Психолого-педагогические науки
93
• ••
тельными (обогащение содержания директивными документами, новыми достижениями науки, передовым
опытом, историческими экскурсами, практическим материалом и др.); методическими (модификация структуры учебных занятий, использование структурно-логических схем, элементов проблемности, разнообразной учебной техники, проведение учебных конференций, деловых игр, дискуссий, решение педагогических за-
Примечания
дач, увеличение объема и разнообразие форм самостоятельной работы и др.); организационными (укрепление взаимодействия профессорскопреподавательского состава с общественными организациями, усиление взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы и др.) механизмами, внедрение которых обеспечит высокий уровень владения соответствующими умениями.
1. Адуллина О.А Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. 141 с. 2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 365 с. 3. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987. 176 с.
Статья поступила в редакцию 19.07.2009 г.
УДК 372.212
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА, ДРУЖБЫ НАРОДОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
©2009 шапиева А.С.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматривается сущность воспитания чувства патриотизма, дружбы народов у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, предлагается модель процесса воспитания культуры межнационального общения в дошкольном образовательном учреждении.
The author of the article considers the essence of formation of preschool children’s patriotic feeling, peoples’ friendship in different types of activity. She proposes the model of the formation process of the culture of interethnic contacts in the preschool educational institution.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, дружба народов, критерии и показатели патриотического воспитания, межнациональное общение.
Keywords: education, patriotism, peoples’ friendship, criteria and factors of the patriotic education, interethnic contacts.
На современном этапе модернизации образования в России приоритетным направлением выступает
воспитание людей в духе патриотизма, взаимного уважения и терпимости в контексте культуры межнацио-
Известия ДГПУ, №3, 2009
94
нального общения. Анализ психоло-го-педагогичес-кой литературы свидетельствует о том, что в советской стране основная концепция воспитания строилась на патриотизме и интернационализме как методологической основе деятельности образовательных учреждений, реализующих процесс воспитания (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский и др.) [14, 16].
В это же время на смену термина «общечеловеческое воспитание» пришел термин «интернациональное воспитание», обозначавший одно из направлений идейно-политического воспитания, целью которого было формирование личности определенной идеологической направленности, личности вне наций, вне народов. Это положение, относившееся к классовой характеристике пролетариата, было перенесено в теорию и практику интернационального воспитания в детских дошкольных учреждениях. Теоретики воспитания советского человека-интернаци-оналиста исходили из объединяющей всех трудящихся интернационалистской идеологии и народного характера образования, что предопределило дальнейшее развитие теории интернационального воспитания в советской педагогической науке. Определяя содержание интернационального воспитания, Н. К. Крупская писала о необходимости понимания ребенком идеи о том, что «все угнетенные, притесняемые - братья...». Ее работы («Воспитывать достойную смену», «О дружбе ребят всех национальностей», «Интернациональное воспитание детей в начальной школе» и др.) являлись дальнейшей разработкой ленинского положения о непре-менности интернационального воспитания в детском саду как идеологического воспитания. Вместе с тем не потеряла ценности сделанное Н. К. Крупской указание на важность того, чтобы дети почувствовали товарищескую, дружескую связь с людьми разных национальностей, то
есть организовать работу по воспитанию культуры межнационального общения. А. В. Луначарский воспитание в духе интернационализма связывал с воспитанием, ориентированным на высокие общечеловеческие идеалы, такие как миролюбие, отрицательное отношение к войне и т.п. К интернационализму через высокую духовность - путь, предложенный А. В. Луначарским [12].
Интернационально-патриотическо-му воспитанию в педагогической науке уделялось большое внимание и в дальнейшем, что было вызвано не только идеологическими соображениями, но и потребностью педагогов-практиков в научной теории, способной совершенствовать национальные отношения в многонациональных детских коллективах. Работы А. А. Алышевской, И. А. Меликовой, А. Г. Арзыкуловой, Н. А. Асиповой, М. А. Вейт и других раскрывают социально-педагогические основы интернационального воспитания учащихся разных возрастов, а также особенности отношений дошкольников в условиях многонационального детского коллектива [2, 3].
Детям дошкольного возраста характерны внушаемость, впечатлительность, эмоциональность. Их отличает искренность чувств, безграничное доверие к взрослым, подражание старшим. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Учет особенностей дошкольного возраста обусловил понимание того, что данный возраст наиболее благоприятен для патриотического воспитания в условиях многонационального дошкольного учр©вдшия. воспитания чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста является развитие представлений о Родине, о людях и народах, живущих в ней.
Развитие представлений о родине - основа воспитания не только культуры межнационального общения, но
Психолого-педагогические науки •••
и более глубокого чувства патриотизма. Воспитание патриотизма у детей следует начинать именно с ознакомления их с близким им и доступным содержанием, так как без определенного фундамента знаний немыслимо развитие высших чувств.
Это подчеркивает А. А. Люблинская. Чем более обоснованными будут воспитываемые чувства, тем они будут более стойкими и тем больше они будут определять поведение, суждения и отдельные действия ребенка [13]. Эта же мысль обосновывалась такими педагогами, как Е. И. Радина, В. Г. Нечаева, С. А. Козлова, Г. И. Панасенко, утверждавшими, что отношение ребенка к родной стране формируется на основе полученных им знаний [15].
