УДК 378 - 052:159.923.2:004
Манаева H.H.
Оренбургский государственный университет E-mail: informatica@unpk.osu.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Многообразие и непрерывное обновление информационно-коммуникационных технологий требует от системы образования подготовки специалистов, способных быстро ориентироваться в изменяющейся информационной среде и адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности. Способность к таким действиям, на наш взгляд, удачно передаёт категория мобильности, которая достаточно хорошо изучена в социологической и научно-педагогической литературе. Исследуя характеристику таких понятий, как социальная мобильность, профессиональная мобильность, личностная мобильность, познавательная мобильность, нами было введено понятие информационной мобильности. Под информационной мобильностью студентов университета мы понимаем интегративное качество личности, проявляющееся в готовности студентов к восприятию и активному использованию информации, быстрой адаптации к новым программным и информационным средам на основе имеющегося опыта. Проведенный анализ структурных компонентов различных видов мобильности позволил нам определить структуру информационной мобильности студентов университета как совокупность устойчивых связей между тремя основными компонентами: когнитивным, операционным и ценностным. Рассматривая механизмы мобильности различного рода, мы можем заключить, что обладая таким качеством как мобильность, студент более уверен в себе, своем будущем, своей профессиональной деятельности. Следовательно, мобильность, в том числе и информационную, можно расценивать как одну из главных профессиональных характеристик будущего специалиста, способствующих его востребованности на рынке труда.
Ключевые слова: информатизация образования, мобильность, мобильность студентов, информационная мобильность, социальная мобильность, профессиональная мобильность, личностная мобильность, познавательная мобильность, воспитательная мобильность.
Непрерывное и динамичное развитие информационных и коммуникационных технологий изменяют условия и специфику трудовой деятельности специалистов различных сфер, требуя от работника изучать новые направления и виды деятельности в своей профессиональной сфере, повышать уровень профессиональной квалификации, уметь ориентироваться в изменяющейся информационной среде. Современное информационное общество требует от системы образования подготовки специалистов, умеющих приспосабливаться к изменяющимся реалиям окружающей действительности, способных управлять информационными потоками: воспринимать, отбирать, эффективно обрабатывать, хранить и воспроизводить информацию. Способность к таким действиям, на наш взгляд, достаточно удачно передаёт категория «мобильность», которая в энциклопедических словарях и справочных изданиях чаще всего толкуется как подвижность, способность к быстрому передвижению и умению быстро ориентироваться в обстановке, готовность к быстрому выполнению заданий [3]. Именно эти качества, по мнению таких ученых как
Ю.И. Калиновский, Л.В. Горюнова, Б.М. Иго-шев, Л.А. Амировой и др., требуются специалисту для профессионального становления и успешного продвижения в социуме.
Анализ философской, педагогической и социальной, литературы показал, что понятие мобильности очень востребовано в современной науке. Учеными рассматриваются такие понятия как: социальная мобильность, горизонтальная и вертикальная мобильности, нисходящая и восходящая мобильности, профессиональная мобильность, личностная мобильность, социально-профессиональная мобильность, культурная и социокультурная мобильности, экономическая мобильность, политическая мобильность, познавательная мобильность, воспитательная мобильность, конструкторская мобильность и другие. Для понимания сущностных характеристик категории «мобильность», нам представляется необходимым проанализировать различные типы мобильности человека.
Понятие «мобильность» традиционно используется в социологии. Вопросами социальной мобильности занимались П.А. Сорокин, Ю.В. Арутюнян, Т.И. Заславская,
И.В. Василенко, А.В. Мудрик, Г. Виткин, Э. Гидденс, С.И. Кудинов, Н.М. Таланчук, П. Блау, Ф. Гато, С. Липсет, Д. Гуденау, и др. «Энциклопедия профессионального образования» определяет социальную мобильность как свойство социальных субъектов, выражающееся в способности адекватно и быстро изменять свою деятельность при появлении новых обстоятельств [11, с.144]. Это определение, как и многие другие определения социальной мобильности в современных словарях, ссылается на классические работы по социологии П.А. Сорокина, в которых рассматриваются проблемы стратификации и мобильности общества.
