ISSN 2311-875X (Online) Угрозы и безопасность
ISSN 2073-2872 (Print)
СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА*
Виталий Валентинович ПЕЧАТКИН
кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором экономической безопасности,
Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, Уфа, Российская Федерация
История статьи:
Принята 07.04.2016 Принята в доработанном виде 04.05.2016 Одобрена 12.06.2016
УДК 338.246.8 JEL: О38, R58
Ключевые слова: угрозы, национальная безопасность, инновационный потенциал, инновационная политика региона, эффективность использования
Аннотация
Предмет. В связи с возникновением новых угроз социально-экономическому развитию регионов России, связанных с санкциями ряда западных стран и высоким уровнем зависимости экономики страны от экспорта углеводородного сырья, необходима реализация комплекса мер по повышению национальной безопасности России, в том числе на основе повышения эффективности использования инновационного потенциала регионов. Цели. Характеристика современных угроз социально-экономическому развитию регионов России и разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности использования инновационного потенциала регионов, способствующих нейтрализации внутренних и внешних угроз социально-экономическому развитию страны и укреплению национальной безопасности.
Методология. В статье применен диалектический метод, системный подход, табличная и графическая интерпретация эмпирико-фактологической информации и пр. Результаты. Осуществлена оценка причин возникновения угроз национальной безопасности РФ и их последствий для социально-экономического развтия страны, предложена концептуальная схема обеспечения национальной безопасности РФ, разработан механизм повышения эффективности использования инновационного потенциала региона на примере Республики Башкортостан. Проведен анализ современных угроз социально-экономическому развитию регионов, обосновано, что центральным звеном системы обеспечения национальной безопасности должна стать научная и инновационная деятельность, предложена концептуальная схема обеспечения национальной безопасности России и модель инновационной политики региона на примере Республики Башкортостан. Обсуждение. Основные положения и результаты исследования обсуждены на XXIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России» (Уфа, 2015 г.).
Выводы. Сделан вывод о том, что Россия недостаточно адаптирована к своевременному парированию внутренних и внешних угроз национальной безопасности, предложен комплекс мероприятий по укреплению национальной безопасности РФ за счет реализации инновационной политики, способствующей более эффективному использованию инновационного потенциала региона.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Устойчивое социально-экономическое развитие России, уровень конкурентоспособности экономики и национальной безопасности во многом связаны со способностью страны преодолевать реальные и потенциальные угрозы внутренней и внешней среды.
Анализу угроз социально-экономическому развитию Российской Федерации и мерам по их нейтрализации посвящены труды многих отечественных исследователей, в числе которых Л.И. Абалкин [1], С.Ю. Глазьев [2, 3],
* Статья выполнена в рамках фундаментальных исследований по НИР «Стратегическое управление ключевыми потенциалами развития разноуровневых социально-экономических систем с позиций обеспечения национальной безопасности», проект № 01201456661.
192 №р://йп-^й.1
М.Н. Дудин1, В.К. Крутиков2, В.В. Миронов [4], А.В. Селивёрстова3, В.К. Сенчагов [5],
А.И. Татаркин [6], В.В. Яковлев4 и др. В их трудах
1 Дудин М.Н., Лясников Н.В. Развитие экономики России
в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 45. С. 2-11.
2 Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В. Структурно-институциональные ограничения и адекватность ответов на новые вызовы // Национальные интересы: приоритеты
и безопасность. 2014. № 46. С. 42-51.
3 Селивёрстова А.В., Кудрявцева И.Ю., Ткач Е.С. Обеспечение национальной безопасности на основе образовательных учреждений и работодателей
// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 45. С. 28-36.
4 Яковлев В.В., Гравит М.В., Горбачёва А.А. Угрозы
и вызовы России в экономической, социальной и военной
нашли отражения различные теоретико-методологические подходы к обеспечению национальной безопасности страны и ее регионов. Вместе с тем практически каждый этап развития страны привносит новый спектр внутренних и внешних угроз, что предопределяет необходимость разработки новых решений и механизмов обеспечения национальной безопасности.
Проблемам инновационного развития
в современных условиях, способствующих активизации процессов реиндустриализации России, посвящены работы Г.Ф. Бигловой [7] С.Д. Бодрунова [8], Ю.Д. Лавриковой [9], Б.И. Зарицкого [10], О.А. Романовой [11], В.Т. Рязанова [12], О.С. Сухарева5, Р.В. Фаттахова [13] и др.
Тем не менее нерешенной остается проблема повышения эффективности использования инновационного потенциала на уровне региональных социально-экономических систем в части решения задач укрепления национальной безопасности страны.
В связи с этим целью статьи является характеристика современных угроз социально-экономическому развитию регионов России и разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности использования инновационного потенциала регионов,
способствующих нейтрализации внутренних и внешних угроз социально-экономическому развитию страны и укреплению национальной безопасности.
К угрозам, влияющим на устойчивое развитие Российской Федерации можно отнести:
— высокую зависимость от конъюнктуры мировых цен на углеводородное сырье;
— санкции ряда западных стран в отношении отдельных системообразующих секторов экономики РФ;
— низкий уровень конкурентоспособности экономики вследствие технологической отсталости и низкой инновационной активности;
— высокую зависимость от влияния глобальных финансово-экономических кризисов;
сферах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 48. С. 37-44.
5 Сухарев О.С. Экономическая политика реиндустриализации: возможности и ограничения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2. С. 2-24.
http://fin-izdat.r
— негативное отношение в органах государственного управления и обществе к науке и научно-образовательной деятельности, препятствующее инновационному развитию России и способствующее утечке человеческого капитала за рубеж;
— низкую эффективность исполнения законов;
— недостаточную развитость институтов развития;
— экономическую преступность;
— демографическую угрозу, связанную с сокращением численности трудоспособного населения России и др.
Возникновение глобальных угроз во многом связано с конкуренцией за ограниченные ресурсы между странами, регионами, транснациональными корпорациями, кластерами, предприятиями. Вследствие дефицита ресурсов возникают и вспыхивают конфликты, войны, растет геополитическая напряженность.
В числе указанных угроз устойчивости развития региональных экономических систем отдельно можно выделить такой фактор, как влияние финансово-экономических кризисов.
Немаловажным представляется тот факт, что способность региональной экономики
адаптироваться и противостоять кризисным условиям является одним из показателей безопасности и критерием эффективности проводимой экономической политики. Разумеется, в анализе и сравнении региональных экономических систем стоит принимать во внимание ряд факторов, обусловленных экономико-географическим положением:
ресурсообеспеченность, демографическую
ситуацию, бюджетную политику и др.
Рассмотрим основные причины глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и его влияние на устойчивость регионального экономического развития. Можно выделить три ключевые причины кризиса:
• во-первых, специфические проблемы американской экономики, связанные со спекулятивным характером ипотечного рынка, бюджетным дефицитом и построением «финансовых пирамид»;
• во-вторых, системные фундаментальные проблемы современного экономического развития, связанные с глобализацией мировой экономики;
)ита1/пайопа1/ 193
• в-третьих, специфические российские обстоятельства, связанные с высокой зависимостью от экономики США и конъюнктуры мировых цен на энергоносители.
Эти факторы действовали разнонаправленно и должны были учитываться в соответствующих антикризисных мероприятиях. Однако
в Российской Федерации основная государственная поддержка была направлена в банковский сектор и лишь незначительная часть -в реальный сектор экономики.
В результате кризис показал, что страна интегрирована в мировую экономику и подвержена негативному влиянию глобальных кризисных явлений. Более того, учитывая более чем 7%-ное сокращение ВНП в этот период, страна слабо адаптирована к таким угрозам. Это связано прежде всего с экспортно-сырьевой направленностью российской экономики. В связи с этим требуются меры по снижению такой зависимости за счет повышения эффективности использования инновационного потенциала, увеличения уровня самообеспеченности регионов продукцией собственного производства, совершенствования системы мониторинга и предупреждения кризисных явлений в социально-экономической сфере.
События 2014 г. на Украине, способствовавшие обострению геополитической нестабильности в мире, привнесли целый спектр новых угроз устойчивому социально-экономическому развитию регионов России. Связано это с санкциями США, Евросоюза и ряда других зарубежных стран как в отношении отдельных физических и юридических лиц страны, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, так и в отношении отдельных секторов экономики.