В данной статье раскрыто содержание работы по развитию представлений детей о Родине как основы зарождения интереса к людям -представителям других наций, живущим в общем национальном доме. В познавательном цикле занятий решались задачи:
- расширения и углубления представлений и понятий детей о родной стране;
- развития у них интереса и эмоционально-положительного отношения к окружающему миру и людям;
- развития у дошкольников потребности отразить полученные знания о родине в различных видах деятельности.
Естественно, что возможности познания окружающего мира дошкольником весьма ограничены в силу их возрастных особенностей. Однако те знания, которые получают дети дошкольного возраста о родной республике, стране, имеют важное значение для формирования интереса, эмоционально-положительного и осознанного отношения к окружающему, оценочных суждений дошкольников. Отмечены трудности формирования у дошкольников представлений о Родине, заключающиеся в том, что некоторые из них могут
95
быть сформированы лишь на основе исторических сведений, связанных с познанием прошлого нашей Родины и наличия у детей некоторых географических представлений. Детям дошкольного возраста недоступна хронология исторических событий. У них нет понимания социальных отношений прошлого, вследствие чего нередко происходит смещение представлений, иногда и логики исторических событий. Поэтому необходим правильный отбор доступных школьникам знаний о родине и умение преподнести их детям.
Особенностью развития представлений детей о родине в дошкольном возрасте является и то, что дети могут осознавать факт существования тех или иных предметов и явлений, но никак к ним не относиться, то есть быть к ним безразличными. Ребенок не всегда в состоянии самостоятельно увидеть в окружающем нравственное начало, т.к. многие предметы сами по себе по отношению к эмоциональной жизни ребенка нейтральны, если не поставлены в определенную связь с его жизнедеятельностью, если к ним, то есть к этим объектам, не проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение взрослых. Значимым является вывод исследователей о том, что вся система воспитания должна быть направлена на использование этих знаний для формирования положительных оценок чувств и отношений. А. В. Запорожец подчеркивал, что воспитание у дошкольников чувств является педагогической задачей не менее, а в каком-то смысле более важной, чем воспитание ума, чем обучение ребенка различного рода знаниям и умениям. Ибо то, как будут усваиваться эти знания и умения и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и окружающей предметной действительности. Поэтому воспитательное воз-
96
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2009
действие на ребенка оказывают не всякие знания, а лишь те, которые им пережиты, прочувствованы, к которым сформировано определенное отношение [8].
Основные знания о Родине дошкольники усваивают на специально организованных занятиях. Наш опыт работы показал высокую результативность использования непосредственных наблюдений детей во время прогулок, пеших, автобусных экскурсий при ознакомлении их с родным городом. Ценность этой формы работы определяется тем, что с помощью экскурсий обеспечиваются благоприятные условия для непосредственного наблюдения детьми окружающей природы, трудовой деятельности жителей города, различных объектов. С детьми следует совершать экскурсии по улицам города, к памятникам, в парки, музеи, театры и кинотеатры города. Воспитатель должен стремиться пробуждать и постоянно поддерживать у детей эмоционально-приподнятое состояние в ходе экскурсий и прогулок, вызывать у детей радость, гордость от сознания того, что они живут в таком замечательном городе, формировать любовь к нему, желание больше узнать о родном городе и стремление принять посильное участие в его благоустройстве. Для этого могут применяться эмоциональный рассказ, беседа, чтение стихов. Во время экскурсий нужно выявлять и использовать знания детей о своем городе, учить внимательно наблюдать окружающую жизнь и делать выводы путем постановки перед ними вопросов: что изменилось на нашей улице? что интересного вы заметили сегодня, когда гуляли по ней? что вам показалось особенно красивым? для чего в нашем городе так много зеленых насаждений? для кого в нашем городе построено много красивых и удобных домов, театров, кинотеатров? как дагестанцы заботятся о своем городе? что можете вы сделать
полезного, доброго для своего города?
Таким образом воспитатель побуждает детей думать, сравнивать, анализировать, выделять главное. В результате полученные представления служат основой, на которой формируются более сложные представления и понятия. Экскурсии также дают материал для последующих бесед, изобразительной деятельности, игр дошкольников.
Большое значение в воспитании патриотизма у детей имеет ознакомление их с памятниками города, воздвигнутыми в честь Махача Даха-даева, Имама Шамиля, Али Алиева, Гамзата Цадасы, Сулеймана Сталь-ского, генерала Танкаева, дагестанских большевиков, расстрелянных белогвардейцами в 1919 году, погибших милиционеров, воинов-интернационалистов, С. М. Кирова. Цель этих экскурсий - воспитать у дошкольников любовь к российскому и дагестанскому народу.
Детей необходимо познакомить с памятниками воинам, павшим в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг., дагестанским воинам-интернациона-листам. Традицией в детском саду должно стать возложение цветов, выращенных детьми, к памятникам в День Победы, День защитника Отечества. Пробуждению чувств детей способствует и наглядный пример отношения взрослых к священным местам, эмоциональный, прочувствованный и немногословный рассказ воспитателя, чтение стихов у памятников самими детьми.
