Научная статья на тему 'Современные тенденции инвестиционного процесса в восточных землях Германии'

Современные тенденции инвестиционного процесса в восточных землях Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции инвестиционного процесса в восточных землях Германии»

Шабаева В.И.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЛЯХ ГЕРМАНИИ

ФРГ - одна из самых молодых, но четко организованных федераций мира. Ее федерализм складывался «снизу - вверх» в ходе уникального исторического процесса и относится к кооперативному типу.

Для взаимоотношений Федерации и земель характерна как независимость, так и определенная субординация. Фактически земли конкретизируют общефедеральные рамочные предписания. В соответствии с принципом верности Федерации сильные в финансовом отношении земли обязаны оказывать помощь слабым землям. В сфере финансов Федерация и земли независимы друг от друга в рамках своего бюджета, но обязаны обеспечивать общегосударственное экономическое равновесие. Инвестиционное сотрудничество Федерации и земель существует в виде совместных программ по строительству и развитию вузов, улучшению региональной структуры экономики и аграрного сектора, защите побережий. В свою очередь, Федерация оказывает землям финансовую целевую помощь, в частности, в развитие городской инфраструктуры, строительство больниц, местных дорог, социального жилья.

До конца 1980-х годов экономическое и особенно социальное пространство 11 западнонемецких земель отличалось достаточно высокой однородностью. К моменту объединения по большинству параметров разрыв между востоком и западом Германии был огромен.

Для осуществления интеграции новых земель1 в экономическую и политическую систему ФРГ была разработана государственная программа финансирования до 1995 г. и создан специальный фонд «Германское единство». Общие трансферты в восточные земли Германии за период 1991-1994 гг., по разным оценкам, составили 500-700 млрд. ДМ (1).

Гигантские усилия Германии и ЕС в целом привели к тому, что в кратчайшие сроки разрыв по уровню социального развития в значительной степени сгладился. Однако экономический потенциал в новых землях рос темпами, неадекватными по отношению к прилагаемым на уровне Федерации усилиям, а технологический уровень производства не достиг западных стандартов, значительно выше и уровень безработицы. Солидарная ответственность за региональное выравнивание, принятая западными землями, свелась к «донорству» трех регионов (Баварии, Баден-Вюртемберга и Гессена).

После долгих дискуссий были приняты новые параметры горизонтального и вертикального межрегионального выравнивания на период 2005-2020 гг., а также сформирован фонд Германского единства II. После 2020 г. особая поддержка новым землям в Германии прекращается.

Опыт ФРГ свидетельствует, что, с одной стороны, всякого рода программы, идущие вразрез с законами рыночного хозяйства, оказываются жизнеспособными до тех пор, пока не касаются основ этого хозяйства. Механизм выравнивания, базирующийся только на бесконечном переливе ресурсов от богатых регионов к бедным, растлевает и тех и других, и поэтому обречен. С другой стороны, программы, направленные на структурные изменения экономики, весьма инерционны, и результат их реализации сказывается через некоторый, иногда продолжительный, период времени. В настоящее время социально-экономическое положение в восточных землях Германии достаточно неоднозначно, а развитие экономики во многом зависит от колебания конъюнктуры.

В течение последних 10 лет инвестиционная конъюнктура в старых и новых землях Германии была неодинакова. В западных землях капиталовложения были относительно стабильными, и в 2005 г. несколько превысили уровень предыдущего года.

1 Новые земли: Мекленбург - Передняя Померания, Бранденбург, Саксония - Ангальт, Саксония, Тюрингия - до 30 октября 1990 г. территория ГДР.

Иная ситуация складывалась в восточных землях. С 1996 г. здесь действовала тенденция к снижению экономической активности. После конъюнктурного прорыва в 2001 г. положение в области инвестиций начиная с 2003 г. почти стабилизировалось. Расходы частных и государственных инвесторов были низкими. Некоторая активность наблюдалась лишь в капиталовложениях в оборудование.

В годы слабой конъюнктуры предприятиям удалось путем сокращения избыточных производственных мощностей и экономии расходов на кадрах повысить прибыль, заложив тем самым базу для нового циклического подъема в восточной части Германии. При этом в первую очередь речь шла о модернизации и рационализации, и в меньшей степени - об увеличении мощностей.

