Научная статья на тему 'Об опыте организации работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан'

Об опыте организации работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Синявский В. М., Журавлев В. А.

В 2002 году на основании Приказа Минздрава РФ о реформировании службы медицинской статистики была создана рабочая группа под руководством начальника отдела медицинской статистики и информатики Минздрава РФ Какориной Е.П. В состав рабочей группы были включены и авторы настоящей статьи (Синявский В.М., Журавлев В.А.). Рабочая группа занималась разработкой новых учетных форм, отбором и экспертизой программных продуктов для здравоохранения. В конце января 2005 года руководству Минздравсоцразвития было доложено об информационных технологиях, разработанных в Торжокской ЦРБ, в том числе о системе персонифицированного компьютерного учета «Льготный рецепт». 12 февраля 2005 года Михаил Зурабов, Владимир Стародубов, представители Федерального Фонда ОМС прибыли в Торжокскую ЦРБ, чтобы лично ознакомиться с работой программного комплекса. По результатам демонстрации работы комплексной системы принято решение рекомендовать опыт Торжокской ЦРБ к применению в здравоохранении других регионов. По просьбе Редакции журнала авторский коллектив разработки подготовил серию публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Синявский В. М., Журавлев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте организации работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан»



В.М.СИНЯВСКИЙ,

заведующий отделом статистики и информатики Торжокской ЦРБ, врач высшей квалификационной категории,

заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации, г.Торжок

В.А.ЖУРАВЛЕВ,

ведущий программист Торжокской ЦРБ, г.Торжок

□Б ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ЛЕКАРСТВЕННОМУ □БЕСПЕЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

ОТ РЕДАКЦИИ: В2002 году на основании Приказа Минздрава РФ о реформировании службы медицинской статистики была создана рабочая группа под руководством начальника отдела медицинской статистики и информатики Минздрава РФ Какориной Е.П. В состав рабочей группы были включены и авторы настоящей статьи (Синявский В.М., Журавлев В.А.). Рабочая группа занималась разработкой новых учетных форм, отбором и экспертизой программных продуктов для здравоохранения.

В конце января 2005 года руководству Минздравсоцразвития было доложено об информационных технологиях, разработанных в Торжокской ЦРБ, в том числе о системе персонифицированного компьютерного учета «Льготный рецепт».

12 февраля 2005года Михаил Зурабов, Владимир Стародубов, представители Федерального Фонда ОМС прибыли в Торжокскую ЦРБ, чтобы лично ознакомиться с работой программного комплекса. По результатам демонстрации работы комплексной системы принято решение рекомендовать опыт Торжокской ЦРБ к применению в здравоохранении других регионов.

По просьбе Редакции журнала авторский коллектив разработки подготовил серию публикаций.

© В.М.Синявский, В.А.Журавлев, 2005 г.

гчш

www.idmz.ru кЛ

Торжокская центральная районная больница Тверской области обслуживает 80 тыс. жителей, в том числе городского населения 52 тыс.; стационар круглосуточного пребывания на 486 коек, дневной стационар на 96 коек. Мощность поликлинических учреждений - 690 посещений в смену. Сельское здравоохранение: 4 участковые больницы на 110 коек, 5 врачебных амбулаторий, 36 фельдшерских пунктов.

Самостоятельную разработку системного программного продукта в больнице начали в 1990 году. В настоящий период в рабочей эксплуатации находятся 15 программных продуктов (ПП), что позволяет вести учет, отчетность, экспертизу всех видов оказываемой медицинской помощи и осуществлять финансовую отчетность за медицинские услуги.

В 1998 году Министерством здравоохранения на ПП Торжокской ЦРБ был выдан сертификат «На право использования его в Российском здравоохранении».

По результатам участия во Всероссийском конкурсе «Базовое программное обеспечение для ЛПУ и системы ОМС» в 2000 году, ПП Торжокской ЦРБ был рекомендован к внедрению и Федеральным фондом ОМС.

С января текущего года на лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и фармацевтические организации было возложено исполнение ряда Приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

♦ от 16.11.2004г. № 195 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи»;

♦ от 22.11.2004г. № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»;

♦ от 22.11.2004г. № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение»;

2005,

♦ от 22.11.2004г. № 257 «О внесении дополнений в Приказ Минздрава России от 23 августа 1999 года № 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными учреждениями (организациями)»;

♦ от 02.12.2004г. № 296 «Об утверждении Перечня лекарственных средств» (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Мин-здравсоцразвития России от 24.12.2004г);

♦ от 29.12.2004г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»;

♦ от 24.12.2004г. № 321 «О внесении изменений и дополнений в Приказ Минздрав-соцразвития России от 2 декабря 2004 года № 296».

