Рассматривая самоопределение школьника как сущностную сторону целостного процесса развития личности, сфокусируем внимание на том, что движущие силы этого процесса заключены во внутренних противоречиях самой личности. К таким внутренним противоречиям личности можно отнести противоречия, связанные с определением своей жизненной перспективы и оценкой своей пригодности для избираемого пути, то есть противоречия между интересами личности и ее способностями; между имеющимися знаниями и приобретенными видами деятельности, требующимися для реализации личностно значимых целей; между степенью притязаний и реальными возможностями; ... Изучение и познавание этих противоречий, их специфики и методов разрешения является, с нашей точки зрения, первоосновой эффективного педагогического взаимодействия учителя и ученика для формирования готовности последнего к обдумыванию, проектированию и предварительному выбору сферы реализации своих профессиональных предпочтений.
Отметим, что на сегодняшний день достаточно большое число выпускников общеобразовательной школы не имеют сформированных профессиональных интересов. Воплотившись в реальность, выбранная профессия часто не приносит личности ожидаемого удовлетворения, так как её реализация не совпала с устремлениями самой личности, а возможно лишь удовлетворила потребности общества в кадрах.
Наиболее высокая доля неудовлетворённых выбранной профессией и предполагающих сменить её, отмечается среди студентов-первокурсников вузов и молодых людей, приступивших к трудовой деятельности сразу после окончания школы. По мнению исследователей в данной области (Е.И. Головаха, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Р.М. Шамионов и др.), такая ситуация возникает в процессе случайного выбора профессии, когда решающий вес приобретают побочные мотивы. К ним, например, можно отнести: стремление быть рядом с товарищами; неготовность уезжать из родного дома; относительная безпроблемность поступления в определённое учебное заведение и др. [5].
Как показывает опыт, в тех случаях, когда выбранная профессия предопределялась осознанным учебно-познавательным интересом личности к определённой отрасли науки и соответствующим видам деятельности, привлекательным и значимым для человека становилось специфическое содержание самой профессии, поскольку оно могло более правильно и глубоко отразиться в его сознании. При отсутствии данного фактора профессиональный интерес часто становится менее значимым для личности, а преобладание побочных мотивов способствует случайному выбору профессии.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
2. ГинзбургМ.Р. Психология личностного самоопределения: Дис. ... докт. псих. наук. М., 1996. 261с.
3. Костаева Т.В. Устойчивый учебно-познавательный интерес: теоретические аспекты // Проблемы педагогики, 2016. № 5 (16). С. 12-16.
4. Костаева Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: Дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2006. 194 с.
5. Шамионов P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Дис. ... канд. псих. наук. СПб., 1997. 157 с.
СОВРЕМЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПО МНЕНИЮ
СТУДЕНТОВ Ходжанов А.Р.
Ходжанов Азиз Рахимович — доцент, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г.Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: современные занятия физической культурой - предельно активные, хорошо оснащенные современными техническими средствами. Их задача - научить студентов сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений и знать свой организм. Ключевые слова: физическая культура, студенты, эффективность занятий.
Считается, что главной задачей высшего образования является обучение студентов основам наук. Однако, в свете нынешнего состояния здоровья нации, задачей, равнозначной обучению наукам, должно быть обучение здоровому образу жизни, привитие навыков владения своим телом. Ведь на
сегодня до 99% молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. По оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье и продолжительность жизни зависят: на 50-55% от образа жизни человека; 20% от наследственных факторов; 20-25% от экологии; и лишь на 10% от состояния здравоохранения.
Занятие по физической культуре по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных. Ведь надо обучать и совершенствовать технике физических упражнений, развивать у них двигательные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне. Поэтому студентам необходимы полноценные занятия по физической культуре - предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Научить студентов сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм -вот задачи современного занятия физической культуры.
Проблемой, выросшей в наши дни до глобальных размеров, является недостаточная двигательная активность молодёжи. На сегодняшний день актуальной остается проблема повышения престижа физической культуры в вузах. Данная проблема напрямую связана с повышением качества занятия физической культуры, как основной формы организации учебного процесса в условиях высшего образования.
