Научная статья на тему 'Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии'

Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3511
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ / PROFESSIONAL CARRIER / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACADEMIC RESEARCH ACTIVITY / ПЕДАГОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / TEACHER-RESEARCHER / ПЕДАГОГ-МАТЕМАТИК / TEACHER MAJORED IN MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Гусева Марина Андреевна

В эпоху реформирования национальной системы образования на первый план выходят деятельностный и контекстно-биографический подходы. Требования профессионального стандарта педагога, вступающего в силу с 1 января 2015 года, определяют ближайшее будущее не только профессионального образования педагогов, но и их профессиональной деятельности в образовательных учреждениях. Исследовательская деятельность педагогов становится одним из ключевых видов деятельности, к которым готовятся будущие педагоги-математики. В модели «Образование-2020» одним из главных условий развития высшего профессионального образования определена вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные исследования. В связи с этим важно формировать соответствующие умения и навыки педагога-исследователя во время профессионального обучения. Это играет ключевую роль для педагога в контексте будущей профессиональной деятельности. Статья посвящена проблеме формирования значимых для педагога-исследователя знаний, умений и навыков, компетенций, личностных качеств будущих педагогов-математиков, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль «Математическое образование») в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Гусева Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AT THE TEACHERS EXPECTED TO BE MAJORED IN MATHEMATICS SKILLS OF TEACHERS-RESEARCHERS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL BIOGRAPHY

In an era of reforms in the national education system the activity and context-biographical approaches come to the fore. Requirements of the professional standard of the teacher who enters into force on January 1, 2015, defines the near future, not only vocational education of teachers, but also their professional activities in educational institutions. The academic research activities of teachers has become one of the key activities, which teachers expected to be majored in mathematics are preparing to. The model «Education 2020» defined involvement of students and teachers in academic fundamental research as one of the main conditions for the development of professional education. In this regard, it is important to form the relevant skills of the teacher-researcher during professional education period. It plays a key role for the teacher in the context of future professional activity. The article deals with the formation of significant for the teacher-researcher's knowledge, skills, competencies, personal qualities of teachers expected to be majored in mathematics, students in the direction of preparation 050100 Teacher Education (profile «Mathematical Education») in the Saratov State University.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии»

Д. Зиглер. - 3-е изд. - СП. : Питер, 203. - 608 с. : ил.

9. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с., ил. ISBN 5-71550720-0

10. Григорян В.Г., Степанян А.Ю. Исследование взаимосвязи самооценки с негативными чертами личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 162-166.

11. Пустовалова Н.И., Лазаренко Д.В. Взаимосвязь самооценки и способности младших школьников действовать «в уме» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 177-180.

12. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Когнитивно-поведенческие паттерны отношения родителей к ребенку как фактор социальной тревожности и выученной беспомощности в младшем школьном возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 282-285.

13. Ванакова Г.В. Саморегуляция как критерий жизнестойкости субъектов образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 36-40.

14. Криводонова Ю.Е. Психоэмоциональное напряжение как фактор негативного личностного развития // Вектор науки Тольяттинского государственного универ-

ситета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 127-130.

15. Ахметжанова Г.В, Современные проблемы теории и практики начального образования: монография / Г.В. Ахметжанова, Т.Г Воробьева, Ю.Н. Егорова и др.; под общ. Ред. Г.В. Ахметжановой. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 179с.

16. Антипова Е.В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 34-37.

17. Демиденко Т.Н. Характеристика семьи как педагогической системы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 58-61.

18. Юткина Е.В. Взаимодействие школы и семьи в воспитании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 336-338.

19. Еремина Н.Ю. Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 21-24.

20. Жаровцева Т.Г. Интеграция содержания педагогического образования как условие подготовки студентов к работе с семьей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 88-92.

ANALYSIS OF SCIENTIFIC STUDIES ON THE ANXIETY LEVEL OF THE PERSONALITY

© 2014

A.A. Kartunova, master

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The higher level of anxiety seriously affects on the child's status position in the peer group. Study of the effect of anxiety on the child's position in the peer group shows, that those children who are prone to frequent manifestations of anxiety and fear have an unstable position in the group. To reduce anxiety and increase the child's school motivation is necessary to make this child successful in some type of activity.

