Научная статья на тему 'НЕСПЕЦИАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ'

НЕСПЕЦИАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты (слушатели) / неспециальное физкультурное образование / учебный процесс / физическая культура / физическая подготовка / физические упражнения / cadets (listeners) / non-special physical education / educational process / physical culture / physical training / physical exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Ольга Анатольевна, Глубокий Владимир Анатольевич

Показаны высокая значимость и целенаправленность неспециального физкультурного образования, необходимость формирования социальной установки на ведение активного образа жизни, систематических занятий физической подготовкой. Представлены результаты анализа содержания учебного процесса, опроса, педагогических наблюдений. Даны методические рекомендации по реализации неспециального физкультурного образования курсантов (слушателей) в образовательной организации МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупова Ольга Анатольевна, Глубокий Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-SPECIAL PHYSICAL EDUCATION OF CADETS (STUDENTS) OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The high importance and purposefulness of non-special physical education, the need to form a social attitude towards an active lifestyle, systematic physical training are shown. The results of the analysis of the content of the educational process, survey, pedagogical observations are presented. Methodological rec-ommendations are given for the implementation of non-special physical education of ca-dets (listeners) in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «НЕСПЕЦИАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ»

УДК 796.011.3 DOI:

10.24412/2305-8404-2021-11-47-53

НЕСПЕЦИАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

О.А. Юсупова, В.А. Глубокий

Показаны высокая значимость и целенаправленность неспециального физкуль-

турного образования, необходимость формирования социальной установки на ведение

активного образа жизни, систематических занятий физической подготовкой.

Пред-

ставлены результаты анализа содержания учебного процесса, опроса, педагогических

наблюдений. Даны методические рекомендации по реализации неспециального

физ-

культурного образования курсантов (слушателей) в образовательной

организации

МВД России.

Ключевые слова: курсанты (слушатели), неспециальное физкультурное обра-

зование, учебный процесс, физическая культура, физическая подготовка,

физические

упражнения.

NON-SPECIAL PHYSICAL EDUCATION

OF CADETS (STUDENTS) OF THE

EDUCATIONAL ORGANIZATION

OF THE MINISTRY OF INTERNAL

AFFAIRS OF RUSSIA

Yusupova O.A., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, head of the de-

partment, [email protected], Russia, Kra-

snoyarsk, Siberian Law Institute of the

Ministry of Internal Affairs of Russia,

Glubokiy V.A., candidate of pedagogical

sciences, associate professor, Glubokiy@

mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law

Institute of the Ministry of Internal Affairs of

Russia

The high importance and purposefulness of

non-special physical education, the need to

form a social attitude towards an active life-

style, systematic physical training are shown.

The results of the analysis of the content of the

educational process, survey, pedagogical ob-

servations are presented. Methodological rec-

ommendations are given for the implementa-

tion of non-special physical education of ca-

dets (listeners) in the educational organization

of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Key words: cadets (listeners), non-special

physical education, educational process,

physical culture, physical training, physical

exercises.

Юсупова Ольга Анатольевна, канд. пед. наук,

доц., начальник кафедры, [email protected], Россия,

Красноярск, Сибирский юридический институт МВД Рос-

сии,

Глубокий Владимир Анатольевич, канд. пед.

наук, доц., [email protected], Россия, Красноярск, Сибир-

ский юридический институт МВД России

Физическая подготовка курсантов

и слушателей образовательных организа-

ций МВД России предполагает формиро-

вание физической готовности выпускни-

ков к применению физической силы (в

том числе боевых приемов борьбы) в

ситуациях, когда правонарушитель не

выполняет законные требования сотруд-

ника органов внутренних дел. В образо-

вательных организациях МВД России

учебный процесс по дисциплинам «Фи-

зическая подготовка», «Огневая подго-

товка», «Тактико-специальная подго-

товка» ориентирован на формирование

специфических умений и навыков при-

менения специальных средств, огне-

стрельного оружия для пресечения пре-

ступных посягательств на жизнь и здо-

ровье граждан и сотрудников полиции.

