И.Н. Платонова,
доцент кафедры мировой экономики и МВКО
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РОССИИ
реди наиболее значимых результатов реформирования российской экономики можно выделить сверхинтенсивное формирование, для "вновь возникающих рынков" (emerging markets), национальной финансовой инфраструктуры.
Структуризация валютного рынка России, как и каждой страны, в период существенных экономических преобразований во многом зависит от политики государственного регулирования экономики, от степени вмешательства государственных органов в валютно-кредитные и финансовые отношения, которое реализуется через валютное регулирование, направленное в первую очередь на поддержание стабильного валютного курса и выравнивание платежного баланса страны, на создание благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных инвесторов.
Практическое исчерпание экономических мер, направленных на последовательное проведение антиинфляционной монетарной политики, с одной стороны, и достаточно жесткая связанность российского правительства обязательствами по монетарным параметрам перед МВФ — с другой, заставляют в сегодняшних условиях все больше внимания уделять регулятивным методам воздействия на банковские и кредитные институты.
Известно, что институциональный сектор в финансовой сфере России имеет национальный характер, поскольку формировался без существенного влияния извне, в отличие от того, как это было в других странах с переходной экономикой, в некоторых из которых копировались хрестоматийные модели западных кредитно-финансовых структур.
Большинство российских финансовых институтов первоначально развивалось по пути собственных проб и ошибок, что не могло не привести к тому, что наряду с процессом регистрации новых банков постоянно происходил отзыв лицензий. Так, если к 1 января 1995 г. количество зарегистрированных банков превысило 2500, то через
год их число сократилось до 2295, а к концу 1996 г. имелось
2008 банков*, из них значительная часть — 823 банка — находились в Москве. За 1996 г. количество банков и их филиалов сократилось на 9%, а число кредитных учреждений с уставным фондом свыше 20 млрд руб. (до деноминации) хотя и удвоилось, но их доля на финансовом рынке не превысила 10%. Большая доля (61,5%) на рынке кредитно-финансовых услуг приходится на мелкие банки с уставным фондом до 5 млрд руб., а банки с уставным фондом 5-20 млрд руб. составляют 29,2% (Финансовые известия. 1997. 22 апреля).
Одной из наиболее регулируемых сфер банковской деятельности является функционирование на валютном рынке. Это вполне оправданно не только значимостью внутреннего валютного рынка страны для структурной перестройки, для макроэкономической и финансовой стабилизации, но и адекватным включением российских коммерческих банков в работу на мировых валютных рынках.
Политика валютного регулирования реализуется через определенный механизм, сочетающий в себе как экономические методы, так и меры нормативно-правового характера, направленные на валютные ограничения и валютный контроль участников валютного рынка, среди которых выделяются отечественные и иностранные кредитнофинансовые институты.
Переход от государственной монополии на внешнеторговую деятельность и государственной валютной монополии к либерализации внешней торговли потребовал создания адекватной валютнофинансовой системы. В условиях централизованной экономики регулирование и распределение валютных поступлений от реализации продукции между отраслями осуществлялось государственными органами — такими, как Госплан, Госбанк, Минфин. Вся банковская система была представлена несколькими государственными специализированными банками.
Отправной точкой в процессе демонополизации государства в сфере внешнеэкономической деятельности в начале рыночных реформ стал Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации", а основным нормативным документом, способствовавшим формированию валютного рынка, был закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г.
* Ныне их насчитывается около 1680.
Этот закон имел принципиальное значение, поскольку в нем были четко сформулированы такие ключевые понятия, как "валютные ценности", "резиденты" и "нерезиденты", "текущие валютные операции" и "валютные операции, связанные с движением капитала", то есть общепринятые категории для валютного законодательства большинства стран, являющихся членами Международного валютного фонда.
Так, например, из понятия "валютные ценности" были исключены банковские платежные документы в рублях, приобретенные за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту (к примеру, дорожные чеки Внешторгбанка СССР в рублях со свободной конверсией и т.п.).
К валютным ценностям были отнесены иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и пр.), фондовые ценности (акции, облигации), долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, жемчуг.
В международной практике в перечень валютных ценностей, как правило, включаются все те активы, которые продаются и покупаются на валютных и денежных рынках. А драгоценные металлы и драгоценные камни являются объектом торговли особых рынков, регулирование которых осуществляется специфическими законами и не попадает под действие валютного законодательства.
