Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 8-15
Редакторская заметка УДК: 78.072; 781.7
doi: 10.26156/operamus.2024.16.2.001
Современные тенденции развития российской этномузыкологии
Галина Владимировна Лобкова
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Кор-сакова, Санкт-Петербург, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-4411-394X
Аннотация. В настоящее время особо актуальны вопросы истории этномузыкологии, связанные с деятельностью ведущих исследователей — собирателей музыкального фольклора и основателей научных школ. Данной проблематике посвящена главная часть тематического выпуска, обзор которого представлен в статье. Раскрытию ранее неизвестных страниц истории науки способствует обращение к обширной документальной базе: рукописям, аудиозаписям, фотографиям. Суммирование информации и критический анализ источников позволяют прояснить события прошлого и дать верную оценку результатам деятельности ученых. Одним из перспективных истори-ко-текстологических методов, применяемых в ряде работ, является сопоставление слуховых нотаций и фонограмм XIX — начала XX в. с аудиозаписями и их расшифровками, выполненными в 1970-80-е гг. и более позднее время. Сделанные на этой основе выводы касаются не только подходов к фиксации материалов, но и динамики изменения песенных традиций в целом. Весьма востребованы ареалогические изыскания, базирующиеся на результатах полевой работы многих поколений собирателей и открывающие перспективу дальнейших исторических обобщений. Не менее актуальны проблемы использования музыкального фольклора в творчестве композиторов, а также применения в практике современных исполнителей способов музицирования, сложившихся в устной традиции.
Ключевые слова: этномузыкология, документальное источниковедение, историческо-текстологический метод, ареалогия, фольклорная экспедиция
Для цитирования: Лобкова Г. В. Современные тенденции развития российской этномузыкологии // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 8-15. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.001
© Лобкова Г. В., 2024
Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. P. 8-15
Editorial note
doi: 10.26156/operamus.2024.16.2.001
Current Trends in the Development of Russian Ethnomusicology
Galina V. Lobkova
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4411-394X
Abstract. At present, issues of the history of ethnomusicology related to the activities of leading researchers (collectors of musical folklore and founders of scientific schools) are especially relevant. The main part of the thematic issue of the journal, an overview of which is presented in this article, is devoted to this issue. The disclosure of previously unknown pages of the history of the science is facilitated by an appeal to a significant documentary base: manuscripts, audio recordings, photographs. Generalization of information and critical analysis of the sources make it possible to clarify the events of the past and give a correct assessment of the results of the activities of scientists. One of the promising historical and textual methods used in several articles is comparison of notations and phonograms of the 19th — early 20th centuries with transcripts of audio recordings made in the 1970s and 80s and later. The conclusions made on this basis concern not only approaches to fixing materials, but also the dynamics of changes in song traditions. Arealogical surveys based on the results of field work of many generations of researchers are in great demand. Such studies open the prospect of further generalization and historical assessment. No less relevant for ethnomusicology are problems of using musical folklore in the works of composers, as well as the practice of modern performers to use the methods of playing music developed in the oral tradition.
Keywords: ethnomusicology, documentary source study, historical and textual method, area-logy, folklore expedition
For citation: Lobkova, Galina V. Current Trends in the Development of Russian Ethnomusicology. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. P. 8-15. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.001
© Galina V. Lobkova, 2024
Лобкова Галина
Современные тенденции развития российской этномузыкологии
В предлагаемом читателю тематическом выпуске журнала охвачены ведущие направления отечественной этномузыкологии, касающиеся истории и методологии науки. Значительную часть издания представляют статьи, подготовленные авторами по результатам Международной научно-практической конференции «Из истории этномузыкологии и фольклористики: становление и перспективы развития научных школ и направлений», проходившей в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова с 30 сентября по 3 октября 2023 г.
Суммирование документально подтвержденных фактов, свидетельствующих об опыте организаторской и научной деятельности ведущих исследователей конца XIX — первой половины XX в., служит основанием для определения их вклада в развитие этномузыкологии. В статье О. А. Пашиной раскрывается система теоретических положений, характеризующих научную школу Е. В. Гиппиуса, 120-летие со дня рождения которого отмечалось в 2023 г. Автор прослеживает процесс формирования подходов в сфере изучения и собирания народных песен с конца XVIII до начала XX в. (сквозь призму содержащихся в работах Гиппиуса замечаний и выводов). Статья отличается многоплановостью изложения, что способствует значительной концентрации информации.
Новые материалы научных экспедиций на Русский Север 1893 и 19261927 гг. подготовлены к публикации и приведены в статьях И. Б. Тепловой, Ю. А. Карась, С. В. Подрезовой, Е. И. Якубовской. Одним из актуальных методов изучения наследия С. М. Ляпунова и Е. В. Гиппиуса как собирателей музыкального фольклора является сопоставление сделанных ими нотаций и замечаний об исполнительском стиле со звукозаписями конца XX в. На основе данного метода, который можно определить как историко-текстологический, в статье И. Б. Тепловой и Ю. А. Карась осуществляется реконструкция утраченных обрядовых напевов. Применяя этот метод, Е. И. Якубовская дает всестороннее описание особенностей пинежского многоголосия.
