5. Калеева Ж.Г. Апология культурного релятивизма на примере творчества художницы и режиссера Маринетт Мортем //Интеграция науки, общества, производства и промышленности: проблемы и перспективы: монография ISBN 978-5-00249-164-3. Выпуск 93, глава 17 [под ред. А.А. Сукиасян]. - Уфа: Аэтерна, 2024. - 304 с. С- 288-300
© Калеева Ж.Г., 2025
УДК 004.7
Кривчикова А.В.
кафедра дизайна
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Гродно, Беларусь Научный руководитель: Милошевская Ю.И.
преподаватель кафедры дизайна Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Гродно, Беларусь
СОВРЕМЕННЫЙ ВЕБ-ДИЗАЙН: СЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫМ ТРЕНДАМ И ПОНИМАНИЕ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ
Аннотация
В данной статье рассматриваются ключевые аспекты развития современного веб-дизайна. Особо раскрыты такие направления, как пользовательский опыт (их) и пользовательский интерфейс (и1).
Ключевые слова
Веб-дизайн, пользовательский опыт (их), пользовательский интерфейс (Ш),
редизайн страницы Facebook.
Веб-дизайн - это динамично развивающаяся область, которая продолжает изменяться с учетом новых технологий, потребностей пользователей и трендов в дизайне [1, с. 8]. Поэтому в учебном процессе факультета искусств и дизайна Гродненского государственного университета имени Янки Купалы ему отведено значительное место.
К ключевым аспектам развития современного веб-дизайна, можно отнести следующее:
1. Адаптивный дизайн, который стал стандартом для веб-сайтов. Современные пользователи используют множество устройств - от смартфонов до настольных компьютеров. Отзывчивый дизайн предполагает, что сайт автоматически подстраивается под размеры экрана устройства, обеспечивая оптимальное отображение и навигацию.
2. В последние годы минималистичный подход к дизайну продолжает набирать популярность. Простота и отсутствие лишних элементов помогают пользователям сосредоточиться на контенте. Это также способствует более быстрой загрузке страниц и улучшает эффективное достижение определенных целей конкретными группами пользователей.
3. Использование анимации и микровзаимодействия (небольшие анимации, которые активируются в ответ на действия пользователя) оживляют интерфейсы и помогают сделать опыт взаимодействия более приятным. Они могут использоваться для визуальных подсказок, когда пользователь заполняет форму или навигирует по сайту.
4. С последним обновлением операционных систем и приложений темный режим стал одним из популярных трендов в веб-дизайне. Он не только выглядит стильно, но и позволяет уменьшить нагрузку на глаза пользователей, особенно в условиях низкой освещенности.
5. В веб-дизайне начинают все больше использоваться искусственный интеллект (AI) и машинное обучение (ML). Эти технологии помогают анализировать поведение пользователей, позволяя создавать персонализированные интерфейсы и контент, который лучше соответствует интересам и предпочтениям пользователей.
6 В веб-дизайне внимание все более акцентируется на UX/UI. Фокус на пользовательском опыте (UX) и пользовательском интерфейсе (UI) стал значимым, чем когда-либо. Однако разработка интерфейсов, которые не только красивы, но и удобны в использовании, требует глубокого понимания целевой аудитории и ее потребностей.
7. Сегодня видеоконтент продолжает набирать популярность благодаря своей способности привлекать внимание и эффективно передавать информацию. Внедрение видео в качестве фонового элемента на веб-страницах или использование коротких видеороликов для пояснения продукта или услуги становится распространенной практикой.
8. Появляются новые технологии и инструменты разработчиков. Технологии, такие как CSS Grid и Flexbox, облегчают разработку сложных и отзывчивых сеток. Также появляются новые инструменты для дизайна, такие как Figma и Adobe XD, которые позволяют командам легче сотрудничать и обмениваться идеями в процессе проектирования.
9. Веб-дизайн сегодня сфокусирован на доступности. Современные дизайнеры обращают внимание на доступность своих сайтов для людей с ограниченными возможностями. Использование семантической разметки, альтернативного текста для изображений и удобной навигации - это важные шаги в создании инклюзивного контента [2, с. 103-107].
