В.М.СИНЯВСКИЙ,
заведующий отделом статистики и информатики Торжокской ЦРБ, врач высшей квалификационной категории,
заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации, г.Торжок
В.А.ЖУРАВЛЕВ,
ведущий программист Торжокской ЦРБ, г.Торжок
□Б ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ЛЕКАРСТВЕННОМУ □БЕСПЕЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
ОТ РЕДАКЦИИ: В2002 году на основании Приказа Минздрава РФ о реформировании службы медицинской статистики была создана рабочая группа под руководством начальника отдела медицинской статистики и информатики Минздрава РФ Какориной Е.П. В состав рабочей группы были включены и авторы настоящей статьи (Синявский В.М., Журавлев В.А.). Рабочая группа занималась разработкой новых учетных форм, отбором и экспертизой программных продуктов для здравоохранения.
В конце января 2005 года руководству Минздравсоцразвития было доложено об информационных технологиях, разработанных в Торжокской ЦРБ, в том числе о системе персонифицированного компьютерного учета «Льготный рецепт».
12 февраля 2005года Михаил Зурабов, Владимир Стародубов, представители Федерального Фонда ОМС прибыли в Торжокскую ЦРБ, чтобы лично ознакомиться с работой программного комплекса. По результатам демонстрации работы комплексной системы принято решение рекомендовать опыт Торжокской ЦРБ к применению в здравоохранении других регионов.
По просьбе Редакции журнала авторский коллектив разработки подготовил серию публикаций.
© В.М.Синявский, В.А.Журавлев, 2005 г.
гчш
www.idmz.ru кЛ
Торжокская центральная районная больница Тверской области обслуживает 80 тыс. жителей, в том числе городского населения 52 тыс.; стационар круглосуточного пребывания на 486 коек, дневной стационар на 96 коек. Мощность поликлинических учреждений - 690 посещений в смену. Сельское здравоохранение: 4 участковые больницы на 110 коек, 5 врачебных амбулаторий, 36 фельдшерских пунктов.
Самостоятельную разработку системного программного продукта в больнице начали в 1990 году. В настоящий период в рабочей эксплуатации находятся 15 программных продуктов (ПП), что позволяет вести учет, отчетность, экспертизу всех видов оказываемой медицинской помощи и осуществлять финансовую отчетность за медицинские услуги.
В 1998 году Министерством здравоохранения на ПП Торжокской ЦРБ был выдан сертификат «На право использования его в Российском здравоохранении».
По результатам участия во Всероссийском конкурсе «Базовое программное обеспечение для ЛПУ и системы ОМС» в 2000 году, ПП Торжокской ЦРБ был рекомендован к внедрению и Федеральным фондом ОМС.
С января текущего года на лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и фармацевтические организации было возложено исполнение ряда Приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ:
♦ от 16.11.2004г. № 195 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи»;
♦ от 22.11.2004г. № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»;
♦ от 22.11.2004г. № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение»;
2005,
♦ от 22.11.2004г. № 257 «О внесении дополнений в Приказ Минздрава России от 23 августа 1999 года № 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными учреждениями (организациями)»;
♦ от 02.12.2004г. № 296 «Об утверждении Перечня лекарственных средств» (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Мин-здравсоцразвития России от 24.12.2004г);
♦ от 29.12.2004г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»;
♦ от 24.12.2004г. № 321 «О внесении изменений и дополнений в Приказ Минздрав-соцразвития России от 2 декабря 2004 года № 296».
С первого января, согласно вышеуказанным приказам, в амбулаторно-поликлиническую службу введены десять новых учетных форм:
♦ 025/у -04 «Медицинская карта амбулаторного больного»;
♦ 025-12/у «Талон амбулаторного пациента»;
♦ 030/у-04 «Контрольная карта диспансерного наблюдения»;
♦ 057/у-04 «Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию»;
♦ 030-П/у «Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг»;
♦ 030-Р/у «Сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных по участкам гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»;
♦ 070/у-04 «Справка для получения путевки»;
♦ 072/у-04 «Санаторно-курортная карта»;
♦ 076/у-04 «Санаторно-курортная карта для детей»;
0148-1/у-04 «Рецептурный бланк».
Основная суть и направленность этих приказов и учетных форм - обеспечить персони-
л
>
гчшш
ЬЛ1
Ь
>
фицированный учет, контроль и экспертизу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
Реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения при отсутствии в ЛПУ компьютерных технологий, вычислительной техники и программных продуктов практически невозможна. Этот вывод подтверждается тем, что во многих поликлиниках и аптеках по разным причинам возникли очереди льготников. Так как причин у этого явления несколько, то определим главные.