О влиянии экскурсий на детей свидетельствуют сообщения родителей воспитанников о том, с каким интересом делятся дети дома впечатлениями об увиденном и услышанном, как стремятся сходить еще раз к памятникам и принести туда живые цветы.
Большими возможностями обладают занятия, проводимые в форме игры, где дети чувствуют себя свободно. Например, знакомя дошколь-
Психолого-педагогические науки •••
ников с культурными учреждениями города, можно использовать игру-занятие «Путешествие по Махачкале», которой предшествует и экскурсия по главной улице города - проспекту Р. Гамзатова, посещение детьми кукольного театра, краеведческого музея, национальной библиотеки. На занятии важно активизировать имеющийся у детей опыт. Например, воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Махачкале. Дети садятся парами в два ряда, как пассажиры в автобусе. Впереди - шофер за рулем. Воспитатель-экскурсовод, используя микрофон, предлагает экскурсантам познакомиться с замечательным городом, столицей Дагестана - Махачкалой. На занятии желательно применять видеомагнитофон и набор цветных фотографий с видами города. Интерес детей вызовет рассматривание фотографий с изображением музеев города. Желающих рассказать о музеях будет много, если до этого ребята всей группой посещали краеведческий музей, а по заданию воспитателя побывали вместе с родителями в других музеях города.
По типу игр-путешествий можно построить также занятия, знакомящие дошкольников с другими городами нашей страны: Москвой, Санкт-Петербургом, Волгоградом. Их цель вызвать у детей любовь и интерес к городам нашей страны. Знания дошкольников об этих городах находят отражение в таких творческих играх детей, как экскурсии, путешествия, строительство. В ходе работы необходимо также проводить занятия, ведущим приемом которых является рассказ воспитателя. Конечно, это требует тщательной подготовки, продуманности каждого слова, интонации, внимательного отбора средств воздействия на сознание и чувства дошкольников. Так, при формировании у дошкольников представлений об историческом прошлом народов Дагестана, их жизни и быте во время Великой Отече-
97
ственной войны наиболее целесообразным будет рассказ воспитателя, который можно сопровождать демонстрацией репродукций картин художников по теме, прослушиванием соответствующих музыкальных произведений.
Комплексное использование на занятии таких средств, как музыка, художественное слово, изобразительное искусство, обращение к опыту детей способствуют приобретению ими знаний в единстве с эмоционально-положительным отношением к ним, возникновению переживаний и чувств у дошкольников, которые проявляются не только во внимании ребят на занятии, в выражении их глаз, эмоциональной окраске речи, но и в стремлении отразить свои впечатления в рисунках («Моя Махачкала», «Любимые горы» и др.), в творческих играх. Занятия, в процессе которых знакомят дошкольников с родной республикой в целях формирования патриотизма, убеждают в важности звучания языков дагестанских и русского народов. Любовь к родному языку является составной частью любви к Родине. Включение в занятия чтения стихов, народных сказок на языках народов Дагестана, проведение конкурса на чтение стихов Расула Гамзатова на языках, которыми владеют дети, способствовало формированию у детей интереса, любви и уважения к своему народу, к дагестанцам, ко всем россиянам. Рассказ воспитателя в сочетании с другими приемами развивает у дошкольников начальные представления о родной стране, на основе которых воспитываются любовь и гордость за свою Родину. Занятия по ознакомлению с родной республикой желательно начинать с произведений Р. Гамзатова. Детям можно задать вопрос: что они понимают под словом Родина. Ответы, как правило, разнообразны (из опыта: «Это, наверное, родинка», «Это место, где живут люди», «Это родной край для людей», «Это - где ты жи-
Известия ДГПУ, №3, 2009
98
вешь: наша Махачкала», «Где мы родились», «Это Отчизна, это значит Россия»), Естественно, надо обобщить ответы детей и подчеркнуть, что Родина - это наша страна, которая называется Россия, и показать ее на карте.
Рассказ о Российской Федерации можно сопровождать песней на музыку Я. Френкеля «С чего начинается Родина?», демонстрацией картин с изображением природы России: заповедников, рек, гор, тундры, тайги и др. Цель такого занятия - показать, как богата наша страна, что самое большое ее богатство - это люди. Накануне нужно детям и родителям предложить задание: подобрать пословицы о родине на русском и родном языках и выучить их. В конце занятия исполнить вместе с детьми песню «Мама и Родина» (муз. Е. Ре-мизовской, слова А. Старикова).
В ходе занятий ставится задача побуждать детей к высказыванию своих суждений, поощрять попытки дать оценку событиям и явлениям. К примеру, предлагается вопрос: почему россияне любят свою Родину? и т.д. Высказывания детей способствуют развитию осознанного и положительного отношения к окружающему. Большое воздействие на эмоциональную сферу личности дошкольников окажут рассказы непосредственных участников военных событий. Поэтому можно пригласить на встречу участников войны в Чечне и Афганистане. При этом следует заранее подготовить приглашенных к общению с детьми, определить содержание выступления, план, время, которое оно займет, а также подготовить к этой встрече и детей: сделать сувениры, приготовить букеты цветов. В конце занятия дети могут преподнести участникам встречи подготовленные подарки и высказать свои пожелания.
