DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-153-164 УДК 336.14:[614:368.9.06](470)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ
Е. И. Козыренко, Л. О. Авдеева
Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация
Финансовое обеспечение здравоохранения в современном мире осуществляется преимущественно за счёт бюджетных средств, средств работодателей, населения и предприятий в различном соотношении. Доля каждого из этих источников в общем объёме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования этой отрасли. Бюджетная модель финансирования отрасли здравоохранения не полностью покрывает потребности населения в гарантированном объёме бесплатной медицинской помощи. В последние годы такие источники, как прямая оплата медицинских услуг и программы добровольного медицинского страхования (ДМС), приносят в систему российского здравоохранения определённый объём средств. Проведённый анализ финансового обеспечения системы здравоохранения в России подтвердил, что стоимость программы государственных гарантий увеличивается на протяжении всего периода. Для финансирования программы государственных гарантий используются средства обязательного медицинского страхования (ОМС), а также бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации. Объём средств ОМС увеличивается, темп роста по ОМС в 2017 г. опережает темп роста в целом по программе. Рост доходов и снижение расходов вывели в 2016 г. Федеральный фонд ОМС на бездефицитный бюджет, но уже в 2017 г. рост расходов опережает рост доходов, что приводит к дефициту. Наблюдается положительная динамика темпов прироста страховых премий по ДМС. В настоящее время недофинансирование территориальных программ компенсируется населением самостоятельно посредством обращения в сферу ДМС и платных медицинских услуг. Отмечено, что основной целью дальнейшего преобразования системы ОМС должно стать увеличение объёмов финансирования системы. При корректировке государственных обязательств следует учесть наличие дефицита финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий, уже фактически перераспределённого в силу своей необеспеченности, но без законодательного закрепления. Резервом перераспределения будет являться прирост выплат по договорам ДМС и средств, полученных медицинскими организациями от оказания платных медицинских услуг.
Ключевые слова: здравоохранение, финансирование, программа государственных гарантий, обязательное медицинское страхование, добровольное медицинское страхование.
Для цитирования: Козыренко Е. И., Авдеева Л. О. Современное состояние финансирования здравоохранения в России // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 153-164. DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-153-164.
Введение
Ключевым элементом социального, культурного и экономического развития государства являются показатели здоровья, качества и уровня жизни населения. Отрасль здравоохранения считается одной из наиболее важных для стран любого типа, т. к. уровень её развития влияет на качество жизни населения, от которого зависит состояние национального дохода и экономическое состояние страны.
Глобальной проблемой здравоохранения в современных условиях является процесс его финансирования. Посткризисная экономическая ситуация выявляет дефицит финансовых ресурсов. Нестабильность в экономической и социальной сферах экономики государства усиливает роль страхования в обеспечении финансовой безопасности, устойчивом развитии экономики, а также повышении благосостояния населения. В связи с отсутствием чёткого разграничения между гарантированным объёмом и медицинскими услугами, которые оказываются населению страны на платной основе, наблюдается замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами.
ISSN 2073-5537. Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2019. № 1 Финансовое обеспечение системы здравоохранения в России
В России в настоящее время невозможно решить проблему финансирования здравоохранения только за счёт бюджетных средств. Отрасль здравоохранения едина. Нередко бесплатные и платные услуги оказываются в рамках одного и того же медицинского учреждения [1]. В табл. 1 перечислены расходы федерального бюджета в 2015-2017 гг. по основным социальным статьям.
Таблица 1
Расходы федерального бюджета по основным социальным статьям в 2015-2017 гг.
Статьи расходов, млрд руб. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Относительное изменение, %
2016 к 2015 г. 2017 к 2016 г.
