ПЕДАГОГИКА
УДК 796
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Куприянов Александр Сергеевич,
Кемеровский Государственный Университет, г.Кемерово
kupru1900@maH.т
Аннотация
В статье проведен анализ текущей ситуации в рамках занятий по физи-ческой культуре, а также обзор новых современных методов и подходов к их организации. Актуальность исследования отражается в том, что многие обу-чающиеся не видят интереса к предмету «физическая культура», поэтому разработка и использование нестандартных методов в процессе занятия мо-жет благоприятно отражаться в формировании их мотивации.
Ключевые слова: физическая культура, преподавание, цифровые технологии, правительство, программа.
MODERN TRENDS IN THE ORGANIZATION OF LESSONS
ON PHYSICAL CULTURE
Kupriyanov Alexander Sergeevich,
Kemerovo State University, Kemerovo [email protected]
Abstract
The article analyzes the current situation in the framework of physical edu-cation classes, as well as an overview of new modern methods and approaches to their organization. The relevance of the study is reflected in the fact that many students do not see interest in the subject «physical culture», therefore, the devel-opment and use of non-standard methods in the course of the lesson can be fa-vorably reflected in the formation of their motivation.
Keywords: physical education, teaching, digital technologies, government, program.
Уроки по физической культуре представляют собой неотъемлемый элемент образовательного процесса, причем, как в школах, так и в учрежде-ниях средне-профессионального и высшего профиля. Их необходимость в учебном процессе не вызывает никаких сомнений, поскольку они ориентиро-ваны в первую очередь на поддержание здоровья обучающихся, их пра-вильное физическое развитие в период роста. Однако не все школьники и студенты увлечены данной дисциплиной. Обеспокоенность в рамках сло-живший-ся тенденции прослеживается как среди самих преподавателей физи-ческой культуры, так и на уровне Правительства РФ.
Цель настоящей статьи - провести исследование в области современ-ных подходов к организации уроков по физической культуре, рассмотреть новые инновационные методы и методологии.
На заседании Правительства по вопросу развития физической культу-ры и спорта, прошедшее 1 сентября 2021 г., Президент озвучил ряд поруче-ний, направленных на развитие направления [5]:
• разработать и утвердить концепцию развития детского и юношеского спорта на период до 2030 г.;
• учредить кубок Президента РФ, награждение которым будет осуществляться в отношении общеобразовательных организаций - победителей соревнований разного уровня;
• с 2022 г и далее ежегодно проводить Всероссийский конкурс профес-сиональ-ного мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по физической культуре и спорта, включая тренеров;
• ввести в оценочный показатель по предмету физической культуры непосредственно итоговую отметку, исключая возможность оценивания успешности обучающегося по дисциплине, как зачтено. В этой связи также поручено скорректи-
ровать нормативно-правовую базу для отображения данной оценки в аттестате школьника. Исключение остается в тех случаях, когда обучающийся отнесен к специальной медицинской группе;
• рассмотреть возможность расширения списка видов спорта в рамках преподавания дисциплин,ы1, принятый на текущий момент и отраженный в программах учебного предмета «физическая культура»;
• принять соответствующие меры в части обеспечения доступности спортивной инфраструктуры школ для детей, семей с детьми и других кате-горий граждан для занятий спортом во внеурочное время;
• разработать и утвердить специальную программу, ориентированную на обеспечения обучению плаванию в дошкольных учреждениях, школах и других организациях, осуществляющих обучение в этой области;
• рассмотреть возможно материального стимулирования преподавате-лей по дисциплине «физическая культура».
Как можно увидеть спектр поставленных задач достаточно широк и предполагает серьезные изменения по различным направлениям. Обеспоко-енность положением также проявляется и в наличии множества разработок в области дисциплины «физическая культура» в рамках методов и методоло-гий [1]. В этой связи разработка и внедрение новых методов в организацию урока по предмету «физическая культура» можно считать обоснованным, Рассмотрим наибо-
лее популярные подходы [3]:
1. Набирает популярность современный подход, имеющий оздорови-тельную направленность. Следуя направленности предлагается внедрение соответствующих технологий - «здоровьясбережения», «здоровьеформиро-вание»> и т.д. Сторонники данного подхода акцентируют вни-
мание не просто на здоровье, а на формировании здорового образа жизни. В последние годы особенно актуальными и востребованными становятся программы по фор-мированию культуры здоровья.
2. Еще одним не менее популярным можно считать подход, в котором за основу взята образовательная составляющая обучения по физической культуре. Обоснование данного подхода отражается в необходимости разви-вать физкультурную образованность у обучающихся, формировать у них комплекса знаний, интересов и потребностей.
3. Все больше становится сторонников так называемого культорологи-ческого подхода, который предполагает воспитание как процесс введения человека в мир культуры, освоения культурных ценностей В этой связи фи-зическое воспитание трактуется, как деятельность по применению разнообразных средств и инструментов для формирования тела человека в соответ-ствии с принятыми в обществе эталонами и идеалами.