В 2004 г. в восточных землях был отмечен больший, чем в западных, рост инвестиций в перерабатывающую промышленность, как в процентном отношении, так и абсолютный. Результаты инвестиционного теста Института экономических исследований при университете Мюнхена (Institut für Wirtschaftsforschung - Ifo) показывают, что более одной трети всех инвестиций в перерабатывающую промышленность новых земель приходится на отрасли дорожного автомобилестроения и электротехническую промышленность, в частности на полупроводниковую технику. Учитывая более благоприятную структуру расходов при размещении ключевых технологий, промышленность восточных земель здесь может иметь определенные преимущества перед западными землями.

В 2004 г. реализация нескольких крупных проектов обеспечила прирост инвестиций, а их завершение привело в 2005 г. к снижению инвестиционной активности. В целом на промышленность восточных земель в 2005 г. пришлось почти 15% всех инвестиций в промышленность Германии. Причем на приобретение нового оборудования в новых федеральных землях было потрачено около 65 млрд. евро, или почти 16% от их объема в Германии, что, однако, почти на 2 млрд. евро, или на 2,8%, меньше, чем в 2004 г. (5, с. 29).

В сектор услуг новых федеральных земель в 2005 г. инвестировано почти 53 млрд. евро, что в четыре с половиной раза больше, чем в производящие отрасли региона, и составляет почти 17% от всех немецких инвестиций в услуги. Более половины средств вложено в аренду, финансирование и услуги предприятий, что соответствует 14% всех инвестиций в эти отрасли экономики. Вместе с тем инвестиции в эту сферу, куда входит и строительство жилья, в

восточной части Германии в 2005 г. сокращались, как и в два предыдущих года, тогда как в западной части Германии отмечается их стабилизация (5, с. 29).

В сферу торговли, в гостиничное дело и транспорт восточных земель в 2005 г. было инвестировано около 9 млрд. евро, что составляет почти 18% от всех инвестиций в эти отрасли в стране. Конъюнктурная ситуация здесь похожа на общегерманскую: фаза ослабления последних двух лет миновала, наметилось легкое оживление, причем абсолютный прирост на западе Германии несколько больше, чем на востоке.

На государственные и различные частные услуги в 2005 г. приходилось около 16 млрд. евро, или почти 23% инвестиций в эту сферу. Здесь большую роль играют инвестиции местных юридических лиц, и это одинаково проявляется в восточных и западных землях.

Сравнительно слабая инвестиционная деятельность в новых землях не позволяет рассчитывать на благоприятные перспективы. Без аккумуляции капитала не может быть устойчивого роста. Процесс выравнивания экономики восточных и западных земель возможен лишь в том случае, если в течение длительного периода инвестиции в расчете на душу населения в восточной части Германии будут выше, чем в западной. В настоящее время это условие не соблюдается.

Инвестиции в расчете на одного трудоспособного сокращаются в восточных землях Германии по сравнению с западными землями уже с 1995 г. Темпы сокращения зависят от конъюнктурной ситуации. При хорошей общей конъюнктуре (1999) они снижались меньше, чем в последующие годы с ослабленной конъюнктурой. В 1995 г., в зените инвестиционного бума в новых землях Германии, инвестиции на одного трудоспособного составляли около 10 тыс. евро, что соответствовало 145% уровня старых земель. В настоящее время они едва достигают 6400 евро, или только 80% от уровня западных земель (5, с. 29). От инвестиций больше не исходят импульсы для улучшения экономического положения новых федеральных земель по сравнению со старыми. Но из этого нельзя делать вывод, что нужно и далее стимулировать инвестиции в новые земли.

