И.К. Кондаурова, М.А. Гусева
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МАТЕМАТИКОВ УМЕНИЙ ..
тельная мысль. 2014. №4 (26). С. 101-106.
9. Романова М.А., Афанасьева Д.О. Исследовательская деятельность студента как основа развития его психолого-педагогического потенциала // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 3. С. 274-276.
10. Корчагина М.В. Анализ организации научно-исследовательской деятельности студентов в россии и за рубежом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 4 (11). С. 150-153.
11. Руднева Т.И. Исследовательская деятельность: методология научного поиска // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 122-126.
12. Руденко И.В. Проблема формирования и оценивания профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности студентов маги-
стратуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 1 (12). С. 223-226.
13. Койчева Т.И. Роль научно-исследовательской деятельности преподавателей в инновационной стратегии развития педагогического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 4 (11). С. 143-146.
14. Гусева М.А. Университетский период как ключевое звено процесса становления профессиональной биографии учителя математики // Педагогическое мастерство: материалы международной заочной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. vi, 388 с. С.254-256.
15. Гусева М.А. Роль научных конференций в становлении педагога-математика // Актуальные проблемы непрерывного математического образования: Сборник научных трудов. Саратов, 2014. 330 с.
FORMATION AT THE TEACHERS EXPECTED TO BE MAJORED IN MATHEMATICS SKILLS OF TEACHERS-RESEARCHERS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL BIOGRAPHY
> 2014
I.K. Kondaurova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair
«Mathematics and its teaching methods» M.A. Guseva, post-graduate student
Saratov State University, Saratov (Russia)
Annotation: In an era of reforms in the national education system the activity and context-biographical approaches come to the fore. Requirements of the professional standard of the teacher who enters into force on January 1, 2015, defines the near future, not only vocational education of teachers, but also their professional activities in educational institutions. The academic research activities of teachers has become one of the key activities, which teachers expected to be majored in mathematics are preparing to. The model «Education 2020» defined involvement of students and teachers in academic fundamental research as one of the main conditions for the development of professional education. In this regard, it is important to form the relevant skills of the teacher-researcher during professional education period. It plays a key role for the teacher in the context of future professional activity. The article deals with the formation of significant for the teacher-researcher's knowledge, skills, competencies, personal qualities of teachers expected to be majored in mathematics, students in the direction of preparation 050100 - Teacher Education (profile «Mathematical Education») in the Saratov State University.
Keywords: academic research activity; professional education; pedagogical education; professional carrier; teacher-researcher; teacher majored in mathematics.
УДК 378(045)
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2014
Е.Г. Сергушин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика»
А.Ю. Королева, магистрант
Мордовский государственный педагогический институт, Саранск (Россия)
Аннотация: Профессиональное самоопределение бакалавров педагогического образования ориентируется на разносторонние условия, которые позволят адаптироваться к изменяющимся условиям и содержанию профессионального труда, на создание условий для успешной самореализации личности бакалавра в вузе.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогические условия, компетентностная модель.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Приоритетным направлением современной образовательной политики России проявляет комплексная модернизация образования на всех его уровнях и ступенях. В этом контексте особый смысл имеет развитие многоуровневого высшего образования - бакалавриат-магистратура. В этой системе бакалавриат становится самостоятельной ступенью высшего образования, которая обеспечивает базовую подготовку в области научных знаний, достаточных, для того чтобы, бакалавр мог выйти на рынок труда или продолжить свое профессиональное обучение. В программах подготовки бакалавра акцент делается на развитие универсальных умений, качеств личности, необходимых для конкурентоспособности на рынке труда, развитие умений самостоятельной деятельности, способности к самостоятельной аналитической оценке ситуации, к самоанализу и самоконтролю в профессиональной деятельности [3, с. 112-124; 4, с.
173-1179].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Период получения профессионального образования бакалавра становится временем активного профессионального самоопределения личности, позволяет обеспечить молодому человеку мобильность и готовность к непрерывному самообразованию, способность адаптироваться к ситуации в социальной среде [6, с.12-15]. Однако в системе высшего образования целенаправленное создание условий для профессионального самоопределения осуществляется в основном при поступлении и на момент трудоустройства. Решение данных вопросов обуславливает необходимость усиления подготовки молодежи к взвешенному выбору профессии во время получения образования и ориентации образовательного процесса подготовки бакалавра на активизацию профессионального самоопре-
деления.
Формирование целей статьи (постановка задания). Профессиональное самоопределение в современных условиях должно ориентироваться на формирование профессиональной мобильности и профессионального образования, которое позволит адаптироваться к изменяющимся условиям и содержанию профессионального труда, а также на создание условий для успешной самореализации личности.
