Научная статья на тему 'Моделирование информационно-экономической системы производственного предприятия с целью повышения его конкурентоспособности'

Моделирование информационно-экономической системы производственного предприятия с целью повышения его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МАРКЕТИНГА / МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА / MARKETING / INFORMATION AND ECONOMIC MODEL OF THE MARKETING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басков Л. П., Каменецкий В. А., Филякин Ю. П.

В статье рассматривается система маркетинга в качестве информационно-экономической системы, ее целей и достоинств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling the information-production enterprise economic system in order to increase its competitiveness

A system of marketing as an information and economic system, its objectives and advantages.

Текст научной работы на тему «Моделирование информационно-экономической системы производственного предприятия с целью повышения его конкурентоспособности»

но с различными признаками учета (буэтадтерский - БУ, налоговый - НУ). Пользователь информационной системы в одном диалоговом окне может увидеть не только суммы проводок по различным подсистемам учета, но и суммы выявленных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом ЩР - постоянных, ВР - временных).

При этом алгоритм формирования показателей в проводке предполагает выполнение равенства:

БУ= НУ + ПР + ВР

Такая модель взаимодействия подсистем учета основана на единстве первичной информации и хозяйственных операций компании.

В основе третьего подхода к построению системы бухгалтерского учета лежит принцип приоритета правил налогового учета по сравнению с правилами ведения финансового учета. Два учета сближаются таким образом, чтобы упростить расчет налогов и минимизировать работу бухгалтера, при этом финансовому учету отводится второстепенная роль. Такой способ выбирают около 20% российских организаций. Однако ценой такого сближения зачастую является увеличение налоговых платежей, так как бухгалтерия отказывается от единовременного списания некоторых расходов в налоговом учете, тем самым завышая текущий налог на прибыль. Кроме того, занижается величина бухгалтерской прибыли, что может ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

Выводы

На выбор схемы взаимодействия финансового и налогового учета влияет множество факторов: организационная структура хозяйствующего субъекта, отраслевая принадлежность и специфика деятельности, трудоемкость обработки учетной информации, численность бухгалтерского аппарата, оснащенность вычислительной техникой и программным обеспечением.

Литература

1. Ришар Жан. Бухгалтерский учет: теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Бахрушина МЛ., Сидорова М.И., Борисова ЛИ. Стратегический управленческий учет/ М.: Издательство «Рид групп», 2011

3. Сидорова М.И. Методы стратегического управленческого учета. - М.:// Актуальные проблемы социально-эконош!ческого развития России, 2010, № 4, с.21-23

4. Аленина Е.Э. Кравцова В.И., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия

мгту «тми».

Моделирование информационно-экономической системы производственного предприятия с целью повышения его конкурентоспособности

[ц.э.н. проф. Басков Л.П., д.э.н. проф. Каменецкий В.А.

Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы

д.э.н. проф. Филякин ЮЛ. Университет машиностроения

Аннотация. В статье рассматривается система маркетинга в качестве информационно-экономической системы, ее целей и достоинств.

Ключевые слова: система маркетинга, модель информационно-экономической системы маркетинга.

Теория маркетинга начинается с его определения.

Теория маркетинга будет более обоснованной, а практика - более эффективной, если иметь представление о маркетинге фирмы как о информационно-экономической системе.

Маркетинг - это информационно-экономическая система, обеспечивающая эффективное продвижение продукта рыночной деятельности от производителя к потребителям и его продажу в условиях конкуренции с целью удовлетворения потребностей потребителей и по-

лучения возможно большей выгоды от полезной деятельности производителя.

В приведенном авторском определении маркетинга он трактуется как информационно-экономическая система. Обоснованию этого теоретического положения посвящена данная статья.

Проведенное автором исследование позволяет изложить понятие системы маркетинга фирмы следующим образом.

Информационно-экономическая система маркетинга фирмы - это совокупность элементов маркетинга, обладающих внутренним единством и способностью к взаимодействию и развитию в процессе продвижения продукта рыночной деятельности от производителя к потребителям в условиях конкуренции для достижения тактических и стратегических маркетинговых целей.

