Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическая культура / образовательный стандарт / физическая подготовка / отношение / предстоящая профессиональная деятельность / students / physical culture / educational standard / physical fitness / attitude / future professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колтыгина Елена Владимировна, Шеенко Евгений Иванович, Матвейчук Николай Станиславович, Пивоваров Виталий Николаевич

Выявлено отношение студентов очной и заочной форм обучения к дисциплине «Физическая культура и спорт», ориентированной на повышение уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Показано, что физическая культура не воспринимается студентами как дисциплина, способствующая сохранению и укреплению здоровья, раскрыты факторы и причины негативного отношения к данной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колтыгина Елена Владимировна, Шеенко Евгений Иванович, Матвейчук Николай Станиславович, Пивоваров Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO PHYSICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS

Revealed the attitude of full-time and parttime students to the discipline "Physical culture and sports", focused on increasing the level of physical fitness to ensure full-fledged social and professional activity. It is shown that physical culture is not perceived by students as a discipline that contributes to the preservation and strengthening of health, the factors and reasons for a negative attitude towards this discipline are revealed.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

УДК 796.011.3:37.062.3 DOI:

10.24412/2305-8404-2021-11-9-16

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Е.В. Колтыгина, Е.И. Шеенко, Н.С. Матвейчук, В.Н. Пивоваров

Выявлено отношение студентов очной и заочной форм обучения к дисциплине

«Физическая культура и спорт», ориентированной на повышение уровня

физической

подготовленности для обеспечения полноценной социальной и

профессиональной

деятельности. Показано, что физическая культура не воспринимается

студентами

как дисциплина, способствующая сохранению и укреплению здоровья,

раскрыты

факторы и причины негативного отношения к данной дисциплине.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, образовательный стан-

дарт, физическая подготовка, отношение, предстоящая профессиональная

деятель-

ность.

THE ATTITUDE OF UNIVERSITY

STUDENTS TO PHYSICAL EDUCATION

IN THE CONTEXT OF NEW

EDUCATIONAL STANDARDS

Koltygina E.V., candidate of psychological

sciences, associate professor, med@uni-al-

tai.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogi-

cal University,

Sheenko E.I., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, sheenk@ ram-

bler.ru, Russia, Barnaul, Altai Branch of the

Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration,

Matveychuk N.S., senior lecturer, wrestrus

[email protected], Russia, Barnaul, Barnaul Law

Institute of the Ministry of Internal Affairs of

Russia,

Pivovarov V.N., teacher, [email protected],

Russia, Barnaul, Barnaul Law Institute of the

Ministry of Internal Affairs of Russia

Revealed the attitude of full-time and part-

time students to the discipline "Physical

culture and sports", focused on increasing the

level of physical fitness to ensure full-fledged

social and professional activity. It is shown

that physical culture is not perceived by

students as a discipline that contributes to the

preservation and strengthening of health, the

factors and reasons for a negative attitude

towards this discipline are revealed.

Key words: students, physical culture, educa-

tional standard, physical fitness, attitude, fu-

ture professional activity.

Колтыгина Елена Владимировна, канд. пси-

хол. наук, доц., [email protected], Россия, Барнаул, Алтай-

ский государственный педагогический университет,

Шеенко Евгений Иванович, канд. пед. наук,

доц., [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский фи-

лиал Российской академии народного хозяйства и госу-

дарственной службы при Президенте Российской Феде-

рации,

Матвейчук Николай Станиславович, стар-

ший преподаватель, [email protected], Россия, Барнаул,

Барнаульский юридический институт МВД России,

Пивоваров Виталий Николаевич, преподава-

тель, [email protected], Россия, Барнаул, Барнаульский юри-

дический институт МВД России

В условиях перехода на новые об-

разовательные стандарты практика физи-

ческого воспитания актуализирована по-

требностью в формировании универ-

сальной компетенции, заключающейся в

«способности поддерживать должный

уровень физической подготовленности

для обеспечения полноценной социаль-

ной и профессиональной деятельно-

сти» [1]. Анализ литературы говорит о

повышенном интересе на протяжении

многих лет у ученых прошлого и сего-

дняшнего столетий к вопросу достиже-

ния должного уровня профессиональной

готовности будущих выпускников вуза

на занятиях по физической культуре.

