дидактический потенциал технологии ВЕБ-КВЕСТ в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов туристского профиля
Е.М. шульгина, М.А. Бовтенко
Аннотация. Рассматривается вопрос формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза с помощью технологии веб-квест. Освещены актуальность проблемы и пригодность применения данной технологии для формирования умений студентов коллективно решать профессионально значимые задачи с использованием иностранного языка.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция; технология веб-квест; дидактический потенциал; апробирование технологии веб-квест.
В последние десятилетия в связи с глобальным ростом туризма во всем мире, интеграцией России в мировое туристское сообщество и обновлением содержания профессионального туристского образования особую значимость приобретает языковая подготовка студентов, изучающих менеджмент в туризме, вызванная потребностью в высококвалифицированных кадрах, владеющих иностранным языком адекватно уровню занятости в туристской индустрии. В сложившихся условиях возникает потребность в пересмотре содержания действующей программы по иностранным языкам для подготовки специалистов туристского профиля и разработке новой модели обучения, учитывающей специфику профессиональной деятельности менеджеров в туризме.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения [1] нацелен на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических факультетов на базе профильно-ориентированного обучения и предполагает использование инновационных методов обучения, при которых студент вовлечен в процесс поиска и обработки информации для накопления, организации и структурирования полученных знаний.
Одним из эффективных средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции студента, изучающего иностранный язык вне языковой среды, а именно таковы типичные условия обучения в неязыковых вузах, является погружение в виртуальное пространство, которое моделирует аутентичную иноязычную интерактивную языковую среду. Таким виртуальным пространством может служить сеть Интернет. Пер-
спективным способом использования Интернета в условиях профильноориентированного обучения иностранному языку в вузе представляется технология веб-квест.
В работах многих отечественных исследователей с различных позиций раскрывается дидактический потенциал использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения иностранному языку [2-10]. Тем не менее появление новых технологических возможностей требует от методики обучения иностранным языкам расширения и углубления концептуальных основ использования ИКТ при формировании и развитии профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
Для успешного решения этой задачи необходим анализ конкретных примеров внедрения технологий в учебный процесс.
В статье авторы описывают опыт использования данной технологии для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов-гео-графов по направлению подготовки «Рекреационная география и туризм».
Как известно, веб-квест представляет собой образовательный сайт для самостоятельной исследовательской работы по определенной теме, который включает Интернет-ссылки и является сценарием проектной деятельности студентов, работающих в группе (парах). Впервые технология веб-квест была разработана в середине 1990-х гг. Берни Доджем, специалистом в области образовательных технологий, профессором университета Сан-Диего (США).
В структуру веб-квеста входят обязательные разделы:
Introduction - формулирование темы или название проекта, а также описание его значимости и ценности при изучении текущей темы, раздела.
Task - цель проекта, условия выполнения, проблема и пути ее оптимального решения, конечный результат (форма отчетности).
Process - пошаговое описание процесса работы, распределение обязанностей каждого участника или каждой мини-группы с соответствующим перечнем ссылок.
Reaching consensus - критерии выполнения задания (описание критериев и параметров оценки веб-квеста). Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Conclusion - подведение итогов, презентация и защита проекта.
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания отличаются степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, презентации, эссе, веб-страницы и т.п. Так, по мнению Б. Доджа, веб-квест может охватывать следующие виды заданий, представленные в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Виды заданий с использованием технологии веб-квест
пересказ планирование и проектирование самопознание
Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа Разработка плана или проекта на основе заданных условий Любые аспекты исследования личности
Компиляция Творческое задание Аналитическая задача
Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры Творческая работа в определенном жанре -создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика Поиск и систематизация информации
детектив, головоломка, таинственная история достижение консенсуса оценка
Выводы на основе противоречивых фактов Выработка решения по острой проблеме Обоснование определенной точки зрения
журналистское расследование Убеждение Научные исследования
Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов) Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников
Как полагает Том Марч, соавтор разработки технологии веб-квест, необходимо «мотивировать учащихся к исследованию заданной проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе... Лучшие из веб-квест достигают этого таким образом, что студенты начинают понимать богатство тематических связей, легче включаются в процесс обучения и учатся размышлять над собственным познавательным процессом...» [11].
Главное преимущество данной технологии состоит в том, что веб-квест позволяет дистанционно управлять учебным процессом, оснащая студентов необходимым учебным материалом (как текстовым, так и видео), дополнительной информацией и коммуникациями, обеспечивая их высокую личностную включенность и деятельность самообучения.