При этом каждый из элементов системы реализует присущие ему маркетинговые функции и вместе с тем, целенаправленно взаимодействуя, они образуют новый синергетический эффект, способствующий достижению целей маркетинга фирмы.

Если руководство фирмы в условиях обостряющейся конкуренции готовится профессионально использовать маркетинг, оно должно теоретически осмыслить систему маркетинга фирмы, а затем на основе полученных знаний воспроизвести систему маркетинга на своей фирме. Это можно сделать с помощью разработки и обоснования модели этой системы. Модель - это упорядоченное отражение структуры реальной системы маркетинга.

Модель информационно-экономической системы маркетинга фирмы разрабатывается по правилам «теории систем». Она представляет структурированную по определенным правилам совокупность элементов системы маркетинга фирмы, где выделены базовые элементы, т.е. наиболее существенные целе- и функционально-ориентарованные элементы. Базовые элементы в свою очередь включают функциональные элементы системы, отражающие реальные маркетинговые процессы в деятельности фирмы.

Системный подход к обоснованию маркетинговой деятельности фирмы позволяет утверждать, что базовыми элементами информационно-экономической системы маркетинга фирмы, а следовательно, и ее модели являются четыре поставленные в строгой последовательности элемента: 1) маркетинговые исследования; 2) маркетинговая стратегия; 3) маркетинговая тактика; 4) маркетинговый контроль.

Для теоретического обоснования такого вывода необходимо дать определение каждому из перечисленных элементов системы маркетинга фирмы и сформулировать их цели и функции. Причем ответы на вопросы о целях и функциях должны содержаться в самих определениях, если они теоретически выверены.

Авторская версия определений четырех базовых элементов системы маркетинга приводится ниже.

Маркетинговые исследования - это процесс системного сбора и анализа информации о состоянии и изменениях, происходящих в маркетинговой среде, а также разработка прогнозов развития конкретных товарных рынков для определения целей деятельности фирмы на этих рынках в условиях конкуренции.

Цель маркетинговых исследований - определение целей деятельности фирмы на конкретных рынках в условиях конкуренции.

Функции маркетинговых исследований:

A.Системный сбор и анализ информации о состоянии и изменениях, происходящих в маркетинговой среде;

Б.Р^работка прогнозов развития конкретных товарных рынков;

B.Определение целей деятельности фирмы на конкретных товарных рынках в условиях конкуренции.

Маркетинговая стратегия - это обоснованный прогнозами выбор направления развития фирмы в конкретной маркетинговой среде относительно определенных целей для достижения устойчивых конкурентных преимуществ фирмы в конкретных сегментах целевого рынка.

Цель маркетинговой стратегии - достижение устойчивых конкурентных преимуществ фирмы в конкретных сегментах целевого рынка.

Функции - маркетинговой стратегии:

Г. Обоснованный прогнозами выбор направления развития фирмы в конкретной маркетинговой среде относительно определенных целей;

Д. Достижение устойчивых конкурентных преимуществ фирмы в конкретных сегментах целевого рынка.

Маркетинговая тактика - это поэтапная реализация фирмой выбранной стратегии с помощью использования комплекса маркетинговых методов и средств в процессе продвижения продукта от производителя к потребителям для достижения тактических и стратегических целей маркетинга фирмы в конкретных сегментах целевого рынка.

Цель маркетинговой тактики - достижение тактических и стратегических целей маркетинга фирмы в конкретных сегментах целевого рынка.

Функции маркетинговой тактики:

Е. Поэтапная реализация фирмой выбранной стратегии с помощью использования комплекса маркетинговых методов и средств в процессе продвижения продукта от производителя к потребителям;

Ж. Достижение тактических и стратегических целей маркетинга фирмы в конкретных сегментах целевого рынка.

