Елена ТРОФИМОВА, кб.н, «Цитомед Маркетинг* (ЗАО *ЦМ Фарм»)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДЛО В (.-ПЕТЕРБУРГЕ
В системе дополнительного лекарственного обеспечения (ЛЮ) в С.-Петербурге, помимо руководящих органов здравоохранения. ОМС и пенсионного обеспечения, участвуют 248 лечебных учреждений (право на выписку рецептов имеют более 6 тыс. врачей), страховая компания ЗАО «Макс-М»,уполномоченная фармацевтическая организация ЗАО *ЦВ «Протек*, региональная фармацевтическая организация ЗАО «Империа-Фарма* и 115 аптек (включая четыре недавно образованных ГУПа, куда вошли все государственные аптеки, а также САО «Фармация* и несколько других частных аптек) {табл. 1). Число обслуживаемого в системе ДЛО населения составляет 850 человек, что соответствует 63% от общею числа льготников в городе (рис 1). Если в первые месяцы реализации программы наиболее острые организационные проблемы касались амбулаторного звена, то в конце первого квартала они сосредоточились в фармацевтическом секторе.
дмшМййіУмІМім
В марте основные трудности в реализации программы ДЛО в С.-Петербурге были связаны с отсутствием медикаментов в каналах централизованных поставок. Данные комитета по здравоохранению говорят о том, что по состоянию на 16 марта рецепты, находящиеся на отсроченном обслуживании, составляли 19,54% от общего числа рецептов, поступивших в аптеки с начала года (табл. 2). Сопоставление с ранее опубликованной информацией ТФ ОМС позволяет сделать вывод, что по сравнению с 1 марта число рецептов на листе ожидания увеличилось более чем на половину. Аптеки, участвующие в программе, подтверждают тяжелую сшуацию, которая сложилась в марте. Поставщиками не только не был покрыт дефицит предыдущего периода, но и не была удовлетворена заявка, поданная аптеками на март. По свидетельству’ директора ГУЛ ‘Петербургские аптеки №Ь ШПатравка, в первых двух декадах марта но программе
Участники системы ДЛО в С.-Петербурге, март 2005 г.
Отделение ПФ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской области Комитет по здравоохранению ТФОМС С.-Петербурга
Страховая медицинская организация — филиал ЗАО«Макс-М»
Уполномоченная фармацевтическая организация ЗАО «Центр внедрения «ПРОТЕК» региональная фармацевтическая организация ЗАО «Им пери я-Фарм а»
245 лечебных учреждений 6180 врачей
115 аптек (в т.ч. 8 частных)
Источник: Комитет по здравоохранению и ТФ ОМС
ДЛО на весь город было поставлено товара всего лишь на 40 млн. руб. В то время как в январе-феврале льготные лекарства на такую же сумму были отпущены ГУН № 1, который является только одним из участников программы и включает 30 из 115 аптек, занимающихся льготным отпуском (табл. 1).
В марте дефицит лекарственного обеспечения населения стал особенно ощутимым не только в связи с ограниченными поставками по ДЛО, но и но причине существенного сокращения отпуска товара федеральным льготникам из коммерческих запасов аптек. Несмотря на то, что временный не*-
ТАБЛИЦА 1
рядок отпуска лекарств письмом Минздравсоцразвития РФ от 04-03.2005 г. был продлен вплоть до особого распоряжения. большинство аптечных организаций не смогло продолжить восполнять дефицит централизованных поставок собственными силами в связи с отсутствием оборотных средств. В результате к третьей декаде марта, по свидетельству руководителей аптек, отпуск лекарств осуществлялся не более чем по половине всех рецептов, поступающих в аптеки.
КРИЗИС ФИНАНСИРОВАНИЯ
Положение было бы не столь критичным, если бы началось реальное финансирование программы. Несмотря на то, что в конце февраля из бюджета ФФОМС в бюджет ТФОМС С.-Петербурга на программу ДЛО поступило 155 млн. руб., финансирование деятельности аптечного звена в середине третьей декады марта так и не началось. Не было также произведено и возмещение аптекам товара в натуральном виде, как это было предусмотрено при введении временного порядка отпуска лекарственных средств. Закономерно, что в такой ситуации аптеки оказались в глубоком кризисе, поскольку задолженность перед ними по отпущенным из коммерческих запасов медикаментам составила на середину марта 40,8 млн. руб. (табл. 2).
