2. Поляков НА. Управление инновационным проектом. - Санкт-Петербург: ОЦЭиМ, 2005.
3. Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В. Оценка уровня конкурентоспособности грузовых автомобилей и их двигателей // Маркетинг в России и за рубежом. // 2004. - № 5(43). - с.
4. Фатхутдинов РА. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Эксмо, 2004.
5. Бараненко СП., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. - М.: Центро-полиграф, 2010г.
6. Хомкин К А. Инновационный проект. Подготовка для инвестирования. -М.: Дело АНХ, 2010 г.
7. Просветов Г.И. Математические методы в экономике. Учебно-методическое пособие. -М.: Издательство РДЛ, 2004т.
8. Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами -БХВ-Петербург, 2011 г.
9. Каменецкий В.А., Аленина Е.Э., Волосатова ВВ. Проблема качества инновационных проектов // Известия МГТУ № 1 (13) - 2012
Технологические платформы как инструмент государственного регулирования и координации инновационной деятельности
д.э.н. проф. Райзберг Б.А., Желтоножко ТА.
ФБНУ «Институт макроэкономических исследований»
8(495) 653-12-76
Аннотация. В статье рассмотрены базисные положения и освещен опыт формирования технологических платформ, получающих распространение в качестве перспективного механизма, позволяющего объединить усилия государства, бизнеса, науки, направленные на модернизацию и технологическое развитие российской экономики. Осуществлена оценка возможности применения в стране мирового опыта использования технологических платформ.
Ключевые слова: инновации, технологические платформы, технико-технологический прогресс, научные достижения, инструменты регулирования, высокотехнологичная продукция, частно-го^дарственные партнерства, управление, программы, проекты, качество, эффективность, результативность.
Перспективный курс российской экономики, выраженный в таких основополагающих документах, как Концепция долгосрочного социально-эконошгаеского развития и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, ориентирован на всемирное использование научно-те^шческих достижений, технологических новшеств. Реализация этого курса требует реструктуризации отечественной экономики, повышения доли отраслей, обрабатывающих, перерабатывающих сырье, производящих готовую продукцию. Одновременно понадобится использовать высокотехнологичные процессы, способствующие снижению материале- и энергоемкости производства, повышению качества товаров и услуг, росту эффективности.
Перевод российской экономики на инновационную траекторию предусматривает значительное повышение вклада науки, технико-тежологического прогресса в дальнейший подъем потенциала, рост национального богатства страны. Ускоренное внедрение результатов научных исследований и разработок в производство служит определяющим условием достижения высокого качества продукции, выпускаемой на базе передовых технологий, конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках, импортозамещения ввозимых в страну продуктов.
В силу исторически сложившихся тенденций, подходов к государственному управлению экономикой и социальной сферой в России сложился принцип приоритета структуры и техники производства по отношению к технологии. На первый план выводилась задача «та) делать и с помощью чего делать», тогда как технологическая задача «как, каким образом де-
лать» отодвигалась на второе место, рассматривалась как производная, второстепенная. Цель достижения объемов производства товаров и услуг явно преобладала над получением высококачественной продукции, соответствующей требованиям отечественных и мировых стандартов. Несмотря на очевидные проблемы физического и морального старения технологического оборудования, на появление новых прогрессивных технологий и даже технологических укладов, совершенствованию технологических процессов не уделялось достаточного внимания.
Характерно, что неуважение к технологиям коснулось и информационно-управленческих технологий, лишь в последние годы проявился выраженный интерес к прогрессивным технологиям хранения, накопления, передачи, обработки информации.
Современные технологии характеризуются разнообразием, масштабностью, динамизмом, высокой технической сложностью, значительными затратами на освоение. Отсюда вытекает необходимость вовлечения в технологический прогресс многих участников, включая государство, бизнес-с^уктуры, науку, образование. Государство и общество, самые разные социальные группы должны сфокусировать усилия на выработке и обосновании пока еще нечетко сформулированной стратегии и тактики преодоления технологического отставания российской экономики.
Успешное осуществление ряда зарубежных проектов освоения современных прогрессивных технологий в разных отраслях и сферах экономики подтверждает, что реализация технологических проектов способна стать мощным рычагом экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности. Действенным инструментом установления приоритетов научно-те^ологического развития производства и социальной сферы, обеспечения коммуникаций, взаимодействия участников технологического прогресса способны стать организационно-структурные образования в виде технологических платформ. Об этом свидетельствует зарубежный, а частично и появившийся российский опыт создания и функционирования отраслевых, региональных, интернациональных технологических платформ.
Первопричиной и предпосылкой создания технологических платформ как новой формы государственного регулирования и воздействия на инновационную деятельность послужили недостаточность и несовершенство сложившихся в прошлом механизмов государственного управления, организации и координации процессов создания и применения технологических инноваций. Как известно, основным инструментом государственного регулирования инновационных процессов в рыночной экономике служат целевые программы и крупные инновационные проекты, поддерживаемые государством посредством бюджетных ассигнований и административных рычагов. В дополнение к этим сложившимся инструментам решением Правительственной комиссии РФ по высоким технологиям и инновациям, принятым в 2010 году, российские компании с государственным участием должны разрабатывать программы инновационного развития.
