12
• • •
Известия ДГПУ, №2, 2009
тической направленности» почетными дипломами были награждены члены научной школы: Омаров
Омархан Нурмагомедович, Ширекина Елена Владимировна, Касимова Аида Сайпутдиновна, Гасанова Загидат Зайнулабидовна, Рамазанова Мия-сат Рамазановна.
Решением Президиума Российской академии естествознания (от 26
мая 2009 года) профессору Дагестанского государственного педагогического университета 3. Т. Гасанову присвоено Почетное звание «Основатель научной школы». Президиум Российской академии естествознания поздравляет его, желает дальнейших успехов в развитии отечественной науки и плодотворной работы в области образования.
Статья поступила в редакцию 26.05.2009 г.
УДК 378.02
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
©2о°9 Гасанов З.Т.
Дагестанский государственный педагогический университет
Освещены основные направления работы научной школы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Деятельность школы направлена на формирование и развитие у школьников, студентов и всех граждан чувства российского патриотизма, который опирается на гармоничное сочетание отечественных традиций героического прошлого, сегодняшних реалий общественной жизни и перспектив развития страны в новом тысячелетии.
The author’s brought into the light the basic trends of the work of “Patriotic education of citizens of the Russian Federation” scientific school. The work of the school is aimed at the formation and development schoolchildren’s, students’ and all citizens’ sense of Russian patriotism. It is based on the harmonic composition of home traditions of the heroic past, modern realities of the social life and perspectives of the country development during the new millennium.
Психолого-педагогические науки
• ••
13
Ключевые слова: научная школа «Патриотическое воспитание граждан», российский патриотизм, гражданственность, веротерпимость, дружба народов.
Keywords: “Patriotic education of citizens of the Russian Federation” scientific school, Russian patriotism, civicism, tolerance, peoples’ friendship.
В Дагестанском государственном педагогическом университете функционирует научная школа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Теоретико-методологической основой деятельности научной школы стали труды профессора ДГПУ З. Т. Гасанова. Так, в письме заместителя министра образования России Е. Е. Чепурных, адресованном ректорам вузов страны (18.08.2002, №30-55-538/16), подчеркивается, что «... учеными Дагестанского государственного педагогического университета проведен глубокий анализ произошедших в стране изменений, и на этой основе разработана теория воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Всесторонне она раскрыта в монографии «Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика» (Гасанов
З.Т., Махачкала, 1998), получившей высокую оценку ученых Российской академии образования (ж. «Педагогика», №2, 1999). Книга «Педагогика межнационального общения» (Гасанов З.Т., М., 1999) также рекомендована Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов и университетов. Отметим, что монография и учебное пособие удостоены премии Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства России от 30 августа 2002 года).
По мнению академика Российской академии образования Г. Н. Филонова, «Основная заслуга З. Т. Гасанова состоит в том, что на основе анализа сложившихся в последний период социально-экономических, межнациональных и межличностных отношений, выявления приоритетов отечественного и зарубежного опыта гражданского воспитания он осуществил фундаментальное исследование проблемы вос-
питания культуры межнационального общения, разработал теоретико-
методологические основы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» [5. С. 120].
После появления учебного пособия «Педагогика межнационального общения» Министерством образования России был внедрен в учебный процесс высших учебных заведений курс «Педагогика межнационального общения», что соответствовало целям и задачам государства в области образования и воспитания, отраженным в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы».
Преподаватели различных вузов регионов страны отмечают, что изучение студентами курса «Педагогика межнационального общения» вырабатывает у них чувство и сознание российского патриотизма и дружбы народов, а также обеспечивает методическую подготовку по организации патриотического воспитания детей и их родителей.
Так, доцент Тольяттинского государственного университета Г. В. Здерева считает изучение студентами педагогических вузов учебного пособия «Педагогика межнационального общения» важным средством патриотического воспитания будущих учителей и их подготовки к воспитанию детей, молодежи, всего населения. По ее мнению, многие положения монографии и учебного пособия нашли свое отражение в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [1. С. 40]
Членами научной школы стали преподаватели Дагестанского государственного педагогического университета С. А. Алиева, С. Т. Алиева, З. З. Гасанова, Х. Д. Дамаданова, С. З. Закарь-яева, Р. И. Кадиева, А. С. Касимова, А.
