Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
УДК 796.011.1
Сухостав Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация. В статье рассмотрены мотивы и отношение студентов занятиям физической культурой. Показаны источники информации, помогающие студентам формировать интерес к занятиям физической культурой. Выявлены причины, мешающие их двигательной активности. Даны рекомендации по привлечению студентов к занятиям по дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: мотивы, мотивация, потребность, двигательная активность.
Приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важная составляющая в формировании здорового образа жизни. Систематическое изучение мотивации и процесса становления интереса к занятиям физической культурой и спортом - важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. И пока не будут созданы условия для реализации сформированных целенаправленно или сформировавшихся спонтанно интересов, личной физической культуры у человека не будет, следовательно, не будет и основы здорового образа жизни. Двигательная активность - это физиологическая потребность организма, которая, к сожалению, с возрастом и влиянием негативных последствий цивилизации постепенно утрачивается.
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Вопрос мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, на сегодняшний день является объектом пристального внимания специалистов [1,2,3]. Мотив формируется на основе потребностей. На каждом этапе возрастного развития появляются новые мотивы к деятельности и сохраняются мотивы предыдущего этапа[4].
Можно ли в условиях высшей школы сформировать у молодых людей потребность в двигательной активности, которая бы сохранилась на протяжении всей жизни. Для этого, прежде всего, необходимо привлечь внимание молодого человека к этой деятельности и убедить в ее важности для него лично. Студенческой молодежи необходимо прививать интерес и привычку к занятиям физической культурой через сознательное и активное отношение с установкой на саморазвитие, самосовершенствование.
Мотивация зависит как от внешних, так и от внутренних факторов [5,6]. Интерес формируется в результате внутренней мотивации. Она возникает тогда, когда испытываешь удовлетворенность от занятий не только от достигаемых результатов, но и от самого процесса деятельности, условий занятий, от взаимоотношения с педагогом, членами коллектива.
Учитывая актуальность проблемы, нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить какие источники информации помогают студентам формировать интерес к физической культуре и спорту.
2. Выявить причины, которые мешают двигательной активности студента.
3. Изучить какой результат хотели бы получить студенты от занятий по физической культуре в вузе.
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
В исследовании приняли участие студенты 2 курса Омского государственного педагогического университета, всего 108 человек. Для решения поставленных задач было проведено анкетирование.
В результате обработки полученных данных выявилось, что большинство опрошенных студентов, основными источниками информации, которые помогают формировать интерес к физической культуре, называют передачи по телевидению и интернет источники (52%). Также студенты анализируют физическое состояние окружающих и сравнивают себя с ними (32%). Советы родственников, друзей, знакомых значимы для 16% респондентов.
На вопрос: «Какое влияние на Вас оказывают занятия физической культурой и спортом?» 68% студентов ответили: развивают необходимые физические качества. Для 28% занятия физической культурой улучшают настроение и самочувствие. В качестве результатов, которые хотели бы получить студенты от занятий физической культурой в вузе, большинство опрошенных (81%) видят в повышении уровня состояния здоровья, а также в развитии физических качеств, коррекции телосложения.
При этом большинство юношей (65%) предпочитают организацию занятий по физической культуре на основе специализации по видам спорта, а девушки (75%) хотят, чтобы занятия были разнообразными и отдают предпочтение клубным формам. Самостоятельные занятия выбирают 25% девушек и 27% юношей.
Анализируя ответы студентов об их двигательной активности, можно отметить, что утреннюю зарядку ежедневно делают лишь 3%, «очень редко» 56 % и «никогда не делают» 41 %. Спортивные секции или спортивные клубы во вне учебное время посещают лишь 24%.
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Регулярно посещают обязательные занятия по физической культуре 57% студентов, остальные 43 % бывают на занятиях время от времени. В случае отмены зачета по дисциплине занятия посещали бы только 36%.
Интересно было узнать, что, по мнению студентов, мешает их двигательной активности. Подавляющее большинство 74% опрошенных выбрали варианты ответов: нежелание ходить на занятия (лень), отсутствие ответственности за свое здоровье, недостаточный объем свободного времени и неумение его рационально использовать. Также препятствием для своей дополнительной двигательной активности студенты называют отдаленность от места жительства спортивных залов и высокую стоимость занятий.
Повысить посещаемость занятий по дисциплине «Физическая культура» в вузе, по мнению студентов, поможет стабилизация расписания занятий, современно оборудованная спортивная база и организация дополнительных занятий по видам спорта.
Таким образом, основная масса студентов осознает, что в целом занятия физической культурой и спортом необходимы и оказывают на них благоприятное воздействие. Доминирующими мотивами для них являются: оздоровительный, административный, двигательно-деятельностный и эстетический. Молодые люди хотят развивать двигательные качества, иметь красивое телосложение и оставаться здоровыми. Однако у них не сформирована потребность в регулярных физических нагрузках. Лень, дефицит свободного времени и неумение правильно организовывать свой режим дня, мешают студентам заниматься физической культурой в полном объеме. Реальная ситуация такова, что физические упражнения на учебных занятиях для большинства студентов являются единственной возможностью получить хотя бы минимальную физическую нагрузку.
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Проведенный анализ позволил сделать следующие рекомендации для привлечения студентов к занятиям физической культурой:
— создавать в вузах современно оборудованную материальную базу для занятий физической культурой;
— уделять большее внимание изучению теоретического и методико-практического разделов программы по физической культуре в рамках учебного процесса;
— внедрять интерактивные курсы для самостоятельного изучения студентами теоретического раздела программы;
— усиливать акцент на самостоятельные занятия, когда студент на основе полученных теоретических знаний, но под контролем педагога, выбирает для себя физические упражнения, которые в большей степени соответствуют его индивидуальным особенностям;
— использовать бально-рейтинговую систему для стимулирования интереса к самостоятельной работе;
— разнообразить занятия по физической культуре, посредством, включения в программу не только традиционных видов спорта, а и клубных форм, которые позволят каждому студенту реализовать собственные потребности в движении.
Все это в целом поможет сформировать у современной студенческой молодежи потребность заниматься физкультурной деятельностью на протяжении всей последующей жизни.
Библиографический список
1.Бойцова, Т. Л. Физическая культура студентов на основе реализации мотивационно-личностного подхода [Текст] / Т. Л.Бойцова, О. Л. Жукова // Вестник ТГПУ . - 2010. - №4(94) - с..108-111.
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
2.Дуркин, П.К. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов [Текст] / П.К. Дуркин, М.П.Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. - № 2. - С. 50 - 53.
3.Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта : учеб.пособие [Текст] / Л.И. Лубышева. - М., 2001. - 240с.
4.Макаренко, В. К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Текст] / В. К. Макаренко // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2008. - №10. С.140-144.
5. Ильин, Е.П. Психология спорта [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2008. - 352с., с.33-48.
6.Сухостав, О.А. Различия личностных особенностей и двигательных способностей у студенток, желающих заниматься различными видами спортивной деятельности / О.А.Сухостав // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: сб. научн. тр. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2010. - С.46-52.