По словам аптекарей, обеспечение потребности примерно по 25 наименованиям наиболее ходовых товаров позволило бы на 60% закрыть образовавшую брешь, снять растущее напряжение и постепенно решить вопросы подругам позициям ассортимента. А1пеки не довольны взаимодействием с поставщиками. поскольку не только испытывают дефицит в необхо-
димых медикаментах, но и, вопреки поданным заявкам, продолжают получать не пользующийся спросом товар. Договоры у аптечных организаций заключены с компанией ЗАО •Империа-Фарма», которая, получая товар от ЗАО *ЦВ «Протек», доставляет его в розничную сеть. Параллельно с двухступенчатым потоком льготных лекарств, в розничную сеть идут
Е7Т7ГТТ7^1 Сведения о выписке и обслуживании рецептов льготных категорий граждан С.-Петербурга по состоянию на 16 марта 2005 г. (с начала года)
Выписано рецептов Обслужено рецептов Рецептов на отсроченном обслуживании
Всего В том числе
Из централизованных поставок Из запасов аптек
Федеральная льгота шт. 595662 479270 - 150343 116392
% 100% 80,46% 55,22% 25,24% 19,54%
тыс. руб. 148325,99 117015,08 40844,37 31310,91
% 100% 78,89% 51,35% 27,54% 21,11%
Средняя стоимость одного рецепта, руб. 249,01 244,15 - 271,67 269,01
Региональная льгота шт. 38245 38245 - - -
тыс. руб. 41662,41 41662,41 - - -
Средняя стоимость одного рецепта, руб. 1089,36 1089,356 - - -
Источник: Комитет по здравоохранению
прямые коммерческие поставки от «ЦВ «Протек». Присутствие двух дистрибьюторов в канале распределения позволяет им в ситуации кризиса поставок и информационною взаимодействия перекладывать ответственность друг на друга.
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКЛИНИК
Аптеки не только не в состоянии отпустить лекарства по всем выписанным рецептам, но и, при отсутствии планов поставок, не имеют всоможности информировать население о реальных сроках обеспечения рецептов. В то же время поток необслуживаемых рецептов сдерживается тем, что аптеки оповещают прикрепленные к ніш поликлиники и диспансеры о номенклатуре и объемах поступившего товара. Проще решаются вопросы и в том случае, если лекарства выписываются под МНИ. Число таких назначений в поликлинической сети постепенно увеличивается, причем характерно. что бальные, по свидетельству аптекарей, привыкают к выписке рецептов под МИН и замене лекарств на аналоги. В Комитете по здравоохранению отмечают, что новая процедура выписки лекарств поликлиниками в целом освоена, и число забракованных рецептов сведено к минимуму. В марте сократилось и число жалоб от населения, поступаю щнх в справочную службу Комитета здравоохранения. Достигнутое за прошедшие месяцы упорядочение работы ам-
булаторного звена является важным достижением. Однако причины снятия напряжения, но-видимому, следует искать и в том. что больные привыкли к отсутствию лекарств, поэтому желающих получить льготные рецепты стало меньше. В связи с этим возникает опасение, что при нормализации ситуации с централизованными поставками в системе ДЛО поток посетителей в поликлиники может резко возрасти. В таком случае неизбежен новый виток кризиса, поскольку пропускная способность амбулаторного звена с начала реализации программы ДЛО и так значительно сократилась.
Основная проблема поликлиник состоит в том. что резко вырос документооборот и значительно увеличилась нагрузка на врачей. В некоторых поликлиниках пошли на то, члобы разделить потоки льготных и обычных пациентов. Однако доступность медищшской помощи, независимо от используемых организационных схем, сократилась для всех групп населения. Несмотря на постановку новых задач, дополнительные мотивации для амбулаторного звена созданы не были. Распоряжение Минздравсоцразвития о возможности увеличения времени приема одного больного в юроде никак не используется, поскольку сокращение числа принятых больных - при сохранении действующих нормативов ОМС - приведет к сокращению финансирования амбулаторных учреждений.
