УДК 371.012 ББК 74.200.526
О.Ю. Чекменева, Е.В. Евплова
социально-исторические аспекты становления проблемы профориентации молодежи
В статье рассмотрен генезис и развитие проблемы профессиональной ориентации молодежи, проанализированы и обобщены основные пять этапов становления проблемы профориентации, выделены основные противоречия и обоснован вывод о необходимости консолидированного взаимодействия всех заинтересованных сторон системы профориентационной работы путем коренного изменения организационных форм и структуры профориентации в целом. Характеристика этапов становления проблемы проанализирована с учетом социально-исторических особенностей развития общества и системы образования в этот период. Сформулированы задачи дальнейшего развития изучаемой проблемы в настоящее время.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, выбор профессии, этапы становления профориентации, система профориентации, профессиональная карьера, профессиональные интересы.
O.Y. Chekmeneva, E.V. Evplova
socio-historical aspects of formation of the problems of youth vocational guidance
The article examines the Genesis and development of problems of professional orientation of the youth, reviewed and summarized the five main stages of formation of problems of vocational guidance, the main contradiction and the conclusion about the need for a consolidated cooperation between all stakeholders of the system of career guidance through a radical change in organizational forms and structures of vocational guidance in General. Description of the stages of formation of the problem is analyzed taking into account the socio-historical features of development of society and the education system in this period. The tasks for the further development of the problem being studied currently are formulated.
Key words: professional orientation, choice of profession, stages of formation of career guidance, professional counselling, professional career, and professional interests.
Выявление социально-исторических предпосылок становления и развития проблемы профориентации молодежи является объективно существующей реальностью, отражающей эволюцию научных представлений о ее сущности, связях с культурой, наукой, производством и социальными институтами [2].
Генезис проблемы, как правило, относят к моменту создания в Бостоне (США) первого профессионального «Бюро по выбору профессии» (1908 г.). Однако история появления отдельных элементов оценки профессиональ-
ной пригодности уходит в глубь веков.
С одной стороны, ее можно отнести к середине III тысячелетия до н.э., например, в древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ, готовившихся стать писцами, включающие проверку их умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знаний всех четырех арифметических действий, в Китае первые элементы оценки профессиональной пригодности появились при профессиональном отборе на распространенную по тем временам должность правительственного чиновника.
С другой стороны, известны примеры оценки профпригодности в Афинах, Риме, Спарте. В Риме была создана система отбора и обучения гладиаторов. История Спарты дает пример создания и успешного осуществления системы воспитания воинов.
Все эти примеры свидетельствуют о возникновении отдельных элементов профессиональной оценки (в основном это диагностика знаний, умений и навыков), что сейчас принято называть про-фдиагностикой и профотбором, входящими в систему профориентационной работы в современном ее понимании.
Если профессиональную ориентацию рассматривать как общественный процесс, который включает в себя не только отмеченные выше профдиагно-стику и профотбор, но и профпросве-щение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то становится ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность могла появиться с той поры, когда отдельные науки выбрали курс дифференциации и интеграции. Следовательно, исторические данные, приведенные выше, мы можем рассматривать как пропедевтические основания или предпосылки развития профориентации.
Термин «профессиональная ориентация» привычнее слышать и употреблять в сокращенном виде - «профориентация». Согласно трактованию в толковом словаре С.И. Ожегова «проф. - первая часть сложных слов со значением относящийся к профессии, профессиональный» [5]. В соответствии с кратким словарем современных понятий и терминов «ориентация (фр. опеМайоп - направление; лат. orientis - восток) означает: 1) умение разбираться в окружающей обстановке, осведомленность или ознакомление с чем-либо; 2) направленность деятельности в определенную сторону, к определенной цели, в чьих-либо интересах» [3, с. 510].
При всем многообразии определений наиболее полная трактовка дана С.Я. Ба-тышевым. «Профессиональная ориентация - целенаправленная деятельность, связанная с формированием у подрастающего
поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностями общества и пригодностью к той или иной профессии...» [1, с. 98].
По мнению А.В. Мордовской, С.В. Паниной, Т.А. Макаренко, рассматривая историю развития исследуемой проблемы в России, условно можно выделить пять основных этапов ее становления:
1 этап (конец XIX - начало XX вв.) -зарождение профориентационной деятельности. Основными ее предпосылками в дореволюционной России являются:
• создание службы по «приисканию» работы, которая только в годы Первой мировой войны приобретает государственный статус. Фактически это можно рассматривать не как профориентацию, а как трудоустройство;
• издание журналов, содержащих информацию о заведениях профессионального образования («Студенческий альманах», «Адрес-календарь» и т.д.);
• первые исследования Педагогического музея по профориентологии, созданном при Московском учительском доме, по вопросу выбора профессии учащимися различных типов школ. Данные исследования позволили разработать рекомендации учителям (по осуществлению в школах работы, направленной на оказание помощи ученикам в выборе профессии) и практические советы по организации профориентационной работы.