В силу большого накопленного научного опыта в данном направлении

складывается впечатление, что проблема физической подготовки студен-

тов вуза к предстоящей профессиональной деятельности не является акту-

альной. Однако это не так, физическое воспитание студентов в соответст-

вии с требованиями будущей профессии дает основания говорить об актуа-

лизации ряда проблем, среди которых особое место занимает проблема

снижения интереса занимающихся к дисциплине «Физическая культура и

спорт» и к самостоятельной физкультурной активности.

В подтверждение приведем мнения Е.Ф. Нурисламовой и Д.В. На-

таровой, которые подчеркивают, что «подобный подход однозначно будет

способствовать потере у студентов интереса к занятиям физическими уп-

ражнениями» [2]. Односторонность физического воспитания, содержание

которого ориентировано на физическое развитие студентов и подготовку

их к выполнению нормативов, по мнению Г.Б. Глазковой с соавторами,

приводит к «ухудшению у студентов здоровья и невыполнению социаль-

ного заказа на подготовку будущего специалиста, обладающего достаточ-

ным уровнем психофизического состояния и компетенциями в области со-

хранения здоровья для успешной профессиональной деятельности» [3].

На решение этой проблемы сфокусировано внимание многих исследовате-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лей (А.Н. Кокорина [4], Б.Г. Толистинова [5], Н.В. Поповой [6] и др.).

При растущем в последние годы количестве исследований, направ-

ленных на изучение тех или иных аспектов физической подготовки сту-

дентов вузов, выделяется проблематика качественного физического воспи-

тания с учетом интересов и потребностей обучающихся в ценностях физи-

ческой культуры, в различных видах и формах физкультурно-спортивной

деятельности, что подтверждается исследованиями А.И. Рахматова (2018),

Г.К. Урусова, М.И. Черных (2019) [7, 8]. Предлагаемые пути повышения

качества физического воспитания в вузах, акцентированные на физической

подготовке студентов, являются дискуссионными. В рамках этого стано-

вится необходимым изучение отношения студентов вуза к процессу их фи-

зического воспитания, реализуемого в условиях современных образова-

тельных стандартов.

Цель исследования заключается в изучении отношения студентов к

физическому воспитанию, ориентированного в условиях реализации

ФГОС ВО (3++) на повышение уровня физической подготовленности для

обеспечения ими полноценной социальной и профессиональной деятель-

ности.

Опрос студентов 1–3-х курсов трех вузов г. Барнаула – Алтайского

государственного технического университета им. И.И. Ползунова

(АлтГТУ), Алтайского государственного педагогического университета

(АлтГПУ), Российской академии народного хозяйства и государственной

службы (РАНХиГС) – показал, что для большинства обучающихся в выс-

ших учебных заведениях физическая культура является необязательной

(«проходной», «неформатной», «лишней», «второстепенной» и пр.) дисци-

плиной. Студенты независимо от принадлежности к образовательной

организации аргументируют свои ответы идентично.

Рассмотрим более подробно результаты опроса студентов на пред-

мет их отношения к процессу физического воспитания в рамках реализа-

ции дисциплины «Физическая культура и спорт» («Физическая под-

готовка», «Физическое воспитание» и т. п.). В опросе приняли участие

1595 студентов очной и заочной форм обучения (АлтГТУ – 985 чел.,

АлтГПУ – 237 чел., РАНХиГС – 373 чел.). Отношение студентов к заня-

тиям физической культурой, ориентированной в соответствии с новыми

ФГОС ВО на физическую подготовку к предстоящей профессиональной

деятельности, представлено в таблице.