Безусловно, санкции отрицательно сказались на устойчивости социально-экономического развития регионов не только России, но и стран, принимавших против нее санкции. Уже сейчас очевидно, что нельзя недооценивать негативного влияния санкций, и необходимы системные меры для снижения их негативного влияния.
Базовым документом стратегического
планирования в сфере национальной безопасности является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683. В данном
документе в числе ключевых приоритетов национальной безопасности выделены:
— оборона страны;
— государственная и общественная безопасность;
— повышение качества жизни российских граждан;
— экономический рост;
— наука, технологии и образование;
— здравоохранение;
— культура;
— экология живых систем и рациональное природопользование;
— стратегическая стабильность.
Очевидно, что определение в качестве одного из приоритетов науки, технологий и образования не случайно, так как без развития отечественной научной и инновационной деятельности и инновационной системы практически невозможно обеспечить национальную
безопасность, в том числе оборонную, общественную, транспортную, экономическую, социальную, энергетическую, продовольственную, экологическую и др.
Более того, спектр угроз и задач по их нейтрализации, обозначенный отдельно для каждого из перечисленных приоритетов, взаимосвязаны друг с другом. Так, невозможно обеспечить национальную безопасность только за счет развития военно-промышленного комплекса или обеспечить экономический рост, не оказывая негативного влияния на экологическую безопасность. Тем самым необходимо найти баланс, благодаря которому эффект будет максимально положительным для всех сфер национальной безопасности. В связи с этим представляется необходимым построить систему обеспечения национальной безопасности, которая обеспечивала бы такой эффект. На наш взгляд, центральным звеном данной системы должны стать наука, технологии и образование, поскольку именно обеспечение расширенного
воспроизводства инновационного потенциала страны и повышение эффективности его использования - это ключевое направление повышения уровня национальной безопасности страны.
Для наглядности представим систему обеспечения национальной безопасности в виде схемы,
состоящей из взаимосвязанных элементов, в центре которой располагается блок науки, технологий и образования (рис. 1).
Взаимосвязь блока науки, технологий и образования с другими блоками состоит в главной его целевой установке - разработке и внедрении новых технологий и подготовке кадров для обеспечения всех элементов национальной безопасности. В условиях быстроразвивающегося мира, в том числе и систем безопасности других стран, без создания и внедрения новых высокоэффективных технологий собственного производства
и подготовки своих высококвалифицированных кадров страна рискует полностью утратить национальную безопасность.
Данное обстоятельство предопределяет необходимость разработки соответствующей государственной программы по обеспечению национальной безопасности страны. В ней должен быть представлен комплекс мероприятий с соответствующим ресурсным обеспечением и ответственными исполнителями. Иначе Стратегия национальной безопасности останется, как и ряд других документов, лишь декларацией о намерениях без конкретных дел.
Самое главное - должен быть сформирован с учетом новых внешних угроз государственный заказ на научные исследования и разработки, направленные на обеспечение национальной безопасности страны.
Полностью уповать на рынок в современных условиях в решении данного вопроса не приходится. В регионах в настоящее время уже проделана значительная работа по формированию инновационной системы.
Так, например, в Республике Башкортостан начало формирования инновационной политики было положено в 2005-2010 гг. в рамках реализации Программы социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2010 г.
Наиболее активно инновационная политика проводилась в 2010-2014 гг. в соответствии с реализацией приоритетной задачи, определенной Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 г, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009 г. № 370, долгосрочной целевой инновационной
программой Республики Башкортостан на 2011-2015 гг.
За последние годы в этом направлении достигнут ряд успехов, в том числе созданы субъекты инновационной инфраструктуры: 7 технопарков, центры трансферта технологий, 4 бизнес-инкубатора, 2 центра коллективного пользования уникальным оборудованием, центр кластерного развития, сформированы 7 кластерных инициатив, территориальный центр инноваций Республики Башкортостан, производственно-технологические центры субъектов малого предпринимательства (14, в том числе 5 - в Уфе). Функционирует единый информационно-консультационный сектор поддержки инновационной деятельности в Республике Башкортостан, торгово-промышленная палата Республики Башкортостан и др. Ежегодно в республике растет число инновационных предприятий.
Республика Башкортостан вошла в состав регионов-участников Ассоциации инновационных регионов России, что увеличивает возможности по развитию научной и инновационной сферы.