В своих работах П.А. Сорокин социальную мобильность определяет как «любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» [9, с. 93]. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся в том же уровне общественной стратификации. Вертикальная социальная мобильность характеризуется перемещением индивидов между различными социальными пластами. В зависимости от направления перемещения индивидов при вертикальной мобильности, говорят о восходящей или нисходящей вертикальной мобильности, то есть о социальном подъеме или социальном спуске. И восходящая мобильность и нисходящая существуют групповой и индивидуальной форме. Для достижения более высокого статуса индивиду нужно преодолевать барьеры между слоями или группами.
П.А. Сорокин считал, что для передвижения индивида по социальному пространству основополагающими являются два условия: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом; 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Большую роль при этом автор уделял школе, он рассматривал ее как «социальный лифт», который позволяет продвигаться «с самого низа общества до самых верхов» [9, с. 396].
В информационном обществе социальная мобильность становится наиболее актуальной, приобретает новые смыслы и характеристики. В современных исследованиях к социальной мобильности относят намного больший спектр изменений, как в социальном положении, так и в личностном плане. Например, Ю.И. Калиновский определяет социальную мобильность как «способность личности адаптироваться и преобразовывать социальную среду, оперативно устанавливать личностные, культурные и деловые контакты в микро- и макросоциуме, проявлять свою социальную компетентность» [6]. В социологических исследованиях А.В.Мудрика воспитание рассматривается как социальный институт, в основу которого положены некоторые функции, в том числе и подготовка «человеческого капитала», необходимого для функционирования и устойчивого развития общества и способного к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности [7].
Таким образом, можно заключить, что социальной мобильности человека способствует мобильность самого современного мира. А поскольку изменчивость, мобильность, динамизм современного общества являются его сущностным качеством, то и мобильность людей, образующих это общество, становится необходимым условием общественного развития [5]. Значимость исследования явлений социальной мобильности неуклонно растет и приводит к дифференциации данного понятия. Особенно выделяются в современных исследованиях такие составляющие социальной мобильности как профессиональная мобильность, личностная мобильность, академическая мобильность.
Понятие «профессиональная мобильность» широко используется в таких науках как социология, психология, педагогика и экономика. Данный термин изначально определялся в контексте социальной мобильности и означал изменение различных занятий и профессий, которые относятся к физическому, нефизическому или фермерскому труду. Проблема профессиональной мобильности получила свое обоснование в трудах П.А. Сорокина, который рассматривал ее как процесс движения индивидов между группами профессиональной структуры общества, в
результате которого социальные субъекты изменяется положение человека в профессиональной структуре общества [9].
Функциональный подход к анализу профессиональной мобильности заложен в трудах Э. Дюркгейма, М.Вебера, А Шюца, М. Шелер. Профессиональная подготовка и профессиональная мобильность специалиста рассмотрена в работах в отечественных ученых Т.И. Заславской, В.Г. Подмарковой, Е.А. Макаровой, А. Ребера, П.Г. Щедровиц-кого, М.В. Тихониной, В.Г. Громова и др. Влияние образования на профессиональную мобильность будущего специалиста отражено в работах Ю.И. Калиновского, А. Маршалла, Л.В. Горюновой, Л.А. Амировой, В.М. Зуевой, В.В.Новикова, Г.Б.Кораблевой и др.
Профессиональная мобильность рассматривается учеными как условие и следствие развития профессионального разделения труда согласно потребностям общества и может быть связана как со сменой профессионального самоопределения индивида (добровольная смена профессии, с учетом личных наклонностей и способностей), так и с устареванием ряда существующих и появлением новых профессий (вынужденная смена профессии на более востребованную). А поскольку именно образовательные учреждения обеспечивают подготовку к новой профессиональной деятельности или переподготовку, то институт профессий неразрывно связан с институтом профессионального образования.
