Научная статья на тему 'Современный процесс формирования профессиональной мобильности студентов нефтяного техникума'

Современный процесс формирования профессиональной мобильности студентов нефтяного техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА / OCCUPATIONAL MOBILITY / OCCUPATIONAL MOBILITY OF STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL / EPISTEMOLOGICAL PRAXEOLOGICAL / AXIOLOGICAL COMPONENTS OF OCCUPATIONAL MOBILITY OF STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказов Филипп Дементьевич, Балягова Расима Залифовна

В статье даётся педагогическая характеристика современного процесса формирования профессиональной мобильности студентов техникума. Понятие профессиональной мобильности студентов нефтяного техникума определяется авторами как интегративное качество личности, характеризующее подвижность внутреннего состояния студентов, его адаптационные механизмы, обеспечивающие достижение профессиональной компетентности, позволяющее выстроить процесс приобщения будущего специалиста нефтегазодобывающей отрасли к приобретаемой профессии в период обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассказов Филипп Дементьевич, Балягова Расима Залифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF STUDENTS PETROLEUM COLLEGE

This article gives a pedagogical description of the formation of modern professional mobility of students of technical school. The concept of professional mobility of students is determined by the College of oil by the authors as an integrative quality of personality that characterizes the internal state mobility of students, their coping mechanisms that ensure the achievement of professional competence, to establish a process allowing initiation of future oil and gas industry expert to the profession acquired during the training.

Текст научной работы на тему «Современный процесс формирования профессиональной мобильности студентов нефтяного техникума»

УДК 37.043

СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФТЯНОГО ТЕХНИКУМА

Рассказов Филипп Дементьевич, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогического образования, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования

Сургутский государственный университет - Ханты-Мансийского автономного округа Югры, г. Сургут, Россия lesi_rasskazov@mail. ги Балягова Расима Залифовна, преподаватель общественных дисциплин Сургутский институт нефти и газа (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Тюменский нефтегазовый университет», г. Сургут, Россия

rosinka-rasima@rambler. ги

В статье даётся педагогическая характеристика современного процесса формирования профессиональной мобильности студентов техникума. Понятие профессиональной мобильности студентов нефтяного техникума определяется авторами как интегративное качество личности, характеризующее подвижность внутреннего состояния студентов, его адаптационные механизмы, обеспечивающие достижение профессиональной компетентности, позволяющее выстроить процесс приобщения будущего специалиста нефтегазодобывающей отрасли к приобретаемой профессии в период обучения.

Ключевые слова: профессиональная мобильность; профессиональная мобильность студентов техникума; гносеологический, праксиологический,

аксиологический компоненты профессиональной мобильности студентов техникума.

THE CURRENT PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF STUDENTS PETROLEUM COLLEGE

Philip Rasskazov, doctor of pedagogical sciences, professor, dean of teacher education, head of the theory and methodology of vocational education

Surgut State University - Khanty-Mansi Autonomous Okrug Ugra, Surgut, Russia

lesi_rasskazov@mail. ru Rasima Balyagova, teacher of social sciences Surgut Oil and Gas Institute (branch) of the Federal State Budget Institution of Higher Professional Education ”Tyumen Oil and Gas University ”, Surgut, Russia

rosinka-rasima@rambler. ru

This article gives a pedagogical description of the formation of modern professional mobility of students of technical school. The concept of professional mobility of students is determined by the College of oil by the authors as an integrative quality of personality that characterizes the internal state mobility of students, their coping mechanisms that ensure the achievement of professional competence, to establish a process allowing initiation of future oil and gas industry expert to the profession acquired during the training.

Keywords: occupational mobility; occupational mobility of students of technical school; epistemological praxeological, axiological components of occupational mobility of students of technical school.

Проблема формирования профессиональной мобильности на современном этапе актуализировалась рядом обстоятельств: вступлением России в

международное Болонское соглашение, одной из главных целей которого является создание условий для роста социально-профессиональной мобильности студентов; недостаточным уровнем подготовки педагогических кадров к реализации инновационных технологий, созданию условий для формирования качеств личности специалистов среднего звена, обусловленных современными требованиями (мобильность, конкурентоспособность, адаптивность, социальная активность, саморазвитие, компетентность и др.).