14
Известия ДГПУ, №2, 2009
С. Магомедова, О. Н. Омаров, М. Р. Рамазанова, Р. В. Раджабова, Е. В. Ширекина), защитившие диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и исследовавшие различные аспекты проблемы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Члены научной школы издали ряд монографий и учебных пособий:
1. «Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика» (Алиева С.А., М., 2003);
2. «Теоретико-методологические и
прикладные основы патриотического воспитания школьников» (Алиева
С.А., М., 2006);
3. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества» (Алиева С.Т., М., 2005);
4. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет в учебновоспитательном комплексе «детский сад - школа» (Алиева С.Т., Алиева С.А., М., 2007);
5. «Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье» (Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гасанова З.З., М., 2008);
6. «Воспитание культуры межнационального общения у школьников средствами телевидения» (Дамада-нова Х.Д., Махачкала, 2004);
7. «Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников на народных традициях» (За-карьяева С.З., М., 2006);
8. «Межнациональное общение в учебных заведениях многонационального региона» (Кадиева Р.И., М., 2002);
9. «Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста» (Касимова А.С., Махачкала, 2008);
10. «Педагогика межнационального общения» (Касимова А.С., Раджабова Р.В., Махачкала, 2009);
11. «Патриотическое воспитание молодежи в условиях жизни диаспоры» (Магомедова А.С., Махачкала, 2006);
12. «Организационнопедагогические условия патриотического воспитания молодежи в диас-
поре» (Магомедова А.С., Махачкала, 2007);
13. «Патриотическое воспитание школьников средствами музыки» (Омаров О.Н., Махачкала, 2008);
14. «Тренинг межнационального общения» (Раджабова Р.В., Махачкала, 2006);
15. «Патриотическое воспитание учащихся школ Дагестана на уроках русского языка и литературы» (Рамазанова М.Р., Махачкала, 2008);
16. «Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся во внеклассной работе» (Ширекина Е.В., Махачкала, 2008).
В 2008 году О. Н. Омаров, Е. В. Ширекина, А. С. Касимова, З З. Гасанова, М. Р. Рамазанова стали дипломантами в республиканском конкурсе «За создание книг патриотической направленности».
По инициативе научной школы Правительством Республики Дагестан, Министерством образования России, Российской академией образования, Дагестанским государственным педуниверситетом были проведены четыре Всероссийские научно-практические конференции по воспитанию россиян в духе патриотизма, дружбы народов, гражданственности.
Первая Всероссийская научнопрактическая конференция «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» прошла в Москве 16-17 ноября 1999 г. Ее участники уделили большое внимание анализу драматических событий, произошедших в Дагестане в августе 1999 г. Члены дагестанской делегации рассказали о том, что вторжение вооруженных бандформирований в Дагестан с целью его отторжения от России вызвало сопротивление жителей республики, о том, как по велению патриотического долга народные ополченцы вместе с солдатами федеральных войск дали отпор агрессорам, защитив Республику Дагестан и сорвав планы разрушения целостности Российской Федерации.
В тревожные дни августа 1999 года В. В. Путин посетил район боевых действий в Дагестане. В своем обращении к защитникам Республики Дагестан он подчеркнул: «Вы про-
Психолого-педагогические науки •••
явили настоящий кавказский характер: мужество, самообладание, волю, показали настоящую силу. Россия никогда не забудет то, что вы сделали сегодня, а вы должны знать, что Дагестан есть, был и будет составной частью Российской Федерации».
Конференции был посвящен «круглый стол», материалы которого опубликованы в журнале «Педагогика» [2. С. 41-58].
По итогам Первой Всероссийской научно-практической конференции был издан сборник «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» (М., 2001), в котором нашел отражение опыт школ, вузов, общественных организаций всех регионов Российской Федерации по воспитанию граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.
14-15 ноября 2001 г. в Москве была проведена Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности». В ее работе участвовали работники ряда министерств РФ, члены Государственного совета, Народного собрания и Правительства РД, ученые, учителя школ, преподаватели вузов и профессиональных училищ многих регионов России.
Выход в свет сборника материалов Второй Всероссийской научнопрактической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (М., 2003) стал вкладом в разработку вопросов теории и практики патриотического воспитания граждан России
Третья Всероссийская научнопрактическая конференция, посвященная по патриотическому воспитанию, также состоялась в Москве. Ее участниками стали ученые, преподаватели вузов, учителя школ, деятели культуры, представители общественных организаций многих регионов страны. Доклады конференции явились обобщением передового опыта работы образовательных учреждений по работе в области патриотического воспитания граждан.