Как видно, современный веб-дизайн, это довольно динамично развивающаяся область творческого потенциала человека. Особенно хотелось бы остановиться на концепции UX/UI.
Сегодня пользовательский опыт (UX) охватывает широкий спектр взаимодействий пользователя с продуктом или сервисом. Основная цель UX-дизайна - обеспечить, чтобы пользовательское взаимодействие было интуитивно понятным, удобным и приятным. Вот основные компоненты, которые могут включать в себя пользовательский опыт:
- исследование пользователей, т. е. определение потребностей, целей и поведения пользователей. Для этого можно использовать интервью, опросы, наблюдения и использование метрик для сбора данных о пользователях;
- создание информационной архитектуры, другими словами - структурирование контента (организация информации на сайте или в приложениях для удобства навигации) и оптимизация навигационных элементов (разработка меню, ссылок и других элементов навигации, чтобы пользователи могли легко находить нужный контент);
- дизайн интерфейса, т. е. создание визуальных элементов, таких как кнопки, формы, цветовая палитра и типографика. Важно обеспечение унифицированного внешнего вида и ощущений на всех страницах сайта или в приложении;
- углубление простоты использования (оценка легкости и интуитивности взаимодействия), тестирование на удобство (проведение тестирования с участием реальных пользователей для выявления проблем и путей их устранения);
- изучение психологии пользователя (понимание, как психологические факторы влияют на восприятие и действия пользователей) и получение эмоционального отклика (оценка того, как дизайн вызывает эмоции и формирует позитивный опыт);
- адаптивный дизайн, т. е. обеспечение корректной работы продукта на различных устройствах
(компьютеры, гладкие устройства, планшеты) и браузерах. Также важны адаптация содержимого и интерфейса под индивидуальные предпочтения пользователей;
- развитие доступности - инклюзивный дизайн (создание продуктов, которые доступны и удобны для всех пользователей, включая людей с ограниченными возможностями) и соблюдение стандартов (применение принципов доступности, таких как WCAG (Web Content Accessibility Guidelines).
- увеличение производительности (оптимизация загрузки страниц и интерактивных элементов для быстрого доступа, а также обеспечение надежной работы приложения или сайта без сбоя);
- сбор и анализ данных о пользовательском взаимодействии для улучшения опыта, а также постоянное улучшение и обновление дизайна на основе обратной связи от пользователей и изменений на рынке.
Успешный UX-дизайн требует интеграции всех этих компонентов для достижения целеустремленного и продуктивного взаимодействия с продуктом.
Пользовательский интерфейс (UI) охватывает все элементы, которые позволяют пользователю взаимодействовать с цифровым продуктом, будь то веб-сайт, мобильное приложение или программное обеспечение.
Он включает в себя несколько ключевых компонентов и аспектов, которые обеспечивают визуальное взаимодействие и эстетическое восприятие:
1. Визуальные элементы: кнопки (элементы, на которые пользователи могут нажимать для выполнения действий, таких как отправка форм или переход на другую страницу); иконки (графические символы, представляющие функции или действия, которые помогают пользователю быстро понять функциональность); формы (поля для ввода данных, такие как текстовые поля, радиокнопки, чекбоксы и выпадающие списки); ссылки (элементы, которые ведут пользователя к другой странице или ресурсу).
2. Цветовая палитра: выбор цвета (определение сочетаний цвета, которые влияют на восприятие интерфейса и создают определенные эмоции), контраст (необходимо убедиться, что текст читаем на фоне, что важно для доступности и юзабилити).
3. Типографика: шрифты (выбор шрифтов и их стилей (жирный, курсив и т. д.) для различных элементов текста. Правильная типографика улучшает читаемость), размер и межстрочное расстояние (оптимальные размеры шрифтов и расстояние между строками для удобства чтения).
4. Лайаут и компоновка: сетки (структурирование элементов на странице с помощью сеток, что помогает создать визуальный порядок), пробелы (правильный отступ между элементами для улучшения восприятия и навигации).
