ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.В. Чесноков
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Томский государственный педагогический университет
Сложность и неоднозначность происходящих в нашем обществе и системе высшего образования на сегодняшний день перемен ставят педагога перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности, что обусловливает серьезные перемены в системе подготовки учителя-воспитателя [1-6].
Современный педагог поставлен перед необходимостью решения, помимо традиционных, таких актуальных и сложных психолого-педагогических задач, как аналитико-рефлексивные, конструктивнопрогностические, организационно-деятельностные, оценочно-информационные, коррекционно-регули-рующие. Главная суть их в анализе и рефлексии целостного педагогического процесса, причин возникающих затруднений и их преодоления, прогнозировании результатов и последствий принимаемых решений, коррекции протекания педагогического процесса, установлении необходимых коммуникативных связей, их регуляции и поддержке, в восхождении от отдельных педагогических функций к их системе, от типовых педагогических технологий к креативным, творческим, личностно ориентированным, преобразующим суперпозицию учителя и субординационную позицию ученика в личностноравноправные позиции. Технологии такого типа «способствуют “запуску” внутренних механизмов развития личности посредством использования в учебно-воспитательном процессе сюжетно-ролевых игр, психолого-педагогического тренинга, использования новых педагогических технологий» - форм воспитательной работы.
В основу современной системы освоения ценностей физической культуры необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры в последнее десятилетие.
Можно выделить несколько инновационных направлений, определяющих содержательную и педа-
гогическую сущность подготовки специалистов по физической культуре, в частности физкультурное воспитание, воспитание здорового образа жизни, олимпийское образование и т.д. [7-10].
В последнее время все больший интерес вызывают идеи конверсии высоких технологий спортивной тренировки в систему физкультурного образования.
Возможность и необходимость использования достижений науки в спорте неоднократно отмечалась специалистами физической культуры. При этом предлагалось только учитывать специфику задач физического воспитания и возрастные особенности занимающихся. Вопрос же о конверсии высоких технологий спортивной тренировки фактически не поднимался. Напротив, рекомендовалась особая по отношению к ним осторожность. Соответственно и методологические основы конверсии, ее принципы и механизмы не разрабатывались [2, 3, 5, 11, 12].
Все кардинально изменилось за последние годы. Слабая технологическая вооруженность и недостаточная эффективность практики физического воспитания наряду с резким снижением уровня здоровья и сокращением продолжительности жизни населения России, с одной стороны, демократизация общественной жизни, гуманитаризация образования, приоритет здоровья в программах социального развития физической культуры - с другой, стимулировали научный поиск, вызвали необходимость пересмотра прежних концепций физического воспитания и обусловили формирование инновационных концепций его социальной организации.
Физическое воспитание и спортивная тренировка отличаются друг от друга характером конечных целей, результатов и частично составом используемых средств и методов. В содержании физического воспитания обычно выделяют две стороны: обучение движениям и воспитание физических качеств; в содержании спортивной тренировки - четыре: физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку. В американской теории физичес-
кого воспитания и спорта выделяют четыре уровня развития, которыми мы управляем: органический, нейромышечный, интеллектуальный (интерпретив-ный) и эмоциональный. Содержание сторон и уровней в различных подходах к их выделению частично совпадает.
Реально управление процессом индивидуального развития должно осуществляться, а его содержание развертываться в пределах одной и той же матрицы формирования способностей и свойств субъект-
^ . . гп . ГП-
ооъекта воспитания и тренировки — чс„юьек& [о, с. о /,
9,13].
В основу концепции нашего исследования положена специфика физкультурных вузов. Процесс обучения физической культуре в своей основе имеет многообразие физических упражнений. Поэтому студент Института физической культу ры должен наряду с общепедагогическими знаниями и умениями владеть специальными качествами. Последние в значительной степени зависят от его двигательно-технического потенциала.
Одним из путей совершенствования профессиональной подготовки педагогов по физической культуре, повышения двигательно-технических качеств к общего уровня профессионального мастерства является включение в процесс обучения комплекса педагогических, психологических и физиологических методой [!4-!6].
Основная цель настоящего исследования - разработка новых форм и оптимального сочетания педагогических технологий профессиональной подготовки педагогов по физической культуре с использованием эффективных педагогических, психологических и физиологических методов воздействия.