Вместе с тем, как показывает анализ нормативно-лавовой базы инновационной деятельности в России, несмотря на наличие большого количества нормативно-прадовых актов, регламентирующих отношения в области научно-тетаююской и инновационной деятельности, многие практические вопросы технологической инноватизации российской экономики не решаются ввиду недостаточности организационно-лавового обеспечения. До настоящего времени четкая стратегия комплексного регулирования технологических инноваций с сопутствующим доктринальным и правовым закреплением не выработана и не принята, не завершено формирование нормативной базы регулирования процессов внедрения технологических инноваций в производство, установления роли государственных органов в активизации этих процессов.
Необходимо дальнейшее организационно-правовое, регулятивно-координационное подкрепление целевых программ, инновационно-инвестационных проектов технологической направленности, в чем видится основное назначение технологических платформ.
Упомянутая выше Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям совместно с Министерством экономического развития и Министерством образования и
науки Российской Федерации определяет технологическую платформу как коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий в области создания перспективных коммерческих технологий, новой продукции и услуг, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок.
В дополнение к этому определению Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года №2227-р, предусматривает участие всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества) и направляет свои усилия на совершенствование нормативно-прадовой базы в области научно-тежологического и инновационного развития.
По мнению авторов настоящей статьи, краткое, концентрированное определение изучаемого понятия может звучать следующим образом: «те^ологическая платформа представляет комплексную программу разработки и освоения крупномасштабных технологических инноваций на основе научно-те^шческого и организационно-экономического сотрудничества и финансового участия заинтересованных государственных, бюджетных организаций, бизнес-структур, научного сообщества».
В приводимом определении технологическая платформа характеризуется как комплексная программа, однако её не следует осуществлять с государственными целевыми программами, наделёнными четко выделенными из государственного бюджета средствами. По своей природе технологические платформы близки к частно-государственному партнёрству, создаваемому, а точнее - организуемому для совместного осуществления технологической инновации. В то же время технологическая платформа не есть только отдельный проект, финансируемый из бюджета и других источников, а представляет площадку для формирования согласованных планов действий междисциплинарной природы всего круга организаций, лиц, заинтересованных в проведении и получении результата этих действий.
В итоге технологические платформы образуют специфический тип комплексных программ технологической направленности, призванных объединить на основе соглашений усилия и ресурсы многих организаций-участников при наличии государственной поддержки и частной инициативы под эгидой органов государственного управления. Опорным пространством для технологических инноваций способны стать бизнес, выступающий в роли заказчика, и высшая школа или Российская Академия Наук при условии обеспечения органичной связи образования, научных исследований и разработок, внедренческих (вен^рных) фирм.
Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года формирование технологических платформ оправдано при наличии технологических проблем, характеризуемых следующими признаками:
• множественностью потенциальных участников технологической платформы и косвенных заинтересованных в ней бенефициаров;
• необходимостью обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, государства, науки;
• необходимостью выработки требований к важнейшим базовым технологиям;
• многодисциплинарностью исследований, необходимых для разработки перспективных технологий;
• неопределенностью сложившихся научно-те^ологических компетенций, разобщённость научных организаций технологического профиля.
Отдельные признаки проблем, для решения которых рекомендуется формировать технологические платформы, близки к признакам проблем, решаемых посредством целевых социально-экономических программ, что подтверждает близость платформ и программ как инструментов, посредством которых государство стремится преодолеть разрывы между потребностями и уровнями их удовлетворения.
Будучи по форме государственно-частаыми партнёрствами, технологические платформы образуют организационно-садовые структуры, функционирующие на принципах добровольных ассоциаций, соблюдающих договорные, контрактные условия деятельности, обяза-
тельства. Подобно ассоциациям, они обладают высокой степенью свободы конструирования, выбора структуры органов и механизмов управления, порядка и правил взаимодействия участников платформы. Значимым представительством в органах управления должны обладать все участники, включая ключевых потребителей создаваемого продукта. Демократические принципы управления ассоциацией участников платформы отражают прозрачные правила вхождения, открытость для входа, отсутствие дискриминации в отношении определённых групп компаний и организаций, ясность и публичность достигнутых результатов.
Ориентация на решение среднесрочных и долгосрочных проблем предопределяет длительное существование технологической платформы и динамичный состав участников, проявляющийся в ориентированности на расширение кооперации и поиск перспективных парт-нерств. Характерная черта доходной части бюджета ассоциации - привлечение негосударственных средств из самых разных источников.
Технологические платформы в лице их участников выполняют обширный спектр видов деятельности, общая характеристика которых представлена ниже в самых общих чертах.