5. Навигационные элементы: меню (структурированные списки ссылок, помогающие пользователям ориентироваться на сайте или в приложении), крошки навигации (Breadcrumbs) (элементы, показывающие путь пользователя внутри структуры сайта, что облегчает навигацию).
6. Интерактивные элементы: анимация (небольшая анимация, которая может использоваться для визуальной обратной связи, а также для привлечения внимания к определенным элементам), микровзаимодействие (небольшая, но важная анимация, которая происходит в ответ на действия пользователя, например, анимация нажатия кнопки или изменение цвета элемента при наведении).
7. Отображение состояния: обратная связь (предоставление пользователю обратной связи о выполненных действиях (успех или ошибка). Например, при отправке формы пользователю может быть показано сообщение об успехе или предупреждение об ошибке), индикаторы загрузки (элементы, показывающие процесс загрузки данных или выполнения действий, чтобы пользователи знали, что система работает).
8. Доступность: соответствие стандартам доступности (учет нужд пользователей с ограниченными возможностями через семантическую разметку, альтернативные текстовые метки и так далее), удобные для навигации элементы (создание элементов интерфейса, которые легко использовать с клавиатуры или
вспомогательных технологии).
9. Мобильная адаптация: адаптивный дизаИн (обеспечение функциональности и удобства использования на различных устройствах (смартфонах, планшетах, компьютерах)), мобильные элементы (создание интерфейсов с учетом особенностей использования мобильных устройств, таких как жесты и касания).
Пользовательский интерфейс (и1) является критически важным элементом, определяющим, как пользователи воспринимают и взаимодействуют с продуктом. Эффективный Ш-дизайн должен быть интуитивно понятным, эстетически привлекательным и функциональным, чтобы обеспечить плавное и приятное взаимодействие пользователя с приложением или веб-сайтом [3, с. 77].
Стоит помнить, что любая работа в сфере 1Т довольно быстро устаревает и нуждается в постоянном улучшении. Это и послужило началом такого феномена, как ребрендинг. Он представляет собой своевременную коррективорку визуала, посыла или информации, которую транслирует пользователям объект. Самая главная задача ребрендинга - сделать продукт проще, удобнее и понятнее.
Как пример, мне бы хотелось привести свой итоговый проект по окончанию курсов в ITeeAcademy. Он представляет собой редизайн страницы Facebook в Figma, с последующей его презентацией. Основные задачи работы: представить лаконичный вид страницы, а также сделать навигацию для пользователей более простой.
Для выполнения поставленных задач, были использованы все основные «законы» веб-дизайна. Изучена информация о Facebook, поставлены все элементы интерфейса в соответствии с модульной сеткой, применив знания в Frontend-разработке для адаптивности сайта, приведена страница к общему цвету, а иконки к общему стилю. Был также решен вопрос со сложностью навигации тем, что скрытые окна были перенесены на главные страницы сайта. В работе использовались элементы 3D и анимации (рис. 1 и 2).
Рисунок 1 - Предлагаемая главная страница сайта Facebook
Рисунок 2 - Предлагаемая страница Видео Reels
Таким образом, современное развитие веб-дизайна зависит от множества факторов: технологических, социальных и культурных. Следование актуальным трендам и понимание
пользовательских ожиданий позволяют создавать более эффективные, доступные и привлекательные веб-ресурсы. Важно не только быть в курсе тенденций, но и адаптировать их к специфике своей целевой аудитории для достижения наилучших результатов. Список использованной литературы:
1. Основы веб-дизайна: учеб.-метод. пособие / авт.-сост.: Н. И. Потапенко, А.В. Олеферович, М.Ф. Кудлацкая. - Минск: БГТУ, 2020. - 161 с.
2. Воскобойников, О.С. 16 эссе об истории искусства / О. С. Воскобойников. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2022. -472 с.
3. Лаврентьев, А. Н. История дизайна: учеб. пособие / А. Н. Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2007. - 303 с.
© Кривчикова А.В., 2025