Общегосударственные вопросы 1 117,6 1 095,6 1 162,5 -2,0 6,1
Национальная оборона 3 181,4 3 775,3 2 852,3 18,7 -24,5
Жилищно-коммунальное хозяйство 144,1 72,2 119,5 -49,9 65,5
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 965,6 1 898,7 1 918,0 -3,4 1,0
Национальная экономика 2 324,2 2 302,1 2 460,1 -0,9 6,8
Охрана окружающей среды 49,7 63,1 92,4 26,9 46,4
Образование 610,6 597,8 615,0 -2,1 2,8
Культура 89,9 87,3 89,7 -2,9 2,7
Здравоохранение 516 506,3 439,8 -1,9 -13,1
Социальная политика 4 265,3 4 588,5 4 992 7,6 8,8
Физкультура и спорт 73 59,6 96,1 -17,8 61,2
Средства массовой информации 82,1 76,6 83,2 -6,7 8,6
Обслуживание государственного и муниципального долга 518,7 621,3 709,2 19,8 14,2
Расходы федерального бюджета по социальным статьям сокращаются практически по всем основным направлениям финансирования. В 2017 г. ситуация немного выравнивается. Несмотря на это, расходы на здравоохранение уменьшаются: в 2016 г. уменьшение составляло 1,9, в 2017 г. - 13,1 %.
Уровень расходов федерального бюджета по статье «Здравоохранение» в 2015 и 2016 гг. составлял 0,6 % (в процентах от ВВП), а в 2017 г. - 0,5 %, что подтверждает снижение социальной ориентированности государственной политики и дефицит программы госгарантий по сравнению с 2016 и 2015 гг. Данное обстоятельство объясняется перераспределением расходов на здравоохранение между федеральным и региональными бюджетами и средствами ОМС.
Сокращение суммы расходов на здравоохранение объясняется тем, что основные расходы на медицину приходятся на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) -1,7 трлн руб. в 2017 г. Фонд пополняется региональными отчислениями за неработающее население и страховыми взносами работодателей (5,1 % от зарплаты работников). В последние годы наблюдался общий рост зарплат по стране, что позволило бюджету ФФОМС вырасти.
В структуре расходов федерального бюджета по статье «Здравоохранение» наибольшую долю в 2016 г. составляют расходы на стационарную медицинскую помощь, но уже в 2017 г. наибольшая доля приходится на амбулаторную помощь (рис. 1).
60
о4
Й И
I | 40
Л
I ё Р 5 20
44,1
й Рн
0
24,8
-+5:8-
7,2
0,1
0,7
3,6 3,7 .rrmi^i
2015 г.
□ Стационарная медицинская помощь В Скорая медицинская помощь В Заготовка, хранение донорской крови
45,6
28,6
31,3
21,9
П
17,5
7,1
0,1
0,7
3,5 3,6 .rrmi^i
21,4
8,2
0,9
44 4 3 | 0,8 4,4 4,3 1_
2017 г.
2016 г.
^Амбулаторная помощь □ Санаторно-оздоровительная помощь ID Санитарно-эпидемиологическое благополучие
Рис. 1. Структура бюджетного финансирования отрасли здравоохранения за 2015-2017 гг.
На бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Стоимость Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (без учёта федерального бюджета) и её динамику за 2013-2017 гг. иллюстрирует рис. 2 [2].
cS
& Ю
5 ^
6
^ Ер
S
В о
2 500 2 000 1 500 1 000 500 0
2013 г. 2014 г. 2015 г.
111111 il Стоимость программы
2016 г. •Темп роста
2017 г.
25 20 15 10 5 0
х1
о4
о р
е Т
Рис. 2. Общая стоимость программы государственных гарантий и её динамика на 2013-2017 гг.
Стоимость программы государственных гарантий увеличивается на протяжении всего периода и в 2017 г. составляет 2 141,4 млрд руб. Максимальный рост происходил в 2014 г. и составил 22,9 %.
Объём средств ОМС иллюстрирует рис. 3 [2].
С
р С
2 000
0 1 500
03 Л
1 & 1 000
500 0
35,7
1 458,6
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
111111 il Стоимость программы Темп роста
1 537,2
40
30 о4
,ат
20 тс о
р
10 пм
ме
Т
0
2017 г.
Рис. 3. Объём средств ОМС и их динамика в 2013-2017 гг.
Объём средств ОМС увеличивается, при этом темп роста по ОМС опережает в 2017 г. темп роста в целом по программе.
Динамика бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ на 2013-2017 гг. представлена на рис. 4 [2].
650
,ымм ма 600
рг m
о рп р 550
ьт с о & 500
м
и 450
от
С
9,1
603,8
604,2
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2017 г.
