Научная статья на тему 'Особенности международной торговли легковыми автомобилями'

Особенности международной торговли легковыми автомобилями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1944
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / РЫНОК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ / МОДЕЛЬ / БРЭНД / ПРОДАЖИ / INTERNATIONAL TRADE / CAR MARKET / MODEL / BRAND / SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпушина Марина Александровна, Малышев Аркадий Алексеевич

В статье авторы раскрывают отличительные характеристики производства современных легковых автомобилей, которые предопределяют их особенности как товара на международном рынке. Анализируется мировой и российский рынок легковых автомобилей за последние десять лет. Описываются 4 этапа становления российского рынка новых легковых автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of international trade in motor vehicles

In the article the authors examine the main characteristics of modern motor vehicle production that predetermine their special features as a product on the international market. Global and Russian car markets over the last 10 years are analyzed. Four stages of Russian car market formation are described.

Текст научной работы на тему «Особенности международной торговли легковыми автомобилями»

Особенности международной торговли легковыми автомобилями

Рынок легковых автомобилей в настоящее время динамично развивается (см. рисунок 1).

Ускоренный рост мировой торговли легковыми автомобилями обусловлен1 международным разделением труда, значительным сокращением жизненного цикла большинства видов машин, их быстрым моральным старением. существенным стимулированием экспорта автомобилей в промышленно развитых странах, в решающей степени

- научно-техническим прогрессом. Поэтому главной отличительной чертой производства легковых автомобилей является то, что производители машин доказывают: их национальное производство основано на новейших достижениях современных технологий, широком использовании патентов лицензий и ноу-хау, применении ресурсосберегающих производств. В результате в международную торговлю легковыми автомобилями вовлекаются все новые марки машин, достаточно надежные и экономичные. Другими словами, на мировом рынке растет конкуренция между производителями легковых автомобилей, причем конкурентоспособность происходит по цене, по техническим характеристикам, по срокам гарантии, по обеспечению запчастями, по расходам на эксплуатацию.

М. А. Карпушина, А. А. Малышев

УДК 339.9+339.5 ББК 65.428 К-267

1 Технологии внешнеторговых сделок Учебник. /Под ред. К.В. Холопова, Ю.А. Савинова. - 2-е изд. - М.: ВАВТ, 2010, с. 19

Рисунок 1

Динамика продаж новых легковых автомобилей, млн шт., 2005-2012 гг.

то Е Я GO »0 44 40 JO 70 New Passenger Car Sales

« ъ ■

я * 4' Л 41 « ■° ' ' ,1

■ —

200» 2006 2007 2000 200» 2010 2011 2012

Источник: International Organization of Motor Vehicle Manufacturers, 2005 -2012 Sales Statistics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oica.net/category/sales-statistics/

В этой связи представляет интерес анализ мирового рейтинга компаний - лидеров по продажам легковых автомобилей (таблица 1).

Таблица 1

Мировой рейтинг компаний - лидеров по продаже легковых автомобилей за 2012 год

Рейтинг компаний Объем продаж легковых автомобилей в 2012 г. (млн шт.) Страна Бренды Доля от общего объема, %

1 General Motors 9 14б 340,00 США Buick, Chevrolet, Cadillac 15

2 Volkswagen Group 8 157 058,00 Германия Volkswagen, Audi, Skoda, SEAT 13

3 Toyota 8 050 181,00 Япония Toyota, Lexus 13

4 Hyundai б б1б 858,00 Южная Корея Hyundai 11

5 Ford 4 873 450,00 США Ford, Lincoln 8

б Nissan 4 б31 б73,00 Япония Nissan, Datsun 8

Рейтинг компаний Объем продаж легковых автомобилей в 2012 г. (млн шт.) Страна Бренды Доля от общего объема, %

7 PSA 3 582 410,00 Франция Peugeot, Citroen б

8 Honda 2 909 016,00 Япония Honda 5

9 Renault 2 825 089,00 Франция Renault 5

10 Suzuki 2 725 899,00 Япония Suzuki 4

Источник: разработано автором на основе статистических материалов International Organization of Motor Vehicle Manufacturers, European Vehicle Market Statistic

К отличительным чертам производства и торговли легковыми автомобилями следует отнести2:

1) создание новых марок автомобилей в передовых странах напрямую связано с динамикой расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Например, высокая конкуренция и развитие технологий автопромышленности вынуждают компании постоянно обновлять свои модели. Часто случается так, что не успевает автомобиль поступить в продажу, как производитель решает обновить его. Рестайлинги (Restyling - от англ. изменять конструкцию, модернизировать, модифицировать) также являются маркетинговым ходом компаний. Редко обновление привносит серьезные изменения в техническую начинку машины или ее дизайн. Как правило, цель рестайлинга - привлечь внимание рынка к автомобилю, который продается уже несколько лет. Так или иначе, но раз в полтора-два года производители стараются «освежить» внешность своих моделей, добавить несколько новых опций;

2) включение в торговый оборот значительного количества новых товаров -электронной и компьютерной техники, средств cвязи, аудио и видеотехники. Большое количество дополнительных опций, систем безопасности, возможность WiFi-доступа и системы беспроводного доступа в Интернет, стремление к увеличению внутреннего пространства в салоне посредством использования высокотехнологичных материалов и передовых разработок в области НИОКР.

Особое внимание хотелось бы обратить на разработку системы помощи водителю при движении и парковке. К примеру, системы DISTRONIC PLUS и PARKING ASSISTANT, устанавливаемые только на автомобилях концерна «Даймлер АГ», отслеживают расстояние от других автомобилей на скорости до 200 км/час, активизируют тормоз, как только автомобиль слишком близко приближается к впереди

2 Технологии внешнеторговых сделок Учебник. /Под ред. К.В. Холопова, Ю.А. Савинова. - 2-е изд. - М.: ВАВТ, 2010, сс.20-21.

едущему автомобилю, и самостоятельно паркуют автомобиль не только при параллельной, но и при перпендикулярной парковке.

3) повышение требований к безопасности использования автомобилей и к экологической чистоте машин, к дизайну и качеству технического обслуживания. Так, с каждым годом во всем мире ужесточаются экологические стандарты для двигателей внутреннего сгорания. В 1992 году в Евросоюзе был введен стандарт Евро 1, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах легковых и грузовых автомобилей. Сегодня на территории ЕС действует стандарт Евро 5. Планируется, что с 2015 года будет введен новый допустимый уровень токсичности двигателей - Евро 6.

4) серьезное влияние на развитие производства и сбыта легковых автомобилей оказывает торговля патентами, лицензиями и ноу-хау. Сегодня зачастую несколько производителей совместно создают платформу и строят потом на ней каждый свои модели. Это достаточно выгодно, т. к. создание в одиночку нового шасси - довольно дорогое удовольствие, которое не каждый бренд может себе позволить. Причем подобные решения находят место не только внутри крупных концернов, но и среди производителей, относящихся к разным автогигантам. К примеру, в 2006 году на европейский рынок «выехала» троица А-класса (Согласно Европейской классификации легковых автомобилей - автомобили «мини-класса», mini cars) — Peugeot 107, Citroen C1 и Toyota Aygo. Три хетчбэка3 были построены на платформе, которая создавалась инженерами двух концернов (PSA и Toyota Motors).

Нельзя не отметить и следующие положение: отличительной чертой развития мировой торговли легковыми автомобилями является все большая концентрация производства и сбыта машин в руках транснациональных корпораций. Деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке автомобилестроения обеспечивает глобализацию производства и сбыта машин путем размещения изготовления узлов и деталей в разных странах в зависимости от стоимости и качества производства.

Так, компания Volkswagen на сегодняшний день имеет сборочные предприятия в 15 странах по всему миру, в том числе крупноузловая сборка автомобилей марки SKODA, Volkswagen и Audi производится на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде. В Словакии (г. Жилина) выпускаются корейские легковые автомобили Kia Ceed, Kia Spoilage и Hyundai ix354.

Компания Mercedes-Benz с конца второго квартала 2013 года планирует запуск производства коммерческих автомобилей Sprinter в Нижнем Новгороде (согласно информации из ежегодного отчета ЗАО «Мерседес-Бенц РУС»).

3 Хэтчбэк или Хэтчбек (англ. hatchback от hatch - люк и back - сзади) - название кузова легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений, дверью в задней стенке и укороченным задним свесом.

4 Целиков Сергей: Новые реалии российского авторынка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.7verst.ru/article.aspx?n=9078/

Более 70% внедорожников, выпускаемых во всем мире, сходят с конвейера на территории США, т. к. Северная Америка является основным рынком сбыта автомобилей данного сегмента. Три из пяти новых внедорожных BMW и Mercedes-Benz покупаются именно жителями Америки, поэтому в данном районе и налажено их производство.

В последние несколько лет руководители крупнейших автоконцернов направили значительные средства на строительство большого количества заводов в Китае, т. к. китайский рынок на данный момент является самым быстроразвивающимся, и ни один бренд не хочет упустить возможность получить максимальную прибыль от работы на данном рынке.

