Данную статью предлагается рассматривать как приглашение ученых и заинтересованных специалистов-практиков к созданию обновленной теории профессионально-педагогического образования.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход / / Образование и наука. 2003. № 5 (23). С. 79-90.
2. Манушин Э. А. Проблемы и перспективы инновационного развития российских университетов. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: technomag. edu. ги,#77-48211/452571.
3. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тара-сюк О. В. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: моногр. Екатеринбург: Рос. гос. проф-пед. ун-т, 2011. С. 35-39.
4. Штейнберг В. Э. Многомерность как дидактическая категория // Образование и наука. 2001. № 10 (40). С. 20-30.
УДК 377.5
А. В. Ефанов, Е. А. Немчинова
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РЕМЕСЛЕННЫМ ПРОФЕССИЯМ
Аннотация. В работе рассмотрены институциональные и функциональные признаки современной ремесленной деятельности и особенности профессионального обучения будущих ремесленников-предпринимателей. В связи с этим охарактеризована специфика ведения профориентационной работы среди молодежи по ремесленным направлениям подготовки .
При благоприятном социально-экономическом развитии страны слой ремесленников в недалеком будущем может стать значительной частью формирующегося в России среднего класса. Однако пока существу-
ют две полярные позиции: с одной стороны, понимание узким кругом специалистов требующейся глубины и многогранности профессиональной подготовки ремесленников, обусловливающей необходимость отбора на ремесленные профессии мануально и интеллектуально более «продвинутых» абитуриентов; с другой стороны - косное восприятие большинством соотечественников фигуры ремесленника как обыденной и довольно примитивной. Это противоречие - сигнал о необходимости более тщательного изучения веденя профориентационной работы среди молодежи, ее оптимизации и внесении соответствующих корректировок относительно ремесленных профессий. По мнению авторов, полезны, например, обращение к акмеологии - науке, исследующей высшие профессиональные достижения человека; организация психологического сопровождения профориентационной деятельности, наглядно-визуальная поддержка этого процесса.
Статья адресована учителям общеобразовательных школ, специалистам профессионально-педагогического образования, социологам, занимающимся анализом и прогнозированием спроса на современном рынке труда.
Ключевые слова: ремесленная деятельность, ремесленник-предприниматель, обучение ремесленным профессиям, профориентационная работа.
Abstract. The paper looks at the institutional and functional features of the artisan activities, and vocational training of future artisans-entrepreneurs; the specificity of career guidance in related training profiles is discussed.
In the course of successful socio-economic development, the given specialists can form a considerable part of the Russian middle class strata. However, there exist the two opposite trends: on the one hand, the specialists realize the modern day requirements for vocational training and enrollee selection, while, on the other hand, the majority of the society regards the artisan occupations as common and primitive. This controversy signals the urgent need for vocational guidance addressed to the school leavers. The authors suggest using acmeology - the studies of the highest professional achievements - along with psychological facilitation and visual grounds for career guidance development.
The paper is recommended to the secondary school teachers, vocational training teachers and sociologists analyzing and predicting the labor market demands.
Keywords: artisan activities, artisan-entrepreneur, training for artisan occupations, vocational guidance.
В настоящее время не ведется системной профориентационной работы среди выпускников общеобразовательной школы, для того чтобы привлечь в профессиональные учебные заведения тех, кто потенциально в будущем мог бы стать хорошим мастером производственного обучения. Это является одним из главных барьеров, препятствующих росту численности специалистов, обладающих устойчивой мотивацией на «вхождение» в профессиональное поле ремесленничества и настроенных на долгосрочное профессиональное развитие.
Сложность организации и ведения профориентационной работы среди молодежи в области ремесленных профессий обусловлена не только специфическим характером деятельности представителей данной группы специальностей и особенностями их подготовки, но и тем, что сегодня в России нет общепризнанного понимания, что есть «ремесленничество» и кто такой «ремесленник».
У одних ремесленничество ассоциируется с работой в области декоративно-прикладного творчества; у других - со сферой бытового обслуживания; в понимании третьих ремесленничество - вообще производство товаров и услуг работниками низкой квалификации [3]. Однако труд ремесленников распространен во многих сферах общественного хозяйства: строительстве, металлообработке, деревообработке, пищевом, кожгалантерейном, обувном производстве, художественных промыслах, индустрии здоровья и красоты т. д. В широком современном толковании ремесленничество -это индивидуальное, большей частью ручное производство, которое весьма востребовано в последнее время.
