Научная статья на тему 'Современные угрозы принципам социальной справедливости в отечественной системе общественного здравоохранения'

Современные угрозы принципам социальной справедливости в отечественной системе общественного здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / БЕСПЛАТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оздоев Аюп Джабраилович

В статье раскрывается проблема обеспечения принципов социальной справедливости в общественной системе здравоохранения. Выявлена проблема роста расходов населения на платные медицинские услуги. Показано снижение удовлетворенности населения качеством и количеством бесплатной медицинской помощи, сопровождаемое сохранением интереса к рынку добровольного медицинского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные угрозы принципам социальной справедливости в отечественной системе общественного здравоохранения»

Современные угрозы принципам социальной справедливости в отечественной системе общественного здравоохранения Modern threats to principles of social justice in domestic system of public health care

Оздоев Аюп Джабраилович аспирант Кисловодского института экономики и права

Ozdoyev Ayup Dzhabrailovich

The post-graduate student of Kislovodsky institute of economy and the low

Аннотация

В статье раскрывается проблема обеспечения принципов социальной справедливости в общественной системе здравоохранения. Выявлена проблема роста расходов населения на платные медицинские услуги. Показано снижение удовлетворенности населения качеством и количеством бесплатной медицинской помощи, сопровождаемое сохранением интереса к рынку добровольного медицинского страхования.

Abstract

In article the problem of providing principles of social justice in public health system reveals. The problem of growth of expenses of the population on paid medical services is revealed. Decrease in satisfaction of the population by quality and number of the free medical care, accompanied by preservation of interest to the market of voluntary medical insurance is shown.

Ключевые слова: социальная справедливость, общественная система здравоохранения, бесплатная медицинская помощь, платные медицинские услуги, медицинское страхование.

Keywords: social justice, public health system, free medical care, paid medical services, medical insurance.

Введение

Одной из центральных задач в организации современной системы общественного здравоохранения является обеспечение принципов социальной справедливости, находящих свое выражение в таких положениях, как: универсальность и качественность медицинской

помощи; справедливость в доступе к медицинским, научным и техническим достижениям; главенство профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, препятствующих реализации человеком своего потенциала[5]. В основе представленных положений лежит идея о создании условий для укрепления и охраны здоровья населения без ограничений по каким-либо признакам или индивидуальным характеристикам. Другими словами, главным принципом функционирования современной системы общественного здравоохранения является равенство в доступе к медицинской помощи любой сложности для различных групп населения.

Между тем, полное соблюдение представленного принципа требует наличия равных возможностей у пациентов по оплате благ, предоставляемых общественной системой здравоохранения, что само по себе практически невозможно в условиях постоянно возрастающей дифференциации населения по уровню доходов. Отсюда следует необходимость формирования каналов финансирования, построенных на солидарных принципах (в широком понимании данного термина, включающего источники финансирования, не связанные прямым образом с непосредственным потребителем).

Социальная справедливость в системе общественного здравоохранения

В основе функционирования отечественной системы общественного здравоохранения лежит Конституция Российской Федерации, где

установлено, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь», при этом «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»[6]. Из данных положений следует, что обеспечение равного доступа к медицинской помощи в России реализуется за счет ее оплаты из различного рода государственных источников (бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов).

Годы

Рисунок 1. Изменение размеров доли платных медицинских услуг в общей структуре использования денежных доходов населения в период с 2000 по 2011 годы, в % (график рассчитан и построен автором на основе данных: Здравоохранение в России. 2005: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2005. - С.366; Здравоохранение в России. 2007: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2007. - С.342; Здравоохранение в России. 2009: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2009. - С.347; Здравоохранение в России. 2011: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. - С.310; Российский статистический ежегодник. 2007: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2007. - С.204; Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2012. - С.195, 546)

При этом, любой гражданин, которому потребовалась медицинская помощь, может воспользоваться услугами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения на безвозмездной основе.

