Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 36-41.
2. Лашкова, Л.Л. Компетентностный подход к процессу коммуникативного обучения в педагогическом вузе / Л.Л. Лашкова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5 (17). - С. 245257.
3. Толмачева, В.В. Методологические подходы к проектированию процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов ДОО / В.В. Толмачева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 126-129.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013. - 176 с.
5. Шанц, Е.А. Проектное обучение как фактор инновационных изменений в профессионально -педагогической деятельности / Е.А. Шанц // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5 (42). - С. 274-277.
УДК 373.2
К.И. Безменова, г. Белгород
Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования
В статье рассматривается сущность понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования. Также анализируются различные подходы и трактовки на понятие «профессиональная мобильность». В тексте выделены определенные качества и способности, которыми должен обладать мобильный педагог.
Мобильность, профессиональная мобильность, профессиональная компетентность.
K.I. Bezmenova, Belgorod
The main approaches to the definition of the concept of occupational mobility of the teacher of preschool education
The article deals with the essence of the concept of occupational mobility of the teacher of preschool education. Also, various approaches and interpretations of the notion of "professional mobility". The text highlighted in certain qualities and abilities, which should have a mobile teacher.
Keywords: Mobility, occupational mobility, professional competence.
В современном мире происходят изменения, которые ставят человека перед необходимостью быть всегда готовым к перемещениям в социальном мире, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко взаимодействовать с разными системами и субъектами. Современный человек должен владеть определенными личностными качествами для того, чтобы быть востребованным и успешным. К таким качествам относятся: подвижность, готовность к любым изменениям, способность быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, то есть быть мобильным.
Т.Б. Котмакова, понимает под мобильностью интегративное качество личности, являющееся основателем для эффективной реализации ею других типов мобильности. Данное качество проявляется в сформированности мотивации к обучению, способности к творческой деятельности, эффективному общению и позволяет человеку находиться в процессе активного творческого саморазвития [3].
Анализ литературы показал, что существуют разные виды мобильности педагога: культурная, социальная, этническая, педагогическая, горизонтальная, вертикальная, профессиональная мобильность. В исследовании нас интересует понятие профессиональная мобильность.
Проблеме формирования профессиональной мобильности в области психолого-педагогического знания посвящены исследования многих ученых: А.А. Гераськов, Т.К. Горохов, Е.А. Иванченко, Ю.И. Калиновский, С.А. Константинов, В.О. Сластёнин, В.В. Сохранов и др.
Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников в своих исследованиях о профессиональной мобильности анализируют это качество личности в контексте профессионального становления как определяющий фактор конкурентоспособности личности.
В психологическом словаре понятие «профессиональная мобильность» определяется, как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладеть новой техникой и технологией, получать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [2].
Д.В. Вершинина, Л.В. Горюнова под профессиональной мобильностью как чертой личности педагога понимают способность перестраивать характер деятельности и самого себя в зависимости от меняющихся профессиональных функций и условий педагогического труда, и свойство преобразующей деятельности [1].
По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, профессиональная мобильность, предполагает высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации приемлемых способов выполнения различных заданий в области своей профессии [2].
Согласно исследованиям П.А. Сорокина, профессиональная мобильность в становлении карьеры может быть представлена вертикальной и горизонтальной лестницами. Движение по административной лестнице в сфере образования - это вертикальная мобильность. Движение по повышению профессионального мастерства, признанное и оцененное обществом - это горизонтальная мобильность [5].
Л.В. Горюнова в своем исследовании определила ведущие подходы в изучении профессиональной мобильности. С точки зрения личностно-деятельностного подхода, профессиональная мобильность определяется как мотивированная и целенаправленная деятельность человека, активизирующаяся в моменты его профессионально-жизненного пути. Признаками такой мобильности являются: способность педагога рефлексировать уровень своего профессионализма; готовность к изменениям в жизнедеятельности; степень активности; эффективное целеполагание; предвидение результатов [1].
Системно-синергетический подход определяет профессиональную мобильность как свободное принятие решений в ситуации выбора. К нему можно отнести: способность к саморазвитию, самообразованию; аналитические способности, прогностические умения, умения принятия решений.
Событийный подход определяет мобильность как способность осуществлять свою деятельность в условиях постоянной смены событий, то есть демонстрировать ситуативную изменчивость. Признаками такой профессиональной мобильности является умение человека влиять на события, управлять событиями, использовать их для своего саморазвития.