Однако, как убеждает практика, дидактический потенциал веб-квеста в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических факультетов может быть выявлен лишь в том случае, если соблюдены следующие условия:
- все ресурсы веб-квеста должны быть аутентичными, отражать реалии современного туризма и представлять несомненный интерес для студентов;
- процесс выполнения веб-квеста должен стимулировать коммуникативную деятельность студентов;
- веб-квест должен охватывать все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо и говорение;
- должен быть обеспечен высокий уровень учебной мотивации студентов на основе творческих проектов с четко структурированным маршрутом поиска решения, достаточным информационным текстовым и видеоматериалом, четкими критериями оценки и полной свободой учебных действий в рамках задания;
- должны соблюдаться принципы наглядности, доступности, профессиональной направленности, актуальности и новизны информации, учета индивидуальных особенностей студентов и уровня их языковой подготовки;
- использование технологии веб-квест должно опираться на целостную дидактическую модель, позволяющую дистанционно управлять самостоятельной учебной деятельностью студентов в методически структурированной Интернет-среде и предусматривающую соответствующие содержание, методы, формы и средства обучения и контроля.
Нами была предпринята попытка разработки и апробирования такой дидактической модели [12].
Цель апробирования состояла в том, чтобы показать пригодность применения технологии веб-квест для формирования умений студентов коллективно решать профессионально значимые задачи с использованием иностранного языка.
Участниками апробирования выступили студенты геолого-гео-графического факультета Национального исследовательского Томского государственного университета по направлению подготовки «Рекреационная география и туризм». В апробировании принимала участие группа студентов III курса.
Цель веб-квеста - составить турпакет (Package tour) и разработать трехдневный туристский маршрут (Itinerary) в Тибете, Лхаса (столица Тибетского автономного округа). Формат технологии веб-квест предполагает использование только тех ссылок, которые заранее были найдены и выбраны преподавателем в сети Интернет для выполнения поставленной задачи. Приводим перечень выбранных ссылок для выполнения данного веб-квеста:
http://www.chinahighlights.com/tibet/map.htm - Map of Tibet http://www.tibettravel.org/ - Tibet tours http://www.exotic-tour.com/itn_11.html - Tibet Trip example http://www.tibettour.com/ - Hot Sale Tibet Tour (Examples) http://www.lonelyplanet.com/china/tibet/tours - Tours in Tibet http://www.chinatraintickets.net/ - China Train & Tours (Examples)
http://www.tripadvisor.com/Flights - Cheap Airline tickets http://www.tibettravelplanner.com/travel_permit.htm - Tibet travel documents and permits
http://www.amazingtibettravel.com/tibet-travel-tips/tibet-travel-per-mits.htm - Tibet Travel Permits
http://www.tibettrip.com/essential/lodging.htm - Accommodation in
Tibet
http://www.asiarooms.com/en/china/lhasa.html?gclid=CM3lhu38tq4C Fe4tmAodLhqFZg&curr=USD&pv=GOOG_49501RW&WT.srch=1 - Hotels in Lhasa
http://www.xzta.gov.cn/yww/Applied_Info/Transport/4585.shtml Local transport in Tibet
http:// www. sg.88db.com/Food/Catering-Services/q-Tibet+Tour+ack-age/ 5/ - Catering services
http://www.indiamart.com/company/71081/#products - Hotel Tibet https://www.visitorsinsurance.com/visitors_insurance.asp?gclid=CNq UwcyJt64CFUm9zAodhylIqQ - Visitor Health Insurance
Апробирование модели включало три этапа: начальный, ролевой и заключительный.
На начальном этапе студенты знакомились с основными понятиями и лексикой по теме Package Tour. Группа студентов из 12 человек была поделена на три одинаковые подгруппы. Студентам была разъяснена цель данного проекта, каждой подгруппе дано индивидуальное задание:
Подгруппа 1 - обеспечить туристскую группу в составе 6 человек билетами в оба конца и всеми необходимыми видами транспорта для передвижения по территории, учитывая характерные особенности местности. Кроме того, необходимо помочь с оформлением всех необходимых документов при прохождении таможни (Travel Permits).
Подгруппа 2 - обеспечить туристскую группу в составе 6 человек проживанием (Accommodation) и составить культурную программу на три дня.
Подгруппа 3 - обеспечить туристскую группу в составе 6 человек питанием (Catering Services) и медицинской страховкой (Visitor Health Insurance).
На втором (ролевом) этапе студенты работали на сайтах индивидуально и в подгруппах, в соответствии с заданными ролями. Так как работа не носила соревновательного характера, то в процессе ее выполнения в подгруппах происходило взаимное обучение членов команды умениям работать с компьютерными программами и сайтами Интернет, а также осваивать новую лексику и профессиональные навыки. В конце работы подгруппа совместно подводила итоги выполнения индивидуального задания, участники обменивались материалами для достижения общей цели - создания (одного) основного компонента турпакета.
