Научная статья на тему 'Самоопределение школьников как педагогическая проблема'

Самоопределение школьников как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1468
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / УСТОЙЧИВЫЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костаева Татьяна Васильевна, Костаева Юлия Сергеевна

В настоящее время проблема профессионально-личностного самоопределения школьников становится наиболее актуальной, так как современный мир профессий отличается динамизмом и вариативностью. Исследования ученых в области педагогики направлены на поиск путей решения данной многоаспектной проблемы. Один из аспектов представлен в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоопределение школьников как педагогическая проблема»

4. Исаева Т.Е. Изменение роли преподавателя высшей школы в современном обществе // Интеграция образования. Саранск, 2003. № 1. С. 19-22.

5. Сокольская М.В. Субъективное благополучие студентов - парадоксы особенностей профессионального образования // Гуманитарность современного образования: психолого-педагогические парадоксы: сб. науч. тр. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009. С. 139-150.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА Костаева Т.В.1, Костаева Ю.С.2

1 Костаева Татьяна Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой; 2Костаева Юлия Сергеевна — методист, кафедра математического образования, Саратовский областной институт развития образования, г. Саратов

Аннотация: в настоящее время проблема профессионально-личностного самоопределения школьников становится наиболее актуальной, так как современный мир профессий отличается динамизмом и вариативностью. Исследования ученых в области педагогики направлены на поиск путей решения данной многоаспектной проблемы. Один из аспектов представлен в данной статье. Ключевые слова: самоопределение личности, профессионально-личностное самоопределение школьников, устойчивые учебно-познавательные интересы школьников.

На современном этапе развития общества вопросы самоопределения подрастающего поколения приобретают особую актуальность. Это обусловлено кардинальными переменами в социальной и политической жизни России, где отличительными признаками мира профессий стали динамизм и вариативность.

Современный специалист должен обладать такими профессиональными качествами как мобильность, инициативность, умение самореализовать себя в сложившихся иногда непростых для него реалиях.

Коренные изменения, происходящие в системе общественных отношений, активно воздействуют на сферу образования, требуя от нее адекватного отклика. В свою очередь, общеобразовательная школа как важнейший социальный функционал отражает концептуальные тенденции развития общества и оказывает соответствующее влияние на него.

В связи с этим, важнейшим направлением модернизации современной школы становится задача развития социально-активной личности, способной реализовать свой интеллектуальный потенциал, готовой к осознанному и обоснованному выбору сферы реализации собственных профессиональных намерений.

В марте 2018 года президент России Владимир Владимирович Путин во время ежегодного послания Федеральному собранию предложил реализовать проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». В своем выступлении он отметил, что каждый ребенок обладает талантом, который надо помочь ему раскрыть и реализовать свои устремления. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить.

В связи с этим, в настоящее время исследования ученых в области педагогики направлены на создание и реализацию личностно ориентированной концепции профессионального самоопределения школьников. Данная стратегия заключается в формировании личностных качеств ученика, обеспечивая гармоничное взаимодействие его интересов, возможностей и потребностей общества.

Профессиональное самоопределение личности в научной литературе определяется как процесс, охватывающий весь период ее профессионального становления: от проявления профессиональных намерений до завершения трудовой деятельности. При этом, как отмечают ученые-исследователи в данной области, ключевым моментом процесса самоопределения является предварительный выбор личностью сферы своих профессиональных предпочтений, имеющий исключительное значение для успешности всего процесса.

В широком смысле слова «самоопределение» - это обретение себя в мире (Л.М. Архангельский, Д.Ж. Валеев, А.А. Гусейнов и др.).

С научных психолого-педагогических позиций понятие самоопределения школьников рассматривается, как потребность личности объединить в общую смысловую систему обобщенные представления о мире и о себе самом (М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, Е.И. Маликина, В.Ф. Сафин, П.А. Шавир, Р.М. Шамионов и др.).

С позиций возрастного аспекта проблема самоопределения школьников наиболее полно и целостно представлена в исследованиях Л.И. Божович. Научные работы данного автора помогают уяснить сущностную природу самоопределения, акцентируя внимание на том, что потребность в самоопределении личности возникает на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возрастов [1].

Стремление и потребность в ранней юности определить своё место в жизни приводит к формированию новой и значимой для этого возраста духовной позиции - к содержательному конструированию своего жизненного поля [2].

Серьёзное осмысление своего будущего для школьника не может быть абстрагированным от жизнедеятельности в настоящем и, прежде всего, от актуальных для него на данный момент учебно-познавательных интересов. При этом, не только настоящее влияет на будущее, но и равно как те или иные ожидания и предвидения будущих реалий воздействуют на развитие и формирование личностных качеств человека в настоящем.

Анализ педагогической теории и практики показывает, что учебно-познавательные интересы школьников, как правило, выступают центрами взаимодействия внешних факторов и личностных характеристик ученика как субъекта деятельности. Тем самым, внутренние позиции человека, обретая в процессе развития личности «автономность», приобретают способность активно оценивать внешние воздействия. Иными словами, сформировавшиеся устойчивые учебно-познавательные интересы школьников порождают благодатную почву, попадая на которую внешние воздействия, ориентированные на профессионально-личностное самоопределение школьников, могут дать «прекрасные всходы» [3].

Именно учебно-познавательные интересы, с нашей точки зрения, реализуют интегративную функцию, помогая школьнику коррелировать свои профессиональные намерения с собственными возможностями и потребностями общества, тем самым, способствуя успешности самоопределения и саморазвития личности. Учебно-познавательные интересы, последовательно формируясь в устойчивые учебно-познавательные интересы личности, предопределяют направление поиска жизненного призвания этой личности, определяя сущностную основу ее профессионально -личностных намерений.