Актуальным остается и решение задачи по формированию здоро-

вого образа жизни, повышения работоспособности, сопротивляемости

неблагоприятным факторам служебной деятельности сотрудников органов

внутренних дел Российской Федерации. Немаловажным является форми-

рование мотивации к занятиям физической культурой и спортом, физиче-

ской подготовкой [2, 5, 9].

Формирование потребности в активном образе жизни, социальной

установки в необходимости занятий физическими упражнениями может

происходить и под влиянием неспециального физкультурного образования

различных категорий населения. Таким образом, возможно повышение

общекультурного уровня, так как физическая культура является состав-

ляющим общей культуры личности [4].

Специальное физкультурное образование осуществляется только в

образовательных организациях физкультурного профиля, готовящих спе-

циалистов по физической культуре и спорту, а также адаптивной физиче-

ской культуре. Неспециальное физкультурное образование осуществляется

на протяжении всей жизни – в семье, дошкольных образовательных учре-

ждениях, в общеобразовательных школах, в образовательных организа-

циях среднего профессионального образования, образовательных органи-

зациях высшего образования. Неспециальное физкультурное образование

может осуществляться и самостоятельно в процессе изучения научной,

учебной и методической литературы, просмотра видеоматериалов, посвя-

щенных физической культуре и спорту [1, 4].

Видом неспециального физкультурного образования является слу-

жебно-прикладная физическая подготовка сотрудников органов внутрен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

них дел Российской Федерации, которая как процесс осуществляется в об-

разовательных организациях МВД России – в рамках изучения дисциплин

модуля «Физическая подготовка», в органах и организациях МВД России –

при профессиональной служебной и физической подготовках. Служебно-

прикладная физическая подготовка имеет цель формирования знаний,

умений и навыков, развития специфических двигательных способностей

(физических качеств) до уровня, необходимого в оперативно-служебной

деятельности, удовлетворения потребности повышения результативности

службы, ее качества и при этом сохранения здоровья сотрудников органов

внутренних дел.

Целью научного исследования являлось изучение процесса неспе-

циального физкультурного образования курсантов (слушателей) образова-

тельной организации МВД России.

Для изучения процесса неспециального физкультурного образова-

ния курсантов (слушателей) образовательной организации МВД России

применялись: анализ учебного процесса по модулю дисциплин «Физиче-

ская подготовка»; по спортивно-массовой работе в Сибирском юридиче-

ском институте МВД России, учебно-методическим материалам, анкетным

и устным опросам курсантов (слушателей), педагогическому наблюдению,

методам математической статистики.

Метод анализа позволил установить содержание неспециального

физкультурного образования курсантов (слушателей) образовательной

организации МВД России.

Опрос курсантов (слушателей) проводился с целью выяснения час-

тоты занятий физическими упражнениями, самостоятельного изучения

литературы и видеоматериалов, посвященных спортивной подготовке и

физической культуре, предпочтений обучающихся в видах физкультурно-

спортивной деятельности.

Педагогическое наблюдение осуществлялись в процессе секцион-

ной работы по видам спорта, а также в ходе самостоятельных занятий

физической подготовкой, лекционных и семинарских занятий по модулю

дисциплин «Физическая подготовка».

Методы математической статистики позволили обработать количе-

ственные данные, полученные в процессе исследования.

Научное исследование осуществлялось в 2020/21 учебном году на

базе Сибирского юридического института МВД России.