Маркетинговый контроль - это наблюдение и оценка изменений, происходящих в маркетинговой среде и влияющих на целенаправленную деятельность фирмы, а также определение возможных отклонений и сбоев в развитии фирмы для подготовки корректирующих управленческих решений, повышающих конкурентоспособность фирмы.

Цель маркетингового контроля - подготовка корректирующих управленческих решений, повышающих конкурентоспособность фирмы.

Функции маркетингового контроля^

3. Наблюдение и оценка изменений, происходящих в маркетинговой среде и влияющих на целенаправленную деятельность фирмы, а также определение возможных отклонений и сбоев в развитии фирмы;

И. Подготовка корректирующих управленческих решений, повышающих конкурентоспособность фирмы.

Стратегические цели маркетинга фирмы установлены в его определении: удовлетворение потребностей потребителей и получение возможно большей выгоды от полезной деятельности производителя.

Однако для каждой фирмы стратегические цели, сохраняя свой общий смысл, конкретизируются в зависимости от специфики продукта, продвигаемого в разные сегменты целевого рынка для удовлетворения потребностей, а также от применяемых при этом маркетинговых стратегий и условий конкуренции.

Все вышесказанное является кратким введением к объяснению информационно-экономической системы маркетинга фирмы.

I. Маркетинговые исследования.

II. Маркетинговая стратегия.

III. Маркетинговая тактика.

IV. Маркетинговый контроль.

В соответствии с этими элементами маркетинговой деятельности на фирме строится последовательная организация этой деятельности. Поэтому структура методических указаний по организации маркетинговой деятельности включает четыре раздела: маркетинговые исследования, маркетинговая стратегия, маркетинговая тактика и маркетинговый контроль [1].

Раздел I. Данный раздел изучение деятельности фирмы (предприятия) ориентирован на проведение маркетинговых исследований.

В процессе маркетинговых исследований осуществляется:

A. Системный сбор и анализ информации о состоянии и изменениях, происходящих в маркетинговой среде;

Б. Разработка прогнозов развития конкретных (товарных) рынков;

B. Определение целей деятельности фирмы на конкретных (товарных) рынках в условиях конкуренции.

A. Системный сбор и анализ информации о состоянии и изменениях, происходящих в маркетинговой среде включает следующие материалы:

I. Исследования макросреды (внешней среды);

II. Исследования мезосреды (окружающей рыночной среды);

III. Исследования микросреды (в^тренней среды фирмы).

В свою очередь I. Исследования макросреды (внешней среды) включают следующие материалы:

1) Оценку состояния и возможных изменений в перспективе силы влияния основных факторов макросреды. Экспертная оценка.

2) Оценку сложившихся условий развития предпринимательства с точки зрения привлекательности и коммерческих рисков в конкретной сфере деятельности, а также воз-моясных изменений в перспективе. Экспертная оценка.

II. Исследования мезосреды (окружающей рыночной среды) включает следующие материалы:

3) Оценку состояния и возможных изменений развития в перспективе окружающей рыночной среды. Экспертная оценка.

4) Сегментацию рынка: изучение состояния и возможных изменений в перспективе конкретных (товарных) рынков и их сегментов. Экспертная оценка.

III. Исследования микросреды (в^^енней среды фирмы) включает следующие материалы:

5) Оценку состояния и возможных изменений развития в перспективе внутренней среды фирмы. Оценка специалистов.

6) Оценку состояния и возможных изменений развития в перспективе ресурсного потенциала фирмы. Оценка специалистов.

7) Оценку текущей и перспективной конкурентоспособности продукта фирмы. Оценка специалистов.

Б. Разработка прогнозов развития конкретных (товарных) рынков включает следующие материалы:

IV. Сравнение возможностей потенциала фирмы с требованиями рынка: анализ и прогноз.

V. Проведение сегментации целевого рынка и определение перспективных сегментов: анализ и прогноз. В свою очередь IV. Сравнение возможностей потенциала фирмы с требованиями рынка: анализ и прогноз включает следующие материалы:

8) Сравнение продукта фирмы с потребностями и спросом потребителей (по количеству, качеству, ассортименту и цене). Анализ и прогноз.