Участники конференции едины во мнении о том, что формирование у
15
граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и дружбе народов является важнейшим средством укрепления единства и целостности Российской Федерации.
Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции нашли отражение в сборнике «Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (М., 2007).
Четвертая Всероссийская научнопрактическая конференция «Воспитание российского патриотизма,
дружбы народов, гражданственности» прошла в г. Москве 18-19 ноября 2008 г. В своем докладе на конференции ректор Дагестанского государственного педагогического университета Д. М. Маллаев рассказал о вкладе коллектива ДГПУ в решение теоретических и практических вопросов патриотического воспитания граждан России. Участники конференции (представители различных областей, краев и республик) высоко оценили проводимую Дагестанским госпедуниверситетом работу по патриотическому воспитанию.
По мнению начальника управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования и науки России В. А. Березиной, традиционно проводимые в городе Москве Всероссийские научно-практические конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» имеют большое значение во внедрении теории и методики патриотического воспитания в учебно-воспитательный процесс школ, вузов, систему дополнительного образования, в практику работы государственных и общественных организаций.
Важным свидетельством усиления внимания руководства страны к патриотическому воспитанию граждан России стала разработка государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2005 года, №422). Программа определяет содержание и основные пути развития
16
Известия ДГПУ, №2, 2009
системы патриотического воспитания в Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовнонравственного единства общества.
Программа является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и предполагает совместную деятельность государственных и общественных организаций в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания.
В работе научной школы, действующей в ДГПУ, важное место занимает определение следующих основных понятий патриотического воспитания граждан:
- родина, патриотизм;
- российский патриотизм, дружба народов РФ;
- гражданство, гражданственность;
- веротерпимость, толерантность;
- национализм, шовинизм, расизм, геноцид, фашизм, антисемитизм;
- содержание процесса патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- формирование национальных и общественных (российских) чувств;
- формирование национального и общенационального (российского) сознания и самосознания;
- формирование общечеловеческих чувств и сознания.
Перейдем к раскрытию сущности патриотического воспитания граждан России.
ПАТРИОТИЗМ - это любовь граждан к своей родине, выражающаяся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к государственному и общественному строю, общественным отношениям, природным богатствам и территории, народам страны, их культурам, традициям, соотечественникам. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, горечи ее неудач, уважении к историческому прошлому и настоящему, бережном отношении к традициям и культуре. Патриотизм - это глубокие чувства любви к род-
ной земле, языку, традициям, в своему народу, родному краю, республике, области, провинции.
В различные эпохи патриотизм имеет различное содержание, определяясь изменяющимися социально-экономи-ческими и политическими условиями развития общества. Особое значение патриотизм приобрел в период становления нации в борьбе с феодальной раздробленностью и иноземными захватчиками. В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится частью общественного сознания.
Ни один народ не одарен какой-либо способностью, обеспечивающей ему преимущество перед другими. Поэтому к патриотизму граждан разных стран следует относиться одинаково и с большим уважением. Любовь к Родине и любовь к свободе взаимосвязаны Нацисты и шовинисты превозносят одни нации в ущерб другим. Патриотизм предполагает равенство народов, свободу и справедливость, равенство граждан независимо от их национальной, расовой или религиозной принадлежности. Он также подразумевает стремление сделать что-либо для Родины, изменить ее к лучшему.
Любой народ заинтересован в развитии своей родины, ее социальной, политической и культурной среды, в защите отечества, родной культуры, традиций, родного языка. Понятие «защита отечества» выросло на почве национально-
освободительных движений как справедливая борьба за свободу и независимость своей страны.
РОДИНА (отечество, отчизна,
страна) - это исторически сложившаяся политическая, социальная и культурная среда, в которой живет человек, народ. Родина - это общество, развивающееся в границах некоторой территории, с определенным составом населения. Родина - это государственное образование,
имеющее определенный этнический состав населения, национально-
территориальные и территориальные образования (республика, область, край, штат, провинция). Оте-
Психолого-педагогические науки •••
чество также подразумевает родной народ, нацию, родную природу. Федеративное многонациональное государство представляет собой межнациональную, межконфессиональную среду, реальные межэтнические условия, способствующие сплочению граждан разных национальностей и конфессий.
РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ -это отношение граждан к своей Родине - Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.
ДРУЖБА НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - это отношения между нациями, народностями, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных действий людей разных национальностей, направленных на достижение единых целей. Категория «дружба народов Российской Федерации», являясь преемницей категории «дружба народов СССР», в то же время значительно отличается от нее по характеру и масштабам действия, по формам проявления в обновляющемся обществе. Объективные условия существования и развития российского многонационального общества таковы, что оно, в принципе, по существу не может функционировать без дружбы народов составляющих его наций, народностей [3. C. 45, 46].
Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присуще отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присуще всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разделяет и не обособ-
17
ляет нации страны, а сближает их, объединяет в единую федерацию.
Российский патриотизм не противопоставляет народы, а сплачивает их в рамках единой страны, укрепляет их связи с народами СНГ и других стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области или национального округа.
В российском патриотизме должно найти сочетание идеи народов России (русского, татарского, башкирского и т.д.) с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональ-
ной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должны также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности), и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением федерации.
ГРАЖДАНСТВО - это правовая принадлежность лица к данному государству. В силу гражданства на человека распространяются законы государства, установленные права и обязанности. Гражданские права и свободы - основа конституционноправового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Основные права и свободы гражданина находятся и под контролем мировой общественности, и международных организаций. Становление гражданского общества происходит как процесс, в котором участвуют гражданин, гражданские отношения между членами общества и само общество как коллективное начало гражданственности. Функция коллективности, формирующей человека в обществе, получает дальнейшее развитие. Коллективность, складывающаяся в гражданском обществе, во многом определяется сознанием принадлежности к общей культуре, единства национального и гражданского.
18
Известия ДГПУ, №2, 2009
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - это терпимое отношение к взглядам, убеждениям и поступкам другим людей. Это знание и понимание других, взаимное уважение через взаимопонимание. Толерантность - это и позиция тех или иных общностей, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в различных общинах (религиозных, культурных, этнических и т.д.). Толерантность - это терпимое отношение к религиозным, расовым, этническим, языковым, культурным особенностям народов.
Толерантность тесно связана с религиозным плюрализмом, предполагающим терпимость к иноверию, а также признание того, что в основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат такие общечеловеческие понятия, как равенство людей и народов, мир, надежда, справедливость. Важнейшей задачей общества становится недопущение религиозной нетерпимости по отношению к инакомыслию, к людям других вероисповеданий. Свобода совести - это свобода от духовного насилия. Религиозные убеждения - внутреннее дело каждого человека, дело его совести.
ВЕРОТЕРПИМОСТЬ в Российской Федерации обеспечивается Конституцией РФ. В статье 28 сказано: «Каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Статья 14 Конституции гласит: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Этим конституционным положениям противоречит усиливающаяся в последнее время тенденция рассматривать православие как духовную основу российского общества. Русская православная церковь почти обрела государственный статус. Это обстоятельство ущемляет интересы значительного числа граждан России, исповедующих другие (не православную) религии, создает меж-
конфессиональную напряженность, что отрицательно влияет на формирование российского патриотизма и дружбы народов.
НАЦИОНАЛИЗМ - это идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другими, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигание национальной вражды, недоверия и конфликтов [4. С. 195-197]. Национализм широко распространен во всем мире, проявляется в общественной жизни практически всех стран, но приобретает особую опасность в многонациональных странах.
Национализм может выступать в облике расизма, фашизма, шовинизма, апартеида. Он проявляется и как национализм малых народов, и как проводник насильственной ассимиляции, и как национальная ограниченность, замкнутость, обособленность.
Национальное самосознание и национализм - явления противоположные. В то время как национализм ведет к национальной розни и отчуждению, национальное самосознание ищет и находит пути сближения и сотрудничества, ибо оно возвышается над индивидуальными и групповыми интересами, формируется из потребностей национального прогресса. Национальное самосознание доходит до понимания того, что источником национального прогресса являются не только строго национальные ценности, внутренние потенции саморазвития, но и интернационализация и обусловленные ею интеграционные процессы и сотрудничество наций.