Современный ремесленник - высококвалифицированный работник, осуществляющий свою деятельность не на крупном, массовом предприятии, а в условиях небольших предпринимательских структур, где продукция или услуги производятся, как правило, для конкретного заказчика сообразно его запросам и ожиданиям. Небольшая числен-
ность персонала требует от каждого работника подобного рода производства не только овладения в полной мере технологией изготовления продукции, но и умений организовывать работу предприятия, выстроить взаимоотношения с клиентами, обладания профессиональным достоинством и профессиональной гордостью - т. е. наличия такого качества, как способность ценить и уважать свою профессию и себя в ней. В хозяйственной практике большинство ремесленников либо сами являются индивидуальными предпринимателями, либо, работая на предприятии, потенциально могут стать ими.
Учитывая все сказанное, мы под ремесленничеством понимаем комплексный производственный и предпринимательской вид деятельности, основанный на личном труде с использованием специальных знаний и навыков работника, современных технологий, инструментов, материалов, высокопроизводительного оборудования, направленный на выпуск продукции или оказание услуг по индивидуальным заказам или малыми партиями с последующей их реализацией.
Устойчивая в последние десятилетия тенденция расширения сети ремесленных предприятий и увеличения численности ремесленников создает благоприятные предпосылки для развития конкурентной среды на потребительском пространстве, а их гибкость и мобильность дают возможность власти решать целый комплекс экономических и социальных задач: от более полного удовлетворения граждан необходимыми в повседневной жизни недорогими товарами широкого спроса до снижения напряженности на рынке труда за счет роста занятости и самозанятости населения.
Перечислим, ссылаясь на материалы круглого стола, проведенного в 2011 г. в Российском государственном профессионально-педагогическом университете [2], наиболее характерные признаки современного ремесленника-предпринимателя:
• во-первых, отметим обязательность его творческой активности: поскольку штучный, эксклюзивный товар априори производят нетривиальные люди, ремесленником может быть только творчески мыслящая личность;
• во-вторых, обратим внимание на важность преемственности в ремесленном деле: в традиционном обществе (как с западным укладом, так и восточным) некоторые ремесла на протяжении столетий передаются от поколения к поколению, поэтому результат труда ремесленника часто зависит не от стечения рыночных обстоятельств, а от умения и готовности человека воспользоваться генетическими способностями, т. е. продолжить дело своей семьи, предков, близких родственников (отца, деда и др.), переняв секреты их мастерства;
• в-третьих, выделим толерантность как неотъемлемое качество ремесленника: ему в значительной степени приходится ориентироваться на местный рынок, учитывать многие социально-экономические факторы (например, рыночные цены или достаток клиента) и социально-психологические факторы (например, моду или индивидуальные потребности). Значит, ремесленнику необходимо не просто знать свое «ближайшее окружение», но и поддерживать с ним лояльные, «соседские» отношения. Конфликтовать в этом случае оказывается просто невыгодно;
• в-четвертых, по тем же причинам ремесленнику-предпринимателю должно быть свойственно безупречное отношение к делу, высокая производственная и технологическая культура.
Комплексный характер трудовой деятельности ремесленников и указанные выше характеристики показывают, что ремесленничество отличается от предпринимательства в его традиционном понимании и по образу профессиональной жизнедеятельности, и по типу мышления. Поэтому подготовка современных ремесленников в учреждениях профессионального образования, действительно, требует особых подходов к построению и содержанию образовательного процесса. Отметим наиболее значимые из них:
• должна быть максимальная интеграция образовательных программ начального и среднего профессионального ремесленного образования через преемственность целей, задач, содержания, методов и организационных форм обучения. На базе начального профессионального образования происходит обучение ремесленника-
мастера, далее на базе среднего профессионального - руководителя малого предприятия (ремесленника-предпринимателя);
• обучение ремесленным профессиям необходимо осуществлять с использованием самого современного технологического инструмента и оборудования, что, по-существу, является требованием опережающего образования;
• следует соблюдать дидактическое единство предметов общеобразовательного и профессионального циклов, всячески поддерживать интеграцию теоретического и практического обучения с преобладанием доли последнего;
• качество образования должно обеспечиваться практикой на учебных моделях, максимально схожих с реальными, и реальных производственных объектах;
• предпринимательское мышление эффективно развивать на основе использования проектной технологии.
При благоприятном социально-экономическом развитии страны социальный слой ремесленников в недалеком будущем может стать значительной частью формирующегося в России среднего класса. Однако пока существуют две полярные позиции: понимание узким кругом специалистов требующейся глубины и многогранности профессиональной подготовки ремесленников, обусловливающей необходимость отбора на ремесленные профессии мануально и интеллектуально более «продвинутых» абитуриентов, и косное восприятие большинством соотечественников фигуры ремесленника как обыденной и довольно примитивной.