Кроме того, обобщенный анализ психолого-педагогических исследований (К.А. Арискиной, Л.В. Благонадежиной, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной и др.) дает возможность сделать следующий вывод: для учащихся младшего школьного возраста свойственным является разобщенность между мечтами о будущей профессии и их учебными интересами. Более явно взаимосвязь между желаемой будущей профессиональной деятельностью и формирующимися учебно-познавательными интересами проявляется у обучающихся 7 - 9 классов, что соотносится со старшим подростковым и ранним юношеским возрастами.

Именно в ранней юности, характеризующейся новой социальной ситуацией развития школьника, проблема самоопределения актуализируется для личности, проявляясь в её намерениях и устремлениях. Желание и стремление личности определить своё место в жизни как основополагающий компонент ранней юности способствует формированию новой и первостепенной для этого возраста духовной потребности в своём жизненном самоопределении (Л.И. Божович). При этом, познавательный интерес как «ведущий побудитель деятельности» (М.В. Дёмин), оказывает исключительное влияние на развитие личности и ее самоопределение.

Учащиеся, у которых наиболее отчётливо обнаруживается связь между предполагаемой будущей профессией и осознаваемыми учебными интересами, как правило, упорно и настойчиво, а, следовательно, успешно обучаются по тем школьным дисциплинам, которые напрямую связаны с их профессиональными намерениями. Изучая учебную дисциплину, они высокоактивны в интересующей их познавательной области, участвуют в работе кружков, факультативов или спецкурсов по данному направлению, разрабатывают и реализуют проекты, воплощают всевозможные творческие задания, часто преодолевая ради этого значительные трудности.

В логике сказанного приходим к выводу о том, что познавательный интерес, выполняя интегративную функцию, во многом предопределяет направление поиска жизненного призвания школьника, а сформированный устойчивый учебно -познавательный интерес помогает ему соотнести свои профессионально-личностные предпочтения с собственными возможностями и потребностями общества [4].

Дети начинают задумываться и фантазировать о будущей профессии заблаговременно, задолго до того, как задача выбора станет для них жизненно необходимой. По мнению ученых у школьников в подростковом возрасте доминирует мечта-фантазия: подросток визуализирует себя представителем той или иной профессии, а в возрасте с 14 до 17 лет его увлекает отдаленная перспектива: господствующим становится озабоченность человека своим будущим.

85

Рассматривая самоопределение школьника как сущностную сторону целостного процесса развития личности, сфокусируем внимание на том, что движущие силы этого процесса заключены во внутренних противоречиях самой личности. К таким внутренним противоречиям личности можно отнести противоречия, связанные с определением своей жизненной перспективы и оценкой своей пригодности для избираемого пути, то есть противоречия между интересами личности и ее способностями; между имеющимися знаниями и приобретенными видами деятельности, требующимися для реализации личностно значимых целей; между степенью притязаний и реальными возможностями; ... Изучение и познавание этих противоречий, их специфики и методов разрешения является, с нашей точки зрения, первоосновой эффективного педагогического взаимодействия учителя и ученика для формирования готовности последнего к обдумыванию, проектированию и предварительному выбору сферы реализации своих профессиональных предпочтений.

Отметим, что на сегодняшний день достаточно большое число выпускников общеобразовательной школы не имеют сформированных профессиональных интересов. Воплотившись в реальность, выбранная профессия часто не приносит личности ожидаемого удовлетворения, так как её реализация не совпала с устремлениями самой личности, а возможно лишь удовлетворила потребности общества в кадрах.

Наиболее высокая доля неудовлетворённых выбранной профессией и предполагающих сменить её, отмечается среди студентов-первокурсников вузов и молодых людей, приступивших к трудовой деятельности сразу после окончания школы. По мнению исследователей в данной области (Е.И. Головаха, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Р.М. Шамионов и др.), такая ситуация возникает в процессе случайного выбора профессии, когда решающий вес приобретают побочные мотивы. К ним, например, можно отнести: стремление быть рядом с товарищами; неготовность уезжать из родного дома; относительная безпроблемность поступления в определённое учебное заведение и др. [5].

Как показывает опыт, в тех случаях, когда выбранная профессия предопределялась осознанным учебно-познавательным интересом личности к определённой отрасли науки и соответствующим видам деятельности, привлекательным и значимым для человека становилось специфическое содержание самой профессии, поскольку оно могло более правильно и глубоко отразиться в его сознании. При отсутствии данного фактора профессиональный интерес часто становится менее значимым для личности, а преобладание побочных мотивов способствует случайному выбору профессии.

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

2. ГинзбургМ.Р. Психология личностного самоопределения: Дис. ... докт. псих. наук. М., 1996. 261с.

3. Костаева Т.В. Устойчивый учебно-познавательный интерес: теоретические аспекты // Проблемы педагогики, 2016. № 5 (16). С. 12-16.

4. Костаева Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: Дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2006. 194 с.

5. Шамионов P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Дис. ... канд. псих. наук. СПб., 1997. 157 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПО МНЕНИЮ

СТУДЕНТОВ Ходжанов А.Р.

Ходжанов Азиз Рахимович — доцент, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г.Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: современные занятия физической культурой - предельно активные, хорошо оснащенные современными техническими средствами. Их задача - научить студентов сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений и знать свой организм. Ключевые слова: физическая культура, студенты, эффективность занятий.

Считается, что главной задачей высшего образования является обучение студентов основам наук. Однако, в свете нынешнего состояния здоровья нации, задачей, равнозначной обучению наукам, должно быть обучение здоровому образу жизни, привитие навыков владения своим телом. Ведь на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.