Говоря об особенностях международной торговли легковыми автомобилями, стоит предоставить краткий обзор российского рынка новых легковых автомобилей. Динамика продаж легковых автомобилей в России в 1992 - 2012 годах представлена на рисунке 2:

Рисунок 2

Динамика продаж легковых автомобилей в России в 1992 - 2012 годах

не шт. 1 3 ГАП 2 ЭТАП 33 гдп 4 ЭТАГЬ

1992 1993 1994 199» 1996 1997 1999 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Источник: Целиков Сергей: Новые реалии российского авторынка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.7verst.ru/article.aspx?n=9078/

Специалисты агентства «Автостат» выделяют 4 этапа становления российского рынка новых легковых автомобиле:

Первый этап (1993-1998 годы) - этап формирования рынка. Начали появляться первые независимые дилеры и сервисные станции, рынки запчастей, первые автомагазины, принимающие заказы на запчасти, частные перегонщики, готовые доставить из Германии или Польши 5-10-летнюю иномарку в состоянии «лучше новой». Цены на автомобили, меняющиеся практически каждый день. Итог 1997 года таков: ввезено более 500 тысяч подержанных иномарок, официальными дилерами продано примерно 70 тысяч новых. Российские автозаводы реализовали на внутреннем рынке более 900 тысяч машин. Итого примерно 1,5 млн единиц. Конец первого этапа ознаменовался дефолтом.

Второй этап (1998-2002 годы) - «послекризисный». В 1999 году суммарный рынок сократился до 1 млн машин. Новых иномарок через официальные сети было продано всего 46 тысяч, ввезено около 100 тысяч подержанных автомобилей. Однако для российских предприятий, особенно для АВТОВАЗа, этот период оказался «спасительным кругом». Валюта была дорогой, цены на отечественные машины стали в 3-4 раза ниже, чем на иномарки среднего класса. Конкуренция резко ослабла.

Третий этап (2003-2008 годы) можно охарактеризовать как «иномарочный бум». Ежегодные темпы роста продаж новых иномарок выражались двухзначными, а то и трехзначными цифрами. В итоге за 5 лет с 216 тысяч в 2003 году объем продаж иномарок вырос практически в 10 раз - до более чем 2 млн в 2008-м. Параллельно быстрыми темпами формировались дилерские сети. Один за другим начали запускаться сборочные предприятия. Дилеры из разрозненных центров начали превращаться в мощные холдинги.

Четвертый этап (2009-2012 годы) - «посткризисное восстановление рынка». Темпы восстановления рынка оказались выше ожидаемых. Согласно данным автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса, по итогам 2012 года было продано 2,935 млн новых легковых автомобилей (11% роста по сравнению с 2011 годом). Данный результат устанавливает новый рекорд для российского рынка, превосходя пик 2008 года в 2,918 млн автомобилей на едва заметную величину.

Взгляд на перспективы рынка в 2013 году не позволяет надеяться на быстрый возврат к росту рынка, выраженному в десятках процентах. Это означает, что рынок останется на том же уровне, который был достигнут в прошедшем году. Результаты последних месяцев подтверждают данное предположение.

Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса Йорг Шрайбер комментирует: «За период январь-март 2013 года российский автомобильный рынок остался на том же уровне, что и в тот же период 2012 года»5.

5 Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в апреле 2013 года

- ежемесячный пресс-релиз Ассоциации Европейского Бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aebrus.ru/upload/iblock/768/768cf784c4da373665b2c30fc9dbad2b. pdf/

На 1 января 2013 в парке легковых автомобилей России насчитывается 36,9 млн единиц. Больше всего в парке, по-прежнему, автомобилей LADA - 37,0% (13,67 млн шт.), хотя за два года их количество снизилось на 4,6%. Лидер среди иномарок

- Toyota с долей 8,5%. (3,1 млн шт., + 0,4% к АППГ). Затем идет еще один японский бренд - Nissan с долей 4,1% (1,5 млн шт., + 0,3%). Российский GAZ занимает долю 3,8% (1,4 млн шт., - 0,2%).

Всего в парке РФ на начало 2013 года насчитывалось 48% автомобилей отечественных брендов и 52% - иностранных (парк легковых автомобилей в России по брендам приведен на рисунке 3).

Рисунок3

Парк легковых автомобилей в России по брендам по состоянию на 1 января 2013 года

Источник: Парк легковых автомобилей в России по брендам по состоянию на 10.04.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/13166/

Информация о наиболее продаваемых моделях новых легковых автомобилей по маркам в России (январь-февраль 2013), ТОП-5 авто - бестселлеров в мире за первый квартал 2013 года и ТОП-10 регионов России по объему продаж новых иномарок за январь-декабрь 2012 г. представлены соответственно в таблицах 2,3 и 4.