15 10 5 0 -5 -10 -15
х1
о4
о р
е Т
2016 г.
iiiiiiii Стоимость программы ^^^Темп роста
Рис. 4. Динамика бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ на 2013-2017 гг.
Бюджетные ассигнования бюджетов субъектов РФ в 2017 г. увеличиваются незначительно (на 0,1 %) и составляют 604,2 млрд руб.
Проведённый анализ финансового состояния системы здравоохранения в России свидетельствует о том, что стоимость программы государственных гарантий увеличивается на протяжении всего периода. Для финансирования программы государственных гарантий используются средства ОМС, а также бюджетные ассигнования бюджетов субъектов РФ.
Анализ финансовой деятельности фонда обязательного медицинского страхования
Рассмотрим страховую часть финансирования здравоохранения в 2015-2017 гг. В табл. 2 представлены показатели исполнения бюджета ФФОМС за 2015-2017 гг. [3].
Таблица 2
Динамика доходов и расходов ФФОМС за 2015-2017 гг.
Статьи расходов, млн руб. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Относительное изменение, %
2016 к 2015 г. 2017 к 2016 г.
Доходы ФФОМС 1 573 543,4 1 657 619,6 1 705 935,9 5,3 2,9
Расходы ФФОМС 1 638 814,6 1 590 150,9 1 734 978,6 -3,0 9,1
Дефицит, профицит -65 271,2 67 468,7 -29 042,7 203,3 -43,0
Рост доходов и снижение расходов вывели ФФОМС в 2016 г. на бездефицитный бюджет, в 2017 г. рост расходов опережает рост доходов, что приводит к дефициту [4].
В 2015 г. максимальная доля в структуре доходов бюджета ФФОМС приходится на страховые взносы работающего населения (рис. 5).
80 60
С
о ©
©
«
2 ю
о
«
59,9
60,7
61,1
20 0
2015 г.
□ Страховые взносы на ОМС работающего населения В Трансферты из федерального бюджета
2016 г. 2017 г.
ED Страховые взносы на ОМС неработающего населения □ Прочие доходы
Рис. 5. Структура доходов бюджета ФФОМС за 2015-2017 гг.
В 2016 г. доля страховых взносов работающего населения увеличивается до 60,7, в 2017 г. -до 61,1 %, страховые взносы на ОМС неработающего населения составляют 37,1 %.
Среди расходов ФФОМС основную долю формируют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС (ТФОМС) (рис. 6).
100
ИТ
С
2
о ©
©
ат е
s «
2 ю
87,1
50
о4
а
Рн
0
^ 0,7 0,2 1,2 ^
2015 г.
□ Субвенции бюджетам ТФОМС В Специализированная помощь
5,9
5,2 0,6 0,4 1,1 4
0,9 0,2 1,1 0,2
2016 г. 2017 г.
Ш Высокотехнологичная медицинская помощь □Единовременные компенсационные выплаты
Рис. 6. Структура расходов бюджета ФФОМС за 2015-2017 гг.
7
За прошедшие годы ОМС в Астраханской области, как и в целом по РФ, прошло путь от системы, делающей первые неуверенные шаги, до социально значимой отрасли, стоящей на страже здоровья населения, гарантирующей право граждан на бесплатную помощь в медицине. Доходы ТФОМС Астраханской области за 2015-2017 гг. постепенно увеличиваются (табл. 3).
Таблица 3
Доходы ТФОМС Астраханской области за 2015-2017 гг.
Доходы, млн руб. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Относительное изменение, %
2016 к 2015 г. 2017 к 2016 г.
Доходы всего, в том числе: 8 282,7 8 805,7 9 277,0 6,3 5,3
- субвенции ФФОМС на выполнение территориальной программы ОМС (ТПОМС) 8 435,6 8 527,2 8 941,0 1,1 4,9
- единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам 55,0 - 46,8 -100,0 100,0
- межбюджетные трансферты на дополнительное финансовое обеспечение реализации ТПОМС 155,1 275,3 266,8 77,6 -3,1
- прочие доходы, в том числе неналоговые доходы 15,5 32,1 26,2 112,6 -18,4
- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в бюджет ФОМС из бюджетов ТФОМС -389,8 -28,9 -3,9 92,6 86,5
Основную долю в числе доходов занимают субвенции ФФОМС на выполнение ТПОМС: в 2016 г. их доля составляет 96,8, в 2017 г. - 96,4 %. Субвенции увеличиваются в 2016 г. на 91,6 млн руб., или на 1,1 %, и в 2017 г. - на 413,8 млн руб., или 4,9 %.