Тем не менее, несмотря на соблюдение принципов социальной справедливости в отечественной системе общественного здравоохранения, парадоксальной выглядит ситуация увеличения расходов населения на оплату медицинской помощи. График на рисунке 1 иллюстрирует изменение размеров доли платных медицинских услуг в общей структуре использования денежных доходов населения в период с 2000 по 2011 годы. Анализ графика позволяет выделить два отчетливых периода. Первый период - 2000-2002 годы - описывает увеличение доли расходов на платные медицинские услуги в общем объеме расходов с 0,69% до 0,78%. Второй период - 2002-2010 годы - описывает сохранение расходов на платные медицинские услуги в диапазоне от 0,75% до 0,79%. Но уже в 2011 году снова отмечается резкое увеличение доли расходов на оплату медицинских услуг в общей структуре использования денежных доходов населения - с 0,75% до 0,80%. Представленная динамика может свидетельствовать о начале нового периода, связанного с увеличением расходов населения на медицинские услуги.

В то же время, если рассмотреть информацию, отраженную в таблице 1, то станет видно, что темп роста объема расходов из Консолидированного бюджета РФ на здравоохранение в период с 2000 по 2011 годы (275,3%) в значительной степени превосходил темп роста общего объема расходов Консолидированного бюджета РФ (222,8%), а также существенно превышал темп роста экономики страны - ВВП (166,8%). В целом же, за рассматриваемый период времени расходы Консолидированного бюджета РФ на здравоохранение увеличились со 153,4 до 1933,1 млрд. руб. Причем, по итогам 2011 года доля расходов по

данному направлению в общей структуре расходов Консолидированного бюджета РФ составила 9,7%.

Кроме того, значительным образом увеличился объем средств, расходуемых из Федерального и территориальных фондов системы Обязательного медицинского страхования (ФОМС и ТФОМС). Темп роста расходов из территориальных фондов ОМС в период с 2000 по 2011 годы составил 282,2% и достиг 883,5 млрд. руб. Объем средств, расходуемых из федерального фонда ОМС, вырос в 23,6 раз и достиг в 2011 году 310,4 млрд. руб.

Таблица 1 - Изменение отдельных показателей, характеризующих уровень расходов на здравоохранение, в период с 2000 по 2011 годы, млрд. руб. в __________основных рыночных ценах, % - в сопоставимых ценах*____________

2000 2005 2011 Темп роста

ВВП 7305,6 21609,8 55799,6 166,8

Расходы Консолидированного бюджета РФ 1960,1 6820,6 19994,6 222,8

в т.ч. на здравоохранение, физическую культуру и спорт 153,4 797,1 1933,1** 275,3

Расходование средств ФОМС 2,9 71,5 310,4 2361,1

Расходование средств ТФОМС 68,4 261,8 883,5 282,2

* таблица рассчитана и составлена автором на основе данных: Российский статистический ежегодник. 2010: статистический сборник. - М.: Росстат,

2010. - С.319; Российский статистический ежегодник. 2012:

статистический сборник. - М.: Росстат, 2012. - С.319, 583-584, 597-598 ** указан объем расходов только по статье «Здравоохранение»

Стоит отметить, что столь значительный рост объема расходов из фондов системы ОМС был связан с постепенным внедрением принципов одноканального финансирования. В частности, в 2005 году значительно был расширен перечень налоговых источников поступлений. Кроме того впервые было осуществлено перечисление средств из федерального бюджета (субвенций и субсидий). Что являлось следствием возложения на Фонд дополнительных функций по реализации мер социальной поддержки

отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и по обеспечению трансфертов территориальным фондам в рамках выравнивания бюджетной обеспеченности[2].

Таким образом, можно отметить, что общий объем средств, расходуемых в отечественной системе общественного здравоохранения, ориентированной на предоставление населению бесплатной медицинской помощи, в период с 2000 по 2011 годы увеличился более чем в 2 раза, что значительно опередило средний темп экономического развития. С учетом возросшей доли расходов на здравоохранение в общей структуре расходов Консолидированного бюджета РФ, можно говорить, что сфера оказания гражданам медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий имела приоритетное значение для социально-экономической политики, проводимой в стране.