9) Сравнение продукта с аналогичными продуктами основных конкурентов (по количеству, качеству, ассортименту и цене). Анализ и прогноз.

10)Сраднение продукта фирмы с отраслевыми эталонами (по количеству, качеству, ассортименту и цене) Анализ и прогноз.

V. Проведение сегментации целевого рынка и определение перспективных сегментов: анализ и прогноз включает следующие материалы:

11) Оценку традиционных сегментов целевого рынка: анализ и прогноз.

12) Выбор и оценка новых перспективных сегментов целевого рынка: анализ и прогноз.

B. Определение целей деятельности фирмы на конкретных (товарных) рынках в условиях конкуренции включает следующие материалы:

VI. Выбор целей в отношении конкретных сегментов целевого рынка.

VII. Выбор целей в отношении продукта рыночной деятельности. УШ. Выбор целей в отношении конкурентов.

В свою очередь VI. Выбор целей в отношении конкретных сегментов целевого рынка включает следующие материалы:

13) Обоснование целей, ориентированных на проникновение в новые сегменты целевого рынка и их освоение.

14) Обоснование целей, ориентированных на увеличение доли фирмы в традиционных сегментах целевого рынка.

15) Обоснование целей, ориентированных на сохранение доли фирмы в традиционных сегментах целевого рынка.

VII. Выбор целей в отношении продукта рыночной деятельности включает следующие материалы:

16) Обоснование цели, ориентированной на продвижение на целевой рынок нового продукта, не имеющего аналога.

17) Обоснование цели, ориентированной на продвижение на целевой рынок продукта с улучшенными потребительскими свойствами.

18) Обоснование цели, ориентированной на продвижение на целевой рынок продукта новой сферы применения.

19) Обоснование цели, ориентированной на продвижение на целевой рынок продукта рыночной новизны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VIII. Выбор целей в отношении конкурентов включает следующие материалы:

20) Обоснование цели, ориентированной на укрепление позиций фирмы как лидера на отраслевом рынке.

21) Обоснование цели, ориентированной на позицию претендента на отраслевое лидерство.

22) Обоснование цели, ориентированное на позицию следования за отраслевыми лидерами.

23) Обоснование цели, ориентированной на рыночную нишу на отраслевом рынке.

Изложить обоснованные выводы и предложения по первому разделу изучения организации маркетинговой деятельности фирмы (^едприятия) на конкретных товарных рынках (сегментах).

Раздел II. Данный раздел изучения деятельности фирмы (предприятия) ориентирован на обоснование маркетинговой стратегии.

В процессе обоснования маркетинговой стратегии осуществляется: Г. Обоснованный прогнозами выбор направления развития фирмы в конкретной маркетинговой среде (с^аны, региона, города) относительно определенных целей (см. раздел I маркетинговые исследования). Д. Достижение устойчивых конкурентных преимуществ фирмы в конкретных сегментах целевого рынка.

Г. Обоснованный прогнозами выбор направления развития фирмы в конкретной маркетинговой среде относительно определенных целей включает следующие материалы:

IX. Выбор вариантов базовых стратегий охвата рынка. X. Выбор вариантов стратегий развития фирмы.

В свою очередь IX. Выбор вариантов базовых стратегий охвата рынка включает следующие материалы:

24) С^атегию недифференцированного маркетинга.

25) С^атегию дифференцированного маркетинга.

26) С^атегию концентриров анного маркетинга.

X. Выбор вариантов стратегий развития фирмы включает следующие материалы:

27) С^атегию дальнейшего освоения традиционного рынка.

28) С^атегию развития рынка.

29) С^атегию развития продукта.

30) С^атегию дивер сификации.