Отношение студентов разных вузов к дисциплине «Физическая

культура и спорт», ориентированной на физическую подготовку

в соответствии с требованиями ФГОС ВО (3++), %

Отношение

АлтГТУ

(n=985)

АлтГПУ

(n=237)

РАНХиГС

(n=373)

Удовлетворяют занятия

по физической культуре

с акцентом на физическую

подготовку

Предпочел бы занятия

физической культурой

в прежнем формате

ЗФО

(n=516)

37,2

81,78

ОФО

(n=469)

24,3

62,26

ЗФО

(n=112)

16,45

77,67

ОФО

(n=125)

24,8

74,4

ЗФО

n=203)

30

74,3

ОФО

(n=170)

30,6

78,8

Примечание: ЗФО – заочная форма обучения, ОФО – очная форма обучения.

Изучение отношения студентов к занятиям физической культурой,

реализуемой в новом формате, показало, что удовлетворены содержанием

занятий от 16,45 до 37,2 % обучающихся.

Независимо от формы обучения основная масса студентов (4/5 сту-

дентов АлтГПУ, по 2/3 студентов АлтГТУ и РАНХиГС) не удовлетворена

направленностью занятий на физическую подготовку, так как она односто-

ронняя, тем самым «игнорируется множество интересных и эффективных

средств физической культуры» (со слов студентов). Вместе с тем, от

62,26 % студентов очной формы до 81,78 % студентов заочной формы обу-

чения технического вуза предпочли бы занятия физической культурой по

программам, где основной акцент делается на всестороннее гармоничное

развитие, а также на «использование методов и средств физической куль-

туры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной дея-

тельности» [9, 10]. В других вузах это количество студентов находилось в

диапазоне 74–78 %.

Результаты опроса указывают явное неприятие студентов занятий с

акцентом на физическую подготовку, когда процесс физического воспита-

ния, по их мнению, может быть «более интересным и полезным, если

включать в занятия богатый арсенал ценностей физической культуры,

имеющих оздоровительный потенциал: закаливающие процедуры, сбалан-

сированное питание, рациональную двигательную активность, контроль

собственной массы тела и пр.». В такой ситуации видится необходимость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

смещения целевых ориентиров на оздоровительную направленность, что, в

нашем понимании, в любом случае приведет к становлению физически

подготовленного выпускника вуза к предстоящей профессиональной дея-

тельности, обладающего хорошим здоровьем.

На рисунке представлены результаты суждений студентов очной и

заочной форм обучения на предмет отношения к физическому воспитанию

в вузах. В силу совпадения мнений студентов, независимо от образова-

тельной организации, не конкретизировали принадлежность студентов

обеих форм обучения к конкретному вузу.