Проблемы инвестиционного процесса в восточных землях Германии выявляются при сравнении капиталоемкости и производительности труда. Капиталоемкость или сумма капитала на одного трудоспособного составляла в 1991 г. в новых землях в среднем около 42% от уровня старых. С тех пор она постоянно увеличивалась и в настоящее время доходит до 73%. «Производительность капитала», т.е. со-

отношение между ВНП и капиталом, в новых землях с 1994 г. в среднем постоянно снижается, тогда как в западной части Германии оно остается стабильным. Сочетание растущей капиталоемкости и снижающейся производительности капитала привело к стагнации производительности труда. ВНП на одного работоспособного в восточной части Германии вначале (в период 1991-1996 гг.) увеличился до 60% от уровня западных земель, а затем на этом уровне остановился (5, с. 30). В результате растущая капиталовооруженность рабочих мест в восточных землях Германии не оказывает положительного общеэкономического воздействия. Без реформ на рынке рабочей силы продолжение субсидирования частных инвестиций в восточные земли Германии не принесет результата. Капиталовооруженность в восточной части Германии уже достигла предела, и слишком часто инвестиции вкладываются не туда, куда следует.

Федеральный министр финансов потребовал от премьер -министров новых земель навести порядок в финансировании. В соответствии с Пактом солидарности II ^оШаграк II) восточные земли должны получить до 2019 г. в целом 156,5 млрд. евро на так называемые «особые потребности». Но 50% из причитающихся на 2005 г. 10,5 млрд. евро расходуются не на согласованные цели. Вместо улучшения инфраструктуры «штопаются» бюджетные дыры (2, с. 38). Министр требует привести в порядок бюджеты земель, прежде всего, сократить раздутые управленческие расходы. Но оказать более серьезного воздействия он не может, поскольку санкции в случае неправильного использования средств Пакт не предусматривает. К тому же, в отличие от министра, А. Меркель не считает это криминалом.

Позицию А. Меркель представители немецких промышленников и Конвент считают препятствием для решающей реформы свода финансово-правовых постановлений, тогда как непрозрачные финансовые отношения между федерацией, землями и коммунами обходятся налогоплательщикам в огромные суммы и являются тормозом роста.

В последнее время экономика новых земель находится в положении стагнации. В середине 2005 г. и в начале 2006 г. «Ию» провел опросы производственных предприятий в новых землях и в Восточном Берлине об их инвестиционной деятельности в 2005 г. и планах (ожидании) на 2006 г. Было получено почти 2250 сообщений от предприятий, представляющих все отрасли перерабатывающей промышленности новых земель. На долю фирм - участни-

ков опроса приходилось более четверти всех занятых в регионе и более половины всех инвестиций. Полученные результаты позволили определить тенденции инвестиционного процесса в новых землях Германии, в том числе:

1. 2005 г. характеризовался стабильными, отчасти слегка снижавшимися инвестициями. В 7 отраслях инвестиции практически не изменились, в 11 - инвестировалось больше, чем в предыдущем году, в 12 - меньше по сравнению с предыдущим годом.

В среднем инвестиции сократились почти на 15%. Общее сокращение инвестиций объясняется прежде всего особой ситуацией в бумажной промышленности. После чрезвычайно высоких капиталовложений в 2004 г. в несколько крупных проектов этой отрасли сумма инвестиций в 2005 г. снизилась более чем на три четверти (с 880 млн. евро почти до 200 млн.) (4, с. 28).

2. Инвестиционные намерения на 2005 г. были лишь на 2,5% ниже реализованных в 2004 г. Однако частичный пересмотр инвестиционных планов привел к тому, что все намерения не удалось осуществить. 36% всех инвестиций в перерабатывающую промышленность (на 2% больше, чем в 2004 г.) было вложено в электротехнические отрасли и дорожное автомобилестроение (4, с. 30). Причем электротехническая промышленность получила объем капиталовложений с большим отрывом от других отраслей экономики, но с небольшим снижением по сравнению с предыдущим годом.

3. Планы на 2006 г. участвовавших в опросе предприятий свидетельствовали о некотором росте инвестиционного бюджета.

Проведенные до июня 2006 г. тесты «Ко» по инвестициям 1250 фирм восточных земель показали, что после заметного снижения в 2005 г. (на сумму до 6,7 млрд. евро) инвестиционные планы на 2006 г. для большинства отраслей увеличиваются. В целом прирост может составить 12% (7,5 млрд. евро) (4, с. 30). Правда, рост тормозится сокращением инвестиций в дорожное автомобилестроение (-13 %). Небольшое влияние на общий результат может также оказать, после предыдущего всплеска, нормализация инвестиций в деревообработку.