В основном очередь в поликлинике возникла из числа тех пациентов, которые обратились за получением льготного рецепта. И вот почему.
Новая форма рецептурного бланка трудоемка в заполнении (одних символов порядка 20). По теоретическим расчетам, на ручную выписку такого рецепта у врача должно уходить не менее 7 минут. Но большинству пациентов таких рецептов нужно было выписывать два, три, а иногда и четыре. Очевидно, что только на процедуру выписки льготных рецептов врачу потребуется значительное время (иногда до 30 минут), а еще нужено осмотреть пациента, установить ему диагноз, сделать запись о выписанных медикаментах в амбулаторную карту, указать номера рецептов в талоне амбулаторного пациента, выписать направление в лабораторию и диагностические кабинеты. По нормативу врач должен уложиться в 15 минут (за один час работы он должен принять 4 пациентов), а на практике врач сможет принять в час не более двух пациентов.
Кроме того, сведения о выписных лекарственных средствах, их стоимости, с указанием номера и серии рецепта, Ф.И.О. пациента, его диагноза обращения и диспансерного учета участковому врачу нужно ежеквартально отражать в учетной форме № 030-П/у «Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение социальных услуг» и в учетной форме № 030-Р/у «Сведения о лекарственных средст-
вах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг». Это очень объемные документы, и при ручном их ведении врачу потребуется значительное время.
Одной из причин очереди в аптечных учреждениях является та, что прежде, чем отпустить льготнику лекарство, фармацевт обязан проверить:
♦ включен ли указанный в рецепте пациент в Федеральный регистр;
♦ соответствует ли указанный в рецепте препарат Перечню лекарственных средств, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
♦ имеется ли штамп врачебной комиссии ЛПУ, разрешающий отпуск медикаментов сверх указанного Перечня;
♦ правильность и корректность заполнения всех реквизитов рецептурного бланка.
Кроме того, фармацевтической организации нужно отчитаться по формам, утвержденным Федеральным фондом ОМС:
♦ №Аптека ДЛО «Сведения фармацевтической организации о лекарственных средствах, отпущенных отдельным категориям граждан бесплатно» (Приказ от 29.12.2004 г. №90);
♦ №РР-1 «Реестр рецептов лекарственных средств...» и №РЛ-1 «Реестр лекарственных средств...» (Приказ от 21.02.2005 г. №16).
Очевидно и то, что в аптеке без ЭВМ и соответствующего программного обеспечения не обойтись.
Наличие единого программного обеспечения для ЛПУ и аптечной сети позволяет избежать вышеперечисленных трудностей при реализации закона о льготном лекарственном обеспечении граждан.
Наше программное обеспечение по учету выписанных рецептов врачами поликлиники и отпущенных медикаментов в аптеке функционирует с 1997 года. Технология взаимодействия ЛПУ и аптек по учету, контролю, экспертизе и
гчшш
www.idmz.ru ЦП 2005, №4 ^
Л
Пациент
АРМ «Регистратура»
♦ Учет и акктуализация сведений о пациенте.
♦ Распечатка паспортных сведений
в «Талон амбулаторного пациента».
АРМ «Выписка льготных рецептов»
Автоматизированная выписка льготных рецептов.
Автоматизированное ведение учетной формы №030-Р/у «Сведения о лекарственных средствах...».
АРМ «Экспертиза льготных рецептов»
Регистр федеральных, региональных и муниципальных льготников. Экспертиза соответствия льготных рецептов врачами диагнозу обращения, лекарственному формуляру, курсовой дозе и др.
АРМ «Поликлиника»
Учет числа посещений, диагнозов обращения «Талонов амбулаторного пациента». Диспансерное наблюдение. Автоматизированное ведение учетной формы №030-П/у «Паспорт врачебного участка...».
АРМ «Аптечный пункт»
Отпуск лекарственных средств по рецептам.
Отчет по лекарственным средствам
и рецептам (Приказ ФФОМС
от 21.02.2005 г. №16).
Отчет по форме № Аптека ДЛО
«Сведения фармацевтической организации
о лекарственных средствах...»
(Приказ ФФОМС от 29.12.2004 г. №90).
Учет причин отказа отпуска лекарственных
средств.