4. В основе следующего подхода лежит приобщение обучающихся к физкультурной двигательной деятельности, к физическим занятиям. В каче-стве мотивации обучающихся к занятиям по физической культуре предпола-гается повышение их уровня знаний в области полезности и благоприятного воздействия на организм человека разумной физической нагрузки
5. Следующий подход - это акцентирование спортивной деятельности, особенно спортивных тренировок. Наиболее ярко такой подход характери-зуется ориентацией при организации занятий по физической культуре на спорт, другими словами позволяющий в рамках занятий заниматься с обу-чающимися определенными видами спорта. Многие сторонники этого под-хода выделяют аспект олимпийского образования.
Таким образом, в разных подходах физическая культура трактуется с различных сторон, однако имеет один ре-
зультат - оздоровление обучаю-щихся, формирование у них «привычки» заниматься физической культурой и спортом.
В качестве еще одной тенденции современности в области физической культуры можно выделить цифровизацию, которая проникла практически во все области деятельности человека. Использование цифровых технологий осуществляется на всех этапах занятия и закрепляет различные компетенции у обучающихся [2].
Так, при первоначальном изучении нового материала, обучающийся получает возможность при помощи видеозаписи получить представление о физическом двигательном действии, учится моделировать правильно после-довательность действий. Кроме того, сам обучающийся имеет возможность выявить свои ошибки и провести работу для их устранения, это делает заня-тие более содержательным.
На этапе закрепления знаний использование компьютерной техники позволяет использовать материал по закреплению полученных знаний и навыков. В процессе закрепления обучающимся предлагаются ситуационные задания, решение тестов, степень освоения материала регулируется препода-вателем.
Контроль с помощью компьютерной техники по сравнению с тради-ци-онным имеет ряд преимуществ:
• возможность использования индивидуального подхода к обучаю-щимся;
• возможность учитывать разное время выполнения заданий у обуча-ющихся;
• возможность продифференцировать задания в зависимости от степени сложности
• повышение объективности оценки;
• возможность получения детальной картин успеваемости обучающе-гося, его успехов и ошибок [4].
В качестве самостоятельных заданий обучающийся может получать комплекс элементов двигательных действий, теоретические задания (ситуаци-онные задания, тесты).
На сегодняшний день разработано большое количество программных продуктов в области занятий по физической культуре:
• информационно-справочный материал - доступ к нему и к обучаю-щему материалу осуществляется через Интернет;
• программы-тренажеры - необходимы для формирования навыков и умений у обучающихся, а также используются в качестве самоподготовки, данную программу используют после освоения теоретического материала;
• учебные программ - использование данного формата осуществляется для освое-ниятеоретическогоосновногоматериала;
• демонстрационные программы - используются для демонстрации учебного материала в форме видеофильмов, картин,, фотографий и т.д. Про-грамм^ы позволяют преподавателю наглядно продемонстрировать в статике определенное положение, либо последовательность совокупности действий. В процессе обучения по физической культуре предполагается использование огромного количества
действий, движений, положений, применение данной технологии позволяет обучающимся лучше ориентироваться; • контролирующие программны - используются для оценки степени усвоения компетенций по дисциплине «физическая культура», представляют собой разно-образныье проверочнысе задания. С помощью программны препо-даватель имеет возможность использовать индивидуальный подход, а кроме того проанализировать все ошибки и успехи обучающегося.
В заключении можно отметить, что в целом современные тенденции в области физической культуры довольно благоприятны. На уровне прави-тельства рассматривается вопрос развития направленности, а также прини-маются шаги в области улучшения качества образования и его доступности в рамках физической культуры.
Кроме того, на сегодняшний день существует большое количество под-ходов к организации занятий по физической культуре, при этом использова-ние цифровых технологий в процессе позволяет сделать занятия более со-держательными, оказывая в свою очередь влияние на формировании моти-вации обучающихся к предмету.
Список использованных источников:
1.Блог инспектора народного образования [Электронный ресурс] URL: https:// eduinspector.ru/2021/10/09/kakie-izmeneniya-proizojdut-v-shkolnoj-fizkulture-v-2021-2022-godah/?ysclid=lb98h3cusg971327781.
2. Бодяко О.Н. Состояние физической культуры и спорта в России в со-временных условиях / О.Н. Бодяко // сборник докладов XV Международной научно-практической конференции. - 2022. - [Электронный ресурс] URL: https://mgsu.ru/resources/ izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/2022/Sbornik_Tendentsii-razvitiya_IFKS_2022.pdf?ysclid=lb988q3ci687166675.
3. Инновационные и современные подходы к организации занятий фи-зической культуры в вузе [Электронный ресурс] URL: https://na-journal.ru/1-2019-gumanitarnye-nauki/1473-innovacionnye-i-sovremennye-podhody-k-organizacii-zanyatiy-fizicheskoy-kultury-v-vuze?ysclid=lb96liowzl239907382.
4. Использование ИКТ на уроках физической культуры: примеры и преимущества [Электронный ресурс] URL: https://pedsovet.su/publ/164-1-0-5693?ysclid=lb9bg6 im95501099700.
5. ФГОС онлайн [Электронный ресурс] URL: https://fgosonline.ru/osnovnoe-obshhee/ osobennosti-sovremennogo-uroka-fizicheskoj-kultury-tendenczii-i-vozmozhnosti-v-aspekte-fgos/?ysclid=lb985nxjjm575398454.
© Куприянов А.С., 2022