В настоящее время здесь сформированы отдельные элементы региональной инновационной системы, включающей в себя:
— управленческий сектор (разработка и реализация инновационной политики в регионе);
— финансовый сектор (финансовая поддержка инновационной деятельности и инновационных проектов);
— информационно-консультативный сектор (информационная и консультационная поддержка);
— сектор разработки и использования инноваций (консультационная, информационная, научно-исследовательская, организаторская, производственная);
— научно-исследовательский сектор (функции: НИОКР, научно-техническая поддержка и участие в реализации проектов).
Однако в развитии инновационной инфраструктуры имеется широкий спектр нерешенных проблем, основными из которых являются:
— отсутствие системы мониторинга и аудита субъектов инновационной инфраструктуры;
— неразвитый рынок интеллектуальной собственности;
— высокая дифференциация развития инновационной инфраструктуры по городам и районам республики с ее концентрацией преимущественно в крупных городах и в особенности в Уфе;
— низкий спрос на результаты научной и инновационной деятельности со стороны реального сектора экономики и др.
Среди комплекса имеющихся проблем ключевой является проблема повышения эффективности использования инновационного потенциала в Республике Башкортостан.
Башкирия по итогам 2011-2015 гг. не является лидером среди российских инновационно активных субъектов Российской Федерации, но стабильно занимает 11-12 места в рейтинге регионов. По ряду показателей республика находится в первой десятке субъектов Российской Федерации, в том числе по поступлению патентных заявок (6-е место), выдаче патентов (8-е место), использованию передовых производственных технологий (7-е место), объему инновационных товаров и услуг (8-е место). По ряду важных показателей республика занимает среднее место, в том числе по созданным передовым технологиям (39-е место); объему инновационных товаров в ВРП (22-е место) и доле затрат на научные исследования и разработки в ВРП (36-е место) (табл. 1).
В целом Республика Башкортостан в научной и инновационной сферах уступает, как и большинство остальных регионов, Москве и Санкт-Петербургу, а также нескольким субъектам Российской Федерации - лидерам в научной и инновационной сферах. В Республике Башкортостан имеется дисбаланс между патентной активностью хозяйствующих субъектов (место в первой десятке регионов Российской Федерации) и объемом инновационной продукции в ВРП (место в третьем десятке регионов Российской Федерации), что косвенно свидетельствует о том, что налицо проблема с доведением результатов исследований до конкретного продукта.
Основная причина такого дисбаланса заключается не только в том, что низок спрос на результаты научной деятельности со стороны реального сектора экономики, но и в том, что направления научных исследований ориентированы в основном на будущие потребности новых
высокотехнологичных отраслей экономики V и VI технологического укладов, которые в настоящее
время практически отсутствуют не только в Башкортостане, но и в других регионах России. К тому же большинство отраслевых научно-исследовательских институтов в 1990-е гг. не прошли проверку рыночной экономикой, и без поддержки государства прекратили свое существование. В результате цепочка от фундаментальных научных результатов до конкретных продуктов без промежуточного звена в виде отраслевых институтов была нарушена. Особенностью инновационной системы Республики Башкортостан является то обстоятельство, что большинство академических научно-исследовательских учреждений,
ответственных за развитие фундаментальной науки, являются федеральными, в то время как отраслевые институты - региональными или частными. В результате имеет место разобщенность не только научных учреждений и бизнеса, но и самих научно-исследовательских учреждений между собой, что зачастую приводит к дублированию научных направлений и тем исследования. В конечном итоге финансовые ресурсы используются недостаточно эффективно.
Для решения этой проблемы требуется дальнейшее развитие региональной
инновационной системы республики, отвечающей современным и будущим потребностям реального сектора экономики, которая способствовала бы решению обозначенных выше проблем. Это потребует корректировки в проводимой инновационной политике с расширением целевых установок и задач с использованием передового зарубежного и отечественного опыта.
В США и европейских странах для стимулирования инновационной активности наиболее популярна кластерная политика. В Российской Федерации и, в частности, Республике Башкортостан с учетом зарубежного опыта осуществляется государственная поддержка кластерных инициатив. Однако этого крайне недостаточно для инновационного прорыва и обеспечения национальной безопасности страны.