Обеспечение компьютерами и оргтехникой, ю многом определяющее эффективность работы по выписке лекарств, в городских поликлиниках самое разное. В юнце декабря при подготовке программы дао в лечебные учреждения централизованно были направлены компьютеры с базой данных Пенсионного фонда. Закупка компьютеров и оргтехники для аптек была произведена страховой компанией «Красный Крест» (48 комплектов) и уполномоченной фармацевтической организа-
и',[.Ч!М'»И Число льготников в С.-Петербурге
1 — Феде рал ьные,в50 тыс. чел. (63%)
2 — Региональные, 500 тыс. чел.(37%)
Источник: Комитет по здравоохранению
цией ЗАО *Протек> (60 комплектов). На эти компьютеры установлено прикладное программное обеспечение персонифицированного учета отпуска лекарственных средств страховой компании «Макс-М*. Филиал Ж) «Макс-М» в С-Петербурге выступает в качестве страховой медицинской организации в систем е ДЛО, заключившей догоюр с большинством лечебных учреждений Обслуженные рецепты и составленные по ним реестры, заверенные в лечебных учреждениях, ежемесячно сдаются аптеками в компанию «Макс-М». Положение компании в системе ДЛО находится под вопросом после известного заявле-
отпуска в( | Финансирование льготного [.-Петербурге
50ЭЭ 2500 ^ 2000 & 1500 1000 500 т-« й ° о. о ^ •-* "а я 14 . ■■ 1 ■ 280 0
0 2001 2002 2003 2004 2005
1 — региональный □ — федеральный
Источник: Комитет по здравоохранению
ния министра Минздравсоцразвития об исключении страховщиков из состава участников реализации программы до 2006 г
ЕКАРСТВА В ПОЛИКЛИНИКАХ
Для увеличения доступности льготных лекарств для населения и в преддверии начала реализации программы ДНО в городе был объявлен конкурс на организацию аптечных пунктов за счет соискателей в 46 поликлиниках. Конкурс выиграли компании ЗАО «Фармамэр» (43 пункта) и <Ж> «Фармация» (3 пункта), о чем они были официально уведомлены в конце октября 2004 г. По свидетельству генерального директора Ж) «Фарма-кор* ИЛШилевича, компания, вложившая в проект порядка 400 лыс. долл, натолкнулась на бюрократические препоны, преодоление которых в силу большого числа организуемых точек значительно отсрочило их открытие. В результате договоры об аренде помещений будут подписаны только в конце марта, а реальная работа аіпечньк пунктов - после получения лицензий и всех прочих согласований - может быть начата только к концу апреля. Препятствием для участия ЗЮ «Фарма-кор» в программе ДЛО являются также предлагаемые ей условия со стороны регионального поставщика, соответствующие 5% в составе общей региональной торговой наценки, установленной на уровне 32%. По мнению ИАШилевича, такие условия не выгодны для компании, поскольку' они не позволят обес-
печить эффективную работу аптечных пунктов и не дадут воз-можность вернуть вложенные средства в разумные сроки.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛЬГОТА
На фэне трудностей в реализации федеральной программы ДЛО, региональный льготный отпуск выглядит особенно благополучным. При сокращении числа курируемых больных (за счет приобретения основной части льготников статуса федеральных) объем финансирования из регионального бюджета остался почти на прежнем уровне (рис 2) Это увеличило доступность лекарств для приоритетных групп пациентов, включающих больных диабетом, онкологическими, психическими заболеваниями, астмой. Поскольку закупки на региональном уровне осуществляются преимущественно по специфическим дорогсетоя-щим медикаментам, средняя стоимость одного обслуженного рецепта по региональной льготе составляет 1089 руб., что в четыре раза выше, чем в программе ДЮ (244 руб.) (табл. 2) Похоже, что первые результаты программы ДНО не только укрепили имидж региональной льготной программы, ранее часто критикуемой, но и не принесли ощутимых потерь коммерческому сектору. По мнению ИМ.Милевича. в апреле можно ожидать повышения спроса на лекарства в коммерческом секторе вслед за разочаровавшем значительной части льготников в федеральной программе. ф