Большое увеличение инвестиций ожидается в химической промышленности новых земель (возведение сооружений для производства жирных кислот, больше известных под названием «биодизель»). Это усилит наблюдаемый в отрасли инвестиционный бум. Однако лидером по объемам инвестирования по-прежнему остается электро-

техническая промышленность. В предприятия отрасли должно быть вложено более одной пятой от суммы прироста инвестиций.

Предприятия остальных отраслей намеревались в 2006 г. потратить на оборудование на 16% больше, чем в предыдущем году (4, с. 30). При постоянном числе занятых в перерабатывающей промышленности новых земель инвестиции на одного занятого, соответственно, значительно возрастут, а их интенсивность более чем наполовину превзойдет инвестиции в перерабатывающую промышленность старых земель.

Можно предположить, что при улучшающихся общих экономических условиях инвестиции в перерабатывающую промышленность, обусловленные конъюнктурой, должны в среднесрочном плане приносить больше прибыли. Тогда инвестиции в промышленность восточной части Германии можно считать «возрастающими в среднесрочном плане», а не «традиционно отстающими», как считалось ранее.

По фактическим результатам за 5 месяцев (по май 2006 г.) отмечалось некоторое замедление темпов развития экономики восточных земель, соответственно, уменьшался оптимизм в отношении ожиданий на вторую половину года. Но в целом тенденция роста сохранялась, что вселяет надежду на продолжение конъюнктурного подъема. Легкое снижение показателей объясняется замедленной динамикой перерабатывающей промышленности, но и здесь в целом ситуация позитивная: заключаются новые контракты, расширяется производство, увеличивается число заказов. Правда, о перспективах опрошенные предприятия высказываются менее оптимистично, а импульсы развития ожидают от экспортных сделок.

Деловая обстановка в восточной части Германии, как и в предыдущие месяцы, оценивается положительно. Понемногу увеличивается спрос, наметилось оживление в строительстве, загрузка оборудования в котором увеличилась до 74% (в мае 2005 г. - 69%), улучшается ситуация в оптовой торговле (7, с. 31).

В заключение можно констатировать, что после четырехлетнего снижения инвестиционной деятельности в восточных землях Германии в настоящее время наблюдается ее оживление. Во-первых, после задержки развития образовался известный отложенный спрос. После объявленного правительством повышения налога на добавленную стоимость часть отсроченных инвестиций может быть быстро реализована. Во-вторых, положение с доходами у

промышленных предприятий улучшилось благодаря хорошей

конъюнктурной ситуации (8, с. 32).

Список литературы

1. Лавровский Б. Л. Экономический рост и региональная асимметрия: (Эмпир. анализ) / Новосибирск.: Сибирское Научное Издательство, 2005. - 216 с.

2. Graf P. Ostdeutschland: Bundeskanzlerin Merkel will den Missbrauch von Forder-geldem tolerieren // Wirtschafts Woche. - Frankfurt a. M., 2006. - N 24. - S. 38.

3. Damkowski W., Harms D., Precht C. Clusterbildung als regionalwirtschaftliche Strategie // Verwaltung. - Berlin (West), 2006. - Bd. 39, H. 2. - S. 269-285.

4. Jackel P. Ostdeutsche Industrie peilt 2006 zweistelliges Investitionswachstum an // IFO-Schnelldienst. - München, 2006. - Jg. 59, N 11. - S. 28-30.

5. Langmantel E. Anlageinvestitionen: Weiterhin Ruckgang in Ostdeutschland // IFO-Schnelldienst. - München, 2006. - Jg. 59, N 10. - S. 28-30.

6. Losse B. Hohes Tempo // Wirtschafts Woche. - Frankfurt a. M., 2006. - N 27. -S. 24-27.

7. Russ H.G. IFO Konjunkturtest Mai 2006 in Kurze // IFO-Schnelldienst. - München, 2006. - Jg. 59, N 11. - S 31-32.

8. Weichselberger A. Westdeutsche Industrie: Wieder auflebende Investitionstatigkeit // IFO-Schnelldienst. - München, 2006. - Jg. 59, N 18. - S. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.