Инерционное развитие института медицинского страхования как угроза принципам социальной справедливости в здравоохранении Inertial development of institute of medical insurance as threat to principles of social justice in health care
Оздоев Аюп Джабраилович аспирант Кисловодского института экономики и права
Ozdoyev Ayup Dzhabrailovich
The post-graduate student of Kislovodsk Institute of Economy and the Law
Аннотация
В статье раскрывается проблема обеспечения принципов социальной справедливости в общественной системе здравоохранения. Выявлены проблемы усиливающейся дифференциации различных социальноэкономических групп населения в доступе к медицинской помощи и инерционного развития института медицинского страхования.
Abstract
In article the problem of providing principles of social justice in public health system reveals. Problems of amplifying differentiation of various social and economic groups of the population in access to medical care and inertial development of institute of medical insurance are revealed.
Ключевые слова: социальная справедливость, общественная
система здравоохранения, социально-экономическая дифференциация, платные медицинские услуги, медицинское страхование
Keywords: social justice, public health system, social and economic differentiation, paid medical services, medical insurance.
Введение
Одним из основных принципов функционирования общественной системы здравоохранения является социальная справедливость. В основе социальной справедливости в здравоохранении лежит идея обеспечения равных условий охраны и укрепления здоровья населения без ограничений по каким-либо признакам или индивидуальным характеристикам. Другими словами, речь идет об обеспечении равноправия в доступе к медицинской помощи любой сложности для всех социально-экономических категорий населения.
Отечественная система здравоохранения также базируется на принципах социальной справедливости. Так, статьей 41 Конституцией РФ определяется право каждого гражданина страны на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на ее безвозмездное оказание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако в настоящее время высокую актуальность приобрели тенденции, характеризующиеся ростом объемов потребления населением платных услуг в системе здравоохранения, на фоне гарантирования государством их бесплатного предоставления.
Принципы социальной справедливости в здравоохранении и современные проблемы их реализации
Становление в России принципов рыночной экономики, а также проводимые в последние годы реформы обусловили существенные изменения как в экономической, так и социальной сфере. Изменилась как сама структура общества, так и социальный статус большинства его членов. В результате чего особую актуальность приобрела задача установления справедливого социального порядка, подразумевающего обеспечение обществом достойных условий для жизнедеятельности каждого индивида, защиту их жизни, гарантию основных прав,
поддержание хозяйственных процессов, содействие в развитии личности, стремление к справедливому распределению благ и т.д.
Социальная справедливость представляет собой объективно обусловленную уровнем материальной и духовной зрелости общества меру равенства и неравенства в жизненном положении различных социальных общностей и индивидов. Это многогранное явление, отражающее интересы и потребности множества индивидов, групп и классов. Между тем, справедливость как феномен общественного сознания имеет довольно противоречивый характер, аспекты которого не могут быть однозначно выражены в формально-логической форме. Справедливость невозможно описать юридической формулой, моральной максимой, философской дефиницией, идеологической доктриной или политической декларацией. Во многом справедливость воспринимается индивидами на ментальном уровне [2].
Проблема реализации принципа социальной справедливости является одной из центральных и в медицине. Современная идея справедливости в медицине развивается в работах отечественных философов и биоэтиков Ф.Я. Иванюшкина, М.Н. Жаровой, И.В. Силуяновой, П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдиной, а также в социальнополитических трудах Т.А. Голиковой, В.В. Путина, Л.М. Рошаля и др.
В декабре 2005 года отделом этики науки и технологии сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО в Московском гуманитарном университете была организована конференция «Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека», по результатам которой были провозглашены основные принципы деятельности государственных, международных, медицинских, общественных и иных учреждений в сфере медицины и здравоохранения [1]:
- социальная справедливость в здравоохранении должна выражаться: в укреплении и охране здоровья людей без ограничений, по каким бы то ни было признакам или индивидуальным характеристикам; обеспечении универсального доступа к качественной медицинской помощи; обеспечении справедливого доступа к медицинским, научным и техническим достижениям; обеспечении профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, препятствующих реализации человеком своего потенциала;
- социальная справедливость в здравоохранении должна реализовываться с учетом первоочередного внимания группам, находящимся в менее благоприятном положении с точки зрения обеспечения медицинской помощи; потребности каждого человека иметь хорошее здоровье; стремления всех людей к укреплению своего физического и духовного здоровья; права каждого члена общества реализовать свой потенциал в наиболее важных и ценных для него областях;
- органы государственной власти должны: признавать требования социальной справедливости как необходимые и специфические компоненты всей системы здравоохранения; разрабатывать структуры и реализовывать программы в соответствии с потребностями всех категорий населения, нуждающихся в медицинской помощи; обеспечивать равноправный доступ к квалифицированной медицинской помощи; обеспечить правовые, экономические, организационные и информационные условия для вовлечения институтов гражданского общества в процесс выработки и реализации политики в области здравоохранения;
- люди, нуждающиеся в медицинской помощи, должны принимать активное участие в деятельности, направленной на защиту своих прав, путем создания добровольных объединений (ассоциаций) граждан.
Таблица 1 - Дифференциация домашних хозяйств различных социальноэкономических групп по показателям, отражающим обращение за _____медицинской помощью и фактами ее оплаты в 2010 году, в %___
Все домохозяйства По 20-процентным группам обследуемого населения
первая (с наименьшими располагаемыми ресурсами) вторая третья яа & в т е ¡г пятая (с наибольшими располагаемыми ресурсами)
Лица, обратившиеся за медицинской помощью:
амбулаторной или стационарной 32,9 26,9 30,4 34,7 36,0 36,4
стоматологической 7,4 4,7 6,4 7,6 8,4 9,8
скорой 0,7 0,5 0,6 0,8 0,7 0,9
Лица, обратившиеся за медицинской помощью и указавшие, что понесли в связи с этим расходы:
амбулаторной или стационарной 6,4 2,1 3,8 6,3 9,0 10,7
стоматологической 4,1 1,5 2,7 4,0 5,2 7,1
скорой 0,1 0,0 0,0 0,0 0,1 0,2
* таблица составлена автором на основе данных: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2012: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2012. - С.216
Таким образом, становится видно, что в основе современных подходов к справедливости в медицине лежат либеральные идеи справедливости, заключающиеся в необходимости соблюдения основных прав и свобод человека, преимущественного обеспечения принципа равенства, сохранения государственной роли в регулировании и поддержке здравоохранения. Между тем, в настоящее время высокую актуальность приобрели тенденции, характеризующиеся ростом объемов потребления населением платных услуг в системе здравоохранения на фоне гарантирования государством их бесплатного предоставления [5]. А также ростом на основе этого дифференциации домашних хозяйств различных
социально-экономических групп по показателям, отражающим обращение за медицинской помощью.
Анализ информации, представленной в таблице 1, позволяет говорить о том, что практически по всем видам медицинской помощи прослеживается ситуация, когда более обеспеченные группы населения чаще обращаются за медицинской помощью, а менее обеспеченные - реже. К примеру, в 2011 году за амбулаторной помощью в среднем обратилось 32,9% членов домохозяйств. В то же время среди членов первой группы (с наименьшими доходами) этот показатель находился на уровне в 26,9%. А среди членов пятой группы (с наибольшими доходами) - 36,4%. В совокупности это противоречит объективной реальности, т.к. реальная потребность в медицинской помощи у малообеспеченных слоев населения намного выше [3].
При этом прослеживается еще одна особенность. А именно, чем более обеспеченной является группа населения, тем чаще ее представители несут расходы при обращении за медицинской помощью, и наоборот. Так, в среднем по всем домохозяйствам 6,4% лиц указали, что при обращении за амбулаторной или стационарной помощью понесли расходы. В то же время среди членов первой группы (с наименьшими доходами) при обращении за амбулаторной или стационарной помощью понесли расходы лишь 2,1%. А среди членов пятой группы (с наибольшими доходами) -10,7%.
В совокупности, представленные цифры свидетельствуют о низком уровне удовлетворенности качеством предоставляемых в системе общественного здравоохранения за счет государственных средств услуг, что ведет к росту общих объемов платежей, а также прямой «деформации» принципов социальной справедливости и к ущемлению прав малоимущих слоев населения.
Таблица 2 - Изменение показателей, характеризующих развитие рынка страховых услуг, с точки зрения объема страховых премий, уплаченных в _______период с 2005 по 2011 годы, в основных рыночных ценах*____
2005 2008 2011 Темп роста (сопоставимые цены), %
млрд. руб. доля, % млрд. руб. доля, % млрд. руб. доля, % размер доля
Страховые премии (взносы) - всего 506,2 100,0 954,8 100,0 1269,8 100,0 120,6 -
Добровольное страхование 303,7 60,0 468,8 49,1 544,7 42,9 86,2 71,5
личное страхование 98,7 19,5 128,9 13,5 177,8 14,0 86,5 71,8
страхование жизни 33,9 6,7 19,1 2,0 34,3 2,7 48,6 40,3
страхование от несчастных случаев и болезней 18,7 3,7 34,4 3,6 45,7 3,6 117,3 97,3
медицинское страхование 45,6 9,0 74,5 7,8 96,5 7,6 101,8 84,4
имущественное страхование 205,0 40,5 339,9 35,6 368,2 29,0 86,3 71,6
Обязательное страхование 202,5 40,0 486,0 50,9 725,0 57,1 172,1 142,8
личное страхование 146,3 28,9 405,8 42,5 618,4 48,7 203,1 168,5
страхование от несчастных случаев и болезней 5,1 1,0 6,7 0,7 7,6 0,6 72,3 60,0
медицинское страхование 141,2 27,9 399,1 41,8 610,8 48,1 207,8 172,4
имущественное страхование 56,2 11,1 80,2 8,4 105,4 8,3 90,1 74,8
* таблица рассчитана и составлена автором на основе данных: Российский статистический ежегодник. 2012: статистический сборник. - М.: Росстат, 2012. - С.609, 611