Характеризуя в своих исследованиях социально-профессиональную мобильность, Ю.И. Калиновский считает, что она является интегративным качеством личности, определяющим способность быстро изменять статус или положение в социальной, культурной, профессиональной среде под влиянием меняющихся природных культурных, социальных ситуаций и обстоятельств деятельности индивида. Ученым рассмотрено так же и понятие профессионально-педагогической мобильности как целевой установки высшего образования. Деятельность педагога приобретает полифункциональный характер, а ее эффективность напрямую зависит от условий и механизмов развития профессионально-педагогической мобильности. К субъективным факторам формиро-
вания профессиональной мобильности автор относит установку на успешное освоение различных видов деятельности, прогнозирование, возможность видоизменения деятельности и адекватную самооценку результата деятельности [6].
Для нашего исследования особый интерес представляет позиция Б.М. Игошева, который рассматривает профессиональную мобильность каксложноеявление,предстающее надвух основных уровнях: объективно-социальном и субъективно-личностном. На объективно-социальном уровне профессиональная мобильность выражается перемещением социальных субъектов и групп в социально-профессиональной сфере, обусловленных развитием общества в целом. Первым фактором развития профессиональной мобильности является развитие профессиональной сферы, т. е. устаревания одних и появления других видов профессий, изменение должностных структур и т. д. Поскольку такие перемещения возможны только при соответствующем новой профессии уровне образования, то вторым важнейшим фактором ученым выделяется профессионально образование. Причем современное профессиональное образование, по мнению автора, должно не только отвечать потребностям развития профессиональной сферы, но и в полной мере реагировать на ее изменение, т. е. само образование должно быть мобильным в своем развитии и функционировании.
На субъективно-личностном уровне профессиональной мобильности Б.М. Игошев выделяет свойство социальных субъектов, выраженное в их способности изменять свой профессиональный статус под воздействием объективных и субъективных обстоятельств. Основным фактором формирования профессиональной мобильности на этом уровне автор считает личностные потребности человека, побуждающие его к различного рода перемещениям в профессиональной сфере, а так же личностные качества и способности, от которых зависит успех подобных перемещений. Вторым значимым фактором на этом уровне автор выделяет знания и информацию, используя которые человек может изменять свой профессиональный статус. Все внутренние субъективные факторы, по мнению уче-
ного, взаимообусловлены и в совокупности составляют целостное интегральное качество личности - профессиональную мобильность как субъективное явление.
Основой профессиональной (профессион ально-педагогической) мобильности в исследованиях Ю.И. Калиновского Л.А. Амировой, Т. К. Гороховой, Т.В. Лудановой выступает личностная мобильность. Понятие личностной мобильности, по мнению Ю.И. Ка-линовского, открывает индивидуальные особенности личности, которые позволяют ей выполнять самоуправление действиями с целью наиболее обоснованного выбора в решении поставленной задачи. Интегратив-ный характер этой особенности определяет саморегулирование мотивационными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми процессами и операциональными действиями.
Формирование личностной мобильности является междисциплинарной проблемой -здесь пересекаются интересы философии, психологии, педагогики, антропологии, социологии, политологии, экономики, культурологи и других наук. В психологии под мобильностью понимается способность сосредотачиваться и концентрироваться, умение правильно оценивать ситуацию и быстро находить решения. При этом задействуется ряд психических процессов: мышление, внимание, воображение, память, речь. По мнению многих выдающихся ученых (К.А. Абульханова-Славская, И.В. Василенко, В.А. Ануфриев, А.А. Реан и др.), если человек не признает необходимости изменения некоторых жизненных позиций своей социальной жизни, то он может оказаться в не совсем адекватных состояниях. Для успешной самореализации в современном мире в век всеобщей глобализации и информатизации человек должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям, обладать гибкостью, способностью делать выбор и принимать нестандартные решения, т. е. быть мобильным.
В концепции личностной мобильности Л.А. Амировой исходное определяющее понятие мобильности связано со способом реагирования личности на окружающую действительность (в прошлом, настоящем и будущем), который определяет жизненную стратегию поведения и деятельности личности, ее отношение к миру и жизненную
позицию. Для нашего исследования важно то, что мобильность рассматривается автором как ценностно-смысловой конструкт, продуцирующий в отдельные моменты жизни различные типы мобилизации, адекватные требованиям среды [1].