Сегодня еще многим понятие «ремесленничество» кажется чем-то устаревшим, «пахнущим нафталином». В расхожем обывательском понимании ремесленники - это мастера, продукцию которых можно отнести лишь к изделиям, принадлежащим к традиционной, самобытной культуре. Больше того, в современном русском языке понятие ремесленник приобрело даже негативный оттенок и у некоторых стало ассоциироваться с низкоквалифицированным уровнем выполнения работы, с работой по шаблону, где творческой инициативе почти не находится место [6, с. 675].
Однако напомним, что по-гречески ремесленник, мастер (demiurgos) означает создатель, творец [7, с. 186]. Основным же критерием, отличающим творчество от штампа и мастерство от типового изготовления, является неповторимость и уникальность результата. Настоящему мастерству чужды консерватизм, замкнутость и ограниченность. Аккумулируя в себе мощную созидательную, новаторскую функцию, ремесленничество всегда адекватно отвечало на изменения рыночной ситуации. Именно в его рамках в свое время проявлялись первые инновационные тенденции, разрабатывались новые технологии, апробировались научные разработки. Понятно, что не все виды ремесленничества могут полностью отождествляться с творческой деятельностью, но определенную, причем прочную связь между ними опровергнуть сложно. Именно этот факт придает ремесленной деятельности дополнительные отличительные характеристики в сравнении с трудом промышленного рабочего.
Таким образом, имеется противоречие между развивающимся ремесленным сектором экономики, растущим спросом на высококвалифицированную рабочую силу в индивидуальном производстве, спецификой и сложностью подготовки современных ремесленных кадров, с одной стороны, и размытым, неадекватным пониманием в обществе феномена ремесленничества, с другой стороны. Это противоречие - сигнал о необходимости более тщательного изучения, оптимизации и внесении соответствующих корректировок в организацию профориентационной работы среди молодежи по ремесленным профессиям.
Под профессиональной ориентацией специалистами (А. Д. Сазоновым, Н. И. Калугиным, А. П. Меньщиковым, В. А. Лапшовым и др.) понимается целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и при учете общественных потребностей в кадрах определенных профессий и уровня квалификации [1, 5].
Организация профориентационной работы изучается представителями разных гуманитарных наук. Педагогическая наука рассматривает профориентацию как часть функционала школьных учителей, мастеров учебно-производственных комбинатов и других участников образовательного процесса и в качестве наиболее значимых выдвигает педагогические аспекты ведения подобной работы [5].
В психологии рассматриваются прежде всего условия и особенности выбора личностью той или иной профессии. Профориентация как психологическое явление состоит из двух взаимосвязанных процессов: принятия молодым человеком решения о профессиональном выборе и воздействия на его психику с целью формирования профессиональных намерений, осуществления такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способностям самой личности и одновременно находился бы в согласии с общественными интересами.
Социология профессиональную ориентацию определяет как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно, и выбор профессии здесь выглядит как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной группе или в целом в социальной структуре общества.
На наш взгляд, при организации продуктивной профориентационной работы, чтобы устранить несоответствие между объективно существующими потребностями хозяйственной сферы в ремесленных кадрах и субъективными профессиональными представлениями молодежи, нужно использовать все подходы в комплексе.
Анализ учебных достижений той части абитуриентов, которых сегодня «привлекают» ремесленные профессии, показывает, что они отнюдь не принадлежат к «школьной элите». Одной из главных причин, почему успешные выпускники средних общеобразовательных учреждений обходят вниманием ремесленные специальности, является сложившиеся у молодых людей представления о них как о профессиях-аутсайдерах. На рынке образователь-
ных услуг престижность будущей профессии сегодня зачастую определяется следующими индикаторами: конкурсом поступающих и стоимостью образовательных услуг. Однако часто не берется в расчет то, что высокая престижность профессии не эквивалентна такой же высокой ее потребности рынке труда. В случае с ремесленными специальностями дело обстоит прямо противоположным образом: рынок труда все более испытывает нужду в высококвалифицированных ремесленных кадрах, в этом секторе растет заработная плата, улучшается качество рабочих мест, а соответствующее образование продолжает оставаться в сознании абитуриентов и их родителей не самым желанным.
Как же изменить сложившиеся стереотипы и привлечь на ремесленные специальности «ценных» абитуриентов, потенциально способных добиться успеха в профессиональной деятельности и необходимых для расширенного воспроизводства специалистов ремесленного профиля, осуществления социализации новых ремесленных кадров? Чтобы справиться с этими задачами, по нашему мнению, будет полезно обращение к акмеологии - науке, исследующей высшие профессиональные достижения человека.