Изложенное выше позволяет нам констатировать о социальном заказе нефтегазодобывающей отрасли на подготовку профессионально мобильного специалиста, необходимости научного обоснования организации процесса развития профессиональной мобильности, ориентации Г осударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на повышение профессиональной мобильности студентов в учреждениях среднего профессионального образования.

Понятие «мобильность» в современном его понимании стало активно использоваться в работах ученых - педагогов со второй половины 1990-х гг. В центре внимания педагогической науки оказались следующие вопросы: история становления и развития профессиональной мобильности в контексте модернизации образования; подготовка профессионально мобильных студентов; совершенствование методики преподавания в среднем профессиональном образовании; самореализация личности мобильного студента и т.д. [12].

Несмотря на тот факт, что профессиональная мобильность на всех уровнях образования признана сегодня одним из актуальных вопросов для изучения, сама категория «профессиональная мобильность» требует тщательного анализа.

На сегодняшний день понятие «профессиональная мобильность» не только получает неоднозначную трактовку исследователей, но и подменяется в ряде случаев сходными или близкими по значению понятиями.

Из анализа ряда источников понятие «мобильный» означает «подвижный, способный к быстрому передвижению, действию, принятию решения»; а понятие «мобильность» определяется как «свойство мобильного» или «способность к быстрому передвижению, действию». Однако современные отечественные педагогические словари и энциклопедии не содержат термина «профессиональная мобильность студентов техникума». На наш взгляд, категория «профессиональная мобильность» должна быть рассмотрена через общее видовое понятие. Такими понятиями могут выступать: «социальная мобильность», «социально-профессиональная мобильность».

Остановимся на рассмотрении специфических черт выделяемых видов мобильности и попытаемся сопоставить их с характеристиками профессиональной мобильности, выявляя при этом общие составляющие элементы.

В условиях усиления процессов мобильности различных социальных групп в динамично развивающемся современном мире достаточно значимую позицию занимает явление социальной мобильности, данное понятие впервые было определено П. А. Сорокиным как «любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую» [10]. В свою очередь зарубежные социологи Д. Гласс, Липсетт [16 ]и другие под социальной мобильностью понимают изменение индивидом своего социального статуса (вертикальная мобильность) и изменение местоположения без изменения статуса (горизонтальная мобильность). Они акцентировали внимание на индивидуальном перемещении, выявляя при этом основания социальной мобильности: статус, роль, неравенство, власть, образование и престиж [15]. Л.В. Горюнова рассматривает социальную мобильность как феномен, характеризующий подвижность мотивационного поля, внутреннего состояния

личности [2]. По мнению Б.М. Игошева, именно образование является одной из главных ступеней на пути к высшему социальному статусу: хорошее образование дает возможность человеку развить свои способности, овладеть достойной профессией и, соответственно, подняться выше по социальной лестнице. И поэтому образование, специальность и квалификация в значительной степени обусловливают социальную мобильность личности и способствуют ее самореализации, так как будущему специалисту необходимо быть адаптивным, коммуникативным и толерантным [4].

В работах ряда исследователей рассматривается понятие социальнопрофессиональной мобильности. Ю.И. Калиновский определяет ее так: способность быстрой профессиональной и личностной переориентации как при сохранении профессиональной и социальной идентичности, так и при ее смене при обязательном соотношении прошлого опыта и новой деятельности [5]. М.А. Ставрук рассматривает социально-профессиональную мобильность с двух точек зрения. С одной стороны, это смена позиций, обусловленная внешними обстоятельствами (такими, как отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, бытовая неустроенность и т.д.). В данном случае мобильность продиктована необходимостью адаптироваться к реальным жизненным ситуациям. С другой - социально-профессиональная мобильность - это внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в самосовершенствовании. В ее основе лежат такие понятия, как грамотность, образованность и профессиональная компетентность. Как результат - внутренняя свобода и раскрепощенность личности, которая способна быстро реагировать на происходящие в социуме изменения [12].

Профессиональная мобильность, подобно социально-профессиональной мобильности вызвана потребностью внутреннего самосовершенствования личности, стремлением к приобретению более качественных образовательных и профессиональных компетенций.

Рассмотрев мнения известных современных исследователей приступим к определению категории «профессиональная мобильность». Мы старались, по возможности, учитывать современный научный контекст: научные статьи, монографии, диссертации, а также лексику из словарей и энциклопедий, которые представляют собой наиболее полное и концентрированное выражение теории и практики определенных областей знаний.

