Выводы
К настоящему времени накоплен весомый опыт создания и функционирования технологических платформ в экономически развитых странах. Платформы заняли одно из ведущих мест среди инструментов проведения научно-те^шческой и инновационной политики в Европейском Союзе. Анализ иностранного опыта свидетельствует, что инициатива формирования технологической платформы исходит, как правило, от крупных производственных организаций, отраслевых объединений. Разработкой технологической платформы ведает специально созданный совещательный комитет, в который входят представители участвующих стран, научного сообщества, бизнеса, неправительственных организаций, формируются также национальные группы поддержки из представителей заинтересованных групп. Из числа ведущих экспертов, представляющих академическую и прикладную науку, формируется научный совет технологической платформы.
Литература
1. Перечень российских технологических платформ, утвержденный Решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 года, Протокол №2.
2. Протокол заседания президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 2 августа 2010 г. №3.
3. Протокол заседания президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. №4.
4. Решение рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 31 мая 2011 года, протокол №20-АК, технологические платформы, рекомендованные для включения в Перечень.
5. Райзберг Б А. Новые подходы к государственному управлению инвестиционными процессами в российской экономике // Известия МГТУ «^^МИ» № 1 (13) - 2012
6. Официальный сайт Европейской комиссии http://cordis.europa.eu/
7. http://www.nessi-europe.eu/default.aspx?page=home Сетевая европейская инициатива по программному обеспечению (Networked European Software and Services Initiative - NESSI)
8. http://www.photonics21.org/ Фотоника21 (Photonics21 - Photonics)
9. http://www.eupvplatform.org/ Фотовольтаика (Photovoltaics - Photovoltaics)
10. http://www.plantetp.org/ Растения для будущей жизни (Plants for the Future - Plants)
11. http://www.rhc-platform.org/cms/ Обновляемое отопление и охлаждение (Renewable Heating & Cooling RHC)
Современный подход к формированию конкурентоспособных продуктов рыночной деятельности производственных предприятий
ц.э.н. проф. Басков Л.П., д.э.н. проф. Каменецкий В А. Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы Аннотация. В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности продукции с точки зрения маркетингового подхода, приводятся маркетинговые понимания как продукта, так и деятельности фирмы
Ключевые слова: продукт, товар, теория маркетинга, конкурентоспособность, производственное предприятие В специальной литературе (не говоря уже о практике) маркетинговое понимание продукта рыночной деятельности чрезвычайно размыто. Более того, указанного словосочетания как бы и не существует. Вместо него употребляются термины «товар», «услуга», «предложение» и другие.
В книге известного американского ученого Ф. Котлера «Основы маркетинга», впервые изданной в СССР в 1990 г., термин «продукт» не упоминается. В своей книге Ф. Котлер пишет: «Сфера действия маркетинга в последнее время расширилась, включив в себя, помимо
товаров, и ряд других самостоятельных единиц «рыночного хождения», а именно услуги, организации, отдельные лица, места и идеи».
В книге «Основы маркетинга», изданной в России в 1998 г., тот же Ф. Котлер с соавторами пишет: «.. т^им образом, термин товар включает в себя материальные товары, услуги и ряд «вещей», которые помогают удовлетворить нужды и потребности людей». И далее: «... если порой вам кажется, что термин «товар» не совсем подходит по смыслу, можно заменить его другим - например «средство удовлетворения», «ресурс» или «предложение»».
В книге «Основы маркетинга», изданной в 2010 г., Ф. Котлер с соавторами уже вводит понятие продукт: «все, что может удовлетворить желание или потребность и предлагается рынку для привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи».
Стоит отметить, что в вышеуказанных книгах «Основы маркетинга», изданных в 1990 и 1998 годах, процитированное понятие относилось к товару. Таким образом, появилось понятие продукт, которому дано определение.
В других изданиях специальной литературы по маркетингу употребляется термин «продукт» как синоним термина «товар». Он рассматривается как конечный результат какого-либо технологического процесса, завершающегося выпуском продукции.
Однако термины «продукт» и «товар» не могут быть взаимозаменяемыми. Конечный результат какого-либо технологического процесса - продукт труда - может и не превратиться в товар, если он не будет продан (т.е. не будет обменен на денежный эквивалент).
Таким образом, продукт труда превращается в товар в случае его обмена на денежный эквивалент с целью удовлетворения определенной потребности. А может и не стать товаром, если в условиях конкуренции потребители будут покупать аналогичный продукт труда других производителей, которые по своим свойствам способны лучше удовлетворять их потребности.
Ближе других специалистов по маркетингу к пониманию «продукта рыночной деятельности» подошел Ф. Котлер. Он ввел в обращение термин «товар с подкреплением», т.е. товар, сопровождаемый дополнительными услугами и выгодами.
