Научная статья на тему 'Моисей Береговский: наследие собирателя и исследователя еврейского музыкального фольклора'

Моисей Береговский: наследие собирателя и исследователя еврейского музыкального фольклора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
этномузыкология / еврейский музыкальный фольклор / идишская культура / Моисей Береговский / ethnomusicology / Jewish music folklore / Yiddish culture / Moisey Beregovsky

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Найдич Лариса Эриковна

В рецензии представлен обзор Биобиблиографического указателя, посвященного жизни и трудам Моисея Береговского (1892–1961), в котором содержится обширная информация о выдающемся исследователе и собирателе еврейской народной музыки. Его собрание идишских песен, клезмерских мелодий, хасидских нигунов и музыкальных театральных представлений (известных как пуримшпили) в большой степени способствовало сохранению и исследованию еврейской традиционной музыкальной культуры. Береговский разработал также методологию описания ашкеназской музыкальной традиции в рамках европейской теории музыки. Многие труды Береговского оставались неопубликованными при его жизни, так как сам объект его исследования (еврейская культура) был «нежелательным» и чуть ли не запретным в Советском Союзе во времена Сталина, а позже и Хрущева. Они стали выходить в свет с начала 1980-х гг., вызывая подъем интереса к еврейской народной музыке и к личности ее собирателя. Указатель включает в себя аннотированный список трудов Береговского (как изданных, так и неизданных), а также работ других авторов, касающихся его жизни и научного наследия. Несомненно, данное издание станет важным вкладом в изучение еврейской народной музыки и в этномузыкологию в целом. Публикация двуязычна: текст изложен на русском и английском языках, что расширяет круг ее читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moisey Beregovsky: The Heritage of Jewish Music Folklore Collector and Researcher

The review provides the Biobibliographic Index devoted to the life and work of Moisey Beregovsky (1892–1961). It is a comprehensive source of information on this outstanding researcher and collector of Jewish folk music. His collection of Yiddish songs and klezmer tunes, Hasidic nigunim and musical performances (known as purimshpils) has greatly contributed to preservation and study of Jewish traditional music culture. Besides, Beregovsky developed a methodological approach to describing the Ashkenazi music tradition within the framework of European music theory. Many writings by Beregovsky were unpublished during his life because their topic (Jewish culture) was undesirable, practically tabooed, in the USSR at the time of Stalin and later of Khrushchev. They were issued one after another since the late 1980s, causing an upsurge in the interest in Jewish folk music and in the personality of its collector. The Index contains annotated list of Beregovsky’s writings (both published and unpublished), as well as of other authors’ works concerning his life and scholarly heritage. No doubt the reviewed Index is an important contribution to the research of Jewish folk music and to the ethnomusicology as a whole. The publication is bilingual: in Russian and English, which expands its readership.

Текст научной работы на тему «Моисей Береговский: наследие собирателя и исследователя еврейского музыкального фольклора»

Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 270-276

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на издание

УДК 781.973.5+7.071.1

doi: 10.26156/operamus.2024.16.2.014

Моисей Береговский: наследие собирателя и исследователя еврейского музыкального фольклора

Лариса Эриковна Найдич

Еврейский университет в Иерусалиме, Израиль [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9807-9893

Аннотация. В рецензии представлен обзор Биобиблиографического указателя, посвященного жизни и трудам Моисея Береговского (1892-1961), в котором содержится обширная информация о выдающемся исследователе и собирателе еврейской народной музыки. Его собрание идишских песен, клезмерских мелодий, хасидских нигунов и музыкальных театральных представлений (известных как пуримшпили) в большой степени способствовало сохранению и исследованию еврейской традиционной музыкальной культуры. Береговский разработал также методологию описания ашкеназской музыкальной традиции в рамках европейской теории музыки. Многие труды Береговского оставались неопубликованными при его жизни, так как сам объект его исследования (еврейская культура) был «нежелательным» и чуть ли не запретным в Советском Союзе во времена Сталина, а позже и Хрущева. Они стали выходить в свет с начала 1980-х гг., вызывая подъем интереса к еврейской народной музыке и к личности ее собирателя.

Указатель включает в себя аннотированный список трудов Береговского (как изданных, так и неизданных), а также работ других авторов, касающихся его жизни и научного наследия. Несомненно, данное издание станет важным вкладом в изучение еврейской народной музыки и в этномузыкологию в целом. Публикация двуязычна: текст изложен на русском и английском языках, что расширяет круг ее читателей.

