Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ: структура и особенности предложения
ХОДЧЕНКО С.С.
ЮФУ, аспирант кафедры мЭимО экономического факультета, e-mail: [email protected].
В статье исследуются основные тенденции и показатели развития российского автомобильного рынка, анализируются элементы структуры его предложения и выявляются современные особенности функционирования.
Ключевые слова: автомобильный рынок; автопроизводитель; промышленная сборка; российский автопарк; рынок подержанных автомобилей
Коды классификатора JEL: F 23, F 14, L 62, L 11
Современный мировой автомобильный рынок существует в условиях избыточного предложения, насыщающегося спроса и сильнейшей конкуренции. Российская автомобильная промышленность в процессе интеграции в мировое хозяйство также испытывает все сложности современной ситуации и поставлена в жесткие рамки конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Россия в 2007 году с объемом производства автомобилей 1 660 120 шт. занимает 13 место среди ведущих автопроизводителей мира, опережая Италию, Турцию, Чехию и ряд других государств.
Из общего числа произведенных автотранспортных средств на легковые автомобили приходится более 75%. Доля грузовых автомобилей, в общем объеме производства, составляет немногим более 17%, а на автобусы приходится всего 5% от объемов производства автомобильной техники в России [1].
По оценкам одного из ведущих международных консалтинговых агентств PricewaterhouseCooper на сегодняшний день российский автомобильный рынок демонстрирует выдающиеся успехи, привлекая к себе внимание почти всех лидеров автопроизводства, открывающих на территории страны свои представительства и создающих здесь свои производственные предприятия. К 2015 году производство автомобилей в России может достигнуть 3,2 млн. штук в год. В мировом контексте Россия приобретает все большую значимость. Так, в период с 2007 по 2015 годы вклад России в общемировой рост производства автомобилей составит 12%, тогда как Бразилия займет 6%, Индия 15%, Китай 31%. А в приросте мировых продаж до 2015 года доля России составит около 20% в количественном выражении [9, 10].
Емкость российского рынка в денежном выражении растет сейчас быстрее, чем в количественном. По оценке специалистов, суммарный объем российского рынка легковых автомобилей в 2007 году составил $53,4 млрд, что на 57% больше по сравнению с 2006 годом, когда на покупку автомобилей было потрачено 34 млрд., и более чем в три раза больше показателя 2004 года (16,8 млрд.). На покупку автомобилей в текущем 2008 году россияне потратят примерно 72-75 млрд. USD, против 54 млрд. USD годом ранее.
Начиная с 2000 года, объем российского рынка вырос примерно в 10 раз. За это время общая картина рынка легковых автомобилей практически полностью поменялась: если в 2000 году лидерами были отечественные автомобили, то в 2007 году первенство закрепилось за иномарками, причем импортной, а не российской сборки. Справедливости ради нужно отметить постоянное увеличение доли иномарок, собранных в России, которые через несколько лет могут выйти на первый план, опередив машины, собираемые за границей [4, 10].
В России в 2006 г. было продано 2 060 000 шт. автомобилей, что на 20% больше предыдущего года. Продажи иностранных моделей выросли до 280 000 шт., что почти в 2 раза больше, чем в 2005 г., продажа импортируемых новых автомобилей достигла 720 000 шт., что на 76% превышает показатель 2005 года. В денежном выражении продажи российских автомобилей оцениваются в 5,8 млрд. долларов, а продажа автомобилей иностранного производства - $4,4 млрд., импорт новых автомобилей составил $18,2 млрд., продажи подержанных иностранных автомобилей соответствовали цифре $3,6 млрд. [10] Данные результаты поднимают российский рынок к уровню ведущих европейских автомобильных рынков, таких как, например, Италия, Франция, Великобритания. По оценкам экспертов PricewaterhouseCooper Россия к 2010 году может занять лидирующее место в Европе по емкости автомобильного рынка.
Однако, уже по результатам первой половины 2008 года российский автомобильный рынок обогнал немецкий по объему продаж в количественном выражении, став крупнейшим в Европе. Так, по данным национальной автомобильной федерации Германии в первом полугодии 2008 года было зарегистрировано 1,63 млн автомобилей по сравнению с 1,645 млн автомобилей в России. К концу года в России ожидают объема продаж в 3,6 млн автомобилей (в Германии в прошлом году было 3,2 млн с отрицательной динамикой роста). Своего пика российский авторынок достигнет в 2014 году, считают в PWC, после чего начнется планомерное снижение (Рис. 1).
