УДК 796.01:61;796.01:57
П. В. Столяров
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (НА МАТЕРИАЛЕ КУРСА СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ)
Томский государственный педагогический университет
Проблема совершенствования процесса профессионального становления педагога весьма актуальна. Различным ее аспектам посвящены многочисленные исследования у нас в стране и за рубежом (Н.Н. Волков, 1988; Ф.Н. Гоноболин, 1975; Л.К. Гребенкина, 2001; И.А. Зязюн, 1989; Н.В. Кузьмина, 1967; М.М. Левина, 2001; Е.И. Рогов, 1998; В.А. Сла-стенин, 2000; М.И. Станкин, 1998 и др.).
В настоящее время заметно возрос интерес к изучению проблемы совершенствования процесса подготовки педагогов физической культуры и спорта в системе высшего профессионального педагогического образования (М.Я. Виленский, 1990; Ю.Д. Железняк, 1994, 1996, 2002; Л.И. Лубышева, 2000, 2002; Р.А. Пилоян, 1996; И.Д. Свищев, 1999; А.В. Чесноков, 2001; Ж.К. Холодов, 1991, 2000; А.Н. Вакурин, 2003 и др.). Это обусловлено закономерностями общественного развития.
Сегодня изменилась цель физического воспитания, разработаны новые программы по физической культуре для учащихся основной школы, введены государственные стандарты высшего педагогического образования, новые учебные планы и программы, введена дополнительная специализация 033106 «Спортивная подготовка» с квалификацией «тренер по виду спорта». Все эти перемены и нововведения вступают в противоречие с существующей системой подготовки специалистов по физической культуре и спорту и обусловливают необходимость поиска путей совершенствования вузовской подготовки будущих педагогов-тренеров, соответствующей квалификации по видам спорта, в частности по футболу.
По мнению отдельных исследователей (С.Н. Беляев, 1996; С.П. Евсеев, 1996; А.И. Кравчук, Ю.Д. Офицеров, 1997; Р.А. Пилоян, 1996; И.Д. Свищев,1996;
А.В. Чесноков, 2001, А.Н. Вакурин, 2003 и др.), большие возможности по осуществлению оптимального учебно-тренировочного процесса, отвечающего сов-
ременным требованиям, кроются в совершенствовании курса спортивного совершенствования.
Появление в рамках обучения в вузе дополнительной специализации «Спортивная подготовка» (квалификация «тренер по виду спорта») требует формирования программы принципиально нового образца, максимально учитывающей потребности и специфические особенности деятельности педа-гога-тренера по виду спорта.
В науке созданы определенные предпосылки для решения проблемы совершенствования подготовки специалиста физической культуры и спорта. Особое место среди проанализированных работ занимают исследования, посвященные разработке моделей профессиональной готовности педагога как важного фактора повышения эффективности управления учебно-тренировочным процессом (В.С. Топчиян,
Н.Н. Волков, 1988; В.А. Венников, 1964; В.А. Штофф, 1963; С.В. Жданов, 1989; И.Т. Лысаковский, 1995;
В.О. Загревский, 1999 и др.).
Несмотря на это, на наш взгляд, до настоящего времени в практике подготовки специалистов по физической культуре и спорту не нашли своего должного отражения модельные характеристики профессионально-педагогической подготовленности студентов, представленные в виде конкретных цифровых значений, отсутствуют нормативные требования для определения соответствия реальных показателей тестируемых качеств студента модельному уровню профессиональной подготовленности. По нашему мнению, все это не позволяет достаточно адекватно управлять учебно-тренировочным процессом посредством контроля за формированием педагогических умений и навыков, определяющих в значительной степени профессиональную подготовленность в целом.
Сформулированная с учетом создавшихся противоречий проблема исследования состоит в объективной необходимости выявления, обоснования
и опытной проверки организационно-педагогических условий совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов физкультурных вузов, будущих педагогов-тренеров в условиях прохождения курса СС.