Учитывая значительное отставание Российской Федерации по уровню инновационного развития от ведущих стран мира и спектра проблем, имеющихся в данной сфере, предлагается использовать элементы, различных типов инновационной политики, в том числе:
• ориентированной на государственную поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований в государственных
и негосударственных НИИ, вузах, инновационных предприятиях, ориентированных на повышение темпов экономического роста и обеспечение национальной безопасности;
• ориентированной на внедрение результатов НИР в реальный сектор экономики;
• стимулирования спроса хозяйствующих субъектов на инновации, способствующей повышению инновационной активности хозяйствующих субъектов, включая расширение рамочных условий инновационной деятельности.
В настоящее время в Республике Башкортостан используются лишь элементы кластерной политики (субсидирование части затрат на научные исследования и оборудование хозяйствующих субъектов, входящих в кластеры) и точечная поддержка фундаментальных и прикладных исследований. Фактически не проводятся мероприятия по стимулированию спроса хозяйствующих субъектов на инновации и внедрение результатов НИР в реальный сектор экономики.
В связи с этим предлагается к реализации концептуальная модель инновационной политики Республики Башкортостан, включающая в себя элементы политики, ориентированной на спрос на научно-технические разработки со стороны хозяйствующих субъектов реального сектора экономики Республики Башкортостан
и Российской Федерации, ориентированной на экономический рост и обеспечение национальной безопасности и кластерной модели социально-экономического развития. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности региона может осуществляться на принципах, представленных в табл. 2. Концептуальная модель инновационной политики Республики Башкортостан представлена на рис. 2.
Как следует из рис. 2, структурно концептуальная модель инновационной политики Республики Башкортостан включает пять взаимосвязанных блоков.
1. Координационный сектор, в том числе Правительство Республики Башкортостан, Совет по научно-технической и инновационной политике в Республике Башкортостан, министерства и ведомства Республики Башкортостан, реализующие политику в научной и инновационной сферах. Координационный
сектор вырабатывает основные принципы, цели и задачи инновационной политики, координирует процессы по реализации Стратегии научной и инновационной деятельности Республики Башкортостан, участвует в формировании государственного заказа на научные исследования, способствующие экономическому росту республики и обеспечению национальной безопасности страны.
2. Государственный научно-образовательный сектор, включающий государственные научно-исследовательские учреждения, институты и лаборатории вузов, осуществляющих фундаментальные и прикладные научные исследования.
3. Сектор негосударственных НИР и инноваций,
включающий негосударственные субъекты научной и инновационной деятельности Республики Башкортостан, осуществляющих преимущественно прикладные исследования и разработки для реального сектора экономики.
4. Сектор инновационной инфраструктуры,
включающий как материальные элементы, такие как технопарки и технополисы, так и нематериальные элементы, в том числе сети. Сектор инновационной инфраструктуры должен способствовать реализации научных достижений в реальном секторе экономики.
5. Предпринимательский сектор, занимающийся масштабным производством инновационных товаров и услуг, реализующий их на внутреннем и внешнем рынках, и включающий как крупный, так и средний, и малый бизнес. Предпринимательский сектор должен занимать центральное звено в инновационной системе Республики Башкортостан.
В организационном плане необходимо осуществить тнхронизацию и координацию бизнес-процессов в научной и инновационной сферах, обеспечивающих устойчивое
функционирование и развитие инновационной системы, способствующей комплексному развитию хозяйствующих субъектов в научной и инновационной сферах Республики Башкортостан, а также непрерывности инновационного процесса от фундаментальных исследований до массового производства посредством:
— аудита всех ключевых элементов регионального модуля НИС, с выделением проблем и комплекса мероприятий по их решению;
— совершенствования системы управления научной и инновационной деятельностью в Республике Башкортостан с формированием общего перечня элементов региональной инновационной инфраструктуры и созданием общего центра координации их деятельности, разработкой регламентов их взаимодействия, четким разделением сфер деятельности;
— создания системы мониторинга и контроля за эффективностью расходования бюджетных средств хозяйствующими субъектами в научной и инновационной сферах и обеспечения независимой ежегодной оценки их деятельности;
— разработки и реализации пятилетних программ деятельности хозяйствующих субъектов в научной и инновационной сферах;
— создания и развития при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления недостающих элементов инновационной инфраструктуры;
— содействия развитию внешних связей организаций в научной и инновационной сферах;
— формирования пакета приоритетных инновационных проектов, планируемых к реализации в Республике Башкортостан на средне- и долгосрочную перспективу.
Кроме того, назрела необходимость формирования
и развития рынка интеллектуальной
собственности, в том числе включающую:
• разработку концепции развития рынка интеллектуальной собственности Республики Башкортостан;
• стимулирование спроса на инновации в предпринимательском секторе,
технологическое перевооружение компаний, организацию выпуска и экспорта новой высокотехнологичной продукции;
• создание правовых условий деятельности регионального рынка интеллектуальной собственности;
• стимулирование хозяйствующих субъектов по использованию отечественных передовых технологий.
В целом для развития инновационной системы требуется обеспечить как количественное, так и качественное приращение элементов инновационной системы Республики
Башкортостан, способствующих динамичному инновационному развитию республики.
Необходимо продолжить работу по содействию формированию и развитию конкурентоспособных инновационных кластеров, сконцентрировав ресурсы на тех, которые могут дать наибольший социальный, экономический и бюджетный эффекты в среднесрочной перспективе. Ядром кластеров может являться как
предпринимательский сектор, научно-технический сектор в лице учреждений Академии наук Республики Башкортостан и Уфимского научного центра РАН, так и Совет по научной и научно-технической политике при Правительстве Республики Башкортостан.
Технологической платформой для реализации кластерных инициатив могут выступать научно-технический сектор, центр кластерного развития, технопарки, вузы и прочие субъекты инновационной инфраструктуры, отобранные на конкурсной основе и имеющие необходимый для этого потенциал.
Таблица 1
Положение Республики Башкортостан среди инновационно активных регионов Российской Федерации по основным показателям результативности научной и инновационной деятельности по итогам 2014 г.
Table 1
The position of the Republic of Bashkortostan among innovation active regions of the Russian Federation by basic science and innovation performance indicators, as of year-end 2014
Наименование показателя Регион-лидер Доля лидера в РФ, % Регион-лидер (без Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области) Положение Республики Башкортостан, место Доля Республики Башкортостан в РФ, %
Численность персонала, Москва 32,8 Нижегородская 15-е 1,14
занятого научными область
исследованиями и
разработками
Численность исследователей с Москва 41,8 Новосибирская 13-е 1,15
учеными степенями область
Внутренние затраты на Москва 35,2 Нижегородская 17-е 0,98
научные исследования и разработки область
Выпуск из аспирантуры Москва 29,5 Ростовская область 9-е 2,04
Выпуск из докторантуры Москва 24,3 Томская область 14-е 20
Затраты на технологические Москва 14,6 Республика 12-е 2,48
инновации Татарстан
Доля затрат на научные исследования и разработки в ВРП (2013 г.) Нижегородская область Нижегородская область 36-е
Поступление патентных заявок Москва 28,4 Республика Татарстан 6-е 2,6
Выдача патентов Москва 33,27 Республика Татарстан 8-е 2,1
Созданные передовые Санкт- 16,25 Челябинская область 39-е 0,5
производственные технологии Петербург
Используемые передовые производственные технологии Московская область 8,4 Нижегородская область 7-е 3,5
Объем инновационных Москва 15,4 Сахалинская область 8-е 3,1
товаров работ и услуг
Объем инновационных Сахалинская - Сахалинская область 22-е -
товаров работ и услуг в ВРП (2013 г.) область
Интегральная оценка по Республике Башкортостан за 2012 г. 12-е -
Интегральная оценка по Республике Башкортостан за 2013 г. 12-е -
Интегральная оценка по Республике Башкортостан за 2014 г. 11-е -
Источник: составлено автором
Source: Authoring Таблица 2
Принципы стратегического управления научной и инновационной деятельностью в Республике Башкортостан
Table 2
Principles of strategic management of scientific and innovation activities in the Republic of Bashkortostan
Принцип Сущностная характеристика принципа
1. Приоритетности научной и инновационной деятельности Признание приоритетного значения научной и инновационной деятельности для обеспечения национальной безопасности, повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения
2. Системности Рассмотрение научной и инновационной сферы региона в виде целостной системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов научной и инновационной деятельности, являющихся участниками инновационного процесса, выполняющих четко обозначенные функции необходимые для достижения конечного результата
3. Комплексности Всесторонний охват всех элементов инновационной системы региона. Учет всех элементов, всех направлений, всех свойств инновационного процесса в регионе
4. Открытости Открытость инновационной системы Республики Башкортостан, обеспечивающая диффузию инноваций в территориальном и отраслевом разрезах
5. Встроенности в национальную инновационную систему Встроенность региональной инновационной системы в национальную инновационную систему, позволяющая активно привлекать внешние ресурсы для развития научной и инновационной сфер Башкортостана, обеспечивающая эффективную реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития республики и страны в целом
6. Концентрации ресурсов Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического и инновационного развития Республики Башкортостан с учетом имеющихся компетенций и спроса на инновации
7. Прогнозирования Управление формированием и развитием инновационной системы Башкортостана с позиций планируемого состояния в будущем при использовании технологического форсайта
8. Кластеризации Кластеризация экономики, способствующая интеграции региональных органов исполнительной власти и управления, науки, образования и реального сектора экономики, в том числе - развитию технологической интеграции региональных компаний, адаптирующей бизнес и существующие системы к новым технологиям
Источник: составлено автором Source: Authoring
Рисунок 1
Концептуальная схема обеспечения национальной безопасности РФ Figure 1
A conceptual framework of national security of the Russian Federation
Примечание. *ТиК - технологии и кадры. Источник: составлено автором
Note. *ТиК - technology and personnel. Source: Authoring
Рисунок 2
Концептуальная модель инновационной политики Республики Башкортостан Figure 2
A conceptual model of innovative policy of the Republic of Bashkortostan
Источник: составлено автором Source: Authoring
Список литературы
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5.
2. Глазьев С.Ю. Проблемы экономической безопасности Российской Федерации. М.: Гнозис, 1995. 98 с.
3. Глазьев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. 2014. № 9. С. 13-29.
4. Миронов В.В., Канофьев В.А. Грозящая рецессия и как с ней бороться: эмпирический анализ российских реалий и мирового опыта // Вопросы экономики. 2014. № 1. С. 78-107.
5. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. Производство - финансы - банки. М.: Финанстатинформ, 1998. 621 с.
6. Татаркин А.И., Куклин А.А., Романова О.А. и др. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии, исследования и практики: монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1997. 240 с.
7. Биглова Г.Ф. Некоторые аспекты управления инновационным процессом в экономике на региональном и национальном уровнях // Экономическое возрождение России. 2015. № 4. С. 121-130.
8. Бодрунов С.Д. Российская трагедия - деиндустриализация отечественной экономики. СПб: Изд-во ИНИР им. С.Ю. Витте, 2013. 34 с.
9. Лаврикова Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2008. 232 с.
10. Зарицкий Б.И. Европа: Реиндустриализация vs деиндустриализация // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2014. № 8. С. 169-175.
11. Романова О.А., Бухвалов Н.Ю. Реиндустриализация как определяющая тенденция экономического развития промышленных территорий // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 151-155.
12. Рязанов В.Т. Новая индустриализация России: стратегические цели и текущие приоритеты // Экономическое возрождение России. 2014. № 2. С. 17-25.
13. Фаттахов Р.В., Тульчинский Г.Л., Дончевский Г.Н. и др. Инновационные кластеры - точки роста XXI века: теоретические подходы, методологические и методические основы их формирования и развития. М.: Изд-во Финансового ун-та, 2013. 200 с.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Threats and Security
MODERN THREATS TO THE NATIONAL SECURITY OF THE COUNTRY AND THEIR NEUTRALIZATION BY INCREASING THE UTILIZATION EFFICIENCY OF THE INNOVATION CAPACITY OF REGIONS
Vitalii V. PECHATKIN
Institute of Socio-Economic Research, Ufa Science Centre of RAS, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 7 April 2016 Received in revised form 4 May 2016 Accepted 12 June 2016
JEL classification: 038, R58
Keywords: threat, national security, innovative capacity, innovation policy, utilization efficiency
Abstract
Importance New threats to socio-economic development of Russia's regions related to sanctions of some Western countries and high dependency of the economy on export of crude hydrocarbons necessitate implementing a set of measures to enhance the national security of Russia, including through enhancing the utilization efficiency of innovative capacity of regions. Objectives The purpose of the study is to describe current threats to socio-economic development of Russia's regions and develop measures to increase the utilization efficiency of innovative potential of regions, which would contribute to neutralization of internal and external threats to socioeconomic development and enhancement of national security.