Ускорение темпов научно-технического прогресса, изменения производственных технологий происходят столь быстро, что полученные в профессиональные знания устаревают за срок, гораздо меньший периода трудовой жизни человека. Кроме того, экономическая ситуация в стране требует наличия трудовых ресурсов, обладающих высокой степенью профессиональной мобильности, и у каждого работника возникает необходимость обновить свои профессиональные знания или сменить квалификацию.

Много известных ученых внесли свой вклад в разработку проблемы как профессиональной мобильности, так и условий ее формирования . Однако вопрос о педагогических условиях формирования профессиональной мобильности и в настоящее время является открытым. К числу главных факторов, тормозящих решение этого вопроса, на наш взгляд, относятся практически изолированное друг от друга развитие психологии и педагогики, разделенность отраслей каждой из них, консервативное влияние идеологических установок на развитие теории и практики профессиональной деятельности. В результате действия перечисленных факторов современное состояние проблемы педагогических условий формирования профессиональной мобильности студента техникума отличается отсутствием системности в видении самой проблемы и, следовательно, неразработанностью критериев ее оценки, далеко не полным раскрытием механизмов ее становления и развития и, как закономерный результат, отсутствием эффективных технологий развития профессиональной мобильности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что в качестве педагогических условий формирования профессиональной мобильности могут выступать ее компоненты: профессиональные знания; практические умения; профессионально значимые личностные качества.

Несмотря на различия в подходах к проблеме педагогических условий формирования профессиональной мобильности, данные авторы сходятся на том, что для формирования профессиональной мобильности достаточно развития любого из ее компонентов. Существует тесная взаимосвязь между структурными компонентами профессиональной мобильности, характеризующая ее как системное качество. И при формировании профессиональной мобильности важно учитывать уровень профессиональной грамотности будущего выпускника техникума, степень владения практическими умениями и сформированность его профессионально значимых личностных качеств. Поэтому при разработке развивающих технологий следует исходить из того, что формирование профессиональной мобильности может идти через развитие системы ее структурных компонентов: гносеологического, праксиологического и аксиологического.

В своем исследовании Е.А. Садовская утверждает, что «...для формирования успешной профессиональной мобильности специалисту надо обладать профессиональной грамотностью» [9]. Она включает наряду с профессиональной информированностью еще и личностные качества, которые под влиянием профессиональных знаний претерпевают изменения. Появляется интерес к другой деятельности и оптимистическая убежденность в собственных возможностях.

При этом такие педагоги как, Л.П. Меркулова[6 ], И.С. Якиманская [14], и др. сходятся на том, что теоретические профессиональные знания (за которыми - обобщенный профессиональный опыт) не только опираются на практическую деятельность, но и раздвигают границы индивидуального опыта студента, направляют и организуют этот опыт, позволяют переосмысливать его в системе

профессионального опыта и, таким образом, влияют на процесс формирования профессиональной мобильности.

В представлениях Б.М. Игошева [4], Ю.И. Калиновского [5],

В.А. Мищенко [7] в условиях социальной нестабильности в качестве важного условия эффективности и гармоничности деятельности выступают профессиональные (в том числе - психологические) знания, ведущие к изменениям в мышлении и личности студента. Вследствие этого происходит изменение мотивов поведения студента во взаимосвязи с его ценностными ориентациями.

Таким образом, несмотря на различия в подходах на проблему влияния профессиональных знаний на формирование профессиональной мобильности студента нефтяного техникума, авторы сходятся на том, что профессиональные знания являются педагогическим условием формирования профессиональной мобильности и изменения ее структуры.

Влияние праксиологического компонента на формирование профессиональной мобильности представлено в исследованиях Л.В. Горюновой [2 ] и др.

Исследования, проведенные современными учёными, дали возможность определить роль овладения студентом определенных умений и навыков в своей профессиональной деятельности при формировании профессиональной мобильности. По их мнению, «.каждый студент как субъект практической деятельности строит свой собственный опыт; каждый студент создает свою лично пережитую стратегию решения профессиональных задач и свой индивидуальный стиль деятельности» [9]. И при этом, как следствие, происходит развитие, формирование, совершенствование профессиональной мобильности. «Как бы специалисты не исполняли свою профессиональную деятельность, она всегда должна иметь полную структуру - от понимания и постановки целей и задач до осуществления действий самоконтроля и самооценки». Только в этом случае, по мнению Е.А. Садовской, происходит

формирование профессиональной мобильности. Причем, обеспечивается это через выполнение практических приемов в основных способах профессиональной деятельности специалиста [9].