Орограгнаинзиазцаицяияиипрпорвоевдеднеинеиезазнаянтяитйий

бослкьошрееннапапооммииннаюаюттзазнаняятитияяспспоорртотомм, ,

что нчетосоноетсвоеоттсвтветусет

зуаентимнатюерщеисмамся

Принуждпернинеужк двеынпиоелнкевныипюолрнаезлничюных

зраадзалничйнныахзандяатнияйх, наезвапноятлиняех, не

отвечавюпощлинхе цоетлвевчыаюмщуистхацнеолвекваымми

инутсетраенсоамвкзамнимианютщериехссаям…

67.14

61.43

67.8

69.3

Ннееггааттииввннооееооттнноошшееннииее к сдаче

к сдаче ннооррммааттииввоовв

81.2

76.4

Ввооввссееммввииддииттссяяффооррммааллиизмзм в

в препооддавании к, аккакв впрпорвоевдееднеинии

зазнаянтяитйи,йт,аткаик ви пврпорцоецдеудруеркеокнотнрторлояля

87.2

83.4

Не воспрниенвиомсапюритндиамнанюуют ддаинснцуиюплину

какдиссрцеидпстлвионусокхаркаснреендисятвиоускорхерпалнеенниияя

и укрепления здоровья

здоровья

92.4

85.3

0 20 40 60 80 100

Заочная форма Очная форма

Распределение суждений студентов на предмет

отношения к физическому воспитанию, осуществляемому

в рамках ФГОС ВО (3++), %

Установлено, что, в первую очередь, большинство студентов

(85,3 % студентов-очников и 92,4 % студентов-заочников) не восприни-

мают физическую культуру как дисциплину, способствующую сохране-

нию и укреплению здоровья. Из всего числа респондентов примерно девя-

тая часть (7,6 % заочников и 14,7 % очников) согласны с тем, что физиче-

ская культура в «сегодняшнем формате» имеет прямое отношение к здо-

ровьесбережению. Для большинства студентов дисциплина «Физическая

культура и спорт» с ее направленностью на достижение «должного уровня

физической подготовленности» [1] – это обычная дисциплина, по резуль-

татам изучения которой нужно получить зачет. Положительные стороны

при таком подходе к организации занятий физической культурой опро-

шенные видят в возможности разгрузки от умственного труда и какого-

либо разнообразия своей двигательной активности.

На второй позиции негативного отношения располагается «видение

формализма в преподавании как в проведении занятий, так и в процедуре

контроля». Данный показатель характерен для 87,2 % студентов заочной

формы обучения и 83,4 % студентов-очников. Здесь можно обосновать

результаты опроса тем, что многие преподаватели по разным причинам не

смогли (не успели) перестроиться на новый формат преподавания дисцип-

лины.

Негативное отношение к выполнению нормативов характерно для

76,4 % студентов очной формы обучения и для 81,2 % заочников. Для

большинства студентов нормативы – это «из серии занятий спортом»

(формулировка студентов). Мало кто из студентов воспринимают норма-

тивы как средство контроля развития своих физических качеств с после-

дующим самоанализов для повышения своего уровня физической подго-

товленности. Около 76 % студентов обеих форм обучения не имеют пред-

ставления не только о методике выполнения контрольных упражнений, но

и о технике их выполнения.

«Принуждение к выполнению различных заданий на занятиях, не

вполне отвечающих целевым ориентирам и интересам занимающихся» как

мотив негативного отношения дисциплины «Физическая культура и

спорт», характерен в среднем для 68,55 % студентов. Несформированность

самостоятельной физкультурной активности у студентов приводит к такой

ситуации, когда руководство и контроль на занятиях со стороны препода-

вателя воспринимаются обучающимися как принуждение к их физкуль-

турно-спортивной деятельности.

В «пятерку» причин негативного восприятия дисциплины, реали-

зуемой в рамках требований современных стандартов образования, также

попал и такой аргумент, как «организация и проведение занятий, направ-

ленных на высокий уровень физической подготовленности, больше напо-

минают занятия спортом, что не соответствует интересам занимающихся».

Действительно, анализ результатов опроса показал, что в большинстве

своем студенты спортом не занимаются по разным причинам, среди кото-

рых необходимо отметить «нежелание сдавать нормативы», «высокие тре-

бования к физической подготовленности», «высокие нагрузки» и пр.

Сформировавшийся стереотип сравнения спорта с физическим воспита-

нием, ориентированным на повышение уровня физической подготовленно-

сти, мешает качественной реализации дисциплины, так как у студентов

складывается неправильное понимание сути и всей ценности занятий фи-

зической культурой.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали,

что переориентирование дисциплины «Физическая культура и спорт» на

физическую подготовку в условиях требований новых федеральных госу-

дарственных образовательных стандартов в вузах осложняет и без того

проблемную ситуацию в отношении студентов к их физическому воспита-

нию.