В ходе анализа учебного процесса по модулю дисциплин «Физиче-

ская подготовка» установлено, что учебные занятия делятся на лекцион-

ные и семинарские (практические). Лекции по теоретическим основам

физической подготовки читаются на первом году обучения. В содержание

лекций входят следующие понятия: физические качества, средства и

методы их развития, двигательный навык, средства и методы формирова-

ния общеприкладных и служебно-прикладных двигательных умений и

навыков, здоровье, здоровый образ жизни, способы самоконтроля во время

занятий физическими упражнениями. Во время лекций приводятся при-

меры комплексов упражнений, направленных на развитие быстроты дви-

жений, силовых способностей, выносливости у сотрудников органов внут-

ренних дел. Курсантам доводятся цель, задачи и содержание физической

подготовки в органах и организациях системы МВД России. В дальнейшем

(на 1–5-х курсах обучения) полученные теоретические знания совершенст-

вуются в процессе занятий семинарского типа, находят применение в

групповых занятиях и самостоятельных занятиях физической подготовкой,

на учебно-тренировочных занятиях в секциях по видам спорта, профили-

руемых в образовательной организации МВД России.

Консультационная работа профессорско-преподавательского со-

става кафедры физической подготовки позволяет устранить пробелы в

теоретической подготовке, подобрать необходимые физические упражне-

ния, составить индивидуальную тренировочную программу подготовки к

выполнению контрольных упражнений общей физической подготовки.

Преподаватели кафедры физической подготовки образовательной органи-

зации МВД России постоянно подчеркивают высокую значимость физиче-

ской подготовки, оптимальной двигательной активности для сотрудников

органов внутренних дел.

Опрос 50 курсантов 4-го курса и 48 слушателей 5-го курса, обу-

чающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»,

позволил установить, что 92 % опрошенных понимают необходимость в

занятиях физической подготовкой не только для выполнения социальных

требований, но и для укрепления здоровья, улучшения внешнего вида

(коррекции массы тела), повышения качества жизни. Из физических

упражнений обучающие самостоятельно предпочитают выполнять в 32 %

случаев упражнения с отягощением массой собственного тела, в 30 % –

упражнения с внешними отягощениями (штангой, гантелями, гирями),

спортивным играм отдают предпочтение 21 % обучающихся, бегу на

длинные дистанции (кроссу) – 9 %. Занятия единоборствами и совершен-

ствование боевых приемов борьбы считают необходимыми 65 % опрошен-

ных, при этом необходимость в занятиях заключается только в подготовке

к демонстрации техники боевых приемов борьбы во время итоговых заня-

тий. Силовая направленность занятий физическими упражнениями способ-

ствует успешному выполнению контрольных упражнений общей физиче-

ской подготовки [7].

Техника боевых приемов борьбы может пригодиться в оперативно-

служебной деятельности и в ситуациях, когда есть необходимость в обес-

печении личной безопасности – об этом указали 45 % курсантов и слуша-

телей. Из опрошенных 75 % указали, что в ситуациях противоборства с

правонарушителем (правонарушителями) предпочтение должно отдаваться

применению специальных средств – средств сковывания движений, специ-

альной палки, специальных газовых средств, электрошоковым устройст-

вам.

Установлено, что в свободное время 27 % опрошенных изучают

специальную литературу, просматривают методические видеоматериалы,

посвященные разным направлениям фитнеса.

Педагогическое наблюдение позволило установить, что на первых

двух курсах большинство курсантов предпочитает заниматься единоборст-

вами, такими, как бокс, дзюдо, самбо, армейский рукопашный бой. Начи-

ная с третьего курса количество курсантов, занимающихся этими видами

спорта, постепенно уменьшается. На четвертом–пятом курсах обучения

систематически единоборствами занимаются только 5–7 % обучающихся

от общего числа курсантов и слушателей образовательной организации

МВД России. На регулярной основе занимаются только обучающиеся,

входящие в состав сборных команд института по видам единоборств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спортивная квалификация спортсменов соответствует уровням I разряда и

кандидата в мастера спорта, единицы имеют спортивное звание «Мастер

спорта России».

На старших курсах обучения самостоятельные занятия физической

подготовкой приобретают характер кондиционных тренировок, такая же

направленность просматривается и на секционных занятиях по видам

спорта, за исключением секции лыжных гонок, легкой атлетики и летнего

служебного биатлона.

Повышению уровня неспециального физкультурного образования

обучающихся в Сибирском юридическом институте МВД России способ-

ствует изучение дисциплины «Организация занятий по огневой и физиче-

ской подготовке в подразделениях органов внутренних дел Российской

Федерации».