Ключевые слова: этномузыкология, еврейский музыкальный фольклор, идишская культура, Моисей Береговский

Для цитирования: Найдич Л. Э. Моисей Береговский: наследие собирателя и исследователя еврейского музыкального фольклора // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 270-276.

https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.014 © Найдич Л. Э., 2024

Review of publications

doi: 10.26156/operamus.2024.16.2.014

Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. P. 270-276

REVIEWS

Moisey Beregovsky: The Heritage of Jewish Music Folklore Collector and Researcher

Larissa E. Naiditch

Hebrew University in Jerusalem, Israel

[email protected], https://orcid.org/0000-0001-9807-9893

Abstract. The review provides the Biobibliographic Index devoted to the life and work of Moisey Beregovsky (1892-1961). It is a comprehensive source of information on this outstanding researcher and collector of Jewish folk music. His collection of Yiddish songs and klezmer tunes, Hasidic nigunim and musical performances (known as purimshpils) has greatly contributed to preservation and study of Jewish traditional music culture. Besides, Beregovsky developed a methodological approach to describing the Ashkenazi music tradition within the framework of European music theory. Many writings by Beregovsky were unpublished during his life because their topic (Jewish culture) was undesirable, practically tabooed, in the USSR at the time of Stalin and later of Khrushchev. They were issued one after another since the late 1980s, causing an upsurge in the interest in Jewish folk music and in the personality of its collector.

The Index contains annotated list of Beregovsky's writings (both published and unpublished), as well as of other authors' works concerning his life and scholarly heritage. No doubt the reviewed Index is an important contribution to the research of Jewish folk music and to the ethnomusicology as a whole. The publication is bilingual: in Russian and English, which expands its readership.

Keywords: ethnomusicology, Jewish music folklore, Yiddish culture, Moisey Beregovsky

For citation: Naiditch, Larissa. Moisey Beregovsky: The Heritage of Jewish Music Folklore Collector and Researcher. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. P. 270-276. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.014

© Larissa E. Naiditch, 2024

ЛарисаНайдич

Моисей Береговский:

наследие собирателя и исследователя

еврейского музыкального фольклора

Научное наследие и сама личность собирателя еврейского музыкального фольклора, музыковеда и просветителя Моисея Яковлевича Береговско-го (1892-1961) вызывают в последние десятилетия живой интерес в рамках нескольких дисциплин: этномузыкологии, фольклористики, истории ашкеназского еврейства. Опубликованный в 2023 г. Биобиблиографический указатель (ил. 1) позволяет подвести итог деятельности этого выдающегося человека. Библиография его трудов была необходима для того, чтобы получить общее представление о работе ученого, найти доступ к опубликованным и неопубликованным материалам (задуманная им 5-томная антология ашкеназского музыкального фольклора целиком не увидела свет). Хотя в 2013 г. в Киеве были изданы компакт-диски, содержащие компиляцию как из его ранее опубликованных, так и из архивных материалов (см. 1.1 в рецензируемом издании), полной научной публикации, которая объединяла бы исследования и фольклорные записи ученого, пока нет. Между тем, они нужны всем, кто интересуется еврейским фольклором.

История архива Береговского сама по себе выглядит увлекательным детективом. Когда несколько десятилетий назад занялись наследием ученого, местонахождение валиков с его записями было неизвестно; их считали утерянными. Но в начале 1990-х гг. произошла сенсация: 1200 восковых фоноваликов со сделанными Береговским записями песен, инструментальной музыки и пуримшпилей еврейских местечек были найдены в подвалах Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского ее сотрудницей Людмилой Шолоховой. Многие записи удалось реконструировать, что казалось чудом. Ведь в 1920-30-х гг. использовались восковые валики — чрезвычайно хрупкий материал, который быстро подвергался разрушению.

Жанр рецензируемой книги, биобиблиографический указатель, давно известен в науке. Обычно публикация такого рода содержит краткую биографию соответствующего ученого, литературу о нем и список его научных трудов, чаще всего аннотированный. Поскольку источники напи-

Ил. 1. Моисей Береговский. Биобиблиографический указатель / автор-составитель Евгения Хаздан.