Описание картины влияния структурных компонентов на формирование профессиональной мобильности было бы неполным без последней, важной составляющей профессиональной мобильности - аксиологического компонента.

Влияние аксиологического компонента на формирование профессиональной мобильности представлено в исследованиях

В.А. Сластенина [11], И.Э. Унта [13], И.С. Якиманской [14] и др. В. А. Сластёнин определил сущность профессиональной мобильности через профессионально значимые свойства и качества личности. Так, И.Э. Унт характеризует мобильность как «.свойство личности (некоторое общее психическое состояние), которое занимает важное место в структуре характера и выступает проявлением индивидуального и типического своеобразия индивида» [13].

И.С. Якиманская [14] связывает понимание сущности профессиональной мобильности с комплексом профессионально значимых качеств личности. По мнению автора, профессиональная мобильность коррелирует прежде всего с индивидуально-психологическими качествами личности, к которым он относит высокие познавательные интересы, потребность в работе, адекватность восприятия профессиональной ситуации, прогнозирование формирующейся личности специалиста, определение условий и выбор средств его всестороннего развития и др.

Нельзя в связи с этим обойти вниманием точку зрения Ю.И. Калиновского, который считает, что «.профессиональная мобильность подчас определяет жизненный путь человека, но при этом сама является результатом взаимодействия индивидуально-типологических свойств личности

и социальных ее отношений с окружающим миром, в том числе профессиональных» [5].

Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы делаем вывод об актуальности нашего исследования, так как вопрос о профессиональной мобильности студентов техникума до сих пор остается дискуссионным. Опираясь на труды отечественных и зарубежных учёных, мы сформулировали понятие профессиональная мобильность применительно к обучению студентов нефтяного техникума. Таким образом, профессиональная мобильность студентов нефтяного техникума выступает как интегративное качество личности, характеризующее подвижность внутреннего состояния студентов, его адаптационные механизмы, которые обеспечивают достижение профессиональной компетентности, позволяющее выстроить процесс приобщения будущего специалиста нефтегазодобывающей отрасли к приобретаемой профессии в период обучения.

Литература

1. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Гальперин П.Я.,

1980 год, 13 стр. [Электронный ресурс]http://www.i-

и.га/ЫЫю/аг^гуе^а1регт_Аэг (дата обращения 12. 07. 2011).

2. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - 228 с.

3. Дюнина В.Н. Формирование профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме: дис... канд. пед. наук. -Нижний Новгород , 2009. - 151 с.

4. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов : автореферат дис. д-ра. пед. наук.-Москва, 2008 - 274 с.

5. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андролога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. ... д-ра пед. наук / Ю.И. Калиновский. - СПб., 2001. - 470 с.

6. Меркулова Л. П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: автореф. дис. д-ра пед.наук - Самара, 2008.

7. Мищенко В.А. Профессиональная мобильность в России: история и современность. - Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр ЮГУ, 2010. - 122с.

8. Рассказов Ф.Д. Педагогическое мастерство как условие формирования профессиональных качеств у студентов педагогических ВУЗов / Ф. Д. Рассказов, Н. С. Бирюкова // Секреты педагогического мастерства / Н.

С.Бирюкова, Б. А. Борисов, Н. В. Дерябина и др. ;под общ. ред. Е. В. Коротаевой, С. С. Чернова. - Новосибирск : ЦРНС, 2009. - 222 с.

9. Садовская Е.А. Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей-исследователей университета: дисс... канд. пед. наук / Е.А. Садовская. - Оренбург, 2005. - 224 с.

10. Сорокин П.А. Социальная мобильность / пер. с англ. М.В. Соколовой. М.: Akademia: LVS. 2005. - 460 с.

11. Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М., 2001. - 473 с.

12. Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии: дис. канд. пед. наук. - Сургут, 2011. - 344 с.

13. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

14. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000. - 210 с.

15. Glass D.V. and J. R. Hall, «Social Mobility in Britain.» , 1989. P. 37.

16. Lipset and Zetterberg, « A Theory of Social Mobility», 1999. P. 573 -3; Lipset and Bendix, Social Mobility in Industrial Society, ch. 10

Рецензент:

Насырова Э.Ф., к.пед.н., доцент (Сургутский государственный университет)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.