Таким образом, на данном этапе профессиональная ориентация молодежи постепенно приобретает педагогические традиции, прошедшие в дальнейшем долгий и противоречивый путь своего развития.
2 этап (начало 20-х середина 30-х годов) - поиск форм и методов профори-ентационной работы, зарождением и осмыслением накопленного экспериментального и практического материала.
В этот период большое внимание уделялось изучению вопросов профориентации, профотбора и профконсультиро-вания, в разработке которых принимали участие органы просвещения, здравоохранения, и Народного комиссариата труда, научные коллективы. В профори-
ф
£
о ^
с
X
ф
с;
са о х го
I-
о
ф
с
ф ф
и
о
X -О
с; го
О с
го m
о ^
с са Ш
od uJ
HB ш Ф
X
ф
ф
т
2 О
ентационной работе данного периода осуществляется переход от интересов отдельных предприятий к интересам личности, свершаются первые шаги в разработке испытаний, позволяющих молодому человеку увидеть к чему он пригоден, в какой профессии он смог бы сделать наибольшие успехи. Все это позволяет профориентации во второй исторический этап приобрести «...ярко выраженную гуманистическую направленность» [4]. К середине 30-х годов советскими педагогами и деятелями народного образования (П.П. Болонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и т.д.) начинается разворот в сторону развития «трудовой политехнической школы». Работа в школе включала трудовое и профессиональное просвещение, обследование склонностей учащихся, выявление факторов их формирования, педагогические наблюдения, медицинскую диагностику. В данный период появляется первый опыт использования термина «профессиональная проба» и зарождаются традиции профессиональной диагностики.
Но вместе с тем ограничение жестки-мирамкамипартийно-правительственных директив педагогических поисков придает работе учителей идеологическую направленность на потребность общества в кадрах, а не на личные особенности молодых людей, социальная ориентация молодежи, являясь частью воспитательной работы, сводится к формированию коммунистического отношения к существовавшим в обществе ценностям [4].
3 этап (середина 30-х - 50-е годы) характеризуется разрушением выстроенной системы профориентации молодежи, сокращением исследований в области профориентации. Началом послужили:
1936 г. - подписание Постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», ликвидировавшее педологию (работы по психотехнике) и повлекшее прекращение работ лабораторий, бюро и кабинетов, занимавшихся вопросами профотбора и профконсультации;
1937 г. - принятие решения Наркомпроса РСФСР, которым было отменено
преподавание ручного труда в школах и ликвидированы школьные мастерские, что привело к резкому свертыванию про-фориентационной работы. Несмотря на это, в практиках школ остался общественно полезный труд во внеклассной работе (самообслуживание, уборка кабинета и территории школы, тимуровская работа).
Вместе с тем в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. участие школьников в общественно полезном, производительном труде, в работе для фронта позволили общеобразовательной школе накопить большой опыт трудового обучения и воспитания. Несмотря на то, что специальная служба профориентации в данный период не функционировала, научно-методическая и практическая работа по трудовой подготовке школьников имела принципиально важное значение для дальнейшего развития воспитательной, формирующей концепции профориентации.
4 этап (середина 50-х - 80-е годы) -возобновление теоретических и практических исследований в области профориентации, чему послужило усовершенствование нормативной базы в области образования.
По существу, в данный период в средней школе возобновляется профессионализация, общеобразовательная школа развивается как трудовая и политехническая, соединяя обучение с производственным трудом. В рамках среднего образования учащиеся приобретали профессиональную подготовку для какой-либо из отраслей промышленности (что соответствовало потребностям общества, но не учитывало индивидуальных особенностей ученика). В 60-е годы возобновляются работы по профдиагностике, вызванные потребностью общества в осуществлении профотбора на определенные профессии. Наряду с традиционными формами и методами профориентационной работы появляются новые (факультативы, клубы, кружки по интересам).
Данный этап характерен тем, что «...впервые за всю историю профориентации исследователи обосновали применение принципов формирования
профессионального самоопределения: сознательности, самостоятельности, объективной самооценки, свободы выбора» [5]. Таким образом, на данном этапе в условиях формирования традиции обусловленности процессов реформирования общего образования и системы профессиональной ориентации социально-экономическими предпосылками делается расчет на некую обобщенную модель «усредненного» ученика без учета индивидуальных особенностей каждого.
Наряду с указанными недостатками положительным является проявление внимания в отношении профпросвеще-ния, профконсультации, практической пробы сил некоторых из видов профессий [5].