В настоящее время в детских садах организуют комплексные занятия. Их ценность заключается в том, что они позволяют сочетать различные виды деятельности детей: слу-
• • •
шание воспитателя, наблюдение, самостоятельную работу детей (рисование, аппликация, пение, танцы и т.д.) и способствуют повышению активности детей в процессе занятий, воспитанию эмоционального отношения к познаваемому. Ярким примером целенаправленного воздействия на сознание и эмоциональную сферу дошкольников будет воспитательное мероприятие по ознакомлению детей с дагестанским народным творчеством, проведенное в виде комплексного занятия. Например, в музыкальном зале на нескольких столах можно устроить выставку декоративно-прикладного искусства дагестанских мастеров (табасаранские ковры, кубачинские изделия, изделия унцукульских мастеров, балхарские кувшины). К ее организации нужно привлечь детей, родителей, сотрудников детского сада. Предлагаем детям посетить выставку изделий дагестанских мастеров, а роль экскурсовода выполняет кто-то из детей. В некоторых случаях воспитатель помогает детям. Например, рассказать, что каждый узор, вытканный на ковре, имеет свою символику, он должен сам.
Важным условием успешной организации работы с дошкольниками является анализ достижений детей. Такому анализу способствуют не только наблюдения за детьми в процессе занятий и вне их, но и итоговые занятия, которые проводятся по окончании прохождения каждой темы. Кроме того, эти занятия закрепляют, систематизируют и обобщают знания детей. Форма проведения итоговых занятий может быть различной. Например, такое занятие по ознакомлению детей с городом можно провести в виде занятия по рисованию и составлению детьми небольших рассказов о тех местах города, которые они изобразили. Рисунки и рассказы детей свидетельствуют о сформированное™ знаний о достопримечательностях города, о любви к нему. Эти рисунки можно
Психолого-педагогические науки •••
использовать для оформления выставки для родителей.
Итоговое занятие по теме «Мой Дагестан» предлагаем провести в форме заочного путешествия по республике. Дети рассказывают о природе родного края, о его жителях, труде людей в различных районах, народных умельцах, памятниках нашего края. На занятии применяются карта, флаг и герб Дагестана, показывается видеофильм о Дагестане, используются муляжи овощей и фруктов, выращиваемых в республике, фотографии памятников, предметы декоративно-прикладного искусства дагестанских народов. Своеобразным итогом работы по ознакомлению детей с родной страной и республикой может быть подготовка и проведение утренника «День Конституции».
Итоговые занятия отражают изменения уровня знаний детей о родной республике, стране, умения дошкольников свободно оперировать ими, интерес и положительное отношение детей к окружающему, что является важной предпосылкой формирования у них патриотизма. На таких занятиях складывается представление о городе, республике, столице, стране. Без них у ребенка невозможно сформировать систему знаний о Родине.
Работа по усвоению дошкольниками данных понятий предусматривает определенную логику. Первоначально у детей необходимо формировать понятия «улица», «микрорайон», «город», поскольку дети могут воспринимать непосредственно эти объекты. Усвоению понятия «республика» помогает схематическая наглядность, в первую очередь карта Дагестана и России. Работе с картой предшествует составление с детьми плана территории участка детского сада, нанесение на план других объектов, расположенных в непосредственной близости от детского сада (почта, ателье, школа, магазин, соседние улицы), составление карты-схемы улицы Ленина, изучение пла-
99
на города. Такая подготовительная работа развивает у дошкольников пространственные представления,
понимание соотношения между географическими объектами, пространственного образа города, республики, страны. Карта России дает возможность детям наглядно представить размеры страны, соотнести их с размерами республики, увидеть множество городов, рек, озер нашей страны и республики. С помощью карты легче выработать у дошкольников представление о столице республики и столице нашей Родины.
У дошкольников могут быть сформированы четкие знания о символах республики и страны и уважение к ним, что является одной из задач патриотического воспитания дошкольников. На занятиях по ознакомлению с символами Родины необходимо стремиться вызвать у детей чувство уважения к ее святыням. Бодрый приподнятый тон воспитателя на занятии, его умение расставить акценты при чтении художественных произведений, его отношение к символам государства имеют определяющее значение при осуществлении этой работы. Например, при ознакомлении дошкольников с символами государства следует использовать плакаты с изображением флага и герба России, аудиозапись гимна. Рассматривая флаг, дети отмечают, что он имеет три цвета: верхний -белый, средний - синий и нижний -красный. Дошкольников следует познакомить также с основными элементами герба и значением его символических изображений. Герб представляет собой изображение двуглавого орла, помещенного на красном щите, над орлом - три исторические короны Петра Великого; в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. Детям объясняют, что герб России изображается на флагах и знаменах, на знаках различия военнослужащих. Знакомя с гим -ном России, воспитатель должен
Известия ДГПУ, №3, 2009
100
объяснить, как следует вести себя, когда звучит гимн, о чем в нем поется, прочитать его первый куплет и дать послушать детям. Большое значение при этом имеет и пример эмоционально высказанного отношения взрослых к символам государства.
