Стандартизация
www.idmz.ru
5009, №5
С.В. ФРОЛОВ,
д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Биомедицинская техника» Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ), [email protected] М.А. ЛЯДОВ,
Э.В. ГАЛКИНА,
магистранты направления «Биомедицинская инженерия», ТГТУ, г.Тамбов, [email protected]
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УДК 004.77
Фролов С.В., Лядов М.А, Галкина Э.В. Создание единого информационного пространства системы дополнительного лекарственного обеспечения (Тамбовский государственный технический университет) Аннотация: Дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО) — федеральная программа по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, действующая в Российской Федерации с 2005 года. В настоящее время в данной системе существует ряд проблем, обусловленных недостатками информационного обеспечения самой системы. На кафедре «Биомедицинская техника» Тамбовского государственного технического университета был разработан проект автоматизации системы ДЛО на основе использования единого сервера базы данных, который позволяет решить имеющиеся проблемы на техническом уровне. Ключевые слова: автоматизация здравоохранения, система дополнительного лекарственного обеспечения
UDC 004.77
Frolov S, Lyadov M, Galkina E. Creation of common information space for additional medicinal providing system (Tambov State Technical University)
Abstract: Additional medicinal providing (AMP) is the federal program for medical products providing of separate categories of the citizens, operating in the Russian Federation since 2005. Now there is a number of the problems caused by imperfection of the system dataware in the present system. The project of system AMP automation on the basis of use a uniform database server which allows to solve available problems on the technological level was developed on the chair of «Biomedical engineering» of Tambov State Technical University.
Keywords: automation of public health, additional medicinal providing system
T
Введение
Концепция развития системы здравоохранения до 2020 года предполагает персонификацию медицинских услуг, развитие инфраструктуры информационно-коммуникационных
I
I
технологий системы здравоохранения, в том числе создание региональных центров обработки данных, организацию электронного обмена медицинскими данными, создание национальных реестров, справочников и классификаторов, интеграцию всех государственных информационных систем в сфере здравоохранения, социального развития и труда [1]. Особого внимания требует совершенствование информационной инфраструктуры для поддержки системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
Система ДЛО предназначена для обеспечения льготников лекарственными средствами за счет федерального бюджета. Программа ДЛО начала действовать в 2005 году в рамках национального проекта «Здоровье». Декларируемые цели программы ДЛО
© С.В. Фролов, М.А. Лядов, Э.В. Галкина, 2009 г.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ ! п ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■
Стандартизация
и информационные
технологии
#
>были самыми благими: предполагалось, что плохо функционирующую систему существования льготных аптек заменит централизованное выделение лекарственных средств для льготников [2].
Суть программы заключается в том, что каждый год Минздравсоцразвития разрабатывает перечень льготных препаратов, после чего на федеральном уровне проводился конкурс среди поставщиков. Основными дистрибьюторскими компаниями оказались «Протек», «СИА Интернейшнл», «Биотек» и «Роста».
Чтобы оценить всю масштабность и беспрецедентность этого проекта, стоит привести несколько цифр. Участниками программы ДЛО стали более 14 млн. граждан России, то есть практически каждый 10-й житель. Было задействовано около 22 тыс. ЛПУ, что составляет примерно 90% всех ЛПУ России. В программе приняли участие более 130 тыс. врачей различных специальностей. Льготные препараты отпускались более чем в 10 тыс. аптек и 12 тыс. специализированных пунктов отпуска. Общий объем отпуска лекарственных средств превысил 1,3 млрд. долл. США в ценах поставки. Всего в списки программы вошло более 2 тыс. торговых наименований лекарственных средств [3].
По данным на конец 2008 г., в субъекты РФ поставлено лекарственных средств на сумму 59,3 млрд. руб., что на 40% больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Обслужено 51,2 млн. рецептов на сумму 47 млрд. руб., что на 15% больше, чем в 2007 г. Средняя стоимость рецепта без учета высокозатратных заболеваний в целом по Российской Федерации составляет 471,9 руб., при этом средняя стоимость рецепта по высокозатратным нозологиям — более 78 тыс. руб. [4].
К сожалению, программа ДЛО была запущена сразу в полной мере, в короткие сроки и без предварительных экспериментов. Именно это обусловливает огромное количество проблем, появившихся в результате внедрения программы. И в первую очередь это
несовершенство схемы информационного взаимодействия участников системы ДЛО на техническом уровне, которая изначально была плохо продумана. Как следствие этого — несовершенство программного обеспечения. Все это привело к неудовлетворительному обеспечению льготников и огромным экономическим потерям [5].