Педагогические условия - один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие. В ее структуре присутствуют как внутренние (обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса), так и внешние (содействующие формированию процессуальной составляющей системы) элементы. Правильная реализация выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы [5, с. 101-Ш4].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В этой связи возникает необходимость в создании социально-педагогических условий профессионального самоопределения бакалавриата в современном вузе. Под профессиональным самоопределением мы понимаем процесс проверки и уточнения профессиональных перспектив в процессе обучения в вузе, через установление представлений о самом себе в соответствии с предъявляемыми обществом требований к выбранной деятельности, разработки и коррекции плана своего дальнейшего жизненного пути, увязывающего получаемое образование с реальными условиями дальнейшего развития.
Формирование профессионального самоопределения бакалавров может быть обеспечено через создание совокупности социально-педагогических условий:
1. Проектирование образовательной программы подготовки бакалавра, которое осуществляется на основе компетентностной модели;
2. Компетентностная модель подготовки бакалавра, разработанная с учетом социального заказа и регионального рынка труда;
3. Сопровождение профессионального самоопределения бакалавров, осуществляемое в вузе через создание центра планирования карьеры.
Для реализации первого социально-педагогического условия уточним понятие «компетентностная модель выпускника». Слово «модель» от латинского слова «modulus» - мера, образец, норма. Под компетентностной моделью понимаем некий образ, эталон, идеал, который должен быть реализован с тем, чтобы выпускник стал компетентным и конкурентоспособным на рынке труда. Компетентностную модель можно представить в виде информационной системы, отражающей структуру образовательного процесса, обеспечивающей адекватный контроль и оценку полученных результатов обучения.
Проектирование компетентностной модели подразумевает выбор ключевых компетенций, путем выявления наиболее значимых из них, реализации управленческих решений, развития этих компетенций в соответствии со стратегическими целями вуза. При проектировании ком-петентностной модели мы опирались на позиции И. А. Зимней и Ю. Г. Татура, которые различают компетенции и личностные качества человека и полагают, что компетенции подкрепляются личностными качествами, - это свидетельствует о многоаспектном характере формирования компетенций. Поэтому, содержательно наполняя компетентностную модель, мы определили такие его составляющие, как компетенции и личностные качества. Тем самым процесс построения модели представляет собой важный аспект педагогического целеполагания,
которыи может стать опорой для преподавателей в определении содержания и способов организации образовательного процесса [1, с. 30-48].
Компетентностная модель позволяет установить соответствие содержания и технологий образовательного процесса в вузе требованиям заказчиков в форме перечня ключевых компетенций и личностных качеств. Представляя модель выпускника, как совокупность компетенций и личностных качеств, работникам образования гораздо легче будет оценить качество подготовки выпускника и степень его соответствия основным требованиям рынка труда. Таким образом, практические меры по повышению качества образования подразумевают развитие вуза в сторону все более полного соответствия деятельности с потребностями личности и общества, что, как раз, отражает идею оптимального профессионального самоопределения личности.
Разработанная компетентностная модель выпускника вуза принимается в качестве главной конечной цели основной образовательной программы и всего образовательного процесса. Целью основной образовательной программы выступает развитие личностных качеств и формирование компетенций в соответствии с компе-тентностной моделью выпускника вуза. Под основной образовательной программой понимается - «комплексный проект образовательного процесса в вузе, организация которого обеспечивает достижение основных заявленных вузом целей» [2, с. 94-98].
В соответствии с требованиями рынка труда важно обучать выпускников приемам грамотного построения профессиональной карьеры, самостоятельного поиска рабочих мест. Карьерное планирование часто включает получение рекомендаций, использование банка данных по рабочим местам и направление на работу. Следует расширить диапазон услуг карьерного планирования от типичного первичного исследования до процесса устройства на работу.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Планирование карьеры будет способствовать профессиональной ориентации, информировать студентов о ситуации на рынке труда, оказывать помощь в выборе специальности, сферы деятельности, корректировать индивидуальную образовательную траекторию, решать конкретные вопросы трудоустройства, в том числе заключение трехсторонних соглашений «вуз - работодатель - бакалавр». Возможность трудоустройства выпускника высшего учебного заведения с дипломом бакалавра послужит эффективным этапом профориентации молодежи, когда последующее направление и форма образования будут выбираться на основе самостоятельного, осознанного и взвешенного решения, мотивированного конкретными условиями рынка труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азарова Р. Н., Борисова Н. В., Кузов Б. В. Один из походов к проектированию основных образовательных программ вузов на основе компетентностного подхода // Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций». Ч. I. - М., Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 56 с.
2. Галажинский Э. В. Детерминация и направленность самореализации личности: монография. Томск : ТГУ, 2002. 182 с.
3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев : Наукова Думка, 2008. 142 с.
4. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1984. 259 с.
5. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные под-
ходы к определению сущности категории «педагогиче- 6. Новиков A. M. Принципы построения систе-ские условия» // Вестник Костромского гос. университе- мы непрерывного профессионального образования // та им. Н. А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104. Педагогика. 1998. № 3. С. 11-17.
MODERN CONDITIONS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION BACHELOR
PEDAGOGICAL EDUCATION
© 2014
E.G. Sergushun, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Pedagogy»
A.Y. Koroleva, master
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk (Russia)
Annotation: Professional self-determination of bachelors pedagogical education oriented for versatile the conditions, which allow to adapt to the changing environment the content and of professional labor at creating conditions for successful personal fulfillment, namely the Bachelor in university.
Keywords: professional self-determination, pedagogical conditions, competence model.
УДК 378.046.4
РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНЫМ ГИПЕРТЕКСТОМ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
© 2014
И.В. Куликова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Иностранные языки» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация: Возрастающее значение свободного владения иностранным языком для специалиста в любой профессиональной области вызывает необходимость поиска таких учебных средств и методов, которые могли бы существенно интенсифицировать процесс обучения и гарантировать его успешность.
Ключевые слова: речемыслительная деятельность, учебный гипертекст, английский язык для специальных целей, активные методы обучения.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Как показывает практика, недостаточная сформирован-ность инициативных речевых умений, а следовательно коммуникативной компетенции, у студентов неязыкового вуза ведет к тому, что они зачастую оказываются неготовыми к самостоятельному решению проблем в ситуациях профессионального общения на иностранном языке. Причиной этого, на наш взгляд, является преобладание в процессе обучения заданий репродуктивного характера, которые недостаточно развивают мыслительные операции, обеспечивающие получение, обработку, презентацию и присвоение учебной и научной информации. Таким образом, представляется очевидной задача повышения эффективности обучения самостоятельному высказыванию за счет развития ре-чемыслительных способностей студентов. Средством подобного развития предлагается считать специально подготовленные нелинейные учебные материалы, которые, по мнению ряда исследователей (А. Баранов [1], Е. Иванова [2], М. Субботин [3], M. Guido [4], G. Landow [5], D. Jonassen [6] и др.), обладают рядом специфических характеристик, превращающих их в действенный инструмент поддержания интеллектуальной активности обучаемого. Вышеизложенные соображения определяют актуальность данной статьи, которая позволит устранить существующий в методической литературе пробел в исследовании обучающего потенциала компьютерных гипертекстовых технологий, а именно:
- исследует широкие возможности, которыми обладает гипертекстовый способ представления информации для стимулирования интеллектуальной и речевой деятельности студентов;
- предложит продуманную и апробированную методику применения нелинейно представленных учебных материалов, предназначенных для интенсификации процесса обучения студентов построению иноязычного высказывания.
Формирование целей статьи (постановка задания). Статья проанализирует теоретические предпосылки совершенствования речемыслительной деятельности студентов неязыкового вуза в процессе обучения построению высказывания на языке специальности; обоснует влияние активизации мыслительных процессов, опера-
ций и функций на эффективность формирования иноязычных коммуникативных умений; исследует методический потенциал гипертекстового способа предъявления учебной информации в профильно-ориентированном обучении иностранному языку; представит определение учебного гипертекста и алгоритм его построения; опишет методику обучения построению иноязычного высказывания по специальности с использованием учебного гипертекста.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Применяя положения теории активной познавательной деятельности к процессу обучения профильно-ориентированному иностранному языку (О. Поляков [7], A. Dow, J. Ryan [8], T. Hutchinson, A.Waters [9]), можно успешно развивать навыки иноязычного общения студентов. Целью такого общения является разрешение проблем, связанных с профессиональной деятельностью обучаемых, результатом — решение поставленных задач и изменение профессиональных взаимоотношений, а продуктом — преобразованная специальная информация.
Рассмотрение теорий коммуникативной компетенции (Р. Мильруд [10], Дж. Шейлз [11], S. Savignon [12]) позволило нам определить критерии отбора языкового материала для нелинейного текста. Это такие критерии как аутентичность, познавательность, информативность, отсутствие излишней лингвистической сложности. Среди основных принципов организации обучения можно выделить проблемность и практическую направленность, вовлеченность студентов во все этапы обработки информации, активность, креативность и самостоятельность. При этом очевидно, что управление в процессе обучения, как совокупность обучающей деятельности преподавателя, учебной деятельности студента и способов их взаимодействия, будет способствовать совершенствованию речемыслительной деятельности студентов, если избегать жесткого, прямого управления и в целом снижать его меру; если использовать интегративные, информационно-компьютерные, полисубъектные методики.
Опираясь на концепции общей теории деятельности и теории речевой деятельности (Л. Выготский [13], Н. Жинкин [14], А. Леонтьев [15]), можно определить