Научная статья на тему 'Концепция «открытой системы» Д.Ф. Маркова как ориентир для словацкого литературоведения 1970–1980-х гг.'

Концепция «открытой системы» Д.Ф. Маркова как ориентир для словацкого литературоведения 1970–1980-х гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция «открытой системы» Д.Ф. Маркова как ориентир для словацкого литературоведения 1970–1980-х гг.»

Л.Ф. Широкова (Институт славяноведения РАН) Концепция «открытой системы» Д.Ф. Маркова как ориентир для словацкого литературоведения 1970-1980-х гг.

Вначале нужно понять, в каком общественно-политическом и литературном контексте происходило восприятие в Словакии: это было начало так называемой политики «нормализации», начатой после крушения «чехо-словацкой весны» в 1968 г.

В партийном документе «Уроки кризисного развития в партии и обществе после 13 съезда КПЧ» (декабрь 1970 г.) нет отдельного упоминания литературы, тем более непосредственно - соцреализма, однако в 5. пункте говорится о руководящей роли партии в этой сфере: «Коммунистическая партия и социалистическое государство должны держать под контролем все инструменты для достижения своих политических, классовых и идейных целей. Средства коммуникации, пресса, радио, телевидение, кино являются чрезвычайно важным инструментом власти...».

На «Уроках.» основывался и отчетный доклад на II съезде Союза словацких писателей (1972). В конце доклада поставлен, обозначенный как очень важный, «вопрос о социалистическом реализме», освещенный со старых «добрых» догматических позиций: положительно оценивается фронтальное наступление соцреализма в конце 40-х., берется под защиту период «схематизма» начала 50-х гг. и критикуется отступничество 60-х. В определении задач сохраняется военная терминология: необходимо «завоевать» или «отвоевать назад» соцреализм как в идейно-теоретической, так и в практической сфере.

Вместе с тем в докладе можно отметить и определенное созвучие концепции Маркова, уступки новому: «Соц. реализм, - это творческий метод правдивого изображения действительности в ее динамическом развитии; основываясь на лучших традициях реализма, обогащает творчество писателя всем прогрессивным, что приносит человеческая культура. Многообразие стилей и использование современных приемов не противоречат принципу партийности, идейности, народности и понятности художественного произведения».

Монография Д.Ф. Маркова «Генезис социалистического реализма» (1970) вышла в переводе на словацкий язык в 1972. Для словацких литературоведов она имела большое значение как подспорье в защите стилевого многообразия современной литературы.

С. Шматлак в книге «Современность и литература» (1975) пишет о современной проблематике соцреализма в словацкой литературе, связанной с созданием «внутренне богатого, эстетически дифференцированного художественного стиля эпохи». На вопрос, что такое соцреализм сегодня, Шматлак отвечает словами Д.Ф. Маркова, цитируя его статью, переведенную на словацкий язык («О формах художественного обобщения в соц.реализме») и называя его взгляды «концептуально перспективными».

В предисловии к сборнику «О социалистическом реализме» (1976) К. Розенбаум пишет о необходимости обновления и расширения этого понятия, не забывая, разумеется, о его рамках: «Это метод, открытый всему новому в современном искусстве, поскольку имеет прочную познавательную базу в учении марксизма». «Новое, динамичное понимание соцреализма» представлено в статьях словацких и зарубежных авторов, среди которых и Д.Ф. Марков (Эстетическое богатство соцреализма»). В большинстве статей авторы дают ссылки на «открытую концепцию» Маркова, и каждый старается использовать ее применительно к своим исследовательским интересам:

Я. Штевчек (ст. «К поэтике социалистического реализма») рассматривает проблему изображения в произведениях соцреализма художественного пространства (П.Илемницкий), сопоставляя их с произведениями критического реализма. Подчеркивает, что ранее (до Маркова) соцреализм трактовался механически, как некий синтез реализма и идеологии.

В. Петрик («Идейные перемены в лиризованной прозе») вспоминает «вульгаризаторские постулаты» начала 50-х, чтобы подчеркнуть новаторство работ Маркова, основанное не только на более широкой теоретической базе, но и на изучении путей становления литературы соцреализма, на обобщении богатой практики современной литературы. Положительные результаты применения этой концепции - возвращение в словацкую литературу ранее исключаемого из нее массива «лево-авангардистского искусства» (термин Маркова), в первую очередь, Л. Ново-меского и давистов, подвергавшихся критике за формализм и упадничество. Словацкая лиризованная проза также рассматривалась прежде как антипод прозы соцреализма межвоенного периода. Теперь же «в социалистическую литературу постепенно было интегрировано течение дави-стов, произошла переоценка всего литературного процесса 20-30-х гг.».

В статье Н. Краусовой («Мимесис и соцреализм») Марков упоминается как оппонент Овчаренко, поставивший целью «проведение четкой и последовательной дифференциации форм внутри социалистического

реализма». При этом автор считает эту цель трудновыполнимой вследствие смешения жанров и форм в современной литературе.

Теоретик сравнительного изучения литератур Д. Дюришин представил в своей статье тезисы о специфических признаках социалистической литературы как межлитературной общности, обосновывая необходимость создания «Истории социалистической литературы. Опыт такого рода исследований он видит в книге Д.Ф. Маркова.

В 1980-е гг. в словацком литературоведении продолжали появляться работы, посвященные проблематике соцреализма (В. Марчок «Социалистический реализм сегодня», 1985; Д. Гайко и колл. «Программа и творчество», 1989 и др.).

В наши дни соцреализм как теория и практика литературы периода 1948-1989 гг. рассматривается под критическим углом зрения, хотя заслуги Д.Ф. Маркова признаются. Так, Р. Билик в книге «Дух на цепи» (2008) упоминает Маркова в связи с попытками преодолеть терминологический дуализм (социалистическая литература - социалистический реализм) определяя соцреализм как «открытую систему».

Н.В. Шведова

(Институт славяноведения РАН)

Словацкая поэзия 1960-х гг. в свете концепции соцреализма Д.Ф. Маркова

Для изучающих послевоенную литературу социалистических стран концепция социалистического реализма, предложенная Дмитрием Федоровичем Марковым, была своеобразным щитом, позволяющим «прикрывать» некоторых писателей от догматической критики. Оказывалось, что литератор, симпатизирующий социалистическим идеям или даже состоящий в коммунистической партии, может в своем творчестве не придерживаться той формулировки социалистического реализма, которую заучивали в школе и которая исходила от I съезда советских писателей. Ясно, что словацкая литература в сентенции 1934 г. не вписывается. Не вписывались в нее и такие мэтры чешской и словацкой литературы 19201930-х гг., как Витезслав Незвал и Лацо Новомеский. При этом чешский поэтизм и интернациональный сюрреализм (у словаков - надреализм) связывались их идеологами с левыми идеями, а порой и непосредственно с идеями революции.

Расхожим термином в Словакии стал «схематизм». Это не просто «эпитет», а практически синоним социалистического реализма, взятый из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.