Расходы ТФОМС Астраханской области за 2015-2017 гг. также увеличиваются (табл. 4).
Таблица 4
Расходы ТФОМС Астраханской области за 2015-2017 гг.
Расходы, млн руб. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Относительное изменение, %
2016 к 2015 г. 2017 к 2016 г.
Расходы всего, в том числе: 8 656,6 8 790,6 9 305,8 1,5 5,9
- выполнение ТПОМС 8 474,1 8 528,5 9 227,8 0,6 8,2
- межбюджетные трансферты 167,0 184,2 - 10,3 -100,0
- единовременные выплаты медицинским работникам 15,5 - 46,8 -100,0 -
- дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной помощи, включенной в базовую программу ОМС - 75,0 1,2 - -98,4
- финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников, а также по приобретению медицинского оборудования - 2,9 30,0 - В 9,3 раза
Расходы производились в соответствии с Законом Астраханской области от 27 ноября 2017 № 82/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и сводной бюджетной росписью бюджета ТФОМС Астраханской области [5].
В числе расходов основную долю занимает выполнение территориальной программы ОМС: в 2017 г. доля этих расходов составляет 99,2 % от всей суммы расходов.
Основным направлением использования средств ОМС является финансовое обеспечение ТПОМС. Стоимость ТПОМС и подушевой норматив финансирования ТПОМС увеличиваются в 2017 г. за счёт фактически поступивших доходов (табл. 5).
Таблица 5
Показатели ТФОМС Астраханской области за 2015-2017 гг.
Показатели ТФОМС 2015 г. 2016 г. 2017 г. Относительное изменение, %
2016 к 2015 г. 2017 к 2016 г.
Численность застрахованного населения, принятая для расчёта ТПОМС, чел. 1 010 112 1 010 467 1 005 063 0,04 -0,5
Окончание табл. 5
Показатели ТФОМС 2015 г. 2016 г. 2017 г. Относительное изменение, %
2016 к 2015 г. 2017 к 2016 г.
Количество страховых медицинских организаций (СМО), функционирующих в системе ОМС, ед. 2 2 2 - -
Количество медицинских организаций, участвующих в реализации ТПОМС, ед. 72 78 67 8,3 -14,1
Стоимость ТПОМС, млн руб. 8 650,6 8 535,2 8 875,7 -1,3 4,0
Подушевой норматив финансирования ТПОМС, руб. 8 564,0 8 446,8 8 831 -1,4 4,5
Обращения граждан, в том числе 35 349 420 В 9 раз 20,3
- жалобы 13 23 22 76,9 -4,3
- из них обоснованные 5 10 7 100,0 -30,0
- заявления 1 17 15 В 16 раз -11,8
- консультации 21 309 383 В 14 раз 23,9
В настоящее время в Астраханской области работают две страховые компании, предоставляющие услугу обязательного медицинского страхования: «МАКС-М» и «СОГАЗ-Мед».
«МАКС-М» считается признанным лидером и системообразующей фирмой в области ОМС, является членом Московской ассоциации СМО (МАМСО) и входит в состав Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС).
Страховая компания «МАКС-М» получила сертификат соответствия Международного центра инвестиционного консалтинга, который подтверждает, что деятельность страховщика соответствует требованиям государственного стандарта поставки. Практика компании оценивалась специалистами в соответствии со стандартами ИСО 9001:2000. Исследование подтвердило, что «МАКС-М» в полной мере удовлетворяет требованиям действующего законодательства РФ в области поставок продукции и способно оказывать услуги требуемого качества в установленные контрактами сроки.
Показатели работы Страховой группы «МАКС» за 2015-2017 гг. рассчитаны в табл. 6 [6].
Таблица 6
Поступления и платежи, связанные с ОМС Группы «МАКС» за 2015-2017 гг.