У ряда авторов, исследующих профессиональную мобильность, присутствует когнитивная составляющая мобильности что является важным аспектом развития когнитивной сферы будущего специалиста. Т.Л. Аракелова вводит в рассмотрение когнитивную мобильность, определяя ее как интегративное качество личности, которое включает мотивационный, рефлексивный и креативный компоненты и характеризует готовность и способность личности к конструктивному решению проблемных задач в меняющихся условиях современной педагогической действительности [2].
Системно-ролевая концепция воспитания личности Н.М. Таланчук характеризует понятие воспитательной мобильности личности, определяя ее как «целостное и динамичное состояние личности, выражающее ее готовность и способность взаимодействовать с педагогом, адекватно реагировать на его воспитательное воздействие и формироваться в соответствии с поставленной целью и задачами» [10, с. 6]. Ученый формирует представление о личности и ее ценностях и синергетических закономерностях, определяющих ее становление и развитие. Главным в этом процессе автор выделяет освоение системы социальных ролей, что предполагает приобретение чело-вековедческой культуры и соответствующих для определенной социальной роли умений. Развитие таких умений позволяет личности быстро переходить от одной социальной роли к другой, т. е. быть подвижной. При этом каждый возрастной период позволяет личности осваивать различные социальные роли.
Немалый интерес для нашего исследования представляет понятие познавательной мобильности, которую Ю.В. Нестерова определяет как «качественное новообразование личности, выражающееся в эмоционально-положительном отношении личности к процессу познания, к своим интеллектуально-волевым возможностям в познании, что проявляется в готовности к
восприятию информации, ее приобретению и включению этой информации в систему уже имеющихся знаний, а так же во владении способами приобретения необходимой информации» [8, с. 23].
Исследуя познавательную мобильность младших школьников, Ю.В. Нестерова отмечает, что мобильность проявляется только в реальном действии, которое совершает личность в определенной жизненной ситуации, а следовательно имеет деятельностный характер Основные компоненты познавательной мобильности автором подразделяются на когнитивные и некогнитивные - теоретические знания, навыки учебной деятельности, жизненный опыт, способы получения и переработки информации и др. Основой мобильного поведения личности являются сформированные мотивы, создающие предрасположенность к учебе и самообразованию [8].
Проведя анализ становления в социологической и научно-педагогической литературе понятия мобильность, мы можем сделать следующие выводы:
- термин «мобильность» зачастую соотносится с понятием движения, это может движение через различные сферы - социальные, профессиональные, культурные, познавательные и др.;
- одной из основных характеристик мобильности является скорость, которая проявляется в умении быстро реагировать на происходящие изменения, способности к быстрой мобилизации сил для достижения цели, ускоренной подвижности, развивающую теоретическую и практическую производительность и др.;
- мобильность рассматривается и как качество личности и как процесс: мобильный человек обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может проявляться только в деятельности.
Используя характеристику понятия мобильности, а также опираясь на требования, проявляемые современным информационным обществом к будущему специалисту, мы можем определить понятие информационной мобильности студента. Информационная мобильность студентов - интегративное качество личности, проявляющееся в готовности
студентов к восприятию и активному использованию информации, быстрой адаптации к новым программным и информационным средам на основе имеющегося опыта.
Проведенный анализ существующих определений и структурных компонентов различных видов мобильности позволяет нам определить структуру информационной мобильности студентов университета как совокупность устойчивых связей между следующими компонентами:
1) когнитивный компонент информационной мобильности характеризуется системой знаний необходимых для решения учебных и профессиональных задач, характером познавательной деятельности студентов, природой и средствами научного познания и творческой самореализации. Когнитивный компонент является той базой на основе которого студенты вырабатывают адаптационный потенциал - способность приспосабливаться к новым условиям, новым информационным и программным средам.