Ф. Котлер пишет: «... следовательно, товар превращается в нечто большее, чем в простой набор материальных характеристик. Потребители склонны рассматривать товары как сложный набор выгод, который удовлетворяет их потребности».
Отсутствие четкого понимания и определения с позиций маркетинга, что же в конце концов продвигается в разных отраслях и сферах рыночной деятельности от производителей к потребителям, мешает ученым и специалистам сформулировать теоретически выверенное определение маркетинга.
Необходимо с позиций теории маркетинга объяснить, какой продукт рыночной деятельности ждут потребители от производителей и продавцов. Отсюда ясно, какой продукт рыночной деятельности должны создавать производители, чтобы в условиях конкуренции лучше удовлетворять потребности потребителей и благодаря этому получить, возможно, большую выгоду от своей полезной деятельности.
В современном мире образованные, культурные и материально обеспеченные потребители хотели бы покупать, во-первых, товары и услуги высокого качества по приемлемой для них цене; во-вторых, чтобы продажа таких товаров и услуг сопровождалась удобными и нужными допродажными и послепродажными дополнительными услугами; в-^етьих, чтобы это были имиджевые товары и услуги, т.е. производителями их были известные фирмы и компании [2].
Отчетливо проявляется и другая тенденция: потребление материальных благ все больше вытесняется потреблением соответствующих услуг.
Конкурирующие фирмы и компании стараются удовлетворить меняющиеся потребности покупателей и заказчиков.
Внимательный анализ этого процесса позволяет сделать принципиально важный теоретический вывод о продукте рыночной деятельности в условиях обостряющейся конкуренции
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. на различных рынках.
Итак, чтобы добиться конкурентных преимуществ фирма должна продать потребителю товар соответствующего качества, комплекс дополнительных услуг, сопровождающих его продажу, а также свой имидж и все то, что его возвышает.
Это и есть продукт рыночной деятельности. В современных условиях добиться успеха в конкуренции можно за счет высококачественного продукта рыночной деятельности.
Поэтому продавать современному покупателю нужно не товар, а продукт. Стоимость продукта рыночной деятельности и его цена, естественно, выше цены товара. И покупатель согласен больше платить за такой продукт рыночной деятельности, который включает товар более высокого качества, растущий комплекс дополнительных услуг, не только облегчающий покупку и потребление товара, но и делающий этот процесс более комфортным и привлекательным, а также высокий имидж фирмы, заметно выделяющий потребителя такого продукта и создающий ему сопутствующее настроение.
Подчеркиваю, покупатель ждет такой продукт и готов платить за него высокую цену.
Становится все больше предпринимателей, которые понимают, чего ждут от них потребители, производят и продвигают к потребителям свой продукт рыночной деятельности.
При этом обращает на себя внимание, что конкуренция смещается в сторону наращивания привлекательных для потребителей дополнительных услуг, а также формирования высокого фирменного имиджа. И потребители ценят таких предпринимателей и поощряют их, покупая произведенный ими продукт рыночной деятельности.
В каждой отрасли и сфере рыночной деятельности от производителей к потребителям продвигается свой специфический продукт [3].
Так, промышленные предприятия, производящие новые образцы медицинского оборудования, сопровождают его продажу доставкой в клинику, установкой и сервисным обслуживанием, а также обучением медицинского персонала.
Выводы
Таким образом, чем шире комплекс дополнительных услуг, сопровождающих продажу какого-либо товара, тем выше при прочих равных условиях конкурентоспособность предприятия на конкретных товарных рынках, тем выше его имидж.
Литература
1. Аленина Е.Э. Зюлина В В. Осипов И.С. Направления повышения конкурентоспособности кадров автомобильной промышленности // Материалы Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (^Ш) "^томобиле-и тракторостроение в России: Приоритеты развития и подготовка кадров", посвященной 145-летию МГТУ «тМИ». Книга 12, Москва, МГТУ «тМИ», 2010 г., ISBN 978-594099-048-2
2. Аленина Е.Э. Фазлулина М.Э. Основные пути повышения конкурентоспособности продукции отечественного тракторного машиностроения на современном этапе развития экономики // Материалы Международной научно-тежштеской конференции Ассоциации автомобильных инженеров (^АИ) "Автомобиле- и тракторостроение в России: Приоритеты развития и подготовка кадров", посвященной 145-летию МГТУ «^^МИ». Книга 11, Москва, МГТУ «тМИ», 2010 г., ISBN 978-5-94099-048-2
3. Аленина Е.Э., Кравцова В.И., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия
мгту «тми». - м., мгту «тми»