Таблица 2

Наиболее продаваемые модели новых легковых автомобилей в России по маркам за период

январь-февраль 2013 г.

Место Автомобиль Продажи за январь-февраль 2G13 года Продажи за январь-февраль 2G12 года

1 ВАЗ Granta 2279б 7585

2 Hyundai Solaris 15778 1б480

3 ВАЗ Kalina 131б7 1б749

4 Kia Rio 11512 11215

5 Renault Duster 11338 23

б ВАЗ Priora 10183 17597

7 Volkswagen Polo 9б87 8721

8 Ford Focus 9295 11б10

9 Chevrolet Niva 7б11 8489

10 Daewoo Nexia 7421 5295

11 Renault Logan 7401 10837

12 ВАЗ 4x4 б995 7978

13 Renault Sandero б710 8б40

14 ВАЗ Largus б470

15 Chevrolet Cruze б202 5857

1б Skoda Octavia б142 б309

17 Nissan Qashqai б089 5213

18 Opel Astra 5б72 7б29

19 Daewoo Matiz 50б9 3б10

20 ВАЗ Samara 4793 8930

21 Kia Sportage 4бб3

22 Hyundai ix35 4б09 3421

23 Toyota Camry 4478 4124

24 Volkswagen Tiguan 4408 4718

25 Kia Ceed 4382

Источник:ТОП - 25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобилей марок в России за январь-март 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.testauto. rUpage33_0_436_3_2013_0_0_0.html

Таблица 3

ТОП-5 авто-бестселлеров в мире за первый квартал 2013 года

Место Автомобиль Результат (продано шт.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Toyota Corolla 300800

2 Ford Focus 277000

3 Toyota Prius 247572

4 Hyundai Elantra 220572

5 Volkswagen Golf 207000

Источник: ТОП-5 бестселлеров в мире за первый квартал 2013 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.testauto.ru/page33_0_288_3_2012_0_0_0.html/

Таблица 4

ТОП-10 регионов России по объему продаж новых иномарок за период январь-декабрь 2011 и январь-декабрь 2012

№ Регион Январь-декабрь 2G11 Январь-декабрь 2G12 Изменение, % Доля региона, %

1 Москва и МО б71500 732150 9,0 32,73

2 Санкт-Петербург и ЛО 17б950 192б80 8,9 8,б1

3 Свердловская область 77280 91120 17,9 4,07

4 Краснодарский край б2990 80б00 28,0 3,б0

5 Тюменская область б4180 79370 23,7 3,55

б Татарстан Республика 57370 б8020 18,б 3,04

7 Нижегородская область 52720 б5220 23,7 2,92

8 Самарская область 50250 б1270 21,9 2,74

9 Башкортостан Республика 48540 б0530 24,7 2,71

10 Челябинская область 50530 58070 14,9 2,б0

Источник: ТОП-50 регионов России по объему продаж новых иномарок в 2012 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asroad.org/stat/avtostat/

Степень насыщенности автомобильных рынков очень тесно связана с покупательскими предпочтениями клиентов, каналами сбыта продукции, способами финансирования сделок и непосредственно с выбором маркетинговой стратегии (рисунок 4).

Рисунок 4

Взаимосвязь насыщенности рынка с покупательскими предпочтениями, каналами сбыта и

способами финансирования

Источник: разработано автором на основе отчетов штаб-квартиры «Даймлер АГ»

Так, на сегодняшний день, по классификации штаб-квартиры «Даймлер АГ», Россия относится к развивающимся автомобильным рынкам, а значит, для рынка характерны динамичный рост, большой спрос на дорогостоящие модели автомобилей и преимущественно розничные продажи.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. International Organization of Motor Vehicle Manufacturers, 2005 -2012 Sales Statistics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oica.net/category/sales-statistics/

2. Внешнеторговая энциклопедия. / Отв. ред. С.И. Долгов. - М.: Экономика, 2011. -447 c.

3. Внешняя торговля Российской Федерации. Учебное пособие. Под ред. В.Н. Бурмистрова. - М.: Юристъ, 2001. - 468 с.

4. Парк легковых автомобилей в России по брендам по состоянию на 10.04.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/13166/

5. Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в апреле 2013 года

- ежемесячный пресс-релиз Ассоциации Европейского Бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aebrus.ru/upload/iblock/768/768cf784c4da373665b2c30fc9dbad2b. pdf/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.