Прогнозно-адэдитаческая и плановая деятельность включают:
• анализ уровня развития и мониторинг внедрения прогрессивных технологий в гражданском и оборонном секторах экономики, выявление социально-экономических и научно-технических проблем в их технологическом видении, изучение способов их решения, консультирование по профилю деятельности платформы;
• прогнозирование технологического развития отечественной и мировой экономики, выявление приоритетов научно-тетаологического прогресса, разработка дорожных карт, проведение маркетинговых исследований;
• формирование планов проведения научных исследований и разработок, среднесрочных и долгосрочных программ освоения передовых технологий.
Участие платформы в образовательной деятельности предусматривает разработку учебных планов и образовательных программ, подготовку и переподготовку кадров, организацию прохождения практики учащимися учебных заведений.
Профильная научная и проектно-конс^укторская деятельность охватывает выполнение НИОКР в соответствии с программами научных исследований и разработок, опытную проверку разрабатываемых технологий, их технико-экономическое обоснование. Производственная и сбытовая, закупочная деятельность содержит, включает опытное и серийное производство товаров, продукции, услуг по профилю платформы, реализацию производимого материального и информационного продукта, распространение и внедрение технологий, поиск потенциальных заказчиков и потребителей, проведение логистических исследований.
Информационная и общественная деятельность распространяется на получение и передачу информации, связанной с функционированием платформы, информационную поддержку проводимых мероприятий, действий, поддержание и развитие общественных отношений, имиджа, проведение рекламных кампаний, организацию конференций, совещаний, семинаров, школ, информационный обмен с организациями, близкими по профилю выполняемых работ, выпуск информационных материалов.
Значительное место в деятельности технологической платформы занимает взаимодействие с государством в лице государственных организаций, органов государственной власти. При проведении и формировании государственной научно-те^шческой политики учитываются предложения со стороны участников технологических платформ. Во взаимодействии с государственными структурами разрабатываются и осуществляются целевые программы технологической направленности. Государство оказывает финансовую поддержку деятельности технологических платформ.
Функционирование технологических платформ затрагивает и разные аспекты международных связей, внешнеэкономического сотрудничества, распространяясь на контакты и взаимодействие с зарубежными научными организациями, технологическими платформами, на привлечение ведущих специалистов, выполнение совместных проектов.
Выводы
К настоящему времени накоплен весомый опыт создания и функционирования технологических платформ в экономически развитых странах. Платформы заняли одно из ведущих мест среди инструментов проведения научно-те^шческой и инновационной политики в Европейском Союзе. Анализ иностранного опыта свидетельствует, что инициатива формирования технологической платформы исходит, как правило, от крупных производственных организаций, отраслевых объединений. Разработкой технологической платформы ведает специально созданный совещательный комитет, в который входят представители участвующих стран, научного сообщества, бизнеса, неправительственных организаций, формируются также национальные группы поддержки из представителей заинтересованных групп. Из числа ведущих экспертов, представляющих академическую и прикладную науку, формируется научный совет технологической платформы.
Литература
1. Перечень российских технологических платформ, утвержденный Решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 года, Протокол №2.
2. Протокол заседания президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 2 августа 2010 г. №3.
3. Протокол заседания президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. №4.
4. Решение рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 31 мая 2011 года, протокол №20-АК, технологические платформы, рекомендованные для включения в Перечень.
5. Райзберг Б А. Новые подходы к государственному управлению инвестиционными процессами в российской экономике // Известия МГТУ «^^МИ» № 1 (13) - 2012
6. Официальный сайт Европейской комиссии http://cordis.europa.eu/
7. http://www.nessi-europe.eu/default.aspx?page=home Сетевая европейская инициатива по программному обеспечению (Networked European Software and Services Initiative - NESSI)
8. http://www.photonics21.org/ Фотоника21 (Photonics21 - Photonics)
9. http://www.eupvplatform.org/ Фотовольтаика (Photovoltaics - Photovoltaics)
10. http://www.plantetp.org/ Растения для будущей жизни (Plants for the Future - Plants)
11. http://www.rhc-platform.org/cms/ Обновляемое отопление и охлаждение (Renewable Heating & Cooling RHC)
Современный подход к формированию конкурентоспособных продуктов рыночной деятельности производственных предприятий
ц.э.н. проф. Басков Л.П., д.э.н. проф. Каменецкий В.А. Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы Аннотация. В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности продукции с точки зрения маркетингового подхода, приводятся маркетинговые понимания как продукта, так и деятельности фирмы
Ключевые слова: продукт, товар, теория маркетинга, конкурентоспособность, производственное предприятие В специальной литературе (не говоря уже о практике) маркетинговое понимание продукта рыночной деятельности чрезвычайно размыто. Более того, указанного словосочетания как бы и не существует. Вместо него употребляются термины «товар», «услуга», «предложение» и другие.
В книге известного американского ученого Ф. Котлера «Основы маркетинга», впервые изданной в СССР в 1990 г., термин «продукт» не упоминается. В своей книге Ф. Котлер пишет: «Сфера действия маркетинга в последнее время расширилась, включив в себя, помимо