Keywords: anxiety, deprivation, upbringing, self-rating, types of anxiety, status position in the group.

УДК 378.016:51

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МАТЕМАТИКОВ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БИОГРАФИИ

© 2014

И.К. Кондаурова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Математики и методики ее преподавания» М.А. Гусева, аспирант

Саратовский государственный университет, Саратов (Россия)

Аннотация: В эпоху реформирования национальной системы образования на первый план выходят деятельностный и контекстно-биографический подходы. Требования профессионального стандарта педагога, вступающего в силу с 1 января 2015 года, определяют ближайшее будущее не только профессионального образования педагогов, но и их профессиональной деятельности в образовательных учреждениях. Исследовательская деятельность педагогов становится одним из ключевых видов деятельности, к которым готовятся будущие педагоги-математики. В модели «0бразование-2020» одним из главных условий развития высшего профессионального образования определена вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные исследования. В связи с этим важно формировать соответствующие умения и навыки педагога-исследователя в период обучения. Это играет ключевую роль для педагога в контексте будущей профессиональной деятельности. Статья посвящена проблеме формирования значимых для педагога-исследователя знаний, умений и навыков, компетенций, личностных качеств будущих педагогов-математиков, обучающихся по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «Математическое образование») в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского.

Ключевые слова: профессиональная биография, профессиональное образование, педагогическое образование, исследовательская деятельность, педагог-исследователь, педагог-математик.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь значение также имеет подготовка будущих педагогов-с важными научными и практическими задачами. математиков не только к творческому решению профес-Современный подход к профессиональному образова- сиональных задач, но и формирование у них исследованию педагогов предполагает развитие у них способности тельских умений, навыков, специфических личностных и потребности к обучению в течение всей жизни. Однако качеств, потребности к исследовательской деятельно-это не представляется возможным без формирования сти, что обеспечит молодым специалистам конкуренто-потребности к познанию, исследованию окружающей способность и мобильность в контексте реализации их действительности, что, в свою очередь, получает раз- собственной профессиональной биографии.

витие в исследовательской деятельности. Практическое_Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Представители контекстно-биографического подхода к профессиональному образованию (А.Л. Гавриков, О.М. Зайченко, О.С. Орлов, М.Н. Певзнер и др.) в своих исследованиях отмечают, что «профессиональная биография предполагает обучение в течение всей жизни, опирающееся на Я-концепцию, на профессиональное самосознание и профессиональный опыт» [1, с. 76]. На каждом этапе развития профессиональной биографии (доуниверситет-ский, университетский и постуниверситетский) педагог осваивает определенный уровень профессионального мастерства, обогащает «копилку» профессионального опыта за счет взаимосвязанной деятельности по формированию, проектированию, дескрипции, эвалюации, реконструкции и развития полученного опыта [2, с. 11]. Процесс становления профессиональной биографии педагога в университетский период, согласно контекстно-биографическому подходу, представлен следующими этапами: вхождение в профессиональное образовательное пространство, профессиональное самоопределение, творческая самореализация, проектирование профессиональной биографии.

Формирование целей статьи (постановказадания). В настоящее время одной из ведущих задач непрерывного математического образования является включение студентов в исследовательскую деятельность. Целью статьи является анализ способов формирования значимых для педагога-исследователя исследовательских умений, навыков, личностных качеств будущих педагогов-математиков в контексте развития будущей профессиональной биографии при включении их в исследовательскую деятельность во время профессионального обучения по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «Математическое образование») на базе Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследовательская деятельность педагога приобретает все большую значимость в контексте происходящих образовательных реформ. «Педагогика открытия нового» готовит педагога к быстрой адаптации под изменяющиеся условия, формирует как универсальные навыки, так и способности к расширению профессиональных возможностей и освоению новых форм профессиональной деятельности, что особенно важно в современных условиях быстрого устаревания информации. В новой модели педагогического образования уклон будет сделан на активные формы получения знаний и их использование для решения прикладных профессиональных задач.