Д. Достижение устойчивых конкурентных преимуществ фирмы в конкретных сегментах целевого рынка включает следующие материалы:

XI. Конкурентное преимущество в виде предложения продукта наивысшей потребительской ценности.

XII. Конкурентное преимущество в виде предложения продукта высокого качества.

XIII. Кон^рентное преимущество в цене продукта.

XIV. Конкурентное преимущество в дополнительных услугах, сопровождающих продажу товара.

XV. Конкурентное преимущество в виде бренда фирмы или продукта. Изложить обоснованные выводы и предложения по второму разделу изучения организаций маркетинговой деятельности фирмы (предприятия) на конкретных товарных рынках (сегментах).

Раздел III. Данный раздел изучения деятельности фирмы (предприятия) сориентирован на обоснование маркетинговой тактики.

В процессе обоснования маркетинговой тактики осуществляется: Е. Поэтапная реализация фирмой выбранной стратегии с помощью использования комплекса маркетинговых методов и средств в процессе продвижения продукта от производителя к потребителям на конкретных рынках. Ж. Достижение тактических и стратегических целей маркетинга фирмы [1]. Е. Поэтапная реализация фирмой выбранной стратегии с помощью использования комплекса маркетинговых методов и средств в процессе продвижения продукта от производителя к потребителям в конкретных сегментах целевого рынка включает следующие материалы:

XVI. Использование методов ценообразования на продукцию рыночной деятельности фирмы в различных сегментах целевого рынка.

XVII. Использование методов позиционирования фирмы и продукта в различных сегментах целевого рынка.

XVIII. Использование методов и средств формирования спроса в различных сегментах целевого рынка.

XIX. Использование методов и средств стимулирования сбыта в различных сегментах целевого рынка.

XX. Формирование различных вариантов маркетинговых каналов и организация эффективного продвижения продукта от производителя к потребителям. В свою очередь XVI. Использование методов ценообразования на продукцию рыночной деятельности фирмы в различных сегментах целевого рынка включает следующие материалы:

31) Определение влияния на величину цены продукта фирмы фактора его потребительской ценности.

32) Расчёт влияния на величину цены продукта фирмы фактора затрат на его производство.

33) Определение влияния на величину цены продукта фирмы фактора спроса потребителей.

34) Определение влияния на величину цены про дукта фирмы фактора цен на аналогичные товары конкурентов.

В свою очередь XVII. Использование методов позиционирования фирмы и продукта в различных сегментах целевого рынка включает следующие материалы:

35) Использование методов позиционирования фирмы в сегментах целевого рынка.

36) Использование методов позиционирования продукта в сегментах целевого рынка. XVIII. Использование методов и средств формирования спроса в различных сегментах

целевого рынка включает следующие материалы:

37) Использование средств рекламы для формирования покупательского спроса в сегментах целевого рынка.

38) Использование средств пропаганды для формирования покупательского спроса в сегментах целевого рынка.

39) Использование методов и средств формирования благоприятного общественного мнения в отношении фирмы и её продукта в сегментах целевого рынка.

XIX. Использование методов и средств стимулирования сбыта в различных сегментах целевого рынка включает следующие материалы:

40) Использование методов и средств стимулирования покупателей в процессе продажи продукта в сегментах целевого рынка.

41) Использование методов и средств стимулирования продавцов в процессе продвижения продукта в сегментах целевого рынка.

XX. Формирование различных вариантов маркетинговых каналов и организация эффективного продвижения продукта от производителя к потребителям включает следующие материалы:

42) Формирование каналов прямого маркетинга.

43) Формирование каналов непрямого маркетинга.

Ж. Достижение тактических и стратегических целей маркетинга фирмы включает следующие материалы:

XXI. Обеспечение достижения тактических целей маркетинга фирмы. XXII. Обеспечение достижения стратегических целей маркетинга фирмы. В свою очередь XXI. Обеспечение достижения тактических целей маркетинга фирмы включает следующие материалы:

44) Обеспечение эффективного ценообразования на продукцию фирмы, повышающую её конкурентоспособность.

45) Обеспечение эффективного информационного и физического позиционирования фирмы и продукта в сегментах целевого рынка.

46) Обеспечение необходимого объёма покупательского спроса в сегментах целевого рынка за счет эффективного использования методов и средств формирования спроса.