По мере того как на российском финансовом рынке стали появляться новые виды ценных бумаг (золотые сертификаты Минфина РФ, валютные облигации Внешэкономбанка), возникла необходимость уточнить, являются ли эти ценные бумаги валютными ценностями и попадают ли они под действие валютного регулирования?
Признание облигаций ВЭБ валютными ценностями и регулирование всех операций с ними осуществляется согласно специальному письму Центробанка РФ № 87 от 13.4.94 г. "О порядке осуществления на территории РФ операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа". В сделках с этими ценными бумагами между резидентами может использоваться иностранная валюта, а нерезиденты могут приобретать их за рубли, но исключительно за счет средств со счетов типа "И", которые могут открываться только в уполномоченных российских банках. Другой вид ценных бумаг — золотые сертификаты Минфина РФ, которые в соответствии с письмом Центробанка № 88 "О порядке осуществления на террито-
рии Российской Федерации операций с золотыми сертификатами Минфина Российской Федерации выпуска 1993 года" не относятся к валютным ценностям и покупка и продажа их может оплачиваться только в рублях, даже если в сделке участвует нерезидент, который должен использовать средства с рублевых счетов любого вида.
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" определил круг действий с иностранной валютой, которые можно отнести к "валютным операциям", в частности:
> операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, включая операции, предполагающие использование в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
> ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
> осуществление международных денежных переводов.
По своему содержанию валютные операции подразделяются на текущие и операции, связанные с движением капитала.
Текущие валютные операции предусматривают переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов по экспортно-импортным сделкам, не превышающим 180 дней, инвестиций и проч. В перечень текущих валютных операций включаются также операции, связанные с куплей-продажей товарно-материальных ценностей, услуг, валютных ценностей, реализацией прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предполагают предоставления или привлечения заемных средств. По валютному счету проходят также и операции неторгового характера (переводы заработной платы и другие аналогичные операции).
Валютные операции, связанные с движением капитала, включают в себя:
• инвестиции, в том числе приобретение и продажу ценных бумаг;
• привлечение и размещение средств на счетах во вклады;
• предоставление и получение кредитов;
• финансовые операции, исполнение которых через определенный срок предусматривает платеж или переход права собственности на валютные ценности.
Перечень валютных операций, связанных с движением капитала, был расширен согласно письму ЦБ РФ от 25 октября 1994 г.; к ним были отнесены:
> операции, связанные с приобретением зданий, сооружений, земли и иной находящейся на территории иностранных государств недвижимости или прав на указанную недвижимость (включая права пользования и распоряжения недвижимостью на сроки, проистекающие из договоров о купле-продаже, так называемых "таймшеар");
> регистрация компаний в странах с льготным налогообложением; сюда относятся и "оффшорные зоны";
> покупка акций, так называемые портфельные инвестиции;
> внесение взносов в уставные капиталы иностранных предприятий;
> открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации;
> предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
> предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг.
Однако если речь идет о такой операции, связанной с движением капитала, как вклад зарубежной фирмы-учредителя в уставный капитал нового предприятия на российской территории, то действие Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" не распространяется на нерезидентов, функционирующих на внутреннем рынке России. Своим письмом от18.7.96 г. № 12-1-0-3/4475 Банк России разъяснил, что не требуется разрешения Банка России при осуществлении нерезидентом прямых инвестиций в уставный капитал создаваемого юридического лица, если взнос в уставный капитал совершается нерезидентом путем:
а) зачисления иностранной валюты на текущий валютный счет со-учредителя-резидента;
б) продажи иностранной валюты соучредителем-резидентом на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
в) зачисления полученной от продажи рублевой выручки в уставный капитал создаваемого юридического лица-резидента.
Покупка нерезидентами акций российских эмитентов в качестве вклада в уставный капитал не предусматривает получение ими какого-либо разрешения или лицензии от Центрального банка РФ. При этом приобретение акций иностранным инвестором может происхо-
дить не обязательно путем передачи акционерному обществу денежных ресурсов в иностранной валюте или рублях, но и в обмен на товарно-материальные ценности, технологию, оборудование, "ноу-хау".
В свою очередь предприятия-резиденты все валютные операции, связанные с движением капитала, в соответствии с нормативными документами ("Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденные письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. № 352; письма Центробанка РФ № 12-3с-10/7392 от 31 января 1995 г. и № 12-86 от 24 февраля 1995 г.) могут осуществлять только на основании лицензии Центрального банка РФ.