Указанная дисциплина изучается слушателями, обучающимися на

специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (уровень спе-

циалитета), на 5-м курсе в 10-м семестре [6]. Целью изучения дисциплины

является формирование теоретических знаний, практических умений,

навыков организации и проведения занятий по огневой и физической под-

готовкам с сотрудниками органов внутренних дел. Задачи дисциплины –

формирование теоретических знаний об организации и о проведении заня-

тий по огневой и физической подготовкам в органах и организациях внут-

ренних дел, методических навыков проведения занятий по огневой и фи-

зической подготовкам, навыков оценивания огневой и физической подго-

товленности сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, в ходе исследования установлено, что в образова-

тельной организации МВД России осуществляется неспециальное физ-

культурное образование курсантов и слушателей, обучающихся по про-

граммам высшего образования. Анкетный и устный опросы, педагогиче-

ское наблюдение, анализ успеваемости обучающихся показали, что у 95 %

обучающихся сформирована социальная значимая установка на система-

тические занятия физическими упражнениями.

На старших курсах обучения приоритеты в занятиях физической

подготовкой смещаются в сторону кондиционных тренировок и занятий,

направленных на улучшение фигуры, общее укрепление организма, что

способствует решению оздоровительной задачи.

Считаем, что неспециальное физкультурное образование курсантов

и слушателей образовательной организации МВД России повышает общий

культурный уровень обучающихся, вооружает их необходимыми знаниями

в области физической культуры и спорта.

Занятия физическими упражнениями, самоподготовка и самообу-

чение способствуют улучшению когнитивных способностей обучаю-

щихся [8].

Список литературы

1. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультур-

ное образование студентов // Теория и практика физической культуры.

1995. № 5–6. С. 15–17.

2. Евсеев В.В., Волкова Л.М. Физическая культура в студенческой

среде к мотивации занятий спортом // Физическое воспитание и студенче-

ский спорт глазами студентов: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф.

с междунар. участием / ред. Р.А. Юсупов, Б.А. Анишин. Казань: Изд-во

КГТУ им. А.Н. Туполева, 2018. С. 20–22.

3. Иванова Н.Г., Порубайко Л.Н., Козыренко Е.А. Пути расширения

двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа

жизни студентов // Международный журнал прикладных и фундаменталь-

ных исследований. 2017. № 4. С. 116–118.

4. Лотоненко А.В., Гостев Г.Р., Щербакова И.Б. Структура и функ-

ции неспециального физкультурного образования студентов // Бере-

гиня.777.Сова: образование и педагогика. 2010. № 1 (3). С. 163–172.

5. Лучинина И.Г., Иванова Н.Г. Сознательно-устойчивая и лично-

стно-ориентированная установка на здоровый образ жизни в эпоху глоба-

лизации // Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций:

материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во КГТУ,

2020. С. 329–332.

6. Организация занятий по огневой и физической подготовке в под-

разделениях органов внутренних дел Российской Федерации: рабочая про-

грамма дисциплины по специальности 40.05.02 Правоохранительная дея-

тельность (уровень специалитета). Красноярск: Изд-во СибЮИ МВД Рос-

сии, 2020. 28 с.

7. Силовая направленность учебных занятий по физическому вос-

питанию в вузе как фактор повышения эффективности выполнения норма-

тивов комплекса ГТО / П.П. Николаев [и др.] // Спортивно-педагогическое

образование. 2019. № 1. С. 11–15.

8. Фиронова Р.П., Клокова Е.А. Улучшение когнитивных функций

студентов посредством занятий физической культурой // Физическое вос-

питание и спорт в высших учебных заведениях: сб. статей XVI Междунар.

науч. конф.: в 2 ч. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2020. Ч.

2.

С. 182–185.

9. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образова-

тельной среде: коллектив. монография / А.В. Лялюк [и др.]. Краснодар:

Изд-во КГТУ, 2018. 210 с.