47) Обеспечение эффективного стимулирования продавцов и покупателей в процессе продвижения продукта в сегментах целевого рынка.

48) Достижение высоких показателей эффективности маркетинговых каналов.

XXII. Обеспечение достижения стратегических целей маркетинга фирмы включает следующие материалы:

49) Продвижение в сегменты целевого рынка продукта, обеспечивающего в условиях конкуренции лучшее удовлетворение потребности (спроса) потребителей по показателям количества, качества, ассортимента и цены.

50) Продвижение в сегменты целевого рынка продукта, обеспечивающего в условиях конкуренции получения фирмой прогнозируемой выгоды (прибыли).

Изложить обоснованные выводы и предложения по третьему разделу организации маркетинговой деятельности фирмы (^едприятия) на конкретных товарных рынках (сегментах).

Раздел IV. Данный раздел изучения деятельности фирмы (предприятия) сориентирован на организацию маркетингового контроля.

В процессе организации маркетингового контроля осуществляется: 3. Наблюдение и оценка изменений, происходящих в маркетинговой среде и влияющих на целенаправленную деятельность фирмы, а также определение возможных отклонений и сбоев в развитии фирмы. И. Подготовка корректирующих управленческих решений, повышающих конкурентоспособность фирмы.

3. Наблюдение и оценка изменений, происходящих в маркетинговой среде и влияющих на целенаправленную деятельность фирмы, а также определение возможных отклонений и сбоев в развитии фирмы включает следующие материалы:

XXIII. Организация стратегического контроля.

XXIV. Организация тактического контроля.

В свою очередь XXIII. Организация стратегического контроля включает следующие материалы:

51) Набдащение и оценка изменений, происходящих в макросреде.

52)Набда>дение и оценка изменений, происходящих в мезосреде.

53)Набж>дение и оценка изменений, происходящих в микросреде.

XXIV. Организация тактического контроля включает следующие материалы:

54) Контроль результативности применяемых методов ценообразования на продукцию фирмы.

55) Контроль результативности применяемых м етодов позиционирования фирмы и продукта.

56) Контроль результативности применяе мых методов формирования спроса.

57) Контроль результативности применяемых методов стимулирования сбыта.

58) Контроль результативности деятельности фирмы по формированию маркетинговых каналов.

И. Подготовка корректирующих управленческих решений, повышающих конкурентоспособность фирмы включает следующие материалы:

XXV. Подготовку корректирующих управленческих решений на основе изменений, происходящих в маркетинговой среде и влияющих на стратегические цели маркетинга фирмы.

XXVI. Подготовку корректирующих управленческих решений на основе изменений, происходящих в процессе продвижения продукта от производителя к потребителям и влияющих на тактические цели маркетинга фирмы.

Выводы

Вышеизложенные мероприятия позволяют изложить обоснованные выводы и предложения после проведенного полного анализа организации маркетинговой деятельности фирмы (предориятия) на конкретных товарных рынках (сегментах).

Литература

1. Аленина Е.Э., Пасхина А.В. Повышение конкурентоспособности электронной торговли в условиях посткризисной экономики. Материалы Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) "Автомобиле- и тракторостроение в России: Приоритеты развития и подготовка кадров", посвященной 145-летию МГТУ "тМИ". Книга 11, Москва, МГТУ «тМИ», 2010 г.

2. Кравцова В.И., Аленина Е.Э., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия МГТУ «тми», № 2 (12) - 2011.

Эффективность мер государственной поддержки автомобильной промышленности Российской Федерации

к.э.н. доц. Аленина Е.Э., д.т.н. проф. Кузнецов В.А., Пасхина А.В.

Университет машиностроения 8 (495) 782-88-81, [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются меры государственной поддержки автомобильной отрасли промышленности Российской Федерации, оценивается их эффективность, предлагаются способы их усовершенствования.

Ключевые слова: эффективность мер господдержки, промышленное производство, автомобильная промышленность, ВВП, промышленная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.