КРУГЛЫЙ СТОЛ
К ВОПРОСУ ВЗАИМОСВЯЗИ ИСКУССТВА И ЭТНОСА*
М. В. ЛОГИНОВА,
доктор философских наук, профессор кафедры культурологии,
этнологии и театрального искусства
Института национальной культуры
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ)
Искусство наряду с другими формами культуры является носителем этнической специфики. Образный мир изначальной этнической определенности, отразивший единство логического и художественно-образного мышления, развивался и видоизменялся вместе с этносами. Различные способы воплощения этнического начала на разных стадиях художественного развития позволяют выделить собственно этническую функцию искусства. Так, посредством действия механизма художественной традиции она способствует передаче культурной информации, обеспечивая преемственность духовной жизни народа. Является искусство и носителем этноинтегрирующих и этнодифференци-рующих свойств.
Мир традиционных культур обладает однородностью в пределах довольно значительных регионов. В этнически характерных образах, сюжетах, формах выступают общечеловеческие ценности - утверждение идей гуманизма и героизма, общие идеи космологического и религиозного характера. В традиционном искусстве этнические особенности наиболее выразительно представлены в стилистике, менее отчетливо - в концептуально-образных моделях, лежащих в основе художественного мышления, в жанровых структурах и композици-
1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
онных схемах, имеющих сверхэтнический характер. Дифференцирующие свойства, возникшие в процессе «отпочкования» этнических общностей в пределах региона, сосредоточиваются преимущественно в «коде» значений.
В этнической функции искусства проявляются две тенденции. С одной стороны, это воплощение устойчивого и своеобразного опыта народа, а с другой - способность к взаимодействию с искусством других этносов.
С определенностью можно сказать, что этническая роль искусства возрастала в период накопления собственных художественных ценностей, «несхожести», самобытности. Доказательством этого является этнохудожественная целостность, сохраняющая свою непосредственную связь с исходным этническим ядром при дифференциации этой целостности внутри культуры. Показательно и то, что фольклорный пласт культуры - трансформированный, видоизмененный, утративший ряд своих значений - дошел до наших дней. Гораздо сложнее проследить трансформацию образного строя искусства, доступного пониманию представителей этноса. Порой трудно установить комплекс причин, породивших ту или иную форму, тот или иной аспект ее понимания, но изучение системы этно-
© Логинова М. В., 2013
Финно-угорский мир. 2013. № 2
эстетических ценностей обретает актуальность, возрождаясь в творческом опыте народа. Очевидно, что единство этнического в искусстве не сводимо к сумме отличительных особенностей. Это единство предполагает взаимодействие этнических, межэтнических и общечеловеческих ценностей. По мере усиления контактов между художественными культурами этнические особенности искусства все менее запечатлеваются в отдельных формах и все более - в неповторимом взаимодействии элементов, выявляющем этническое начало.
Таким образом, в этнической функции искусства проявляются две тенденции. С одной стороны, это воплощение устойчивого и своеобразного опыта народа, а с другой - способность к взаимодействию с искусством других этносов. Действие этих тенденций характерно для всех эт-нохудожественных целостностей. Оно особенно активизировалось в последнее время, выявляя роль этнического искусства как мощного средства коммуникации.
Поступила 21.09.2012
СОЗДАНИЕ
ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЛАСТИ ФИННО-УГРОВЕДЕНИЯ: перспективы развития*
Е. Н. ЛОМШИНА,
кандидат философских наук, доцент,
заведующий Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
В мировом сообществе активными темпами идет процесс цивилизационной модернизации, который заставляет пристальнее присматриваться к изменениям в национальных системах образования, чтобы не только понять, но и объяснить объективную закономерность интеграции в единое образовательное пространство всего мира как наиболее адекватную требованиям глобализации и формам циви-лизационного развития социума. Цель реформирования национальных систем образования состоит в создании единого открытого образовательного простран-
1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
Формирование и развитие европейского образовательного пространства стало предметом целого ряда европейских международных программ: Tempus, Jean Monnet, Erasmus Mundus и др.
ства. Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году на конференции министров образования европейских стран в Берлине, подтвердив тем самым свое намерение присоединиться к единому общеевропейскому пространству высшего образования, формирование которого и является основной целью Болон-ского процесса.
© Ломшина Е. Н., 2013