Последовательное ознакомление дошкольников с символами республики и страны, использование при этом наглядных средств, приемов воздействия на эмоциональную сферу свидетельствует о возможности формирования у дошкольников указанных понятий.
Итак, в ходе работы по патриотическому воспитанию дошкольников можно опираться на возможности разных видов деятельности (учебной, игровой, изобразительной и трудовой), каждый из которых обладает специфическими воспитательными возможностями, активизирует резервы развития и формирования личности ребенка. Как известно, ведущим видом деятельности ребенка является игра. Так, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин подчеркивают, что с игрой связаны основные психические изменения личности ребенка в становлении его интересов, потребностей, чувств и отношений [6, 10].
Особая роль в воспитании и развитии ребенка принадлежит творческой ролевой игре, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. В такой игре заложены большие потенциальные возможности воспитания патриотизма, дружбы народов дошкольников при целенаправленном руководстве педагога. С целью обеспечения результативности воздействия творческих игр на воспитание патриотизма, дружбы народов решаются задачи: развитие интереса детей к играм с социальной тематикой; воспитание положительных взаимоотношений детей в игре и др.
В процессе нашей работы применялись ролевые и сюжетные игры и разрабатывались дидактические игры и упражнения, раскрывающие содержание жизни разных народов, населяющих Россию и Дагестан, например: «Расскажи своему другу из Москвы о дагестанских народах», «Какие народы Дагестана славятся своими промыслами», викторина «Кто лучше знает народы Дагестана». Правильное выполнение детьми элементов игры воспитает у них такие черты, как взаимоуважение, объективность, правильная оценка результатов. Обогащение дошкольников знаниями и представлениями о народах России и Дагестана заметно влияет на расширение их игровых интересов, появление потребности отразить знания в ходе игры.
В изобразительной деятельности как средстве воспитания патриотизма, дружбы народов дошкольников решаются задачи: обеспечить взаимосвязь и взаимодополняемость видов деятельности с тем, чтобы развить осознанные, системные, четкие представления о родной стране и народах, проживающей в ней; стимулировать отражение в рисунках чувств, эмоционального отношения к представителям других наций.
Для решения поставленных задач необходимо наиболее полно обеспечить взаимосвязь занятий по ознакомлению с родной республикой, народами Дагестана и занятий детей изобразительной деятельностью, стимулировать отражение окружающего мира в их самостоятельной творческой работе.
С этой целью прохождение каждой темы и ее подтем завершается практическим выходом - организацией занятий по рисованию, аппликации, конструированию, лепке. Направляя изобразительную деятельность детей, педагог влияет на воспитание эмоцио-нально-положи-тельных чувств к людям другой нации.
Наблюдения позволили определить общие условия воспитания пат-
Психолого-педагогические науки •••
риотизма, дружбы народов дошкольников в процессе организации изобразительной деятельности. К их числу относятся:
- обеспечение взаимосвязи занятий по ознакомлению с городами, народами Дагестана и России и занятиями по изобразительной деятельности детей;
- включение в содержание занятий по изобразительной деятельности тем, которые способствуют воспитанию интереса и уважения к другим народам;
- развитие у детей умения с помощью выразительных средств давать оценку происходящим событиям и явлениям;
- побуждение детей высказывать свое отношение к изображаемому;
- поощрение стремления детей самостоятельно отражать сведения о жизни разных народов в изобразительной деятельности.
Таким образом, интенсивность воспитания патриотизма, дружбы народов у дошкольников в значительной степени зависит от использования детьми полученных на занятиях знаний и представлений о Родине, стране, республике и народах, их населяющих, в творческой деятельности. Творческие игры и изобразительная деятельность дошкольников создают необходимые предпосылки, обеспечивают условия формирования активного, деятельного отношения ребенка к окружающему. Использование детьми знаний о Родине и дружбе народов в самостоятельном творчестве выступает также основой воспитания культуры межнационального общения на поведенческом уровне. Особенно эффективно это осуществляется в процессе трудовой деятельности дошкольников.
Необходимость включения в учебно-воспитательный процесс педагогически целесообразно организованной трудовой деятельности детей обусловлена такими задачами воспитания патриотизма, дружбы народов дошкольников, как:
101
1) воспитание у дошкольников основ патриотического, национального самосознания, достоинства, чести, гордости через развитие «исторической памяти»;
2) воспитание потребности и умения общаться с представителями разных этносов, сохраняя при этом свою национальную индивидуальность;
3) приобщение детей к истории, к национальной культуре на основе знакомства с лучшими ее образцами;
4) воспитание уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности.
В качестве показателей воспитания патриотизма, дружбы народов дошкольников в трудовой деятельности выделены активное и бережное отношение к продуктам человеческой деятельности, культурным ценностям, уважительное отношение к людям других наций, потребность участвовать в совместном социально значимом труде.