Администрация
Страховая компания
Территориальный фонд ОМС
Фармацевтическая организация
Рис. 1. Схема информационного взаимодействия программного комплекса «Льготный рецепт»
оплате льготных медикаментов отработана во времени. В силу этого новый «Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» не дал сбоев в нашей совместной работе. Мы как обслуживали пациентов, наделенных правом на льготное лекарственное обеспечение (это одни и те же известные нам категории граждан), так и продолжили их обеспечение в 2005 году. Пациенты обращаются в ту же поликлинику и ту же аптеку, что и раньше. Мы не увеличивали время на врачебное посещение, не увеличивали и числен-
ность персонала и избежали очередей в поликлинике и аптеке.
К ранее существующей схеме льготного лекарственного обеспечения мы добавили одно автоматизированное рабочее место (АРМ) для централизованной выписки рецептов в поликлинике (рис. 1).
В этот кабинет медицинская сестра, работающая на приеме с участковым терапевтом, приносит амбулаторную карту пациента, которому нужно выписать рецепт. В амбулаторной карте врач указывает наименование лекарственного средства (ЛС), его дозу, фасовку, количество,
>
гчшш
ЬЛ1
Ь
>
правила приема ЛС. Этой записи достаточно для оператора ЭВМ, работающего в кабинете централизованной выписки, для заполнения всех реквизитов рецептурного бланка. И на эту процедуру выписки рецепта достаточно 40-45 секунд. А если аптечный пункт расположен в здании поликлиники и ЭВМ, на которой выписывают рецепт, находится в локальной сети, то на ЭВМ фармацевта выписанный рецепт будет «виден» в режиме реального времени. При обращении пациента с бланком рецепта в аптечный пункт фармацевт по номеру рецептурного бланка (или по Ф.И.О. пациента) находит в компьютерной базе данных «выписанный рецепт», добавляет в него стоимость ЛС и дату отпуска. Этим действием «выписанный рецепт» учитывается в базе данных как «отпущенный рецепт».
Программный комплекс «Льготный рецепт» позволяет аптечному пункту и поликлинике получить всю необходимую учетно-отчетную и финансовую информацию и провести экспертизу ДЛО.
При этом осуществляются:
1. Контроль соответствия и обоснованности выписанных лекарств по:
♦ диагнозу обращения;
♦ курсовой дозе;
♦ стоимости;
♦ лекарственному формуляру на нозологию;
♦ утвержденному перечню лекарственных средств;
♦ дополнительному перечню (индивидуальным назначениям лекарственных средств пациенту по решению врачебной комиссии).
2. ЭВМ отслеживает и предупреждает, что льготные рецепты выписаны:
♦ на умерших и выбывших пациентов;
♦ на лиц, не состоящих в регистре;
♦ по дублю амбулаторной карты;
♦ по ксерокопированным рецептам;
♦ на лиц, срок действия льгот которых истек (дети до 3-х лет, инфаркт миокарда до 6 месяцев и т.д.).
3. ЭВМ отслеживает и контролирует:
♦ на какие суммы пациент получил лекарственные препараты;
♦ число выписанных пациентам рецептов в разрезе каждой льготной категории;
♦ сравнительный анализ цен по аптечным учреждениям, отпускающим медикаменты по льготному рецепту;
♦ осуществит выборку тех рецептов, в которых наименование выписанного лекарственного средства в поликлинике не соответствовало препарату, отпущенному в аптеке;
♦ отследит дублированный ввод льготных рецептов с одним и тем же номером при реализации его в различных аптечных учреждениях города;
♦ отследит по диапазону номеров рецептурных бланков, попытку учета «виртуальных» рецептов (то есть ввод в базу данных несуществующих рецептов);
♦ осуществит выборку тех пациентов, лечение которых при оказании амбулаторной помощи крайне дорого, и врач-эксперт предложит лечение таким пациентам в условиях стационара (как менее затратное).
Экспертиза дает нам рационально использовать выделенные средства на льготное обеспечение. В качестве примера: эксплуатация программного комплекса началась в январе 1997 года. На этот год в бюджете города на статью «Льготное лекарственное обеспечение» было запланировано 1,2 млн. рублей (такую сумму потратили на эти цели в 1996 г.). В 1997 году расходы по этой статье составили 658 тыс. рублей, то есть экономии эффект составил 48%.
Рабочая эксплуатация нашего программного комплекса «Льготный рецепт» в ряде ЛПУ Ярославской, Тюменской, Московской областей, Краснодарском крае, Республиках Карелия, Северная Осетия - Алания показала, что затраты на приобретение программного обеспечения и компьютерной техники окупаются в течение первых двух-трех месяцев.