Всего за шесть месяцев 2008 года в России было продано 1 млн 645 тысяч новых автомобилей. Из них российские автомобили составили 380 тысяч (+27% по сравнению аналогичным периодом прошлого года), иномарки российского производства - 290 тысяч (+41%), новые импортные иномарки - 785 тысяч (+54%),
подержанные импортные иномарки - 190 тысяч (+27%). Таким образом, только в первом полугодии было продано более миллиона новых иномарок. В денежном выражении автомобильный рынок вырос на 64% и составил 33,8 млрд. долларов США [9].
Рис. 1. Объем продаж на российском автомобильном рынке (прогноз до 2020 года), тыс. шт.[10].
Одним из главных факторов, обеспечивших столь бурный рост российского рынка, стал существенный приток кредитных денег и выход на авторынок банковских учреждений. Активное вложение банками своих финансовых ресурсов в авторынок привело к значительному снижению кредитных ставок, упрощению условий получения кредитов и активному росту продаж иномарок. Сейчас уже практически каждый второй новый автомобиль в России продается с использованием кредитных схем [1, 3]. А это примерно 750 тысяч штук на сумму порядка 9 млрд. долларов США [2]. По прогнозам, в дальнейшем, этот сегмент рынка будет развиваться не менее быстрыми темпами.
За период с конца 90-х гг. ХХ века парк легковых автомобилей в России увеличился почти в три раза, емкость рынка в количественном выражении выросла в два раза, а в денежном выражении (USD) - в четыре раза. С 2000 по 2007 гг. автомобильный парк России увеличился более чем на 44% и оценивается в настоящее время в 29,4 млн. автомобилей (рис. 2).
Парк иномарок в России начал активно формироваться лишь в последние несколько лет, демонстрируя при этом достаточно быстрые темпы роста. Так, в начале 2000 года в российском автопарке было всего 3 млн. иномарок, а их доля от общего числа легковых машин составляла менее 15%. К началу 2006 года число иномарок выросло до 5,5 млн. единиц. Рекордный рост парка иномарок в 21,2% (1168 тыс. шт.) в течение 2006 года привел к тому, что к началу 2007 года на учете в ГИБДД РФ стояло уже почти 7 млн. иностранных машин [6]. К концу 2007 года в России насчитывалось уже 8,4 млн. легковых автомобилей иностранных марок. При этом, доля иномарок в российском автопарке увеличилась с 26% в начале года до 28,6% к концу. К середине 2008 года парк легковых иномарок в России вырос до 10 млн. единиц. При этом общее число зарегистрированных в нашей стране легковых автомобилей превысило 30 млн.шт. То есть, теперь каждый третий автолюбитель имеет в своей собственности иностранный автомобиль.
Прирост новых автомобилей идет значительно более быстрыми темпами, нежели выбраковка (снятие с учета по состоянию непригодному для дальнейшей эксплуатации) старых. Соответственно, достаточно быстро меняется и возрастная структура парка.
Исходя из приведенных выше данных, российский автомобильный рынок возможно структурировать, проанализировав более подробно предложение.
Совокупное предложение на российском рынке легковых автомобилей формируется, как в большинстве других стран, из автомобилей отечественных марок, произведенных на российских автозаводах; российских и иностранных марок, произведенных (собранных) с участием иностранных производителей; и импортированных на внутренний рынок из других стран (Рис. 3, 4).
Россия становится все более привлекательной для автопроизводителей: растут квоты, открываются заводы, российские премьеры новых автомобилей все чаще совпадают с мировыми. Для фирмы Toyota наша страна - самый крупный рынок в Европе, а для Mitsubishi - второй по величине рыночный плацдарм после родной Японии.
При анализе российского рынка новых автомобилей целесообразно рассмотреть его структуру с точки зрения представленных на нем автомобильных марок, реализуемых официальными дилерами. В абсолютном значении на российском рынке новых автомобилей по-прежнему лидируют автомобили марки Лада - на них приходится 29% рынка новых машин. В 2007 г. на российском рынке было продано 683 817 автомобилей, что на 4,5% выше, чем в предыдущем году. Несмотря на такой незначительный рост - это серьезный прогресс для компании, поскольку такой рост она продемонстрировала впервые за долгое время.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Вдобавок 107 тыс. машин поставлено на экспорт и 112 тыс. машинокомплектов - сборочным предприятиям в России и за рубежом.
Парк легковых автомобилей —Парк иномарок
Рис. 2. Изменение парка легковых автомобилей в России в 2000-2006 гг.
Рис. 3. Структура российского автомобильного рынка
Однако, в целом доля этой марки на российском рынке год от года падает. К тому же, и другие отечественные компании испытывают перманентные трудности. Так, ГАЗ на 20% сократил производство Волг, а Ока находится в стадии полного сворачивания производства.