К современным тенденциям развития науки относится тщательная работа с архивными материалами, позволяющая воссоздать достоверную картину исторических событий. Методы документального источнико-
Лобкова Галина. Современные тенденции развития российской этномузыкологии
ведения сочетаются с критическим подходом к анализируемым текстам; проясняются детали и уточняются факты, характеризующие чрезвычайно напряженные периоды истории этномузыкологии в России:
• 1920-е — начало 1930-х гг. — организация и проведение комплексных экспедиций на Русский Север Государственного института истории искусств; создание в Ленинграде первого фонограммархи-ва, содержащего фольклорно-этнографические материалы; взаимодействие научных и образовательных организаций (статья и материалы, подготовленные С. В. Подрезовой);
• 1940-е гг. — вклад Гиппиуса в формирование научно-образовательного центра изучения народной музыки в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (статья Е. В. Би-теряковой);
• 1960-е гг. — создание по инициативе Ф. А. Рубцова секции музыкального фольклора Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР; результаты возобновившейся в это время экспедиционной работы с применением магнитофонов (статья Е. С. Редько-вой).
Дополняет информацию о довоенном этапе истории статья Г. П. Христовой, в которой раскрываются причины перелома в деятельности воронежских государственных и общественных учреждений в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Тяжелый период репрессий привел к отказу от научного фольклорно-этнографического подхода. Вместе с тем автор дает высокую оценку сборникам народных песен, изданным в 1939 и 1940 гг. и не потерявшим своего значения в наши дни, так как в их подготовке принимали участие известные собиратели и ученые: А. В. Руднева, Ю. М. Соколов, С. И. Минц.
Вопросов истории этномузыкологии касается и Л. Э. Найдич, автор рецензии на биобиблиографический указатель, автором-составителем которого является Е. В. Хаздан. В рецензии подчеркивается значимость для современной этномузыкологии перечисленных в указателе трудов М. Береговского (1892-1961), посвященных изучению еврейской народной музыки, а также приводятся сведения о наполненной трагическими событиями биографии исследователя.
Обращение к архивным источникам — рукописным нотациям и звукозаписям народных песен — проливает свет на ранее неизвестные страницы творчества выдающихся композиторов. Текстологический подход развивается в статье Д. К. Долговой, выявившей уральские прототипы нескольких музыкальных тем балета С. С. Прокофьева «Каменный цветок».
OPERA MUSICOLOGICA 16 / 2 (2024). Редакторская заметка
Актуальными для современной этномузыкологии остаются методы ареалогии и картографирования. Работа И. В. Корольковой основана на результатах новгородских экспедиций 1968 г. (руководитель — Ф. А. Рубцов) и 1988-1992 гг. (руководитель — А. М. Мехнецов), представленных в коллекциях Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мех-нецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Фундаментальная база исследования и типологический подход к изучению свадебных песен позволяют сделать выводы, касающиеся истории формирования новгородских песенных традиций.
В статье Д. В. Морозова оценивается состояние науки о народной музыке в настоящее время. Проведенная им экспертиза диссертационных разработок российских ученых показала, что этномузыкология как междисциплинарная наука приобретает особый масштаб, развиваясь в неразрывном взаимодействии с этноинструментоведением и этнохореогра-фией. Морозов суммирует главные методологические принципы и осуществляет обзор достижений в практической и теоретической областях науки.
Дискуссионный вопрос, относящийся к развитию практической эт-номузыкологии и этноинструментоведения, поднимается И. В. Мациев-ским: вариативность, импровизационность или «множественность текстов» — что является опорой при воспроизведении (создании) музыкальных произведений? Автор ставит задачу введения всестороннего образования, подчеркивая, что секреты народного музыкального творчества, сложившиеся в устной традиции, должны быть известны не только ученым, но также исполнителям и композиторам.
Таким образом, ведущие тенденции развития этномузыкологии на современном этапе связаны со скрупулезным изучением и обобщением новых, ранее неизвестных документальных материалов; совершенствованием историографического, источниковедческого, текстологического, ареалогического методов исследования. Важным подспорьем в развитии указанных аспектов служит оцифровка архивных материалов, что делает их более доступными и ускоряет процесс их обработки. Прослеживается перспектива усложнения системы науки в результате выделения инстру-ментоведческого и этнохореографического направлений. Этномузыколо-гия при этом не теряет своего теоретического и практического значения, продолжая активно влиять на сферы исполнительства, композиторского творчества и музыкального образования в целом.
Galina Lobkova
Current Trends in the Development of Russian Ethnomusicology
The present thematic issue of the journal covers the leading history and methodology directions of the national ethnomusicology. A significant part is presented by articles resulting from the International scientific and practical conference "From History of Ethnomusicology and Folklore Studies: Formation and Prospects of Development of Scientific Schools and Directions" held in Saint-Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory from 30 September till 3 October 2023.