В сегодняшней ситуации иностранные инвесторы получили возможность работать на внутреннем рынке государственных ценных бумаг через те уполномоченные банки-резиденты, которым предоставлено на это право в соответствии с Указом Президента РФ от 16.5.96 г. № 721 "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля" и инструкцией Банка России от 26.7.96 г. № 45 "О специальных счетах в валюте РФ типа "С".
Однако для покупки корпоративных ценных бумаг российских эмитентов нерезиденты должны искать российских посредников, поскольку предприятию-резиденту необходимо получить соответствующую лицензию Центробанка РФ, что занимает достаточно продолжительный период времени и требует значительного документарного обоснования, связанного с дополнительными расходами.
В условиях формирования рыночных отношений Центральный банк России предпринял очень важный шаг, направленный на либерализацию некоторых видов валютных операций, отменив ряд валютных ограничений. В соответствии с приказом Центробанка России № 0294 от 24.4.96 г. "Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" стало возможно осуществлять целый ряд валютных операций, затрагивающих интересы резидентов юридических и физических лиц, без разрешения Банка России. Особо следует выделить такие операции, как:
> получение резидентами, не являющимися коммерческими организациями, в безналичном порядке на их валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований;
> переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса, а также получение резидентами от указанных страховщиков сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых премий и страховых выплат с учетом требований законодательства Российской Федерации о страховании;
> переводы резидентами иностранной валюты в пользу нерезидентов в оплату подписок на иностранные периодические издания;
> переводы резидентами иностранной валюты в пользу нерезидентов в оплату за обучение и лечение физических лиц; при этом оплату расходов физических лиц могут осуществлять любые резиденты (физические и юридические лица), в том числе не являющиеся получателями услуг по обучению и лечению.
Этим же Положением была легализована такая операция, связанная с движением капитала, как покупка гражданами России недвижимости за границей без специальной лицензии.
С созданием в начале 90-х годов двухуровневой банковской системы монопольное право Внешэкономбанка СССР на ведение валютных счетов, совершение сделок с валютными ценностями и ведение банковского обслуживания расчетов в иностранной валюте было рассредоточено между коммерческими уполномоченными банками. Ряд коммерческих банков получили генеральные лицензии, дающие право проводить валютные операции на мировом и внутреннем валютном рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках (без ограничения количества). Гораздо большее число банков получили расширенную валютную лицензию, дающую право иметь корр. отношения с шестью иностранными банками.
Банки с внутренней валютной лицензией стали работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний при условии открытия корр. счетов в ВЭБ или любом другом банке, имеющем генеральную лицензию. С 1993 г. Центробанк России расширил полномочия внутренней валютной лицензии; банки, имеющие ее, получили возможность устанавливать прямые корреспондентские отношения с бывшими загранбанками СССР, такими, как "Моснарбанк" (Лондон, Сингапур), "Эйробанк" (Париж), "Ост-Вест Хандельсбанк" (Франкфурт), "Донау-банк" (Вена), "Ист-Вест Юнайтед банк" (Люксембург), "Русский коммерческий банк" (Цюрих).
В соответствии с телеграммой Центробанка РФ № 147-94 от 30 мая
1994 г. были внесены изменения в порядок выдачи лицензий на
проведение банковских операций в иностранной валюте. С 1 июля того же года валютные лицензии с правом открытия корр. счетов в иностранных банках выдаются коммерческим банкам при наличии у них собственных средств (капитала) в размере, эквивалентном 1 млн ЭКЮ, однако затем было принято решение Центробанка России об увеличении минимального уставного капитала для вновь регистрируемых коммерческих банков со 100 млн до 2 млрд руб. (к 1 января 1999 г. капитальная база коммерческого банка должна соответствовать 5 млн ЭКЮ).
Однако сопоставление совокупного собственного капитала 200 крупнейших банков России, который на 1 января 1997 г. составил 88,6 трлн руб. (до деноминации), с капиталом одного из крупных банков мира, такого, например, как Bank of Tokyo-Mitsubishi, насчитывающим 24 млрд дол., позволяет предположить, что только небольшое число российских банков сможет выполнить требование Банка РФ по увеличению капитала до 5 млн ЭКЮ. В этой связи было принято решение с 1 января 1999 г. ограничить деятельность банков с капиталом от 1 до 5 млн ЭКЮ операциями на внутреннем рынке. Им будет запрещено открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.