Анализ научно-методической литературы и существующей практики позволил сделать вывод о недостаточной проработанности данной проблемы. Это и определило актуальность темы нашего исследования.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и апробации выявленных организационно-педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки педагогов-тре-неров по футболу с использованием модельных характеристик.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
1. Определить исходный уровень профессионально-педагогической подготовленности студентов, участвующих в педагогическом эксперименте, сопоставить полученные данные с модельными и выявить «отстающие» стороны подготовки.
2. Поднять «отстающие» в развитии профессионально-педагогические умения и навыки до модельного уровня, полноценно используя учебный материал разработанной программы.
3. Проверить на практике эффективность новой программы и разработанных модельных характеристик профессионально-педагогической подготовленности, являющихся ориентирами, которых должен достичь студент, в условиях учебно-тренировочного процесса курса СС по футболу.
Исследование проводилось на базе факультета физической культуры Томского государственного педагогического университета со студентами специализации «Спортивная подготовка» по футболу.
Первый этап (2005-2006 гг.) - теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; формирование гипотезы и научного аппарата исследования; определение методологии и теоретических положений, на основании которых были определены пути решения исследуемой проблемы.
Второй этап (2006-2007 гг.) - был проведен формирующий педагогический эксперимент, предполагающий выявление особенностей в профессионально-педагогической подготовленности студен-тов-футболистов 1-5 курсов (профессиональных умений, двигательной подготовленности); разработку нормативных требований в виде модельных характеристик различных сторон профессионально-педагогической подготовленности студентов-футболистов; разработку и апробацию экспериментальной программы курса СС для специализации «Спортивная подготовка» по футболу.
В настоящее время ведутся коррекция экспериментальной программы, ее методическое обеспечение; обоснование эффективности применения модельных характеристик в управлении процессом формирования педагогических умений и навыков студентов в условиях реализации программы курса СС по футболу.
В исследовании приняли участие 44 студента 1-5 курсов (юноши в возрасте 17-21 года), специализирующихся в футболе, по 22 в каждой группе.
Группы формировались следующим образом. По итоговой оценке проводилось ранжирование испытуемых. Данный показатель являлся суммой отдельных оценок по каждому показателю. Далее контрольную группу составили испытуемые с четными номерами, экспериментальную - с нечетными номерами. Это позволило составить две равные по рассматриваемому показателю группы.
Достоверность различий между двумя выборочными средними арифметическими значениями для двух несвязанных выборок определялись при помощи параметрического критерия Стьюдента.
При оценке достоверности полученных результатов в качестве основного был принят 5 % уровень значимости (вероятность 0.95 %), что достаточно для педагогических исследований.
Проведенное сравнение результатов двух групп не обнаружило достоверных различий между ними (Р>0.05).
Для каждого испытуемого была заведена личная карта, в которую были занесены результаты диагностики его профессионально-педагогической подготовленности по комплексу показателей.
Экспериментальная группа занималась по экспериментальной программе с учетом данных из личной карты. Коррекция процесса обучения проходила на основании сравнения оценок из личной карты с модельными данными соответствующего года обучения и предусматривала усиленное воздействие на отстающие стороны профессионально-педагогической подготовленности студента с целью устранения «пробелов» в подготовке.
Это осуществлялось следующими способами: индивидуальные задания, подбор и подготовка студентами проблемных выступлений и докладов, проведение исследований. Задания подбирались таким образом, чтобы способствовать раскрытию потенциальных возможностей личности, сохраняя индивидуальность. Реализация этого требования предполагала включение разнообразных аспектов тем заданий, соответствующих индивидуальным потребностям студента, что было учтено при подборе содержания заданий. Данные задания концентрировали внимание студентов на слабых местах их профессионального развития, помогая тем самым в ликвидации индивидуальных «пробелов».
П.В. Столяров. Совершенствование подготовки специалиста физической культуры.
Решение данных задач предусматривает полноценное применение индивидуальных занятий с преподавателем, предусмотренных программой.
Занятия проводились в течение 2006/2007 учебного года, после чего участники эксперимента подверглись повторной диагностике, результаты которой приведены в табл. 2.
Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп, полученных после проведения эксперимента, между собой показало достоверную разницу (Р < 0.05). Это свидетельствует, что занятия в экспериментальной группе с использованием разработанных модельных характеристик обеспечивают достоверно больший прирост в показателях профессионально-педагогической подготовленности студентов в сравнении с используемыми методиками управления и организации учебно-тренировочного процесса курса СС.
Результаты эксперимента, анализ литературных источников, изучение практического опыта позволяют сделать следующие выводы:
1. Традиционно используемая система профессионально-педагогической подготовки студента - будущего педагога-тренера в рамках прохождения курса СС по футболу не в полной мере решает поставленные задачи перед высшей педагогической школой.
2. В экспериментальных исследованиях проверена и подтверждена эффективность применения модельных характеристик в процессе формирования педагогических умений и навыков будущих педагогов-тренеров, что подтверждается достоверными различиями результатов прироста показателей экспериментальной группы (Р < 0.05).
3. Анализ отдельных результатов повторной диагностики контрольной и экспериментальной групп также доказывает эффективность применения разработанных модельных характеристик в управлении практической подготовкой студентов физкультурных вузов. Наибольший достоверный прирост (Р < 0.05) наблюдается в следующих показателях, характеризующих проявление:
- организаторских умений: умение организовать показ упражнения (в контрольной - 4.2 %, в экспериментальной - 11.76 %); умение организовывать соревнования разного масштаба (в контрольной - 3.03 %, в экспериментальной - 10.45 %); правильное распределение времени занятия (в контрольной - 2.86 %, в экспериментальной - 8.57 %); умелое использование учета, контроля (в контрольной - 4.29 %, в экспериментальной - 8.45 %);
- гностических умений: знание последних достижений современной спортивной науки (в контрольной - 5.88 %, в экспериментальной - 10.00 %); умение анализировать, визуально обнаруживать ошибки в технике упражнения (в контрольной -4.41 %, в экспериментальной - 8.82 %);
- коммуникативных умений: умение правильно объяснить двигательное действие, предполагающее владение специальной терминологией (в контрольной - 4.41 %, в экспериментальной -10.29 %); умение заинтересовывать, влиять на учеников (в контрольной - 4.38 %, в экспериментальной - 7.46 %);
- двигательной подготовленности: умение судить матчи (5х5, 8х8, 11х11) (в контрольной - 4.55 %, в экспериментальной - 11.94 %).
Таблица 1
Результаты комплексной диагностики профессионально-педагогической подготовленности студентов
№ п/п Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа
Х ст т Х ст т
1 Владение техникой 6.7 1.31 0.28 6.6 1.17 0.25
2 Владение приемами страховки, самостраховки 6.9 1.33 0.28 6.7 0.98 0.21
3 Умение судить матчи (5х5, 8х8, 11х11) 6.6 1.19 0.25 6.7 1.23 0.26
4 Владение высокой культурой речи и поведения 8.1 0.74 0.16 8.0 0.73 0.16
5 Умелое объяснение двигательного действия 6.8 0.9 0.19 6.8 1.05 0.22
6 Использование индивидуального подхода к каждому 6.3 0.59 0.13 6.3 0.58 0.13
7 Умение заинтересовывать, влиять на учеников 6.9 1.00 0.21 6.7 0.89 0.19
8 Правильное распределение времени занятия 7.0 1.01 0.21 7.0 1.21 0.26
9 Умение организовывать соревнования 6.6 1.18 0.25 6.7 1.27 0.27
10 Умение использовать различные традиционные методы обучения 6.8 1.11 0.24 6.9 1.18 0.25
11 Умение варьировать методы обучения 5.5 1.27 0.27 5.7 1.31 0.28
12 Умение правильно организовать показ упражнения 7.2 0.82 0.17 6.8 0.89 0.19
13 Умелое использование учета, контроля 7.0 1.08 0.23 7.1 1.22 0.26
14 Умение анализировать, визуально обнаружить ошибки в технике 6.8 1.08 0.23 6.8 1.01 0.21
15 Проявление творческого склада мышления 6.7 0.81 0.17 6.9 0.72 0.15
16 Стремление самостоятельно приобретать новые знания 7.3 0.73 0.15 7.4 0.8 0.17
17 Знание последних достижений современной спортивной науки 6.8 0.91 0.19 7.0 1.05 0.22
18 Умение формулировать общие и конкретные задачи 6.5 1.07 0.23 6.6 1.22 0.26
19 Планирование учебно-воспитательной работы 6.4 1.63 0.25 6.5 1.2 0.26
20 Соответствие воспитательных мероприятий с задачами занятия 7.1 1.00 0.21 7.5 1.1 0.23
Исходя из этого, можно отметить, что для достижения высоких результатов в практической педагогической деятельности, требующей от студента совокупного проявления различных педагогических умений, необходимо иметь модельный уровень в показателях профессионально-педагоги-
ческой подготовленности. Развитие совокупности педагогических умений в равной степени, достижение модельного уровня в предложенных показателях обеспечивают более эффективное управление профессионально-педагогической подготовкой студентов.
Таблица 2
Результаты повторной комплексной диагностики профессионально-педагогической подготовленности студентов-футболистов
№ п/п Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа
Х ст m Х ст m
1 Владение техникой 7.3 1.18 0.25 7.2 1.23 0.26
2 Владение приемами страховки, самостраховки 7.4 1.23 0.26 7.4 1.07 0.23
3 Умение судить матчи (5х5, 8х8, 11х11) 6.9 1.15 0.24 7.5 1.17 0.25
4 Владение высокой культурой речи и поведения 8.4 0.74 0.16 8.8 0.68 0.14
5 Умелое объяснение двигательного действия 7.1 1.01 0.22 7.5 1.03 0.22
6 Использование индивидуального подхода к каждому 6.5 0.65 0.14 6.5 0.61 0.13
7 Умение заинтересовывать, влиять на учеников 7.2 1.05 0.22 7.2 0.93 0.2
8 Правильное распределение времени занятия 7.2 0.97 0.21 7.6 1.11 0.24
9 Умение организовывать соревнования 6.8 1.15 0.24 7.4 1.17 0.25
10 Умение использовать различные традиционные методы обучения 7.1 1.1 0.23 7.3 1.18 0.25
11 Умение варьировать методы обучения 5.8 1.17 0.25 6.1 1.19 0.25
12 Умение правильно организовать показ упражнения 7.5 0.91 0.19 7.6 0.8 0.17
13 Умелое использование учета, контроля 7.3 1.07 0.23 7.7 0.92 0.2
14 Умение анализировать, визуально обнаружить ошибки в технике 7.1 1.04 0.22 7.4 1.17 0.25
15 Проявление творческого склада мышления 7.0 0.9 0.19 7.3 0.88 0.19
16 Стремление самостоятельно приобретать новые знания 7.6 0.8 0.17 7.7 0.9 0.19
17 Знание последних достижений современной спортивной науки 7.2 1.11 0.24 7.7 1.17 0.25
18 Умение формулировать общие и конкретные задачи 6.7 1.03 0.22 7.0 1.21 0.26
19 Планирование учебно-воспитательной работы 6.7 1.44 0.31 6.8 1.31 0.28
20 Соответствие воспитательных мероприятий с задачами занятия 7.4 1.1 0.23 7.8 1.17 0.25
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
5 курс
Общая диаграмма по всем показателям с 1-го по 5-й курсы
Поступила в редакцию 24.09.2008
Литература
1. Беляев С.Н. Повышение качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе курса педагогического физкультурно-спортивного совершенствования. М., 1996.
2. Чесноков А.В. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре // Теория и практика физической культуры. № 10. 2001.
3. Виленский М.Я. Формирование личности учителя физической культуры в процессе его профессиональной подготовки. М., 1990.
4. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.
Г.Н. Попов, О. А. Рогунова. Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбережения..
5. Железняк Ю.Д. Профессиональная подготовка студентов факультета физической культуры // Совершенствование подготовки учителей физической культуры в педагогических вузах страны. Материалы Всесоюзной конференции. Пенза, 1988.
6. Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н. и др. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.
7. Быков Ю. Теоретические и методические аспекты формирования профессионала-педагога в период обучения в физкультурном вузе // Теория и практика физической культуры. 1996. № 12.
8. Виленский М.Я., Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебн. пос. М., 1993.
9. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя физической культуры. (Содержание, структура, технология педагогического управления): Методические указания. М., 1987.
10. Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры. М., 1980.