На заключительном этапе все подгруппы работали совместно с преподавателем. Все три подгруппы должны были обменяться созданными ими основными компонентами турпакета, обсудить результаты, формулируя выводы и предложения, и представить в виде презентации полный турпакет человека, выезжающего за рубеж.
Нами была проведена оценка работы подгрупп, включающая такие составляющие, как понимание задания, целесообразность используемой информации, логичность, структурированность работы, подходы к решению проблемы, способность выполнить коммуникативные задачи (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
критерии оценки работы подгрупп
Отлично Хорошо Удовлетворительно
Понимание задания Включены все необходимые материалы, имеющие непосредственное отношение к выполнению задания; работа демонстрирует точное понимание задания; источники использованы правильно Включены материалы, имеющие как непосредственное отношение к заданию, так и не имеющие отношения к нему; используется ограниченное количество источников Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к заданию; случайная подборка материалов; используется один источник
Подход к выполнению задания Каждый участник выполнял конкретно поставленную задачу; работа выполнена творчески и выражает точку зрения всей подгруппы Неравномерное распределение работы среди участников подгруппы; демонстрируется одна точка зрения на решение поставленной задачи Скопирована информация из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему
Результат работы Четкое и логичное представление информации; информация точна, хорошо структурирована и отредактирована; презентация работы сопровождается профессиональным комментарием с минимальным количеством лексических и грамматических ошибок Информация структурирована; отдельные элементы представлены нечетко; информация отредактирована не полностью; привлекательное оформление работы; презентация работы сопровождается комментарием с лексическими и грамматическими ошибками Информация неточна или не имеет отношения к заданию; информация не отредактирована; материал логически не выстроен и представлен внешне непривлекательно; работа не сопровождается комментарием либо в ней большое количество лексических и грамматических ошибок
Работа оценивалась по трехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». В большинстве случаев выполнение подобных проектов не нуждается в оценивании, так как их целью является не выявить имеющиеся у студентов проблемы, например с видами речевой деятельности, а достигнуть результата путем совместного решения заданной проблемы.
Как показал результат апробирования веб-квеста в данной группе, включение подобных заданий в обучение иностранному языку позволяет:
- развивать навыки информационной деятельности;
- формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания;
- повысить мотивацию обучения студентов, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
- развивать творческий потенциал студентов;
- формировать общие умения овладения стратегией усвоения учебного материала;
- развивать все виды речевых навыков и умений.
Дидактические возможности технологии веб-квест делают возможным организовать коллективное решение стоящих перед студентами задач, что способствует формированию и развитию их сотрудничества и совместного творчества [13]. Выступая в качестве консультанта и координатора, преподаватель создает условия для самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Последние при этом являются не «обучаемыми», а равноправными соучастниками процесса обучения, в котором они могут и должны проявлять инициативу, сами определять свои цели и задачи, планировать и отслеживать ход и результаты процесса их решения.
литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. URL: http://www.fgosvpo.ru
2. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование : учеб. пособие. М. : Логос, 2003. 76 с.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44-53.
4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Технология информационного интегрирования в разработке учебников и учебных пособий для Интернет // Материалы VIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей <Же1ат-2001». Петрозаводск : Изд-во Петрозавод. ун-та, 2001.
5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. Самара : Изд-во Самар. гос. эконом. акад., 2002.
6. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационных технологий (технический вуз, английский язык) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007.
7. Макаров С.И. Методические основы создания электронных учебных ресурсов для экономических вузов в предметной области «математика». Самара : Изд-во Самар. гос. эконом. акад., 2002.
8. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М. : Академия, 2007. 368 с.
9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку. URL: http://www.Hb.tsu.ru/ mminfo/000349304/04/image/04-096.pdf
10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США) // Интернет-журнал «Эйдос». 2008. 1 февр. URL: http://www.eidos.ru/jour-nal/2008/0201-8.htm
11. March T. Why Webquests? An introduction circa Web 1998. URL: http://www. tommarch.com/writings/intro_wq.php
12. URL: http://www.kn.att.com/wired/fil/pages/webtibetpamo.html
13. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 3. С. 3-9.
DIDACTIC POTENTIAL OF wEBQUEST TECHNIQUE IN FORMATION OF FOR-EIGNLANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS wITH A MAJOR IN TOURISM Shulgina E.M., Bovtenko M.A.
Summary. This paper addresses the issue of the development of foreign-language communicative competence of students with a major in tourism by means of webquest technique. It deals with relevance of the technique in formation of students’ language skills for solving collectively professional significant problems.
Key words: foreign-language communicative competence; webquest technique; didactic potential; webquest technique testing.