Создание двухуровневой банковской системы явилось существенной предпосылкой к формированию внутреннего рынка России. На основе операций между уполномоченными банками и между уполномоченными банками и Центральным банком сформировался, можно сказать, "оптовый" валютный рынок, на котором должны формироваться обменные курсы валют. Операции между уполномоченными банками и клиентами создали возможность для развития "розничного" валютного рынка, что отражает первые шаги на пути к формированию децентрализованного валютного рынка, к преодолению пока еще сохранившегося высокого уровня его централизации.
Усилением воздействия Центрального банка на валютный курс можно считать введение механизма скользящей привязки рубля к доллару в соответствии с прогнозируемыми оценками изменения уровня инфляции. При этом валютный курс рубля должен несколько отставать, выполняя роль своеобразного якоря, сдерживающего рост цен. Известно, что подобные меры использовались в ходе реформирования экономики таких стран, как Чили, Польша, Израиль.
Регулирование валютного курса в контексте макроэкономических преобразований является одновременно и частью антиинфляционной политики Центрального банка РФ, нацеленной на структурную
перестройку экономики России. Начало ее положило введение в мае
1995 г. фиксированного валютного коридора в рамках 4300 — 4900 руб. за доллар, а затем переход в первой половине 1996 г. к новым значениям валютного коридора в рамках 4550 — 5150 руб. за доллар в качестве вынужденной меры, которая и в 1997 г. (так же, как и в 1998 г.) продолжала использоваться в интересах российских производителей-экспортеров.
Однако уже летом 1997 г. начала складываться достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, стали очевидны определенные позитивные результаты макроэкономической политики прошедшего года. Впервые было достигнуто сокращение дефицита федерального бюджета с использованием неинфляционных методов. Произошла постепенная стабилизация цен. Была снижена ставка рефинансирования и по ломбардным кредитам до 21% годовых. Золотовалютные резервы к октябрю 1997 г. составили 24 млрд дол., что превысило общепринятый в мировой практике уровень, равный трехмесячному объему импорта.
Но в том же октябре 1997 г. в условиях глобализации финансовых рынков, частью которых стал рынок ценных бумаг России, кризис, начавшийся в Юго-Восточной Азии, не обошел стороной российский финансовый рынок. Поскольку только на рынке ГКО вложения нерезидентов составили к этому времени около 15 млрд дол., то возможность выполнения перед ними обязательств и соотношение их потенциальных требований с государственными валютными резервами создали риск девальвации рубля.
Результатом мер Центрального банка по стабилизации валютного рынка явилось сокращение золотовалютных резервов России в середине января 1998 г. до 16 млрд дол., а также введение с 1 января этого года курса доллара на российском рынке на уровне 6200 руб. (до деноминации) плюс-минус 15% в день. И хотя формально валютный коридор был сохранен, но фактически это означало отказ от сохранения прежнего направления валютной политики, поскольку курс доллара на ММВБ не может изменяться больше, чем на 10% за одни торги.
Еще одной важной мерой Банка России, направленной на стабилизацию национальной валюты, явилось повышение ставки рефинансирования с 21% (11 ноября 1997 г.) до 28%, а затем (2 февраля 1998 г.) еще в 1,5 раза, то есть до 42% годовых, с одновременным увеличением с 6 до 9, а затем и до 11% резервных требований по привлеченным банками средствам в иностранной валюте. Однако такая
мера, как повышение ставки рефинансирования, имеет двойственный результат. Для иностранных инвесторов она должна повысить привлекательность российского денежного и финансового рынков, но при этом свидетельствует об ухудшении экономической ситуации в стране и может явиться одной из причин снижения кредитного рейтинга страны ведущими рейтинговыми агентствами мира. Для отечественных производителей возможность воспользоваться и без того дорогими кредитами коммерческих банков сводится практически к нулю. Поэтому понижение ставки рефинансирования 17 февраля 1998 г. первоначально до 39%, а в середине марта даже до 30% годовых было слишком маленьким, чтобы вернуть заинтересованность национального инвестора к кредитам российских банков.
Присоединение России к 8-й статье устава Международного валютного фонда, предусматривающей введение полной конвертируемости рубля по текущим операциям, было важным шагом на пути регулирования валютного рынка, позволявшим привлечь в Россию более дешевые иностранные кредиты и инвестиции.