Значение трудовой деятельности в воспитании патриотизма, дружбы народов у детей определяется:
- актуализацией в процессе труда чувств и эмоций, связанных с удовлетворением, радостью от осознания значимости совершаемых ими действий для всех людей, наций;
- воспитанием социальных мотивов, являющихся основой патриотизма, дружбы народов;
- приобретением в процессе трудовой деятельности опыта трудового усилия, направленного на благо всех людей, на общие ценности; проявлением уважительного и заботливого отношения к родным, близким; бережным отношением к природе, национальным ценностям, созданным разными народами.
Таким образом, целенаправленная, осуществляемая систематически, с учетом возраста работа по ознакомлению дошкольников с родной страной способствует развитию осознанного знания и эмоциональноположительного отношения детей к
Известия ДГПУ, №3, 2009
102
окружающему миру, что является основой патриотического воспитания.
Результатом работы по воспитанию патриотизма, дружбы народов у детей дошкольного возраста явилась спроектированная модель, представляющая собой перспективное видение содержательно-целевого, технологического и результативного компонентов воспитательного процесса. Ее цель - создание в поликультурном образовательном пространстве дошкольного учреждения условий воспитания патриотизма, дружбы народов дошкольников, учитывающих психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста и своеобразие культуры и жизни дагестанского народа. В контексте понимания 3. Т. Гасановым культуры межнационального общения «как сложного интегрированного явления, складывающегося на основе чувства патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», мы выработали понятие воспитания чувства патриотизма, дружбы народов у дошкольников, которое определяется нами следующими критериями и показателями:
- представления детей о родине, Республике Дагестан, истории и культуре своего народа, определяющие в дальнейшем воспитание чувства патриотизма, интереса и любви к родине, Отечеству;
- эмоционально-ценностные отношения к культуре других народов и детям другой национальности, лежащие в основе воспитания чувства дружбы народов, гуманных и уважительных отношений к представителей всех народов и наций;
- поведение детей в межнациональном детском сообществе, отражающее способы межнационального общения, специфичные для конкретной нации и общие для всех детей, определяющие в дальнейшем становление опыта жизни на основе договора, диалога, согласия, компромисса.
Руководствуясь обозначенными принципами и поставленной целью воспитания патриотизма, дружбы народов, мы определяем следующие задачи этой деятельности применительно к многонациональным детским коллективам Республики Дагестан:
- приобщение детей к истории, национальной культуре своего народа и других народов, представленных в образовательном пространстве;
- развитие осознанного отношения к ценностям своего народа и других народов и потребности открывать смыслы культуры и жизни народов в сообществе;
- развитие у дошкольников основ национального самосознания, «исторической памяти» на основе интереса к своей «малой» родине, историческим памятникам, культуре своего народа;
- воспитание чувства достоинства, чести, гордости, уважительного и терпимого отношения к людям иной национальности;
- воспитание потребности сохранять чистоту родного языка, произведения народной культуры и окружающую этносреду;
- воспитывать способность общаться с представителями разных этносов и культур, сохраняя при этом свою индивидуальность и способность противостоять национал-шовинистическим настроениям, бытующим в детско-взрослой среде;
- приобретение детьми способов и опыта коллективного взаимодействия в различных видах деятельности и общения, представляющих многонациональную и многокультурную среду жизни взрослых и детей.
Содержательный компонент процесса воспитания патриотизма, дружбы народов представляет собой национально-региональный компонент воспитательно-
образовательного процесса дошкольного образования, нашедший отражение в программе «Дагестан -
Психолого-педагогические науки •••
республика в России». Основными принципами отбора содержания программы выступили: доступность и жизненность краеведческого материала, соответствие возрастным особенностям, конкретно-образному, наглядному мышлению и непосредственному восприятию дошкольников; последовательность и системность, которые сложились в дошкольной педагогике, составляют ее ядро и обеспечивают адекватность усвоения знаний дошкольниками об объектах, явлениях окружающего мира и понятиях (А. В. Запорожец, В. И. Логинова и др.); научность, обусловившая возможность работы с точными понятиями культуры и социума; краеведческий, обеспечивший отбор социальных, культурных и природных знаний, создавших национально-региональный компонент воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений [8, 11].