С первого января, согласно вышеуказанным приказам, в амбулаторно-поликлиническую службу введены десять новых учетных форм:

♦ 025/у -04 «Медицинская карта амбулаторного больного»;

♦ 025-12/у «Талон амбулаторного пациента»;

♦ 030/у-04 «Контрольная карта диспансерного наблюдения»;

♦ 057/у-04 «Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию»;

♦ 030-П/у «Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг»;

♦ 030-Р/у «Сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных по участкам гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»;

♦ 070/у-04 «Справка для получения путевки»;

♦ 072/у-04 «Санаторно-курортная карта»;

♦ 076/у-04 «Санаторно-курортная карта для детей»;

0148-1/у-04 «Рецептурный бланк».

Основная суть и направленность этих приказов и учетных форм - обеспечить персони-

л

>

гчшш

ЬЛ1

Ь

>

фицированный учет, контроль и экспертизу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).

Реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения при отсутствии в ЛПУ компьютерных технологий, вычислительной техники и программных продуктов практически невозможна. Этот вывод подтверждается тем, что во многих поликлиниках и аптеках по разным причинам возникли очереди льготников. Так как причин у этого явления несколько, то определим главные.

В основном очередь в поликлинике возникла из числа тех пациентов, которые обратились за получением льготного рецепта. И вот почему.

Новая форма рецептурного бланка трудоемка в заполнении (одних символов порядка 20). По теоретическим расчетам, на ручную выписку такого рецепта у врача должно уходить не менее 7 минут. Но большинству пациентов таких рецептов нужно было выписывать два, три, а иногда и четыре. Очевидно, что только на процедуру выписки льготных рецептов врачу потребуется значительное время (иногда до 30 минут), а еще нужено осмотреть пациента, установить ему диагноз, сделать запись о выписанных медикаментах в амбулаторную карту, указать номера рецептов в талоне амбулаторного пациента, выписать направление в лабораторию и диагностические кабинеты. По нормативу врач должен уложиться в 15 минут (за один час работы он должен принять 4 пациентов), а на практике врач сможет принять в час не более двух пациентов.

Кроме того, сведения о выписных лекарственных средствах, их стоимости, с указанием номера и серии рецепта, Ф.И.О. пациента, его диагноза обращения и диспансерного учета участковому врачу нужно ежеквартально отражать в учетной форме № 030-П/у «Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение социальных услуг» и в учетной форме № 030-Р/у «Сведения о лекарственных средст-

вах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг». Это очень объемные документы, и при ручном их ведении врачу потребуется значительное время.

Одной из причин очереди в аптечных учреждениях является та, что прежде, чем отпустить льготнику лекарство, фармацевт обязан проверить:

♦ включен ли указанный в рецепте пациент в Федеральный регистр;

♦ соответствует ли указанный в рецепте препарат Перечню лекарственных средств, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

♦ имеется ли штамп врачебной комиссии ЛПУ, разрешающий отпуск медикаментов сверх указанного Перечня;

♦ правильность и корректность заполнения всех реквизитов рецептурного бланка.

Кроме того, фармацевтической организации нужно отчитаться по формам, утвержденным Федеральным фондом ОМС:

♦ №Аптека ДЛО «Сведения фармацевтической организации о лекарственных средствах, отпущенных отдельным категориям граждан бесплатно» (Приказ от 29.12.2004 г. №90);

♦ №РР-1 «Реестр рецептов лекарственных средств...» и №РЛ-1 «Реестр лекарственных средств...» (Приказ от 21.02.2005 г. №16).

Очевидно и то, что в аптеке без ЭВМ и соответствующего программного обеспечения не обойтись.

Наличие единого программного обеспечения для ЛПУ и аптечной сети позволяет избежать вышеперечисленных трудностей при реализации закона о льготном лекарственном обеспечении граждан.

Наше программное обеспечение по учету выписанных рецептов врачами поликлиники и отпущенных медикаментов в аптеке функционирует с 1997 года. Технология взаимодействия ЛПУ и аптек по учету, контролю, экспертизе и

гчшш

www.idmz.ru ЦП 2005, №4 ^

Л

Пациент

АРМ «Регистратура»

♦ Учет и акктуализация сведений о пациенте.

♦ Распечатка паспортных сведений

в «Талон амбулаторного пациента».

АРМ «Выписка льготных рецептов»

Автоматизированная выписка льготных рецептов.

Автоматизированное ведение учетной формы №030-Р/у «Сведения о лекарственных средствах...».

АРМ «Экспертиза льготных рецептов»

Регистр федеральных, региональных и муниципальных льготников. Экспертиза соответствия льготных рецептов врачами диагнозу обращения, лекарственному формуляру, курсовой дозе и др.

АРМ «Поликлиника»

Учет числа посещений, диагнозов обращения «Талонов амбулаторного пациента». Диспансерное наблюдение. Автоматизированное ведение учетной формы №030-П/у «Паспорт врачебного участка...».

АРМ «Аптечный пункт»

Отпуск лекарственных средств по рецептам.

Отчет по лекарственным средствам

и рецептам (Приказ ФФОМС

от 21.02.2005 г. №16).