Между тем, в период с 2000 по 2011 годы объем оказанной населению платной медицинской помощи в основных рыночных ценах увеличился более чем в 10 раз (с 27,5 до 286,1 млрд. руб.). При этом рост объема потребления платных услуг в системе здравоохранения в большей мере происходил за счет увеличения цены, а не физического объема потребляемых услуг. В частности, базисные темпы роста индексов потребительских цен в 2011 году достигли значения в 577,3%. Т.е. цены на платные медицинские услуги за рассматриваемый промежуток времени увеличились в 5,8 раз. В то время как базисные темпы роста индексов физического объема в 2011 году достигли значения в 180,5%. Т.е. реальный объем потребляемых услуг увеличился лишь в 1,8 раз[3, 4].

Принимая во внимание специфический характер медицинских услуг, отличающий их от остальных типов экономических благ (непредсказуемость возникновения потребности и невозможность отказа от их потребления), можно предположить, что подобный рост объема платной медицинской помощи (главным образом произошедший на фоне

ценового роста - инфляционного роста, когда спрос значительно превышает предложение), отразившийся увеличением доли платных медицинских услуг в общей структуре использования денежных доходов населения, в условиях значительного роста объема государственных расходов на оказание бесплатной медицинской помощи свидетельствует о снижении общей эффективности отечественной системы общественного здравоохранения. В частности, в сложившихся условиях, увеличение спроса на платные услуги здравоохранения отражает снижение удовлетворенности населения качеством и объемом оказываемых услуг за счет государственного финансирования[7]. В совокупности это ведет к прямой «деформации» принципов социальной справедливости и к ущемлению прав малоимущих слоев населения.

Развитие рынка страховых услуг

В таблице 2 представлена информация, позволяющая проанализировать изменение показателей, характеризующих развитие рынка страховых услуг, в т.ч. в системе здравоохранения, с точки зрения объема страховых премий, уплаченных в период с 2005 по 2011 годы. Из таблицы видно, что общий размер уплаченных страховых премий (взносов) за рассматриваемый период увеличился с 506,2 до 1269,8 млрд. руб., что в сопоставимых ценах составило темп роста в 120,6% (прирост на 20,6%). В то же время, объем уплаченных премий в системе добровольного страхования за рассматриваемый период времени, в сопоставимых ценах, сократился - темп роста составил 86,2%. А доля уплаченных премий в добровольной системе страхования от общего объема уплаченных страховых премий, сократилась с 60,0% до 42,9%. При этом объем страховых премий, уплаченных на добровольное медицинское страхование, за рассматриваемое время, в сопоставимых ценах, практически не изменился - темп роста 101,8%. А его доля в общем объеме уплаченных страховых премий сократилась с 9,0% до 7,6%.

Таблица 2 - Изменение показателей, характеризующих развитие рынка страховых услуг, с точки зрения объема страховых премий, уплаченных в _______период с 2005 по 2011 годы, в основных рыночных ценах*_____

2005 2008 2011 Темп роста (сопоставимые цены), %

млрд. руб. доля, % млрд. руб. доля, % млрд. руб. доля, % размер доля

Страховые премии (взносы) - всего 506,2 100,0 954,8 100,0 1269,8 100,0 120,6 -

Добровольное страхование 303,7 60,0 468,8 49,1 544,7 42,9 86,2 71,5

личное страхование 98,7 19,5 128,9 13,5 177,8 14,0 86,5 71,8

страхование жизни 33,9 6,7 19,1 2,0 34,3 2,7 48,6 40,3

страхование от несчастных случаев и болезней 18,7 3,7 34,4 3,6 45,7 3,6 117,3 97,3

медицинское страхование 45,6 9,0 74,5 7,8 96,5 7,6 101,8 84,4

имущественное страхование 205,0 40,5 339,9 35,6 368,2 29,0 86,3 71,6

Обязательное страхование 202,5 40,0 486,0 50,9 725,0 57,1 172,1 142,8

личное страхование 146,3 28,9 405,8 42,5 618,4 48,7 203,1 168,5

страхование от несчастных случаев и болезней 5,1 1,0 6,7 0,7 7,6 0,6 72,3 60,0

медицинское страхование 141,2 27,9 399,1 41,8 610,8 48,1 207,8 172,4

имущественное страхование 56,2 11,1 80,2 8,4 105,4 8,3 90,1 74,8

* таблица рассчитана и составлена автором на основе данных: Российский статистический ежегодник. 2012: статистический сборник. - М.: Росстат, 2012. - С.609, 611

Общий размер страховых взносов, уплаченных в системе обязательного страхования, в сопоставимых ценах увеличился на 72,1% (темп роста 172,1%). При этом доля уплаченных здесь премий от их общего объема в системе страхования увеличилась соответственно с 40,0% до 57,1%. Данные изменения произошли во многом на фоне увеличения объема страховых взносов, уплаченных в системе добровольного медицинского страхования. Так, в период с 2005 по 2011 годы, темп роста объема взносов в системе добровольного медицинского страхования составил 207,8%, а их доля в общем объеме страховых взносов увеличилась до 48,1%. Данные изменения, во многом, являются

следствием замены единого социального налога прямыми платежами во внебюджетные фонды, в т.ч. в ФОМС, а также последовавшего роста общего размера данных платежей[1].

Представленные тенденции иллюстрируют общее сокращение сектора добровольного страхования. Причем это сокращение происходит не только на фоне увеличения доли сектора обязательного страхования, но и в реальном выражении. Между тем рост сектора обязательного страхования в основном обусловлен реформированием сферы обязательного медицинского страхования и увеличением прямых отчислений в фонды ОМС. Однако, несмотря на представленные процессы, в т.ч. сокращение сектора добровольного страхования в целом, интерес населения к добровольному медицинскому страхованию сохраняется, что в совокупности подтверждается и увеличением доли платных медицинских услуг в общей структуре использования денежных доходов населения (рисунок 1).

Заключение

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно говорить о том, что обеспечение принципов социальной справедливости в отечественной системе общественного здравоохранения, базирующихся на предоставлении бесплатной медицинской помощи, в настоящее время находится под угрозой. Учитывая факт увеличения (с опережающим спросом) расходов населения на платную медицинскую помощь на фоне значительного роста общего объема расходов различного рода «солидарных» источников финансирования бесплатных медицинских услуг, заметным становится снижение общего уровня удовлетворенности населения качеством и количеством бесплатной медицинской помощи. В совокупности это может свидетельствовать о возникновении предпосылок к проявлению новых форм социального неравенства.

Библиографический список

1. Жемчужникова И.В., Пешкова А.А. Достоинства и недостатки замены ЕСН страховыми взносами // Налоговая политика и практика. -2009. - №11. - С.10-17.

2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект

федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год» // Бюджетная система Российской Федерации. - URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2005/

ACH200703062309/ACH200703 062309_p_003.htm#HL_4.

3. Здравоохранение в России. 2011: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2011. - С.310.

4. Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2012. - С.544, 546.

5. Сахарова Л.Г., Гвоздецкий О.Е., Слотин В.Е. Развитие идеи

социальной справедливости в российской медицине: история и

современность // Вятский медицинский вестник. - 2012. - №3. - С.71-76.

6. Статья 41 Конституции Российской Федерации // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/.

7. Щепин О.П., Дятлов В.Ю. Здравоохранение как социальноэкономическая система // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012. - №3. - С.3-5.

References

1. Zhemchuzhnikova I.V., Peshkov A.A. Merits and demerits of replacement of unified social tax insurance premiums // Tax policy and practice.

- 2009. - № 11. - P.10-17.

2. The conclusion of Audit Chamber of the Russian Federation on the draft of the federal law «About the Federal Compulsory Health Insurance Fund budget for 2005» // the Budgetary system of the Russian Federation. - URL:

http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2005/ACH200703062309/ACH2 007030623 09_p_003.htm#HL_4.

3. Health care in Russia. 2011: Statistical collection. - M: Rosstat,

2011. - P.310.

4. Russian statistical year-book. 2012: Statistical collection. - M:

Rosstat, 2012. - P.544, 546.

5. Sakharova L.G., Gvozdetsky O.E., Slotin V.E. Development of idea

of social justice in the Russian medicine: history and present // Vyatka medical messenger. - 2012. - №3. - P.71-76.

6. Article 41 of the Constitution of the Russian Federation //

ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/.

7. Shchepin O.P., Dyatlov V.Yu. Health care as social and economic system // Problems of social hygiene, health care and medicine history. - 2012.

- №3. - P.3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.