ШОВИНИЗМ - крайняя форма национализма державной нации, занимающей главенствующее положение в государстве. Он направлен на порабощение других наций, их дискриминацию в экономической, политической, культурной жизни. Шовинизм выступает и как проводник насильственной ассимиляции малых народов. Он пропагандирует и насаждает в сознание людей представления о превосходстве и исключительности державной нации, о ее особых прирожденных качествах. Идеология
Психолого-педагогические науки •••
шовинизма нацелена на возвеличение господствующей нации, дискриминацию других наций, демонстрацию «примитивизма» их культур и национальных черт.
РАСИЗМ - система антинаучных взглядов, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые обречены быть объектами эксплуатации. АПАРТЕИД обозначал крайнюю форму расовой дискриминации, существовавшую в ЮжноАфриканской Республике (ЮАР) до мая 1994 года - до победы на выборах черного большинства и избрания Нельсона Манделы президентом южноафриканцев. Расизм находит свое воплощение и в форме фашизма. ГЕНОЦИД - одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения, народов по расовым, национальным, религиозным, политическим мотивам.
ФАШИЗМ - это крайняя форма национализма. Он возник в 20-30-е годы ХХ века в Италии и Германии, существовал в отдельные периоды в Испании, Греции, Португалии, Аргентине, Бразилии, Чили, Японии, Южной Африке. Фашизм был побежден во Второй мировой войне и осужден как политический режим и идеология нацизма. В наши дни происходит его возрождение в ряде государств. Существенной чертой фашистской идеологии является крикливая демагогия с целью маскировки ее истинного содержания. Идеология фашизма - это воинственный расизм, шовинизм и антидемократизм, возвеличивание тоталитарного государства. В идеологии фашизма различаются высшие и низшие нации. В современных условиях фашизм принимает новое обличье, стремясь отгородиться от фашистских движений прошлого. Говоря о современном фашизме, чаще всего употребляют термин неофашизм.
19
АНТИСЕМИТИЗМ - одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Он является разновидностью националистической, расистской идеологии. Отличие антисемитизма от иных форм национализма, прославляющих «свой» народ и презирающих все «чужие», состоит только в том, что акцент он делает на ненависть и на гонения одного «чужого», семитского, народа - евреев. Чудовищные формы приобрел антисемитизм в расистской пропаганде и преступных деяниях гитлеровских фашистов, которые использовали миф о «всемирном заговоре» как дымовую завесу для прикрытия своей политики завоевания мирового господства [4. С. 25].
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТА-
НИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ включает в себя:
1) сообщение индивиду или группе знаний о человеческом сообществе, о народах, расах и религиях мира, основных правах и свободах человека; о Российской Федерации - Родине населяющих ее народов, общности их жизненных интересов, российском гражданстве и свободе совести;
2) организацию эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждения:
а) воспитание национального, общенационального (республиканского, регионального), российского (гражданско-патриотического) и общечеловеческого чувств;
б) формирование национального,
общенационального (республикан-
ского, регионального), российского (гражданско-патриотического) и общечеловеческого сознания;
3) организацию позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций и рас, представителями различных конфессий, этнических и языковых групп; воспитание умений и навыков преодоления личностно-психоло-гических барьеров в межнациональном общении, конфликтной ситуации;
4) формирование высоконравственной мотивации поступков и поведения учащихся в процессе их обще-
20
Известия ДГПУ, №2, 2009
ния с людьми различных национальностей, рас, конфессий.
Из данного выше определения видно, что организованное воспитание предполагает прежде всего передачу обучающимся системы знаний о фактах, явлениях, понятиях, принципах, законах.
Эти знания, получаемые учащимися в учебном процессе, в специальных беседах, почерпнутые из жизненных ситуаций, содействуют выработке представлений и понятий, суждений и убеждений о нормах культуры отношений между народами, людьми разных наций и рас, верующими различных конфессий. Убеждения - это результат глубоко усвоенного знания, прошедшего не только через мысль, но и через чувства и волю детей. Убеждения не передаются, а создаются. Говоря другими словами, убеждения - это не простая сумма знаний о нормах культуры отношений людей и народов, точнее сказать, не их понимание, а то, что пережито, прочувствовано, и служит руководством к поступкам и поведению человека. Убеждения выступают как наиболее совершенное выражение сознания личности, ее отношения к родному и другим народам, многонациональной Родине, людям своей и иной национальности, согражданам и человеческому сообществу, к культуре своего и других народов, общечеловеческим ценностям.