С точки зрения компетентностного подхода, профессиональная мобильность обусловливается как совокупность определенных компетенций, которые формируются, актуализируются и активизируются в деятельности по мере возникновения важных проблем.
Горюнова Л.В. и др. рассматривают профессиональную мобильность с точки зрения компетентностного подхода. Опираясь на данный подход, ученые пришли к выводу, что становление профессиональной мобильности специалиста возможно через развитие следующих компетенций:
• Социально-коммуникативные компетенции, обеспечивают готовность специалиста к социализации в современном обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к исполнению своей профессиональной деятельности в разных группах людей, адаптироваться к новым ситуациям.
• Образовательные компетенции, обеспечивают готовность педагога к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации, готовность специалиста сохранять свой профессиональный, творческий и социальный потенциал, к самообразованию и самосовершенствованию.
• Общенаучные компетенции, обеспечивают высокий уровень базовых и общих знаний по своей специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания профессиональной деятельности.
• Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации педагога в окружающем мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, к непрерывному самообразованию, постоянной мотивации к обучению на протяжении своей жизни.
Чтобы реализовать те или иные изменения в своей профессиональной позиции, человек должен обладать определенными личностными качествами и способностями. К ним можно отнести:
- подвижность, открытость новому;
- умение гибко адаптироваться к новым обстоятельствам;
- креативность мышления; коммуникативность;
- умение адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности;
- активность, быстрота, самостоятельность и ответственность в принятии решений;
- нацеленность на успех и постоянное самосовершенствование;
- умение анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие;
- способность к обучаемости, самообучаемости;
- устойчивость к фрустрациям внешней и внутренней среды организации; умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства и другие.
Таким образом, в ходе анализа литературы, мы придерживаемся мнения Л.В. Горюновой, которая рассматривает профессиональную мобильность с точки зрения компетентностного подхода. И определяет профессиональную мобильность как совокупность определенных компетенций, которые формируются, актуализируются и активизируются в деятельности по мере возникновения важных проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горюнова, Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Горюнова. - Ростов н/Д, 2006. - 39 с.
2. Дъяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - М. : Харвест, 2004. - 576 с.
3. Котмакова, Т.Б. Формирование личной мобильности как профессионального качества будущих специалистов в процессе обучения в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Т.Б. Котмакова. - Хабаровск, 2011. -198 с.
4. Сергеева, Т.Б. Личностная и профессиональная мобильность: проблема сопряженности / Т.Б. Сергеева // Образование и наука. - 2015. - №8. - С. 127.
5. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. - М. : Наука, 1997.
УДК 371.14
С.М. Зырянова, г. Сургут
Организация повышения квалификации педагогов дошкольного образования: региональный аспект
В статье раскрывается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях. Автор анализирует опыт Сургутского государственного педагогического университета по организации повышения квалификации педагогов дошкольного образования.
Повышение квалификации, педагог дошкольного образования, профессиональная компетентность, дошкольное образование.
S.M. Zyryanova, Surgut
Organization of further training of teachers of preschool education:
regional aspect
The article reveals the problem of development of professional competence of preschool teachers in modern conditions. The author analyzes the experience of Surgut State Pedagogical University on the organization of training of teachers ofpreschool education.
Keywords: Further training, teacher of preschool education, professional competence, pre-school education.
В настоящее время в условиях реализации ФГОС дошкольного образования остро стоит вопрос об усилении профессионального развития педагогических работников системы дошкольного образования и повышения их профессиональных компетенций. Изменение роли воспитателя дошкольной образовательной организации в современном обществе, его профессиональная компетентность как сложное функциональное образование становятся центральным объектом государственной политики.
В сложившихся условиях необходимо оперативно знакомить педагогов дошкольного образования с новыми нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОО, предоставлять квалифицированную консультационную помощь работникам дошкольных образовательных организаций, демонстрировать практику применения инновационных технологий дошкольного образования.
Компетентный научно-методический, практико-ориентированный подход к освещению на курсах повышения квалификации изменений, происходящих в современном дошкольном образовании, позволит повысить его качественный уровень, обеспечить преемственность с начальным общим образованием, изменить общественное отношение к дошкольному образованию, повысить его значимость как важной ступени системы непрерывного образования РФ.
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации. Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать