УДК 378.1 (470.41)
Н. Н. Клинцова, Л. В. Овсиенко
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В
РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: профориентация, основные направления профориентации, ценностная ориентация молодежи, основные недостатки профориентации, Центры молодежного инновационного творчества.
В современной экономике России ключевая роль принадлежит качеству человеческого труда. В этих условиях по новому формулируются задачи профессиональной ориентации школьников. Ее необходимо рассматривать в контексте интересов личности и опираться на осознанную потребность в профессиональном выборе. Важную роль должны сыграть общественно - значимые мотивы в процессе выбора профессии. Следует обратить особое внимание на развитие таких направлений профориентации, как диагностико - консультационное, развивающее, активизирующее. Это потребует значительного «переоснащения» кадрового потенциала, реализации комплексного подхода к решению задач профориентации, согласования целей личности, работодателей, государства.
Keywords: Vocational guidance, the main area of activity in Vocational guidance, Valuable orientation of youth, Main Vocational
guidance' shortcomings, Center for Youth innovative creativity.
The leading role of modern economy in Russia belongs to the quality of human activity. In these conditions the new aims are defining in vocational guidance of schoolchildren. They are to be considered in the context ofpersonal interests, based on deliberated requirements ofprofessional choice. While choosing the career path social significant causes are playing the leading role. Special attention must be paid to developing such direction of vocational guidance as testing while consultation, testing while development, testing during activation. It would demand a considerable upgrade ofpersonnel resources, solving complex problems of vocational guidance and the conciliation of the interests between individual, employers and government.
Введение
Современная экономика России все более обретает черты экономики знаний, в которой главным ресурсом становится качество человеческого труда. Очевидно, что динамика развития этих процессов будет нарастать с каждым годом. С той же уверенностью можно утверждать, что наукоемкие производства сформируют повышенный запрос к инженерным кадрам, в составе которого появится спрос на исследовательскую деятельность, владение многими ключевыми компетенциями [1-4]. Качество инженерного труда, ответственность специалиста за принятые решения станут критериями оценки всей профессиональной школы.
Основная часть
В этих условиях совершенно по - новому формулируются задачи взаимодействия школ и вузов в системе профессиональной ориентации школьников. Прежде всего, эту деятельность необходимо рассматривать в контексте интересов личности и опираться на осознанную потребность в профессиональном выборе. Сегодня люди, занятые профессиональным ориентированием молодежи, располагают небольшим набором тестов, суть которых сведена к определению самых общих особенностей ребенка: ты подходишь больше к деятельности в системе «человек - человек», или «человек - машина», или «человек - живой организм» и т.д. На самом деле, на первом этапе общения важно социально «активировать» личность, опираясь на три принципа:
1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2. Взаимное превосходство. Если у вас что -то получается хуже, чем у других, значит, что - то должно получиться лучше. Ищите это свое.
3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может быть окончательным, хотя бы потому, что, узнав новое, вы станете чуточку другим.
Попадание в личное пространство молодого человека, корректировка неверных самооценок - это основа работы по профессиональному самоопределению. Ее могут и должны осуществлять люди со специальной психологической подготовкой, благо, профессия психолога давно перестала быть редкой. Однако, реально найти людей, владеющих столь востребованными методиками, крайне сложно: необходим государственный заказ гуманитарным вузам на подготовку специалистов с подобным видом специализации.
Формирование ценностных ориентаций молодежи - не узковедомственная задача. Она может быть решена при постоянном сотрудничестве семьи, школы, профессиональных учебных заведений, работодателей, органов по труду, занятости и социальной защите. Не следует упрощать цели этого сотрудничества: они могут быть разнонаправлены. Родители, оказывающие существенное влияние на выбор профессии, часто живут в мире мифов и стереотипов, полагаясь на расхожее мнение об историях успеха. В этом нет их вины: доступных источников информации крайне мало, состояние реального спроса на специалистов является практически закрытой информацией. Очевидно, что следует создавать новые информационные потоки, адаптированные к сложной и разноплановой аудитории родителей и юношества; они должны опираться на реаль-
ные потребности экономики, бизнеса и общества в квалифицированных специалистах. Это должны быть разделы сайтов, постоянно действующие рубрики в СМИ, продуманные акции профессиональных организаций и работодателей: Дни открытых дверей предприятий и вузов, специализированные выставки, родительские конференции, встречи с психологами. Самый сложный момент - найти оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных, практических форм работы. В сложившейся практике доминируют массовые формы, которые легче организовать, но их эффективность, по данным опроса общественного мнения, колеблется от 20 до 30 %. Психологизация профориентацион-ной работы - одна из насущных проблем, которую необходимо активно обсудить, чтобы найти концептуальные подходы и затем сообща разработать алгоритмы. Среди устойчивых мифов, с которыми нужно справиться - миф о блестящих и молниеносных столичных карьерах. Популяризация возможностей развития в республике Татарстан, начиная от получения образования и затем карьерного роста -одна из самых насущных задач.
Направления профориентационной деятельности
В целом условно можно выделить четыре направления профориентационной деятельности:
1. Информационное направление.
Его цель - обеспечить человека разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, о рынке труда, о возможностях построения карьеры. Наиболее характерные примеры этого направления-образовательные выставки, дни открытых дверей, встречи со специалистами предприятий, а также издание справочников, публикация статей в СМИ, создание сайтов учебных заведений, интернет -формы, рейтинги вузов и специальностей.
2. Диагностико - консультационное направление.
Его цель - установление соответствия человека тому или иному виду деятельности путем сопоставления его индивидуальных особенностей и требований к профессии. Примеры этого вида деятельности - интервью - собеседование и анкетирование, профори-ентационное и психологическое консультирование, профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал человека и его профессионально важные качества.
3. Развивающее направление.
Это важнейшее направление профориентационной деятельности направлено на формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией. Примеры развивающего подхода разнообразны: это тренинги и мастер - классы, формирующие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или оптимизации обучения, деловые деятельностные игры, позволяющие «примерить» на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и алгоритм выработки решений специфических задач в группе. Это сравнительно новый для России ме-
тод коучинга, обучающие консультации, формирующие навыки адаптивного поведения на современном рынке труда.
4. Активизирующее направление. Его цель - формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своей профессиональной карьеры. Направление предполагает использование элементов игры, нестандартных вопросов и «провокаций» для стимулирования интереса к проблематике профессионального самоопределения. Это могут быть стажировки, в процессе которых человек может попробовать себя в нескольких областях деятельности и выбрать наиболее предпочтительную, это метод «профессиональных проб», предполагающий практическую работу в качестве действующего сотрудника какого - либо предприятия или учреждения.
В действующих сегодня моделях профори-ентационной работы доминирует информационный подход. Однако, получаемая молодым человеком информация не способна создать ясное представление о содержании и условиях труда, и, значит, не обеспечивается самый важный критерий - ясное представление молодым человеком требований к профессии, общественно - значимые мотивы профессионального выбора.
Серьезной проблемой остается развитие конкурентоспособного научно - внедренческого молодежного сообщества. Навыки инженера - исследователя настолько сложны, что требуется длительное время, особая среда, стимулирующая их развитие. «Точками роста» в развитии этого процесса могут стать Центры молодежного инновационного творчества - ЦМИТы, которые возникают или в составе вузов, или школ для работы с одаренными детьми, а также в технопарках и бизнес - инкубаторах. К сожалению, методики работы ЦМИТ полностью заимствованы и специализируются, как правило, в сфере ГГ- технологий или робототехники. Просто необходимо осуществить разработку различных моделей ЦМИТ, действующих в области химических технологий. Здесь огромное поле для исследований и творчества: используя методы прототипирования, можно прогнозировать возможные свойства новых химических соединений или улучшать характеристики действующих.
Выводы
Новая роль профессиональной ориентации настолько велика, что необходимо комплексное решение ее главных проблем, среди которых можно выделить следующие:
1. Отсутствие преемственности в деятельно -сти различных институтов профориентационной системы, различное целеполагание.
2. Доминирование информационного направления профориентации в ущерб другим.
3. Неразвитость метода профессиональных
проб.
4. Незначительная роль общественно - значимых мотивов в процессе выбора профессии.
5. Неразвитость современных моделей профориентационной работы в практике деятельности работодателей.
Литература
1. Валеева Н.Ш. Ценностная ориентация подготовки будущего выпускника вуза как субъекта диалога культур в системе профессионального образования / Валеева Н.Ш., Пивкин С.Д., Чичерина Л.К. // Вестник Казанского технологического университета. - 2013, Т. 16. - № 14. - С. 314-316.
2. Бикчантаева А.И. Реформирование системы образования в условиях перехода к инновационной экономике // Вестник Казанского технологического университета. - 2009, № 5. - С. 144-149.
3. Суляев М.Н. Военно-профессиональное становление офицерских кадров как основополагающий фактор укрепления боеготовности вооруженных сил Российской Федерации / Суляев М.Н., Ибрагимов А.А. // Вестник Казанского технологического университета. - 2012, Т. 15. - № 24. - С. 214-216.
4. Хасанова В.К. Применение принципа профилирования преподавания инженерных дисциплин при подготовке специалистов-механиков по вопросам обеспечения промышленной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях / Хасанова В.К., Власов В.А., Чепегин И.В., Стоянов О.В. // Вестник Казанского технологического университета. - 2003, № 2. - С. 416-422.
© Н. Н. Клинцова - к.с.н, доц. КГЭУ, [email protected]; Л. В. Овсиенко - к.э.н., проректор НО, КНИТУ [email protected].
© N. N. Klintsova - Candidate of Sociology, Associate Professor KSPEU, [email protected]; L. V. Ovsiyenko - PhD, vice-rector for lifelong education, KNRTU, [email protected].