Обратимся к определению терминов «исследовательская деятельность» и «исследование», чтобы выяснить, что требуется педагогу для успешного их осуществления в процессе профессиональной деятельности. В психолого-педагогической литературе имеются различные трактовки данного понятия. В общебытовом смысле, исследование тождественно установлению, обнаружению, пониманию действительности. Этимология термина «исследование» обращает научное сообщество к трактовке «извлечь нечто из следа», то есть восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных ситуациях [3, с. 27].

А.В. Багачук проанализировала различные подходы к определению исследовательской деятельности в педагогической литературе и выделила следующие направления, применительно к которым используется данный термин: в качестве средства развития познавательной мотивации (В.И. Андреев, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.И. Савенков и др.); как универсальный способ познания (Л.М. Кларин, В.А. Леонтович, А.С. Обухов, А.Н. Поддьяков и др.); как условие становления субъектных способностей личности и ее са-

моактуализации (С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.В. Хуторской и др.); в качестве технологии развития творческих (М.И. Матюшкин, Я.А. Пономарев, П.М. Эрдниев и др.) и интеллектуальных способностей (О.К. Тихомиров, М.А. Холодная и др.), формирования методологической культуры учащихся (Е.В. Бережнова, Т.Е. Климова, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.) [4, с. 92].

И.А. Зимняя рассматривает исследовательскую деятельность как вид человеческой деятельности, «направленный на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которого является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели». По её мнению, «определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности» [5].

Определяя исследовательскую деятельность учащихся, В.А. Далингер указывает, что в процессе ее осуществления учащийся «решает поставленную или выявленную им проблему на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвидение и прогнозирование как результатов решения, так и способов и процессов деятельности» [6].

В.И. Андреев дополнил характеристику дидактической сущности исследовательской деятельности: «Исследовательская деятельность учащихся - это организуемая педагогом деятельность школьников с использованием дидактических средств косвенного и перспективного управления, направленная на создание исследовательского продукта, при доминировании самостоятельного применения доступных возрасту научных методов познания, в результате которых развиваются исследовательские умения учащихся и их личностные качества» [7, с. 102].

Включение будущих педагогов-математиков, обучающихся по направлению подготовки 050100 -Педагогическое образование (профиль «Математическое образование»), кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского в исследовательскую деятельность осуществляется последовательно, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей студентов [8, с. 102-104]. Формы организации исследовательской деятельности обеспечивают студентам широкий спектр возможностей для приобретения ключевых умений и навыков, развития личностных качеств, необходимых педагогу-исследователю для проектирования и успешной реализации собственной профессиональной биографии [9-13].

На первом году обучения в университете (соответствует первому этапу университетского периода становления профессиональной биографии педагога-математика) [14; 15], студенты только начинают осуществлять вхождение в профессиональное образовательное пространство, знакомятся с различными видами профессиональной деятельности (в том числе, исследовательской), формируют мотивацию к ней, закладывают основы для будущей исследовательской деятельности. Формирование значимых умений и навыков педагога-исследователя осуществляется посредством: (1) занятий по основам библиографии (знакомство с принципами подбора и работы с различными информационными источниками, составлением и оформлением списка литературы по теме исследования согласно стандартам и др.); (2) творческих заданий и творческих контрольных работ по дисциплинам «Элементарная математика», «Введение в систему математического образования России» (приобретение навыков проведения психоло-

го-педагогических, методико-математических исследований, педагогической рефлексии и др.); (3) курсовой работы по элементарной математике (формирование навыков отбора необходимого материала по теме исследования, а также его структурирования и систематизации, оформления согласно принятым требованиям и др.); (4) творческой мастерской «Становление профессиональной биографии будущего педагога-математика» (исследование профессиональных биографий выдающихся педагогов-математиков, ознакомление с технологией проектирования собственной профессиональной биографии и др.); (5) летней учебной практики (изучение мотивов, возможностей, достижений обучающихся в области математического образования, осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование собственной индивидуальной траектории обучения в университете и др.).