На кафедре «Биомедицинская техника» Тамбовского государственного технического университета был разработан проект, предусматривающий автоматизацию системы ДЛО на основе использования единого сервера базы данных (в дальнейшем «Проект»). Представленный Проект предназначен именно для решения вышеуказанных проблем на техническом уровне.
Общие сведения о функционировании ДЛО
Система ДЛО со стороны выглядит достаточно просто: с выписанным в поликлинике рецептом льготник получает нужное ему лекарственное средство в аптеке. Но за этой простотой стоит огромная работа множества организаций и учреждений, которые обмениваются большими потоками информации.
Участников системы ДЛО можно разделить по их роли:
1. Медицинское обслуживание. Это лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) — больницы и поликлиники, в которых льготникам выписываются рецепты.
2. Реализация товара (лекарственных средств). Это уполномоченная фармацевтическая организация (УФО), которая является поставщиком лекарственных средств для аптеки, и непосредственно сами аптеки, где льготник получает свое лекарство.
3. Финансовое и информационное обеспечение. Это пенсионный фонд, который предоставляет всем участникам системы ДЛО базы данных по льготникам, и территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС), через который осущест-
1 32 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Стандартизация
www.idmz.ru 5009, №5
Рис. 1. Схема информационного обмена между участниками системы ДЛО на сегодняшний день (БД — база данных, ЛС — лекарственные средства)
вляется финансирование участников и основной ролью которого является проведение экспертизы рецептов.
Проблемы ДЛО
Схема информационного взаимодействия между участниками системы ДЛО на сегодняшний день является малопроизводительной, поскольку потоки информации передаются последовательно — от одного звена к другому посредством периодического обмена архивированных данных (рис. 1).
Как видно из рис. 1, информация от пенсионного фонда (базы данных по льготникам) поступает в аптеку через ТФОМС и УФО. Информацию от ТФОМС аптека также получает через УФО. Для проведения экспертизы рецептов ТФОМС берет данные о выписанных рецептах непосредственно от ЛПУ и данные об отпущенных рецептах от аптеки через УФО. Затем эти данные совмещаются и выявляются ошибки. При такой схеме взаимодействия скорость передачи информационных потоков между участниками системы ДЛО очень мала. Это во многом обусловливается тем, что ТФОМС взаимодействует с множеством ЛПУ, а УФО — с множеством аптек. По этой причине ТФОМС и УФО приходится
выполнять сложную сортировку и конвертацию данных, что отнимает довольно много времени и приводит к появлению дополнительных ошибок данных.
Проблему с нехваткой времени попытались решить в 2006 году, введя штрих-кодирование: рецепт в ЛПУ печатается с двумерным штрихкодом, а в аптеке рецептурная информация считывается сканером двумерного штрих-кода. Это ускорило процесс выписки-отпуска рецептов, уменьшило влияние «человеческого фактора», но не решило проблему в целом.
Не менее серьезным недостатком настоящей схемы взаимодействия является «режим offline». Ни один участник системы ДЛО не может в режиме реального времени обладать актуальной информацией.
Например, в пенсионном фонде регистрируется новый льготник, а в ЛПУ информация о нем еще не пришла. Несмотря на это, льготнику выпишут рецепт, и он получит свое лекарство, но рецепт не будет внесен в базу данных аптеки. В результате в аптеке накапливается большое количество не введенных в базу данных рецептов, что приводит к невозможности как УФО, так и самой аптеки контролировать в режиме реального времени движение товаров в аптеке. Это затрудняет составление качест-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 33 ■
технологии
Стандартизация
Справочники
БД по льготникам
Реестр
выписанных и отпущенных рецептов
Любая
информация
Накладные по поставленным ЛС
Любая информация, которая требуется ЛПУ
Информация по товарам в аптеках
Реестр отпущенных рецептов
Реестр выписанных рецептов
Льготник
Любая информация, которая требуется аптеке
Рис. 2. Схема информационного обмена между участниками системы ДЛО с использованием единого сервера базы данных (БД — база данных, ЛС — лекарственные средства)
венных заявок на лекарственные средства и задерживает оплату за проделанную работу.