Содержание программы представлено разделами:
- система знаний о родном крае, Родине, народах, их населяющих; обществоведческие сведения о событиях, происходящих в стране; краеведческие знания о достопримечательностях родного края, страны; о значении природных особенностей в жизни людей, их влиянии на человека; знания о жизни народа: особенности деятельности людей республики в зависимости от их места проживания, страны; исторические культурные промыслы и традиции; конфессиональная принадлежность дагестанских народов и народов России; их отношение к Родине; дружба народов России; социальные знания: достопримечательности родного города, национальные герои Дагестана, его столица, символы; страна, столица России, другие города и республики нашей страны, символы Родины; исторические знания: история Дагестана и России, памятники города, улицы, названные именами героев, награды города;
103
- понятия «Родина», «республи-
ка», «конфессия», «нация», «народ», «дружба народов», «веротерпимость», «межнациональное обще-
ние», «герб», «флаг», «памятник»;
- ценности народов: дружба, гостеприимство, терпимость, защита, уважение, гордость, добрососедство; города, республики, страны как среды жизни многонационального сообщества общей Родины - богатой, большой, красивой; природа как естественная среда жизни и здоровья человека, дающая пищу, кров, жилье; народы, создающие богатство нашей Родины, обеспечивающие дружбу и мир в нашей стране и во всем мире, проявляющие терпимое отношение к людям, независимо от их конфессиональной принадлежности;
- общие стереотипы поведения народов Дагестана и русского народа: гостеприимство, добродушие и радушие, соборность и веселье, уважение к старшим и заботливое отношение к младшим;
- способы межнационального общения: понимание своего собеседника по взгляду, жестам и мимике, уважительное обращение на родном языке, вопросы в ситуации непонимания, доброжелательные способы разрешения конфликтов - договориться, воздержаться, уступить;
- социокультурный опыт в учебной деятельности - обсуждение общих целей, регулирование совместных действий, рефлексия результатов; в игровой - обсуждение творческого замысла, равноправное распределение ролей, подчинение правилам, проявление эмпатии друг к другу; в трудовой - постановка значимой для всех цели, согласование способов и средств деятельности, обсуждение способов применения полученного совместного результата в другой деятельности; в творческой - способы презентации индивидуальной самореализации в сообществе, способы предъявления ценностей собствен-
Известия ДГПУ, №3, 2009
104
ной деятельности и культуры своего народа.
Весь познавательный материал работы был сгруппирован вокруг трех тем: «Наш город», «Наша Родина - Россия», «Культура и традиции народов Дагестана и России», каждая из которых конкретизировалась подтемами. К примеру, тема «Наш город» была конкретизирована следующим образом: «Улицы города», «Махачкала - столица Дагестана», «Махачкала - культурный центр Дагестана», «Памятники города». Круг знаний детей по теме «Наш город» определяется следующим образом: знание названия города, некоторых улиц (обязательно: главная улица города, улица, на которой находятся дом и детский сад, улицы имени героев), главной площади, парков, памятников, красивых зданий, музеев, театров, кинотеатров.
Технологический компонент модели представлен системой методов, средств и форм организации учебной, игровой, трудовой, творческой деятельности и общения, которые имели элементы общности и специфичности. Методы и приемы объединены в личностно-развивающие технологии, обеспечивающие развитие познавательных интересов и интеллектуально-творческих способностей как основы ориентации в пространстве жизни Дагестана и России. Эти технологии создают среду самодвижения и самовыражения национальных чувств и отношений детей.
Социально-коммуникативные технологии заключаются в освоении ребенком опыта коммуникаций, позволяющих проявить чувство патриотизма, дружбы народов в процессе различных видов деятельности.
Основными формами организации учебно-познавательного процесса, обеспечивающего ознакомление дошкольников с родным городом, страной, людьми разных национальностей, проживающими в них, являются: целевые прогулки, экскурсии, игры-занятия. Ценность этих форм ра-
• • •
боты определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно ознакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих конкретных представлений у детей впоследствии легче формируются знания о республике, стране, поскольку непосредственное ознакомление дошкольников с последними очень ограничено.
Занятия в форме игры - один из самых любимых детьми видов уроков. Используют их как для закрепления знаний детей по теме, так и для ознакомления с новыми объектами. Большая роль в этих играх отводится наглядным средствам. К каждому занятию следует проводить предварительную работу. Цель этой работы - накопление детьми впечатлений, знаний, опыта деятельности по отношению к определенным объектам и явлениям действительности в процессе бесед с детьми, чтения им художественных произведений, организации наблюдений и целевых прогулок, походов в театры, музеи, кино, рассматривания с детьми картин, иллюстраций, фотографий и т.д. Проведенная таким образом подготовительная работа способствует более активному участию детей в занятии, полноценному усвоению необходимых знаний, использованию ими личного опыта, повышению интереса дошкольников, что вызывает у них чувство личной сопричастности к происходящему. На таких занятиях дети обмениваются знаниями, что влияет на их качество, а также на формирование общечеловеческих и национальных чувств.
К примеру, подготовительная работа к комплексному занятию на тему «Дагестанское народное творчество» включает чтение детям дагестанских народных сказок, считалок, дразнилок, стихов дагестанских поэтов, прослушивание дагестанской музыки (оперы Ш. Чапаева «Маугли», «Горцы», Н. Дагирова «Айгази» и др.); исполнение народных мелодий на детских музыкальных инстру-
Психолого-педагогические науки •••
ментах; ознакомление с дагестанскими национальными костюмами и орнаментами, народными музыкальными инструментами; просмотр альбомов о декоративно-прикладном искусстве народов Дагестана и России; рассматривание изделий народных умельцев из глины, дерева, серебра, шерсти, хрусталя; посещение детьми выставочного зала в Махачкале; разучивание народных игр; рисование дагестанских орнаментов. Естественно, такая подготовка не могла быть осуществлена непосредственно накануне занятия, а потребует длительной работы на протяжении нескольких недель.
Существенную роль в организации работы в этом направлении играет «Уголок интернационалиста». В нем по мере ознакомления детей с дагестанскими народами, народами России помещаются флаг и герб России и Дагестана, карта Российской Федерации, альбомы, книги, открытки, фотографии, портреты с изображением героев России и Дагестана, предметы декоративноприкладного искусства, куклы в национальных костюмах, рисунки, работы по аппликации, изделия из глины, пластилина, изготовленные детьми. Такой уголок интернационалиста желательно обновлять и пополнять от занятия к занятию.
