Научная статья на тему 'Современные средства массовой коммуникации как фактор реализации личной свободы'

Современные средства массовой коммуникации как фактор реализации личной свободы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
837
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION DIGITAL / СВОБОДА / FREEDOM / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / MASS MEDIA / САМОВЫРАЖЕНИЕ / SELF-EXPRESSION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петровская Ольга Васильевна

В статье проанализировано влияние средств массовой коммуникации на условия самореализации личности. Автор доказывает, что на современном этапе развития информационного общества при определенных социокультурных и экономических условиях СМИ способствуют расширению человеческой свободы, созданию новых путей реализации личной свободы. В статье рассматриваются изменения, происходящие в повседневной жизни при использовании мобильной связи и Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Mass Media as the Factor of Personal Self-Realization and Freedom

The article examines the influence of the mass media development and the rise of the mobile communications and Internet on the personality self-realization. The author examines how the mass media help to contribute to the expansion of human freedom, as well as to create new ways of realization of personal freedom. The article deals with the changes that occur in everyday life through the use of mobile communications and the Internet.

Текст научной работы на тему «Современные средства массовой коммуникации как фактор реализации личной свободы»

спективы. М.: ИСПИ, 2000. 115 с.; Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 27-37; Радченко А.Ф. Молодежь в социально-политических процессах // Социология власти. 2008. № 3. С. 134-137.

3. См., напр.: Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.; Иванова С.Ю., Шульга М.М. Гражданский портрет молодежи ЮФО // Вестник Южного научного центра 2009. Т. 5. № 3. С. 112-119.

Исследование выполнено в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009—2013 гг., проект "Социально-политические настроения молодежи Юга России: риски радикализации" (соглашение 8014).

28 февраля 2013 г.

УДК 008

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ

О.В. Петровская

V W ель данной статьи - проанали-I I зировать влияние средств мас-^ 1 совой коммуникации на условия самореализации личности. При этом рассматривается, каким образом средства массовой коммуникации меняют условия повседневной жизни и культуры современного человека, как трансформируется социокультурный контекст при использовании: мобильной связи и Интернета. Автор исходит из того, что сами средства массовой информации и коммуникации являются продолжением человеческой жизнедеятельности, развитием человеческой рефлексии на собственное поведение, а развитие данной рефлексии требует формирования дополнительных условий для расширения степеней человеческой свободы: выбора и самореализации.

С наступлением постиндустриального общества все большее значение приобретают новые ценности и ориентиры. Эта проблематика нашла широкое отражение в отечественной и зарубежной литературе. Отметим, что наиболее интересные и развернутые исследования посвящены следующим темам:

Петровская Ольга Васильевна - аспирант, преподаватель кафедры исторической культурологии Южного федерального университета, 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, e-mail: olyatka4@yandex.ru, т. 8(863)2303297.

- постиндустриальное общество и новый класс интеллектуалов [1];

- модели реализации постиндустриального общества в разных странах [2];

- соотношение моделей постиндустриального и информационного общества [3].

Американский социолог Р. Инглхарт в своих работах [4] отмечает, что для современных экономически развитых обществ характерны новые жизненные установки, диктуемые постматериалистическими ценностями, касающимися самовыражения, самореализации и самосовершенствования личности, поисков индивидуального и неповторимого жизненного пути. Постановка и достижение таких целей, само формирование осознанного человеческого поведения неразрывно связаны с расширением свободы выбора и возможностей личности. Страны, находящиеся на постидустриальном этапе развития, когда знания и информация играют ключевую роль, требуют условий для развития демократии, для формирования новых социальных пространств определения и развития публичного дискурса [5].

Анализируя данные процессы, необходимо отметить то, что в современном обществе

Olga Petrovskaya - postgraduate student of the Department of History Culturology at the Southern Federal University, 13, Nagibina Avenue, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: olyatka4@yandex.ru, tel. +7(863)2303297.

по-иному встает вопрос о свободе индивида, о его месте и значении в обществе. Так, свобода все чаще связывается со свободой самовыражения, самореализации, а также со свободой выбора, будь то определение политических предпочтений или же на более глубоком личностном уровне - выбор ценностных ориентиров, жизненного пути.

Анализируя вопросы общественной зависимости и свободы, вовлеченности в общественные процессы и автономии человека, места и значения индивида в современном информационном обществе, важной компонентой которого являются средства массовой коммуникации, нельзя обойти стороной рассмотрение влияния мобильной связи и Интернета на структуру повседневности, на реализацию личной свободы.

Данной проблематикой занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Особое место среди научных публикаций, на наш взгляд, занимают работы М. Кастельса [6, 7]. Отметим также работу отечественного исследователя информационного общества И.А. Негодаева "Информатизация культуры" [8].