Институт медицинского страхования, представленный сферами добровольного и обязательного медицинского страхования, обладает высоким потенциалом в решении сложившейся проблемы нарушения принципов социальной справедливости в доступе к медицинской помощи равного качества разных слоев населения [4]. Однако и здесь наблюдаются серьезные проблемы системного характера, не позволяющие в полной мере реализовать преимущества данной системы финансирования
здравоохранения. Так, в таблице 2 представлена информация,
позволяющая проанализировать изменение показателей, характеризующих развитие рынка страховых услуг, в т.ч. в системе здравоохранения, с точки зрения объема страховых премий, уплаченных в период с 2005 по 2011
годы. Из таблицы видно, что общий размер уплаченных страховых премий (взносов) за рассматриваемый период увеличился с 506,2 до 1269,8 млрд. руб., что в сопоставимых ценах составило темп роста в 120,6% (прирост на 20,6%). В то же время, объем уплаченных премий в системе добровольного страхования за рассматриваемый период времени, в сопоставимых ценах, сократился - темп роста составил 86,2%. А доля уплаченных премий в добровольной системе страхования от общего объема уплаченных страховых премий, сократилась с 60,0% до 42,9%. При этом объем страховых премий, уплаченных на добровольное медицинское страхование, за рассматриваемое время, в сопоставимых ценах, практически не изменился - темп роста 101,8%. А его доля в общем объеме уплаченных страховых премий сократилась с 9,0% до 7,6%.
Общий же размер страховых взносов, уплаченных в системе обязательного страхования, в сопоставимых ценах увеличился на 72,1% (темп роста 172,1%). При этом доля уплаченных здесь премий от их общего объема в системе страхования увеличилась соответственно с 40,0% до 57,1%. Данные изменения произошли во многом на фоне увеличения объема страховых взносов, уплаченных в системе добровольного медицинского страхования. Так, в период с 2005 по 2011 годы, темп роста объема взносов в системе добровольного медицинского страхования составил 207,8%, а их доля в общем объеме страховых взносов увеличилась до 48,1%.
Представленные тенденции иллюстрируют общее сокращение сектора добровольного страхования. Причем это сокращение происходит не только на фоне увеличения доли сектора обязательного страхования, но и в реальном выражении. Между тем рост сектора обязательного страхования в основном обусловлен реформированием сферы обязательного медицинского страхования и увеличением прямых отчислений и трансфертов в фонды ОМС.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время основообразующие принципы социальной справедливости общественной системы отечественного здравоохранения находятся под угрозой. И во многом это является не только следствием проблемы отсутствия четкой формализации критериев социальной справедливости, но и результатом снижения общего уровня удовлетворенности качеством предоставляемых услуг, оплачиваемых из государственных источников (в т.ч. и ОМС) и законной возможности оказания платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. На фоне инерционного развития института медицинского страхования, это и в дальнейшем будет способствовать росту дифференциации различных социальноэкономических групп населения в доступе к медицинской помощи.
Библиографический список
1. Григорьянц Г.Н., Замарева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. - М.: Союз. - 2007. - С. 12-13.
2. Дыльнова Т.В., Панкратов И.А. Социальная справедливость -важнейший принцип социальной политики государства // Информационная безопасность регионов. - 2012. - №1(10). - С.75-79.
3. Лазарев С.В., Мисюлин С.С. Кому мешают платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения // Главный врач: Хозяйство и право. - 2011. - №4. - С.23-27.
4. Медицинское страхование в России: путь к качественной медицине // Рейтинговое агентство «ЭкспертРА». - ЦКЪ: http://raexpert.ru/researches/insurance/med-insurance-2013/.
5. Щепин О.П., Дятлов В.Ю. Здравоохранение как социальноэкономическая система // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012. - №3. - С.3-5.
References
1. Grigoryants G.N., Zamareva Z.P. Social protection of the population in Russia: formation and development. - M: Union. - 2007. - P.12-13.
2. Dylnova T.V., Pankratov I.A. Social justice - the most important principle of social policy of the state // Information security of regions. - 2012. -№1(10). - P.75-79.
3. Lazarev S.V., Misyulin S.S. To whom stir paid medical services in State Healthcare Institutions // the Chief Physician: Economy and Right. - 2011 . - №4. - P.23-27.
4. Medical insurance in Russia: way to qualitative medicine // «Expert
RA» rating agency. - URL: http://raexpert.ru/researches/insurance/med-
insurance-2013/.
5. Shchepin O.P., Dyatlov V.Yu. Health care as social and economic system // Problems of social hygiene, health care and medicine history. - 2012.
- №3. - P.3-5.