Москва: Музыка. 171 с.

Fig. 1. Moisey Beregovsky. Biobibliographic Index, Author and compiler Evgenia Khazdan. Moscow: Muzyka, 2023. 171 p.

Моисей БЕРЕГОВСКИЙ

Биобиблиографический указатель

Moisey BEREGOVSKY

Biabihlingraphic index

саны на нескольких языках, были необходимы дополнительные знания: прежде всего идиша и украинского.

Автор книги Евгения Владимировна Хаздан — выпускница Санкт-Петербургской консерватории, кандидат искусствоведения, этномузы-колог, автор многочисленных публикаций. Сфера ее научной деятельности — традиционная музыкальная культура восточноевропейских евреев. Она занимается историей еврейской музыкальной фольклористики в СССР, а также еврейской тематикой в творчестве русских и советских композиторов. Целый ряд работ Е. Хаздан посвящены Моисею Берегов-скому; рецензируемая книга — результат многолетнего кропотливого труда исследователя.

Важно и то, что издание двуязычно: весь текст переведен на английский. Благодаря этому оно доступно широкому читателю в разных странах.

Первая часть книги посвящена биографии ученого. Работа Моисея Бе-реговского была поистине подвижнической; он не был обласкан властями. Хотя в течение короткого периода, в 1920-е гг., была провозглашена культурная автономия национальных меньшинств советского государства, исследования по этой тематике уже тогда наталкивались на трудности, не говоря о дальнейшей судьбе ученых.

ОРЕЯД МиБ!СО1_ОС!СД 16 / 2 (2024). Рецензии

С конца 1920-х и в 1930-х гг. Береговский все же получил возможность целиком заняться тем, в чем видел свое основное призвание, — собиранием еврейского фольклора, став штатным сотрудником одного из учреждений под эгидой Всеукраинской Академии наук (ВУАН). В экспедициях ученый собрал огромную коллекцию песен, инструментальных мелодий и народных театральных представлений на идише. Попутно Береговский фиксировал фольклор других народов (украинский, греческий, цыганский), изучая разные традиции.

Но тучи сгущались. В 1936 г. Институт еврейской пролетарской культуры в Киеве был закрыт, многие его сотрудники были арестованы. На месте Института остался лишь Кабинет по изучению еврейского фольклора, единственным сотрудником которого был Береговский.

Находясь в военное время в эвакуации в Уфе, ученый по возможности продолжал работу. Он записывал башкирский фольклор и песни украинцев, когда-то переселенных на Урал. Таким образом, Береговский внес вклад и в сохранение музыкальной культуры этих народов; однако главным для него оставались запись и изучение ашкеназского репертуара. Об уровне его исследований свидетельствует то, что на основе материалов готовившегося им третьего тома антологии Береговский защитил в 1944 г. в Московской консерватории диссертацию, посвященную клезмерской музыке.

Вернувшись из эвакуации в 1944 г., ученый возобновил работу в Киевской консерватории. Но в связи с разгромом Еврейского антифашистского комитета учреждения, занимавшиеся еврейской культурой, закрывались, а их сотрудники подвергались гонениям. В 1949 г. Береговский был уволен из консерватории.

Между тем его деятельность в эти годы приобрела особенно важное значение. Он записывал выживших в холокосте, стремясь зафиксировать их голоса. Но в 1950 г. уже немолодой и страдающий болезнью сердца ученый был обвинен в националистической деятельности и арестован. В Озерлаге (Иркутская область), куда он был сослан, Береговский всеми силами старался продолжать музыкально-просветительную деятельность, организовал хор, не падал духом, несмотря на тяжелую болезнь. В 1955 г. его освободили по состоянию здоровья, а вскоре он добился реабилитации.

Последние шесть лет жизни Береговский занимался систематизацией и подготовкой к печати своих материалов.

Научное наследие Береговского было сохранено и в большой степени введено в научный оборот благодаря нескольким людям. В первую очередь в этой связи нужно назвать младшую дочь ученого Эду Моисеев-

ну Береговскую, филолога-специалиста по французскому языку, автора многочисленных научных работ, сохранившую большую часть архива и опубликовавшую очерки жизни и деятельности отца.

Что касается популяризации наследия ученого, то многие узнали о нем из снятого в 2022 г. фильма режиссера-документалиста Елены Якович «Мотивы Моисея Береговского». В создании фильма участвовали внучка Береговского Елена Баевская, известный переводчик художественной литературы, и Евгения Хаздан.