Вместе с тем наличие ряда системных проблем и недостатков в организации физической культуры и спорта препятствует эффективной реализации государственной политики в данной области и полноценному использованию имеющегося спортивного потенциала страны. В целях коренного совершенствования системы государственного управления в области физической культуры и спорта, широкой пропаганды здорового образа жизни среди населения, особенно молодежи, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан. В утвержденной постановлением Программе по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта в Республике Узбекистан предусмотрено внедрение системы рейтинговой оценки деятельности специализированных на физической культуре и спорте образовательных учреждений, что позволит поднять качество их работы [1].
В 2018г. мы провели анкетирование среди студентов Ташкентского государственного экономического университета, позволила выявить и проанализировать большой круг проблем, связанных со здоровьем, образом жизни, поведением, двигательной активностью, вредными привычками. В частности, с ее помощью исследовались поведенческие факторы здоровья. Это самооценка здоровья, медицинская информированность, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие вредных привычек, экологические и физическая активность.
В рамках участия в данном исследовании нами было проведено анкетирование среди студентов 1 курсов разных факультетов.
Одним из вопросов анкеты является вопрос по выявлению мнения студентов разного пола о влиянии физической культуры на развитие. Было выявлено, что студенты в основном понимают необходимость занятия физической культуры в вузе. Максимальный показатель (80%) - у юношей, хотя среди обучающихся есть и такие, которые считают, что занятия физической культуры не нужны (20% девушек).
Педагоги понимают, что занятия физической культуры способствуют развитию интеллектуальных процессов, улучшают умственную работоспособность. Положительный ответ, на вопрос о влиянии занятий физической культуры на успеваемость у юношей самый высокий и составляет 60%. У девушек в основном преобладает нейтральное отношение к занятиям физической культуры (45%).
Таблица 1. Влияние занятий физической культурой на успеваемость в вузе
Варианты ответов Девушки Юноши
ПОЛОЖИТЕЛЬНО 41% 59%
НЕЙТРАЛЬНО 45% 33%
ОТРИЦАТЕЛЬНО 10% 0%
ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ 4% 8%
Не менее важно было выяснить, способствуют ли занятия физической культуры укреплению здоровья (табл. 2).
Варианты ответов Девушки Юноши
ДА 85% 90%
НЕТ 5% 0%
ВРЯД ЛИ 2% 6%
ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ 8% 4%
Из таблицы 2 видно: большинство респондентов считают, что занятия физической культуры способствуют укреплению здоровья.
Интересную картину можно наблюдать в ответах на вопрос: «Что чаще испытываешь после занятия физической культуры» (табл.3)?
Таблица 3. Что чаще всего испытываешь после занятия физической культурой?
Варианты ответов Девушки Юноши
УСТАЛОСТЬ 20% 40%
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ 10% 0%
НИЧЕГО ОСОБЕННОГО 20% 24%
РАДОСТЬ 20% 16%
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ 30% 20%
Разница между ответами юношей и девушек велика, значит ли это что педагоги недостаточно используют индивидуальный подход в обучении? Ответить на это помогли следующие вопросы анкеты (табл.4).
Таблица 4. Отрицательные моменты на занятиях физической культурой в вузе
Варианты ответов Девушки Юноши
Не нравятся отдельные разделы программы 48% 8%
Не нравятся занятия на улице 24% 15%
Слишком большие нагрузки 0% 0%
Слишком высокие учебные требования 10% 8%
На уроках не интересно 0% 0%
Слишком мало играем 0% 0%
Мало проводится соревнований 0% 0%
Отсутствие индивидуального подхода 0% 0%
Совместные занятия девочек и мальчиков 0% 0%
Отсутствие санитарно-гигиенических условий 0% 0%
Плохая материально-техническая база 9% 0%
Оказывается, что отрицательными моментами на занятиях для студентов являются отдельные разделы программы. Так ответили большинство респондентов, особенно девушки. А о том, что нагрузки большие - никто не ответил. Следовательно, остается факт, что недостаточно педагоги используют индивидуальный подход в обучении.
Таким образом, проведенное в рамках национальной стратегии исследование показало, что мнения студентов на современные занятия физической культуры неоднозначно. Настораживают отрицательные ответы студентов на некоторые вопросы. Занятия физической культуры уже приносит свои плоды. Важно наполнить его эффективным содержанием. Это могут быть восточные единоборства, оздоровительные системы или «спортизированное» физическое воспитание. Следовательно, необходимы дальнейшие усилия, как педагогов, так и государства для улучшения физического воспитания молодёжи.
Список литературы
1. Постановление Президента Республики Узбекистана № ПП-3031 «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта» (03.06.2017). Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017. № 23. Ст. 455.