Другая отрицательная сторона «режима offline». В аптеке есть определенное лекарство, но врач выписывает другое — аналогичное. Аптека не может отпустить имеющееся лекарство. Вследствие этого льготнику приходится ждать, пока в аптеке не появится конкретное лекарство. А тем временем то лекарство, которое имеется в аптеке, будет лежать определенное время, пока врач не выпишет на него рецепт или пока у этого лекарственного средства не истечет срок годности. Последнее является причиной несения убытков аптеке.
Еще одним минусом является сложность с ведением контроля работы участников системы ДЛО в режиме реального времени. Во-первых, в информационной схеме на рис. 1 отсутствует контролирующий государственный орган — Росздравнадзор, поскольку получаемая им информация от любого участника системы ДЛО малодостоверна и не является актуальной. Во-вторых, экспертиза проделанной ЛПУ, аптеками и УФО работы по вопросу льготного обеспечения проводится ТФОМС в конце месяца по
реестрам выписанных рецептов, включая плановые проверки с выездом на места согласно утвержденному плану проверок. В остальное время проводится только мониторинг количества выписанных и обслуженных рецептов.
Назначение проекта
Особое внимание в информатизации системы здравоохранения должно уделяться созданию единого информационного пространства (ЕИП) системы здравоохранения. ЕИП — это территориальное понятие, предполагающее объединение информации расположенных на данной территории учреждений [6]. Основной структурной единицей ЕИП целесообразно считать территорию региона. Известны успешные проекты информатизации здравоохранения региона [7].
Представленный в статье Проект предназначен для решения проблем ДЛО, и его суть заключается в использовании единого сервера базы данных, отдельного для каждого региона Российской Федерации. К серверу посредством сети Интернет будут подключаться все участники системы ДЛО (рис. 2). Вся
34 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Стандартизация
www.idmz.ru 5009, №5
Рис. 3. Работа программы — журнал рецептов ЛПУ
необходимая информация будет обновляться непосредственно на сервере. Каждый участник будет иметь доступ в режиме реального времени к этой информации и сможет вносить в нее изменения в соответствии со своими правами доступа.
Из рис. 2 видно, что вся информация будет располагаться на едином сервере. Теперь информация о выписанном рецепте будет напрямую заноситься ЛПУ в базу данных на сервере. Каждый рецепт будет иметь уникальный номер. В аптеке по уникальному номеру фармацевт находит рецепт на сервере и добавляет в базу данных информацию об отпущенном лекарстве. Благодаря такому подходу, не будет происходить излишнее дублирование рецептурных данных и отпадет смысл использования дорогостоящего оборудования — сканеров двумерного штрих-кода.
Результатом этого нововведения будет являться уменьшение экономических потерь аптеками из-за истечения сроков годности препаратов, поскольку ЛПУ будет иметь
информацию об имеющихся лекарственных запасах в аптеках. Это приведет к улучшению качества составления аптекой заявки на лекарственные средства поставщику.
Также упрощается проведение ТФОМС экспертизы рецептов. Следствием этого будет являться уменьшение задержек финансирования участников системы ДЛО.
Техническая часть проекта
Программное обеспечение разработано в среде Borland C++ Builder 6. Оно представляет собой единое приложение с системой настроек для каждого вида участников системы ДЛО. На сервере используется система управления базами данных MySQL, которая по производительности занимает ведущее место вместе с Oracle 9 [8].
Все пользователи разделены на несколько типов в зависимости от их роли в системе ДЛО (например, ЛПУ). Каждый пользователь имеет свои логин и пароль, которые он вводит при входе в программу. Введенные данные
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 35 ■
1 и информационные
технологии
Стандартизация
>
ЛПУ
Справочники
Т I
У
Резервный
реестр
Сервер
Справочники
Реестр
рецептов
Остатки Л С
Аптека
► Справочники
Т
_____i______
Резервный
реестр
*
______I_____
Остатки Л С
сопоставляются с хранимыми в базе данных, и это позволяет однозначно определить вошедшего пользователя. Также определяется тип пользователя, после чего загружается соответствующая ему конфигурация программы.
Программный интерфейс был разработан с учетом мнения работников системы ДЛО, а также специфики самой системы ДЛО. Для удобства использована кнопочная полоса меню (рис. 3).