Иномарки продолжают свое наступление на российский рынок. Объем продаж машин российской сборки вырос на 59,5%, но импорт вырос еще сильнее - на 64%. В среднем продажи иностранных марок выросли в полтора раза - ухудшили свои результаты только Citrc^n, Chrysler и Bently.
Сегодня за лидерство среди иномарок на российском рынке соперничают концерны GM (10,9% рынка новых автомобилей) и Ford (10,7%). Далее идут альянсы Renault-Nissan (9,3%), Kia-Hyundai (9,1%), а замыкает пятерку лидеров Toyota (6,6%). Самые успешные бренды, преодолевшие 150-тысячный рубеж, -Chevrolet и Ford. Рост продаж автомобилей Toyota (третье место среди иномарок), Mitsubishi, Nissan и Mazda заметно сдерживают квоты. А вот успех марок Hyundai, Renault, Kia и Daewoo обеспечен только благодаря
нескольким моделям.
13,8% импорт подержанных иномарок 380тыс.шг.
Рост +46,2%
44,3% импорт иномарок 1 226,2 тыс.шт. Рост+63,9%
27,1% российкие марю 749,5 тыс.шт. Рост+1,5%
14,8% иномарки российской сборки 407,7 тыс.шт. Рост+59,5%
Рис. 4. Структура автомобильного рынка России в 2007 г. в сравнении с 2006 г. [5, с. 15]
Что касается производителей из КНР, которые уже второй год присутствуют на рынке России и обещают наводнить ее дешевыми моделями, то их успехи пока довольно скромные - за прошедший 2007 г. в России официальными дилерами продано около 57 тысяч легковых автомобилей китайских марок (2,4% рынка новых машин), хотя общее увеличение продаж в 2,5 раза все-таки впечатляет.
Анализируя российский автомобильный рынок, необходимо обратить внимание и на рынок подержанных автомобилей, который играет важную роль при формировании спроса и предложения. Импорт подержанных автомобилей в 2007 г. в Россию составил 380 тыс. шт., что на 46,2% выше, чем в 2006 г. На сегодняшний день рынок подержанных автомобилей является практически «черным ящиком» - точное количество автомобилей, проданных по системе «из рук в руки», на рынках или посредством фирм-перевозчиков, неизвестно. Эксперты оценивают российский рынок подержанных автомобилей в 2007 г. в $6,7-8,5 млрд, включая российские машины. Рынок подержанных иномарок оценивается в $4,0-5,0 млрд. В основном среди продающихся машин с пробегом оказываются автомобили отечественного производства, однако и импорт автомобильного «секонд-хенда» достаточно велик. Однако, роль импорта в «подпитке» рынка подержанных автомобилей постепенно снижается. Уже сейчас он в значительной степени формируется за счет автомобилей, ввезенных новыми в предыдущие годы и продаваемых по системе trade-in.
По прогнозам объем рынка импортных подержанных автомобилей в ближайшем будущем будет постепенно сокращаться, в основном по причине ужесточения требований к импортируемым автомобилям, а также из-за повышения ввозных пошлин. Пока же лидирующие позиции на рынке подержанных авто надежно удерживает Toyota - немногим менее половины марок автомобилей с пробегом, ввозимых в Россию, принадлежат этому производителю. При этом безусловным фаворитом отечественных автолюбителей является Toyota Corolla. Ненамного от нее отстают Ipsum, Caldina, Mark Il, Vitz, Camry, Probox, Funcargo и Town Ace.
Также высоким спросом в России пользуются автомобили Nissan. Ad, Bluebird, X-Trail, Primera, Cube, Sunny и Wingroad - таков перечень наиболее популярных моделей этого производителя. Помимо этого, стоит отметить Mazda и Honda - среди привозного секонд-хенда автомобили этих производителей показывают хорошие результаты продаж [8].
Таким образом, обратив внимание на основные тенденции и показатели развития российского автомобильного рынка, а, также проанализировав элементы структуры авторынка России, можно сформулировать несколько его особенностей.
Рост автомобильной промышленности страны обеспечивается всеми ее секторами, однако далеко не в равной мере, как по количеству, так и по темпам роста. В количественном выражении наибольший прирост в прошедшем году пришелся на легковые автомобили, при этом увеличение объемов выпуска произошло исключительно за счет роста сборки иномарок.