Затрагивая аспект влияния мобильной связи на человеческую повседневность, целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть вопрос о возникновении мобильной связи, специфике ее распространения и доступности. Сошлемся в этой связи на работу [7], богатую разнообразными эмпирическими данными по распространению мобильной связи по миру и примерами трансформаций, происходящих в культуре и обществе. Идеи и фактология этой работы использованы нами для анализа заявленной темы.

М. Кастельс констатирует факт, что средства мобильной связи распространяются по всему миру со стремительной скоростью, хотя степень их проникновения в каждый отдельный регион неодинакова. Разрыв в уровне распространения существует в первую очередь между развитыми и развивающимися странами: развивающиеся экономики отстают и в степени распространения, и в типе технологии в использовании (высокоскоростные сети в значительной степени отсутствуют в большинстве развивающихся странах). Но при этом бедность экономики развивающихся стран, зачастую проявляющаяся в неразвитости инфраструктуры

стационарных линий, повлекла за собой более обширное подключение к мобильной связи как к более простому технологическому средству общения, нежели стационарные телефоны.

Существуют различия и непосредственно внутри одного региона между странами с более и менее развитыми экономиками. Так, в Европе может быть обнаружен двух-трехлетний разрыв в уровнях развития между ведущими пятнадцатью (самыми богатыми) странами Европейского Союза и теми, кто присоединился позже. Экономический статус страны влияет на скорость и охват подключения к мобильной телефонии. Авторы показывают, что более чем половина мобильных абонентов во всем мире находится в группе с высоким доходом [7, р. 29].

На возникновение таких различий, наравне с экономическим, влияет и географический фактор. Так, странам с меньшей площадью и густонаселенностью проще установить беспроводную инфраструктуру (Япония), чем странам с обширной территорией (США) из-за дополнительных финансовых и ресурсных затрат. Но и при наличии больших площадей было найдено технологическое решение для развития коммуникации и мобильности в виде Wi-Fi. При этом важна политика государства относительно распространения мобильной телефонии: способствует она продвижению и распространению мобильной связи (Китай) или же может подавлять рост рынка путем ограничения спектра размещения телефонных компаний (США).

Но даже при наличии экономических, региональных и политических затруднений тенденция роста мобильности присуща всем странам мира, большая часть которых уже вошла в век электронной коммуникации, включая беспроводную связь. Такая всеобщность ее распространения и непрекращающийся рост по всему миру создает практически неограниченные возможности коммуникации как на региональном, так и на глобальном уровне. Интернет позволил сделать распространение информации более быстрым, увеличить к ней доступ, стимулируя тем самым процесс глобализации и создание единого мирового информационного пространства. У индивида появляются новые возможности доступа к информации, распространять информацию и видоизменять ее посредством использования

Интернета, что в свою очередь сделало более доступными межличностные и межкультурные контакты.

С возникновением Интернета можно говорить о появлении новой степени свободы человека, проявляющейся в возможности самовыражения посредством свободного доступа к информационным ресурсам, и о новых способах социальной консолидации, упрочнении социальных связей.

Рассмотрим, каким образом средства массовой коммуникации могут послужить более глубокому социальному взаимодействию и упрочению социальных связей. Для этого исследуем общение и мобильность в повседневной жизни, а именно то, каким образом могут трансформироваться семейные и дружеские отношения.

Мобильные технологии, под которыми мы подразумеваем всю совокупность существующих на сегодняшний день типов технологий беспроводной связи и передачи данных, таких как Wi-Fi, 3G, GSM, GPRS, 4G и др., превратились в неотъемлемую часть повседневной жизни, позволяя расширять поле профессиональной деятельности, укреплять уже существующие личные отношения и заводить новые знакомства. Говоря об открытости человека, стоит подчеркнуть, что уровень вовлеченности человека в социальные процессы с участием средств массовой коммуникации (Интернет, мобильная связь) невероятно повысился, поскольку появилась возможность связываться с другими людьми чаще, когда угодно и где угодно. Это касается и сферы личного общения, и профессиональной деятельности.