References

1. Vydrin V.M. Nespecial'noe (neprofessional'noe) fizkul'turnoe

obrazovanie stu-

dentov [Non-special (non-professional) physical education of students] //

Teoriya i praktika

fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 1995. No. 5–6.

P. 15–17.

2. Evseev V.V., Volkova L.M. Fizicheskaya kul'tura v studencheskoj srede k

moti-

vacii zanyatij sportom [Physical culture in the student environment to

motivate sports] //

Physical education and student sports through the eyes of students: materials

of the IV All-

Russian. scientific-practical conf. with int. participation / ed. R.A.

Yusupov, B.A. Anishin.

Kazan: Publishing house of KSTU im. A.N. Tupolev, 2018. P. 20–22.

3. Ivanova N.G., Porubajko L.N., Kozyrenko E.A. Puti rasshireniya

dvigatel'nogo

rezhima kak odnogo iz osnovnyh faktorov zdorovogo obraza zhizni studentov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Ways of ex-

panding the motor regime as one of the main factors of a healthy

lifestyle of students] //

Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International

Journal of

Applied and Fundamental Research]. 2017. No. 4. P. 116–118.

4. Lotonenko A.V., Gostev G.R., Shcherbakova I.B. Struktura i funkcii

nespe-

cial'nogo fizkul'turnogo obrazovaniya studentov [The structure and

functions of non-special

physical education of students] // Bere-ginya.777.Sova: obrazovanie i

pedagogika [Bere-

ginya. 777. Owl: education and pedagogy]. 2010. No. 1 (3). P. 163–172.

5. Luchinina I.G., Ivanova N.G. Soznatel'no-ustojchivaya i

lichnostno-orientirovan-

naya ustanovka na zdorovyj obraz zhizni v epohu globalizacii [Consciously

stable and perso-

nally-oriented attitude towards a healthy lifestyle in the era of

globalization] // Modern trends

in cross-cultural communications: materials of the II Intern.

scientific-practical conf. Krasno-

dar: Publishing house of KSTU, 2020. P. 329–332.

6. Organizaciya zanyatij po ognevoj i fizicheskoj podgotovke v pod-razdeleniyah

or-

ganov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: rabochaya pro-gramma discipliny po

special'nosti

40.05.02 Pravoohranitel'naya deya-tel'nost' (uroven' specialiteta)

[Organization of fire and

physical training classes in the sub-divisions of the internal affairs bodies

of the Russian Fed-

eration: the work program of the discipline in the specialty 40.05.02 Law

enforcement (spe-

cialist level)]. Krasnoyarsk: Publishing house of Siberian Law Institute of the

Ministry of In-

ternal Affairs of Russia, 2020. 28 p.

7. Silovaya napravlennost' uchebnyh zanyatij po fizicheskomu vos-pitaniyu

v vuze

kak faktor povysheniya effektivnosti vypolneniya norma-tivov kompleksa GTO

[The power

orientation of physical education classes at the university as a factor in

increasing the effi-

ciency of the implementation of the RLD complex standards] / P.P. Nikolaev [et

al.] // Spor-

tivno-pedagogicheskoe obrazovanie [Sports and pedagogical education]. 2019. No.

1. P. 11–

15.

8. Fironova R.P., Klokova E.A. Uluchshenie kognitivnyh funkcij studentov

po-

sredstvom zanyatij fizicheskoj kul'turoj [Fironova R.P., Klokova E.A.

Improvement of stu-

dents' cognitive functions through physical education] // Physical

education and sport in

higher educational institutions: collection of articles. articles XVI Intern.

scientific. conf .: at

2 o'clock. Belgorod: Publishing house of BSTU im. V.G. Shukhova, 2020. Part 2.

P. 182–185.

9. Formirovanie bezopasnogo i zdorovogo obraza zhizni v obrazova-tel'noj

srede

[Formation of a safe and healthy lifestyle in the educational environment]:

team. monograph /

A.V. Lyalyuk [et al.]. Krasnodar: Publishing house of KSTU, 2018. 210 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.