лины, рассматриваемой тоже как информационно-гуманитарная система.
2) Овладение технологией декомпозиции содержательно-образовательных, мировоззренческих и профессионально-педагогических целей занятия в вузе, обеспечивающих конструирование информационного поля выбора целей субъектного саморазвития обучающихся.
3) Овладение технологией структурного (целевого) взаимодействия гуманитарных систем обучения с необходимостью выполнения педагогического условия по переводу этих систем в новое качественное состояние: преподавания - в учение, воспитания - в самовоспитание, управления - в самоуправление и т.д.
4) Развитие педагогической рефлексии как механизма самоанализа осуществленной деятельности по моделированию образовательных систем и как одного из условий экстраполяции вузовской системы обучения в образовательную систему школы на основе системообразующих характеристик: состав, структура, функционирование.
Итак, в статье мы рассмотрели проблемы развития субъектной позиции и профессиональной подготовки будущих учителей в вузе на основе системного подхода к управлению образованием. Материалом для предложенного анализа послужила экспериментальная научно-исследовательская работа, выводы которой положены в основу статьи.
Г.Н. Попов
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ
Томский государственный педагогический университет
Введение
Разработка педагогических и организационно-методических основ адаптивного физического воспитания детей-инвалидов - актуальная научная и социально значимая проблема [1-4]. Особенности двигательной активности инвалидов вызвали к жизни особое научно-педагогическое направление, выступающее в международной практике под общим названием «Адаптивная физическая активность» (АФА) [5.8]. За последнее десятилетие в общественном со-
знании отмечается процесс постепенного изменения отношения к проблеме инвалидности. Происходит смещение акцента с подчеркивания ограниченности возможностей инвалидов к осознанию необходимости использования и увеличения имеющегося значительного потенциала для максимального проявления индивидуальных возможностей этих людей [2, 4, 5]. В связи с этим в 80-90-е гг. было разработано и применено на практике огромное число реабилитационных моделей [3, 9-12].
Физическая культура - это специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях. Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека
и уровень его общей и специальной физической подготовки [10].
В соответствии с новыми целями и подходами происходит процесс формирования новой дисциплины и профессии. Концепция АФА восходит к аспектам теории и практики адаптации физических упражнений к специфическим нуждам тех, кого пока еще квалифицируют как инвалидов. В настоящее время АФА - это термин, объединяющий все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам и способствуют расширению возможностей индивидов с различными ограничениями функций, не только инвалидов, но и всех тех, кто нуждается в педагогической, терапевтической, технической и другой (адаптирующей) поддержке [6-8].
Основная цель настоящего исследования - разработка методов формирования профессиональных качеств и навыков у педагогов физической культуры для осуществления физического воспитания детей с нарушениями здоровья и физическими недостатками.
Методы и организация исследования
Исследование проводилось на базе санаторно-лесных школ-интернатов различного профиля. Был выполнен педагогический эксперимент, в котором участвовали школьники пятых классов. Учащиеся основных классов занимались по экспериментальной программе, составленной нами, дети контрольных классов занимались по программе подготовительной группы.
Методика адаптивного физического воспитания учащихся санаторно-лесных школ-интернатов строилась нами, основываясь на данных литературы и
результатах собственных исследований о влиянии отдельных физических упражнений.
В основу методики занятий были положены следующие положения:
1. Занятия в максимально возможном количестве проводятся на свежем воздухе.
2. В бесснежный период основной формой физического воспитания является комбинированный урок на воздухе, включающий элементы гимнастики, легкой атлетики и игр; в снежный период - урок лыжной подготовки или на коньках (катание, элементы фигурного катания, хоккея).
3. Занятия проводятся с учетом строго выполнения дидактических принципов (постепенности, последовательности и др.). Интенсивность, объем, сложность упражнений возрастают постепенно с учетом подготовленности занимающихся. Рекомендуются дифференцированные нагрузки с учетом индивидуальной подготовленности.
4. В основу структуры урока кладется принцип контрастности. Он состоит в том, что часто меняются средства физического воспитания (бег, гимнастика, игры и др.). Кроме того, внутри отдельных средств чередуются упражнения, разные по воздействию на организм. Для этой цели менялись интенсивность, темп, включались упражнения на внимание, расслабление и др.
5. Учащиеся не распределялись на группы по тяжести заболевания или по функциональному состоянию нервной системы (преобладание возбудимых или тормозных процессов), так как принцип контрастности, положенный в основу структуры занятий, способствовал нормализации состояния нервной системы как в первом, так и во втором случае.
6. Занятия проводятся с умеренной интенсивностью, большой моторной плотностью. При игровых средствах физического воспитания периодически на короткий срок включаются нагрузки значительной интенсивности (в субпороговых дозах) для повышения порога чувствительности к интенсивным нагрузкам и физической подготовленности школьников.
В учебном году занятия физической культурой делятся на два периода: подготовительный и основной. Подготовительный период (1.5-2 месяца) характеризуется тем, что основное внимание уделяется укреплению опорно-двигательного аппарата, постепенной подготовке всех функций организма к овладению основными умениями и навыками в основном периоде, выявлению индивидуальных особенностей каждого школьника.
В основном периоде (6-6.5 месяца) происходит освоение основных умений и навыков, возрастает объем и интенсивность тренировочных нагрузок, развиваются физические качества (сила, выносливость, скорость, ловкость), совер шенствуется адаптация организма к физическим нагрузкам, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы.
В санаторно-лесной школе рекомендуются следующие формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, урок, физкультминутки, физкультпаузы, прогулки, экскурсии, игры, массовые физкультурные праздники. Моторная плотность уроков составляет от 65 до 90 %.
Ключевые позиции системы адаптивной физической активности для детей с различными заболеваниями, имеющих ограничения к занятиям физической культуры, связаны с учетом индивидуальных особенностей уровня здоровья, психоэмоционального статуса, характера заболевания. Реализация этих положений основана на допущении, что все люди независимо от состояния физического и психического здоровья могут получить большую пользу от физической активности, если преподаватели и тренеры знают, как адаптировать тот или иной вид двигательной деятельности к нуждам конкретного человека.
У учащихся санаторно-лесных школ различного профиля наряду с нарушениями, специфичными для характера заболеваний, отмечается снижение уровня физической подготовленности, показателей вегетативной устойчивости и регуляции, адаптивных возможностей организма. Циклические упражнения умеренной интенсивности (аэробная зона) у данного контингента детей способствуют повышению умственной работоспособности и нормализации вегетативной регуляции, а упражнения, развивающие силу и скоростные качества, выполняемые по программе основной или подготовительной медицинской группы, оказывают благоприятное воздействие на функциональные показатели.
Изучение влияния физической культуры на динамику функционального состояния проводилось в начале, середине и конце учебного года. Показатели физического развития и физической подготовленности также оценивались при поступлении детей в пятый класс и в конце учебного года. Данные обрабатывались на компьютере Репйит по программе 81айзШса 6.0.
Результаты и обсуждение
Сравнивая физическое развитие учащихся санаторно-лесных школ и здоровых школьников, мы отметили тенденцию к незначительному снижению показателей физического развития учеников санаторнолесных школ.
Физическая подготовленность учеников санаторно-лесных школ имеет некоторые отличия от подготовленности учащихся общеобразовательных школ. По большинству показателей физическая подготовленность у учащихся санаторно-лесных школ ниже, чем у их здоровых сверстников. Существенной разницы в показателях физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп не наблюдалось.
Таблица 1
Диапазон сдвига показателей физической подготовленности за год в экспериментальных классах санаторно-лесных школ (12 лет), %
Контингент Прыжок в длину с места Бросок набивного мяча Бег 60 м Бег-ходьба за 5 мин PWC.50 Сила сжатия кисти
Мальчики 21.7 14.3 57.7 і 5.4 1.0 10.7 73.6 8.0 53.1 15.2 3.9 18.8
Девочки 24.7 17.4 59.0 16.7 1.0 10.5 108.5 13.1 47.2 14.6 1.7 10.4
Таблица 2
Диапазон сдвига показателей физической подготовленности за год у учащихся контрольных классов санаторно-лесных школ (12 лет), %
Контингент Прыжок в длину с места Бросок набивного мяча Бег 60 м Бег-ходьба за 5 мин PWC.J0 Сила сжатия кисти
Мальчики 10.2 44.8 0.2 31 23.4 3.4
6.9 U.S. 2.0 3.4 9.2 16.5
Девочки 13.3 49.7 0.2 48.4 25.2 1.5
9.3 14.2 2.0 5.8 8.8 9.0
Таблица 3
Диапазон сдвига показателей физической подготовленности за год у здоровых школьников, %
Контингент Прыжок в длину с места Бросок набивного мяча Бег-60 м Бег-ходьба за 5 мин PWC» Сила сжатия кисти
Мальчики 15.7 43.3 0.3 3.0 20.4 20.7 2.5
10.3 11.0 2,1 7.1 11.5
Девочки 16.4 41.3 11.1 0.3 32.1 ^ 22.1 1.1 '
11.0 3.0 3.6 6.9 6.4
Под влиянием года занятий физической культурой и естественного роста наблюдалась определенная динамика показателей физической подготовленности в контрольных и экспериментальных классах
(табл. 1-3).
Из таблиц видно, что сдвиг показателей физической подготовленности школьников 12 лет контрольных и экспериментальных классов различен. Изменения всех показателей (кроме силы кисти) были более выражены в экспериментальной группе. Так, разница прироста в прыжках в длину у мальчиков была равна 11.9 см (Р<0.02), а у девочек 11.4 см (Р< 0.05).
Различия в динамике результатов в броске набивного мяча составила у мальчиков 12.9 см (Р<0.05), а у девочек 17.7 см (Р<0.05). В беге на 60 м прирост скорости у мальчиков экспериментального класса оказался на 0.8 с выше, чем у мальчиков контрольного, а у девочек на I с (Р<0.05) в обоих случаях. В выполнении теста бег-ходьба за 5 мин различия в динамике результатов составили у мальчиков 42.6 м (Р<0.001). Физическая работоспособность по тесту Р\УС150 у мальчиков экспериментального класса составила к концу года выше на 29.7 кГм (Р<0.01), у девочек на 22 кГм (Р<0.01), чем в контрольном. Раз-
ница в прибавке за год силы сжатия кисти равнялась у мальчиков 0.5 кг в пользу экспериментального класса (Р0.05), а у девочек была равна 0.2 кг
(Р<0.05).
Сравнивая результаты итогового тестирования (после завершения педагогического эксперимента) учащихся санаторно-лесных школ и здоровых детей, мы отмечаем некоторые отличия в физической подготовленности. В контрольном классе все показатели, по которым мы определяем физическую подготовленность, оказались ниже, чем у здоровых школьников. В прыжках в длину мальчики контрольных классов отставали на 10.6 см (Р<0.01), а девочки на 9.8 см (Р<0.05). В броске набивного мяча здоровые мальчики опережали своих сверстников на 11.6 см (Р<0.05), девочки на 12.6 см (Р<0.01). В беге на 60 м мальчики контрольных классов уступили здоровым ученикам 0.3 с (Р<0.05), девочки 0.5 с (Р<0.05). Выполняя тест бег-ходьба, мальчики за 5 мин отстали от учащихся общеобразовательной школы на 33.2 м (Р<0.01), девочки на 40.1 м (Р<0.01). Физическая работоспособность мальчиков ниже на 26.7 кГм, у девочек на 13.4 кГм (Р<0.02 в обоих случаях). Сила кисти у мальчиков контрольных классов была меньше,
чем у здоровых школьников на 0.2 кг (Р< 0.05), у девочек также на 0.2 (Р<0.05).
Несмотря одинаковый исходный уровень показателей физической активности контрольной и экспериментальной групп, после года занятий физической культурой он существенно различался. При сравнении физической подготовленности здоровых школьников с экспериментальной группой последние по многим показателям их опережали.
Так, в прыжках с места здоровые мальчики уступили учащимся санаторно-лесных школ на 0.4 см (Р<0.05), девочек на 0.6 (Р<0.05). В броске набивного мяча здоровые школьники оказались сильнее. Мальчики бросили мяч на 2.2 см дальше (Р<0.05), девочки на 0.8 см ( Р<0.05).
В беге на 60 м мальчики санаторно-лесных школ опять опередили здоровых школьников на 0.5 с (Р<0.05), девочки -- на 0.5 с (Р<0.05). Тест бег-ходьба показал, что мальчики санаторно-лесных школ за 5 мин преодолели расстояние на 12 м дальше (Р<0.05), чем их здоровые сверстники, а девочки на 7.4 м (Р<0.05). В физической работоспособности по тесту Р\¥СШ учащиеся санаторно-лесных школ отстали незначительно. Эта разница у мальчиков составила 10.3 кГм, а у девочек 7.9 кГм (Р<0.05 в обоих случаях). В силе сжатия кисти первенствовали мальчики санаторно-лесных школ. Они оказались сильнее на
0.4 кг (Р<0.05), а девочки, наоборот, уступили 0.2 кг (Р<0.05).
Представленные данные, таким образом, свидетельствуют о том, что разработанные нами комплексные педагогические технологии физического воспитания учащихся санаторно-лесных школ способствуют более эффективному развитию физической подготовленности по сравнению с общепринятой методикой подготовительной группы.
Переход высшей школы на многоуровневую систему подготовки специалистов требует изменения учебных планов, структуры дисциплин, их содержания и определения критериев качества профессиональной подготовки с учетом современных требований. На факультете физической культуры Томского государственного педагогического университета разрабатывается программа обучения трехуровневой системы подготовки специалистов физической культуры. Она проводится по следующим специальностям:
- учитель физической культуры общеобразовательной школы;
- тренер по виду спорта;
- учитель по безопасности жизнедеятельности;
- специалист по оздоровительной физической культуре.
На 1-м этапе обучения выделяются следующие направления профессионального обучения: педагогическое, психо-физиологическое обоснование значимости оздоровительной направленности физической культуры.
На 2-м этапе обучения - содержание, методика
проведения школьного урока физической культуры восстановительно-профилактической направленности; содержание, методика проведения занятий с людьми молодого, зрелого, пожилого возраста восстановительной профилактической направленности, решающих задачи повышения профессиональной работоспособности и устойчивости организма к отрицательным факторам производственного труда.
На 3-м этапе обучения - методика занятий физической культурой для детей с нарушениями здоровья и физическими недостатками, в частности методика планирования режимов нагрузки и отдыха при занятиях физическими упражнениями и спортом, рационального литания, применения фармакологических средств, различных видов массажа, дыхательной гимнастики, системы регулирования психоэмоционального состояния,
Основными критериями качества профессиональной подготовки студентов являются:
1-й этап - уровень освоения научно-методических положений, обосновывающих концепцию оздоровительной физической культуры;
2-й этап - освоение необходимого объема физических упражнений целевого оздоровительного направления, научно-методических знаний; формирование умений и навыков в области функционального восстановления и профилактики здоровья детей;
3-й этап - сформированность знаний, умений, на-
выков диагностики функционального состояния, умственной и физической работоспособности для целевого подбора средств, методов, оптимального дозирования нагрузки, в целом построения оздоровительных занятий; научно-методических основ знаний, умений и навыков традиционной ЛФК и спортивной медицины; научно-методических основ знаний, умений и навыков применения нетрадиционных видов физических упражнений отечественных и зарубежных оздоровительных систем, видов спортивного И Профи..
лактического массажа, дыхательной гимнастики, методик психогенного регулирования состояния ЦНС.
Важной составной частью профессиональной подготовки специалиста физической культуры является формирование знаний и умений по занятиям физической культурой для детей с нарушениями здоровья и физическими недостатками. Для решения этой учебной задачи на факультете физической культуры для студентов 4-го курса введен соответствующий спецкурс. На лекционные занятия отводится 8-1.0 ч, на практические - 22-24 ч. Лекционный курс посвящен формированию у студентов научно-методических основ занятий физической культурой с детьми, имеющими нарушения здоровья и физические недостатки.
На практических занятиях формируются знания и умения по овладению конкретными методиками проведения занятий с детьми с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Особое внимание уделяем освоению приемов и методики до-
ступного и высокоэффективного средства - восстановительного массажа.
Анализ опыта работы, ее результатов позволил обосновать, на наш взгляд, достаточно рациональную учебную программу, позволяющую студентам получить широкий круг знаний по данному направлению.
Основы физической реабилитации
1. Понятие реабилитации и ее социальное значение, основные принципы и цели.
2. Содержание, виды реабилитации.
3. Основные положения и средства реабилитации.
4. Физическая реабилитация как составная часть медицинской, трудовой и социальной реабилитации.
5. Средства физической культуры и спорта в системе реабилитации,
6. Физическая реабилитация в структуре санаторно-курортных учреждений.
7. Социальные институты реабилитации, организация и устройство реабилитационных центров. Международная система организации реабилитации.
8. Основы деонтологии и этики.
Физическая реабилитация при заболеваниях
и повреждениях различных систем, организма
1. Содержание понятия физической реабилитации. История вопроса.
2. Методы и технологии физической реабилитации.
3. Особенности применения методов физической реабилитации в различных возрастных группах.
4. Физическая реабилитация:
... при переломах костей и вывихах суставов;
- при переломах позвоночника и костей таза. Особенности в зависимости от локализации и способа иммобил изации;
- на различных этапах при ишемической болезни сердца, инфаркте миокарда;
- на различных этапах при гипертонической болезни и заболеваниях сосудов;
- при заболеваниях органов дыхания (пневмонии, бронхиальной астме, бронхоэктатической болезни, эмфиземе и др.);
- при заболеваниях органов пищеварения;
- при болезнях обмена веществ;
- при заболеваниях и поражениях нервной системы:
- нарушения мозгового кровообращения,
- травматическая болезнь спинного мозга,
- остеохондроз позвоночника,
- невриты и невралгии;
- при гинекологических заболеваниях;
- в период беременности;
- при ортопедических заболеваниях: нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии;
- после хирургических операций на органах грудной клетки;
- поел е хирургических операций на органах брюшной полости.
5. Особенности методики физической реабилитации детей при врожденной и приобретенной патологии.
Оздоровительные технологии в реабилитации
1. Общие понятия об оздоровительных технологиях. Виды оздоровительных технологий.
2. Двигательная активность как оздоровительная технология. Общие характеристики двигательной активности.
3. Двигательная активность в оздоровлении в дошкольном возрасте.
4. Двигательная активность в оздоровлении в школьном возрасте.
5. Двигательная активность в оздоровлении взрослых людей. Двигательная активность в оздоровлении в пожилом возрасте.
6. Использование различных тренажеров в оздоровлении. Тренировка отдельных групп мышц. «Бодибилдинг».
7. Двигательная активность при реабилитации больных с патологией сердца и сосудов.
8. Двигательная активность при реабилитации больных с патологией опорно-двигательного аппарата.
9. Двигательная активность при реабилитации больных с другими заболеваниями.
10. Массаж как оздоровительная технология. Виды массажа, условия и способы его применения.
11. Водные процедуры как оздоровительная технология. Плавание.
12. Водные процедуры с воздействием высоких температур как оздоровительная технология. Баня, сауна, гидромассаж.
13. Водные процедуры с воздействием низких температур как оздоровительная технология. Закаливание. Водные процедуры на холодном воздухе. Контрастные водные процедуры.
14. Оздоровительные технологии с использованием дыхательных упражнений и характеристик атмосферы. Барокамеры, озонирование, ионизация, соляные пещеры.
15. Оздоровительные технологии с использованием методов аппаратной физиотерапии.
Анализ практической деятельности выпускников факультета физической культуры ТГПУ свидетельствует о высокой эффективности такого подхода. Знания и практические навыки, получаемые студентами по различным аспектам восстановительных мероприятий и адаптивной физической культуры, успешно используются в различных сферах спортивной и производственной деятельности.
Заключение
Из полученных нами результатов можно заключить, что у учащихся санаторно-лесных школ различного профиля наряду с нарушениями, специфичными для характера заболеваний, отмечается сниже-
ние уровня физической подготовленности, показателей вегетативной устойчивости и регуляции, адаптивных возможностей организма.
Формы и методики физической подготовки для учащихся санаторно-лесных школ с медицинскими ограничениями к занятиям физической культурой характеризуются следующими особенностями:
- строгим соблюдением дидактических принципов (постепенности, последовательности, индивидуализации и др.), соответствием выполняемых нагрузок степени физической подготовленности учащихся;
- учетом исходных особенностей функционального статуса и уровня здоровья учащихся с установкой цели на нивелирование различий в процессе физической подготовки;
- оптимизацией условий проведения занятий физической культурой;
- чередованием различных средств физического воспитания в одном занятии (принцип контрастности);
- строгим медицинским, физиологическим и психологическим контролем за процессом физической подготовки.
Комплексные педагогические технологии физического воспитания учащихся санаторно-лесных школ с психоневрологическими расстройствами, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и системы дыхания потенцируют положительную динамику показателей физического развития, уровня здоровья и учебной деятельности. Повышение интенсивности и плотности уроков физического воспитания за счет увеличения количества циклических упражнений умеренной интенсивности способствует росту двигательных качеств, увеличению адаптационных возможностей организма.
Формирование профессиональных качеств и навыков у педагогов физической культуры по физическому воспитанию детей с нарушениями здоровья и физическими недостатками целесообразно осуществлять в виде спецкурсов, преподаваемых для студентов факультетов физической культуры, а также в форме циклов последипломной подготовки учителей.
Литература
1. Абрамова 10., Гросс H.A., Гросс Ю.А. и др. Возможности реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Тез. на Междунар. науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт в системе комплексной реабилитации инвалидов». Екатеринбург, 1996,
2. Бальсевич В.К., Запорожанов В,А. Физическая активность человека, Киев, 1987.
3. Физическая культура в работе с детьми-инвалидами II Здоровье школьников: медико-психологическая поддержка и физическая культура, М., 1996,
4. Heikinaro-johanson P., Sherili С. Integrating children with special needs in physical education: A school district assessment model from Finland. Adapt. Phys. Activity Quart, 11{1), 1994.
5. Евсеев С.П,, Попов В.И, Физкультурное образование инвалидов как сзактор социализации личности II Тр. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб. 2001.
6. Евсеев С.П., Шапкова Л.В, Адаптивная физическая культура: Учеб. пос. М., 2000.
7. Евсеев С.П. и др. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования II Теор. и практ. физ, культ.
1996. №5.
8. Озолина Е.В. и др. Адаптивная физическая активность как новая дисциплина в семействе спортивных наук II Теор. и практ. фи. воспит. 1999. №5.
9. Булач Э.Г Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учеб. пос. для техникумов. М., 1986,
10. Васильева В.В. Санаторно-лесные школы //Семья и школа. 1987, № 11.
11. Гросс H.A., Гросс Ю.А., Шарова Т.Л,, Горбунова Е.А. Реабилитация опорно-двигательных функций у детей-инвалидов с использовани-
ем элементов физической культуры и спорта II Научные труды ВНИИФК. М., 1996.
12. Дмитриев А,А, Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987.
13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.