Финно-угорский мир. 2013. № 2
эстетических ценностей обретает актуальность, возрождаясь в творческом опыте народа. Очевидно, что единство этнического в искусстве не сводимо к сумме отличительных особенностей. Это единство предполагает взаимодействие этнических, межэтнических и общечеловеческих ценностей. По мере усиления контактов между художественными культурами этнические особенности искусства все менее запечатлеваются в отдельных формах и все более - в неповторимом взаимодействии элементов, выявляющем этническое начало.
Таким образом, в этнической функции искусства проявляются две тенденции. С одной стороны, это воплощение устойчивого и своеобразного опыта народа, а с другой - способность к взаимодействию с искусством других этносов. Действие этих тенденций характерно для всех эт-нохудожественных целостностей. Оно особенно активизировалось в последнее время, выявляя роль этнического искусства как мощного средства коммуникации.
Поступила 21.09.2012
СОЗДАНИЕ
ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЛАСТИ ФИННО-УГРОВЕДЕНИЯ: перспективы развития*
Е. Н. ЛОМШИНА,
кандидат философских наук, доцент,
заведующий Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
В мировом сообществе активными темпами идет процесс цивилизационной модернизации, который заставляет пристальнее присматриваться к изменениям в национальных системах образования, чтобы не только понять, но и объяснить объективную закономерность интеграции в единое образовательное пространство всего мира как наиболее адекватную требованиям глобализации и формам циви-лизационного развития социума. Цель реформирования национальных систем образования состоит в создании единого открытого образовательного простран-
1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
Формирование и развитие европейского образовательного пространства стало предметом целого ряда европейских международных программ: Tempus, Jean Monnet, Erasmus Mundus и др.
ства. Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году на конференции министров образования европейских стран в Берлине, подтвердив тем самым свое намерение присоединиться к единому общеевропейскому пространству высшего образования, формирование которого и является основной целью Болон-ского процесса.
© Ломшина Е. Н., 2013
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Инициативу по распространению и продвижению идей Болонской декларации в российское образовательное сообщество взял на себя Болонский клуб. Цель Болон-ского клуба - активизация сотрудничества и налаживание сетевого взаимодействия между университетами и их партнерами для выработки национальной политики в области высшего образования и создания эффективных механизмов поддержки динамичного и полноценного вхождения России в образовательное сообщество Европы.
Актуальной становится потребность создания единого образовательного пространства в области финно-угроведения, подготовки высококвалифицированных специалистов гуманитарного профиля, обладающих углубленными знаниями в области финно-угроведения.
Следует сказать, что огромная работа в рамках европеизации образования проводится рядом международных правительственных и неправительственных организаций: Консультативным комитетом по профессиональной подготовке, Европейским центром по развитию профессиональной подготовки, Европейской ассоциацией университетов (EUA), Международной Ассоциацией университетов (IAA), Консультативным комитетом финно-угорских народов, Европейской ассоциацией международного образования (EAIE), Ассоциацией академического сотрудничества (ACA), Европейским студенческим информационным бюро (ESIB), Ассоциацией финно-угорских народов России (АФУН), Международной ассоциацией финно-угорских университетов и др.
Формирование и развитие европейского образовательного пространства стало предметом целого ряда европейских международных программ: Tempus, Jean Monnet, Erasmus Mundus и др.
Программа Tempus является одной из самых продолжительных, ее первый этап начался в 1990 году: Tempus I -1990-1994; Tempus II - 1994-1998; Tempus II bis - 1998-2000; Tempus III -2000-2006. Очередной этап программы Tempus IV начался в 2007 году и про-
Цель реформирования национальных систем образования состоит в создании единого открытого образовательного пространства.
длится до 2014 года. В России программа действует с 1994 года. Основная задача программы - расширение сотрудничества в области высшего образования между Европейским Союзом и странами-партнерами в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса. Выполнение TEMPUS-проектов может стать эффективным средством для совершенствования Российского высшего образования, повышения его интеграции с образовательной системой европейских стран.
Jean Monnet оказывает поддержку академическим ассоциациям преподавателей и исследователей в области европейской интеграции, поддерживает конструктивный диалог между народами и культурами.
Erasmus Mundus - это программа академической мобильности, охватывающая практически все страны мира. Программа призвана придать высшему образованию отчетливую европейскую направленность. Ее основная цель состоит в укреплении сотрудничества и международных связей в сфере высшего образования на основе поддержки высококачественных европейских программ.
В настоящее время ведется работа над проектом совместной международной магистерской образовательной программы в области финно-угроведения в рамках программы Tempus, над созданием консорциума вузов. Интегрирующую роль в консорциуме вузов будет играть Ассоциация финно-угорских университетов, которую возглавляет ректор Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева Сергей Михайлович Вдовин.
Поступила 21.09.2012