По мнению специалистов ряда западных стран, в условиях, когда зарубежные банки обязаны создавать резервы от суммы предоставляемого России кредита иногда в 100%-м размере, неконвертируемость рубля создавала ситуацию для валютного риска, который в свою очередь выступает как фактор, сдерживающий инвестиции. И естественно, введение конвертируемости в этом случае может рассматриваться как часть механизма привлечения инвестиций в Россию.
Однако такая форма привлечения иностранных инвестиций, как размещение их на российском рынке государственных ценных бумаг, в условиях финансового кризиса конца 1997 г., когда нерезиденты попытались одновременно вывести свои капиталы с российского рынка, могла бы сыграть негативную роль в развитии не только внутреннего финансового, но и валютного рынков. Поэтому действиям иностранных инвесторов Банк России противопоставил решение об изменении правил участия нерезидентов в торгах российскими гособлигациями, ограничив максимальную доходность, которую смогли получить иностранцы от вложений в ГКО-ОФЗ, почти вдвое — с 9% до 5%. Эта мера была очень своевременной, поскольку позволяла несколько снизить темпы ухода нерезидентов с рынка государственных ценных бумаг. Теперь для них курс покупки долларов значительно повысился, а для того, чтобы вывести деньги с российского рынка, им стало необходимо заключить форвардный контракт на покупку валюты со сроком исполнения не ранее чем че-
рез месяц. Таким образом, был создан механизм постепенного вывода денег нерезидентов с российского валютного рынка, поскольку, чтобы купить валюту по более выгодному курсу, нерезиденты должны были подождать минимум до начала декабря или заключить форвардный контракт на два месяца.
Эти меры позволили избежать тех событий, которые в четвертом квартале 1997 г. развивались в странах Юго-Восточной Азии примерно по такому сценарию — обвал на фондовом рынке, быстрый и массовый отток средств нерезидентов, атака на национальную валюту, паника среди местного населения и предпринимателей и как результат — девальвация ряда валют.
И хотя отток иностранного капитала с рынка государственных долговых обязательств в форме ГКО-ОФЗ за период октябрь 1997 г. — январь 1998 г. оценивался в 1,3 млрд дол., а с рынка корпоративных ценных бумаг — около 3 млрд дол., можно отметить, что выбранная политика регулирования позволила преодолеть сложившуюся ситуацию (Финансовые известия. 1998. 26 февраля).
Правильность направления проводимых монетарными властями мер по стабилизации ситуации на валютном рынке подтверждает то, что объем золотовалютных резервов Банка России чуть вырос и достиг 17,8 млрд дол., из которых 4,9 млрд дол. составили запасы золота. В марте 1998 г. несколько увеличилось предложение иностранных капиталов на рынке государственных ценных бумаг, что также свидетельствовало о некоторой стабилизации на финансовом рынке. Однако уже в мае ситуация резко ухудшилась, что заставило в очередной раз применить экстренные меры — повысить ставку рефинансирования первоначально до 50%, а к концу месяца до 150%; правда, уже в первых числах июня произошло ее снижение до 60%. На этом фоне удорожание внутренних кредитных ресурсов и проблематичность получения более дешевых средств от западных банков, а также потери от переоценки ценных бумаг и дополнительное перечисление средств в фонд обязательных резервов существенно понизят ликвидность банков.
Сейчас уже очевидно, что переструктурирование активов и пассивов займет у банков значительное время. Это показал кризис банковской системы в августе 1995 г., который привел к тому, что у большинства банков резко снизилась ликвидность, вплоть до временной потери платежеспособности по своим обязательствам, включая текущие налоговые платежи, в том числе и клиентов. И хотя в результате некоторые банки избежали банкротства, возник феномен ле-
гального "перекладывания" невыполненных обязательств банков перед клиентами на бюджет. Это выражалось в том, что хотя средства списывались с клиентских счетов, но они не проводились по корр. счетам, а оседали в "отстойниках" или по счетам "ностро" в других банках, которые также были неплатежеспособны. Такие действия привели к ощутимому недополучению федеральным бюджетом значительных налоговых поступлений и, как следствие, усилению бюджетного дефицита, покрытие которого заставило Правительство РФ перейти в итоге от безынфляционных методов к инфляционному финансированию и ужесточению регулирования валютного рынка.
События на мировом финансовом и валютном рынках в конце 1997 и первой половине 1998 г. еще раз подтвердили, что в условиях глобализации мировых рынков страны с развивающимися рынками должны больше внимания уделять проблемам их регулирования и вхождения в мировой рынок, частью которого они становятся.
Ю