При запуске программа запрашивает соединение Интернет для связи с единой базой данных. Участники системы ДЛО будут использовать ADSL-модемы. Этот выбор обусловлен достаточной скоростью передачи данных, относительной дешевизной, доступностью в любой точке области, а также преимуществом разделения частот для возможности одновременного использования обычного телефона вместе с подключенным к Интернету модемом.
База данных условно состоит из трех частей.
1. Справочники, которые будут обновляться в режиме реального времени пенсионным фондом и ТФОМС.
2. Рецептурная информация. В ЛПУ рецепты выписываются по уникальному номеру. Рецептурные данные заносятся в соответствии со справочниками.
3. Информация, относящаяся к работе аптек и поставщиков лекарственных средств. Движение товара, партии, аптечные реестры.
Рис. 4. Схема выписки-отпуска рецептов в нормальном и резервном режимах
Аптека, получив рецепт, находит его в базе данных по уникальному номеру и добавляет необходимую информацию.
Всего в базе данных более 50 таблиц.
Помимо единой базы данных, на компьютере пользователя устанавливается локальная база данных MySQL. Она будет постоянно обновляться через Интернет. Это во многом снизит нагрузку на сеть, поскольку трафик будет состоять лишь из обновлений и запросов на вставку, изменение или удаление данных. Механизм обновления достаточно прост. Все таблицы в базе данных имеют уникальный номер, а также дату и время последнего изменения. Программа делает SQL-запросы на сравнение баз данных:
1. По уникальному индексу (id). Если в единой базе появились новые записи, id которых больше максимального в локальной базе, они автоматически загружаются.
2. По дате и времени последнего изменения. Если в единой базе имеются записи, дата и время изменения которых позднее последнего обновления, они автоматически загружаются.
В случае проблем с сетью в локальной базе данных формируются резервные реестры рецептов. На рис. 4 сплошными стрелками показано, как формируется реестр рецептов в нормальном режиме с использованием базы данных сервера. При нарушении связи ЛПУ выписывает рецепты, занося данные в резервный реестр (в этом случае используют-
36 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Стандартизация
www.idmz.ru 5009, №5
■14— “ ■
Ч -1 iV> ЧI
h
Рис. 5. Выписка рецепта
Рис. 6. Отоваривание рецепта
ся номера рецептов, зарезервированные для данного ЛПУ), а аптека отоваривает рецепт, занося данные в свой резервный реестр (на рисунке — пунктирные стрелки). После восстановления соединения ЛПУ и аптека выгружают свои резервные реестры на сервер, где они автоматически совмещаются.
Рассмотрим процесс выписки-отпуска рецепта в разработанном программном обеспечении.
Рецепт выписывается в ЛПУ врачом, рецептурные данные заносятся в компьютер оператором по вводу рецептов (рис. 5). Рецептурные данные сначала заносятся в единую базу данных, а затем в локальную. Каждый рецепт имеет свой уникальный номер. При вставке новой записи ей присваивается уникальный индекс, который и является номером рецепта. При занесении в локальную базу данных рецепту присваивается его номер из единой базы.
После занесения данных рецепт выводится на печать.
С этим рецептом льготник направляется в аптеку, чтобы получить свое лекарство.
А теперь главное отличие разработанного программного обеспечения с использованием единого сервера от существующих аналогов. В аптеке, когда льготник приходит с рецептом, фармацевт всего лишь вводит номер рецепта, и все рецептурные данные отображаются на мониторе (рис. 6). В соответствии с тем, что выписано, позиционируются остатки на аптечном складе. И фармацевту остается лишь выбрать то лекарственное средство, которое он отпустит льготнику. Таким образом, весь необходимый обмен информацией между участниками системы ДЛО ведется через единый сервер в режиме реального времени. В настоящее время рецепты в ЛПУ печатаются с двумерным штрих-кодом, все данные заносятся только в локальную базу данных ЛПУ. В аптеке фармацевт загружает рецептурные данные в базу данных аптеки, используя дорогостоящий сканер двумерного штрихкода. При этом из-за нестрогого соответствия
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 37 ■
Стандартизация
1 и информационные
технологии
баз данных участников системы (так как обновления к ним идут от разных источников и они несогласованы по времени) штрих-код изредка не может быть прочтен. Либо рецептурные данные вообще невозможно внести (например, в базе данных аптеки отсутствует данных льготник).