Заключение. Изучение отношения студентов к дисциплине «Физи-

ческая культура и спорт» в условиях реализации ФГОС ВО (3++) выявило

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

негативное отношение к данной дисциплине по ряду следующих причин:

непонимание дисциплины как средства сохранения и укрепления здоровья,

формализм в преподавании дисциплины, нежелание заниматься спортом,

принуждение к выполнению различных заданий на занятиях, несовпадаю-

щих с интересами занимающихся, нежелание сдавать нормативы. Исходя

из отмеченных студентами аргументов, можно предположить, что целевой

ориентир физического воспитания в рамках ФГОС (3++), скорее всего

представляет собой натаскивание на повышение уровня физической подго-

товленности обучающихся для обеспечения ими полноценной социальной

и профессиональной деятельности, что, наверняка, еще больше пополнит

«армию» и без того пассивно относящихся к физической культуре и

спорту. Односторонность в физическом воспитании учащейся молодежи с

акцентом на их физическую подготовку может привести к еще большему

количеству проблем и более выраженному негативному отношению обу-

чающихся к самостоятельным и аудиторным занятиям физической культу-

рой.

Список литературы

1. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата – Естественные

науки // Портал Федеральных государственных образовательных стандар-

тов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/

fgosvo/151/150/24/29 (дата обращения: 01.10.2021).

2. Нурисламова Е.Ф., Натарова Д.В. Мониторинг удовлетворенно-

сти обучающихся уроками физической культуры как фактор мотивирова-

ния // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедея-

тельности молодежи: проблемы и пути решения: сб. материалов XI Меж-

дунар. науч.-прак. конф. Челябинск: Изд-во ЮУГГПУ, 2020. С. 160–166.

3. Физическое воспитание студентов специальной медицинской

группы: компетентностный подход: монография / Г.Б. Глазкова [и др.] М.:

Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2020. 160 с.

4. Кокорин А.Н. Физическая культура и спорт как действенные

средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического со-

вершенствования // Студенческий научный форум: материалы XI Между-

нар. студенческой науч. конф. [Электронный ресурс]. URL: https://

scienceforum.ru/2019/article/2018017198 (дата обращения: 01.10.2021).

5. Толистинов Б.Г. Проблема оценивания успеваемости студентов

по предмету физическая культура в вузах // Инновационные компетенции

и креативность в психологии и педагогике: сб. статей по итогам Между-

нар. науч.-практ. конф. Оренбург: ООО «Агентство международных

исследований», 2018. С. 223–225.

6. Попова Н.В. Теоретический и практический опыт использования

активных методов обучения в процессе формирования мотивационно-цен-

ностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая куль-

тура» // Вестник Алтайского государственного педагогического универси-

тета. 2017. № 2 (31). С. 17–20.

7. Рахматов А.И. Некоторые аспекты повышения интереса студен-

тов вузов к занятиям физической культурой // Образование и воспитание.

2018. № 5. С. 68–70.

8. Урусов Г.К., Черных М.И. Физическое воспитание как фактор

развития личности и формирования здорового образа жизни // Вестник

Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019.

№ 48. С. 195–200.

9. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 201 «Об утвержде-

нии федерального государственного образовательного стандарта высшего

образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень

бакалавриата)» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/

fgosvob/080301.pdf (дата обращения: 01.10.2021).

10. Приказ от 8 декабря 2009 г. №7 10 «Об утверждении и введении

в действие Федерального государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования по направлению подготовки

140400 Электроэнергетика и электротехника (квалификация (степень)

«Бакалавр») [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/

14/20111115143801.pdf (дата обращения: 01.10.2021).

References

1. FGOS VO (3++) po napravleniyam bakalavriata – Estestvennye nauki

[Federal

State Educational Standard of Higher Education (3 ++) in the areas of

bachelor's degree –

Natural Sciences] // Portal of Federal State Educational Standards of Higher

Education [Elec-

tronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/29 (date of access:

01.10.2021).

2. Nurislamova E.F., Natarova D.V. Monitoring udovletvorennosti obuchayushchih-

sya urokami fizicheskoj kul'tury kak faktor motivirovaniya [Monitoring of

students' satisfac-

tion with physical culture lessons as a motivating factor] // Health-preserving

education is the

key to safe life of youth: problems and solutions: materials XI Intern.

scientific-practical conf.