На фоне значительных успехов автомобилей зарубежных брендов результаты отечественных марок выглядят довольно блекло. При этом стоит отметить, что их продажи на волне покупательского спроса также растут. Так, продажи автомобилей LADA в России по итогам прошлого года увеличились почти на 4,5% и практически достигли отметки в 684 тысячи штук. Вполне успешным стал прошлый год и для УАЗа: темпы реализации росли, и по итогам 12 месяцев в России было продано 58,5 тысяч легковых и коммерческих автомобилей. Огромными темпами растет объем проданных в стране иномарок. Так импорт новых автомобилей вырос почти на 64%, а производство иностранных марок автомобилей на российских заводах увеличило их количество на рынке на 60%. Объем продаж новых легковых автомобилей, как в денежном, так и в количественном выражении, растет в первую очередь за счет притока кредитных денег. Ставки по кредитам снижаются, сроки кредитования увеличиваются, а условия получения кредитов упрощаются.
Росту продаж иномарок способствует развитие дилерских сетей. На начальном этапе вхождения в ры-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
нок вся торговля и соответственно последующее обслуживание иномарок были сосредоточены в столице, что на тот момент было экономически оправдано. Теперь же, обеспечивая будущие продажи, практически все компании активно развиваются в регионах, что обеспечивает устойчивый рост продаж, особенно для наиболее массовых моделей. К началу 2007 года дилерские сети иностранных брендов на территории России насчитывали порядка 2000 предприятий. За три года число дилерских центров возросло в два с лишним раза. При этом практически все компании заявляют о продолжении расширения своих сетей. Покупка и обслуживание иномарки стала доступна практически в любом крупном городе страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автомобильный рынок России - 2008 // Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» - www.autostat.ru
2. Автомобильный рынок России - анализ спроса и цен на легковые автомобили в 1997-2006 гг. // Автомобили мира - www.vseavto.info
3. Автомобильный рынок России в 2006 г. // Автомобили мира - www.vseavto.info
4. Афанасьев Н. Российский автопрорыв, 02.07.08 www.rbc.ru
5. Владимирский И. Авторынок России: вперед и вверх, а там... // АвтоРевю, 2008. №3
6. ГИБДД РФ - www.gai.ru
7. Ерхова Н. Автомобилизация России. Итоги 2006 года // АИМ-Пресс (Автомобили и Маркетинг), 2007. № 3
8. Костяков Е. Подержанные автомобили скоро начнут дешеветь // www.autonews.ru
9. КостяковаЛ. Россия сотворила сенсацию в автомобильном мире, 10.07.2008 www.autonews.ru
10. Pricewaterho use Coopers Survey Shows 2006 a Record Year for the Russian Automotive Market // www.pwc. com
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА на предприятиях
АЛИЕВ Д.Ф.
НГОУ ДПО «Учебный центр «ЛИНК-ПОЛИТЕХ», г. Новочеркасск, ст. преподаватель, к.э.н., e-mail: [email protected].
Рассмотрены подходы к управлению развитием производственных систем предприятий на основе положений экономической генетики и синергетики, предложены методы планирования , основанные на этом.
Ключевые слова: производственная система; экономическое развитие; экономическая генетика; синергетика
Коды классификатора JEL: L 16, L 23, L 24
Методологической задачей, решение которой необходимо для формирования инновационной системы российской промышленности, является определение подходов к исследованию, моделированию и проектированию процессов развития производственных систем (ПС) предприятий и бизнес-групп. На наш взгляд, это может быть осуществлено путем использования идей и концепций экономической генетики и синергетики [4;8]. Принципиально важно, что экономическая генетика рассматривает развитие экономических (в т.ч. производственных) систем как эволюционный процесс со своей внутренней логикой, учитывающей их предысторию.
Здесь важно решить проблему местонахождения в экономике ее генетического уровня - ответить на вопрос, где следует изучать свойства наследственности и изменчивости, необходимо выбрать ту сферу экономики, где происходит ее вещественное саморазвитие. Другими словами, сфера генетического анализа, по крайней мере, в технологическом аспекте локализована рамками ее вещественного саморазвития - тем процессом, в котором зарождается очередной «импульс» развития экономики, возникают новые технологические уклады, отрасли, фирмы и т.д.
Идеи и концепций экономической генетики наиболее продуктивны при их сочетании с синергетическим подходом к развитию ПС. В рамках синергетики нет необходимости сводить сложную производственную систему с автономными звеньями и структурными уровнями к первичным элементам. Синергетика рассматривает ПС в момент исследования, и раскрывает ее эволюцию на основе принципов самоорганизации, которая предполагает образование трансформационного потенциала внутри самой системы, и ходе взаимодействия ее компонентов [7]. Подробно разработанный в трудах по синергетике и системотехнике не-