Поскольку рецептурная информация — это жизненно важная информация, и от работы предлагаемой информационной схемы взаимодействия участников системы ДЛО будут зависеть жизни людей, разработана система информационной защиты сервера, а также продумана гибкая схема работы на случай непредвиденных обстоятельств (сбой сети, неполадки на сервере).
Помимо главного сервера, базы данных будут постоянно реплицироваться на подчиненный сервер, который будет использоваться в качестве «горячего» резерва. Это не только увеличит производительность при обработке запросов, но и обеспечит надежную сохранность данных и сделает систему более стабильной, так как при сбое главного сервера будет работать подчиненный.
Помимо всего перечисленного, разработанное программное обеспечение представляет собой мощную систему, обеспечивающую полноценную работу всех участников системы ДЛО в ЕИП. К примеру, ЛПУ имеет возможность удобного составления квартальной заявки на лекарственные средства (рис. 7). Другим примером может служить проработка на достаточном уровне взаимодействия аптеки и УФО. Аптека формирует заказы на лекарственные средства, оперируя имеющимся ассортиментом на складе УФО. Вся информация о товарообороте, в том числе заказы, хранится в единой
базе данных. В данной программе УФО имеет мощное средство по обработке заказов, которое позволяет автоматически обрабатывать полученные заказы в соответствии с товарными запасами (рис. 8). Дополнительно предусмотрена ручная правка обработанных заказов.
38
Стандартизация
www.idmz.ru 5009, №5
Заключение
В ходе разработки данного Проекта был проведен глубокий анализ функционирования системы ДЛО в целом и информационное взаимодействие каждого из ее участников, в частности. Работы проводились в тесном сотрудничестве с самими участниками системы ДЛО, что позволило создать качественно новую информационную систему. Основными преимуществами использования разработанного Проекта являются:
1. Экономия рабочего времени фармацевта или оператора по вводу рецептов в аптеке, поскольку каждый рецепт будет иметь уникальный номер в единой базе данных.
2. Возможность контроля ЛПУ над суммой лицевых счетов льготников.
3. Возможность просмотра ЛПУ имеющихся на данный момент времени лекарственных средств в каждой аптеке.
4. Упрощение проведения экспертизы рецептов — ТФОМС не нужно заниматься сбором и совмещением данных по обслуженным рецептам, а сразу напрямую брать их с сервера.
5. Упрощение обработки УФО данных по товарообороту.
6. Облегчение процесса контроля Рос-здравнадзором и другими федеральными органами всех участников системы ДЛО, начиная с федерального фонда обязательного медицинского страхования и заканчивая аптеками и ЛПУ, поскольку при таком подходе возможно получить реальные данные по выписке-отпуску любых рецептов в любой момент времени, своевременности возмещений за проделанную работу, а также о качестве составляемых заявок на лекарственные средства и полноте их удовлетворения.
Программа ДЛО является одной из приоритетных государственных программ, позволяющих решать, с одной стороны, задачу экономического роста, с другой, вводить эффективные меры социальной поддержки населения. И данный Проект создан для оптимизации информационной составляющей данной системы, качественного улучшения взаимодействия ее участников и увеличения производительности системы ДЛО в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куракова Н.Г., Гусев А.В. О мерах по созданию государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации//Врач и информационные технологии. — 2008. — № 6. — С. 4-13.
2. Лядов М.А ., Галкина Э.В. Автоматизация системы дополнительного лекарственного обеспечения с использованием единого сервера базы данных//В кн. Медицинские приборы и технологии. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. — С. 144-147.
3. Васильев Ф. Реализация федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в России в 2005 г.//Фармацевтический вестник. — 2006. — № 16 (421).
4. http://www.pharmvestnik.ru, 2009.
5. Токманцева И. Подмосковный Минздрав почувствовал улучшение//Фармацев-тический вестник. — 2007. — № 14 (461). — С. 32.
6. КобринскийБ.А. Проблема взаимопонимания: термины и определения в медицинской информатике//Врач и информационные технологии. — 2009. — № 1. — С. 51.
7. Гусев А.В., Новицкий Р.Э. О реализации регионального проекта автоматизации здравоохранения в Псковской области//В кн. Тезисы конференции 5-го Международного форума MedSoft-2009 «Медицинские информационные технологии для ЛПУ». — 2009. — С. 53-57.
8. http://www.eweek.com, 2009.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 39 ■