Показатели, млн руб. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Темпы прироста, %
2016 к 2015 г. 2017 к 2016 г.
Поступления, связанные с ОМС 173 025 174 900 188 886 1,1 8,0
Платежи, связанные с ОМС 171 288 174 264 187 081 1,7 7,4
Группа «МАКС» получает от ТФОМС средства, а также производит выплаты медицинским организациям за оказанные ими услуги. В 2017 г. средства, полученные Группой «МАКС», составили 188 886 млн руб., что на 8 % больше показателя предыдущего года. Платежи, связанные с ОМС, в 2017 г. также увеличились на 7,4 % и составили 187 081 млн руб. Группа «МАКС» осуществила предоплаты медицинским организациям на покупку медицинского оборудования и расходы по оказанию медицинских услуг, которые ещё не были оказаны.
Акционерное общество «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» осуществляет ОМС на территории Астраханской области с января 1999 г. По итогам 2017 г. объём поступивших средств по ОМС составил 211,5 млрд руб., что на 7,2 % больше, чем в 2016 г. (табл. 7) [7].
Таблица 7
Поступления и платежи, связанные с «СОГАЗ-Мед» за 2015-2017 гг.
Показатели, млн руб. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Темпы прироста, %
2016 к 2015 г. 2017 к 2016 г.
Поступления, связанные с ОМС 185 851 197 289 211 494 6,2 7,2
Платежи, связанные с ОМС 183 740 195 495 209 375 6,4 7,1
Выплаты Общества в медицинские организации за 2017 г. составили 209,4 млрд руб. (в 2016 г. аналогичный показатель сформировал 195,5 млрд руб.).
По данным социологического опроса в Астраханской области в 2017 г., численность лиц, удовлетворенных качеством медицинской помощи, увеличивается, что свидетельствует о повышении показателей эффективности работы медицинских учреждений Астраханской области, а также о качестве предоставляемых услуг.
Анализ сегмента добровольного медицинского страхования
В настоящее время рынок ДМС - один из самых востребованных видов страховой защиты в РФ. Услуги ДМС с каждым годом растут: в 2016 г. премии составили 137,8 млрд руб., что больше на 7 %, чем в 2015 г. При этом в 2015 г. рынок страхования ДМС растёт в основном за счёт инфляции (рис. 7).
—......—,—.......—|—.......—|—......—I—.......—I—.......—I—........—I—.......—I—.......
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Рис. 7. Динамика премий по ДМС
Одна из главных предпосылок активного развития ДМС - это увеличение социальной ответственности бизнеса и осознания того, что ДМС можно использовать как часть социального пакета. В настоящее время ДМС пользуется спросом у корпоративных клиентов: они составляют около 90 % премий, собранных по программе ДМС. Это связано с тем, что компании используют налоговые льготы при использовании программ ДМС, а также коллективный договор страхования дешевле на 50-70 %. На долю физических лиц приходится всего 5-10 %, т. к. частные лица обращаются в медицинское учреждение, минуя страховую компанию.
Для того чтобы ДМС физических лиц стало массовым, должны произойти изменения как на уровне благосостояния людей, так и на уровне психологии.
В табл. 8 рассчитан показатель уровня выплат по ДМС за 2015-2017 гг.
Таблица 8
Динамика уровня выплат по добровольному медицинскому страхованию за 2015-2017 гг.
Страховые премии и выплаты 2015 г. 2016 г. 2017 г. Абсолютное изменение, млрд руб. Темпы прироста, %
2016 к 2015 г. 2017 к 2016 г. 2016 к 2015 г. 2017 к 2016 г.
1. Страховые премии, млрд руб. 129,0 137,8 140,0 8,8 2,2 7,0 1,4
2. Страховые выплаты, млрд руб. 99,6 100,6 105,8 1 5,2 1,0 5,2
3. Уровень выплат, % 77,2 73,0 75,6 -4,2 2,6 -5,4 3,6
Наблюдается положительная динамика темпов прироста страховых премий по ДМС, при этом уровень выплат в 2017 г. увеличивается, что свидетельствует об отрицательной установке.
