Научная статья на тему 'Современный подход к формированию конкурентоспособных продуктов рыночной деятельности производственных предприятий'

Современный подход к формированию конкурентоспособных продуктов рыночной деятельности производственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТ / ТОВАР / ТЕОРИЯ МАРКЕТИНГА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / PRODUCT / MARKETING THEORY / COMPETITION / PRODUCTION COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басков Л. П., Каменецкий В. А.

В статье рассматриваются вопросы, касаемые конкурентоспособности продукции с точки зрения маркетингового подхода, приводятся маркетинговые понимания как продукта, так и деятельности фирмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern approach to the formation of competitive products of manufacturing enterprises

The questions, regarding our competitiveness in terms of marketing approach that provides marketing understanding both the product and the firm

Текст научной работы на тему «Современный подход к формированию конкурентоспособных продуктов рыночной деятельности производственных предприятий»

Выводы

К настоящему времени накоплен весомый опыт создания и функционирования технологических платформ в экономически развитых странах. Платформы заняли одно из ведущих мест среди инструментов проведения научно-те^шческой и инновационной политики в Европейском Союзе. Анализ иностранного опыта свидетельствует, что инициатива формирования технологической платформы исходит, как правило, от крупных производственных организаций, отраслевых объединений. Разработкой технологической платформы ведает специально созданный совещательный комитет, в который входят представители участвующих стран, научного сообщества, бизнеса, неправительственных организаций, формируются также национальные группы поддержки из представителей заинтересованных групп. Из числа ведущих экспертов, представляющих академическую и прикладную науку, формируется научный совет технологической платформы.

Литература

1. Перечень российских технологических платформ, утвержденный Решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 года, Протокол №2.

2. Протокол заседания президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 2 августа 2010 г. №3.

3. Протокол заседания президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. №4.

4. Решение рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 31 мая 2011 года, протокол №20-АК, технологические платформы, рекомендованные для включения в Перечень.

5. Райзберг Б А. Новые подходы к государственному управлению инвестиционными процессами в российской экономике // Известия МГТУ «^^МИ» № 1 (13) - 2012

6. Официальный сайт Европейской комиссии http://cordis.europa.eu/

7. http://www.nessi-europe.eu/default.aspx?page=home Сетевая европейская инициатива по программному обеспечению (Networked European Software and Services Initiative - NESSI)

8. http://www.photonics21.org/ Фотоника21 (Photonics21 - Photonics)

9. http://www.eupvplatform.org/ Фотовольтаика (Photovoltaics - Photovoltaics)

10. http://www.plantetp.org/ Растения для будущей жизни (Plants for the Future - Plants)

11. http://www.rhc-platform.org/cms/ Обновляемое отопление и охлаждение (Renewable Heating & Cooling RHC)

Современный подход к формированию конкурентоспособных продуктов рыночной деятельности производственных предприятий

ц.э.н. проф. Басков Л.П., д.э.н. проф. Каменецкий В А. Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы Аннотация. В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности продукции с точки зрения маркетингового подхода, приводятся маркетинговые понимания как продукта, так и деятельности фирмы

Ключевые слова: продукт, товар, теория маркетинга, конкурентоспособность, производственное предприятие В специальной литературе (не говоря уже о практике) маркетинговое понимание продукта рыночной деятельности чрезвычайно размыто. Более того, указанного словосочетания как бы и не существует. Вместо него употребляются термины «товар», «услуга», «предложение» и другие.

В книге известного американского ученого Ф. Котлера «Основы маркетинга», впервые изданной в СССР в 1990 г., термин «продукт» не упоминается. В своей книге Ф. Котлер пишет: «Сфера действия маркетинга в последнее время расширилась, включив в себя, помимо

товаров, и ряд других самостоятельных единиц «рыночного хождения», а именно услуги, организации, отдельные лица, места и идеи».

В книге «Основы маркетинга», изданной в России в 1998 г., тот же Ф. Котлер с соавторами пишет: «.. т^им образом, термин товар включает в себя материальные товары, услуги и ряд «вещей», которые помогают удовлетворить нужды и потребности людей». И далее: «... если порой вам кажется, что термин «товар» не совсем подходит по смыслу, можно заменить его другим - например «средство удовлетворения», «ресурс» или «предложение»».

В книге «Основы маркетинга», изданной в 2010 г., Ф. Котлер с соавторами уже вводит понятие продукт: «все, что может удовлетворить желание или потребность и предлагается рынку для привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи».

Стоит отметить, что в вышеуказанных книгах «Основы маркетинга», изданных в 1990 и 1998 годах, процитированное понятие относилось к товару. Таким образом, появилось понятие продукт, которому дано определение.

В других изданиях специальной литературы по маркетингу употребляется термин «продукт» как синоним термина «товар». Он рассматривается как конечный результат какого-либо технологического процесса, завершающегося выпуском продукции.

Однако термины «продукт» и «товар» не могут быть взаимозаменяемыми. Конечный результат какого-либо технологического процесса - продукт труда - может и не превратиться в товар, если он не будет продан (т.е. не будет обменен на денежный эквивалент).