Consolidation of the documented facts testifying to solid experience of the organizational and scientific contribution of the leading researches of the end of 19th — first half of the 20th century confirms their significance in the development of ethnomusicology. The article by Olga A. Pashina describes the system of theoretical provisions characterizing the scientific school of Eugene W. Hippius, whose 120th anniversary was celebrated in 2023. The author traces the development of approaches to studying and collecting folk songs from the end of the 18th to the beginning of the 20th century (based on Hippius's remarks and conclusions). The article is characterized by diverse presentation, which provides considerable concentration of information.
New materials of scientific expeditions to the Russian North in 1893 and 1926-1927 have been arranged for publication and reported in the articles by Irina B. Teplova, Yulia A. Karas, Svetlana V. Podrezova, Elena I. Yakubovskaya. They studied the legacy of Sergey M. Lyapunov and Eugene W. Hippius, collectors of music folklore, comparing their notations and remarks on the performing style with the records of the end of the 20th century. Based on this method, which can be determined as historical and technological, Irina B. Teplova and Yulia A. Karas carry out reconstruction of the lost ritual melodies. Elena I. Yakubovskaya uses this method to provide a comprehensive description of the specifics of Pinega polyphony.
Modern trends in the development of the science comprise meticulous work with the archival materials enabling to reconstruct a reliable picture of historic events. Combination of documentary source studies with the critical approach to the analyzed texts help to clarify the details and specify the facts characterizing most strenuous periods of ethnomusicology in Russia:
OPERA MUSICOLOGICA 16 / 2 (2024). Editorial note
• 1920s — beginning of 1930s — organization and realization of complex expeditions to the Russian North by the State Institute of Arts History; creation in Leningrad of the first phonogram archive containing folklore and ethnographic materials; cooperation of scientific and educational organizations (the articles and materials prepared by Svetlana V. Podrezova);
• 1940s — contribution of Hippius in organizing the scientific and educational centre of folk music studies in the Tchaikovsky Moscow State Conservatory (article by Elena V. Biteriakova);
• 1960s — creation of the music folklore section of the Leningrad branch of the RSFSR Union of Composers; results of the resumed expedition work using tape recorders (article by Evgenia S. Redkova).
The information on the pre-war stage is added to by the article by Galina P. Khristova revealing the reasons for the turning point in the activities of Voronezh state and public institutions at the end of 1920s — beginning of 1930s. A hard period of repression resulted in rejection of the folklore and ethnographic approach. Nevertheless, the author gives high appraisal to collections of folk songs published in 1939 and 1940, which did not lose their relevance nowadays, as preparation thereof involved such outstanding collectors and scientists as Anna V. Rudneva, Yuri M. Sokolov, Sofia I. Mintz.
The history of ethnomusicology also falls in the sphere of interests of Larissa E. Naiditch, the author of the review of the bibliography compiled by Evgeniya V. Khazdan. The review emphasizes relevance and importance of the works of Moisey Beregovsky (1892-1961) devoted to studies of Jewish folk music and supplies facts on the tragic biography of the researcher.
Turning to archival sources — hand-written notations and sound records of folk songs — shed light on previously unknown facts in the art of prominent composers. The textual approach is developed in the article by Dariya K. Dol-gova revealing the Ural prototypes of several music themes in Sergei Prokofiev's ballet The Tale of the Stone Flower.
The methods of area studies and map-making still remain relevant for modern ethnomusicology. The work of Inga V. Korolkova is based on the results of Novgorod expeditions of 1968 (under the guidance of Feodosiy A. Rubtsov) and 1988-1992 (under the guidance of Anatoly M. Mekhnetsov) presented in the collections of the A. M. Mekhnetsov Folklore and Ethnographic Centre of the Saint-Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. The fundamental research base and the typology approach to studying wedding songs allow us to make conclusions concerning the history of development of Novgorod folk song traditions.
Galina Lobkova. Current Trends in the Development of Russian Ethnomusicology
The article by Dmitry V. Morozov estimates the state of the science of folk music at the present time. His expert examination of dissertations of Russian scientists showed that ethnomusicology as interdisciplinary science is gaining pace, developing in constant interaction with the studies of ethnic instruments and ethnic choreography. Morozov generalizes the main methodological principles and gives a review of practical and theoretical achievements in the science.
A debatable issue referring to development of practical ethnomusicology and studies of ethnic instruments is raised by Ihor V. Macijewski: variability, improvisation or multiplicity of texts — which of these is the basis for reproduction (creation) of works of music? The author sets the task of introduction of comprehensive education emphasizing that secrets of folk music art formed in the oral tradition should be known not only to scientists but also to performers and composers.
Therefore, the leading trends in the development of ethnomusicology at the modern stage are connected with scrutinizing and generalizing previously unknown documentary materials, improvement of research methods concerning study of history, sources, texts and textuality, and areas, based on digitaliza-tion of archival materials, which will make them more available, accessible and accelerate processing thereof. The science system is to get more complex and complicated due to separation of the instrument studies and ethnochoreogra-phy as independent directions. Nevertheless, ethnomusicology does not lose its theoretical and applied importance continuing to actively influence the spheres of performance, composition and entire music education.