Научная статья на тему 'Современный взгляд на «открытую концепцию» социалистического реализма'

Современный взгляд на «открытую концепцию» социалистического реализма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный взгляд на «открытую концепцию» социалистического реализма»

Кажется закономерным, что больше всего сделали в деле борьбы с замшелой конструкцией соц. реализма Б.Л. Сучков и Д.Ф. Марков. Во-первых, оба познакомились с марксистским мировоззрением не только теоретически, пережив репрессии. Во-вторых - и в-главных - оба занимались зарубежными литературами, а неприложимость этой теории к зарубежному материалу была особенно очевидной.

Б.Л. Сучков в середине 70-х гг. написал: «Творческий метод нашего искусства есть категория открытия...». Почти одновременно с ним выступил Д.Ф. Марков в статье «Исторически открытая система правдивого изображения жизни» («Вопросы литературы», 1977). «Открытость», понятное дело, не могла касаться идеологии; она понималась лишь относительно средств и способов изображения. Ключевым словом тут стала «правдивость».

Понятие «правдивость» у Маркова ставится во главу угла; это видно хотя бы по следующей формулировке: «Соц. реализм как принципиально новое эстетическое образование, совпадающее с общими свойствами правдивого искусства».

Если «соц. реализм» совпадает с «общими свойствами правдивого искусства», то почему он - «принципиально новое эстетическое образование»? Тогда это просто - реализм (если понимать под реализмом правдивое отражение жизни).

Правда, если вдуматься, то - чем такое понимание социалистического реализма отличается от известной теории «реализма без берегов» Р. Гароди?

С.А. Шерлаимова

(Институт славяноведения РАН)

Современный взгляд

на «открытую концепцию» социалистического реализма

В развитии литературы, особенно в ХХ веке, большую роль играло выдвижение новых эстетических программ, борьба вокруг которых зачастую занимала центральное место в культурной жизни отдельных стран, охватывала международное пространство. Так было с многочисленными, сменяющими друг друга концепциями литературного авангарда, так было и с концепцией «социалистического реализма», сформулированной на 1 съезде советских писателей в 1934 г. и получившей статус официальной эстетической доктрины всего советского искусства. Эта доктрина требовала «изображения жизни в свете идеалов социализма» и на её воплощение в литературе партийное руководство страны возлагало

надежды в плане воспитания «нового человека», «социалистически мыслящего», а по сути дела - готового самоотверженно выполнить любое последнее постановление ЦК коммунистической партии. Из личных воспоминаний могу рассказать о проводившейся в 1951 г. на всех факультетах МГУ отменно нудной читательской конференции на тему «Зримые черты коммунизма в произведениях советской литературы» (предполагалось, что, если в произведениях какого-нибудь писателя будут описаны правильные поступки людей, то жизнь сразу же станет «социалистической»); или - позднее - о выступлении в нашем институте одного ленинградского профессора, который доказывал, что сейчас все писатели должны писать об успехах «бригадного подряда», к внедрению которого призвал ЦК КПСС. Однако реальная советская литература и в 20-30-е, и в послевоенные гг., а тем более с наступлением «оттепели», постоянно выходила за рамки доктрины и только в этом случае возникали действительно художественные ценные произведения. «Оттепель» затронула и советское литературоведение, усиленно занимавшееся проблемами «социалистического реализма». Расширение содержательной и формальной стороны лучших произведений новой советской литературы, более широкое знакомство с литературой зарубежной, в том числе с литературами стран Центральной и Юго-Восточной Европы, подвигло Д.Ф. Маркова, Б.Л. Сучкова и некоторых других к стремлению «модернизировать» официальную концепцию, придать ей большую «открытость», хотя со стороны других авторов (С.М. Петров, А.И. Метченко, А.И. Овчаренко) они были объявлены сторонниками Роже Гароди с его концепцией «Реализма без берегов». К концу века теория «социалистического реализма» практически была предана забвению.

В докладе речь идет о важных для своего времени, но теоретически далеко не проработанных и противоречивых постулатах «открытой концепции» «социалистического реализма», об интересных поисках чешской марксистской критики 30-х гг., о гипертрофии принципа «открытости» в постмодернизме. На сегодняшний день в мировой литературоведческой науке выдвигается множество разных эстетических концепций, по большей части быстро утрачивающих убедительность. Современной литературе еще только предстоит снова выбирать действительно плодотворные пути, чтобы попытаться вернуть былое влияние на общество, а литературоведение в большом долгу перед наукой в плане изучения сложных связей между теорией и практикой искусства и современным миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.