2) операционный компонент включает в себя совокупность приемов, способов и методов деятельности студентов, который проявляется в соответствующих умениях работы с информацией, коммуникативных и исследовательских навыках. Данный компонент определяет уровень практических умений, готовность к творческому решению, включению в новые виды деятельности.
3) ценностный компонент характеризует уровень мотивационных побуждений, оказывающий влияние на выбор ценностных ориентаций в новой информационной среде. Данный компонент характеризует осознанная необходимость к получению новой информации (знаний) для дальнейшего использования в учебной и/или профессиональной.
Анализ механизмов мобильности различного рода (социальной, профессиональной, личностной) показывает, что проявление мобильности дает человеку осознание своих потенциальных возможностей, а значит уверенность в себе, своем будущем, в профессиональной деятельности. Следовательно, мобильность можно расценивать как одну из главных профессиональных характеристик будущего специалиста, способствующих его востребованности на рынке труда. Особенно
важно быть мобильным в тех сферах где изменения происходят наиболее часто. Одной из таких сфер является сфера компьютерных и коммуникационных технологий, динамичное развитие которых требуют от современного специалиста непрерывно осваивать новые направления и виды деятельности в своей профессиональной сфере, уметь адаптироваться к новым программным и информационным средам.
На современном этапе мало видеть связь со своей будущей профессией в процессе обучения, необходимо осваивать современное программное обеспечение, используемое для решения профессиональных задач, осознавать динамику развития информационных технологий, быть готовыми к освоению новых программных продуктов. Поэтому, мы считаем, что у будущих специалистов необходимо
формировать умения к восприятию и анализу новых знаний, к освоению новых видов деятельности, развивать интерес и желание к самосовершенствованию и саморазвитию. Многообразие и динамичное обновление (изменение) моделей компьютерной техники, современного программного обеспечения и информационных сред требуют формирования адаптационных способностей индивида. Успешный и востребованный в своей профессиональной области специалист должен уметь приспосабливаться к новым условиям труда, быть готовым к освоению новых профессионально значимых информационных технологий, уметь воспринимать, отбирать, эффективно обрабатывать, хранить и воспроизводить информацию. т. е. быть информационно мобильным.
9.12.2014
Список литературы:
1. Амирова, Л.А. Формирование профессионально мобильной личности - педагогическая функция общества и образования /Л.А. Амирова // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа: Изд-во Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2007. - № 6. - С. 60-71.
2. Аракелова, Т.Л. Взаимное обучение как условие развития когнитивной мобильности у будущих учителей: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Л. Аракелова. - Екатеринбург, 2006. - 21 с.
3. Большой толковый психологический словарь: отв. ред. Робер Артур: пер. с англ. Т. 1 (А-О) - М.: Вече, ACT, 2000. - 592 с.
4. Горюнова, Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. / Л.В. Горюнова. - Ростов н/Д, 2006.
5. Игошев, Б.М. Сущностно-логический анализ мобильности как межнаучного понятия / Б. М. Игошев // Педагогическое образование в России, 2014. - №1. - С. 105-111
6. Калиновский, Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. / Ю.И. Калиновский. - СПб., 2001
7. Мудрик, А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации /А. В. Мудрик // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология - М. 2008. - № 10. - С. 7-24.
8. Нестерова, Ю.В. Формирование познавательной мобильности у старших дошкольников и младших школьников в лингвистическом образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Ю.В. Нестерова. - Екатеринбург, 2006.
9. Сорокин, П.А. Социальная мобильность. - М.: Academia, 2005. - 588 с.
10. Таланчук, Н.М. Воспитательная мобильность личности и ее формирование / Н.М. Таланчук. - Казань, НИИ НТН АПН СССР, 1981. - 61 с.
11. Энциклопедия профессионального образования. - М.: Просвещение, 1974. - Т. 3. - С. 144.
Сведения об авторе:
Манаева наталья николаевна, старший преподаватель кафедры информатики Оренбургского государственного университета
460018, г. Орнебург, пр-т Победы, 13, ауд. 2236, тел. (3532) 372537, е-таП: informatica@unpk.osu.ru