Поэтому очень важно воспитать у детей национальные, общенациональные, гражданско-патриотические чувства (законную национальную и общенациональную гордость, любовь к родному краю и многонациональной Родине; уважение к национальному достоинству людей, к их культуре, языкам, традициям, историческому прошлому; солидарность с народами и расами мира, уважение к человеческому сообществу). Следует заботиться также о том, чтобы у молодежи не возникали отрицательные чувства (национальная спесь, зазнайство и высокомерие, чувство национального превосходства, ведущие к шовинизму и расизму).
При организации воспитательного процесса важно учитывать, что национальное чувство развивается вместе с развитием национального самосознания (осознание человеком своей национальной принадлежности). В национальном сознании отражается национальная жизнь людей на двух уровнях: а) теоретический уровень, или уровень национальной идеологии (учения, концепции, теории); б) житейский, обыденный уровень (национальная психология, эмоции, чувства, настроения). Национальное сознание на уровне национальной психологии формируется порой на основе чувств, эмоций, возникающих из случайных событий, встреч, обид, анекдотов и т.д., под воздействием этих эмоций и формируется отношение к людям иной национальности, их культуре. Национальное чувство - одно из глубочайших человеческих чувств, которое является сплавом нравственных, эстетических, интеллектуальных
чувств, вкусов и привычек (любовь и неприязнь, гордость и унижение, высокомерие и скромность, гуманизм и эгоизм и др.). Однако национальное чувство и сознание не исчерпываются лишь отношением ко всему родному, национальному. Они входят в систему общенациональных, гражданско-патриотических, общечело-
веческих чувств и сознания.
При определении общего подхода к сознанию и чувствам важно руководствоваться положением социальной психологии о том, что переживание -одна из существенных черт сознания и одно из его свойств. Отсюда следует сознание не только знание, но и переживание. Сознание актуализируется на эмоциональном и рациональном уровнях.
Важнейшей частью процесса воспитания является выработка умений, навыков и привычек культурно вести себя в многонациональной среде, строить свои отношения с людьми разных наций и религий, подготовка молодежи к межнациональному общению, в котором проявляются цивилизованные поступки и поведение людей.
Примечания
Психолого-педагогические науки
• ••
21
1. Здерева Г. В. «Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников». Педагогика. 2004. №7. 2. Материалы круглого стола // Педагогика . 2000. №5. 3. Национальные отношения. Словарь / Под ред. В. Л. Калашникова. М., 1997. 4. Политологический энциклопедический словарь, М., 1993. 5.Филонов Г. Н. «О культуре межнационального общения» // Педагогика. 1999. №2.
УДК 371.035.6
Статья поступила в редакцию 28.05.2009 г.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИМВОЛИКИ РОССИИ
©2009 омаров О.Н.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье раскрывается актуальность патриотического воспитания средствами государственной символики России. Определены основные направления этой деятельности, обоснованные законодательно, условия воспитания патриотизма средствами государственных символов России и их аспекты. Раскрываются компоненты патриотического воспитания учащейся молодежи средствами государственной символики России. Даны критерии этой деятельности и способы выявления ее результативности.
The author of the article reveals the urgency of the patriotic education by means of state symbols of Russia. He determines the main trends of this activities, motivated legislatively, conditions of the development of patriotism by means of state symbols of Russia and their aspects. The components of the student’s patriotic education by means of state symbols of Russia are revealed. They criteria of these activities and the ways of finding its results are given.
Ключевые слова: государственная символика, герб, гимн, флаг, патриотизм, учащаяся молодежь.
Keywords: state symbols, state emblem, hymn, flag, patriotism, students.
Начало XXI века в России ознаменовано не только экономическим кризисом, отбросившим страну к уровню производства и потребления конца 1950-х годов, но и упадком общественной морали, прогрессирующей интеллектуальной и духовной деградацией населения. Само понятие «воспитание» было подвергнуто забвению, что обусловило кризис и в системе образования, где воспитанию учащейся молодежи практически не уделялось внимания.
Воспитание, являясь социальной функцией, обеспечивает общественное развитие посредством передачи новым поколениям социально-
исторического опыта в соответствии с целями и интересами определенных классов и социальных групп. От понимания приоритетов воспитательной работы зависит эффективность решения задач во всех сферах жизни: социальной, экономической, политической. Необходимость патриотического воспитания учащейся