, институционально не определяет ее цели, задачи и функции, а только «очерчивает» общие направления возможной деятельности. Корпорация не имеет проработанной и утвержденной на правительственном уровне системной стратегии развития вверенных ей предприятий. При этом ГК получила обширный перечень прав и полномочий без четких механизмов внешнего контроля.

2. Сопротивление со стороны руководства предприятий НВТС и их собственников насильственной интеграции в ГК уже привело к дополнительным временным и финансовым издержкам на судебные разбирательства.

3. Принцип формирования интегрированных структур, основанный на анализе стратегических целей государства, оптимизации производственного процесса с точки зрения территориально-административного удобства, заменен при создании холдингов внутри ГК «Ростехнологии» принципами финансово-юридической целесообразности. В погоне за улучшением консолидированных финансовых показателей холдинговых структур, которые планируется выводить на IPO, ГК будет оптимизировать производство за счет закрытия и банкротства

убыточных предприятий, среди которых могут оказаться стратегически значимых или градообразующие предприятий ОПК. Законных препятствий к этому в законодательстве нет.

4. Создание в рамках корпорации холдинговых структур по отраслевому признаку может привести к смещению «центров прибыли» в центральные регионы РФ в ущерб другим субъектам РФ.

5. После окончательного объединения активов под эгидой ГК «Ростехнологии» банки станут воспринимать компанию как единую группу лиц, для которой будет установлен единый лимит. Причем с учетом преобладания в структуре ГК низко рентабельных оборонных предприятий с длительным циклом производства он может оказаться небольшим, а условия кредитования невыгодными. Это затруднит доступ предприятий к кредитным ресурсам и сделает еще более зависимой от средств федерального бюджета.

6. До завершения формирования внутрикорпоративной структуры механизмы финансирования и поддержки предприятий будут отсутствовать, а на время процедуры акционирования ФГУПов и передачи акций АО в собственность ГК не будет функционировать и механизм прямой государственной поддержки таких предприятий. Это резко ухудшит положение ряда предприятий НВТС и сорвет выполнение гособоронзаказа и экспортных контрактов.

7. Нерыночный характер госкорпорации (сочетание в одном лице функций госзаказчика и производителя ПВН) угрожает подорвать позиции других игроков НВТС, не вошедших в ГК и не обладающих правом самостоятельной экспортной деятельности.

В целом можно сделать вывод о том, что создание ГК «Ростехнологии» фактически перечеркнуло работу федеральных ведомств и Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ по разработке планов-графиков создания в 2008-2009 гг. интегрированных структур в ОПК. Все это привело к значительной сумятице, как в работе федеральных органов исполнительной власти, так и в планах руководства предприятий и создаваемых в настоящее время ИС. Поэтому в условиях экономического кризиса корпорация не только не сможет снять нагрузку с госбюджета, но и потребует дополнительные меры финансовой поддержки, а это существенно увеличит затраты на спасение и развития предприятий НВТС. Общая оценка дополнительных затрат федерального бюд-

жета в 2GG9-2G1G гг. на окончательное формирование ГК «Ростехнологии» может превысить 3GG-35G млрд. руб. Все это существенно осложнит и затормозит развитие НВТС в 2GG9-2G1G гг.

Литература и информационные источники

1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. М.: Наука, 2007.

2. ВПК России. Структурные реформы (октябрь-декабрь 2008 г.). Агентство ТС-ВПК, январь 2009 г.

3. Экономика ВПК России (октябрь-декабрь 2008г.). Агентство ТС-ВПК, февраль 2009 г.

4. Экономика ВПК России. Гособоронзаказ (июль-декабрь 2008 г.) // Агентство ТС ВПК, февраль 2009 г.

З. Airbus прогнул титан // Коммерсантъ, №14 28.01.2009 г.

6. Госзаказ спасет //Ведомости, №206, 30.10.2008 г.

7. Права на все // Ведомости, №218, 18.11.2008 г.

8. Не хватит даже на долги //Ведомости, №221, 21.11.2008 г.

9. Тест на выживание //Ведомости, №227, 01.12.2008 г.

10. Пора объединяться //Ведомости, №229, 03.12.2008 г.

11. Первый холдинг //Ведомости, №231, 0З.12.2008 г.

12. Уроки переодевания «Рособоронэкспорта» // Эксперт, 3.12.2008 г.

13. Фонд в помощь //Коммерсантъ, № 227, 12.12.2008 г.

14. Фонд поддержит //Ведомости, №236, 12.12.2008 г.

1З. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 2З ноября 2008 г.

16. Официальный Интернет-сайт госкорпорации «Ростехнологии» -http://www.rostechnologii.ru/

17. Официальный Интернет-сайт ОАО «Рособоронэкспорт»

http://www.roe.ru/

18. Официальный Интернет-сайт Президента РФ http://www.kremlin.ru

19. Федеральный закон Российской федерации от 23 ноября 2007 г. №270-ФЗ «О государственной корпорации "Ростехнологии"».

20. Указ Президента РФ от 10 июля 2008 г. «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии "» № 10З2.

21. Постановление Правительства РФ от 21 ноября №873 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 года № 10З2».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.