Таким образом, в работе использовались три группы методов:
]. Педагогические: анализ и обобщение данных литературы, анализ планов и дневников студентов, беседы и интервью, анкетирование студентов и педагогов по физической культуре, педагогические наблюдения, контрольные упражнения, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент.
2. Психологичеекые: тсст Спилберга—Ханина, про-ективный 8-цветовой тест Люшера.
3. Физиологические’, пульсометрия и измерение артериального давления, динамометрия, степ-тест, электрокардиография, вариационная пульсометрия, электромиография конечностей, реовазография конечностей.
Использовались также методы математической статистики [17, 18] (данные обрабатывались на компьютере Репхшт по программе 81ат11са 5.6.0).
Исследование выполнялось на студентах Института физической культуры. Исследуемые были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную (по 30 мужчин 18-22 лет в каждой группе, спортивная специализация - гимнастика). Конт-
рольная группа (группа Б) занималась с использованием традиционных педагогических методов; обучение экспериментальной группы (группа А) осуществлялось с использованием дополнительно комплекса нетрадиционных психологических и физиологических методик.
Полученные результаты позволяют проследить результаты профессиональной (силовой) подготовки студентов от используемого комплекса методик. Так, з группе А прирост статической (рис. !) и дина-мичсскои (рис. 2) силы гораздо значительнее, ниже-ли в группе Б. Кроме того, как показал статистический анализ результатов, в группе А этот прирост статистически достоверен даже на двенадцатой неделе эксперимента, в то время как в группе Б достоверного прироста силовых качеств на протяжении всей 1 части эксперимента не обнаружено.
Тесты на статическую и динамическую силу показали достоверные различия между группами но исследуемому признаку, причем достигнутый прирост силы во всех случаях оказался выше в группе А.
кг 1 гр. А
1 гр. Б
Недели эксперимента
Рис. 1. Изменение уровня максимальной статической силы по группам
4
65 I ■ | 1 г '1—| ; '■ | » ■ |---[---г—’Т
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Недели эксперимента
Рис. 2. Изменение уровня максимальной динамической силы по группам
Более того, из полученных данных следует, что после применения комплекса нетрадиционных методов достигнутый уровень подвергаемых тренировочному воздействию силовых качеств сохраняется длительное время, а кривая, характеризующая динамику проявления силовых качеств, хотя и имеет тенденцию к снижению, отличается плавностью и поступательностью. Это говорит о незначительных темпах снижения уровня максимальной силы, развитой с помощью экспериментальной методики.
Ярко выраженного уменьшения уровня силовых качеств не наблюдалось и в контрольной группе. Однако в отличие от экспериментальной группы произошло это по той причине, что в группе Б и достоверного прироста силовых качеств на протяжении эксперимента не обнаружено.
Все изложенное позволяет предположить, что достигнутый прирост максимальной статической силы в результате использования комплекса экспериментальных методик сохраняется более длительное время, нежели в контрольной группе. Кроме того, потребовалось еще четыре недели после окончания эксперимента, прежде чем имеющиеся межгруппо-вые различия нивелировались и группы стали практически идентичны по изучаемому признаку - исчезло достоверное статистическое различие между группами (табл. 1).
К тому же в группе Б, испытуемые которой применяли традиционные методы тренировки и обучения, графики отличаются многочисленными спадами и подъемами, т.е. развитие силы происходило неравномерно, скачкообразно и, как показал дальнейший анализ результатов, хотя и имелся определенный прирост, он оказался статистически недостоверным (Р > 0.05). Это также свидетельствует в пользу применения комплекса нетрадиционных методов для развития максимальной силы студентов-гимнастов.
С целью углубленной проверки этих положений был проведен второй педагогический эксперимент. В нем оценивалась возможность повышения спортивного результата при использовании комплекса нетрадиционных методик в процессе развития максимальной силы студентов, так как повысившийся уровень силовых способностей должен был положительным образом отразиться и на спортивных результатах испытуемых.
Сравнение групп по уровню результатов, показанных на первых контрольных соревнованиях, свидетельствует, что группы не отличаются достоверно относительно исследуемого признака (табл. 2, Р > 0.05).
Вторые (итоговые) соревнования по гимнастике проводились на восьмой неделе эксперимента. Их результаты позволили сравнить данные (сумму баллов испытуемых), касающиеся первого и второго соревнований, и определить достоверность улучшения
спортивного результата в двух группах. Несмотря на то, что в контрольной группе наблюдалось незначительное увеличение суммы полученных баллов испытуемых, оно оказалось недостоверным (Р > 0.05) -применение традиционных методов развития максимальной силы не оказало заметного влияния на спортивный результат.
При сравнительной оценке исходных и конечных (итоговых) результатов соревнований, показанных испытуемыми экспериментальной группы, было установлено, что у испытуемых, использующих для развития максимальной силы комплекс нетрадиционных методик, в отличие от гимнастов, практикующих традиционные методы развития силовых способностей, произошло в ходе проведения педагогического эксперимента достоверное улучшение спортивного результата (Р < 0.05).
Данная закономерность просматривается из результатов (табл. 2) при сравнении суммы баллов, набранных испытуемыми обеих групп, по итогам двух контрольных соревнований, а также достоверности найденного отличия (А - экспериментальная группа, Б - контрольная).
Полученные в работе результаты позволяют обосновать новые формы и их оптимальное сочетание в профессиональной подготовке педагогов по физической культуре, основанные на оптимальном сочетании педагогических, психологических и физиологических методов воздействия. Комплексный подход к формированию профессиональных качеств включает сочетание педагогических (метод максимальных усилий, метод «повторного максимума», метод взрывных усилий, изометрический (статический), изотонический и изокинетический методы развития
Таблица 1
Разница в уровне силовой подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп после окончания непосредственных тренировочных воздействий
Режим работы Разница Хг - X,, кг Р
Статический 7 <0.05
Динамический 5.5 <0.05
Таблица 2
Результаты соревновательной деятельности студентов экспериментальной (А)
и контрольной (Б) групп
Группа Сумма баллов Р
на I соревновании (М[ ± т) на II соревновании (М2±т)
А 50.0 ± 0.4 52.7 ±0.5 <0.05
Б 50.3 ±0.6 50.8 ± 0.6 >0.05
двигательных способностей, метод переменных сопротивлений, статико-динамический метод); психологических (аутогенная тренировка, аудиовизуальная стимуляция); физиологических (биомеханическая стимуляция, электростимуляция в различных режи-
мах, тренировка с биологической обратной связью) способов воздействия, а также предполагает построение комплексов с учетом индивидуального уровня здоровья, спортивной специализации и спортивной подготовки студентов.
Литература
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., 1978.
2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М., 1987.
3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М., 1986.
4. Решетень И.Н., Кобер ИХ Основы педагогического мастерства учителя физической культуры. Алма-Ата, 1990.
5. Черник Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры: Кн. для учителя. М., 1991.
6. Nisbel J., Shucksmith J. Learning strategies. London; Boston; Henley, 1986.
7. Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.
8. Быков Ю. Теоретические и методические аспекты формирования профессионала-педагога в период обучения в физкультурном вузе // Теория и практика физической культуры. 1996. № 12.
9. Струнин Й.А. Профессиональная двигательная подготовка будущих учителей физической культуры: Дис.... канд. пед. наук. М., 1994.
10. Бальсевич В.К., Запаражанов В.А. Физическая активность человека. Киев, 1987.
11. Земсков Е.А. Технология освоения профессиональной деятельности тренера-преподавателя по гимнастике в аспекте многоуровневой структуры высшего образования в России // Теория и практика физической культуры. 1997. № 11.
12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М., 1988.
13. Чичикин В .Т. Проблемы содержания физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 1994. Ns 12.
14. Андрианова Г.Г., Коц Я.М., Мартынов В.А. и др. Применение электростимуляции для тренировки мышечной силы // Новости медицинского приборостроения. 1971. Вып. 3.
15. Белов Е.С. Электростимуляционная тренировка мышечного аппарата гимнастов высших разрядов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974.
16. Назаров В.Т. Развитие силовых качеств спортсменов методом биомеханической стимуляции // Теория и практика физической культуры. 1987. № 12.
17. Зациорский В.М. Спортивная метрология. М., 1982.
18. Malina R.M. Anthropometric correlates of strength and motor performance // Exercise and Sport Sciences Reviews. 1975. V. 3.