Methods The paper employs the dialectic method, systems approach, tabular and graphical interpretation of empirical and factual information, etc.
Results I analyzed reasons for threats to Russia's national security and their implications for socioeconomic development, offered a conceptual framework for the national security, developed a mechanism to increase the efficiency of regional innovative capacity utilization and a model of innovation policy of the region on the case of the Republic of Bashkortostan. The paper's highlights and findings were discussed at the 24th all-Russia scientific-practical conference with international participation Innovative Technologies to Manage Socio-economic Development of Russia's Regions (Ufa, 2015).
Conclusions Russia is insufficiently prepared to counter internal and external threats to national security. Implementing the innovative policy and more efficient use of innovative capacity of regions will contribute to national security strengthening.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
The article was prepared as part of fundamental research activity on Strategic Management of Key
Development Potential of Socio-economic Systems of Different Levels from the National Security Perspective,
project No. 01201456661.
References
1. Abalkin L.I. [Economic security of Russia: Threats and methods to counter them]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 12, p. 5. (In Russ.)
2. Glaz'ev S.Yu. Problemy ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Problems of economic security of the Russian Federation]. Moscow, Gnozis Publ., 1995, 98 p.
3. Glaz'ev S.Yu. [U.S. sanctions and the policy of the Bank of Russia: A double blow on the national economy]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 9, pp. 13-29. (In Russ.)
4. Mironov V.V., Kanofev VA. [Imminent recession and how to fight it: An empirical analysis of Russian realities and international experience]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 1, pp. 78-107. (In Russ.)
5. Senchagov V.K. Ekonomicheskaya bezopasnost'. Proizvodstvo - finansy - banki [Economic security. Production - Finance - Banks]. Moscow, Finanstatinform Publ., 1998, 621 p.
6. Tatarkin A.I., Kuklin A.A., Romanova O.A. et al. Ekonomicheskaya bezopasnost' regiona: edinstvo teorii, metodologii, issledovaniya i praktiki: monografiya [Economic security of the region: The unity of theory, methodology, research, and practice: a monograph]. Yekaterinburg, Ural State University Publ., 1997, 240 p.
7. Biglova G.F. [Certain aspects of managing the innovative process in the economy at regional and national levels]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2015, no. 4, pp. 121-130. (In Russ.)
8. Bodrunov S.D. Rossiiskaya tragediya - deindustrializatsiya otechestvennoi ekonomiki [Russian tragedy: the deindustrialization of the domestic economy]. St. Petersburg, Witte Institute of New Industrial Development Publ., 2013, 34 p.
9. Lavrikova Yu.G. Klastery: strategiya formirovaniya i razvitiya v ekonomicheskom prostranstve regiona [Clusters: A strategy of formation and development in the economic space of the region]. Yekaterinburg, Institute of Economics of Ural Branch of RAS Publ., 2008, 232 p.
10. Zaritskii B.I. [Europe: Re-industrialization vs. De-industrialization]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2014, no. 8, pp. 169-175. (In Russ.)
11. Romanova O.A., Bukhvalov N.Yu. [Re-industrialization as an essential trend in economic development of industrial areas]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 6, pp. 151-155. (In Russ.)
12. Ryazanov V.T. [New industrialization of Russia: Strategic objectives and current priorities].
Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2014, no. 2, pp. 17-25. (In Russ.)
13. Fattakhov R.V., Tul'chinskii G.L., Donchevskii G.N. et al. Innovatsionnye klastery - tochki rosta XXI veka: teoreticheskie podkhody, metodologicheskie i metodicheskie osnovy ikh formirovaniya i razvitiya [Innovation clusters as growth areas of the 21st century: Theoretical approaches, methodological bases of their formation and development]. Moscow, Financial University Publ., 2013, 200 p.