Отчет по форме № Аптека ДЛО

«Сведения фармацевтической организации

о лекарственных средствах...»

(Приказ ФФОМС от 29.12.2004 г. №90).

Учет причин отказа отпуска лекарственных

средств.

Администрация

Страховая компания

Территориальный фонд ОМС

Фармацевтическая организация

Рис. 1. Схема информационного взаимодействия программного комплекса «Льготный рецепт»

оплате льготных медикаментов отработана во времени. В силу этого новый «Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» не дал сбоев в нашей совместной работе. Мы как обслуживали пациентов, наделенных правом на льготное лекарственное обеспечение (это одни и те же известные нам категории граждан), так и продолжили их обеспечение в 2005 году. Пациенты обращаются в ту же поликлинику и ту же аптеку, что и раньше. Мы не увеличивали время на врачебное посещение, не увеличивали и числен-

ность персонала и избежали очередей в поликлинике и аптеке.

К ранее существующей схеме льготного лекарственного обеспечения мы добавили одно автоматизированное рабочее место (АРМ) для централизованной выписки рецептов в поликлинике (рис. 1).

В этот кабинет медицинская сестра, работающая на приеме с участковым терапевтом, приносит амбулаторную карту пациента, которому нужно выписать рецепт. В амбулаторной карте врач указывает наименование лекарственного средства (ЛС), его дозу, фасовку, количество,

>

гчшш

ЬЛ1

Ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>

правила приема ЛС. Этой записи достаточно для оператора ЭВМ, работающего в кабинете централизованной выписки, для заполнения всех реквизитов рецептурного бланка. И на эту процедуру выписки рецепта достаточно 40-45 секунд. А если аптечный пункт расположен в здании поликлиники и ЭВМ, на которой выписывают рецепт, находится в локальной сети, то на ЭВМ фармацевта выписанный рецепт будет «виден» в режиме реального времени. При обращении пациента с бланком рецепта в аптечный пункт фармацевт по номеру рецептурного бланка (или по Ф.И.О. пациента) находит в компьютерной базе данных «выписанный рецепт», добавляет в него стоимость ЛС и дату отпуска. Этим действием «выписанный рецепт» учитывается в базе данных как «отпущенный рецепт».

Программный комплекс «Льготный рецепт» позволяет аптечному пункту и поликлинике получить всю необходимую учетно-отчетную и финансовую информацию и провести экспертизу ДЛО.

При этом осуществляются:

1. Контроль соответствия и обоснованности выписанных лекарств по:

♦ диагнозу обращения;

♦ курсовой дозе;

♦ стоимости;

♦ лекарственному формуляру на нозологию;

♦ утвержденному перечню лекарственных средств;

♦ дополнительному перечню (индивидуальным назначениям лекарственных средств пациенту по решению врачебной комиссии).

2. ЭВМ отслеживает и предупреждает, что льготные рецепты выписаны:

♦ на умерших и выбывших пациентов;

♦ на лиц, не состоящих в регистре;

♦ по дублю амбулаторной карты;

♦ по ксерокопированным рецептам;

♦ на лиц, срок действия льгот которых истек (дети до 3-х лет, инфаркт миокарда до 6 месяцев и т.д.).

3. ЭВМ отслеживает и контролирует:

♦ на какие суммы пациент получил лекарственные препараты;

♦ число выписанных пациентам рецептов в разрезе каждой льготной категории;

♦ сравнительный анализ цен по аптечным учреждениям, отпускающим медикаменты по льготному рецепту;

♦ осуществит выборку тех рецептов, в которых наименование выписанного лекарственного средства в поликлинике не соответствовало препарату, отпущенному в аптеке;

♦ отследит дублированный ввод льготных рецептов с одним и тем же номером при реализации его в различных аптечных учреждениях города;

♦ отследит по диапазону номеров рецептурных бланков, попытку учета «виртуальных» рецептов (то есть ввод в базу данных несуществующих рецептов);

♦ осуществит выборку тех пациентов, лечение которых при оказании амбулаторной помощи крайне дорого, и врач-эксперт предложит лечение таким пациентам в условиях стационара (как менее затратное).

Экспертиза дает нам рационально использовать выделенные средства на льготное обеспечение. В качестве примера: эксплуатация программного комплекса началась в январе 1997 года. На этот год в бюджете города на статью «Льготное лекарственное обеспечение» было запланировано 1,2 млн. рублей (такую сумму потратили на эти цели в 1996 г.). В 1997 году расходы по этой статье составили 658 тыс. рублей, то есть экономии эффект составил 48%.

Рабочая эксплуатация нашего программного комплекса «Льготный рецепт» в ряде ЛПУ Ярославской, Тюменской, Московской областей, Краснодарском крае, Республиках Карелия, Северная Осетия - Алания показала, что затраты на приобретение программного обеспечения и компьютерной техники окупаются в течение первых двух-трех месяцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.