Рецензируемая книга состоит из 12-ти разделов, построенных по тема-тико-хронологическому принципу. Разделы 1-Ш посвящены опубликованным трудам и материалам из коллекции Береговского. Первый раздел касается 5-томного издания, намеченного Береговским; в нем содержится 32 наименования источников. Это и опубликованные в разные годы работы Береговского на русском, идише и английском с краткими аннотациями, и рецензии на его публикации. Во втором разделе перечислены сборники с материалами из коллекции, собранной ученым. Особенно ценен здесь песенный фольклор, причем указаны названия отдельных текстов. Третий раздел — статьи Береговского в журналах на идише, русском и украинском языках и программа для собирателей еврейских музыкальных наигрышей. Два следующих раздела посвящены архивным материалам: IV — неопубликованные статьи, V — архивные документы, включая письма, стенограммы заседаний и отзывы. Раздел VIII — биографический (47 наименований); к нему примыкает раздел «Некрологи» (IX), а также «Энциклопедические справочники» (VI).

Десятый раздел под названием «Исследования» (84 наименования) отражает взгляды ученых на наследие Береговского. При этом охвачен широкий материал: сюда включены работы фольклористов, музыковедов, историков, деятельность которых связана с изучением его трудов. Так, раздел открывается указанием на исследование Уриэля Вайнрайха о макаронических песнях; далее перечисляются работы по истории коллекции Береговского (авторы Л. Шолохова, Э. Серусси, Е. Хаздан и др.), а также по отдельным жанрам ашкеназского фольклора. Особенно важны здесь краткие аннотации, составленные автором указателя: даны существенные для данной темы главы или страницы, а также отсылки к другим работам и прочее. Благодаря широкому охвату материала, этот раздел будет полезен всем, кто изучает ашкеназскую музыкальную традицию.

Раздел VII посвящен каталогу фонографических записей, хранящихся в Институте рукописи Национальной библиотеки Украины имени Вернадского, и их расшифровок, а XI — аудиодискам.

OPERA MUSICOLOGICA16 / 2 (2024). Рецензии

Последний, XII, раздел включает в себя список музыкальных произведений, основанных на записях Береговского. Здесь упоминаются такие композиторы, как Николай Голубев, Александр Крейн, Зиновий Компа-неец, Федор Сирис и другие.

Книга снабжена удобными и полезными для читателя указателями. Так, если мы хотим узнать что-либо о пуримшпилях в собрании Береговского, находим соответствующие номера в указателе в конце книги и смотрим нужные источники, например: Береговский M. Еврейские народные театральные представления // Еврейские вести: Приложение к газете Верховного Совета Украины. 1993. № 4 (24 февраля), C. 4-5; Го-лиас Шпил. Перевод с идиш и комментарии B. A. Дымшица // Судьбы традиционной культуры: Сборник статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. СПб., 1998, С. 291-313, и другие.

Значение книги выходит далеко за пределы биографического компендиума, касающегося жизни и работ отдельного музыковеда. Можно с уверенностью сказать, что сегодня ни один исследователь музыкальной традиции ашкеназских евреев не пройдет мимо составленного Евгенией Хаз-дан указателя. Книга может быть полезна и для лингвистов, занимающихся языком идиш. В текстах песен сохраняются черты еврейских народных говоров, широкий спектр которых был представлен на территории России и Украины. В качестве параллели можно привести результаты экспедиций крупнейшего филолога Виктора Максимовича Жирмунского в 1920-е гг., записывавшего песни и диалектные тексты немцев-колонистов на территории Украины. Результаты его работы также были опубликованы частично и вводятся в научный обиход лишь в последние годы.

Рецензируемая книга представляет собой важный научный труд, который способен стать основой для новых исследований в области этно-музыкологии и еврейского фольклора, а также стимулом для полной научной публикации наследия Моисея Яковлевича Береговского.

Статья поступила в редакцию: 20.11.2023; одобрена после рецензирования: 22.12.2023;

принята к публикации: 25.03.2024; опубликована: 14.05.2024. The article was submitted: 20.11.2023; approved after reviewing: 22.12.2023; accepted for publication: 25.03.2024; published: 14.05.2024.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.