На втором году обучения (соответствует этапу «профессиональное самоопределение» становления профессиональной биографии педагога-математика) акцент делается на развитии важных качеств педагога-исследователя. Реализация исследовательской деятельности происходит в процессе: (1) учебных практических и лабораторных занятий по дисциплинам профессионально-методического цикла, организованных с помощью специальных форм и методов обучения (умение прослеживать связи между изученным материалом и будущей профессиональной деятельностью, развитие критического мышления, профессиональной интуиции, воображения, эрудированности, объективности, самостоятельности, самодисциплины и др.); (2) участия в творческих группах, работающих над решением проблем, имеющих важное теоретическое и/или прикладное значение в контексте будущей профессиональной деятельности (знакомство с нестандартными методами решения математических задач, формирование умения работать в команде, развитие организационных способностей и др.); (3) выполнения курсовой работы (формирование навыков обобщения и структурирования передового педагогического опыта и др.).

Третий год обучения (соответствует этапу «творческой самореализации» становления профессиональной биографии педагога-математика) носит практико-ори-ентированный характер. Помимо вышеописанного, будущие педагоги-математики также могут проявить себя в качестве педагогов-исследователей в процессе: (1) самостоятельных исследований на базе современных образовательных учреждений во время педагогической практики (опыт проведения самостоятельного психолого-педагогического и/или методического исследования в современной школе, развитие педагогической рефлексии и др.); (2) участия в семинарах (навыки ведения дискуссии в научной среде, защиты собственных идей, подготовка лимитированных по времени докладов и их представление, разработка тезисов доклада и др.); (3) изучения дисциплины «Основы исследовательской деятельности в области математического образования» в У1-УШ семестрах (изучение профессионально-значимых особенностей исследовательской деятельности в предметной области «математика» и организации педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся в школе).

На четвертом году обучения в университете (соответствует этапу «проектирования профессиональной биографии» становления профессиональной биографии педагога-математика) наработанный опыт позволяет будущим педагогам выйти на следующий уровень и ре-ализовывать исследовательскую деятельность посредством: (1) участия в научных конференциях, профессиональных конкурсах (приобщение к профессиональному сообществу педагогов-математиков и др.); (2) написания совместных (преподаватель-студент) научно-методических статей (наработка методического материала для будущей профессиональной деятельности, навыки

оформления научной публикации и др.); (3) педагогической практики (формирование готовности к использованию навыков исследовательской деятельности для творческого решения профессиональных задач, навыки профессионального самопознания и профессиональной ориентации, проектирование собственной профессиональной биографии и др.); (4) выпускной квалификационной работы (демонстрация полученных за время обучения в университете навыков и умений исследовательской деятельности).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, навыки и умения, личностные качества, которые получают развитие в процессе исследовательской деятельности, играют ключевую роль для будущих педагогов в контексте проектирования и реализации их профессиональной биографии. Разнообразие способов их формирования в процессе профессионально-методической подготовки, осуществляемой кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовского государственного университета, обеспечивает будущих педагогов-математиков набором возможностей для участия в интересующих студентов проектах и исследованиях уже во время обучения. Полученные студентами в университетский период становления профессиональной биографии основы исследовательской деятельности становятся фундаментом не только для осуществления профессиональной деятельности будущего педагога-математика, но и представляют собой потенциал для коррекции профессиональной биографии посредством выбора магистерской программы, программы переподготовки или дополнительного профессионального образования. Формирование и развитие значимых личностных качеств педагога-исследователя позволяет будущим педагогам-математикам получить конкурентные преимущества на рынке труда, что является одной из предпосылок успешности профессиональной карьеры педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход: Монография / под ред. А.Л. Гаврикова, М.Н. Певзнера. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. 300 с.

2. Гусева М.А. Проблема становления профессиональной биографии учителя математики с позиций системного и контекстно-биографического подходов // Учитель - ученик: проблемы, поиски, находки: Сборник научно-методических статей: Выпуск 11. Саратов: ИЦ «Наука», 2011. 72 с. С. 7-16.

3. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 24-33.

4. Багачук А.В., Шкерина Л.В. , Шашкина М.Б., Зданович О.В. , Семина Е.А. Проектирование научно-исследовательской образовательной среды профильной подготовки бакалавров - будущих учителей математики. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. 173 с.

5. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск, 2001. 103 с.

6. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». 2007. иКЬ: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-195.pdf (дата обращения 02.07.2014)

7. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. 240 с.

8. Гусева М.А., Кондаурова И.К. Организация исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков в условиях национального исследовательского университета // Историческая и социально-образова-

тельная мысль. 2014. №4 (26). С. 101-106.