Chelyabinsk: YUGGPU Publishing House, 2020. P. 160–166.

3. Fizicheskoe vospitanie studentov special'noj medicinskoj gruppy:

kompetentnost-

nyj podhod [Physical education of students of a special medical group:

competence-based ap-

proach]: monograph / G.B. Glazkova [et al.] M.: Publishing house of the REU im.

G.V. Plek-

hanova, 2020. 160 p.

4. Kokorin A.N. Fizicheskaya kul'tura i sport kak dejstvennye sredstva

sohraneniya i

ukrepleniya zdorov'ya lyudej, ih fizicheskogo sovershenstvovaniya [Physical

culture and sport

as effective means of preserving and strengthening people's health,

their physical improve-

ment] // Student scientific forum: materials of the XI Intern. student

scientific. conf. [Elec-

tronic resource]. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018017198

(date accessed:

01.10.2021).

5. Tolistinov B.G. Problema ocenivaniya uspevaemosti studentov po predmetu fizi-

cheskaya kul'tura v vuzah [The problem of assessing students' progress

in the subject of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

physical culture in universities] // Innovative competencies and creativity in

psychology and

pedagogy: collection of articles. articles on the results of the International

scientific-practical

conf. Orenburg: International Research Agency LLC, 2018. P. 223–225.

6. Popova N.V. Teoreticheskij i prakticheskij opyt ispol'zovaniya aktivnyh

metodov

obucheniya v processe formirovaniya motivacionno-cennostnogo otnosheniya

studentov k

uchebnoj discipline «Fizicheskaya kul'tura» [Theoretical and practical

experience of using

active teaching methods in the process of formation of motivational-value

attitude of students

to the academic discipline "Physical culture"] // Vestnik Altajskogo

gosudarstvennogo peda-

gogicheskogo universiteta [Bulletin of the Altai State Pedagogical

University]. 2017. No. 2

(31). P. 17–20.

7. Rahmatov A.I. Nekotorye aspekty povysheniya interesa studentov vuzov k zanya-

tiyam fizicheskoj kul'turoj [Some aspects of increasing the interest of

university students to

physical education] // Obrazovanie i vospitanie [Education and

upbringing]. 2018. No. 5.

P. 68–70.

8. Urusov G.K., Chernyh M.I. Fizicheskoe vospitanie kak faktor razvitiya

lichnosti i

formirovaniya zdorovogo obraza zhizni [Physical education as a factor of

personality devel-

opment and the formation of a healthy lifestyle] // Vestnik Kemerovskogo

gosudarstvennogo

universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State

University of Culture and

Arts]. 2019. No. 48. P. 195–200.

9. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.03.2015 № 201 «Ob utverzhdenii

federal'nogo

gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po

napravleniyu pod-

gotovki 08.03.01 Stroitel'stvo (uroven' bakalavriata)» [Order of the Ministry

of Education and

Science of Russia of 12.03.2015 No. 201 "On the approval of the federal

state educational

standard of higher education in the direction of preparation 03/08/01

Construction (bachelor's

level)"] [Electronic resource]. URL:

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/080301.pdf (date of

access: 01.10.2021).

10. Prikaz ot 8 dekabrya 2009 g. №7 10 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie

Fed-

eral'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego

professional'nogo obrazo-

vaniya po napravleniyu podgotovki 140400 Elektroenergetika i elektrotekhnika

(kvalifikaciya

(stepen') «Bakalavr») [Order of December 8, 2009 No. 7 10 "On the approval and

implemen-

tation of the Federal State Educational Standard of Higher Professional

Education in the field

of training 140400 Electrical Power Engineering and Electrical

Engineering (qualification

(degree)" Bachelor")] [Electronic resource]. URL:

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/

14/20111115143801.pdf (date accessed: 01.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.