Для каждого отдельного человека частная сфера жизни, включающая семейные и дружеские отношения, - это важнейшая сфера жизни, непосредственно отражающаяся на его поведении, установках и мировоззрении. Поэтому трансформации, происходящие в этой сфере, наиболее важны для понимания собственно социокультурных процессов, для понимания свободы. Как можно увидеть по статистике, представленной в работе [7, р. 87], степень распространения мобильной телефонии в сфере межличностных отношений очень высока. При этом он подчеркивает, что спрос на мобильную связь существует уже давно, поскольку члены семьи всегда хотят оставаться на связи и координировать

деятельность своих близких. Данная ситуация идентична и для развитых, и для развивающихся стран: во многих богатых обществах отдельные члены семьи в конечном счете приобретают свое собственное мобильное устройство. Практика одалживания мобильного устройства внутри семьи - это общее явление и в развитых, и в развивающихся странах, обозначающее, что некоторые члены семьи могут быть активными пользователями мобильной телефонии, даже если у них нет собственного мобильного устройства. Можно констатировать факт того, что распространение мобильных средств коммуникации в развивающихся странах меньше, чем в развитых, но тенденция роста присутствует в обоих случаях.

Здесь уместно ввести определение "микрокоординации", предложенное социологом Р. Лингом [9], как отраженного управления социальными взаимодействиями на уровне повседневной жизни, носящего инструментальный характер; как возможности постоянного и мгновенного доступа к членам семьи и друзьям, где бы они ни находились. Именно микрокоординация является главной причиной приобретения семьей мобильных устройств. Это позволяет постоянно быть на связи, организовывать встречи, действовать в непредвиденных обстоятельствах, чувствовать себя в большей безопасности. Таким образом, мобильная связь расширяет наши возможности управлять своим временем и деятельностью. Р. Линг констатирует тот факт, что мобильная связь способствует укреплению социальных связей между друзьями и членами семьи, а также является основой социальной сплоченности внутри семьи и сверстников [10]. Важным аспектом мобильной коммуникации стали смс-сообщения, с помощью которых возможна быстрая передача важной информации, а также рассылка ее многочисленным адресатам. В 2001 году опрос, проведенный А.Т. Керни, показал, что 72 % респондентов в Европе, 39 в Японии и 12 % в США используют смс. Абоненты в Европе, особенно в Западной Европе, - заядлые пользователи текстовых сообщений: 186 млрд из них из Англии. В Азии смс также является основным приложением мобильного телефона. Филиппины - самая текстовая нация в мире со средним показателем пользователей, от-

правляющих свыше 2000 сообщений в год. Сингапур, Корейская Республика и Япония имеют особенно высокие статистики по текстовым сообщениям среди абонентов за месяц (184, 167, 111 смс, соответственно) [7; р. 25]. На наш взгляд, использование таких сообщений увеличивает мобильность, вовлеченность в систему общественных отношений, раздвигает рамки человеческой деятельности и общения.

Таким образом, наличие мобильного телефона позволяет повысить уровень эффективности планирования и рефлексии в ежедневной деятельности благодаря микрокоординации. Появляется большая вариабельность ежедневных планов, следовательно, и большая свобода в планировании каких-либо встреч, поездок и т.д. Возможность связаться с кем угодно из своих близких в любое время создает более прочное ощущение уверенности в том, что индивид обладает большим контролем над повседневностью и в определенной степени возможностью ее реконструкции в своих личных интересах.

Рассмотрим, какую роль в жизни современного человека играет Интернет. Весьма показательным примером социальной группы, использующей Интернет как средство управления пространством и временем, является "цифровое поколение" (термин предложен американским профессором Кэтрин Монтгомери [11]). Представителями "цифрового поколения" является современная молодежь и дети, для которых цифровая медиа-культура является неотъемлемой частью повседневной жизни. Монтгомери отмечает, что средства массовой информации стали более персонализированными и новые мобильные технологии являются значимым атрибутом их повседневной жизни. Она указывает на то, что Интернет, являясь интерактивной, персональной технологией, позволяет "цифровому поколению" в автономном пространстве заниматься деятельностью, которая способствует развитию важных навыков на этапе подросткового развития, таких, как осознание своей индивидуальности, самовыражение и налаживание социальных контактов.

Благодаря средствам массовой коммуникации, прежде всего Интернету, появилась возможность расширения сферы профессиональной деятельности человека. Так,

для многих бизнесменов возникли новые перспективы расширить поле своей деятельности за счет возможности постоянной связи и быстрого обмена информацией с деловыми партнерами на расстоянии. Положительным моментом является и то, что теперь нет необходимости находиться постоянно в офисе, что дает возможность свободного передвижения (командировок) в случае необходимости и при этом появляется возможность сохранять скоординированность действий на любых расстояниях, что позволяет избежать неверных решений, лишней траты времени и средств. Важно отметить, что появляется возможность заниматься профессиональной деятельностью, не выходя из дома. Таким образом, процессы, связанные с профессиональной деятельностью, стали более индивидуализированными, гибкими, удобными, мобильными. Средства массовой коммуникации создали возможность для более оперативных и скоординированных действий, быстрого доступа к нужной информации, что позволяет бизнесу, компаниям и организациям работать более продуктивно и развиваться более динамично.