9. Романова М.А., Афанасьева Д.О. Исследовательская деятельность студента как основа развития его психолого-педагогического потенциала // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 3. С. 274-276.

10. Корчагина М.В. Анализ организации научно-исследовательской деятельности студентов в россии и за рубежом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 4 (11). С. 150-153.

11. Руднева Т.И. Исследовательская деятельность: методология научного поиска // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 122-126.

12. Руденко И.В. Проблема формирования и оценивания профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности студентов маги-

стратуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 1 (12). С. 223-226.

13. Койчева Т.И. Роль научно-исследовательской деятельности преподавателей в инновационной стратегии развития педагогического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 4 (11). С. 143-146.

14. Гусева М.А. Университетский период как ключевое звено процесса становления профессиональной биографии учителя математики // Педагогическое мастерство: материалы международной заочной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. vi, 388 с. С.254-256.

15. Гусева М.А. Роль научных конференций в становлении педагога-математика // Актуальные проблемы непрерывного математического образования: Сборник научных трудов. Саратов, 2014. 330 с.

FORMATION AT THE TEACHERS EXPECTED TO BE MAJORED IN MATHEMATICS SKILLS OF TEACHERS-RESEARCHERS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL BIOGRAPHY

> 2014

I.K. Kondaurova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair

«Mathematics and its teaching methods» M.A. Guseva, post-graduate student

Saratov State University, Saratov (Russia)

Annotation: In an era of reforms in the national education system the activity and context-biographical approaches come to the fore. Requirements of the professional standard of the teacher who enters into force on January 1, 2015, defines the near future, not only vocational education of teachers, but also their professional activities in educational institutions. The academic research activities of teachers has become one of the key activities, which teachers expected to be majored in mathematics are preparing to. The model «Education 2020» defined involvement of students and teachers in academic fundamental research as one of the main conditions for the development of professional education. In this regard, it is important to form the relevant skills of the teacher-researcher during professional education period. It plays a key role for the teacher in the context of future professional activity. The article deals with the formation of significant for the teacher-researcher's knowledge, skills, competencies, personal qualities of teachers expected to be majored in mathematics, students in the direction of preparation 050100 - Teacher Education (profile «Mathematical Education») in the Saratov State University.

Keywords: academic research activity; professional education; pedagogical education; professional carrier; teacher-researcher; teacher majored in mathematics.

УДК 378(045)

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2014

Е.Г. Сергушин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика»

А.Ю. Королева, магистрант

Мордовский государственный педагогический институт, Саранск (Россия)

Аннотация: Профессиональное самоопределение бакалавров педагогического образования ориентируется на разносторонние условия, которые позволят адаптироваться к изменяющимся условиям и содержанию профессионального труда, на создание условий для успешной самореализации личности бакалавра в вузе.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогические условия, компетентностная модель.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Приоритетным направлением современной образовательной политики России проявляет комплексная модернизация образования на всех его уровнях и ступенях. В этом контексте особый смысл имеет развитие многоуровневого высшего образования - бакалавриат-магистратура. В этой системе бакалавриат становится самостоятельной ступенью высшего образования, которая обеспечивает базовую подготовку в области научных знаний, достаточных, для того чтобы, бакалавр мог выйти на рынок труда или продолжить свое профессиональное обучение. В программах подготовки бакалавра акцент делается на развитие универсальных умений, качеств личности, необходимых для конкурентоспособности на рынке труда, развитие умений самостоятельной деятельности, способности к самостоятельной аналитической оценке ситуации, к самоанализу и самоконтролю в профессиональной деятельности [3, с. 112-124; 4, с.

173-1179].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Период получения профессионального образования бакалавра становится временем активного профессионального самоопределения личности, позволяет обеспечить молодому человеку мобильность и готовность к непрерывному самообразованию, способность адаптироваться к ситуации в социальной среде [6, с.12-15]. Однако в системе высшего образования целенаправленное создание условий для профессионального самоопределения осуществляется в основном при поступлении и на момент трудоустройства. Решение данных вопросов обуславливает необходимость усиления подготовки молодежи к взвешенному выбору профессии во время получения образования и ориентации образовательного процесса подготовки бакалавра на активизацию профессионального самоопре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.