5 этап (конец 80-х г. - по настоящее время) - это время социального и мировоззренческого кризиса, зарождения рыночных отношений и конкуренции на рынке труда.
В современном мире в условиях рынка труда и рыночных отношений, динамичного экономического роста и научно-технического прогресса потребность в выпускниках, способных мобильно реагировать на запросы работодателей, объясняют активизацию интереса молодежи к проблеме профессионального самоопределения.
Вместе с тем в данный сложный для страны период профориентаци-онная работа утрачивает комплексный и системный подход, приобретая асистематический характер, без учета индивидуально-психологических особенностей молодежи [6].
Социально-экономические запросы общества и рынка труда к образовательной и профориентационной подготовке школьников, противоречия, существующие в практике профориентационной работы, требующие переосмысления теоретических подходов к организации
профессиональной ориентации, обусловили появление исследований:
• подчеркивающих связь профессиональной ориентации с социально-экономическими условиями (В.А. Куцен-ко, О.И. Карпухин, Э.Ш. Камалдинова, М.Н. Руткевич и др.);
• смещающих акценты с потребностей общества в кадрах на личностно ориентированный подход с учетом интересов личности (В.Ф. Витинып, А.Я. Журкина,
B.А. Поляков, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.);
• определяющих особенности формирования профессионального самоопределения и профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников,
C.Н. Чистякова и др.).
В настоящее время акценты переносятся с удовлетворения потребностей общества на профессиональные и социальные запросы личности. В научный оборот вводятся новые понятия: профессиональная карьера, жизненный и профессиональный старт, профориентология, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение процесса выбора профессии. Проблема приобретает все более выраженный социально-психологический аспект адаптации личности в социуме, что во многом определяет мотивацию, направленность и характер будущей профессиональной деятельности [7].
Рассматривая столь долгий и сложный путь становления и развития про-фориентационной работы в стране, мы видим взлеты и падения, проявление интереса к проблеме и исторические отступления от проблемы, но современное социально-экономическое миропострое-ние актуализирует необходимость консолидированного взаимодействия всех заинтересованных сторон системы про-фориентационной работы путем коренного изменения организационных форм и структуры профориентации в стране.
Библиографический список
1. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики [Текст] / С.Я. Ба-тышев. - М.: Педагогика, 1981. - 192 с.
ф
£
о ^
с
X
ф
с; ш о
X
го
I-
о
ф
с
° ^
ф ф и
о
° ^
. I-
О X
X ф
.0 ^
го о
О с
2. Гнатышина, Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения [Текст]: монография / Е.А. Гнатышина. - СПб.: Книжный Дом, 2008. - 424 с.
3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2007. - 206 с.
4. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.
5. Разумова, М.В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы [Текст] / М.В. Разумова // Профессиональное образование и общество. - 2014. - № 3 (11). - С. 49-57.
6. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление [Текст] / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
7. Students' Adaptation in the Social and Cultural Dynamics. Vladimir Vitalievich Sadyrin, Marina Vladimirovna Potapova, Elena Alexandrovna Gnatyshina, Nataliya Viktorovna Uvarina / International journal of environmental & science education. 2016, VOL. 11, NO. 15.
References
1. Batishev S.Y. Employment training: theory and methodology. M.: Pedagogika, 1981. P. 192. [in Russian].
2. Gnatyshina E.A. Competence based management training teachers of vocational training: monograph. SPb.:
000 "Knizhnyi Dom", 2008. P. 424. [in Russian].
3. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language. M., 2007. P. 206. [in Russian].
4. Pryazhnikova E.J. Career Guidanœ textbook. M.: Izdatelskii tsentr 'Akademia", 2007. P. 496. [in Russian].
5. Razumova M.V. Career Guidance in Russia: formation, problems, prospects. Professionalnoie obrazovanie
1 obshchestvo, 2014. № 3(11). P. 49-57. [in Russian].
6. Chistyakova S.N. Professional orientation of students: organization and management. M.: Pedagogika, 1987. P. 160. [in Russian].
7. Students' Adaptation in the Social and Cultural Dynamics. Vladimir Vitalievich Sadyrin, Marina Vladimirovna Potapova, Elena Alexandrovna Gnatyshina, Nataliya Viktorovna Uvarina. International journal of environmental & science education. 2016, VOL. 11, NO. 15.
Сведения об авторах: Чекменева Оксана Юрьевна,
аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Евплова Екатерина Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Chekmeneva Oksana Yurevna,
Post graduate student, Department of Training of Teachers of Vocational Training», South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk.
E-mail: [email protected]
Evplova Ekaterina Victorovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Economics, Management and Law,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]