Таким образом, продукт труда превращается в товар в случае его обмена на денежный эквивалент с целью удовлетворения определенной потребности. А может и не стать товаром, если в условиях конкуренции потребители будут покупать аналогичный продукт труда других производителей, которые по своим свойствам способны лучше удовлетворять их потребности.

Ближе других специалистов по маркетингу к пониманию «продукта рыночной деятельности» подошел Ф. Котлер. Он ввел в обращение термин «товар с подкреплением», т.е. товар, сопровождаемый дополнительными услугами и выгодами.

Ф. Котлер пишет: «... следовательно, товар превращается в нечто большее, чем в простой набор материальных характеристик. Потребители склонны рассматривать товары как сложный набор выгод, который удовлетворяет их потребности».

Отсутствие четкого понимания и определения с позиций маркетинга, что же в конце концов продвигается в разных отраслях и сферах рыночной деятельности от производителей к потребителям, мешает ученым и специалистам сформулировать теоретически выверенное определение маркетинга.

Необходимо с позиций теории маркетинга объяснить, какой продукт рыночной деятельности ждут потребители от производителей и продавцов. Отсюда ясно, какой продукт рыночной деятельности должны создавать производители, чтобы в условиях конкуренции лучше удовлетворять потребности потребителей и благодаря этому получить, возможно, большую выгоду от своей полезной деятельности.

В современном мире образованные, культурные и материально обеспеченные потребители хотели бы покупать, во-первых, товары и услуги высокого качества по приемлемой для них цене; во-вторых, чтобы продажа таких товаров и услуг сопровождалась удобными и нужными допродажными и послепродажными дополнительными услугами; в-^етьих, чтобы это были имиджевые товары и услуги, т.е. производителями их были известные фирмы и компании [2].

Отчетливо проявляется и другая тенденция: потребление материальных благ все больше вытесняется потреблением соответствующих услуг.

Конкурирующие фирмы и компании стараются удовлетворить меняющиеся потребности покупателей и заказчиков.

Внимательный анализ этого процесса позволяет сделать принципиально важный теоретический вывод о продукте рыночной деятельности в условиях обостряющейся конкуренции

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. на различных рынках.

Итак, чтобы добиться конкурентных преимуществ фирма должна продать потребителю товар соответствующего качества, комплекс дополнительных услуг, сопровождающих его продажу, а также свой имидж и все то, что его возвышает.

Это и есть продукт рыночной деятельности. В современных условиях добиться успеха в конкуренции можно за счет высококачественного продукта рыночной деятельности.

Поэтому продавать современному покупателю нужно не товар, а продукт. Стоимость продукта рыночной деятельности и его цена, естественно, выше цены товара. И покупатель согласен больше платить за такой продукт рыночной деятельности, который включает товар более высокого качества, растущий комплекс дополнительных услуг, не только облегчающий покупку и потребление товара, но и делающий этот процесс более комфортным и привлекательным, а также высокий имидж фирмы, заметно выделяющий потребителя такого продукта и создающий ему сопутствующее настроение.

Подчеркиваю, покупатель ждет такой продукт и готов платить за него высокую цену.

Становится все больше предпринимателей, которые понимают, чего ждут от них потребители, производят и продвигают к потребителям свой продукт рыночной деятельности.

При этом обращает на себя внимание, что конкуренция смещается в сторону наращивания привлекательных для потребителей дополнительных услуг, а также формирования высокого фирменного имиджа. И потребители ценят таких предпринимателей и поощряют их, покупая произведенный ими продукт рыночной деятельности.

В каждой отрасли и сфере рыночной деятельности от производителей к потребителям продвигается свой специфический продукт [3].

Так, промышленные предприятия, производящие новые образцы медицинского оборудования, сопровождают его продажу доставкой в клинику, установкой и сервисным обслуживанием, а также обучением медицинского персонала.

Выводы

Таким образом, чем шире комплекс дополнительных услуг, сопровождающих продажу какого-либо товара, тем выше при прочих равных условиях конкурентоспособность предприятия на конкретных товарных рынках, тем выше его имидж.

Литература

1. Аленина Е.Э. Зюлина В В. Осипов И.С. Направления повышения конкурентоспособности кадров автомобильной промышленности // Материалы Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (^Ш) "^томобиле-и тракторостроение в России: Приоритеты развития и подготовка кадров", посвященной 145-летию МГТУ «тМИ». Книга 12, Москва, МГТУ «тМИ», 2010 г., ISBN 978-594099-048-2

2. Аленина Е.Э. Фазлулина М.Э. Основные пути повышения конкурентоспособности продукции отечественного тракторного машиностроения на современном этапе развития экономики // Материалы Международной научно-тежштеской конференции Ассоциации автомобильных инженеров (^АИ) "Автомобиле- и тракторостроение в России: Приоритеты развития и подготовка кадров", посвященной 145-летию МГТУ «^^МИ». Книга 11, Москва, МГТУ «тМИ», 2010 г., ISBN 978-5-94099-048-2

3. Аленина Е.Э., Кравцова В.И., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия

мгту «тми». - м., мгту «тми»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.