Обретение профессионализма в большинстве творческих видов деятельности опосредовано рядом факторов, как объективных: материальной базой, общественным мнением и т. д.; так и субъективных: правильностью постановки целей, набором ценностей, наличием компетенций, ответственности, творческого потенциала, способностей, умелости, мотивацией, направленностью личности и др. [4]. К указанным факторам мы бы добавили еще раннюю специализацию будущего ремесленника.
Вся предшествующая история профессиональной школы показывает, что у разных народов мастера-ремесленники всегда брали к себе в ученики детей, находящихся в раннем возрасте, прививая им с малолетства стремление к полноценной профессиональной и творческой самореализации, наполняя их мировоззрение и установки необходимым ценностно-мотивационным содержанием. Подобное «акмеологическое целеполагание», ориентиро-
ванное на вершины профессионального мастерства, понимание профессии не как инструмента для добывания «насущного хлеба», а как «дела всей жизни», представляется нам весьма важным. Аналогичных позиций, кстати, сегодня придерживаются, например, специалисты-наставники во многих видах спорта, в области художественного творчества, музыки. Считается, что для успешной профессиональной самореализации в данных сферах деятельности такой путь есть единственно возможный. Вероятно, то же справедливо и в отношении к ремесленным профессиям, в которых уважение к своему делу и его престиж должны закладываться в как можно более раннем возрасте.
Приведем пример из опыта деятельности известного российского предприятия народных промыслов «Объединение "Гжель"». С целью сохранения технологии изготовления фарфора и расширения производства гжельской продукции в конце 70-х гг. прошлого века встал вопрос о возрождении подготовки квалифицированных кадров ремесленников. Объединением были сформированы так называемые «летучие отряды» из мастеров-художников для работы в детских садах и школах. Была создана четырех-звенная система обучения и воспитания будущих мастеров: детский сад - средняя (или художественная) школа - художественно-промышленный колледж - художественно-промышленный институт. Результат не замедлил сказаться: искусство гжельских мастеров было сохранено, более того - стало развиваться и сегодня стало знаменитым на весь мир.
Однако главной «болевой точкой», на которой должна сосредоточиться профориентационная работа в области ремесленных профессий, должен стать «демонтаж» укоренившихся представлений о роли и статусе современного ремесленника в сознании молодых людей и их родителей. В общественном сознании необходимо формировать новый образ представителя данной профессии - образ человека, интегрирующего в себе компетенции рабочего высокой квалификации, технолога, предпринимателя, подчеркивая при этом творческую составляющую его профессиональной деятельности.
Корректировка и изменение имиджа ремесленной профессии, в свою очередь, не должна входить в противоречие с ее истинным содержанием. Мы имеем в виду следующее: особенность ведения профориентационной работы состоит не в насаждении среди выпускников школы мнения, что ремесленная профессия -это именно то, что им надо, а в том, чтобы донести смысл нового содержания понятий «ремесленная деятельность», «ремесленник», «ремесленник-предприниматель» и укрепить в общественном и индивидуальном сознании убежденность, что престиж и перспективность ремесленных профессий в ближайшем будущем будут только расти и что именно эти профессии обретут широкий масштаб и станут наиболее востребованными на рынке труда.
Особенностью профориентационной работы по профессиям ремесленного профиля является также необходимость психологического сопровождения и наглядно-визуальной поддержки этого процесса, при сохранении контроля за текущей ситуацией на рынке труда и перспективами ее развития. Современная система образовательных услуг по своей гибкости и динамичности еще значительно уступает рынку труда, не успевает за его постоянно изменяющимися потребностями, поэтому профориентационная работа в области подготовки ремесленных кадров в настоящее время нуждается в мобилизации всех имеющихся ресурсов.
Литература
1. Лапшов В. А. Профессиональная социализация студента в современном российском вузе / / Право и образование. 2000. № 3 (4). С. 53-60.
2. Новое ремесленное образование: состояние, проблемы, перспективы: круглый стол / А. В. Ефанов, Е. Д. Тельманова, Л. Ф. Беликова и др. // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 6. С. 124-143.
3. Романцев Г. М. Новая отрасль профессионального образования / / Профессиональное образование. 2004. № 9. С. 2-5.
4. Сабанчиева Р. З. Акмеологические факторы продуктивной деятельности преподавателей в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. Нальчик. 2004. 28 с.
5. Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа, 1989. 272 с.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под. ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1991. 917 с.
7. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. 740 с.