Важным условием успешной воспитательной работы является взаимосвязь занятий с другими видами деятельности детей. Рассмотрим на примере занятия на тему: «Искусство народов Дагестана. «Балхарские гончарные изделия».
Игры. Дидактическая игра по закреплению знаний о балхарском гончарном искусстве. Руководство сюжетно-ролевой игрой «Путешествие по селению Балхар».
Труд. Лепка с детьми посуды, кувшинов, игрушек. Организация выставки детских работ.
Повседневная жизнь. Рассматривание с детьми во время экскурсии в музей изделий балхарских мастеров.
105
Беседы о том, какие изделия понравились больше всего.
Необходимым элементом работы является установление связей между различными видами занятий, что позволяет придать эмоциональному опыту дошкольников большую прочность, глубину знания, создать условия для развития общечеловеческих и национальных чувств, переноса полученных знаний в другие виды деятельности. Учитывая это, в учеб-но-воспитатель-ный процесс следует включить занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия.
К примеру, при работе над темой «Наш город» с детьми проводилась целевая прогулка по улице, на которой расположен детский сад; экскурсия по улице имени имама Шамиля; рассматривались картинки «Улицы города», «Улицы села» и организовывалась сравнительная беседа; велась работа над коллективной аппликацией на тему «Дома на нашей улице», детьми составлялся рассказ о проспекте Гамзатова, они рисовали на тему «Что мне больше понравилось во время экскурсии» и т.д.
Условием осуществления взаимосвязи занятий по ознакомлению с окружающим миром и музыкальными занятиями является тесный контакт воспитателя и музыкального работника. Для этого музыкального работника знакомят с целью работы, ее направлениями, перечнем занятий по ознакомлению детей с нациями и народами, проживающими в Дагестане и России, намечают линии взаимосвязи, чтобы музыкальные занятия способствовали углублению общечеловеческих и национальных чувств детей средствами музыки, песни, танца. Музыкальный руководитель должен посещать занятия воспитателя с целью выработки единого подхода к решению стоящих задач.
Созданная модель учебно-воспита-тельного процесса предполагает включение в него различных видов деятельности дошкольников: иг-
Известия ДГПУ, №3, 2009
106
ровой, изобразительной, трудовой, деятельности вне занятий, которые играют различную роль в воспитательной работе. Так, организация творческой деятельности дошкольников (сюжетно-ролевые игры, творческая изобразительная деятельность) должна способствовать формированию психологической готовности детей к отражению полученных знаний, переживаний, впечатлений; участие дошкольников в трудовой деятельности - формированию у них чувства взаимопомощи, стремлению принимать участие в труде для других детей.
Деятельность дошкольников вне занятий, во-первых, помогает анализу происходящих изменений в уровне их знаний, во-вторых, способствует закреплению, упражнению и корректировке полученных сведений, в-третьих, стимулирует интерес детей к ним, в-четвертых, используется для осуществления индивидуальной работы с детьми.
Выделение в едином педагогическом процессе формирования чувства патриотизма, дружбы народов у
• • •
дошкольников названных выше направлений работы в определенной степени условное, поскольку овладение детьми знаниями о родной стране, выработка положительного отношения к представителям других наций происходит одновременно с накоплением социокультурного творческого опыта и опыта общения и поведения. Вместе с тем, определяя названные направления работы, следует рассматривать их совокупность как определенную систему работы детского сада, которая позволит решить успешно поставленные в исследовании задачи.
Итак, спроектированная модель процесса воспитания патриотизма, дружбы народов характеризуется культуросообразностью, системностью, научностью, соответствием возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В модели определены позиции и место субъектов воспитательного процесса: ребенок-педагог-родитель, взаимодействие которых выступает одним из условий воспитания патриотизма, дружбы народов.
Примечания
1. Агаев А.Г. Патриотизм: содержание, объем развивающего понятия // Патриотизм: истоки и современные проблемы. Махачкала, 1995. 123 с. 2. Алышевская А.А. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы. Дис... канд. пед. наук. Минск, 1993. 3. Арзыкулова А.Г. Повышение эффективности интернационального воспитания учащихся младших классов средствами киргизской музыки (в условиях школ с несколькими языками обучения Киргизской ССР). Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1989. 4. Бондарев-ская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. М.-Ростов на/Д., 1999. 5. Гасанов 3.T. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. М., 1999. 6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. 7. ДанилюкА.Я. Теория интеграции образования. Ростов на/Д., 2000. 8. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985. 9. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М. : Педагогика, 1971. 10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 11. Логинова Н.М., Менджерицкая Д.В. Воспитание и обучение детей трех-семи лет. М., 1975. 12. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958. 13. Люблинская А.А. Детская психология. М. : Просвещение, 1971. 14. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 7 томах. T.5. М., 1958. 15. Маркова T.A. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / В. Т. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. М. : Просвещение, 1968. 16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. 17. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Кишинев, 1978.
Статья поступила в редакцию 22.07.2009 г.