В настоящее время в действующей модели ДМС работает большое количество страховых компаний, которые в свою очередь сотрудничают с большим количеством лечебно-профилактических учреждений.
В условиях значительного роста рынка нарастает и конкуренция между его участниками. Реальным медицинским страхованием занимаются по большей части лидеры рынка ДМС - ведущие универсальные страховщики федерального уровня, на которых приходится более половины всех премий в этом сегменте. В табл. 9 приведён список компаний - лидеров по ДМС за 2015-2017 гг.
Таблица 9
Топ-5 лидеров рынка по ДМС за 2015-2017 гг.
Место Лидеры рынка
2015 г. 2016 г. 2017 г.
1 «СОГАЗ» «СОГАЗ» «СОГАЗ»
2 «РЕСО-Гарантия» «РЕСО-Гарантия» «РЕСО-Гарантия»
3 «АльфаСтрахование» «Альянс Жизнь» «АльфаСтрахование»
4 «Ингосстрах» «АльфаСтрахование» «Ингосстрах»
5 «Росгосстрах» «Росгосстрах» «Альянс Жизнь»
Крупнейшим игроком на рынке ДМС является Группа компаний «СОГАЗ», второе место на протяжении анализируемого периода удерживает «РЕСО-Гарантия», «АльфаСтрахование» в 2016 г. утрачивало свои позиции, но к 2017 г. достигло третьего места. В пятёрку лидеров в 2017 г. также входит «Ингосстрах», «Альянс Жизнь». Все компании имеют высокий уровень надёжности с позитивными перспективами.
Как представлено на диаграмме (рис. 8), численность страховщиков ДМС в России с каждым годом сокращается.
Рис. 8. Численность страховщиков ДМС
В Астраханской области выплаты у всех компаний по ДМС меньше, по сравнению с премиями, что является положительным фактором (рис. 9).
0
2015 г. 2016 г. 2017 г.
□ Страховые премии □ Страховые выплаты
Рис. 9. Страховые премии и выплаты по ДМС в Астраханской области за 2015-2017 гг.
Страховые премии по ДМС в Астраханской области в 2017 г. составили 641,1 млн руб. В период с 2015 по 2017 гг. наблюдается тенденция к увеличению страховых премий по ДМС в Астраханской области: в 2016 г. прирост насчитывает 1,3, в 2017 г. - 4,7 %. Страховые выплаты по ДМС в Астраханской области в 2017 г. составили 528,9 млн руб. В период с 2015 по 2016 гг. наблюдается тенденция к уменьшению страховых выплат по ДМС в Астраханской области на 0,2 %, а в 2017 г. - увеличения на 2,1 %. Коэффициент выплат в общем объёме страхо-
вых премий составил в 2015 г. - 85,8, в 2016 г. - 84,6, в 2017 г. - 82,5 %. Таким образом, коэффициент выплат в общем объёме страховых премий по ДМС в Астраханской области уменьшается, что свидетельствует о снижении выплат относительно страховых премий.
Так как крупнейшим и главным игроком на рынке ДМС является Страховая группа «СОГАЗ», исследуем и рассмотрим, какую долю на рынке региона она занимает.
На рынке ДМС Астраханской области Страховая группа «СОГАЗ» занимает лидирующую позицию: её доля составляет 86,7 %. На втором месте - «Капитал Страхование», доля - 4,8 %; на третьем - «АльфаСтрахование» с долей рынка 3,9 % (рис. 10).
рп бу ер
оы ох т
а рт С
600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0
555 554,0
25 053,0 30 811,0 17 164
«СОГАЗ»
«АльфаСтрахование»
«Капитал Страхование»
«Росгосстрах»
Рис. 10. Страховые премии крупных компаний на рынке ДМС Астраханской области по итогам 2017 г.
Популярность услуг АО «СОГАЗ» обусловлена наличием пакета разнообразных страховых программ, гарантирующих предоставление своевременной и высококачественной медицинской помощи застрахованным. СОГАЗ обладает опытом страхования как малых (до 50 чел.), так и крупных (более 50 000 чел.) предприятий.
Компания «СОГАЗ» - единственная компания, имеющая лицензию на программу «Высокие медицинские технологии» и успешно работающая по этой программе более 15 лет. Программа «Высокие медицинские технологии» включает в себя дорогостоящее лечение, которое не покрывается стандартным полисом ОМС, а также и программой ДМС, реализуемой на предприятии.