Естественно, наличие мобильной связи и Интернета имеет и негативные последствия. Так, на уровне микрокоординации можно говорить о таких негативных явлениях, как чрезмерный контроль посредством частых звонков, получение ненужной информации, несвоевременное вторжение в личное пространство звонками на мобильный телефон. Мобильная связь и Интернет могут служить средством нежелательного слежения и вторжения в личную жизнь, порождать новые способы мошенничества и дезинформации.

Отмечая эти негативы, подчеркнем, что в главном средства массовой коммуникации рассматриваются нами как средства, посредством использования которых индивид ощущает большую свободу действий в рамках своей повседневности, проявляющуюся в возможности пересмотреть свое отношение к пространству и времени: время и пространство как социальные формы, определяющие координацию человеческих действий, теперь поддаются трансформации, а для человека создается возможность большего контроля над их управлением. Можно сказать, что свобода выбора повседневных действий на личностном уровне в современном обществе перешла

на качественно новый уровень по сравнению с предыдущими этапами его (общества) развития: появилась возможность управления повседневной жизнью и конструирования новых форм повседневной деятельности.

Уже были отмечены такие существенные характеристики средств массовой коммуникации, как увеличение доступа к информации и способность ее быстрого распространения, возможность соединения когда угодно, где угодно, с кем угодно. Именно эти характеристики создали не только основу для укрепления межличностных связей и отношений, но и предопределили рост социальной сплоченности.

Итак, средства массовой коммуникации способствуют росту активности и самовыражению людей, свободе их действий и ответственности, расширяют свободу человека, создают новые способы ее реализации. С помощью средств массовой коммуникации мир становится еще более глобальным и открытым, информация более доступной, границы человеческой повседневности раздвигаются, так как изменяются рамки времени и пространства, которые современный человек научился "двигать" в свою пользу при помощи инноваций в области информационных технологий и беспроводной коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иноземцев В. "Класс интеллектуалов" в постиндустриальном обществе // Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/inozemcev_ intellekt; Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 9. С. 74-87; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.; Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России. 2001. № 1. С. 35-66.

2. См.: Заковоротная М.В. Понятие информационного общества // Научная мысль Кавказа. 1997. № 4. С. 25-33; Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ в Финляндии в европейской перспективе. М.: Изд-во МГУ, 1999. 287 с.; Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества. // Информационное общество. 1999. Вып. 3. № 3. С. 53-58.

3. См.: Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992.

№ 5. С. 3-14; Рейман Л. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 3-16, Заковоротная М.В. Понятие информационного общества // Философия: Учебник. М.: ИКЦ "МарТ" - Ростов н/Д: Изд. центр "МарТ". 2004. С. 649-661.

4. См.: Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. 464 с.; Inglehart Ronald. Globalization and Postmodern Values // The Washington Quarterly. 2000. Vol. 23. № 1. P. 215-228.; Idem. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press, 1997. 453 p.

5. См.: Bellah R. et al. Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life. Berkeley: University of California Press, 1985. 355 p.; Хабер-мас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992. 176 с.; Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории / Пер. с нем. Ю.С. Медведева; под ред. Д.А. Скляднева. М.: Наука, 2001. 417 с.; Kymlicka W. Citizenship in Diverse Societies. Oxford: Oxford University Press, 2000. 444 p.

6. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-фактория, 2004. 328 с.

7. Castells M., Fernandez-Ardevol M., Linch-uan Qiu J., Sey A. Mobile Communication and Society: A Global Perspective (Information Revolution and Global Politics). Cambridge: MA, MIT Press, 2007. 331 p.

8. Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов н/Д.: ЗАО "Книга", 2003. 320 с.

9. Ling R. Mobile communication and mediated ritual // Rich Ling [Электронный ресурс]. URL: http:// www.richardling.com/papers/2007_Mobile_communi-cation_and_mediated_ritual.pdf.

10. См.: Ling R., Yttri B. Control, emancipation and status: The mobile telephone in the teen's parental and peer group control relationships // Rich Ling [Электронный ресурс]. URL: http://www.richardling. com/papers/2004_Control_Emancipation_and_status. pdf; Ling R. Children, youth and mobile communication // Rich Ling [Электронный ресурс]. URL: http:// www.richardling.com/papers/2007_Journal_of_child_ and_media.pdf.

11. Montgomery K.C. Generation Digital: Politics, Commerce, and Childhood in the Age of the Internet. Cambridge: MA, MIT Press, 2007. 368 p.

13 февраля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.