Программа «Высокие медицинские технологии» разработана АО «СОГАЗ» специально для сотрудников предприятий Группы «ГАЗПРОМ» в целях повышения уровня их социальной защищённости. Результатом внедрения программы является возможность оказания своевременной и качественной медицинской помощи сотрудникам предприятия при возникновении особо тяжёлых заболеваний, требующих применения высокозатратных и высокотехнологичных методов лечения. Высокие медицинские технологии применяют при:
- онкологических заболеваниях;
- заболеваниях и состояниях, требующих проведения трансплантации органов или тканей, эндопротезирования суставов, кардиохирургических операций;
- травмах позвоночника и черепно-мозговых травмах.
Важное преимущество программы «Высокие медицинские технологии» - воспользоваться услугами страхования могут не только сотрудники предприятия, но и члены их семей.
Широкому развитию ДМС в регионах препятствует целый ряд факторов, связанных с проблемами: неразвитая инфраструктура оказания медицинских услуг, медленное развитие лечебных учреждений, слабая адаптация врачей к более качественной работе в рамках ДМС, а также низкий платёжеспособный спрос. Нехватка лечебно-профилактических учреждений в стране и особенно в регионах служит причиной монополизации рынка медицинских услуг, опережающего роста цен на медицинское обслуживание и снижения качества предоставляемых услуг.
Заключение
Здравоохранение представляет собой сложную систему социально-экономических взаимоотношений и специфическую отрасль народного хозяйства. При сокращении расходной политики бюджета РФ перспективы финансового обеспечения здравоохранения ещё сильнее бу-
дут связаны с возможностями региональных бюджетов и ФФОМС. Дальнейшее развитие системы ОМС должно основываться на обеспечении устойчивого финансирования медицинских учреждений, чтобы население имело возможность по мере необходимости получить гарантированную медицинскую помощь; может достигаться путём привлечения дополнительных источников финансирования. При повышении пенсионного возраста размер отчислений не только в Пенсионный фонд РФ, но и в фонд ОМС увеличится за счёт работающего населения. Таким образом, увеличится объём финансирования здравоохранения. Кроме того, необходимо добиться сбалансированности между платежами, осуществляемыми в ФФОМС работодателями, и обязательствами исполнительных органов государственной власти, занимающихся страхованием неработающего населения.
При корректировке государственных обязательств следует учесть наличие дефицита финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий, уже фактически перераспределённого в силу своей необеспеченности, но без законодательного закрепления. Резервом перераспределения будет являться прирост выплат по договорам ДМС и средств, полученных медицинскими организациями от оказания платных медицинских услуг. При этом особое внимание необходимо уделить потенциалу роста рынка ДМС и платных медицинских услуг. От этого будет зависеть прирост возможного к перераспределению объёма финансовых обязательств в здравоохранении РФ.
1. Козыренко Е. И., Уразова Д. С., Козыренко А. А. Основные проблемы и перспективы развития добровольного медицинского страхования // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики и финансов современной России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Астрахань, 27 мая 2015 г.). Астрахань: Изд. Сорокин Р. В., 2015. С. 70-75.
2. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. URL: http://www.rosminzdrav.ru/ (дата обращения: 25.12.2018).
3. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. URL: http://www.ffoms.ru / (дата обращения: 15.12.2018).
4. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Федеральный закон РФ от 19.12.2016 № 418-ФЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/420386229 (дата обращения: 15.12.2018).
5. Официальный сайт Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области. URL: http://www.astfond.ru / (дата обращения: 16.12.2018).
6. Страховая компания МАКС. URL: www.makc.ru / (дата обращения: 21.12.2018).
7. Страховая группа СОГАЗ. URL: https://www.sogaz.ru/ (дата обращения: 28.12.2018).
Козыренко Елена Игорьевна — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры финансов и учёта; kaa5497@yandex.ru.
Авдеева Лилия Олеговна — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; магистрант кафедры финансов и учёта; avdeeva.astrakhan @yandex.ru.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Статья поступила в редакцию 05.02.2019
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
CURRENT STATE OF FINANCING HEALTHCARE IN RUSSIA
E. I. Kozyrenko, L. O. Avdeeva
Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation
Abstract. The article touches upon the problem of financing health care in the world today, which is carried out mainly at the expense of budget funds, employers, population and enterprises in different proportions. The share of each of these sources in the total amount of funds allocated by society to health care determines the model of financing this economic sector. The budget model of financing the health care does not fully cover the needs of the population in the guaranteed volume of free medical care. In recent years, such sources as direct payment for medical services and voluntary health insurance programs have brought a certain amount of money to the Russian health care system. The conducted analysis of the financial support of the health care system in Russia proved that the cost of the program of state guarantees increases throughout the whole period. Means of compulsory medical insurance as well as budgetary allocations of the entities of the Russian Federation are used to finance the program of State guarantees. The volume of compulsory health insurance funds is increasing, the growth rate of compulsory health insurance in 2017 outpaced the rate assigned by the program. In 2016 revenue growth and spending cuts brought the Federal Fund of compulsory medical insurance to a deficit-free budget, but in 2017 the growth of spending outpaced revenue growth, which leads to a deficit. There can be seen the positive dynamics of growth rates of insurance premiums for voluntary health insurance. Currently, under-funding of territorial programs is compensated by the population independently through the use of voluntary health insurance and paid medical services. The main objective of the further transformation of compulsory medical insurance system is stated to increase the volume of financing of the system. In the process of adjusting state obligations the deficit of financial provision of territorial programs of state guarantees should be taken into account, which has already been redistributed due to its insecurity, but without legislative consolidation. The reserve of redistribution will be the increase in payments under contracts of voluntary medical insurance and funds received by medical organizations from the provision of paid medical services.
Key words: health care, financing, state guarantee program, compulsory medical insurance, voluntary medical insurance.
For citation: Kozyrenko E. I., Avdeeva L.O. Current state of financing healthcare in Russia. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2019;1:153-164. (In Russ.) DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-153-164.
REFERENSES
1. Kozyrenko E. I., Urazova D. S., Kozyrenko A. A. Osnovnye problemy i perspektivy razvitiia dobro-vol'nogo meditsinskogo strakhovaniia. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiia ekonomiki i finansov sov-remennoi Rossii [Main problems and future development of voluntary health insurance. Pressing problems and future development of economy and finance in modern Russia]. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Astrakhan', 27 maia 2015 g.). Astrakhan', Izdatel' Sorokin R. V., 2015. Pp. 70-75.
2. Ofitsial'nyi sait Ministerstva zdravookhraneniia RF [Official website of the RF Ministry of health care]. Available at: http://www.rosminzdrav.ru/ (accessed: 25.12.2018).
3. Ofitsial'nyi sait Federal'nogo fonda obiazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniia [Official website of the Federal Fund of compulsory medical insurance]. Available at: http://www.ffoms.ru / (accessed: 15.12.2018).
4. O biudzhete Federal'nogo fonda obiazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniia na 2017 god i na planovyi period 2018 i 2019 godov [On status of budget of the Federal Fund of compulsory medical insurance for 2017 and planning period of 2018 and 2019]. Federal'nyi zakon RF ot 19.12.2016 № 418-FZ. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420386229 (accessed: 15.12.2018).
5. Ofitsial'nyi sait Territorial'nogo fonda obiazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniia Astrakhanskoi ob-lasti [Official website of territorial fund of compulsory medical insurance in the Astrakhan region]. Available at: http://www.astfond.ru / (accessed: 16.12.2018).
6. Strakhovaia kompaniia MAKS [Insurance company MAKS]. Available at: www.makc.ru / (accessed: 21.12.2018).
7. Strakhovaia gruppa SOGAZ [Insurance company SOGAZ]. Available at: https://www.sogaz.ru/ (accessed: 28.12.2018).
Kozyrenko Elena ¡gorevna — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Finance and Accounting; kaa5497@yandex.ru.
Avdeeva Lilia Olegovna — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Master's Course Student of the Department of Finance and Accounting; avdeeva.astrakhan@yandex.ru.
The article submitted to the editors 05.02.2019
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS